Представление собственного инновационного педагогического опыта по теме "Мир петения"
консультация (подготовительная группа)

Кужугет Роланда Дуктуг-ооловна

Представление собственного инновационного педагогического опыта по теме:

 «Мир плетения» 2023

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx31.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение- детский сад №34 «Светлячок» комбинированного вида г. Кызыла Республики Тыва

Представление собственного инновационного педагогического опыта по теме:

 «Мир плетения»

Подготовила: Кужугет Роланда Дуктуг-ооловна

Кызыл 2023

Здравствуйте, Я Кужугет Роланда Дуктуг-ооловна, воспитатель подготовительной группы №10 «Страна чудес» МАДОУ №34 «Светлячок». Хотелось бы поделиться с вами своим опытом работы.

        Среди возможных средств формирования творческих способностей в дошкольном  возрасте особого внимания заслуживает процесс изготовления поделок (продукта). Он требует от ребенка ловких действий и сформированности трудовых навыков, развитого воображения, творческих способностей и креативности мыслей, а также уверенности и точности. 

        В современном мире, богатыми техническими новинками, мы перестали  обращать внимание на простые вещи, которые могут быть многофункциональными. Поэтому так возникла идея исследовать мир плетения. Оно заключается в востребованности продукта, изготавливаемого детьми. Эксклюзивные, оригинальные изделия, изготовленные вручную, пользуются в наше время большим спросом. Поэтому данная исследовательская работа призвана способствовать развитию у детей художественно – эстетического вкуса, материальной и духовной культуры.

Новизна данной работы состоит в создании предметов в различных техниках и из различных материалов (ленты, веревки, шнура, нитки, пряжи, резинки, пряжи, кожи и тд.).

Плетение – это способ (техника) ручного соединения полос эластичного материала (нитей, стеблей, прутьев, волокон луба и т.п), при котором каждая из полос проходит попеременно то сверху, то снизу других, под прямым или косым углом. Это комплекс развивающих, коррекционных, релаксационных игр и упражнений с использованием ленты, веревки, шнура, пряжи, нитки.

В нашей группе есть увлекательные игры через плетения («Кто самый быстрый», «Кто умеет плести красиво», «Какая веревка самая толстая, тонкая», «Какая из них длинная, короткая», «Какого цвета» и т. Плетение требует от ребенка ловких движений, и в процессе систематического труда рука приобретает уверенность. Упражняясь плетением, ребёнок  развивает координацию движений, усидчивость, внимание, аккуратность, мышечную память,  добиваясь точного выполнения. Плетение – это не только любимая игра наших девчонок, мальчишки ни в чём им не уступают.

Все это важно для подготовки руки к письму для обучения в школе.

С сентября месяца в нашей группе мы запустили кружок «Мир плетения», где дети обучаются техникам и видам плетения. Цель кружка: развитие творческих, интеллектуальных и эстетических способностей детей; создание условий для самореализации в творчестве, воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности. Этот кружок является продолжением моего инновационного педагогического опыта по самообразованию «Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста в различных видах деятельности».

Вы спросите: «Зачем учить ребенка плетению?» Плетение — полезное занятие для детей и школьного, и дошкольного возраста, даже для взрослых: оно отлично развивает мелкую моторику (причем обеих рук), внимание, концентрацию и творческие навыки.

Это забытое искусство прошлого – бездонный колодец, из которого можно черпать всю жизнь, только нужно желание, терпение, руки, не знающие усталости и, конечно же, детские любопытные глаза. Дело в том, что процесс плетения очень увлекателен. Он способствует развитию у детей произвольного внимания, наблюдательности, памяти, смекалки, сообразительности, чувства ритма, координации движений и глазомера.

Плетение сложных композиций поможет подготовить ребенка к школе,  где он будет изучать геометрию и рисование. Для обучения детей технике и видам плетения, нами были созданы удобные приспособления, закуплены толстые и тонкие шнуры, ленты, веревки ярких цветов.

Ещё мы на Шагаа плели кнут, где дети приобщаются к истокам тувинской народной  культуры – создают не сложные авторские украшения для лошади. Кнуты и их плетения бывают разные, их делают по-разному. Это одно из украшений мужчины и его оберег. Во многих семьях тувинцев - кнут вешают на видное место, так как оберегают всего имущество. (Все украшения лошади делают из таких многообразных плетений).

Плетение кнута похоже на плетения кос. Плетения бывают (чеЪп эжип аап болур):

-круглые

-широкие

Плетения бывают из двух-трех-… нитей. ( 3 баг, 4 баг…)

Для того чтобы плести кнут нам понадобилась не кожа, т.к. кожи, пропитанной жиром нет, мы взяли веревку, резинку, палку. (А палку можно заменить из черемухи). Также можно взять разноцветные нити или веревки

Только на первый взгляд кажется, что плетение косичек — пустяковое занятие. Маленькие пальчики изрядно напрягаются и трудятся при выполнении этой непростой задачки.

Косоплетение позволяет ребенку развивать мелкую моторику, внимание и усидчивость, координацию рук и глазомер. А так же подводит детей к пониманию, что красивые и сложные вещи можно сделать своими руками, используя минимум приспособлений находящихся под рукой. И часто устраиваем конкурсы на красивое плетения косички «Расти коса до пояса», «Узун чаштыг кыстар чараш, угулзалаан хеви чараш».

 Огромное внимание уделяю учет реализации интеграции образовательных программ по разделам:

  1. Художественно-эстетическое развитие: использование изделий в оформлении патриотического уголка.
  2. Социально-коммуникативное развитие: использование на подвижных  и малоподвижных («Наездники», «Юрта», «Перетягивание каната» и т.д) и на сюжетно-ролевых играх «Дочки-матери», игры по финансовой грамотности «Ярмарка», «Выставка», «Рынок», «Магазин» и т.д.
  3. Познавательное развитие: расширение кругозора в рамах образовательной области – ознакомление с окружающей действительностью: люди, природа, мир, элементарное математическое развитие – в этом учебном году мы начали внедрять в образовательную деятельность программу «Игралочка» для математического развития детей. Здесь мы можем использовать в качестве дидактического материала (например использовать в подг.группе в таких темах как «Кривая, прямая линия», «Луч, отрезок», «Замкнутая и незамкнутая линия», «Ломаная линия», «Изобрази цифру из веревки 1, 6, 9», «Покажи из веревки треугольник, овал» и т.д
  4. Физическое развитие: использование изделий в оформлении физкультурного уголка.
  5. Речевое развитие: плетение способствует формированию образного и художественного мышления, умения выразить свои мысли с помощью творчества, развитие мелкой моторики.

Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть  организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость— необходимое условие для проявления творческой личности, ее талантов.

При оценке знаний и умений учитывается факт участия, стабильность посещения занятий и интереса к работе в кружке. Кроме того, оценивается динамика личных достижений и удовлетворенности детей и родителей на основе собеседований.
Результативность деятельности детей в кружке оценивается также
методом личной диагностики и экспресс - опросом. Благодаря возможности и желанию непосредственного контакта с детьми, непосредственно на каждом занятии наблюдается состояние знаний и умений  детей и применяется, таким образом, метод личной диагностики результатов. Несомненно, что в кружке этот метод - наиболее ценный и точный. Ну и конечно, оценкой  результативности  проводимой  работы  является  степень применения  полученных  знаний  и  умений  в  самостоятельной  деятельности  детей ( наблюдение  за  игровой  деятельностью).

Свой опыт работы представляю на различных мероприятиях в ДОУ и городе. Регулярно публикую свои методические разработки на своем личном сайте нс портале: https://nsportal.ru/kuzhuget-rolanda-duktug-oolovna.

Литература.

  1. Волосач Н.В. Формирование чувства ответственности у детей старшего дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности
  2. Никитина Д.Е. Формирование ответственности как качества личности у старших дошкольников средствами трудовой деятельности
  3. Баулина Н.В. Ручной труд как средство формирования творческой активности у детей старшего дошкольного возраста
  4. Грачева Л.С. Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рукоделия и рисования
  5. Тафинцева Н.А. Трудовое воспитание дошкольников в свете ФГОС ДО
  6. Буре Р.С, Година Г.И. Учите детей трудиться: Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1983. - 144с.
  7. Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания: Учебно-методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. - 144с.
  8. Воспитание детей и обучение в детском саду / Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. -М, 1976. -С. 236-251.
  9. Воспитание дошкольника в труде/В.Г. Нечаева, Р.С. Буре, Л.В. Зазиг и др.; Сост. Р.С. Буре; Под ред. В.Г. Нечаевой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1983. - 207с.
  10. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В.Г. Нечаевой. - М., 1983.- 210 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного педагогического опыта на сайте

Это сообщение о там как педагогам создать свой персональный сайт...

Ежегодное представление собственного психолого-педагогического опыта

Выступления на семинарах, круглых столах, конференциях; участие в открытых мероприятиях, мастер-классах...

Представление собственного инновационного опыта на тему: "Сказка как средство нравственного воспитания детей"

Данный проект позволит приобщить детей к нравственному уроку сказки, через восприятие сказочной проблемной ситуации....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Формирование сенсорной культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр...

Представление собственного педагогического опыта работы по формированию и развитию математических представлений у детей дошкольного возраста.

Мною представлены материалы собственного многолетнего педагогического опыта работы  по формированию и развитию математических представлений у детей дошкольного возраста....

Представление собственного инновационного педагогического опыта «Развитие представлений об истории цивилизации и культуре древней мордвы у старших дошкольников в процессе использования метода проектов»

Условия современной жизни, ее темп и информационная насыщенность предъявляют к людям высокие требования. Люди хотят знать о мире, истории цивилизации все больше, понимать языки, ориентироваться в исто...

Представление собственного инновационного опыта на тему: "Развитие у детей старшего дошкольного возраста пространственных представлений в процессе дидактических игр"

Представление собственного инновационного опыта на тему: "Развитие у детей старшего дошкольного возраста пространственных представлений в процессе дидактических игр"....