Пути развития профессиональной компетентности педагога как необходимое условие качества образовательной деятельности
статья
Изменения, которые произошли в нашей стране за последние годы, повлекли за собой изменения в образовательной политике, основах теории и практики образования. Учитывая особую важность получения ребенком дошкольного образования, необходимо обеспечить процесс воспитания специалистами высокого уровня. Сегодня педагоги вовлечены в инновационный процесс, затрагивающий обновления содержания дошкольного образования, форм его реализации, методов и приемов преподавания. Именно в сложившейся ситуации развитие профессиональной компетентности педагогов приобретает первостепенное значение. Поэтому вопрос повышения профессионального уровня педагогов ДОО, повышение требований к современному педагогу и его уровню самообразования является особенно важным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_kehter_tishchenko.docx | 20.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Кехтер Т.А.,
Тищенко О.И.
Пути развития профессиональной компетентности педагога
как необходимое условие качества образовательной деятельности
Аннотация: Изменения, которые произошли в нашей стране за последние годы, повлекли за собой изменения в образовательной политике, основах теории и практики образования. Учитывая особую важность получения ребенком дошкольного образования, необходимо обеспечить процесс воспитания специалистами высокого уровня. Сегодня педагоги вовлечены в инновационный процесс, затрагивающий обновления содержания дошкольного образования, форм его реализации, методов и приемов преподавания. Именно в сложившейся ситуации развитие профессиональной компетентности педагогов приобретает первостепенное значение. Поэтому вопрос повышения профессионального уровня педагогов ДОО, повышение требований к современному педагогу и его уровню самообразования является особенно важным.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, инновации, педагогические технологии, самообразование.
Принимая во внимание особую значимость получения ребенком дошкольного образования необходимо обеспечение процесса воспитания и обучения специалистами высокого уровня. Вот почему вопрос повышения профессионального уровня педагогов ДОО, повышение требований к современному педагогу и его уровню самообразования является актуальным.
Реализация требований ФГОС напрямую зависит от готовности самого педагога дошкольного образования к этому процессу.
Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В сложившейся ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.
Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
-Работа в методических объединениях, творческих группах
Работа методического объединения педагогов дошкольного уровня образования направлена на повышение качества профессиональной деятельности педагога при осуществлении образовательного процесса, вооружение его актуальными педагогическими знаниями и технологиями, развитие его общей эрудиции, а также свойств и качеств личности.
Методическая работа стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации, решению профессиональных и личных проблем, позволяет получить большее удовлетворение от работы. В желании что-то изменить и двигать идеи вперед определенная роль отводится методическим объединениям педагогов.
Методические объединения педагогов дошкольного уровня образования сегодня - это традиции и новации, это система повышения уровня компетентности педагога, выстроенная от диагностики затруднений в его деятельности до реального результата. Это новая структура и обновленное содержание; новые формы активного обучения.
Работа методических объединений способствует профессиональному самосовершенствованию тех педагогов, которые заинтересованы в своем профессиональном росте, желающие учиться и принимать инновации.
- Исследовательская, экспериментальная деятельность
Важным элементом исследовательской компетентности педагога дошкольного образования в настоящее время является его готовность осуществлять поиск необходимой информации, гибко применять ее в условиях своего образовательного учреждения, группы.
Среди педагогов нашего детского сада организовываются консультации, мастер-классы, тренинги, целью которых является повышение профессиональной компетенции в данной области.
Исследовательская компетентность педагога является основным компонентом его профессионализма и мастерства. В нашем современном информационном мире исследование, эксперимент рассматривается не только как профессиональная деятельность, но и является ведущим звеном в любой деятельности. Педагог, который обладает исследовательской компетенцией, умеет анализировать, ставить перед собой задачу, делать вывод и т.д. Поэтому мы считаем, что всем педагогическим работникам просто необходимо постоянно обогащать и расширять свой опыт, проводя мастер-классы, тренинги, принимая участие в конкурсах, а также посещая научные конференции и семинары.
- Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий
Включение педагогов в инновационную (проектную) деятельность активизирует их к получению новых знаний, повышению квалификации, к самовыражению, к самореализации при решении педагогических проблем, использованию возможности показать себя творческой личностью, осознанию причастности к важному профессиональному делу в тесном сотрудничестве с коллегами.
- Активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах
Подготовка и участие в конкурсах становятся настоящей школой повышения уровня педагогической компетентности. Несомненно, конкурсы педагогического мастерства выявляют оригинальные, нетрадиционные подходы к обучению и воспитанию детей, стимулируют педагогическое творчество, дают возможность представить не только собственный опыт, но и познакомиться с разработками коллег и взять себе «в копилку» что-то интересное.
-Знакомство с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками
Эффективной формой, на мой взгляд, является проведение выставки - ярмарки педагогических идей, аукцион. Грамотно подготовленная и проведенная, она стимулирует педагогов к творчеству и самообразованию. Поэтому основной результат выставки-ярмарки - заметный профессионально-личностный рост воспитателей. Благодаря этой форме работы с педагогами создаются условия для публичного представления лучших образцов их профессиональной деятельности, появления новых идей, установления и расширения деловых и творческих контактов с коллегами.
-Проведение открытых мероприятий по обмену опытом
Проведение открытых мероприятий по обмену опытом педагогической деятельности с педагогами своего детского сада, района позволяет решить целый ряд задач, таких как целенаправленное накопление педагогических материалов, анализ результатов деятельности, описание взаимосвязанной работы по определенному направлению.
-Педагогические чтения
-Деловые игры
Деловая игра - это не просто совместное обучение, это обучение совместной деятельности, умениям и навыкам сотрудничества.
Преимущества использования деловых игр в работе с педагогами ДОУ очевидны. Это и возможность сократить время для накопления профессионального опыта, возможность экспериментировать, пробовать различные варианты решения педагогических задач, усваивать знания в реальном процессе информационного обеспечения игровых действий. Кроме того, деловая игра способствует приобретению социального опыта.
-Обобщение собственного педагогического опыта
-Систематическое прохождение курсов повышения квалификации
Курсы повышения квалификации ставят перед собой цель развития профессиональной компетентности, мастерства, профессиональной культуры, обновление теоретических и практических знаний в связи с возросшими требованиями к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.
На основании вышесказанного, можно сделать вывод, что основным источником профессиональной компетентности педагога являются обучение и опыт. Характерной особенностью профессиональной компетентности является постоянное стремление к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности считается готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию. Также чтобы педагог был успешен, немаловажным условием считается элементарная привычка к саморефлексии.
Именно поэтому повышение компетентности и профессионализма педагога есть непременное условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.
Список литературы:
1.Захараш Т. Современное обновление содержания подготовки воспитателя// Дошкольное воспитание - 2011 г.
2.Иванов Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий / Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов. - М.: АПК и ПРО, 2011. - 101 с.
3.Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога. - Москва, 2010. - 390 с.
4.Психология и педагогика: Учебное пособие. О. Б. Бетина. 2006 г.
5.Сваталова Т. Инструментарий оценивания профессиональной компетентности педагогов // Дошкольное воспитание - 2011 г.
6.Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр "Академия", 2002 г.
7.Хохлова, О.А. Формирование профессиональной компетентности педагогов // Справочник старшего воспитателя - 2010 г.
Сведения об авторах:
Кехтер Т.А., воспитатель МБДОУ «Полтавский детский сад «Берёзка» Полтавского района Омской области
Тищенко О.И., воспитатель МБДОУ «Полтавский детский сад «Берёзка» Полтавского района Омской области
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессиональная компетентность педагога как необходимое условие повышения качества педагогического процесса в условиях реализации ФГТ
Изменения, происходящие в современной системе образования в последние годы, выдвигают необходимостью повышение квалификации и профессионализма педагога, т. е. его профессиональной компетентности...
Повышение профессиональных компетенций педагога ДОУ как необходимое условие качества образовательной деятельности
Дошкольное образование, в отличие от образования на других возрастных этапах развития, рассматривается как система, в которой центральное место занимают не содержание и формы, а процесс взаимодействия...
Консультация для воспитателей Тема: «Формирование и повышение профессиональных компетенций воспитателя как необходимое условие качества образовательного процесса»
Становление новой системы дошкольного образования требует радикального переосмысления сложившегося подхода к профессиональной деятельности педагога. Современному детскому саду нужен педагог, способный...
Развитие профессиональной компетентности педагога как необходимое условие повышения качества образовательной деятельности
В статье представлены способы развития профессиональной компетентности педагогов с целью обеспечения процесса воспитания специалистами высокого уровня. Определены основные способы внедрения инновацион...
Развитие профессиональной компетентности педагогов дошкольных групп ГБОУ «Школа № 842» как условие повышения качества образования детей дошкольного возраста.
В настоящее время педагоги дошкольных образовательных учреждений испытывают самые глубокие и стремительные перемены в своей педагогической деятельности за всю свою историю. Новая, современная система ...
«Развитие профессиональной компетентности педагога ДОУ как условие повышения качества дошкольного образования»
laquo;Развитие профессиональной компетентности педагога ДОУкак условие повышения качества дошкольного образования»...
«ФОРМИРОВАНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА ДОУКАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»
Впервые в российском образовании разработан профессиональный стандарт педагога, нацеленный на повышение качества образования. В документе указаны профессиональные компетенции педагога дошк...