ПРОЕКТ «Методическое сопровождение как условие развития профессиональной компетентности педагогов дошкольной группы»
проект

Игнатьева Марина Федоровна

Целенаправленная методическая работа с педагогами является эффективным ресурсом повышения качества обучения.

Одним из важнейших направлений деятельности, в  условиях модернизации в системе образования, является развитие кадрового потенциала.

Необходима такая модель организации методического сопровождения, которая бы способствовала раскрытию творческого потенциала каждого педагога, нацеливала коллектив на непрерывное развитие, профессиональный рост.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_metodicheskoe_soprovozhdenie.docx76.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

 Катковская средняя  общеобразовательная школа

 группа дошкольного образования

ПРОЕКТ

«Методическое сопровождение

как условие развития

профессиональной компетентности педагогов дошкольной группы»

Старший воспитатель

Игнатьева М.Ф.

КАТКОВО 2023г.

Введение

Актуальность

Современный этап развития общества, сложные экономические условия, выдвигают на первый план одну из важнейших задач – всестороннее развитие способностей, воспитание активной, смелой, творческой личности. Очевидным является то, что толчок к наиболее полному развитию и использованию творческого потенциала каждого человека необходимо дать еще в дошкольном детстве. Развивать в детях способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, открывать что-то новое, способность к гибкому, глубокому осознанию своего опыта, главная задача педагогов.

Современное образование находится на новом этапе развития – идёт модернизация. Ориентация на человека и его потребности, создание в дошкольных учреждениях условий, обеспечивающих всестороннее развитие личности ребёнка и педагога, мотивация на творческую совместную деятельность - такова суть организации процесса на личностно – ориентированной основе, которая является главной линией в современной системе образования.

Целенаправленная методическая работа с педагогами является эффективным ресурсом повышения качества обучения.

Только профессионально подготовленный, высокоинтеллектуальный, активно действующий, творческий педагог, понимающий особенности развития дошкольников, может и обучить – дать знания, закрепить способ действия, и воспитать – формировать и развивать личностные качества, всесторонне  гармоничную, творческую личность.

Методическое сопровождение – это процесс, направленный на разрешение  актуальных для педагога проблем профессиональной деятельности, включающей актуализацию и диагностику существующих проблем, информационный поиск возможного пути решения проблемы, консультации на этапе формирования индивидуальных образовательных маршрутов.

Главное в методическом сопровождении – оказание реальной, действенной помощи педагогу. Это специальный комплекс практических мероприятий, базирующихся на достижениях передового, педагогического опыта и направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого педагога.

Одним их важнейших направлений деятельности, в условиях модернизации в системе образования, является развитие кадрового потенциала. Меняются ориентиры взаимодействия с детьми «нового времени», что предъявляет высокие требования к системе подготовки педагогических кадров, способных не только создать условия, обеспечивающие эффективность и качество работы с ребенком дошкольного возраста, но и выстроить с ним конструктивное взаимодействие.

 Перед педагогами дошкольного образования встает непростая задача – учить и развивать воспитанников в соответствии со стандартами, но не забывать об индивидуальности и развитии личности каждого малыша, что остается главной целью реализации ФГОС.

Понятие компетентности педагога понимается нами как ценностно-смысловое отношение к целям и результатам педагогической деятельности, выражающееся в осознанном выполнении профессиональных функций. И это особенно ценно, учитывая, что такая позиция воспитателя - не врожденное качество, она формируется под влиянием всей образовательной окружающей среды, в том числе и в процессе дополнительного профессионального образования, направленного на изменение внутреннего мира, определяющего осознанность действий воспитателя детского сада.

Необходима такая модель организации методического сопровождения, которая бы способствовала раскрытию творческого потенциала каждого педагога, нацеливала коллектив на непрерывное развитие, профессиональный рост. Эти задачи являются основными в работе старшего воспитателя на современном этапе, от них во многом зависит успешность развития учреждения, его социальный статус.

Цель проекта:  разработка системы  методического сопровождения, направленной  на развитие профессиональной компетентности педагогов.

Задачи проекта:

1.Разработать модель методической работы в дошкольной группе, способствующую повышению профессиональной компетентности педагогов по вопросам организации воспитательно-образовательного процесса в условиях современной системы дошкольного образования.

        2. Создать         педагогические         условия,         способствующие развитию профессиональной         компетентности         педагогов дошкольной группы.  

3.Определить систему диагностики, критерии и показатели оценки уровня  личностной и профессиональной готовности в соответствии с новыми целями и задачами образования.

4.Организовать взаимодействие дошкольной группы с родителями в вопросах воспитательно-образовательного процесса для повышения профессиональной  компетентности педагогов.

Проект: долгосрочный, нормативный

Проблема:

  1. Недостаточный уровень профессиональной  компетентности педагогов в дошкольной группе;
  1. Низкий уровень мотивации и психологической готовности педагогов к инновационным изменениям в современном образовании;
  2. Неумение педагогов осознать и определять свои профессиональные  возможности и находить им применение в работе со всеми участниками образовательного процесса;
  3. Не умение самообразовываться и работать с научной литературой и новыми техническими средствами.

Гипотеза:

  • Правильно организованная модель системы методической работы в дошкольной группе обеспечит постоянный профессиональный рост   компетентности педагога.
  • Развитие профессиональной компетентности педагогов будет способствовать  повышению качества дошкольного образования.

Задачи методической работы:

  1. Повышение уровня качества образования воспитанников дошкольной группы при МКОУ Катковская СОШ и общего уровня профессиональной компетентности педагогов;
  2. Организация работы по изучению новых, актуальных нормативно-правовых документов, их проектированию, апробации и внедрению в образовательный процесс;
  3. Обогащение и обновление содержания образовательного процесса новыми педагогическими технологиями, формами и методами;
  4. Организация системы педагогического самообразования и оказания всесторонней методической помощи каждому педагогу на основе диагностики и разнообразных форм;
  5. Включение каждого педагога в творческий поиск и организация инновационной деятельности педагогического коллектива в современных условиях.

Ресурсное обеспечение проекта:

Ресурсы

Наличие

Способ получения ресурса

1. Материально-техническое обеспечение проекта

Наличие законодательных нормативных документов.

В дошкольной группе  имеется оборудование: компьютер, принтер, видео- и аудиотехника, проектор, методическая и энциклопедическая литература, разнообразный демонстрационный и дидактический материал. В группе разнообразная пространственно-развивающая среда:

Использование Интернет ресурсов

(поиск необходимой информации)

2. Трудовые ресурсы

Имеющийся опыт, мотивированность и теоретическая подготовка педагогов - на основе которых и будет выстроена работа.

Использование дистанционных форм повышения квалификации кадров.

Выступление педагогов по теме полученных знаний в дошкольной группе МКОУ Катковская СОШ. Возможно обучение педагогов на дистанционных семинарах и организация трансляции их опыта.

Использование Интернет ресурсов

3.Информационные ресурсы

Имеется выход в Интернет, стационарная и сотовая телефонная связь, электронная почта.

Официальный сайт МКОУ Катковская СОШ

Регулярность работы с сайтом, электронной почтой.

Основная часть проекта

Анализ имеющихся практик

Как правило, работа с педагогами строится узкопрофессионально, рассматривается с позиции передачи воспитателям некоторой новой суммы психолого-педагогических знаний (о социальной ситуации развития, зоне ближайшего развития, деятельностном подходе и т.д.). При этом почти не затрагиваются вопросы воздействия педагогов на самих себя. Последствия такого положения дел: преобладание формального перехода на новые стандарты, неумение понять индивидуальность воспитанников, отсутствие навыков конструктивного взаимодействия с детьми, родителями, коллегами,  администрацией, несформированные навыки саморегуляции. В связи с этим основным приоритетом в работе с педагогами должно быть создание условий для полноценного раскрытия и реализации потенциала их личности.

В дошкольной группе  реализуется система мероприятий по повышению профессиональной компетентности педагогов, через проведение педагогических советов, методических мастерских, открытых мероприятий и т.д. Проводится система самооценки профессиональной деятельности. Однако введение в действие новых законодательных актов, регламентирующих реализацию ФГОС ДОУ,  требует глубоких конструктивных изменений в деятельности группы дошкольного образования. Анализ актуального состояния образовательной среды в аспекте кадрового обеспечения выявил недостаточный уровень инициативности и участия педагогов в районных, всероссийских, региональных конкурсах; неумение педагогов осознать и определять свои профессиональные возможности и находить им применение в работе со всеми участниками образовательного процесса.

Для определения уровней профессиональной компетентности необходимо использовать методы: наблюдение, анкетирование, беседы, тестирование, самоанализ. По результатам мониторинга будет составлена сводная карта оценки уровней профессиональной компетентности и профессионально-значимых качеств педагогов. Все критерии отнесены к определённым параметрам, таким как результативность деятельности педагога, уровень знаний педагога, наличие умений, способностей и др. По окончании мониторинга будет выведен уровень компетентности каждого педагога: низкий, средний или высокий.  Данный мониторинг позволяет решить задачу: выявить проблемные зоны, составить план работы.  

Для диагностики уровня развития профессиональной компетентности педагогов можно использовать следующие методики:

  1. Анкета для выявления затруднений педагогов и специалистов.

2.«Диагностика уровня профессиональной компетентности педагогов ДОО» (автор Т.В. Лаврентьева).

Для формирования мотивации профессионального совершенствования мы выделили следующие мотивы: мотивы успеха, профессиональных затруднений, материального благополучия, профессионального признания, карьерные мотивы.  

Реализация данного проекта повлечет за собой изменения требований к качеству и эффективности дошкольного образования на основе построения новой модели методического сопровождения педагогов дошкольной группы при МКОУ Катковская СОШ.

Описание проекта

Готовность педагогов дошкольного образования к профессиональной деятельности в современных условиях представляет собой взаимосвязь трех компонентов:

  • Мотивационно-личностный: установка на педагогическую деятельность с детьми в новой идеологии, переориентация педагога на личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия.
  • Содержательный компонент: освоение педагогом профессионально-значимых знаний, адекватных содержанию профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО.
  • Деятельностный компонент: овладение педагогом профессионально-значимыми умениями, необходимыми для профессиональной деятельности.

Новые образовательные стандарты (ФГОС) сегодня определяют состояние педагогической деятельности. Такие образовательные стандарты формируют социальный заказ, соответственно перестраиваются и требования  к самой системе образования. Значительные изменения в современном мире, принятия решений при возникновении вопросов, при этом современный человек должен проявлять гибкость и креативность, уметь существовать в состоянии неопределенности, применять навыки эффективной коммуникации. Главная задача современного воспитателя – подготовить воспитанника, который будет обладать таким набором знаний, умений и навыков, которые позволят ему уверенно чувствовать себя и быть самостоятельным.

В настоящее время возросла потребность в воспитателе, способном творчески обновлять содержание своей деятельности, применяя достижения науки и педагогического опыта. В связи с этим изменяются функции методического сопровождения, обеспечивающего деятельность воспитателя, модернизируются подходы к организации методической работы, которая должна сегодня в большей степени направляться на изучение опыта педагогов, оказание им методической помощи, как старшим воспитателем, так и опытными педагогами.

Поэтому основными задачами методической работы являются:

1. Повышение эффективности методической работы с педагогами с целью повышения их профессионализма и творческого роста, что включает:

-  анализ педагогической деятельности в целом, изучение возможностей и потребностей педагогов, определение перспективы деятельности (анкетирование педагогов и родителей; самоанализ по выполнению программы, анализ годового плана, педагогическая диагностика);

- выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта педагогов;

- обучение педагогических кадров, повышение их квалификации;

- подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса;

- координация деятельности педагогов,

- определение наиболее эффективных форм и методов работы с педагогами

(анкетирование педагогов; таблица трудового участия педагогов);

- оценка успешности, личностный самоанализ педагогов.

2. Повышение уровня воспитательно-образовательной работы, с целью совершенствования её качества и повышения результативности способствует:

- анализ качества работы с целью создания условий для обеспечения позитивных изменений в развитии личности воспитанников через повышение профессиональной компетентности педагогов;

- анализ удовлетворенности родителей, определение состояния воспитательно-образовательной работы;

- разработка целостной системы организации образовательного процесса, ориентированной на стратегию развития МКОУ Катковская СОШ;

- оценка индивидуального уровня развития детей.

Задачи тесно взаимосвязаны, так как повышение профессионализма педагогов напрямую сказывается на результате и качестве образовательной работы с детьми.

Структура методического сопровождения педагогов предполагает комплексную реализацию форм сопровождения, выбор зависит от особенностей и запросов субъекта, от конкретной ситуации и педагогического события.

Старший воспитатель использует комплекс форм сопровождения:

поддержка, помощь, диалог, консультирование, наставничество, сотрудничество, со-творчество, со-управление, стимулирование, вдохновение. Такое разнообразие форм методического сопровождения на современном этапе помогает удовлетворить актуальные профессиональные потребности педагога и обеспечить условия для включения его в творческий поиск.

В методическом сопровождении педагогов старший воспитатель ориентируется на следующие принципы работы:

- деликатный контроль;

- индивидуализация и дифференциация рабочего процесса;

- поддержка педагога на каждом этапе;

- конструктивный диалог;

- работа в паре;

- справедливая очередность;

- помощь в карьерном росте.

В основе процесса сопровождения выделяются 4 этапа (психологическая концепция профессионализма по мнению Аэлиты Капитоновны Марковой): диагностика, информация о методах решения проблемы, консультация на этапе принятия решения, помощь на этапе реализации.

На этапе диагностики определяются профессиональные потребности и затруднения педагогов. Для этого методист изучает учебно-методические комплексы, посещает занятия, проводит собеседования с педагогами и анкетирование.

Диагностическая карта отражает все параметры деятельности педагога. Занесение в такую карту данных позволяет самому педагогу контролировать этапы своих достижений по различным направлениям, отслеживать процесс накопления необходимого материала для обобщения и распространения своего опыта, повышения квалификации, определения тематики самообразования.

На втором этапе сопровождения педагога составляется план дальнейшей работы. Составление плана работы предполагает организацию работы по повышению квалификации, для этого старший воспитатель составляет отдельный план для более четкого отслеживания работы по курсовой переподготовке воспитателей, которая предполагает разные формы:

- обучение на курсах;

- самообразование;

- участие в методической работе в дошкольной группе, района;

- участие в конкурсах, фестивалях, олимпиадах на уровне района, области, федерации.

План по самообразованию и представлению передового педагогического опыта составляется педагогами самостоятельно, учитывая свои возможности, свой накопленный опыт.

Целью третьего этапа является реализация деятельности педагога, оказание помощи педагогу путем использования активных методов и форм повышения квалификации.

В методическом сопровождении для педагогов предлагаются различные формы систематического обучения с учетом стажа профессиональной деятельности, профессиональных интересов и выявленных проблем. Для презентации и распространения опыта работы организуются ярмарки, конференции, круглые столы, дискуссии, выставки, конкурсы, смотры. Для начинающих педагогов организуется Школа педагогического мастерства.

На четвертом контрольно-оценочном завершающем этапе методического сопровождения происходит отслеживание результатов профессиональных умений педагогов через опросы, анкетирование родителей, коллег, бесед с детьми.

Анализируются результаты контрольной диагностики, обобщаются итоги работы, обеспечивается прогнозирование методического сопровождения на следующий период.

Результатом методического сопровождения в дошкольной группе МКОУ Катковской СОШ должно явиться становление индивидуальной, авторской, высокоэффективной системы педагогической деятельности, когда каждый педагог овладеет умением осуществлять проблемный анализ (видеть не только свои достижения, но и недостатки в своей работе) и на основе его данных моделировать планировать свою деятельность, получать намеченные результаты.

Этапы реализации проекта:

1 Этап. Организационно-подготовительный (сентябрь – ноябрь)

Цель: Создание информационных, научно-методических, организационных и кадровых условий для реализации проекта «Методическое сопровождение педагогов как условие развития профессиональной компетентности педагогов дошкольной группы».

Задачи:

  • диагностировать  педагогические трудности и проблемы в профессиональной компетентности воспитателей (анкетирование педагогов, изучение опыта работы, посещение занятий и мероприятий);
  • совместно разработать индивидуальный маршрут развития профессиональной компетентности воспитателей, в зависимости от результатов оценки  состоянии профессиональной компетентности (план самообразования);
  • провести промежуточные диагностики и самодиагностики становления профессиональной компетентности воспитателя, внесение корректив в методическое сопровождение;
  • разработать модель методического сопровождения педагогов дошкольного образования (определение путей совершенствования методической работы с педагогами).

 2 Этап. Основной (декабрь - апрель)

Цель: реализация модели методического сопровождения педагогов для развития профессиональной компетентности педагогов дошкольной группы.

Задачи:

  • координировать  работу по самообразованию педагогов;
  • организовать обучающие семинары, мастер-классы для педагогов дошкольной группы;
  • подобрать курсы повышения квалификации для педагогов с целью устранения дефицитов профессиональной деятельности;
  • оказать помощь, поддержку, сопровождение  и коррекцию индивидуальной траектории профессионального развития педагога;
  • организовать работу по разработке методических пособий;
  • координировать работу педагога в подготовке к участию в конкурсах, фестивалях на районном и международном уровне;
  • оказать помощь воспитателям по представлению педагогического опыта на педсоветах, методических объединениях,  опубликовать разработки на персональном сайте педагогического работника;
  • разработать систему мониторинга развития профессиональной компетентности педагогов.

3 Этап. Заключительный (май)

Цель: Анализ результатов работы.

Задачи:

  • проанализировать результаты  контрольной диагностики профессиональных достижений педагогов;
  • оценить эффективность реализации модели методического сопровождения; 
  • запланировать дальнейшую работу по развитию профессиональной компетентности педагогов дошкольной группы, определить пути совершенствования методической работы.

В результате реализации проекта:

  • Созданы условия для профессионального роста педагогов;
  • Создана система  методического сопровождения, направленная  на развитие профессиональной компетентности педагогов;
  • Апробирован комплекс диагностической методики по развитию уровня  личностной и профессиональной готовности педагогов в соответствии с новыми целями и задачами образования.
  • Организовано взаимодействие дошкольной группы с родителями в вопросах воспитательно-образовательного процесса для повышения профессиональной  компетентности педагогов;
  • Расширены возможности и потребности педагогов в повышении своей профессиональной компетентности за счет использования разных форм повышения квалификации;
  • Повышение качества образования.

Критерии оценки эффективности результата:

- Возрастание мастерства педагогов;

- Участие педагогов в мероприятиях, муниципальных, региональных, федеральных, международных;

- Публикация в социальной сети;

- Удовлетворенность родителей.

Возможные риски и способы их снижения

Возможные риски

Способы снижения рисков

Нежелание педагогов принять новое

Загруженность педагогов в повседневной деятельности, большая нагрузка для работы дома

Большие интеллектуальные и энергетические затраты. Отсутствие опыта у молодых педагогов.

Формализм.

Не все родители активно помогают педагогу в воспитательно-образовательном процессе.

Стимулировать активных участников инноваций

Повышение мотивации

 

Повышение профессионализма

Оформить наглядный стенд «Родители, активные участники жизни в детском саду»

Заключение

Мотивация педагогов к профессиональному и творческому росту во многом определяет успешность и результативность методической работы. Её назначение – создание коллектива единомышленников, увлечённых новой педагогической идеей, заинтересованных в конечных результатах.

Мотивация возможна при постоянном отслеживании и стимулировании достижений педагогов, при результативной творческой деятельности и при создании положительного микроклимата в коллективе.

Эти задачи и призвана решить новая модель методического сопровождения через разнообразные нестандартные формы работы с педагогами, дифференцированные по уровням сложности, привлечение опытных педагогов к наставничеству, создание системы мониторинга педагогической деятельности, включающую педагогический анализ, коррекцию педагогической деятельности и планирование по результатам.

Разработанный алгоритм работы   по данной модели позволяет:

  • планировать конкретную, реальную работу, основанную на социальных запросах и потребностях педагогов, исходящую из анализа конечных результатов;
  • активизировать инициативность педагогов, содействовать рождению инноваций;
  • повышать эффективность и качество методических мероприятий.

Таким образом, профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, основным ее источником являются обучение и субъективный опыт. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию. Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.

Список использованных документов и источников информации

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  3. Атмахова Л. Новые подходы, квалификация, мастерство. Методическая служба как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ. // Дошкольное воспитание. 2014. № 4. С. 24 – 31.  
  4. Афонькина Ю.А. Мониторинг профессиональной деятельности педагога ДОУ: диагностический журнал/ Ю.А. Афонькина. –

Волгоград: Учитель, 2013. -115 с.

  1. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы. Творческий центр. М., 2008.
  2. Вершинина Н.Б, Суханова Т.И. 2008. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду: справочно-методические материалы. – Волгоград: Учитель.
  3. Волобуева Л. М., Мирко И. А. Активные методы обучения в методической работе ДОУ // Управление Дошкольным Образовательным Учреждением. - 2010. - № 6( 32). - С. 70-79.  
  4. Жеребятьева С. В. Модель совершенствования профессионального мастерства педагогов. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2010. - № 10. – с. 5-15. 
  5. Казаркина Л. В. Педагогические объединения в ДОУ. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2010. - № 9. – с. 1628.
  6. Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением/ Т.П. Колодяжная. - М.: Просвещение,

2010. – 124 с.

  1. Кудрявцева А.И. Педагогическое проектирование как метод управления инновационным процессом в ДОУ/ А.И. Кудрявцева, Е.Л.Горлевская//Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.) Пермь: Меркурий, 2011. - С. 80-84.
  2. Лукьянова М.И. Профессиональная компетентность педагога: теоретический анализ понятия. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2015. № 1. С. 15 – 21.
  3. Майер А.А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2007. № 1. С. 8 – 14.
  4. Микляева Н.В. Диагностика и развитие профессионального мастерства педагогов ДОУ: методическое пособие/ Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. – М.: Айрис-Пресс, 2008. – 144 с.

15.Урмина И.А., Данилина Т.А. «Инновационная деятельность в ДОУ», Линка-пресс, - Москва, 2009

 

Интернет-источники:

  1. http:kuzminaalena.bloqspot.com
  2. http:pedgazeta.ru
  3. krasniyyar-sch2.schsite.ru
  4. http://dob.1september.ru/2005/21/9.htm

Приложение №1

Дорожная карта проекта

Тема: «Методическое сопровождение как условие развития

профессиональной компетентности педагогов дошкольной группы».

Цель проекта:  разработка системы  методического сопровождения, направленной  на развитие профессиональной компетентности педагогов.

Задачи проекта:

1.Разработать модель методической работы в дошкольной группе, способствующую повышению профессиональной компетентности педагогов по вопросам организации воспитательно-образовательного процесса в условиях современной системы дошкольного образования.

        2. Создать         педагогические         условия,         способствующие развитию профессиональной         компетентности         педагогов дошкольной группы.  

3.Определить систему диагностики, критерии и показатели оценки уровня  личностной и профессиональной готовности в соответствии с новыми целями и задачами образования.

4.Организовать взаимодействие дошкольной группы с родителями в вопросах воспитательно-образовательного процесса для повышения профессиональной  компетентности педагогов.  

 Этапы

Сроки

Планируемые мероприятия в рамках каждого этапа

Основные задачи

Ожидаемые результаты

Основные методики

 Организационно-подготовительный

Сентябрь - ноябрь

Анкетирование педагогов, изучение опыта работы, посещение занятий и мероприятий;

составление индивидуального маршрута развития профессиональной компетентности воспитателя

Самооценка состояния профессиональной педагогической компетентности как основание для построения личностно-ориентированного управления самореализацией. 

Выявление содержания образователь-

ных потребностей и степени заинтересован -ности педагогов 

Анкетирование самооценка педагогов 

 Изучение нормативной

базы и литературы

 

Повышение знаний педагогов

Самообразова-

ние и обсуждение

Разработка и составление ИППР (индивидуального плана профессионального роста)

План по самообразова-нию

Беседы, консультации, деловая игра, обмен мнениями

Формулирование концепции профессиональной поддержки

педагогических кадров 

Ознакомление педагогов с проектом Корректировка проекта (возможна)

Анализ условий

реализации,

оценочный и

диагностичес-

кий анализ 

Основной

 

Декабрь - апрель

Обучающие семинары,

мастер-классы; курсы повышения квалификации; работа в  творческой группе, наставничество;

участие в конкурсах;

выступления на педсоветах, РМО;

публикации

Разработка нормативной базы

Локальные акты

 

Изменение позиций педагогов по отношению к собственному опыту и опыту коллег.

Ознакомление с передовым пед. опытом

Пед. Час, просмотр периодических изданий, обмен мнениями;

Изучение опыта педагогических разработок в интернет ресурсах

Разработка плана Школы молодого педагога, выбор наставников.

План ШМП

Анкетирование

Повышение квалификации  педагогов с целью устранения дефицитов профессиональной деятельности

Профессиональ- ный рост педагога

Дистанционное обучение, самообразова-ние

Организация работы творческой группы по оснащению РППС

Разработка  дидактических пособий

Творческая мастерская,  «мозговой штурм», рефлексия

Мотивация педагогов к развитию адекватного представления о собственной деятельности и профессиональной мобильности, необходимой для самореализации в профессии.

Распростране-  ние позитивного педагогичес-

кого опыта

Круглый стол (обсуждение проблемы роста профессиональ ной компетент-

ности, анализ данных)

Знакомство педагогов с «моделью идеального педагога».

Представления педагогов о современном образовании, создание мотивацион-

ной основы

самореализа-

ции  

 Деловая игра, обмен мнениями,

посещение семинаров –практикумов, методических объединений

 Координация  работы по самообразованию педагогов

Повышение

профессионали

зма, методического мастерства

Консультации, тренинги, семинары-практикумы, деловая игра, практические показы, обсуждения

Организация работы по индивидуальным планам-проектам роста и совершенствования мастерства педагогов.

Повышение

профессиона-

лизма, методического мастерства

Методические рекомендации

Подготовка педагогов  к участию в конкурсах,  онлайн - олимпиадах, фестивалях на районном и международном уровне

Профессиональный рост, проверка педагогических знаний

Самообразова-ние

Просвещение педагогов по оформлению творческого педагогического труда.

 Повышение знаний педагогов

Обучение педагогов способам оформления опыта, консультации, рекомендации, беседы, памятки

Представление педагогического опыта

Выступления на РМО, публикации на сайтах педагогических работников

Обучение педагогов способам оформления опыта

Заключи-тельный

Май

Контрольная диагностика профессиональных достижений педагогов.

Неделя профессиональ-ного мастерства.

Анализ результатов деятельности и прогнозирование развития.

Отчёты педагогов о результатах работы.

Защита индивидуальных планов-проектов роста и совершенствования мастерства педагогов.  

Оценка эффективности реализации модели методического сопровождения.

Планирование дальнейшей работы по развитию профессиональной компетентности педагогов дошкольной группы, определить пути совершенствования методической работы.

Публичные представления педагогичес-

кого мастерства

Системный анализ ИППР, самоанализ педагогов, заполнение опросных листов

Неделя профессиональ ного мастерства (ярмарка идей, мастер-класс, презентации предметно-развивающей среды, пед.

совет)

Приложение №2

Анкета для выявления затруднений педагогов.

п/п

Вопросы для педагогов

да

Иногда/

частично

нет

1

Довольны   ли   Вы        уровнем вашей профессиональной компетентности?

2

Связываете ли Вы свои трудности с тем, что

недостаточно глубоко владеете теоретические основами детской педагогики и психологии?

3

Возможно, Ваши затруднения связаны с тем, что Вы

овладели        не        всеми        способами,        методами,        приемами активизации воспитанников?

4

Вызывает ли у Вас затруднение планирование

- образовательной деятельности

- работы с родителями (законными представителями)

5

Вызывает ли у Вас трудности при подборе наиболее

эффективных форм для организации деятельности воспитанников?

6

Применение разнообразного дидактического материала

вызывает затруднение?

7

Считаете ли   Вы   целесообразным   углубить   свои   профессиональные   знания   по

вопросам:

внедрения инновационных педагогических технологий

методы и приемы развивающего обучения

анализ и оценка результатов своей деятельности и

деятельности воспитанников

8

Испытываете ли вы трудности:

при подборе материалов к образовательной деятельности

в планировании работы над каким - либо проектом

9

В какой методической помощи Вы нуждаетесь:

в семинарах по педагогике, практикумах

в индивидуальных методических консультациях

в        просмотре        совместной        деятельности        у        опытных

педагогов

в        выборе        способов        организации        самостоятельной

деятельности детей

создание благоприятного микроклимата в группе

10

Применяете ли Вы в своей работе педагогические

инновации

11

Владеете ли Вы средствами ИКТ

12

Применяете ли Вы в работе

здоровьесберегающие технологии

 

Приложение №3

Диагностическая карта профессионального мастерства педагога        ДОО

(Т. В. Лаврентьева)

Ф.И.О. педагога_______________________________________                   

Прошу Вас заполнить диагностическую карту.

Оцените, пожалуйста, Ваш уровень профессиональной компетентности:

3 балла – высокий показатель;

2 балла - показатель присутствует не в полной мере;

1 балл - присутствует в деятельности в меньшей мере;  

0 баллов - показатель отсутствует

Блок

Критерии

Баллы

1.Профессиональные        знания

1. Знаете ли Вы нормативно - правовых законов дошкольного

образования?

2.        Знаете        ли        Вы        концепций        воспитания        и        педагогические

технологии?

3. Знакомы ли Вы с содержанием основной образовательной

программы детского сада?

4. Знаете ли Вы психологические, педагогические основы обучения,

развития и воспитания дошкольников?

5. Знаете ли Вы проблемы преемственности между детским садом и

школой?

6. Знакомы ли Вы с программами и методиками развития ребенка?

7.        Знаете        ли        Вы        содержания        регионально        образовательного

компонента?

8. Знаете ли Вы формы, методы, средства и приемы взаимодействия с родителями (законными представителями)?

Педагогические умения

Обучающая функция:

1. Учитываете ли Вы индивидуально – дифференцированный

подход в воспитании и развитии ребенка?

2. Используете ли Вы в практической деятельности развивающие программы и методики, направленные на развитие и воспитание

ребенка?

3. Производите ли отбор оптимальных и эффективных форм,

методов, средств и приемов обучения и воспитания в соответствии с целями и задачами ООП?

4.        Выстраиваете        ли        Вы        педагогический        процесс        на        основе

результатов мониторинга развития ребенка?

5. Планируете ли процесс самостоятельного развития ребенка?

6.        Создаете        ли        условия,        направленные        на        поддержку

самостоятельного ознакомления ребенка с окружающим миром?

7. Используете ли Вы инновационные педагогические технологии

обучения        и        воспитания,        направленные        на        активацию познавательной деятельности?

8. Реализуете ли Вы индивидуальный подход в обучении и воспитании ребенка?

9. Владеете ли Вы разнообразными способами оценки детской

деятельности?

10. Владеете ли Вы способами поиска необходимой информации,

навыками её интерпретации?

Воспитывающая и развивающая функция:

1. Отбираете ли Вы содержание, формы и методы работы, Направленные на развитие личности: самостоятельности, ответственности, активности, индивидуальности, самоорганизации

и самоуправления?

2. Обеспечиваете ли Вы социальное взаимодействие между детьми

и взрослыми?

3. Строите ли Вы педагогический процесс с учетом

уровня личностного развития воспитанников?

Организационно-педагогическая функция:

1. Владеете ли Вы способами организации педагогического процесса в 3-х основных блоках: организационное обучение,

совместная и самостоятельная деятельность с детьми?

2. Владеете ли Вы фронтальными, подгрупповыми, парными и

индивидуальными формами организации детей?

Планово-прогностическая (планирующая) функция:

1.Умеете ли Вы сопоставлять собственное

планирование с программным содержанием и планами работы ДОО?

2.        Умеете        ли        Вы        формулировать        цели        и        систему        задач

воспитательно - образовательного процесса?

3. Умеете ли Вы отбирать формы, методы, средства и приемы в соответствии        с        программным        содержанием        и        возрастными

особенностями воспитанников?

4.        Умеете        ли        Вы        осуществлять        межпредметные        связи        в

педагогическом процессе?

5. Умеете ли Вы планировать воспитательно- образовательную

деятельность с детьми?

Коммуникативная функция:

1. Умеете   ли   Вы   находить   общий   язык   с   воспитанниками,

коллегами и родителями?

2.        Умеете        ли        Вы        находить        индивидуальный        подход        к

воспитанникам и другим людям?

Диагностическая функция:

1. Владеете ли Вы методами педагогического мониторинга?

2.        Используете        ли        результаты        мониторинга        развития (педагогического,   психологического,   медико   -   социального)   в

определении задач, содержания различных форм и методов работы

с воспитанниками

Исследовательская функция:

1. Вы ориентируетесь в научно-педагогической литературе по

вопросам воспитания, обучения и развития, оздоровления детей?

2. Выделяете ли проблему, её актуальность, цели, задачи и гипотезу исследования,        методику        экспериментальной        работы,

интерпретируете её результаты?

3. Разрабатываете ли Вы (или отбираете из существующих)

адекватные задачам исследования методику мониторинга?

4.        Анализируете        ли        Вы        результаты        своей        педагогической

деятельности?

5. Внедряете ли результаты научных исследований?

Аналитическая функция:

1. Умеете ли Вы определять степень достижения поставленных

целей на основе критериев оценки знаний, умений, навыков, отношения к окружающему миру и поведения детей?

2. Умеете ли Вы устанавливать причины слабости педагогических

воздействий, недостатки в своей деятельности?

3. Умеете ли Вы на основе анализа ставить новые цели и задачи

собственной деятельности?

Корректирующая функция:

1.Умеете ли Вы строить педагогический процесс с учетом

результатов образовательного мониторинга?

2. Умеете ли Вы разрабатывать индивидуальный образовательный

маршрут для каждого ребенка?

3. Умеете ли Вы управлять поведением и активностью детей?

Гностическая функция:

1.        Умеете        ли        Вы        строить        программу        профессионального

совершенствования и самообразования?

2. Умеете ли Вы анализировать, оценивать и корректировать свою

педагогическую деятельность?

3. Умеете ли Вы сопоставлять свой опыт с достижениями науки и

других педагогов?

4. Умеете ли Вы предвидеть последствия своих действий?

5.        Умеете ли Вы прогнозировать развитие тех или иных качеств

ребенка?

Итого баллов

Уровень:

За каждый показатель проставляются баллы и

высчитывается общая сумма показателей.

Если воспитатель набирает:

от 97 до 144 баллов - уровень педагогической компетентности  оптимальный;

от  49 до 96 баллов – уровень педагогической        компетентности  достаточный;

от 20  до 48 баллов – уровень педагогической        компетентности           критический;

менее 19 балла – уровень педагогической        компетентности  недопустимый.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО

В настоящее время отношение к детям с ОВЗ заметно изменилось: мало кто возражает, что образование должно быть доступно для всех детей без исключения, основной вопрос в том, как сделать так, чтобы ребе...

Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования в условиях современной действительности

В статье рассматривается профессиональная компетентность как интегративное качество современного педагога ДОУ. ...

Профессиональная компетентность педагога дошкольной образовательной организации в условиях современных требований

Профессиональная компетентность современного педагога ДОО определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и...

Опыт работы по теме:«Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации как условие повышения качества образования»

В работе раскрывается система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров....

Развитие профессиональной компетентности педагогов дошкольных групп ГБОУ «Школа № 842» как условие повышения качества образования детей дошкольного возраста.

В настоящее время педагоги дошкольных образовательных учреждений испытывают самые глубокие и стремительные перемены в своей педагогической деятельности за всю свою историю. Новая, современная система ...