Проект "Мини-музей в ДОУ: вместе с детьми и для детей"
методическая разработка
Детство - это мир культуры. Одной из главных форм реализации потребности ребенка в приобщении к культуре является музейная педагогика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt._mini-muzey_v_dou_vmeste_s_detmi_i_dlya_detey.docx | 21.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Мини-музей в ДОУ вместе с детьми и для детей»
Участники проекта: педагоги, воспитанники и родители (законные представители), в перспективе – социально-заинтересованное окружение (социальные партнеры)
Тип проекта: социокультурный
Срок реализации проекта: долгосрочный (2 года)
Актуальность:
Детство – это мир культуры. Одной из главных форм реализации потребности ребенка в приобщении к культуре является музейная педагогика. Музей в музейной педагогике рассматривается как образовательная система, которая способна решать образовательную, просветительскую, развивающую и воспитательную задачи. Основной целью, которой выступает приобщение к музею подрастающего поколения, развития творческой личности, ее мировоззренческих основ. Сегодня музейная педагогика рассматривается как инновационная педагогическая область, создающая условия для погружения личности ребенка в культурно-пространственную среду.
Музей в современных условиях прочно вошел в число институтов воспитания и социализации молодого поколения, являясь важнейшим фактором преемственности и непрерывности развития духовной жизни, центром экспонирования историко-культурного наследия человечества, формирования исторического сознания, нравственной, эстетической культуры, развития патриотических чувств разных возрастных и социальных групп.
Музей – это форма культуры, которая помогает ребенку войти в пространство окружающего мира через него. Он становится одним их первых источников знакомства с традициями и ценностями человека и общества.
Воспитание личности ребенка средствами музейной педагогики закладывает основы понимания ребенком себя и своего места среди других людей, в обществе, стране и мире. Необходимо с дошкольного детства формировать у ребенка потребность в духовном развитии, культурном досуге. Развивать интерес к истории города и его музеям, произведениям народного творчества.
Цель:
Приобщение воспитанников к историко-культурному наследию города Санкт-Петербург, формирование духовных и нравственных качеств дошкольников.
Задачи:
- Обогащение предметно-пространственной среды ДОУ, в том числе коридорные и лестничные пространства общего использования;
- Обогащение образовательного процесса новыми формами;
- Содействовать укреплению связей между детским садом и семьей.
Формы работы в музее:
- Театрализация (примерка различных историко-культурных и психологических ролей)
- Ребенок-экскурсовод
- Образовательная деятельность
Принципы реализации проекта:
- Учет возрастных особенностей детей
- Доступность
- Постепенность усложнения
Этапы реализации:
- Подготовительный. Данный этап предполагает проведение педагогического совета по организации музейной деятельности в ДОУ; проведение родительских собраний по той же теме; организацию работы с родителями и педагогами по сбору экспонатов; оформление музейной выставки.
- Деятельностный. Предполагает проведение образовательных ситуаций и бесед с воспитанниками по теме выставки; организацию экскурсий по музейному пространству ДОУ, которые проходят в двух направлениях: воспитатели старших групп для своих воспитанников, воспитанники старших групп для младших дошкольников. Данный этап также предполагает взаимодействие детей с предметной средой музея.
- Обобщающий. Распространение музейного опыта: организация семинара-практикума по музейной деятельности с участием других детских садов; проведение экскурсий для воспитанников из других образовательных учреждений.
Предполагаемые результаты проекта:
- Повышение уровня историко-культурного образования воспитанников;
- Включение родительского сообщества в работу ДОУ, проявление ими инициативы;
- Использование коридорных и лестничных пространств в образовательной деятельности, повышение их эстетической привлекательности;
- Появление новых социальных партнеров;
- Создание банка видеороликов с экскурсиями по музею ДОУ;
- Включение детского сада в районный проект по направлению музейной педагогики.
План реализации проекта
Срок | Наименование мероприятия | Место проведения | Ответственные |
Май-декабрь | Закупка выставочного оборудования для музея | Коридоры и рекреации | Зав. хоз. |
Конец августа | Педагогический совет «Организация музейной деятельности в ДОУ» | Музыкальных зал | Старший воспитатель |
Сентябрь | Родительские собрания «Образовательный потенциал музеев в детском саду» | Группы | Воспитатели групп |
Октябрь-декабрь | Сбор экспонатов по теме «Мой любимый Петербург», помощь родителей в их поиске | Группы | Воспитатели групп |
Январь-февраль | Оформление мини-музея | Коридоры, лестничные площадки, рекреации | Воспитатели |
Март | Организация образовательной деятельности по теме «Мой любимый Петербург», использование экспонатов как дидактический материал | Группы | Воспитатели групп |
Апрель-май | Организация игровых ситуаций с предметами музея | Музыкальный зал | Воспитатели групп |
Сентябрь-декабрь | Подготовка и организация экскурсий для детей в музей детского сада Подготовка и организация экскурсий старшими дошкольниками для младших | Музей | Воспитатели групп |
Сентябрь-декабрь | Сбор согласий от родителей на видеосъемку детей. Монтаж видеороликов с экскурсиями по музею детского сада | Воспитатели групп. Муз. рук-ль и инструктор по ФК | |
Январь-февраль | Проведение семинара-практикум по организации музейной деятельности в ДОУ | Муз. зал | Педагоги ГБДОУ |
Март-май | Организация экскурсий для желающих групп из других образовательных учреждений | Музей | Заведующий Старший воспитатель Воспитатели групп |
Продукт проекта:
- Музей «Мой любимый Петербург»
- Видеоролики с экскурсиями по музею
Используемая литература:
- Н.А. Лысенко. Культурно-образовательное пространство: дошкольное образовательное учреждение – музей//Проблемы современного педагогического образования, 2018, №59-2, стр. 184-187
- М.И. Безрукова, Н.Н. Волкова. Музейная педагогика в системе дошкольного образования и воспитания//Образование и воспитание, 2018, №3 (18), стр. 9-11
- А.М. Вербенец. Мы входим в мир прекрасного: образовательная программа и методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, музейных педагогов и студентов педагогических вузов. – СПб, 2018, 207 с.
- Е.В. Гетманская. Воспитательный потенциал музейной педагогики // Внешкольник. – 2007. - N 1. - С. 45-46.
- С.А. Козлова, Т.А. Куликова. Дошкольная педагогика/С.А. Козлова, Т.А. Куликова / Учеб. пособие для студентов сред. педагогических учебных заведений - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рисование для детей и вместе с детьми.
Рекомендации и советы родителям и воспитателям....
Игровой тренинг для родителей детей старшей группы «Играйте вместе с детьми»
Игровой тренинг позволит акцентировать внимание родителей на соучастие, переживание и поддержку ребенка....
Родительское собрание вместе с детьми "Конструируем вместе с детьми"
Родительское собрание с детьми в средней группе«Конструируем вместе с детьми»Разработала воспитатель Селезнева Ирина Федоровна. Задачи: Раскрыть значение конструктивной деятельности д...
Консультация для родителей в детском саду:"Как провести увлекательно лето вместе с детьми. Что делать детям летом? ".
Впереди – долгожданное лето, и конечно, большую часть времени дети будут проводить на свежем воздухе. Для того, чтобы отдых оставил приятные воспоминания и впечатления, необходимо заранее подума...
Как провести увлекательно лето вместе с детьми. Что делать детям летом .
quot;Как провести увлекательно лето вместе с детьми. Что делать детям летом? "....
Консультация для родителей Экспериментируйте вместе с детьми. Экспериментальная деятельность детей в летний период
laquo;Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнк...