Тренинг для молодых педагогов «Все в твоих руках!»
методическая разработка

Мамаева Светлана Борисовна

тренинг мотивации профессионального самосовершенствования молодых педагогов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл minitrening_dlya_molodyh_spetsialistov.docx46.81 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для молодых педагогов «Все в твоих руках!»

Целью тренинга мотивации профессионального самосовершенствования молодых педагогов является актуализация потребности в саморазвитии, осознание возможностей профессионального роста как необходимого условия повышения педагогического профессионализма.

Приветствие - Игра на сплочение и поднятие настроения.

Здравствуйте, наконец-то мы встретились! Иногда работаешь бок о бок с людьми, замкнувшись в молчании или перекинешься незначительными фразами. Но вот настает время и мы друг другу опора. И тогда оказывается что мы члены одного сообщества. Пообщаешься с душами товарищей и становишься богаче.

- задание первое  - сказать соседу справа, что тебя с ним объединяет,

Психолог; -Но вместе с тем , нас всех  что-либо друг с другом  различает?

Игровое  упражнение «Без маски»

Цель упражнения: снять эмоциональную и поведенческую закрепощенность, сформировать и развить навыки искренних высказываний для анализа сущности "Я".

Это упражнение помогает наладить партнерские отношения в коллективе, улучшить психологический климат коллектива.

Психолог. Мы уже убедились, что в данной группе можно быть откровенным. Давайте еще раз попробуем поведать друг другу что-то о себе без всякой предварительной подготовки.

Инструкция: Перед вами в центре круга стопка карточек. Вы будете по очереди брать по одной карточке и сразу продолжать фразу, начало которой написано на вашей карточке. Ваше высказывание должно быть предельно искренним и откровенным! Присутствующие будут внимательно слушать вас, и, если они почувствуют фальшь в ваших словах, придется взять другую карточку с новым текстом и попробовать ответить еще раз. Кто хочет быть первым?

Упражнение выполняется по кругу.

Содержание карточек:

1.«Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня...»

3. «Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это...»

4. «Мне бывает скучно, когда я...»

5. «Особенно меня раздражает то, что я...»

6. «Мне особенно приятно, когда меня...»

7. «Иногда люди не понимают меня, потому что я...»

. «Думаю, что самое важное для меня...

11. «Я горжусь тем, что...»

12. «Моя сильная сторона в профессиональной деятельности...»

13. «У меня возникает чувство сомнения, когда...»

15. «Я абсолютно уверенна, что......»

16. «Я пока не научилась......»

17. " Я всегда хочу быть...."

18. «Я всегда радуюсь......»

19. «Я стремлюсь к тому......»

20. «Я хочу научиться лучше...»

21. «Мне особенно приятно, когда меня...»

22. «По-настоящему мне хочется...»

23. «Единственное, что я хотел бы изменить в себе, это...»

24. «Что мне больше всего нравится в себе, то это...»

26. «Больше всего я люблю (умею)...»

27. «Мне хорошо, когда...»

28. «Я выхожу из себя, когда...»

29. «Я никогда не забуду день, когда..

31. «Я чувствую себя неловко, когда...»

32. «Особенно меня раздражает, что я...»

33. «Я не очень хорошо умею...»

34. «Мне лучше помолчать, когда нахожусь...»

35. «В незнакомом обществе я, как правило, чувствую себя...»

«Если бы у меня была волшебная палочка…..»

Рефлексия: Было ли упражнение трудным? Что вызвало затруднения?

Участники делятся эмоциями, которые возникали во время выполнения упражнения.

Психолог. Действительно, нам очень трудно откровенно говорить о себе. Но мы педагоги и для нашего профессионального роста мы должны учиться понимать себя, не стесняться делиться тем, в чем нуждаемся, в помощи, то есть, быть откровенными друг с другом.

Путь к профессиональному росту, самосовершенствованию педагога лежит через познание себя.

Притча

Как-то шёл по дороге мудрец, любовался красотой мира и радовался жизни. Вдруг заметил он несчастного человека, сгорбившегося под непосильной ношей.

— Зачем ты обрекаешь себя на такие страдания? — спросил мудрец.

— Я страдаю для счастья своих детей и внуков, — ответил человек. — Мой прадед всю жизнь страдал для счастья деда, дед страдал для счастья моего отца, отец страдал для моего счастья, и я буду страдать всю свою жизнь, только чтобы мои дети и внуки стали счастливыми.

— А был ли хоть кто-то счастлив в твоей семье? — спросил мудрец.

— Нет, но мои дети и внуки обязательно будут счастливы! — ответил несчастный человек.

— Неграмотный не научит читать, а кроту не воспитать орла! — сказал мудрец. — Научись вначале сам быть счастливым, тогда и поймёшь, как сделать счастливыми своих детей и внуков.

Упражнение «Квадрат Декарта».

Задумывались ли вы над тем, что так или иначе днем или ночью жизнь сталкивает нас с разного рода задачами, проблемами, ситуациями, требующими решения, либо с вопросами, ждущими ответа, либо с возможностями, которые необходимо брать или отвергать.

Как сделать выбор способный привлечь в вашу жизнь наиболее благоприятные обстоятельства? Ответом на данный вопрос является эффективная, действенная техника принятия решений «Квадрат Декарта».  

«Квадрат Декарта» - это простая техника принятия решений, требующая совсем немного времени. Она помогает прояснить значимые критерии выбора и последствия каждого решения.

http://motivatebiz.ru/wp-content/uploads/2015/02/Kvadrat-dekarta-2.png

+

Что будет, если я приму решение?

+

Что будет, если я откажусь от этого  решение?

                           _

Чего не случится, если я приму это решение?

                             _

Чего не случится, если я откажусь от этого решение?

Рассмотрим пример. Вы хотите завести собаку, но у вас сомнения.

Для использования Квадрата Декарта вам понадобится листок бумаги, ручка или карандаш. Как только эти инструменты будут готовы, вы можете приступать к работе с Квадратом, которая подразумевает ответы на четыре основных вопроса. Эти четыре вопроса можно образно представить как четыре пункта наблюдения за проблемой, с которых можно рассмотреть проблему с разных сторон и получить о ней наиболее объективное представление. И ещё: очень важно дать на каждый из четырёх вопросов как можно большее количество ответов, т.к. это позволит рассмотреть максимальное количество особенностей проблемы.

  1. Плюсы от получения желаемого. Сбудется моя мечта детства. Научу его разным трюкам. Летом буду возить на дачу, и ходить с ней за грибами.
  2. Плюсы от неполучения желаемого. Мне не надо будет менять как-то уклад своей жизни.
  3. Минусы от получения желаемого. Не получится поваляться в кровати. Не смогу легко куда-то уехать.
  4. Минусы от неполучения желаемого. У меня не будет друга, который будет ждать меня дома. Детская мечта не сбудется.

На самом деле, применять Квадрат Декарта можно не только к сфере профессиональной деятельности, но и к любой другой области жизни. Но важно раз и навсегда уяснить, что все свои ответы нужно именно записывать, а не отвечать мысленно. Во-первых, вы можете просто запутаться в своих ответах, а во-вторых, подсознание человека работает таким образом, что игнорирует частицу «НЕ», по причине чего велика вероятность допущения ошибок. Поэтому, обязательно используйте листок и ручку, можно даже распечатать Квадрат в большом формате, и отвечать на каждый из вопросов в соответствующем секторе. А сам процесс записи ответов будет как бы конвертировать мысленные доводы и фантазии в логическую буквенную форму, что и окажет вам существенную помощь в принятии решения.

«Рассмотреть проблему по «Квадрату Декарта».

Хочу надеяться, что данная техника поможет вам справиться со своими сомнениями. Принять решение просто, когда приоритеты расставлены, и видно, что важно, а что нет.

ПРИТЧА ПРО СТАКАН

В начале урока профессор поднял стакан с небольшим количеством воды. Он держал этот стакан, пока все студенты не обратили на него внимание, а затем спросил: "Сколько, по-вашему, весит этот стакан?"

- "50 грамм!", "100 грамм!", "125 грамм!" - предполагали студенты.

- Я и сам не знаю, - продолжил профессор, - чтобы узнать это, нужно его взвесить. Но вопрос в другом: что будет, если я подержу так стакан в течение нескольких минут?

- Ничего, - ответили студенты.

- Хорошо. А что будет, если я подержу этот стакан в течение часа? - снова спросил профессор.

- У вас заболит рука, - ответил один из студентов.

- Так. А что будет, если я, таким образом, продержу стакан целый день?

- Ваша рука окаменеет, вы почувствуете сильное напряжение в мышцах, и вам даже может парализовать руку, и придется отправить в вас больницу, - сказал студент под всеобщий смех аудитории.

- Очень хорошо, - невозмутимо продолжал профессор, - однако изменился ли вес стакана в течении этого времени?

- Нет, - был ответ. - Тогда откуда появилась боль в плече и напряжение в мышцах?

Студенты были удивлены и обескуражены.

- Что мне нужно сделать, чтобы избавиться от боли? - Спросил профессор.

- Опустить стакан, - последовал ответ из аудитории.

- Вот, - воскликнул профессор, - точно так же происходит и с жизненными проблемами и неудачами.

Будете держать их в голове несколько минут - это нормально. Будете думать о них много времени, начнете испытывать боль. А если будет продолжать думать об этом долгое, продолжительное время, то это начнет парализовывать вас, т.е. вы не сможете ничем другим заниматься. Важно обдумать ситуацию и сделать выводы, но еще важнее отпустить эти проблемы от себя в конце каждого дня, перед тем как вы идете спать. И таким образом, вы без напряжения каждое утро сможете просыпаться свежими бодрыми и готовыми справиться с новыми жизненными ситуациями. Опустите стакан!

Рефлексия: Было ли упражнение трудным? Что вызвало затруднения?

Упражнение «Я в тебе уверен»

Психолог. Все педагоги становятся в круг. Вам нужно подумать и сказать соседу слева или справа фразу, по очереди высказывайтесь, каждый раз начиная фразу следующими словами: «Я уверена, что ты...» Например: «Я уверена, что ты поможешь мне, если мне будет нужно», «Я уверена, что ты никогда не скажешь обо мне плохо». Еще раз подчеркну, что вы говорите по одной фразе, передавая слово друг другу.

Рефлексия

-  Что вы чувствуете сейчас?

- Менялись ли ваши чувства на протяжении упражнения?

- Какой из этапов упражнения показался вам наиболее сложным?

Участники переходят к выполнению упражнения "Дерево". 

Задача: развитие групповой сплоченности, закрепление коллективных взаимоотношений в группе, развитие рефлексии, творческого мышления, эмпатии. 
       Педагогам предлагается нарисовать общее дерево, которое диагностирует место каждого в данной группе и является показателем групповой сплоченности. Для этого выкладывается прямоугольник из стандартных листов А-4 по числу участников группы. Педагогам предлагается подумать и обсудить, как можно из отдельных листов создать общее дерево группы (каждый лист нумеруется по количеству участников). Затем всем членам группы дается время на обсуждение - какое дерево группа будет рисовать - и предлагается выбор того участка дерева, которое каждый участник будет рисовать отдельно от остальных.

Педагоги разбирают свои листы и расходятся по рабочим местам, не общаясь друг с другом.  

  Когда рисунок готов, они пробуют сложить листы так, чтобы образовалось одно общее дерево. Группа внимательно рассматривает и оценивает свою коллективную работу.

         Вопросы для обсуждения (в кругу):

  • Были споры или конфликты, когда вы выбирали себе место на общем рисунке?
  • Можно ли сказать, что «групповое дерево» получилось?
  • Что необходимо было для сотрудничества?
  • Вы довольны общим результатом?

Психолог : "Итак, мы видим, насколько хорошо мы смогли почувствовать друг друга в группе, насколько мы были внимательны, учитывали интересы друг друга и умели прислушиваться к мнению большинства. Именно такие качества педагоги могут проявлять в общении со своими учениками и коллегами, чтобы было больше взаимопонимания и толерантности". 

Упражнение «Профессиональное будущее»

Цель: формирование профессиональной мотивации

Психолог: Вы сегодня поделились многим со мной, и мне, в свою очередь, захотелось каждому из вас подарить презент на память.

Каждый из вас выберет из всех предметов на картине тот, который понравился больше всего, после чего я дам интерпретацию каждого выбора.

Монета — повышение зарплаты;

Ключик — без труда найдете подход к родителям и детям;

Перо — обобщение опыта;

Бусинка — приобретение новых профессиональных качеств;

Радуга — энтузиазм в профессиональной деятельности;

Конфета — установка на профессиональные перспективы;

Краски — активная профессиональная позиция;

Кристальный цветок — стойкое психологическое здоровье.

Презентация «Все в твоих руках»

Рефлексия

Психолог:  Сейчас я возьму  стеклянную банку и наполню её камнями.

Скажите, пожалуйста, полна ли банка? (да, полна)

Сейчас я возьму банку гороха и высыплю  её содержимое в большую банку, немного потрясу  её. Горох занял свободное место между камнями. А теперь полна банка? (да, полна.) 
Тогда я взяла коробку, наполненную песком, и насыпала его в банку. Естественно, песок занял полностью существующее свободное место и всё закрыл. Полна ли банка? (да, и на этот раз однозначно, она полна.)

Психолог: - А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка — это ваша жизнь. Камни — это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, свои дети — всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется. 

Горох — это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль. 

Песок — это всё остальное, мелочи. 

Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться горох и камни. И так же в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей. 

Занимайтесь тем, что вам приносит счастье: играйте с вашими детьми, уделяйте время супругам, встречайтесь с друзьями. Всегда будет ещё время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, починить и помыть автомобиль. Занимайтесь, прежде всего, камнями, то есть самыми важными вещами в жизни; определите ваши приоритеты: остальное — это только песок. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для молодых педагогов «Профессиональная адаптация молодого педагога в ДОУ»

Одной из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема старения существующих педагогических кадров и отсутствие вливания свежих молодых сил за счет прихода молодых специалис...

Мастер-класс для педагогов "Все в твоих руках".

Данный материал предназначен для воспитателей  с целью повышения педагогической компетентности родителей в воспитании и развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья....

Тренинг для молодых педагогов «Профессиональная адаптация молодого педагога»

Одной из актуальных проблем в современной педагогике является проблема старения существующих педагогических кадров и отсутствие вливания свежих молодых сил за счет прихода молодых специалистов в детск...

Семинар-практикум с элементами тренинга для молодых педагогов «Личностный и профессиональный рост педагогов»

Цель семинара: поиск резервов для эффективной педагогической деятельности....

Тренинг для молодых педагогов "10 лайфхаков для молодых специалистов"

Особенностью   труда  начинающих педагогов  является то,  что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же  ответс...

Тренинг для молодых педагогов: «НАВЫКИ ОБЩЕНИЯ». Комплекс упражнений тренинга для молодых педагогов в части «Знакомство».

Тренинг для молодых педагогов: "НАВЫКИ ОБЩЕНИЯ".Комплекс упражнений тренинга для молодых педагогов в части "Знакомство"....