Рабочая программа на 2022-2023год
рабочая программа (средняя группа)
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка.
Рабочая программа образовательной деятельности в средней группе общеразвивающей направленности на 2022 – 2023 учебный год разработана в соответствии с ООП ДО с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Радуга» (научный руководитель Е.В.Соловьева) и предусмотрена для организации образовательной деятельности с детьми в возрасте от 4 до 5 лет.
Цели и задачи Рабочей программы:
1 – сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, формировать у них привычку к здоровому образу жизни; - Обеспечивать охрану здоровья
- Способствовать физическому развитию
- Способствовать физиологическому развитию
2 – содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребенка;
- Способствовать становлению деятельности
- Способствовать становлению сознания
- Закладывать основы личности
3 – обеспечивать каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.
- Создавать атмосферу эмоционального комфорта
- Создавать условия для творческого самовыражения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_rabochaya_pr.ispravl.docx | 113.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 67 «Крепыш»
Рассмотрено и принято «Утверждаю»
на педагогическом совете _________Е. В. Кондратьева Протокол № 1 от «31» 08.2022г. Заведующий МБДОУ
«Детский сад № 67 «Крепыш»
Приказ №132 от 31.08.2022г.
Рабочая программа образовательной деятельности в средней группе № 8
общеразвивающей направленности на 2022 – 2023 уч.г.
Составитель: воспитатель Пендюхова Н.Л.
г. Нижний Новгород 2022г.
Содержание:
1.Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка.
1.2. Планируемые результаты освоения РП.
- Содержательный раздел.
- Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях.
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации РП.
- Организационный раздел.
- Описание материально-технического обеспечения РП, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
- Режим дня.
- Специфика организации и содержание традиционных событий, праздников, мероприятий.
- Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
Приложения.
3.5.Календарный план воспитательной работы.
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка.
Рабочая программа образовательной деятельности в средней группе общеразвивающей направленности на 2022 – 2023 учебный год разработана в соответствии с ООП ДО с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Радуга» (научный руководитель Е.В.Соловьева) и предусмотрена для организации образовательной деятельности с детьми в возрасте от 4 до 5 лет.
Цели и задачи Рабочей программы:
1 – сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, формировать у них привычку к здоровому образу жизни; - Обеспечивать охрану здоровья
- Способствовать физическому развитию
- Способствовать физиологическому развитию
2 – содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребенка;
- Способствовать становлению деятельности
- Способствовать становлению сознания
- Закладывать основы личности
3 – обеспечивать каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.
- Создавать атмосферу эмоционального комфорта
- Создавать условия для творческого самовыражения
Программные задачи по образовательным областям.
Социально-коммуникативное развитие
См. в Примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Радуга» (С. Г. Якобсон Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва; науч. рук. Е. В.
Соловьёва). — Москва, Просвещение, 2014г. Стр. 56 – 60
Познавательное развитие
См. в Примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Радуга» (С. Г. Якобсон Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва; науч. рук. Е. В. Соловьёва). — Москва, Просвещение,2014г. Стр. 76-77,82
Речевое развитие
См. в Примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Радуга» (С. Г. Якобсон Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва; науч. рук. Е. В.
Соловьёва). — Москва, Просвещение, 2014г. Стр. 93 – 94
Художественно-эстетическое развитие
См. в Примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Радуга» (С. Г. Якобсон Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва; науч. рук. Е. В.
Соловьёва). — Москва, Просвещение, 2014г. Стр. 102 – 103
Физическое развитие
См. в Примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Радуга» (С. Г.
Якобсон Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.
Соловьёва; науч. рук. Е. В. Соловьёва). — Москва,
Просвещение, 2014г.Стр. 110
Возрастные, психологические и индивидуальные особенности воспитанников.
См. ОП «Радуга» - «Я сам!»– стр.29-33
Основные принципы.
Принципы, сформулированные на основе требований ФГОС:
- Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.
- Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ) и детей.
- Уважение личности ребенка.
- Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Основные принципы дошкольного образования.
1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития.
2.Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования).
3.Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
4.Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
5. Сотрудничество ДОУ с семьей.
6.Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
7.Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
8.Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
9.Учет этнокультурной ситуации развития детей.
Принципы, сформулированные на основе особенностей программы «Радуга»: Программа является современной интегративной программой, реализующей деятельностный подход к развитию ребенка и культурологический подход к отбору содержания образования.
Принципы:
- Принцип развивающего образования, целью которого является психическое развитие ребенка;
- Принципы научной обоснованности и практической применимости, основывается на базовых положениях возрастной психологии и дошкольной педагогики;
- Решение поставленные цели и задачи на разумном минимально необходимом и достаточном материале, не допуская перегруженности детей;
- Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования дошкольников;
- Принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, а также спецификой образовательных областей; 6. Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса. Данный подход подразумевает широкое использование разнообразных форм работы с детьми как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности детей и использует ведущую деятельность дошкольника — игру как основу организации жизнедеятельности детского сообщества.
1.2. Планируемые результаты освоения Рабочей программы.
Планируемые результаты освоения РП представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения освоения РП.
Возрастной портрет ребенка к концу средней группы:
- имеет физическое развитие, соответствующее возрастным нормативным показателям; у него сформированы основные физические качества, потребность в физической активности, движении; проявляет индивидуальный интерес к какой-то форме двигательной активности (спорт, хореография);
- владеет основными культурно-гигиеническими навыками; самостоятельно и осознанно их реализует в своей жизнедеятельности;
- понимает и разделяет ценность здорового образа жизни, умеет соблюдать элементарные правила охраны своего здоровья и здоровья окружающих, имеет соответствующее возрастным возможностям представление о безопасном поведении в быту, в природе, среди незнакомых людей;
- познавательно активен, любознателен, способен самостоятельно исследовать, экспериментировать, находить разнообразную информацию в различных источниках — книгах, энциклопедиях, фильмах, а также умеет задавать взрослым интересующие вопросы; имеет собственную сферу интересов;
- самостоятелен и одновременно умеет обращаться ко взрослым за помощью; • заинтересован в учении и совершенствовании собственной компетенции в разных областях деятельности, владеет универсальными предпосылками учебной деятельности:
умением работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
- эмоционально отзывчив, способен к сопереживанию и сочувствию, откликается на эмоции близких людей, сопереживает персонажам при восприятии произведений художественной литературы, театра, кино, изобразительной деятельности, музыки, а также красоты окружающего мира, природы;
- общителен, умеет адекватно использовать вербальные и невербальные средства коммуникации, способен вести диалог и выражать свои мысли с помощью монологической речи; умеет договариваться со сверстниками, планировать совместную деятельность, владеет навыками сотрудничества; владеет стилем коммуникации со взрослыми и сверстниками и произвольно может изменять его;
•способен произвольно управлять своим поведением и планировать действия;
- соблюдает общепринятые нормы и правила поведения — в том числе на улице (дорожные правила), правила поведения в общественных местах (театр, магазин, поликлиника, транспорт и т. п.);
- имеет базовые ценностные представления и руководствуется ими в собственном социальном поведении;
интеллектуально развит в соответствии с возрастными возможностями, способен решать интеллектуальные задачи;
- инициативен в деятельности, способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;
- имеет первичную целостную картину мира, представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе; принадлежности других людей к определённому полу; культурных ценностях;
- обладает сформированными умениями и навыками (речевыми, изобразительными, музыкальными, конструктивными и др.), необходимыми для осуществления различных видов детской деятельности;
- доброжелателен и спокоен, дружелюбен к другим людям и живым существам;
- осознаёт себя гражданином России;
- психологически устойчив к неуспеху и умеет конструктивно преодолевать возникающие трудности;
- хочет учиться и стать школьником, рассматривая это как новую желаемую и привлекательную ступень собственной взрослости;
- имеет чувство собственного достоинства и способен уважать других; • обладает живым воображением, способен к фантазии и творчеству в разных формах.
Особенности проведения педагогического мониторинга.
Педагогический мониторинг осуществляется с целью определения динамики актуального индивидуального профиля развития ребенка и используется при решении следующих задач:
- индивидуализации образования (в т.ч. поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
- оптимизации работы с группой детей.
Педагогический мониторинг опирается на принципы поддержки специфики и разнообразия детства, а также уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. В связи с этим педагогический мониторинг: - не содержит каких-либо оценок развития ребенка, связанных с фиксацией образовательных достижений;
-позволяет фиксировать актуальный индивидуальный профиль развития дошкольника и оценивать его динамику;
- учитывает зону ближайшего развития ребенка по каждому из направлений; - позволяет рассматривать весь период развития ребенка от рождения до школы как единый процесс без условного разделения на разные возрастные этапы, «привязанные» к паспортному возрасту, при этом учитывает возрастные закономерности развития, опираясь на оценку изменений деятельности дошкольника;
- учитывает представленные в РП целевые ориентиры, но не использует их в качестве основания для их формального сравнения с реальными достижениями детей. В Программе «Радуга» в рамках речевого развития детей дошкольного возраста предусмотрена специальная работа по выявлению исходного уровня и динамики речевого развития каждого ребенка и группы в целом. Изучение состояния речи детей проводится один раз в начале учебного года – с момента их прихода в группу в течение двух-трех недель.
Педагогическая диагностика проводится на основе предложенных в Программе «Радуга» методик речевого развития дошкольников, а также на основе наблюдений за детьми в повседневной жизни и бесед с родителями. В отдельных случаях (при необходимости) может проводиться психологическая диагностика детей. Она проводится педагогом-психологом и только с согласия родителей (законных представителей) детей.
Методическое обеспечение педагогической диагностики.
Для оценки индивидуального развития детей проводится педагогическая диагностика.
Объект мониторинга | Содержание мониторинга | Ответственные | Периодичность |
Физическое развитие. | Критерии, сформулированные в методике Т.А.Тарасовой | Инструктор по физической культуре | Май |
Речевое развитие | Критерии, сформулированы в методическом пособии Т.И.Гризик «Речевое развитие детей» (Радуга) | Воспитатели | Сентябрь |
Познавательное развитие (ФЭМП) | Критерии, сформулированы в программе «Радуга» С. Г. Якобсон Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва | Воспитатели | Май |
Художественно-эстетическое развитие
Музыкальная деятельность | Критерии, сформулированы в программе «Радуга» С. Г. Якобсон Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва
Критерии сформулированы в программе И.Каплунова, И.Новоскольцева «Ладушки» | Воспитатели
музыкальные руководители | Май
Сентябрь Май |
Социально-коммуникативное и познавательное развитие | Критерии, сформулированы в программе «Радуга» С. Г. Якобсон Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва | Воспитатели | Май |
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях.
Описание образовательной деятельности с детьми 4– 5 лет дается по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Задачи образовательной деятельности по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области. При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов – как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.
Содержание образовательной деятельности по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (см. в ПООП «Радуга» стр. 56 – 60).
Технологии реализации содержания см. в ПООП «Радуга» стр.115 - 116
Методическое обеспечение данной образовательной области.
Автор | Наименование издания | Издательство |
О.А.Карабанова, ТН.Доронова, Е.В.Соловьева | Развитие игровой деятельности детей 2 – 8 лет. | Москва, Просвещение, 2015 |
Т.И.Гризик, Г.В.Глушкова | Формирование основ безопасного поведения у детей 3 – 8 лет | Москва, «Просвещение», 2015г. |
Т.Г Кобзева И.А. Холодова Г.С.Александрова | Организация деятельности на прогулке. Средняя группа. | Волгоград «Учитель» 2013г |
Бондаренко Т.М. | Приобщение дошкольников к труду | Воронеж, Метода, 2014 |
Образовательная область «Познавательное развитие»
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Содержание образовательной области «Познавательное развитие» (см. в ПООП «Радуга» стр.75 – 76, 81 – 82).
Технологии реализации содержания см. в ПООП «Радуга» Мир природы и мир человекастр.119; математические представления – стр.122 - 123
Методическое обеспечение данной образовательной области.
Наименование издания | Автор | Издательство |
Познавательное развитие детей 2 – 8 лет: математические представления | Е.В.Соловьева | Просвещение, Москва, 2016 |
Познавательное развитие 2 – 8 лет: мир природы и мир человека. | Т.И.Гризик | Москва, Просвещение, 2015 |
«Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников». | О.В.Дыбина
| г. Москва, «Сфера». 2019г.
|
Образовательная область «Речевое развитие»
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Содержание образовательной области «Речевое развитие» (см. стр.126-127 в ПООП «Радуга»).
Технологии реализации содержания см. в ПООП «Радуга» стр.126 - 127
Методическое обеспечение данной образовательной области.
Автор | Наименование издания | Издательство |
Развитие речи детей 4-5лет. | В.В.Гризик | Москва, Просвещение, 2015 |
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (см. в ПООП «Радуга» стр. 102 – 103).
Технологии реализации содержания см. в ПООП «Радуга» стр.130 - 131
Методическое обеспечение данной образовательной области.
Лепка | Доронова Художественное творчество детей 2-8 лет. Методическое пособие для воспитателей. ФГОС. Просвещение Москва 2015г |
Сентябрь | Занятие 1,2, «Что мы умеем и любим лепить» стр. 55 (диагностика) |
Октябрь | Занятие 1 «Корзина с любимыми фруктами для зайчат» стр. 59. Занятие 2 «Лимоны для зайчат» стр. 59; |
Ноябрь | Занятие 1 «Волшебный лес полон чудес» стр. 63. Занятие 2 «Драгоценные камни» стр. 64. |
Декабрь | Занятие 1 «Подставка для кисточек» стр.69 Занятие 2 «Печатанье осенних листьев на декоративной пластине» стр.66 |
Январь | Занятие 1 «Новогодние подарки игрушкам» стр. 73 |
Февраль | Занятие 1: «Овощи» стр. 78 Занятие 2: «Красивые кулоны, бусы в подарок маме» стр79 |
Март | Занятие 1, 2 «Поможем Доктору Айболиту вылечить медвежат» стр.83 |
Апрель | Занятие 1:«Выставка продажа вылепленных изделий» стр. 86 Занятие 2:«Лепка сказочной рыбки» стр.86
|
Май
| Занятие 1: «Веселые жучки и другие насекомые, которых мы видели на прогулке» стр90 Занятие 2: «Птичка, которая мне понравилась» стр90 |
Рисование | Доронова Художественное творчество детей 2-8 лет. Методическое пособие для воспитателей. ФГОС. Просвещение Москва 2015г |
Сентябрь | Занятие 1,2 «Что мы умеем и любим рисовать» стр. 55 Занятие 3: «Посмотрим в окошко» стр.20. Занятие 4: «Картинки для наших шкафчиков» стр. 18. |
Октябрь | Занятие 1: «Забор вокруг заячьего домика» стр.56 Занятие 2: «Травка и цветы, которые растут у забора» стр.57 Занятие 3: «Клумбы с красивыми цветами» стр.57 Занятие 4 «Яблоко- спелое, красное, сладкое» стр.44 (И.А.Лыкова)
|
Ноябрь | Занятие 1, 2: «Зайчата выращивают лимонные деревья» стр.61 Занятие 3,4 «Домик для листовичков» стр.63 |
Декабрь | Занятие 1:«Флажки для украшения группы» стр.67 Занятие 2:«Украшения пригласительных билетов» стр.68 Занятие 3:«Роспись головных уборов для новогоднего праздника» стр.68 Занятие 4«Морозные узоры» стр.68(И.А.Лыкова) |
Январь | Занятие 1, 2«Моя новогодняя елочка» стр.71 |
Февраль | Занятие 1:«Ящики с морковью» стр. 75 Занятие 2, 3: «Рисуем портрет своей мамы» стр.76 Занятие 4: «Открытка-приглашение на праздник 8 марта» стр.78
|
Март | Занятие 1: «Цветы для украшения группы к празднику 8 марта» стр.80 Занятие 2: «Как зайчата перехитрили волка» стр.81 Занятие 3: «Преврати свой лоскуток в поле, лес или…» стр.82 Занятие 4 « Весёлые матрёшки» стр.108 (И.А.Лыкова)
|
Апрель | Занятие 1: «Нарисуй, что хочешь, краской зеленого цвета» стр.84 Занятие 2: «Украшение коробочек для хранения «ценностей» стр.85 Занятие 3: «Коробки с апельсинами для медвежат» стр.85 Занятие 4 « Кошка с воздушными шарами» (И.А.Лыковастр 124) |
Май | Занятие 1: «Рисуем красивые цветы, используя разные оттенки розового цвета» стр.88 Занятие 2: «Украшаем розовой краской крылья бумажных бабочек» стр.89 Занятие 3: «Красивые весенние цветы, которые нам понравились». Стр.89 Занятие 4: «Радуга-дуга, не давай дождя». Стр. 138. |
Аппликация Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. И.А.Лыкова Москва, ТЦ Сфера, 2016 | |
Сентябрь
| Занятие 1: «Поезд мчится тук-тук-тук» стр. 24 Занятие 2: «Цветочная клумба» Стр. 26 |
Октябрь | Занятие 1: «Золотые подсолнухи» Стр. 40 Занятие 2: «Цветной домик» стр.32 |
Ноябрь | Занятие 1: «Тучи по небу бежали» стр. 52 Занятие 2: «Заюшкин огород» Стр. 58 |
Декабрь | Занятие 1: «Праздничная елка» стр. 74 Занятие 2: «Полосатый коврик для кота» стр. 64 |
Январь | Занятие 1: «Вкусный сыр для медвежат» стр. 88 |
Февраль | Занятие 1: «Избушка ледяная и лубяная» стр. 94 Занятие 2: «Быстрокрылые самолеты» Стр.100 |
Март | Занятие 1: «Сосульки на крыше» стр. 118 Занятие 2: «Воробьи в лужах» Стр. 120 |
Апрель | Занятие 1: «Живые облака» стр. 122 Занятие 2: «Ракеты и кометы» стр128 |
Май | Занятие 1: «У солнышка в гостях» стр. 140 Занятие 2: «Мышонок- моряк» стр. 132 |
Конструирование и художественный труд в детском саду. (Занятия для среднего возраста) Л.В. Куцакова | |
Сентябрь | Занятие 1: «Домики» стр.47; Занятие 2: «Заборчики» стр48; |
Октябрь | Занятие 1: «Ворота» Стр. 48; Занятие 2: «Пригласительный билет» стр54 |
Ноябрь | Занятие 1: «Сарайчики и гаражи» стр. 49; Занятие 2: «Гараж» стр.49 |
Декабрь | Занятие 1: «Сарай» стр.50 Занятие 2: «Записная книжка» стр.54; |
Январь | Занятие 1: «Трамвай» стр.50 |
Февраль | Занятие 1: «Трамвай» стр.51 Занятие 2: «Будка для собаки» стр.55 |
Март | Занятие 1: «Мосты» стр.52 Занятие 2: «Вагон из бумаги» стр.56
|
Апрель | Занятие 1: «Мост» стр.53 Занятие 2: «Свободное конструирование» стр.57 |
Май | Занятие 1: «Двухэтажный дом» стр. 56. Занятие 2: (по собственному замыслу) стр54 |
Образовательная область «Физическое развитие»
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координации и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Содержание образовательной области «Физическое развитие» (см. в ПООП «Радуга» стр. 110-111).
Технологии реализации содержания см. в ПООП «Радуга» стр.134 - 135
Методическое обеспечение данной образовательной области.
Автор
| Наименование издания | Издательство
|
Е.А.Тимофеева, Е.А.Сагайдачная, Н.Л.Кондратьева | Подвижные игры: хрестоматия и рекомендации. | Москва, Воспитание дошкольника, 2010г. |
Э.Я.Степаненкова. | «Сборник подвижных игр» 2-7лет. | Издательство МозаикаСинтез, Москва,2016г. |
А.С.Галанов | «Игры, которые лечат» | Москва, ТЦ «Сфера», 2009 |
2.2.Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации РП.
Рабочая программа реализует модель образовательного процесса с учетом следующих компонентов образовательной системы, которые в реальном педагогическом процессе находятся во взаимосвязи: образовательные области, сквозные механизмы развития детей, виды детской деятельности, формы организации детских видов деятельности.
Модель образовательного процесса в средней группе.
Образовательные области | Сквозные механизмы развития ребенка | Приоритетные виды детской деятельности | Примеры форм организации детских видов деятельности |
Физическое развитие | Игра, общение, познавательно- | Двигательная | Утренняя гимнастика, подвижные игры с |
исследовательская деятельность | правилами(в т.ч. народные), игровые упражнения, двигательные паузы, праздники, физкультурные минутки, занятия в спортивном зале и др. | ||
Социально-коммуникативное развитие | Трудовая | Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические (с предметами и игрушками, настольнопечатные), подвижные, народные, творческие игры (сюжетные игровые ситуации, театрализованные, конструктивные) и др.
| |
Индивидуальные и подгрупповые поручения. Совместный с педагогом труд и др. | |||
Беседы, коммуникативные ситуации, ситуативные разговоры и др.
| |||
Познавательное развитие | Конструирование | Наблюдения, опыты, экспериментирование, дидактические, конструктивные игры и др. | |
Речевое развитие | Восприятие художественной литературы и фольклора
| Рассказы, беседы, настольно-печатные игры с правилами, ситуативные разговоры, сюжетные (в т.ч. режиссерские) игры и др. | |
Рассказывание, чтение, обсуждение, разучивание, инсценирование произведений, театрализованные игры, различные виды театра и др. | |||
Художественно-эстетическое развитие | Изобразительная, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора | Совместное с педагогом изобразительное творчество, вернисажи детского творчества, занятия и др. | |
Слушание музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и | |||
импровизации, инсценировки, занятия в музыкальном зале и др. | |||
Обсуждение, разучивание и инсценирование произведений, театрализованные игры и др. |
Покомпонентное описание модели образовательного процесса.
Образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» положены в основу модели, в соответствии с ними моделируются все остальные структурные компоненты.
Сквозные механизмы развития ребенка (виды деятельности). Конкретное содержание образовательных областей реализовывается в различных видах деятельности детей. РП построена с учетом принципа включения личности в значимую деятельность. Среди таких выделены три (общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность) как сквозные механизмы развития ребенка, которые становятся ведущими видами деятельности на разных возрастных этапах развития и продолжают оставаться значимым на протяжении всего дошкольного детства.
Сквозные механизмы развития детей средней группы.
Возрастной период | Сквозные механизмы развития ребенка |
Средний дошкольный возраст
| Игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры |
Коммуникативная деятельность (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками) | |
Познавательно-исследовательская деятельность (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними) |
Формы организации детских видов деятельности (в т.ч. в рамках организации непосредственно образовательной деятельности (НОД), которые наиболее адекватны для решения задач той или иной образовательной области. РП предусматривает вариативное использование форм организации образовательной деятельности.
Наблюдение как форма организации детской деятельности
Виды наблюдений | Структура наблюдения | Формы организации наблюдения |
Распознающее Длительное Сравнительное Дедуктивное Наблюдение изнутри |
| Фронтально По подгруппам Индивидуально Парами |
Экспериментирование как методическая система познавательного развития дошкольников.
Виды экспериментирования
| ||||
Наблюдение (целенаправленный процесс, в результате которого ребенок сам должен получить знания) | Опыты | Поисковая деятельность (как нахождение способа действия) | ||
Кратковременные и долгосрочные | Демонстрационные (показ воспитателя) и лабораторные (дети вместе с воспитателем, с его помощью) | Опыт-доказательство и опыт-исследование |
Составные формы организации детских видов деятельности в средней группе.
Составные формы организации детских видов деятельности
| |
Интерактивные праздники, развлечения, досуги, творческие мастерские, творческие гостиные, детские лаборатории,
| Естественные образовательные ситуации (ситуативный разговор) Игровые образовательные ситуации(игра- занятие) Традиции: «Утро радостных встреч», «Сладкий стол», «Вечер воспоминаний», «Дни рождения», |
Комплексные формы организации детских видов деятельности в средней группе.
-Комплексные формы организации детских видов деятельности | |
Тематический день: «День знаний» «Рождественские колядки» «Масленица», «Пасха», «Троица» «День защиты детей» «День семьи, любви и верности». Традиционные праздники: «Осенины», «Новый год», «День Защитника Отечества», «8 Марта», «Веснянка»
| Тематическая неделя: «Дню матери» «Неделя театра» «Дню Победы» «Неделя отцов»
|
Методы обучения
Для решения образовательных задач РП используются словесные, наглядные, практические и другие методы обучения.
Формы организации образовательной деятельности при использовании данных методов также разнообразны – занятие, дидактическая игра, наблюдение, экспериментирование и др.
Решение образовательных задач РП осуществляется в игровой деятельности детей. Игра является одновременно ведущей деятельностью детей и основной формой образовательной работы с дошкольниками.
Для обеспечения поддержки развития игровой деятельности детей РП предусмотрено:
- выделение времени и игрового пространства для самостоятельных игр детей;
- организация предметно-игровой среды с учетом индивидуальных предпочтений детей; - поддержка самодеятельного характера игр, потребностей детей отражать в игровых темах и сюжетах, круг знаний об окружающей действительности, эмоциональный опыт; - стимулирование детского творчества в создании игровых замыслов и сюжетов;
- формирование у детей умения организовывать совместные игры со сверстниками;
- участие педагога в детских играх как равного партнера по игре;
- поощрение содержательных диалогов как проявление размышлений детей о действительности;
- формирование у детей в процессе игр познавательных мотивов, значимых для становления учебной деятельности;
- расширение спектра игровых интересов каждого ребенка за счет использования всего многообразия детских игр и пр.
В ходе реализации образовательных задач РП осуществляется поддержка инициативы и самостоятельности детей.
Развитие самостоятельности и детской инициативы в сквозных механизмах развития ребенка
Виды деятельности | Содержание работы |
Игровая | Игры дают возможность активному проявлению индивидуальности ребенка, его находчивости, сообразительности воображения. Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, - творческие (в т.ч. сюжетно-ролевые). Игра как самостоятельная деятельность детей способствует приобретению ими опыта организации совместной деятельности на основе предварительного обдумывания, обсуждения общей цели, совместных усилий к ее достижению, общих интересов и переживаний. При организации игры педагог стремится к тому, дети могли проявить творческую активность и инициативу, помогает детям «погрузиться» в игровую ситуацию и решать возникшие вопросы самостоятельно. |
Познавательно-исследовательская | У дошкольников формируется арсенал способов познания: наблюдение и самонаблюдение; сенсорное обследование объектов; логические операции (сравнение, анализ, синтез, классификация, абстрагирование, сериация, конкретизация, аналогия), простейшие измерения; экспериментирование с природными (водой, воздухом, песком, снегом и др.) и рукотворными (магнитами, увеличительными стеклами и т.п.) объектами; просмотр обучающих фильмов или телепередач; поиск информации в познавательной литературе и др. Организация условий для самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности детей подразумевает работу в двух направлениях: во-первых, постоянное расширение арсенала объектов, отличающихся ярко выраженной многофункциональностью; во-вторых, предоставление возможности детям использовать самостоятельно обнаруженные ими свойства объектов в разнообразных видах деятельности (игре, конструировании, труде и пр.) и побуждение к дальнейшему их изучению. Педагог постоянно создает ситуации, удовлетворяющие |
потребности ребенка в познавательной деятельности и побуждающие активно применять свои знания и умения; ставит перед детьми все более сложные задачи, развивает волю, поддерживает желание преодолеть трудности, доводить начатое дело до конца,. Нацеливает на поиск новых творческих решений. | |
Коммуникативная | Развитию коммуникативной деятельности (общение в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками) следует уделяться особое внимание. Путь, по которому должно идти руководство развитием речи детей в целях формирования у них способности строить связное высказывание, ведет от диалога между взрослым и ребенком, в котором взрослый берет на себя руководящую роль, направляя ход мысли и способы ее выражения, к развернутой монологической речи самого ребенка. Для поддержки речевой активности педагог проводит беседы с детьми, направляющие их внимание на воплощение интересных событий в словесные игры и сочинения самостоятельных рассказов и сказок. В беседе ребенок учится выражать свои мысли в речи, слушать собеседника. Для «пробуждения» детской инициативы педагоги задают детям разнообразные вопросы – уточняющие, наводящие, проблемные, эвристические и др. |
Детская инициативность и самостоятельность поддерживается педагогами и в процессе организации других видов деятельности (активности) – трудовой, конструктивной, изобразительной, музыкальной, двигательной, восприятии художественной литературы и фольклора т.д.
Одной из основных образовательных задач РП является индивидуализация образовательного процесса. В целях ее обеспечения особое внимание в РП уделяется: - поддержке интересов ребенка со стороны взрослых, поощрению вопросов, инициативы и самостоятельности детей в различных культурных практиках;
- ознакомлению родителей с задачами индивидуального развития детей, методами, формами и средствами их реализации; согласование с ними маршрутов индивидуального развития ребенка; учет конструктивных пожеланий родителей «во благо» ребенка.
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Основной целью взаимодействия с семьями воспитанников в соответствии с РП является желание сделать родителей активными участниками образовательного процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.
Формы взаимодействия с родителями
В образовательной деятельности используются различные формы взаимодействия с семьями воспитанников: информационные, организационные, просветительские, организационно-деятельностные, участие родителей в образовательной деятельности и др.
Перспективный план взаимодействия с родителями на 2022 – 2023 уч.г.
Период | Тема | Мероприятие |
Сентябрь | «Возрастные психологические особенности детей 4-5 лет». | Родительское собрание №1 |
Декабрь | «Речевое развитие дошкольников в условиях реализации основной образовательной программы «Радуга» | Родительское собрание №2 |
Март | «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с малой Родиной» | Родительское собрание №3 |
Май | «Результативность работы за учебный год и задачи работы на летне-оздоровительный период.» | Родительское собрание №4 |
Сентябрь-ноябрь | На 1-ый квартал уч. года . Режим дня на холодный период, расписание непосредственно образовательной деятельности. Уголок здоровья, памятка для родителей по энтеровирусной инфекции, «COVID-19» рекомендации по ознакомлению с природой (осень). Ознакомление с льготами и компенсациями. Оформление папки раскладушка "День матери" | Оформление информацион ных стендов
Папка передвижка |
Декабрь-февраль | На 2-ойквартал. Рекомендации по ознакомлению детей с природой(зима); рекомендации проведения "Нового года"; рекомендации "Профилактика гриппа и ОРЗ"; рекомендации"Прогулка с детьми 4-5 лет", рекомендации "Зимние забавы". Папки-раскладушки :"День защитника отечества", День Отца; «Новый год».
| Оформление информацион ных стендов. |
Март-май | На 3-ий квартал учебного года. Рекомендации по ознакомлению детей с весенними явлениями в природе, ознакомить с правилами общения с агрессивными детьми; рекомендация "Сказка как средство коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста"; «Домашний театр»; ознакомить с рекомендациями "Прогулки весной"; "Одежда детей весной в группе и на улице ". Папки раскладушки :"8 марта" , "Пасха" , "Масленица") | Оформление информацион ных стендов. |
Май- август | На 4-й квартал учебного года. Ознакомление с природой (лето),с режимом дня на тёплый период, с организационной деятельностью на летний период, рекомендации по подготовке к летне-оздоровительной работе. Рекомендации "Как правильно закалять ребёнка". Папки-раскладушки "Лето красное, "Троица", «Опасные предметы,существа и явления». | Оформление информацион ных стендов
|
|
| |
По мере необходим ости. |
| Проведение консультации (индивидуаль ные, групповые) |
1 раз в год | Оформить выставку: «Развиваем речь детей». | Выставка методической литературы. |
Декабрь Октябрь СентябрьМай | -"Мастерская Деда Мороза" -"Осенние фантазии" "-Семейные альбомы", альбом "Наша группа". -Альбом «Наши достижения» |
Выставка
|
По мере необходим ости | 1.Оформление группы к праздникам; 2.Благоустройство участка зимой; 3.Благоустройство цветника и участка к лету. 4. Тематические акции: «Мы за безопасность на дорогах!», «Играем вместе с родителями»; проекты :«Моё любимое домашнее животное», «Ребёнок имеет право».
| Привлечение родителей к оказанию помощи. |
Сентябрь- Октябрь |
| Сбор соц. сведений о семье. |
По мере поступлен ия детей в дет. сад |
| Своевременн ое информирова ние родителей об оплате за дет. сад, льготах, компенсацион ных выплатах. |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Описание материально-технического обеспечения РП, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания. Материально-техническое обеспечение РП.
Проектная мощность детского сада, используемая в образовательных целях
Пространство | Оборудование |
Групповая комната | Столы 8 шт.,стулья 34 шт.,стол для игр с песком 1шт., магнитная доска, телевизор, стеллажи 5шт., мольберт ,ноутбук, магнитофон, письменный стол, стулья бол. 3 шт, гимнастическая лестница, полка для книг, 4 стеллажа для учебной части, уголок природы, 1 куб, напольные полки 3 шт, парикмахерская, стеллаж для спортивного инвентаря. |
Спальная комната | Кровати 34 шт, тумбочка, шкаф для одежды, |
Туалетная комната | 3 унитаза, ширма, настенная полка. |
Умывальная комната | 3 раковины, 1 ванна для мытья ног, 32 полочки для полотенец, 1 зеркало. |
Раздевалка | 35 шкафчик для одежды, 4 лавочки. |
Игровая площадка на участке | 1 домик, 2 лавочки, веранда, столик-ромашка, пожарная машина, горка, песочница, мостик, шведская лестница. |
Перечень материалов и оборудования, необходимых для реализации РП
Социально-коммуникативное развитие
| |
Образные игрушки | Куклы разных размеров (мальчики, девочки), комплекты сезонной одежды. Игрушки, обозначающие диких и домашних животных. Коллекция «Куклы мира», Тематические наборы игрушек для режиссерских игр: «Магазин», «Пожарная станция», «Кухня», «Парковка», «Больница», «Парикмахерская», «Костюмерная», «ГИБДД». |
Предметы быта | Соразмерные куклам наборы посуды (чайной, столовой), мебели, постельных принадлежностей, бытовой техники, раскладные коляски, Наборы игрушечных инструментов: молоток, пила, топор, отвертка, гаечный ключ и др. |
Техника, транспорт | Наборы игрушек разного размера, изображающих различные виды транспорта: пассажирский, грузовой, специальный, воздушный. Игрушки, обозначающие средства связи (телефон, компьютер). |
Бросовые материалы и предметы-заместители | Природный материал, веревки, пробки, пластмассовые флаконы, ёмкости из-под йогурта, коробки, лоскутки, мешочки, разные виды бумаги, поделочные материалы и пр. |
Ролевые атрибуты | Руль, бинокль, фотоаппарат, якорь и др. Элементы костюмов и комплекты профессиональной одежды. |
Атрибуты для уголка ряженья | Цветные косынки, юбки, фартуки, элементы костюмов сказочных героев и др. |
Игрушки и оборудование для театрализованной деятельности | Все виды театрализованных игрушек, элементы костюмов сказочных героев, набор масок и др. |
Познавательное развитие
| |
Дидактические пособия и игрушки | Наборы для классификаций и совершенствования сенсорики (цвет, форма, размер, тактильные ощущения и пр.), всевозможные вкладыши (в рамку, основание, один в другой). Пазлы, мозаики, лото, домино. Настольно-печатные игры: «Геометрическое лото», «Рыбки», «Логические цепочки», «Задачки для ума», «Крестики-нолики», «Пентамино», «Сказка по клеткам», «Больше, меньше или равно», «Логические таблицы», «Аналогии», «Засели домик», «Какой знак?», Лепбук «Развиваем логическое мышление»; в том числе экологической направленности; головоломки, интеллектуальные игры (шашки и крестики-нолики). Наглядные пособия, в том числе географическая карта, глобус, календари, иллюстрации художников. |
Игрушки и оборудование для экспериментирования | Игрушки и орудия для экспериментирования с водой, песком, снегом. Непромокаемые фартуки. Флюгеры для наблюдений за ветром, крупные лупы и пр. Предметы-измерители: весы, мерные сосуды, часы и др. Специальное оборудование для детского экспериментирования. |
Строительные материалы, конструкторы | Разнообразные строительные наборы, конструкторы и др. |
Средства ИКТ | Телевизор, флешка с демонстрационным материалом. |
Речевое развитие
| |
Библиотека и аудиотека | Книги со сказками, рассказами, стихами с иллюстрациями разных художников; детские журналы и энциклопедии, альбомы: «Пословицы, поговорки о книгах», «Портреты детских писателей», «Угадай что за сказка», «Сказки и иллюстрации В.Сутеева», аудиозаписи с произведениями художественной литературы и фольклора. |
Дидактические пособия | Предметные картинки, сюжетные картинки, азбука-веер, зеркала, дидактические игры: «Фантастический зверь», «Что перепутал художник?», «Составление рассказов по серии сюжетных картинок», «Он, она, оно», «Расскажи сказку по картинкам», «Украшаем шапки», «Теремок», «Аквариум», «Дерево родственных слов», «Эрудит», «Задачки для ума», «Дикие животные», «Веселые путешественники»… |
Художественно-эстетическое развитие
| |
Художественно- продуктивная деятельность | Карандаши цветные (18-24 цвета), простые и многоцветные, кисти беличьи или колонковые (3 размера для каждого ребенка), краски гуашь (8-12 цветов) и акварель, сангина, гелевые ручки, палитры детские, стаканчики для воды, подставки под кисти, мелки (меловые, восковые), бумага (белая, цветная, тонированная, гофрированная), картон, ножницы для ручного труда, клей, клеевые кисти, пластилин (не менее 12 цветов), стеки, геометрические тела. Нетрадиционные материалы: природный материал, шерстяные нитки, пуговицы, бусины, бисер, ватные палочки, щетки, губки,. Для развития эстетического восприятия: произведения народного и декоративноприкладного искусства, книги по искусству, репродукции, детские художественные альбомы. Оборудования для выставок. Дид.игра «Дерево радости, дерево печали», нагл.дид.пособие «Мир искусства», альбомы «Художники», «Музей истории худ. промыслов Нижегородской обл.», «Хохлома», «Городецкая роспись», «Народные промыслы», «Городецкая роспись по дереву». |
Музыкальная деятельность
|
треугольники, бубенцы и колокольчики, маракасы, погремушки,шумовые инструменты ,ложки,микрофон, лесенка, металлофон и др. Танцевально-игровые атрибуты; дид. игры: «Осенние чудеса», «Музыкальные инструменты», «Четвёртый лишний», «Прятки»; Альбомы: «Времена года» П.И.Чайковский, «Детский альбом» П.И.Чайковский… |
Физическое развитие
| |
Инвентарь | гимнастические маты,мячи разных размеров, дуги-воротца, кегли, кольцеброс, скакалки, обручи, гимнастические палки, флажки, платочки, ленточки, мешочки с песком (вес 200-250 г), гантели,конусы,кочки 2х размеров,и др., альбомы по видам спорта, дидактические игры. |
Оздоровительное оборудование
|
Массажные коврики и дорожки, массажные мячи (большие и маленькие). Оборудование для воздушных и водных процедур и пр. |
3.2. Режим дня
Средняя группа № 8 работает в режиме пятидневной недели с 12-часовым пребыванием в течение дня. Рабочая программа реализуется в течение всего времени пребывания детей в ДОО.
Режим дня (холодный период)
Утренний прием (игры, наблюдения, труд, индивидуальная работа) | 6.30-8.00 |
Утренняя гимнастика | 8.00-8.10 |
Подготовка к завтраку, 1-й завтрак | 8.10-8.40 |
Подготовка к занятиям, игра | 8.40-9.00 |
НОД | 9.00-9.50 |
Подготовка к завтраку, 2-й завтрак | 10.00- 10.10 |
Подготовка к прогулке. Прогулка. | 10.10-10.25 10.25-11.50 |
Возвращение с прогулки, игры, подготовка к обеду | 11.50-12.10 |
Обед | 12.10-12.40 |
Подготовка ко сну, сон | 12.40-15.00 |
Закаливающие процедуры, подготовка к полднику | 15.00-15.25 |
Полдник | 15.25-15.50 |
Подготовка к занятию, игра | 15.50-16.00 |
Игры, самостоятельная деятельность детей, чтение | 16.20-17.00 |
Прогулка, уход домой | 17.00-18.30 |
Игры дома, прогулка | 18.30-19.00 |
Ужин дома, игры, чтение | 19.00-21.00 |
Сон | 21.00 |
Режим дня (теплый период)
Утренний прием на улице (игры, наблюдения, труд, чтение) | 6.30-8.00 |
Утренняя гимнастика | 8.00-8.08 |
Подготовка к завтраку, 1-й завтрак, гигиенические процедуры | 8.08-8.40 |
Подготовка к прогулке, выход на прогулку | 8.40-8.55 |
Совместная деятельность взрослого и детей на прогулке | 8.55-9.50 |
Подготовка к завтраку, 2-й завтрак, гигиенические процедуры | 9.50-10.10 |
Самостоятельная. деятельность детей на прогулке (игры, труд, наблюдения). | 10.10-11.40 |
Возвращение с прогулки, гигиенические процедуры. | 11.40-12.00 |
Спокойные игры, подготовка к обеду | 12.00-12.10 |
Обед | 12.10-12.40 |
Подготовка ко сну, сон | 12.40-15.00 |
Постепенный подъем, оздоровительная гимнастика, гигиенические процедуры | 15.00-15.25 |
Подготовка к полднику, полдник, гигиенические процедуры | 15.25-15.50 |
Подготовка к прогулке, прогулка, игры | 15.50-18.30 |
Ужин дома | 19.00 |
Сон | 21.15 |
*Расписание организованной образовательной деятельности.
№ | Образовательные области | Количество образовательных занятий в неделю |
Средняя гр. (4-5лет) | ||
1. | Физическое развитие | |
Двигательная деятельность | 2 занятия 20 +20 (40 минут) | |
2. | Речевое развитие | |
2.1 | Речевое развитие | 1занятие 20минут + 0,5(занятие 20мин.через неделю) |
4. | Познавательное развитие | |
4.1 | Мир природы и мир человека | 1 занятие 20 минут |
4.2 | ФЭМП | 1 занятие 20 минут |
5. | Художественно-эстетическое развитие | |
5.1 | Рисование | 1 занятие 20 минут |
5.2 | Лепка | 0.5(занятие 20 мин. через неделю) |
5.3 | Аппликация-0.5 и Конструирование-0.5 через неделю) | 1 занятие 20 минут |
5.4. | Музыкальная деятельность | 2 занятия 20+20 (40 минут) |
Всего в неделю образовательная нагрузка | 10занятий 3часа 20мин |
Примечание. Продолжительность ООД для детей от 4-х до 5 лет – не более 20 минут, максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня не превышает 40 мин. В середине времени, отведенного на ООД, проводят физкультминутки. Перерывы между тпериодами ООД – не менее 10 минут.
Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организовывается в первую половину дня.
3.3.Специфика организации и содержание традиционных событий, праздников, мероприятий
Программа предусматривает организацию культурно-досуговой деятельности детей, задачами которой являются: организация культурного отдыха детей, их эмоциональной разрядки; развитие детского творчества в различных видах деятельности и культурных практиках; создание условий для творческого взаимодействия детей и взрослых; обогащение личного опыта детей разнообразными впечатлениями, расширение их кругозора средствами интеграции содержания различных образовательных областей; формирование у детей представлений об активных формах культурного отдыха, воспитание потребности в их самостоятельной организации.
Цикличность организации досуговых мероприятий предполагает еженедельное их проведение (до 15 минут) во второй половине дня: каждую пятницу – вечер развлечений; 1 раз в неделю – физкультурный досуг. Для организации и проведения детских досугов возможно привлечение родителей и других членов семей воспитанников.
3.4.Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда группы построена в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей, обеспечивает реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, представляет возможности для общения и целенаправленной, разнообразной совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Характеристика развивающей предметно-пространственной среды.
Критерий | Характеристика |
Насыщенность | - соответствие возрастным возможностям детей; Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке} обеспечивают:
|
Трансфор мируемость | Предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. |
Полифунк циональность | - возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды - детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; - наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре) |
Вариативность |
|
Доступность |
|
Безопасность | - соответствие всех элементов среды требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования |
3.5. Календарный план воспитательной работы.
Сентябрь
| Развивать у детей познавательную мотивацию, интерес к школе, книге. Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми. Продолжать знакомить с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка, расширять представления о профессиях сотрудников детского сада | Праздник «День знаний», организованный сотрудниками детского сада. |
Сентябрь
| Формировать представлений о правилах дорожного движения; Объяснение элементарных правил поведения в автобусе и на проезжей части; Формирование представлений о видах транспорта: Формирование представлений о строении проезжей части. Знакомство с дорожными | Акция «Мы за безопасность на дорогах». Беседы, чтение, рассматривание иллюстраций, игры(дидактические, сюжетно-ролевые) |
знаками. | ||||
Октябрь | Знакомить с родным городом, его названием, основными достопримечательностями. Знакомить с «городскими» профессиями (милиционер, продавец, парикмахер, шофер, водитель автобуса). | Сюжетно- дидактическая игра «Путешествие по городу» (знакомство с наиболее известными городскими зданиями, | ||
Октябрь | Расширять представления детей об осени. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало— исчезли бабочки, отцвели цветы и т. д.), вести сезонные наблюдения. Расширять представления о сельскохозяйственных профессиях. Расширять знания об овощах и фруктах (местных, экзотических). Знакомить с правилами безопасного поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к природе. Формировать элементарные экологические представления.
| Праздник «Осень». | ||
Ноябрь | Расширить знание детей о домашних животных, сформировать у детей такие положительные качества как доброта, сочувствие, ответственность, формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. | Проект: «Моё любимое домашнее животное» краткосрочный. | ||
Ноябрь | Воспитывать чувства любви и уважения к матери, способность видеть заботу матери о членах семьи, вызвать желание оказывать помощь маме | Неделя посвященная дню Матери.«Сердце матери» тренинг с мамами | ||
Декабрь | Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально- художественной, чтения) вокруг темы Нового года и новогоднего . Расширять представления детей о зиме. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Развивать умение вести сезонные наблюдения, замечать красоту зимней природы, отражать ее в рисунках, лепке. Знакомить с зимними видами спорта. Формировать представления о безопасном поведении людей зимой. Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и льдом. Закреплять знания о свойствах снега и льда. | Новогодний утренник. | ||
9-13 января | Расширять представления о здоровье и здоровом образе жизни. Продолжать развивать в игровой форме основные физические качества и двигательные умения и навыки. Удовлетворять потребность в движении. | Неделя здоровья |
Формировать знаниях о себе и о своём здоровье. Формировать навыки ухода за телом, создавать условия для закаливания, Рассказать детям о витаминах и полезных продуктах. | ||||
| ||||
20-24февраля | Осуществлять патриотическое воспитание. Знакомить с «военными» профессиями. Воспитывать любовь к Родине. Формировать первичные гендерные представления (воспитывать в мальчиках стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины). | Неделя отцов « Папы всякие нужны, папы всякие важны» (День защитника Отечества.) | ||
Февраль | Создавать благоприятный психоэмоциональный климат в семьях путем формирования положительных установок детско-родительских отношений. Расширять знания родителей о видах игр и их роли в развитии ребенка. | Акция «Играем вместе с родителями». | ||
24 февраля | Дать, первоначальные представления о русском народном празднике «Масленица», с характерными для него обрядами. Развивать коммуникативные навыки, формировать умение помогать друг другу, общаться друг с другом. Воспитывать интерес и любовь к русскому национальному фольклору, эмоциональное сопереживание и желание участвовать в игре-действии. Воспитывать чувства патриотизма, основанные на русских традициях | Тематический день «Масленица» | ||
| Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно- исследовательской, продуктивной, музыкально- художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Воспитывать уважение к воспитателям. | Праздник 8 Марта. Выставка детского творчества, развлечения, коллективное | ||
20-24 марта | Вызвать у детей интерес к театральной деятельности. Дать детям представление о театре Способствовать созданию у детей радостного настроения, развивать воображение и способности к творчеству Укрепление культурных связей между педагогами и семьями воспитанников, интереса к театру и театрализованной деятельности | Неделя театра | ||
Апрель | Расширить представления детей о своей принадлежности к человеческому сообществу, о правах детей в мире, дать элементарные представления о свободе личности; формировать чувство собственного достоинства, осознание своих прав и свобод, чувство ответственности за другого человека. | Проект «Ребёнок имеет право» (краткосрочный) |
Апрель-Май
| Расширять представления детей о весне. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения. Расширять представления о правилах безопасного поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к природе. Формировать элементарные экологические представления. Формировать представления о работах, проводимых весной в саду и огороде. Привлекать детей к посильному труду на участке детского сада, в цветнике. | Праздник «Весна» |
Приложение № 1
Сведения о программно-методическом обеспечении Программы.
- Е.В.Соловьева, « Радуга». Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. г. Москва, «Просвещение», 2014г.
- О.А.Карабанова, Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева Развитие игровой деятельности детей 2 – 8 лет. Москва, Просвещение, 2015г.
- Т.И.Гризик, Г.В.Глушкова Формирование основ безопасного поведения у детей 3 – 8 лет. Москва, Просвещение, 2015г.
- Т.И.Гризик Познавательное развитие детей 2 – 8 лет: мир природы и мир человека Москва, Просвещение, 2015г.
- Е.В.Соловьева Формирование математических представлений детей 2 – 7 лет. Москва, Просвещение, 2010г.
- Т.И.Гризик Речевое развитие детей 4-5 лет –М., Просвещение, 2015
- Л.В. Куцакова Конструирование и художественный труд в детском саду.- М., ТЦ Сфера,2009
- Л.А.Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. - Изд. Цветной мир, 2015
- О.А. Зыкова «Экспериментирование с живой и неживой природой» ЗАО «ЭлтиКудиц» Москва 2014г
- М.И. Чистякова «Психогимнастика», Просвещение, Москва 1995г
- Т.Н.Доронова Художественное творчество детей 2 – 8 лет. Москва, Просвещение, 2015г.
- Е.А.Тимофеева, Е.А. Сагайдачная, Н.Л. Кондратьева « Подвижные игры: Хрестоматия и рекомендации.- часть 1»
- Т.В.Калинина «Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет» Волгоград: Учитель, 2014г.
- О.Л. Князева, «Я-Ты-Мы» Москва, Мозаика-Синтез 2003г
- Т.П.Трясорукова « Игры для дома и детского сада». ООО «Феникс», 2013г.
- Т.М. Бондаренко «Приобщение дошкольников к труду» -Воронеж, Метода, 2014
- С.В.Соколова «Оригами для дошкольников» Санкт-Петербург, ДетствоПресс,2002
18.О.В.Дыбина Неизведанное рядом, Москва, Сфера,2013.
19.Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр 2-7 лет, Синтез,Москва,2019.
20.Н.Ф.Комарова «Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду». Москва, «Скрипторий 2003», 2012.
21.Е.А. Бабенкова «Игры, которые лечат «Сфера», Москва 2009г .
22.Т.Г.Кобзева , И.А.Холодова,Г.С.Александрова, «Организация детей на прогулке, средняя группа»,Учитель,Волгоград, 2013.
23. Л.Л.Мосалова «Я и мир»,Санкт-Петербург, Детство-Пресс 2013г.
24. Л.Л.Тимофеева, Е.Е. Корнеичева, Н.И. Грачева «Планирование образовательной деятельности в ДОО»,Москва, Центр Педагогического Образования 2013г.
25. Л.В.Чернецкая «Психологические игры и тренинги в детском саду», «Феникс», г. Ростов н/Д, 2005г
26. А.С. Галанов «Игры, которые лечат, для детей 3-5 лет».
Приложение№2
Наглядный, дидактический материал:
Социально-коммуникативное развитие.
«Государственные символы»
«Правила на дороге»
«Соблюдай правила дорожного движения»
«Чувства.Эмоции»
«Дорожные знаки в картинках»
«Расскажи про детский сад»
«Бытовая техника»
«Профессии»
«Великие полководцы ВОВ»
«Награды времён ВОВ»
«Великие сражения ВОВ»
«Дети-герои ВОВ»
«Плакаты ВОВ»
«77 игр для всей семьи»
«Уроки безопасности»
«Звуковой плакат «Профессии»
«Азбука детской безопасности»
Игра-лото «Знаю все профессии»
«Наши чувства и эмоции»
«Прогулка по городу»
«Как избежать неприятностей»
«Все профессии важны -2»
«Азбука безопасности(один дома)»
Конструктор-персонаж «Профессии»
«Цветной городок»
«Парикмахер»
«Уроки доброты»
Художественно-эстетическое развитие.
«Мир искусства»
«Художники»
«Музей истории худ.промыслов Нижегородской обл.»
«Хохлома»
«Городецкая роспись»
«Народные промыслы»
«Городецкая роспись по дереву
«Осенние чудеса»
«Музыкальные инструменты»
«Четвёртый лишний»
«Прятки»
«Времена года» П.И.Чайковский
«Детский альбом» П.И.Чайковский
«Что перепутал художник»
Познавательное развитие.
«Домашние животные и птицы»
«Природные и погодные явления»
«Народы России и ближнего зарубежья»
«Грибы и ягоды»
«Животные средней полосы»
«Спец.машины»
«Карточки цифр»
«Математические знаки»
«Птицы»
«Одежда»
«Головные уборы»
«Домашние птицы»
«Транспорт»
«Грибы»
«Мебель»
«Фрукты»
«Овощи»
«Карточки-схемы по опытнической деятельности»
«Дикие животные»
«Задачки для ума»
«Эрудит»
«Логические цепочки»
«Противоположности»
«Собери урожай»
«Геометрическое лото»
«Крестики-нолики»
«Пентамино»
«Сказка по клеткам»
«Больше, меньше или равно»
«Математическое домино»
«Логические таблицы»
«Аналогии»
«Найди соседей числа»
«Кроссворды»
«Какой знак»
«Засели домик»
«Математические головоломки»
«Развиваем логическое мышление»
«Во саду ли в огороде»
«Пятый лишний»
«Азбука витаминов»
«Признаки»
«Тренажёр для развития мышления»
«Четвёртый лишний»
«Народы мира»
«Время»
«Всё для счёта-3»
«Животные и птицы: как говорят и что едят»
«Собери картинку: мамы и малыши»
«Одень куклу(одежда на все времена года)»
«Счёт в пределах 10»
«Ферма»
«Транспорт»
«Домино(дом.животные)»
Логика «Времена года»
«Летит, плавает, едет»
«В саду, на поле, в огороде»
«Деревья наших лесов»
Птицы, обитающие на территории нашей страны»
«Детям о времени»
«Гнездо, улей, нора»
«Животные северной Америки»
«Расскажите детям о дом.питомцах»
«Животные Южной Америки»
«Портреты детских писателей»
Речевое развитие.
«Азбука в стихах»
«Загадки о животных»
«В мире слов-6»
«Русские народные сказки»
Тренажёр «Чтение по слогам»
«Речевой тренажёр»
«Огородные сказки»
«Из чего-какой?»
«Вершки икорешки»
«Опиши овощ»
«Сложи картинку»
«Детские стихи и загадки о овощах»
«Сюжетные картинки»
«Дерево родственных слов»
«Украшаем шапки»
«Весёлые путешественники»
«Цветочный магазин»
«Три линейки»
Расскажи сказку по картинкам»
«Аквариум»
«Мой, моя, моё, мои»
«Теремок»
«Фантастический зверь»
«Сюжетные картинки»
«Логопедическая ромашка»
Физическое развитие.
«Летние виды спорта»
«Зимние виды спорта»
«Валеология»
«Культурно-гигиенические и трудовые навыки»
Приложение №3
Литература для детей:
- К.Чуковский «Сказки». «Довира», Киев, 1996 г.
- С.Маршак. «Сказка о глупом мышонке». Москва, ООО «Изд-во АСТ», 2014
- И.Ищук «Как Маша дом искала». ООО «Линг». Москва, 2004
- Ел.Ляхова «Мой любимый детский сад». «Полиграф», Н.Новгород, 2003
- А.Барто «Машенька растет». «Яблоко», Москва, 2004г.
- В.Борисов «Помогаем маме». Изд-во «Алтей и К О», Дмитров, 2009
- Коллектив авторов «Любимой маме». Изд-во «Астрель», Москва, 2006
- Ярослав Пишумов «Наши мамы и мы». «Алтей», Москва, 2006
- Н.Иваницкий «Ладушки». «Стрекоза-Пресс», Москва
- К.Чуковский «Цыпленок». Изд-во Ч.А.О. « К О», 2005
- М.Долотцева, «Крошка Енот». «Яблоко», Детиздат, Москва 2014
- «Маленькой елочке холодно зимой» (Стихи, загадки, сказки), изд-во «Махаон»,
Москва, 2013
- «Энциклопедия детства»., «ЭКСМО», Москва, 2008
- С.Шустов «Домашние питомцы» , «Доброе слово», Н.Новгород, 2013 (2 шт)
- Е.Благина. «Вот какая мама». Изд-во «Детская литература» Москва, 1981
- «Кот в сапогах» и другие сказки. ООО изд-во «Доброе слово, Н.Новгород, 2013
- Энциклопедия знатока «Голубая планета», «Махаон», Москва, 2008
- М.Мышковская, «Большая энциклопедия животных», «ЭКСМО-Пресс», Москва,
2001
- Русская народная сказка «Морозко», ООО «Фолиант-Пресс», Тверь, 2004
- В.Степанов. «Зимушка-зима», ООО «Детиздат», Москва, 2012
- Русская народная сказка «Летучий корабль», «Книжный дом», 2005
- Русская народная сказка «Заюшкина избушка», Издательский дом «Профпресс», Ростов-на-Дону, 2004
- «Русские народные сказаки», изд-во ЗАО «Славянский дом книги», 2002
- Н.Притулина «Где зимуют зайцы?», изд-во «Махаон», 2013
- А.Усачев «Любопытная Варвара», изд-во «Дрофа», 2003
- В.Караваева «Вовка в тридевятом царстве». Изд-во «АСТ», 2000
- А.Волков «Волшебник изумрудного города», АСТ, Москва, 2000
- М.В.Юдаева «Хрестоматия для средней группы». Изд-во «Самовар», Москва, 2014
- Б.Заходер «Стихи и загадки». Изд-во «Росмэн», 2008
- А.Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше». Изд-во «Планета Детства»,
Дмитров, 2006
- Русская народная сказка «Скатерть-самобранка». ООО «Изд-во «ЭКСМО»,
Дмитров, 2006
- Русская народная сказка «Василиса Прекрасная». «Терра», Москва, 1992
- Русская народная сказка «Баба Яга», ООО изд-во «ЭКСМО» Дмитров, 2008
- Эдуард Шиси «Рассказы и сказки о природе ООО «Стрекоза», Москва, 2010
- О.А.Александрова. «С Новым Годом». ООО Издательский дом «Детский Мир,
Москва, 2013
- Н.В.Козловская «С Новым Годом». РИО «Самовар», Москва, 2001
- Группа авторов «Голубая планета». Махаон, 2008
- И.В.Кудишин. Детская энциклопедия РОСМЭН «Транспорт». ЗАО «РОСМЭНПресс», 2008
- Н.В.Козловская «8 марта». Изд-во «Самовар», Москва, 2007
- Д.Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки». Изд-во «Книжный дом», Минск, 2010
- К.Чуковский «Мойдодыр», «Путаница». ООО изд-во «Фламинго», 2006
- Г.Харенко «Угадай сказку», АСТ-Пресс, Москва, 2011
- Русская народная сказка «По щучьему велению». Изд-во «Проф-Пресс», Ростов-наДону, 2007
- Р.Э.Распэ «Приключения барона Мюнхаузэна». РИО «Самовар», Москва, 2002
- С.Михалков «Мы с приятелем». «Росмэн», Москва, 1995
- Русская народная сказка «Кто, кто в рукавичке живет?». Изд-во «Малыш», 1992
- О.Корнеева «Подарки дедушке Морозу». Изд-во «Проф-Пресс», 2008
- В.Степанов «Белый терем - зимний лес». Изд-во АДОНИС, Москва, 2011
- А.А.Плешаков «Мир вокруг нас». Просвещение, 1999
- В.М.Борисов «Считалочки». Изд-во «Самовар», 1990
- С.Козлов «В сладком морковном лесу». ТО Алтей, Москва, 1995
- Русская народная сказка «Бычок смоляной бочок». ЗАО Издательский Дом
«ГЕЛИОС», Москва
- Е.Ляхова «Ручеек». Полиграфлэнд, Нижний Новгород, 2003, 2 шт.
- К.Чуковский «25 загадок, 25 отгадок». Изд-во Самовар, Москва, 2013 55. В.Степанов «Змей Горыныч и Василиса». ООО Изд-во «Фламинго», 2005
- В.Степанов «Кот рукодельник», ООО изд-во «Фламинго, Москва.
- Русская народная сказка «Волшебный конь», ООО Изд-во «ЭКСМО», 2008
- Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Изд-во
«Белорусский дом печати», Минск, 2010
- А.Богдарин «Знакомые птицы». ООО Полиграфическая компания «ЭКСПРЕСС», Н.Новгород, 2006, 2 шт.
- А.Богдарин «Знакомые машины». ООО Полиграфическая компания «ЭКСПРЕСС», Н.Новгород, 2007, 4 шт.
- А.Богдарин «Знакомые профессии». ООО Полиграфическая компания «ЭКСПРЕСС», Н.Новгород, 2006.
- Русская народная сказка «Колобок», ООО Изд-во «Фламинго», Москва, 2004
- В.Сутеев «Кот-рыболов». «Росмэн-Лига», Москва, 1996
- Русская народная сказка в обработке К.Ушинского «Сивка-Бурка». Стрекоза-Пресс, Москва
- К.Чуковский «Краденое солнце». Изд-во «Яблоко», 2003
- «Веселые снеговички». ООО Изд-во «ОНИКС», Москва, 2011
- Зоя Петрова «Спят усталые игрушки». «Омега», Москва, 2008
- В.Драгунский «Где это видано, где это слыхано…». ООО «Самовар», Москва, 2014
- Хрестоматия для дошкольников 5-7 лет
Интернет-ресурсы: Каталог образовательных интернет-ресурсов.
maam.ru
nsportal.ru
Список методической литературы для родителей:
- Т.П. Трясорукова «Игры для дома и детского сада на снижение психо-эмоционального и скелетно-мышечного напряжения». г.Ростов – на – Дону «Феникс» 2013г.
- С.Ю. Чижова, О.В. Калинина «Детская агрессивность». Ярославль «Академия развития» 2005г.
- Х. Штольц «Каким должен быть твой ребенок?»
- Л.Анзорг «Дети и семейный конфликт»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа подготовительная группа 2022-2023год
Рабочая программа подготовительная группа 2022-2023год...
План работы с родителями подготовительная группа 2022-2023год
План работы с родителями подготовительная группа 2022-2023год...
Изменение и дополнении РППС группы в связи с реализацией различных тематических проектов 2022-2023год
Данная презентация даёт представление об изменении и дополнении РППС группы в связи с реализацией различных тематических проектов....
Годовой отчет 2022-2023год
Годовой отчет 2022-2023год...
План воспитательно-образовательной работы МАДОУ на 2022-2023год
План воспитательно-образовательной работы МАДОУ на 2022-2023год...
Диагностика уровня развития детей 2022-2023год
Диагностика уровня развития детей 2022-2023год...
Сводная диагностика по платному кружку 2022-2023год
Сводная диагностика по платному кружку 2022-2023год...