«КУКЛА-ДЕРГУНЧИК» В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья
Аннотация. В статье рассматривается значение народной игрушки «кукла-дергунчик» в работе с детьми дошкольного возраста. Описывается положительное влияние на детей, как развивающего, образовательного, так и воспитательного характера, возможность использования игрушки, как в самостоятельной, так и в совместной деятельности. Рассмотрен алгоритм создания игрушки своими руками с рекомендациями. А также в данной статье представлен опыт изготовления «дергунчика» на мастер-классе на VIII Международной научно-практической конференции «Социокультурные проблемы современного человека».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_temu_kukla-dergunchik_urazova_madou_22.docx | 30.66 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК
Уразова Светлана Андреевна
(магистр педагогики, воспитатель высшей квалификационной категории Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 22 "Тополёк" г. Бердска).
«КУКЛА-ДЕРГУНЧИК» В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. В статье рассматривается значение народной игрушки «кукла-дергунчик» в работе с детьми дошкольного возраста. Описывается положительное влияние на детей, как развивающего, образовательного, так и воспитательного характера, возможность использования игрушки, как в самостоятельной, так и в совместной деятельности. Рассмотрен алгоритм создания игрушки своими руками с рекомендациями. А также в данной статье представлен опыт изготовления «дергунчика» на мастер-классе на VIII Международной научно-практической конференции «Социокультурные проблемы современного человека».
Ключевые слова: динамическая игрушка, кукла-дергунчик, дети дошкольного возраста.
Всё новое – это хорошо забытое старое. Несмотря на современный век высоких технологий, мы все чаще обращаем свой взгляд в прошлое, берем оттуда забытое с течением времени, но и по сей день интересное, актуальное и востребованное. Мы живем в век цифровизации образования, многозадачности, колоссального потока информации. Педагогов обучают современным подходам в работе, методам и приемам. Дети с малого возраста умеют пользоваться интернет-ресурсами, различными гаджетами и приспособлениями, но при этом порой страдает развитие речи, моторика, воображение, эмоциональное состояние ребенка, коммуникативные навыки. А использование простых незамысловатых игрушек им кажется скучным и неинтересным. Но мы должны помнить о том, что народная игрушка имеет неоценимое значение и пользу для детей дошкольного возраста. И задача педагогов и специалистов показать детям мир этих удивительных игрушек, заинтересовать их. Рассказать и показать, научить и дать им возможность самим убедиться, что все гениальное – просто.
Так произошло и с куклой-дергунчиком. Несмотря на огромный выбор самых разных игрушек, в том числе и для детей дошкольного возраста, мы начинаем вспоминать и возрождать создание своими руками и использование «дергунчика» для работы с дошкольниками в детском саду. Эта универсальная игрушка. Область применения такой игрушки широка – от простого взаимодействия и сюжетной самостоятельной игры до масштабных театрализованных представлений. К тому же создание куклы своими руками развивает моторику, воображение, воспитывает усидчивость, терпение и фантазию. Очень актуальна народная игрушка в работе с детьми в дошкольных образовательных учреждениях, пользу от которой невозможно переоценить.
Данный вопрос изучали ученые: Г.Л. Дайн [1], В.И. Колякина [2], М.В. Суслова [3], Н.П. Чеботарева [3], Ю.А. Головина [3] и другие.
В апреле 2022 года МАДОУ № 22 «Тополёк» г. Бердска принял участие в VIII Международной научно-практической конференции «Социокультурные проблемы современного человека». На выездной площадке «Истинные и мнимые ценности: их роль в развитии личности» педагоги детского сада представили мастер класс «Назад в прошлое с куклой-дергунчиком». Цель и задачи мастер-класса…. Также на мастер-классе был представлен опыт работы педагогов детского сада по использованию куклы-дергунчика в работе с детьми, представлены результаты работы.
Мастер-класс имел большой успех, множество положительных отзывов, что позволяет нам сделать вывод, что нами была выбрана правильная тема, которая актуальна и интересна педагогам и специалистам, работающим с детьми, в том числе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (что было отмечено специалистами, принявшими участие в мастер-классе). А простата и быстрота изготовления, а также широкие возможности ее использования в работе с детьми сделали «дергунчика» еще более привлекательным.
Несложная в изготовлении кукла-дергунчик обладает множеством положительных влияний, тем самым являясь привлекательной и востребованной в работе с детьми. И если раньше, в давние времена, их в основном использовали для потехи, то сейчас такая игрушка несёт в себе образовательную, воспитательную, развивающую функцию.
Из истории мы знаем, что самая древняя подвижная динамическая игрушка была найдена в III тысячелетии до н.э. в Египте. Это была шагающая фигурка быка. Для того, чтобы он шагал, покачиваясь из стороны в сторону, в изготовлении был использован закон маятника.
Лишь в XVIII веке подвижные деревянные игрушки стали делать и на Руси. Появились кузнецы, по очереди бьющие молотом по наковальне, фигурки зверей с двигающимися головами и лапами, курочки, клюющие зерна, мужики, колющие дрова. В XIX веке появились танцующие фигурки, которые стали очень популярными. Они получили название «дергунчик» – механическая динамическая игрушка с подвижными частями тела. Название куклы происходит от слова «дёргаться, кривляться». Она приводится в движение только вручную, без использования каких-либо электронных устройств. Особенностью игрушки является то, что руки и ноги крепятся нитками к туловищу со стороны спины игрушки. При потягивании за верёвочку, кукла начинает движение, похожее на весёлое кривляние или танец [5].
В разных странах у «дергунчиков» было своё название. Например, в Германии – Хампельман, во Франции – Пантин, в англоязычных странах – прыгающий Джек, а в России их еще называли – плясун, паяц, клоун.
Первые куклы-дергунчики делались из дерева, над их созданием трудились художники, которые изготовляли эскизы, расписывали их красками. Также делали и картонных кукол, и кукол, сшитых из ткани.
«Дергунчики» становились все более популярными и вошли в широкую моду в России в конце XIX – начале XX веков. На основе «дергунчиков» Богородские мастера создали целую коллекцию основательно сделанных забав, которые вошли в серию «Дергуны» [5].
Куклы, движимые механической энергией при помощи ниток, создавались прежде всего для любования и развлечений. «Дергунчики» в основном использовали для потехи, «оживляя» их, устраивались целые представления для детей и взрослых. Сюжетов для подобных представлений было множество – это и различные бытовые сцены, и истории из прошлого, и демонстрация традиций и событий того времени, а также многое другое.
Со временем по принципу «дергунчиков» стали создавать куклы-марионетки – разновидность управляемой театральной куклы, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей или металлического прута [6]. Марионетки были более сложные в управлении, нити от конечностей кукол протянуты и закреплены на крестообразно закреплённых палках, с помощью которых кукловод приводил «артиста» в движение.
Во все века динамическая игрушка имела большое значение в развитии и воспитании детей. Она развивает терпение, учит контролировать движения, развивает мелкую моторику. Такие игрушки помогают развить речь, занять ребёнка. Игры с такой игрушкой заставляют ребенка активно действовать, а значит, развивается воображение и фантазия. Современными заводными и интерактивными игрушками невозможно по-настоящему играть. Всё кем-то уже запрограммировано – осталось лишь пассивно созерцать выполняемую программу и вовремя «нажимать на кнопочку ответа» для продолжения «взаимодействия». Это суррогат движения, игры, общения. Подобные игрушки динамическими не являются именно в силу своей запрограмированности. Кроме того, народная игрушка полезна для тактильного восприятия. Она сделана из живого природного материала и экологична. Во время игр у малышей развивается мелкая моторика, координация движения, речевые функции, воображение и фантазия [5].
С помощью куклы-дергунчика происходит первое знакомство детей с элементарными законами физики. Как правило, такие игрушки отображают движения различного характера (поступательные, вращательные, колебательные), рассказывают о взаимодействии разных частей между собой.
[4].
В настоящее время куклу-дергунчика можно не только сделать своими руками, но и купить готовую в магазине. Ассортимент таких игрушек достаточно велик, он насчитывает десятки фигурок, сделанных не только из дерева, но и из пластика и металла. Это и герои всеми любимых старых добрых сказок, и персонажи современных известных мультипликаций и анимационных сериалов, комиксов, а также просто различные фигурки животных, кукол и т.д.
Помимо игрушек, продаются книжные пособия по их изготовлению. Это красочно оформленные издания с выкройками будущих кукол, полезными рекомендациями, советами по изготовлению и подробным описанием работы.
С детьми старшего дошкольного возраста можно создать своего «дергунчика», руководствуясь советами книг, своей фантазией, воображением, творческими способностями и трудолюбием.
В сети Интернета также можно найти десятки идей, шаблонов, пошаговых фото и видео мастер-классов и советов, с помощью которых ребенок сможет самостоятельно (или с небольшой помощью взрослого) смастерить того или иного героя. Для того, чтобы сделать «дергунчика» нужно распечатать выбранный шаблон на листе формата А4 или нарисовать свой собственный. Затем вырезать элементы и разложить их на плотном картоне. Все детали необходимо обвести карандашом, полученные части снова вырезать, раскрасить героя по своему усмотрению (если в Интернете вы взяли уже раскрашенный шаблон, то изготовление «дергунчика» будет гораздо быстрее, но менее полезно и интересно для ребенка, так как он не сможет в полной мере проявить свои творческие способности). На туловище в местах присоединения рук и ног сделать дырки, также проделать отверстия в конечностях. После этого руки и ноги присоединить к туловищу при помощи верёвок. Последним этапом является правильное крепление верёвок с внутренней части объекта, с помощью которых задуманная игрушка не только получится правильно, но и «оживет» [5]. Детям дошкольного возраста безусловно понадобится помощь взрослого в проделывании отверстий и в правильном соединении нитей с игрушкой и между собой.
Вот увидите сколько положительных эмоций испытает ребенок при создании и игре с куклой-дергунчиком. Детям младшего дошкольного возраста можно дать уже готовые игрушки и научить их правильно взаимодействовать с ними, приводить их в движение. Ребенок среднего и старшего дошкольного возраста может с помощью такой куклы обыгрывать различные ситуации (в том числе проблемные), играть в сюжетно-ролевые игры по мотивам известных сказок, где присутствуют данный персонаж или придумывать свои сюжеты и сказки, показывать театрализованные представления, а также просто один на один взаимодействовать с игрушкой, изучая и рассматривая нехитрое, но такое интересное устройство игрушки, развивая любознательность и познавая элементарные законы физики. Развивать моторику и речь, тактильное восприятие.
Мы еще раз можем убедиться в том, что наши предки были очень проницательны, умны и изобретательны, воспитывали своих детей, используя действительно развивающие, познавательные образовательные игрушки, не имея при этом тех современных возможностей и технологий, которые есть сейчас, но имея отличный результат, где в процессе игры происходило формирование умственных, физических и нравственных качеств ребенка. Недаром обращение к фольклору, к старым традициям становиться так актуально. Еще раз мы можем убедиться, что все гениальное просто. И возвращение назад, к прошлому, отнюдь не откатывает нас назад в развитии, обучении и воспитании, а как раз наоборот.
Народная игрушка приобщает детей к национальной культуре, формирует нравственные качества, коммуникативные навыки, эстетическое и трудовое воспитание. С помощью нее ребенок осмысливает окружающий мир, развивает свои способности, формирует мышление.
Таким образом, мы можем говорить о том, что возвращение к куклам- дергунчикам стало находкой для развития детей и их творческого потенциала, а активное внедрение их в детских образовательных учреждениях для использования в работе с детьми имеет большое положительное влияние на дошкольников.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Дайн Г.Л. Русская народная игрушка. М., 1981. 192 с.
- Колякина В.И. Игрушка как памятник духовной материальной культуры народа// С. 8-11.
- Суслова, М.В., Чеботарева, Н.П., Головина, Ю.А. Формирование патриотических чувств у старших дошкольников посредством приобщения к историческому наследию русского народа / М.В.Суслова // Молодой ученый. 2016. № 29. С. 600-603.
- [Электронный ресурс]. URL: https://russianarts.online/ (дата обращения: 15.05.2022).
- [Электронный ресурс]. URL: https://www.i-igrushki.ru/igrushkapedia/dergunchik.html (дата обращения: 15.05.2022).
- [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/ (дата обращения: 15.05.2022).
Владимировна Значение народной игрушки в жизни детей младшего школьного возраста // ник ТГПУ. 2013. №6 (134). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-narodnoy-igrushki-v-zhizni-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 22.05.2022).a.ru/article/n/znachenie-narodnoy-igrushki-v-zhizni-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 22.05.2022).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение правильной речи заикающихся детей дошкольного возраста (план-программа коррекционной работы с детьми дошкольного возраста от 3 до 7 лет)
Составлен учителями-логопедами ГБДОУ №116 Фрунзенского района Санкт-Петербурга...
Выступление на окружной зимней методической неделе «Образовательная и оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста в зимний период» на тему «Формирование представлений о традиционных русских зимних забавах у детей старшего дошкольного возраста».
Формирование представлений о традиционных русских зимних забавах у детей старшего дошкольного возраста....
«Особенности работы с детьми дошкольного возраста в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста».
В дошкольном возрасте закладывается фундамент внутреннего мира человека, формирующийся на элементарных чувствах гражданственности. Именно патриотизм должен стать тем стержнем,...
Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста" "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации"
Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста"опыт работы "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации" "Фестив...
Использование массажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.сажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.
Ходьба по массажным дорожкам – это прекрасное средство тренировки мышц стопы. Ребенок ставит ножку по-разному, при этом по-разному работают различные мышцы, а нервные окончания по...
Конспект психолого-педагогического занятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «На помощь Снеговику», описание работы с детьми дошкольного возраста с СДВГ
Материалы с РМО педагогов-психологов...
Опыт работы Тема «Инновационные технологии в работе с детьми дошкольного возраста». «Бизиборд, как средство развития детей дошкольного возраста»
Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностн...