Проект "Разноцветный мир детства"
проект
Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности.
Для познания окружающего их мира детям приходит на помощь сенсорное воспитание, которое является одной из основных сторон дошкольного образования. Поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_raznotsvetnyy_mir_detstva.docx | 629.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №6 «Ласточка»
155250, г. Родники, Ивановской обл., мкр. Гагарина, 12
тел. (49336) 2-34-82
Проект
«Разноцветный мир детства»
Автор
– старший воспитатель
Круглова Наталья Евгеньевна
2022 - 2023 учебный год
Введение
Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности.
Для познания окружающего их мира детям приходит на помощь сенсорное воспитание, которое является одной из основных сторон дошкольного образования. Поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка.
Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы - это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в сенсорном воспитании детей, с помощью которого «строится» фундамент умственного развития, от которого будет зависеть успешность ребенка в школе и в дальнейшей жизни.
Проектом предусмотрен объект исследования, которыми выступают условия для сенсорного развития детей дошкольного возраста, предметом деятельности является разработка и использование наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду с целью накопления у детей сенсорного опыта, обогащения их мироощущения, повышения эмоционального тонуса, активизации положительных эмоций, связанных с восприятием явлений окружающего, возбуждения интересов, формирования потребностей.
Актуальность создания данного проекта состоит в том, что развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности, так как сенсорные способности детей закладываются в раннем возрасте. Дошкольники быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются к новой обстановке, лучше подготовлены к школе. В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения.
Сенсорное развитие ребенка – это формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания, которое формирует определенное звено сенсорной культуры. Но если усвоение данного опыта ребенком происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается: поверхностным, неполноценным. Поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни дошкольника.
Именно поэтому актуально становится разработка проекта по сенсорному развитию детей дошкольного возраста.
Воспитание современного ребёнка и систематическое развитие его сенсорных способностей - это приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольного образования и воспитания особенно в современных условиях, поскольку сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а общество нуждается в подготовке широко образованных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Новизна проекта. Процесс модернизации всей системы образования, предъявляет высокие требования к организации дошкольного образования, интенсифицирует поиск новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к процессу образования детей дошкольного возраста.
В свете нового восприятия реалий сегодняшнего дня возникает необходимость использования современных педагогических, инновационных, информационно-коммуникационных технологий образования, которые способствуют повышению качества, доступности и эффективности сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.
Это позволит формировать элементы логического мышления и развивать интеллектуальные способности детей, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также учитывая индивидуальные особенности детей, что делает обучение детей интересным, содержательным, ненавязчивым.
Гипотеза проекта. Если создать благоприятные условия для совершенствования деятельности органов чувств, для развития самостоятельной познавательной активности по накоплению представлений об окружающем мире, то будет расширяться кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, повышаться уровень компетентности родителей по сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста, родители будут проявлять интерес к организации совместной образовательной деятельности в детском саду.
Проблемы, существующие в ДОУ
• Недостаточно организована развивающая предметно-пространственная среда (РППС) в соответствии с ФГОС ДО, отсутствие центров сенсорики в группах.
• Педагоги недостаточно используют потенциал нетрадиционных, новых форм работы по сенсорному развитию.
• Низкий уровень представления родителей воспитанников о значении сенсорного развития для дошкольника. Недостаточное использование педагогами инновационных форм, направленных на поддержку образовательных инициатив родителей в области сенсорного развития дошкольников.
• Отсутствие методической базы и системы воспитательно- образовательной работы в ДОУ по организации сенсорного воспитания в соответствии с ФГОС ДО.
Отсюда вытекают цель и задачи проекта:
Цель проекта: Создание и внедрение в педагогический процесс модели взаимодействия детей, родителей, педагогов, сотрудников ДОУ по сенсорному воспитанию
Стратегическая цель: создание благоприятных условий для формирования и развития сенсорных представлений у детей дошкольного возраста.
Задачи проекта:
- Оптимизировать и систематизировать РППС.
- Создать условия, использовать разнообразные формы работы с обучающими, соответственно ФГОС ДО.
- Разработать мероприятия, направленные на активизацию родителей воспитанников ДОУ в реализации задач сенсорного воспитания.
- Создать методическую базу и систему воспитательно- образовательной работы в ДОУ по организации сенсорного воспитания в соответствии с ФГОС ДО.
Ожидаемые результаты проекта
- Оптимизирована и систематизирована развивающая предметно-пространственная среда, позволяющая развивать и совершенствовать все виды восприятия у дошкольников, созданы сенсорные уголки в группах.
- Педагоги используют в образовательной деятельности потенциал нетрадиционных, новых форм работы по сенсорному развитию.
- Повысился уровень представления родителей воспитанников о значении сенсорного развития для дошкольника.
- Педагоги активно используют инновационные формы, направленные на поддержку образовательных инициатив родителей в области сенсорного развития дошкольников.
- Разработаны и внедрены в систему воспитательно- образовательной работы в ДОУ планы по сенсорному воспитанию, сенсорные маршруты.
- Педагоги активно внедряют ИКТ технологий для трансляции опыта работы, информирования родителей и обратной связи.
- Реализация модели сетевого взаимодействия с МКДОУ детский сад №5 «Золотая рыбка» позволило создавать единое информационно-методическое пространство, оптимизировать имеющиеся ресурсы, создать возможность для методической поддержки и профессионального роста педагогов - обмена и распространения передового опыта работы.
Участники реализации проекта: обучающиеся, педагоги ДОУ, родители, социальные партнеры.
Принципы по реализации проекта:
- Принцип развивающего образования. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития.
- Принцип научной обоснованности и практической применимости.
- Принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущем видом деятельности для них является игра.
- Принцип доступности - содержание материала представлено детям в доступной и привлекательной форме.
- Принцип гуманность - ребенок является активным субъектом совместной деятельности с педагогом, основанный на сотрудничестве, демократических и творческих начал.
- Принцип системности предполагает преемственность программ, последовательное усвоение знаний, приобретение навыков, когда каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего и основывается на нем.
Пути решения проекта:
- обдумать «образ будущего», представить модель того, что собираются создавать;
- учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего;
- разработать систему реализации идей на основе реальной практики и возможностей конкретного ДОУ;
- оценить риски реализации проекта.
Этапы реализации проекта
№ п/п | Цель | Сроки | Ответственный |
Подготовительно -проектировочный этап | |||
1 | Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста в соответствие с ФГОСТ. | Август – сентябрь | Старший воспитатель Педагоги |
2 | Определение актуальности проекта, постановка цели, задач проекта. | ||
3 | Изучение методической литературы, Интернет-ресурсов, подбор материала. | ||
4 | Составление перспективного плана совместных действий с детьми. | ||
5 | Создание предметно - развивающей среды для работы по реализации проекта. | ||
6 | Определение уровня сенсорного развития детей. | ||
7 | Выявление компетентности родителей и вовлечение их в процесс реализации проекта. Выявление компетентности родителей и вовлечение их в процесс реализации проекта. | ||
8 | Выбор педагогами тем по самообразованию для повышения уровня компетентности | ||
9 | Консультации для педагогов - «Роль педагога в безболезненной адаптации ребёнка к условиям ДОУ» /индивидуальная/ - «Организация успешной модели образовательного пространства ДОУ в современных условиях» - «Использование игровых педагогических технологий в работе воспитателя ДОУ» | Сентябрь - октябрь | Старший воспитатель |
Практический этап | |||
1 | Реализация содержания проекта | Ноябрь – апрель | Педагоги |
2 | Разработка и организация сенсорных маршрутов в ДОУ как одно из условий закрепления и расширения сенсорного опыта обучающихся. | ||
3 | Методический час «Эффективные приёмы развития сенсорного восприятия детей дошкольного возраста». | Ноябрь | Кузнецова А.С. |
4 | Круглый стол «Путешествие в увлекательную страну Сенсорики» | Декабрь | Старший воспитатель |
5 | Мастер – класс «У игры свои секреты» | Декабрь | Андреева Н.В. |
6 | Мастер – класс для педагогов «Цветная математика: игры с помпонами, как средство сенсомоторного развития обучающихся» / февраль/ | Январь | Горбачева Н.В. |
7 | Коллективный просмотр педагогического процесса «Создание условий для поддержания инициативы и самостоятельности детей в усвоении сенсорных эталонов в контексте ФГОС ДО» - Игры - экспериментирование с сенсорными эталонами /старшая группа/ - «Разноцветная неделя» / 1 младшая и 2 младшая группы/ - «Лаборатория маленьких непосед» /средняя группа/ | Февраль – март | Старший воспитатель Педагоги |
8 | Создание сенсомоторных уголков – конкурс. Презентация покупного и авторского игрового оборудования по сенсорному развитию. | Март | Старший воспитатель Педагоги |
9 | Презентация авторских интерактивных игр по сенсорному воспитанию. | Март | Зотова В.А. Круглова Н.Е. |
10 | Организация сенсорных недель. | Февраль - май | Педагоги |
11 | Отслеживание процессов, анализ состояния. | В течение года | Старший воспитатель |
12 | Совместная образовательная деятельность педагога с детьми. | В течение года | Педагоги |
13 | Ознакомление детей с дидактическими играми и упражнениями по сенсорному развитию. | По плану | Педагоги |
14 | Реализация модели сетевого взаимодействия с МКДОУ детский сад №5 «Золотая рыбка» через виртуализацию и реальное взаимодействие по сенсорному воспитанию. | В течение года | Старший воспитатель |
15 | Трансляция мероприятий в рамках реализации проекта в группах ВК под хэштегом #СенсорикаВЛасточке | В течение года | Старший воспитатель |
Обобщающе - результативный этап | |||
1 | Подготовка аналитического отчета. | Май | Старший воспитатель |
2 | Обобщение и распространение опыта Педагогический совет «Сенсорное воспитание - основа познания мира» в рамках сетевого взаимодействия | Апрель | Старший воспитатель |
3 | Презентация проекта. Участие в районном МАРАФОНЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРАКТИК «Познание через ощущение» | Май | Старший воспитатель |
4 | Трансляция итогов реализуемого проекта в группах ВК под хэштегом #СенсорикаВЛасточке | Май | Старший воспитатель |
5 | Презентация электронной энциклопедии «Нетрадиционные формы работы с родителями по сенсорному воспитанию» | Май | Старший воспитатель |
6 | Круглый стол «Я - профессионал. Мой идеальный коллектив» | Май | Старший воспитатель |
Работа с родителями Взаимодействие с родителями - важное условие сенсорного развития детей дошкольного возраста | |||
1 | «Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников» | Сентябрь - октябрь | Педагоги |
2 | Родительское собрание «Путешествие в страну Сенсорики» | Январь | Кузнецова А.С. |
3 | Родительское собрание «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры» | Февраль | Зотова В.А. Круглова Н.Е. |
4 | Родительское собрание «Как развивать у ребенка сенсорные способности посредством дидактических игр и упражнений» | Март | Горбачева Н.В. |
5 | Родительское собрание «Сенсорное развитие ребенка» | Май | Старший воспитатель |
Для повышения уровня
компетентности педагоги выбрали темы по самообразованию
Ресурсное обеспечение проекта:
- Обеспечение материально-технических условий (оформление группы, создание центра по сенсорному развитию);
- Подбор литературы по теме «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»; наглядного материала (иллюстрации, фотографии);
- Подготовка материала для продуктивной деятельности;
- Подборка дидактических игр и упражнений;
- Использование мультимедийного комплекса и презентаций к занятиям.
Критерии оценивания проекта:
1. Удовлетворённость родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями, интересом ребёнка к образовательному процессу).
2. Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.
3. Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника.
Риски и пути их преодоления
Риски при реализации проекта | Способы преодоления |
Увеличение временных затрат педагогов на разработку дидактических заданий и игр, согласование учебных планов и рабочих программ. | Продумать способы морального поощрения. |
Отсутствие системы стимулирования творческого саморазвития педагогов, готовности к инновационной деятельности. | Выйти с предложением к администрации ОУ по стимулированию педагогов, участвующих в проекте. |
Отсутствие диагностического инструментария для замеров личностных результатов у воспитанников. | Консультации с другими педагогами, изучение опыта работы коллег. |
Слабое владение педагогами современными методиками, способствующими личностному развитию и духовно-нравственному становлению воспитанников. | Повышение квалификации, совместное коллективное обсуждение своего практического опыта и опыта коллег. |
Недостаточная мотивация воспитанников в личностном самосовершенствовании. | Индивидуальная работа с каждым воспитанником, создание ситуации успеха. |
Низкая активность родителей в реализации задач проекта. | Индивидуальное собеседование с родителями, привлечение к проведению групповых мероприятий. |
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ:
1. Оптимизирована и систематизирована развивающая предметно-пространственная среда, позволяющая развивать и совершенствовать все виды восприятия у дошкольников, созданы сенсорные уголки в группах.
2. Педагоги используют в образовательной деятельности потенциал нетрадиционных, новых форм работы по сенсорному развитию.
3. Повысился уровень представления родителей воспитанников о значении сенсорного развития для дошкольника.
4. Педагоги активно используют инновационные формы, направленные на поддержку образовательных инициатив родителей в области сенсорного развития дошкольников.
5. Разработаны и внедрены в систему воспитательно- образовательной работы в ДОУ планы по сенсорному воспитанию, сенсорные маршруты.
6. Педагоги активно внедряют ИКТ технологий для трансляции опыта работы, информирования родителей и обратной связи.
7. Реализация модели сетевого взаимодействия с МКДОУ детский сад №5 «Золотая рыбка» позволило создавать единое информационно-методическое пространство, оптимизировать имеющиеся ресурсы, создать возможность для методической поддержки и профессионального роста педагогов - обмена и распространения передового опыта работы.
ВЫВОД
Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающимся проблемами детства.
На конечном этапе создана модель взаимодействия детей, родителей, педагогов, сотрудников ДОУ по сенсорному воспитанию «Разноцветный мир детства», которая позволяет организовывать и осуществлять работу по сенсорному воспитанию дошкольников в системе, что способствует качеству и продуктивности всего педагогического процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Переработано в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями ДЕТСТВО Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования Санкт- Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2011
Переработано в соответствиис Федеральными Государственными ТребованиямиДЕТСТВОПримерная основная общеобразовательная программа дошкольного образованияСанкт- ПетербургДЕТСТВО-ПРЕСС2011Детство мла...
"Игра-это детство, детство-это игра"
Цель: показать значение игры в жизни дошкольника, ее воспитательные и развивающие функции, обсудить вопрос о полезных и вредных игрушках, раскрыть значение совместной игровой деятельности....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «ДЕТСТВО – ЭТО ИГРА, ИГРА – ЭТО ДЕТСТВО»
Данный материал содержит конспект преведения педагогического совета по игровой деятельности для педагогов ДОУ на тему: «ДЕТСТВО – ЭТО ИГРА, ИГРА – ЭТО ДЕТСТВО»...
Родительское собрание «Детство – это игра, игра – это детство»
Информация для собрания...
Планирование работы с родителями по программе "Из детства - в отрочество" - "Физическая культура в дошкольном детстве" Н.В. Полтавцевой, Н.А. Гордовой - старшая группа
Программа "Из детства - в отрочество" включает родителей в развитие у старших дошкольников способности планировать и действовать эффективно в повседневных ситуациях...
Планирование работы с родителями по программе "Из детства - в отрочество" - "Физическая культура в дошкольном детстве" Н.В. Полтавцевой, Н.А. Гордовой - подготовительная группа
Планирование работы с родителями детей подготовительной группы...
Педсовет- конференция "Детство это игра, игра это детство"
Повестка педсовета -конференции. Цель: совершенствование педагогического мастерства воспитателей, повышать методический уровень и способствовать творческому поиску педагогов....