«Контроль в деятельности ДОУ» План проведения тематической проверки в старшей группе ДОУ
методическая разработка

Горлова Шахноза Ибрагимовна

 «Контроль в деятельности ДОУ»

План проведения тематической проверки в старшей группе ДОУ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskiy_kontrol.docx34.92 КБ

Предварительный просмотр:

 «Контроль в деятельности ДОУ»

План проведения тематической проверки в старшей группе ДОУ

План проведения тематического контроля по проблеме «Эффективность образовательной деятельности по образовательной области

«Физическое развитие» (Старшая группа)

Цель тематического контроля: проанализировать эффективность работы физического развития и использование здоровьесберегающих технологий в старшей группе ДОО.

Задачи тематического контроля:

1. Выявить уровень знаний детей о способах сохранения собственного здоровья, умений   применять полученные

знания  в  самостоятельной  деятельности.

2. Изучить состояние воспитательно-образовательной работы  с детьми по проблеме, проанализировать систему использования здоровьесберегающих технологий в совместной деятельности с детьми и родителями, выявить  умение воспитателей творчески подходить к данному вопросу, используя нетрадиционные формы взаимодействия и сотрудничества с родителями.

3. Оценить условия (среду, режим, нагрузку, двигательный режим) пребывания детей в ДОУ по критерию «здоровьесбережение», дать оценку состоянию предметно-развивающей среды в  группах детского  сада, способствующей развитию  у детей умений и навыков, способствующих   здоровому образу жизни.

4.Определить перспективы деятельности педагогического коллектива по дальнейшему применению разнообразных видов здоровьесберегающих технологий в организованной образовательной  деятельности с детьми.

Программа тематического контроля:

№ п/п

Содержание контроля (основные вопросы)

Критерии оценки

Методы контроля

Исполнители

1

Уровень сформированности

представлений детей о ЗОЖ

• развиты основные двигательные качества (ловкость, гибкость, скорость, сила);

• сохраняет статическое равновесие (от 15 с), стоя на линии (пятка одной ноги примыкает к носку другой);

• подбрасывает и ловит мяч двумя руками (от 10 раз);

• прыгает в длину с места, приземляясь на обе ноги и не теряя равновесия;

• бегает свободно, быстро и с удовольствием, ловко обегает встречающиеся предметы, не задевая их;

• хорошо владеет своим телом, сохраняет правильную осанку;

• накапливается резерв здоровья (снижается частота заболеваний, они протекают сравнительно легко, чаще всего без осложнений);

• активен, хорошо ест и спит;

• владеет элементарными навыками здорового образа жизни (соблюдает правила личной гигиены, проявляет разумную осторожность в потенциально опасных ситуациях).

Дети с интересом выполняют физические упражнения, радуются успехам. Дети старшего возраста знают много подвижных игр, правила и ход игр.

1. Беседы с детьми старшего дошкольного возраста;

2. Создание проблемной ситуации по теме;

3. Наблюдение и анализ самостоятельной деятельности детей;

4. Наблюдение режимных моментов.

5. Открытый просмотр занятий по физической культуре

6. Беседа с детьми

(приложение №1)

Старший воспитатель, воспитатели

2

Оценка профессионального мастерства педагога

Педагог продолжает развивать и совершенствовать культурно-гигиенические навыки и содействует усвоению элементарных гигиенических знаний и основ здорового образа жизни.

В этой связи педагог:

• совершенствует ранее приобретенные детьми навыки; расширяет у детей объем знаний и представлений о здоровом образе жизни: одеваться по погоде, регулярно гулять, заниматься зарядкой, не нарушать режим;

• содействует выработке полезных привычек: учит детей следить за чистотой тела (напоминать ребенку о необходимости мыть руки после пребывания на улице, после посещения туалета, перед едой; ежедневно мыть лицо, шею, ноги), следить за опрятностью одежды, прически;

• организует закаливание детей с использованием различных средств: воздушных ванн, водных процедур, воздействием ультрафиолетовых лучей, с учетом их индивидуальных особенностей и состояния здоровья.

Ежедневно проводит физкультурно-оздоровительные мероприятия: утренняя гимнастика, гимнастика после сна, подвижные игры на прогулках, игры малой подвижности в группе, физкультурные занятия, соблюдается режим прогулок.

Педагог проводит щадящие формы закаливания: хождение босиком по массажным коврикам, воздушные ванны до и после сна.

Организация работы с частоболеющими детьми.

1. Открытый просмотр совместной образовательной деятельности с детьми, в режимных моментах.

2.  Анкетирование воспитателей

(приложение №2)

3. Наблюдение режимных моментов, анализ ОД

(приложение №3)

Старший воспитатель

3

Создание условий пребывания детей в группе

Соблюдение санитарно-гигиенического режима в группах

Мебель подбирается по росту и размещается с педагогической целесообразностью, что позволяет стимулировать двигательную активность детей.

В группах имеются физкультурные уголки, укомплектованные атрибутами для игр с прыжками (скакалки, обручи), для игр с бросанием, ловлей, метанием (кегли, кольцеброс, мячи, мешочки с песком), имеются ребристые дорожки, массажные коврики для профилактики плоскостопия.

В группах создаются условия для гигиенических процедур: поддоны для мытья ног; полотенца, имеется маркировка и списки детей на полотенца.

Дать оценку состоянию предметно-развивающей среды в группах детского сада, способствующей развитию у детей умений и навыков, способствующих здоровому образу жизни. (приложение №5)

Анализ санитарного состояния помещений группы

(приложение №4)

Старший воспитатель, инструктор по ФИЗО, медсестра

4

Взаимодействие с родителями

Способствовать повышению компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования детей, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития их индивидуальных способностей.

В группе достаточно информации о проводимых в ДОУ мероприятиях по здоровьесбережению.

Оформление наглядной агитации, наличие памяток и новых методов информирования родителей по данной теме.

1. Выявить умение воспитателей использовать различные формы взаимодействия и сотрудничества с родителями.

2. Анализ работы с родителями, наглядной информации по здоровьесбережению для родителей  (приложение №5)

Старший воспитатель

5

Календарно- тематическое планирование работы

педагога

Планирование строится в соответствии с темами недели, расписаны режимные моменты. Планируется индивидуальная работа с детьми по здоровьесбережению. В планах воспитательно-образовательной работы в группе прослеживаются годовые задачи детского сада;

Отражается работа с родителями по проблеме здоровьесберегающих методов;

прослеживается работа с частоболеющими детьми.

1. Анализ календарно- тематического планирования воспитательно - образовательной работы.

2. Взаимоконтроль совместной деятельности педагога с детьми (в режимных моментах).

Старший воспитатель


ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение №1

Опросник для детей старшего дошкольного возраста «Здоровый человек»

Цель: изучить особенности отношения детей к здоровью и мотивации здорового образа жизни, особенности знаний детей о здоровье человека.

Вопросы беседы:

1. Скажи, пожалуйста, как ты понимаешь выражение «здоровый человек»? Кого мы называем здоровым? У нас есть в группе такие дети?

2. Как по - твоему, быть здоровым – это хорошо или плохо? Почему?

3. А ты заботишься о своем здоровье? Расскажи, пожалуйста, как ты это делаешь?

4. Какие советы ты мне дашь, чтобы не заболеть?

5. Знаешь ли ты, что такое микробы? А как защищаться от них?

6. Как ты думаешь, опасно ли быть неряхой и грязнулей? Что может случиться с таким ребенком?

7. Ты считаешь себя здоровым ребенком? Почему ты так думаешь?

8. кого в вашей семье можно назвать здоровым? Почему ты так думаешь?

9. Делаешь ли ты и твои родители утреннюю зарядку? Гимнастику для глаз? Обливаетесь ли вы водой? Как ты думаешь, это вредно или полезно? Почему?

10.  Что такое вредные привычки и есть ли они у тебя? Какие вредные привычки есть в вашей семье?

11.  Знаешь ли ты, когда человеку бывает больно? Почему так происходит, как ты думаешь?


Критерии оценки:

Øналичие ответов на вопросы и решений предлагаемых ребенку диагностических игровых и проблемных ситуаций;

Øадекватность детских ответов решений;

Øполнота и глубина ответов, валеологическая эрудированность ребенка;

Øперенос имеющихся валеологических знаний и в решение проблемных и имитационных ситуаций;

Øактивность дошкольника в ходе беседы, интерес к ее содержанию.

Уровни знаний детей

Превосходный: ребенок уверенно владеет валеологическим содержанием беседы, проявляет активность в общении со взрослым, с интересом отвечает на вопросы и решает проблемные ситуации. На все вопросы по четырем разделам диагностики ребенок дает адекватные, исчерпывающие ответы, проявляя при этом валеологическую эрудированность и компетентность. Большинство ответов на вопросы позволяют ребенку продемонстрировать использование валеологических знаний, умений и навыков в реальной практике, в решении конкретных валеологических задач. Ребенок владеет усточивой мотивацией к здоровому образу жизни. Его представления, в общем, носят целостный характер.

Высокий: ребенок владеет валеологическим содержанием беседы, проявляет активность в общении со взрослым, с интересом отвечает на вопросы и решает проблемные ситуации. Практически на все вопросы по четырем направлениям диагностики: «Здоровый человек», «Знания о человеческом организме», «Ребенок в безопасном мире», «Я и другие люди» дает адекватные, однозначные и исчерпывающие ответы, часто проявляя валеологическую эрудированность. Некоторые ответы на вопросы ребенку позволяют продемонстрировать использованием валеологических знаний, умений и навыков в реальной практике, в решении конкретных валеологических задач. Ребенок мативирован к здоровому образу жизни. Его представления в общем носят целостный характер.

Средний: ребенок от части владеет валеологическим содержанием беседы, какие – то разделы позволяют ему проявляться активнее в общении с воспитателем, в решении проблемных ситуаций. Не на все вопросы по четырем направлениям диагностики: «Здоровый человек», «Знания о человеческом организме», «Ребенок в безопасном мире», «Я и другие люди» ребенок дает адекватные ответы, допускает ошибки, затрудняется отвечать. Часть ответов все же сопровождается детскими исчерпывающими комментариями, иногда проявляется валеологическая эрудированность. Это позволяет сделать вывод о валеологической избирательности ребенка, о разрозненности его представлений. Некоторые ответы на вопросы позволяют ребенку продемонстрировать использование валеологических знаний, умений и навыков в реальной практике, в решении конкретных валеологических задач. Ребенок обладает неустойчивой мотивацией к здоровому образу жизни.

Низкий: ребенок слабо владеет валеологическим содержанием беседы, какие – то разделы позволяют ему проявлятся активнее в общении с воспитателем, в решении проблемных ситуаций, но чаще активность ребенка инициирует педагог, поддерживая его интерес к разговору. На большинство вопросов по направлениям диагностики: «Здоровый человек», «Знания о человеческом организме», «Ребенок в безопасном мире», «Я и другие люди» ребенок дает неадекватные ответы, допускает множество ошибок, затрудняется отвечать или не отвечать совсем. Некоторые ответы дошкольника все же сопровождаются комментариями, попытками объяснить свою мысль. Развернутость конкретных ответов подчеркивает избирательность ребенка, разрозненность валеологических задач. Ребенок обладает неустойчивой мотивацией или не мотивирован к здоровому образу жизни. Не задумывается об этом.

Целенаправленное изучение переноса продемонстрированных ребенком валеологических знаний в жизненную повседневную практику осуществляется в процессе наблюдения за ребенком в естественных условиях пребывания в детском саду и в специально организованных условиях (например, в ситуации сюжетно – ролевой игры или проблемной ситуации). Результаты наблюдений позволят педагогу увидеть особенности валеологической компетентности своих воспитанников.


Приложение 2

Анкета для педагогов

Уважаемые коллеги! Просим вас ответить на вопросы данной анкеты. Ваши ответы помогут определить эффективность здоровьесберегающей деятельности в ДОУ и разработать стратегию обеспечения здоровья участников образовательного процесса в дошкольном учреждении.

 Анкетирование анонимное.

1.Как Вы считаете, « Основная образовательная программа» вашего ДОУ в полной мере реализует задачи здоровьесберегающей деятельности ? (нужное подчеркнуть)

Да     Нет    Свой ответ

2.Как Вы считаете, какие подходы в организации физического воспитания в вашем ДОУ необходимо улучшить? (проставьте номера в порядке важности и актуальности).

- психоэмоциональный комфорт участников образовательного процесса

- питание

- медицинское обслуживание

- двигательный режим

- закаливание

- работа с семьёй

- повышение квалификации кадров

- введение инноваций в области физического воспитания дошкольников

- воспитание гигиенической культуры

- организация двигательной деятельности

- воспитание ответственного и бережного отношения к своему здоровью.

4.Какие формы оздоровления проводите Вы в своей группе? (оцените их систематичность, проставив знак  Проводятся постоянно  «+» Провожу эпизодически  «+-» Не провожу «-»)

- гимнастика утренняя

- занятия по физическому воспитанию

- свободная двигательная активность

- комплексы упражнений после сна

- закаливание

- босохождение в помещении

- индивидуальная программа оздоровления

- допишите другое

5.Какие профилактические комплексы вы проводите в группе с детьми? Оцените их систематичность, проставив знак «+».

- гимнастика для глаз

- физкультминутки,  повышающие работоспособность

- дыхательная гимнастика, регулирующая функцию дыхания

- артикуляционная гимнастика, способствующая развитию активности артикуляционного аппарата

- корригирующая гимнастика для профилактики нарушений осанки

- комплексы упражнений на повышение выносливости организма.

6. Осуществление информационно-просветительской деятельности с детьми

 Ознакомление детей с правилами ЗОЖ и формирование навыков сохранения здоровья (отметьте нужное, проставив знак «+» напротив):

- проводится регулярно и в системе (отражено в плане)

- по плану

-эпизодически

-по ситуации

   

7. Осуществление информационно-просветительской деятельности с родителями

 Проведение бесед, консультаций с рекомендациями о ценностях здоровья и ЗОЖ. (отметьте нужное, проставив знак «+»)

 - на родительских собраниях

- регулярно по плану

-эпизодически

-по ситуации

- в индивидуальных беседах  

- размещение информации в «родительских уголках»

-публикации в СМИ  

- использую другие возможности (напишите)________________________________

 

8.Как Вы считаете, какие мероприятия более всего влияют на эффективность деятельности ДОУ по здоровьесбережению (отметьте нужное, проставив знак «+» напротив) - повышение профессиональной компетентности педагогов

- планирование здоровьесберегающей деятельности ДОУ

- контроль

- семинары

- практический обмен опытом

- поощрения

- наказания


Приложение№3

Карта контроля «Использование здоровьесберегающих технологий в режимных моментах»

Группа________________________________________________________

Воспитатель____________________________________________________

   

 

Режимные моменты

Технология

Примечание

Утренняя гимнастика

ОД

Прогулка

 Подготовка ко сну

Подъём


Приложение№5

Карта анализа работы с родителями

Группа________________________________________________________

Воспитатели____________________________________________________

 

Вопросы контроля

Темы

Родительские собрания

Консультации

Беседы

Наглядная пропаганда

Анкетирования

Совместная работа родителей и детей

Вывод____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение №6

Карта анализа предметно-развивающей среды центра спорта и здоровья в группе

Группа________________________________________________________

Воспитатели____________________________________________________

  1. Целесообразность размещения спортивного инвентаря в группе__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Соответствие размещенного инвентаря возрасту и уровню развития детей в группе.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Наличие игрушек и инвентаря, их видовое разнообразие в центре физической культуры_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. Наличие в группе наглядного материала, альбомов, иллюстраций, оборудования и эстетика преподнесения _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  5. Наличие схем-карточек для самостоятельной деятельности детей____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  6. Картотека подвижных игр, атрибуты к ним.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  7. Тренажеры к дыхательным, зрительным гимнастикам, пособия по развитию мелкой моторики, для профилактики плоскостопия.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Полифункциональность использования предметов (предметы-заместители)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Динамичность (изменчивость) среды_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Доступность всех предметов ребенку_____________________________________________________________________________________________________________________________
  4. Возможность включения ребенка в преобразование среды(трансформируемость)_________________________________________________________________________________________________________
  5. Безопасность используемого оборудования_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  6. Вариативность среды(периодическая сменяемость игрового материала (в связи с темой недель), появление новых предметов, стимулирующих игровую , двигательную деятельность___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  7. Методическое обеспечение по данному вопросу ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  8. вывод________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение №4

КАРТА контроля за выполнением санитарного состояния помещений группы

дата __________20__ года

Условные обозначения: 3- полное соответствие требованиям, 2 – частичное соответствие, 1- несоответствие требованиям

Вопросы оперативного контроля

Старшая группа

«______________»

Примечание

Соблюдение температурного режима в помещении        

Соответствие одежды детей и взрослых принятым нормам        

Соблюдение режима проветривания в помещении        

Соблюдение личной гигиены        

Чистота и порядок в помещении        

Выводы  и рекомендации

Примерные направления контроля

п.п.

Примерные вопросы контроля

Предлагаемые рабочие материалы

1

Мониторинг развития детей по проблеме

- Карта анализа занятия по ФЭМП в ДОУ (с точки зрения оценки деятельности детей)

2

Оценка профессиональной компетентности воспитателя по проблеме

- Карта анализа профессионального мастерства воспитателя и предметно развивающей среды по формированию у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений

- Карта анализа самообразования воспитателей

- Карта анализа занятия (с точки зрения деятельности воспитателя на занятии)

- Вопросник для оценки и самооценки профессионализма воспитателя

3

Оценка создания РППС в группе и на участке

Дидактические материалы и пособия в методическом кабинете

- Карта анализа профессионального мастерства воспитателя и предметной среды по  формированию у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений

4

Оценка планирования работы по проблеме

- Карта проверки плана воспитательно-образовательной работы по разделу «Формирование элементарных математических представлений»

5

Оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме

- Карта анализа наглядной информации для родителей по данному вопросу

- Вопросник для родителей «Математика для развития Вашего ребенка?»

- Выводы по результатам анкетирования родителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о проведенной тематической неделе в старшей группе на тему: "1 сентября"

Этот материал поможет воспитателям в своей работе....

Заметка о проведении тематического мероприятия в старшей группе, приуроченного к Дню Победы

Воспитывать чувство патриотизма следует уже с дошкольного возраста, чтобы подрастающее поколение знало, какой ценой досталась эта победа нашему народу, как берегли и защищали свою Родину наши прадеды ...