Сетевое взаимодействие в организации патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
статья

Костикова   Галина  Юрьевна

Статья раскрывает тему активного участия организаций социума при внедрении патриотического воспитания в ДОУ. Разносторонность охвата учреждений города влияетна полноту информации и разнообразие мероприятий при реализации совместных проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx57.07 КБ

Предварительный просмотр:

«Сетевое взаимодействие в организации

патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Костикова Галина Юрьевна

заместитель заведующего  по ВМР

Актуальность

         На протяжении длительного времени в дошкольном образовательном учреждении  данное направление работы не имело  структурированный характер. Тема ознакомления с родным краем  интересовала и привлекала лишь тех педагогов, которые выбрали её в качестве темы по самообразованию или аттестации. В связи с возрастанием роли патриотизма в политике государства, мы обратили свое пристальное внимание на этот раздел основной образовательной программы ДОУ.        

Проведенный мониторинг индивидуального развития детей по патриотическому воспитанию  выявил потребность в систематизации работы по данному направлению.

        Организационным этапом по реализации данного направления стала разработка нормативно-правовой базы. Приказом заведующего была организована группа неравнодушных, творческих, инициативных педагогов, способных к созданию новаций, к применению в своей деятельности таких педагогических технологий, форм работы, при помощи которых дети были  бы заинтересованы в изучении особенностей родного края. Было разработано Положение о деятельности группы, определены её цели и задачи. На заседании группы было решено дать название программе по патриотическому воспитанию - «Путешествие по Рязанскому краю», и определить возраст воспитанников - старший дошкольный.

Проблема

        Перед педагогами встала проблема, какие вопросы  и темы должны быть изложены в Программе, есть ли в учреждении соответствующая материально - техническая и методическая база для полноценной реализации программы, компетентны ли сами педагоги в данном направлении.

Были определены темы для изучения, разработан учебный план, выявлены пять направлений для изучения: краеведческое направление, военно-патриотическое направление, художественно-эстетическое направление, литературное направление, музыкальное направление.

        Проведенный опрос родителей (законных представителей) на предмет их желания углубленного изучения детьми этого раздела Программы, более 95 % родителей высказались положительно.

       Анализ имеющегося информационного обеспечения по патриотическому воспитанию дошкольников показал: несмотря на то, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данной теме, ни программ, ни методических пособий для дошкольных образовательных учреждений с использованием краеведческого содержания по Рязанскому краю нет или преобладает информация по одному из направлений работы.

Анализ имеющейся материально - технической и методической базы выявил ее недостаточность для полноценного освоения программы.

Таким образом, был выявлен ряд противоречий: 

1) между необходимостью проведения краеведческой работы в ДОУ, как внедрения регионального компонента ООП ДО,  и отсутствием соответствующего программно-методического комплекса, дидактического и наглядного материала адаптированного для дошкольников;

2) между воспитательным, развивающим и образовательным потенциалом краеведения и не достаточный компетентностью педагогов в данном вопросе;

3)  между необходимостью в организации таких форм работы с родителями, где они будут выступать не как пассивные слушатели, а как активные пользователи  предоставляемых услуг ДОУ и иных организаций.

Это подвигло руководство дошкольного учреждения к организации сетевого взаимодействия с учреждениями города, способных предоставить свою компетентную помощь в реализации Программы.

Территориально наше учреждение расположено таким образом, что в шаговой доступности расположены разнообразные организаций дополнительного образования и культуры. Среди них: Дом-музей им. И. П. Павлова, Музей – заповедник Рязанский Кремль, Областная детская библиотека, ГАУК «Рязанская областная филармония», Картинная галерея «Виктор Иванов и земля Рязанская». Музей истории ВДВ.

Каждая из данных организаций реализует одно из 5 направлений образовательной деятельности.

       Таким образом, была спроектирована Программа, где каждый из ее участников является ответственным за ряд мероприятий. 

Цель программы: Воспитание интереса и любви к малой Родине на основе ознакомления с родным краем.

Задачи:  

Образовательная (обучающаяся): Обогащать знания дошкольников о малой Родине, дать общее представление о народе  и культуре Рязанского края.

Воспитательная: Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, бережное и созидательное отношение к природе родного края.

Развивающая: Развивать у дошкольников интерес к родному городу,  его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего

Принципы реализации: принцип  энциклопедичности, краеведческий (региональный) принцип, принцип интеграции,  культурологический принцип – приобщение детей к истокам культуры, тематический принцип, принцип наглядности, принцип доступности, преемственности, результативности.

Методы: 

•        Анализ

•        Экспериментирование и опыты

•        Придумывание сказок, рассказов

•        Моделирование

•        Конструирования

•        Исследования

•        Сюрпризные моменты

•        Метод создания игровых/проблемных ситуаций

•        Решение логических задач

       Отличительные особенности Программы: 

        Отличительной особенностью Программы «Путешествие по Рязанскому краю» по дополнительному образованию детей старшего дошкольного возраста является  то, что она структурирует знания согласно возрастным особенностям дошкольников, опираясь на краеведческие  данные и действуя во взаимосвязи с иными учреждениями города.

Срок реализации Программы по дополнительному образованию детей старшего дошкольного  возраста «Путешествие по Рязанскому краю» составляет 2 года.

       Этапы апробации:

 Организационный  этап:  

•        определение цели и задачи для каждой возрастной группы;  

•        содержания и формы работы с дошкольниками, родителями (законными представителями) и педагогами;

•        составлению перспективных планов работы;

•        организации развивающей предметно-пространственной среды в группе;

•        приобретение наглядного, дидактического материала;

•        разработке образовательной деятельности, бесед, экскурсий.

Результат  этапа  - ресурсное обеспечение реализации программы: создание перспективного планирования, конспектов занятий, обогащение развивающей предметно-пространственной среды,

Практический этап:  

•        реализация Программы в группах детей старшего дошкольного возраста;

•        мониторинговое обследования дошкольников, родителей и педагогов;

•        реализация комплекса мероприятий:  проведение занятий,  мероприятий;

•        обогащение развивающей предметно-пространственной среды;

•        организация мероприятий с педагогами (взаимопосещение занятий и мероприятий,  мастер-классы,  педагогические мастерские)  и родителями  (проектная деятельность, участие детей, родителей в различных конкурсах).

Результат  этапа  - достижение целей и задач через различные формы деятельности.

Итоговый (результативный) этап:

•        анализ, систематизацию,  обобщение и распространение опыта работы по Программе,

•        пропаганду ППО (мероприятия по обмену опытом: творческий отчет, внедрение опыта в работу других воспитателей)

Результат  этапа  - систематизация работы по направлению, распространение опыта работы.

          Результативность

          Первое направление программы –   «Краеведческое» было реализовано педагогами ДОУ, «Рязанским историко-архитектурным музеем-заповедником» Рязанский Кремль и «Мемориальным музеем – усадьбой академика И.П. Павлова».

Ежемесячно наши воспитанники посещали занятия по программе «Переяславль Рязанский. Живая история», «Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника» Рязанский Кремль. Среди изучаемых тем можно отметить: «Мой родной город – Рязань», «Археология-наука о прошлом», «Переяславль рязанский – город – крепость», «Каменная сказка рязанского Кремля».

Была разработана схема занятий - занятия  проходят под руководством специалиста музея.  Музеем разработана рабочая тетрадь, и наши педагоги проводят предварительное знакомой с определенной темой, потом посещают занятие в музее и снова закрепляют тему  в стенах дошкольного учреждения. Эта схема весьма эффективна, и позволяет наиболее полно изучить определенную тему.

      Следующее учреждение, которое реализовало вместе с педагогами краеведческое направление - «Мемориальный музей – усадьба академика И.П. Павлова». Близость его позволяет нашим воспитанникам быть там частыми гостями. Работники музея так же проводят занятия  для наших воспитанников. Среди них:    «Рождество в доме Павловых»; «Жила-была кукла»; «Пасха красная»; «Чаепитие в доме Павловых». Данные занятия Программы «В мир музея – с детства». Все занятия были адаптированы под дошкольный возраст.

Военно-патриотическое направление программы было представлено   мероприятиями в детском саду и работой сотрудников музея истории ВДВ.

Примечательно то, что экскурсоводом музея был ветеран великой отечественной войны  - Владимир Андреевич Инюцын. Он рассказал детям не только о специфике воздушно-десантных войск, но и привел пример из своего боевого прошлого.

Ежемесячно в нашем дошкольном учреждении проводились праздники и развлечения, направленные на формирование чувства гражданственности и патриотизма. Наряду с народными праздниками, такими как  «Осенины на Руси», «Колядки», «Масленицы», «Пасха», дети изучали  государственные праздники: «День защитника Отечества», «День Победы».

Одной из наиболее плодотворных формой воспитательно-образовательного процесса, в которой активное участие принимают не только педагоги и воспитанники, но и родители,  стало проведение акций. Среди них акция «Экспонат для патриотического уголка». Среди экспонатов, собранных и сделанных в патриотический уголок группы: гербы, картины, макеты и фотографии о прошлом родного края.

      В целях содействия укреплению связей ДОУ и семьи, расширении представлений о внутрисемейных традициях, в подготовительной к школе группе и  старшей группе ДОУ была проведена акция «Герб моей семьи». Она проходила под лозунгом «Вместе мы сила!».

      В средней группе была организована акция «Генеалогическое древо моей семьи». 16 семей приняли участие в данной акции. Она предполагала развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, родословной, созданию семейной летописи.

       К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов была проведена акция «Цветы Победы». Силами родителей, воспитанников и педагогов на территории ДОУ были высажены цветы в форме звезды, как символа Великой Победы.

      К этой же юбилейной дате была приурочена акция «Георгиевская ленточка». Задачей акции стало: привлечение  внимания общественности к героическому прошлому России,  формирование чувства уважения и благодарности к ветеранам-фронтовикам. Акция проходила под лозунгами «Повяжи, если помнишь!», «Я помню! Я горжусь!», «Мы — наследники Великой Победы!».

      Литературное направление программы «Путешествие по Рязанскому краю» было представлено деятельность наших педагогов совместно с Рязанской областной детской библиотекой. Цель данной совместной  деятельности - изучение воспитанниками творчества знаменитых поэтов и писателей родного края. Сотрудник библиотеки еженедельно посещали наше дошкольное учреждение для проведения занятий. Помимо этого  библиотекой были организованы конкурсные мероприятия, праздники, в которых принимали участия наши воспитанники. Среди них: развлечение  «Книжки для малыша и малышки», конкурс чтецов «Весенние проталины», посвященный 70-летию победы в ВОВ 1941-1945 гг. и вечер встречи с детской рязанской поэтессой Диной Бурачевской.

Широко праздновалось в детском саду 120-летие со дня рождения С.А. Есенина. Были проведены мероприятия с организациями города (Рязанская областная детская библиотека, Рязанская областная филармония) и организован смотр-конкурс коллективных детских групповых работ по творчеству С.А. Есенина.

Художественное направление программы было представлено деятельностью педагогов и специалистов картинной галереи «Виктор Иванов и земля Рязанская». Уже два года наше учреждение сотрудничает с этой организацией.  Среди тем образовательной деятельности, проведенных сотрудниками учреждения: Домик С. Есенина, Рязанский Кремль «Успенский собор», Колокольня села Пощупово, Михайловское кружево, Герб города Рыбное, Кадомский вениз, «Куклы рязанские».

Работа с галереей была построена по принципу взаимного сотрудничества. Занятия осуществлялись в три этапа – предварительный, основной и закрепляющий. Предварительный и закрепляющий осуществляли наши педагоги, а основной сотрудник галереи.

Музыкальное направление реализовало ГАУК «Рязанская областная филармония». Специально для нашей программы артистами  был разработан ряд мероприятий. Среди них тематические занятия: «В городе Рязани песни льются сами», «Ой, оркестр народный, раздольно-хороводный!»; «Профессия - артист народного хора»; «Песни на стихи С.А. Есенина».

Вывод

Работа по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста проводилась силами педагогов ДОУ и сотрудников организаций дополнительного образования и культуры. Она была  структурирована за счет введения Программы «Путешествие по Рязанскому краю», охватывающей пять направлений: краеведческое направление, военно-патриотическое направление, художественно-эстетическое направление. Для реализации Программы были заключены договора, разработаны планы совместной работы.

По результатам проведенной работы был организован повторный итоговый мониторинг индивидуального развития детей по патриотическому воспитанию. Он показал следующие результаты:

Эффективность проведенной работы показала,  что необходимо продолжение деятельности в данном  направлении, расширение сетевого взаимодействия, введения Программы со среднего дошкольного возраста.

 За время апробации Программы была пополнена методическая база по патриотическому воспитанию, педагоги ДОУ стали достаточно компетентны в вопросах патриотического воспитания дошкольников, родители стали активными участниками совместных мероприятий (праздников, развлечений, акций).

Таким образом, Программа «Путешествие по Рязанскому краю» систематизирует представления старших дошкольников  по краеведению, организует для реализации Программы потенциал, как внешнего социума, так и деятельности родителей (законных представителей), повышает компетентность педагогов ДОУ в вопросах патриотического воспитания, способствует обогащению развивающей предметно-пространственной среды групп.

На основе полученных положительных результатов можно утверждать, что успешность совместной работы педагогов и социума, подтверждена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Построение системы педагогического взаимодействия, направленного на экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Сохранить такие ценности, как среда обитания и этнокультурное достояние могут только экологически воспитанные люди. Экологическая проблема нашла отклик в Законе «Об образовании». Одна из целей в этом ...

Проект. Взаимодействие ДОУ и семьи в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста

Цель:На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы, составить проект работы, направленный на развитие взаимодействия ДОУ и семьи в нравственном воспитании детей старшего дошколь...

14.12.2014 «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие ДОУ и семьи»

laquo;Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом»....

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО НРАВСТВЕННО- ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Презентация по организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста...

План сетевого взаимодействия ДОУ с социумом (группа старшего дошкольного возраста)

Сетевое взаимодействие ДОУ с социумом, индивидуальный план группы....

Взаимодействие воспитателя, детей и родителей по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Взаимодействие воспитателя, детей и родителей по                         ...