Консультация для молодых педагогов на тему «Эффективные принципы взаимодействия с родителями»
консультация

Мутина Мария Валентиновна

Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. И это требует от педагогов определенных усилий. И педагог, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx23.53 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для молодых педагогов

 на тему «Эффективные принципы взаимодействия с родителями»

Воспитатель: Мутина М.В.

Учреждение: МБДОУ «Д/с № 5 «Теремок»

Территория: ГО ЗАТО Комаровский

Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. И это требует от педагогов определенных усилий. И педагог, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.

           Основные задачи взаимодействия с родителями являются:

- установить партнерские отношения с семьей каждого;

- объединить усилия для развития и воспитания детей;

-создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

- поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

          Принципами взаимодействия с родителями являются:

Доброжелательный стиль общения.

           Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагога с родителями. В общении с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к школе в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

Индивидуальный подход

           Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Педагог, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение.

Сотрудничество, а не наставничество

            Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

Готовимся серьезно

            Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж педагога в целом.

                  Уважаемые педагоги, помните:

 - Не выносите суждений..

- Не поучайте. Не подсказывать решения. Нельзя навязывать собеседнику свою собственную точку зрения и «учить жизни» родителей, так как фразы «На Вашем месте я бы…» и им подобные ущемляют самолюбие собеседника и не способствуют процессу общения.

- Не ставьте «диагноз». Необходимо помнить, что все фразы  должны быть корректны. Категоричные высказывания - «Ваш ребенок не умеет себя вести», «Вам нужно обратиться по поводу отклонений в поведении вашего сына (дочери) к психологу» всегда настораживают родителей и настраивают против вас.

- Не выпытывайте. Нельзя задавать родителям вопросы, не касающиеся педагогического процесса, так как излишнее любопытство разрушает взаимопонимание между семьей и детским садом.

- Не разглашайте «тайну».

- Не провоцируйте конфликты.

Существует много форм и методов взаимодействия с семьёй это:

ФОРМЫ

  • Наглядная агитация
  • Педагогический всеобуч
  • Родительские собрания (составляются на весь год , использование слайд-шоу, видео-роликов. Консультации, лекции (по запросам родителей)
  • Беседы (по проблемам родителей)
  • Праздники и развлечения совместные с родителями
  • Выставки по сезонам
  • Мини-музеи
  • Рекомендации
  • Советы, поручения (на заданную тему)
  • Семейный клуб
  • Конкурсы
  • Совместная трудовая деятельность
  • Праздники в семье (видеоролики, фотовыставки о семейных праздниках, альбомы)
  • Персональный родительский день (вопросы родителей)
  • Альбомы-эстафеты
  • Круглый стол (решение наболевших проблем родителей)
  • Мастер-классы
  • Творческие отчеты педагога с детьми для родителей
  • Анкетирование и тестирование родителей, опрос, беседы с членами семьи
  • Тренинги  (привлечение специалистов)
  • Экскурсии
  • Фото - выставки для родителей
  • Литературные гостиные, КВН

Что же должен знать и уметь современный педагог в работе с родителями, каким он должен быть????

Уметь преодолевать психологические барьеры общения с родителями, осуществлять индивидуальный подход к ним в процессе общения.

Владеть методами изучения семьи и образовательных потребностей родителей.

Уметь прогнозировать результаты развития ребёнка в семье, определять оптимальные пути его развития.

Уметь ориентироваться в информации, отбирать необходимые для собственной работы с родителями, оценивать эффективность применяемых родителями методов воспитания детей в семье.

Уметь конструировать программу деятельности с родителями, отбирать содержание и методы её осуществления, моделировать ход и характер предстоящего общения с родителями.

Уметь организовывать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями, осуществлять педагогическое руководство и оказывать им действенную помощь.

Коммуникативные умения и навыки педагога:

Устанавливать контакт с родителями,

 понимать их, сопереживать им, проявлять к ним внимание,

предвидеть результаты общения, возможные трудность;

управлять своим поведением,

 предупреждать и педагогически грамотно решать конфликтные ситуации;

проявлять гибкость в общении с родителями;

создавать в процессе общения  с родителями атмосферу совместного творчества;

Владеть этикетными нормами речи и поведения;

Организовывать содержательное общение с родителями;

 Осуществлять индивидуальный подход на основе знания их конкретных  особенностей.

 

Возможны споры, разногласия. Важно, чтобы они не помешали дальнейшему сотрудничеству.

Реализация индивидуального подхода. Педагог не демонстрирует свою всесильность, а доверительно сообщает о своих сомнениях, затруднениях, советуется с родителями и прислушивается к ним. На это стадии вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных в том числе и на перевоспитание ребенка.

Совершенствование педагогического сотрудничества. Готовые рецепты не предлагаются, тщательно анализируется процесс совместной деятельности. Это стадия развития педагогического сотрудничества, где идет реализация единых педагогических воздействий. Инициатором всех контактов является педагог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для молодых педагогов" Эффективные принципы взаимодействия с родителями"

       Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных...

Консультация «Эффективные принципы взаимодействия с родителями»

Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. И это требует ...

"Эффективные принципы взаимодействия с родителями", Н.А.Негода, МБДОУ № 20

Представлены 5 различных способов взаимодействия с родителями....

Эффективные принципы взаимодействия с родителями

Консультация для молодых педагогов на тему «Эффективные принципы взаимодействия с родителями»...

"Эффективные принципы взаимодействия с родителями", Н.А.Негода, МБДОУ №20

Представлены принципы взаимодействия с родителями....

«Эффективные принципы взаимодействия с родителями»

Консультация для молодых педагогов на тему...