"Знакомтесь - одаренный ребенок!"
статья
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 12 города Красноармейска Саратовской области»
Саратовская область г. Красноармейск, ул 1 Мая. д. 8 «а»
Телефон 2 - 46 - 48
Выступление на тему:
«Знакомьтесь – одаренный ребенок».
Заведующий МБДОУ
«Детский сад № 12
г. Красноармейска
Саратовской области»
Ю.В. Горбунова
Ноябрь 2022 год
«Знакомьтесь – одаренный ребенок!
Заведующий МБДОУ «Детский сад № 12
Юлия Владимировна Горбунова
Понятие одарённости все понимают как наличие потенциально высоких способностей у какого-либо человека. Проблема выявления и развития одаренности детей дошкольного возраста уже достаточно не нова, но, тем не менее, в настоящее время она находится в очередной области внимания общественности. Почему? Общеизвестно, что сензитивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. (Сензитивный от латинского snsus — чувство, ощущение — период онтогенетического развития, в течение которого организм обладает повышенной чувствительностью определенного рода воздействиям внешней среды и оказывается как физиологически, так и психологически готов к усвоению новых форм поведения и знаний). Учеными разных стран и отечественными педагогами, в том числе доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность маленькому человеку достигать больших высот в дальнейшем своем развитии. Интерес к этой проблеме связан с потребностью общества в неординарной творческой личности. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей. Современный мир испытывает острую необходимость в воспитании человека такого уровня, который способен не только принять и освоить новшества, но и достаточно быстрыми темпами усовершенствовать их характеристики, креативно подойти к различным сторонам общественной жизни. Выявление способных детей и работа с ними являются актуальной задачей образования. А в последние годы работа с одаренными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений образовательной политики государства. Совершенно ясно, что для этого требуются новые методы и формы организации системы образования, позволяющие в короткие сроки заложить в ребенке знания и умение мобильно реагировать на новшества. Конечно, мы признаем, что живем в век технического прогресса, где даже дети раннего возраста с современной электронной техникой общаются на "ты". Поэтому и проблема одаренности детей перешла в "раннюю возрастную категорию". Следовательно, возросла роль детского сада в выявлении и развитии одаренности детей и дальнейшее продвижение этого развития в школе, учреждениях дополнительного образования. Помочь педагогам в организации работы с одаренными детьми и их родителями, особенно на начальных ее этапах, одна из задач деятельности старшего воспитателя. Понятно, что чаще всего именно родители первыми замечают одаренность своего ребенка, хотя это не всегда легко сделать, ведь для каждого родителя их "чадо" самое совершенное и уникальное. Перед педагогами детского сада, особенно молодыми специалистами, возникает вопрос: как определить степень одаренности ребенка, чтобы вовремя помочь семье раскрыть ее, направить обучение в нужное русло, на какие признаки проявления одаренности у ребенка должен в первую очередь обратить внимание воспитатель? Как правило, дети с незаурядными способностями, обладают такими качествами как любопытство и любознательность. "У меня нет никакого таланта - есть только упрямство мула и страшное любопытство" писал о себе А. Энштейн. Среди общности детей всегда находятся мальчики и девочки, которые с любопытством разбирают машины и другие технические игрушки, пытаясь узнать: как они устроены? Эти дети задают много вопросов взрослым, им необходимо активно исследовать окружающий их мир.
Одаренный ребенок часто не терпит каких-либо ограничений свободы при проведении своих исследований, что может подчас восприниматься взрослыми как капризы и упрямство с его стороны. Одаренные дети никогда не скучают, они способны следить одновременно за двумя или более происходящими вокруг событиями, их мысли и тело все время находятся в движении. У таких детей, как правило, увеличен период бодрствования, они рано начинают отказываться от дневного сна и пребывание в постели только утомляет их. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью. У них рано формируется активная речь, большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями. Эти дети легко запоминают и читают стихи, тексты, задают вопросы, которые привлекают внимание взрослых своей незаурядностью и логическим смыслом. Детей, проявляющих определенные способности, отличает повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата, особенно в сфере, которая интересна. Так ребенок может с увлечением заниматься логико-математическими действиями или конструированием, до тех пор, пока не закончит работу, не обращая внимания на время обеда или непогоду.
В сфере социально-личностного развития одаренным детям характерна широкая личностная система ценностей. Они остро воспринимают несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим, живо откликаются на правду, эмоционально воспринимают красоту природы и произведений искусства. Среди одаренных детей много фантазеров, богатое воображение которых рождает несуществующих друзей, родственников, целую фантастическую жизнь, зажиточную и яркую или, наоборот, преувеличенные картины страха. Одной из наиболее важных характеристик одаренности ребенка является хорошо развитое чувство юмора. Эти дети обожают несообразности, игру слов, "подковырки", весело смеются над шутками и сами могут рассмешить окружающих. Однако, они не всегда могут оценить и посмеяться над шуткой в свой адрес, так как в раннем детстве одаренные дети эмоционально несбалансированные.
Физические характеристики одаренных детей столь же разнообразны, как и сами дети. Естественно, у детей, отличающихся от сверстников физической силой, здоровьем, высоким ростом больше шансов проявить свои способности в различных спортивных дисциплинах. Наблюдение за детьми в группе, беседы с родителями позволяют воспитателю определить направление одаренности каждого ребенка, что поможет в составлении ранних индивидуальных образовательных программ для одаренных детей.
Педагоги детского сада, заинтересованные данной проблемой, должны знать, что одарённость может быть специальной — то есть одарённостью к одному виду деятельности, и общей — то есть одарённостью к разным видам деятельности. Часто общая одарённость сочетается со специальной одаренностью: многие композиторы, кроме музыкальных, обладали и другими способностями - хорошо рисовали, писали стихи и т. д.
Е. С. Кузьмин отмечает, что «специальные способности – это способности, проявляющиеся только в отдельных видах человеческой деятельности (художественной, музыкальной, математической). Общими называют такие способности, которые в той или иной мере проявляются во всех видах деятельности человека, например, интеллектуальные способности, проявляющиеся в сообразительности и находчивости, быстром и глубоком запоминании материала, внимании, критичности, самостоятельности ума. Способности (одаренность) человека к определенному виду деятельности часто сопровождается наличием склонности к ней, когда важны не только достижение целей и результат действий, но и сама по себе деятельность становится для человека привлекательной . Определить склонности детей дошкольного возраста к тому или иному виду деятельности можно с помощью теста «Оценка склонностей ребенка родителями и воспитателями». В 90% случаев результаты теста, проведенного в нашем детском саду, совпали с реальными наблюдениями проявлений одаренности детей. Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. ФГОС ДО предусматривает учёт индивидуальных особенностей отдельных категорий детей, образовательные потребности которых требуют создания особых условий получения ими дошкольного образования. Это в полной мере можно отнести и к детям, наделенным теми или иными способностями.
Для выявления и развития способностей детей в детском саду предполагается создание следующих условий:
- работа педагогов детского сада должна способствовать проявлению самостоятельности, инициативности, эмоциональности каждого ребенка, развитию их творческих способностей в различных видах деятельности;
- для выявления способностей детей необходимо проведение анкетирования родителей, а также грамотно выстроенное педагогическое наблюдение;
- в детском саду желательна организация кружковой работы, направленной на развитие как специальных, так и общих способностей дошкольников;
- педагоги должны способствовать заинтересованности родителей в активизации участия их детей в творческих конкурсах, соревнованиях, интеллектуальных турнирах;
Правильная организация работы на начальном этапе, создание условий для оптимального развития одаренных детей, а также детей, чья одаренность на настоящий момент еще не достаточно проявляется, но в отношении которых, есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одной из главных составляющих успеха работы всего детского сада.
Использованная литература.
1. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одарённости. - Спб.: Питер, 2011.- С. 182-183, 383 с.
2. Кузьмин Е. С. Роль и значение психологического фактора в управленческой деятельности. Ленинград, - 1973. - 56 с.
3. Одаренные дети /Пер. с анг;/Общ.ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого; М.: Прогресс, 1991. – 376 с.
4. Панов В. И. Одаренные дети: выявление - обучение - развитие // Педагогика. - 2001.- N 4.- С. 30-44.
5. Попова Л. В. Современные подходы к определению того, что такое одаренность //Школа здоровья. 1995. № 1. С. 5–18.
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
7. Савенков А. И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. М., 1999.
8. Теплов Б. М. Способности и одарённость. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: издательство Московского Университета, 1982, с. 136.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Понятия «одаренность», «одаренный ребенок». Классификация детской одаренности
Презентация к докладу на педсовете...
Одаренному ребенку- одаренный педагог!
Самое важное условие успешности одаренного ребенка — слаженные действия всех педагогов и родителей. Наиболее значимая роль отводится личности и профессиональным качествам самого педагога. Какие ...
детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенка
статья на тему детская одаренность...
Программа «Одаренный ребенок» (программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада)
Программа «Одаренный ребенок» (программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада)...
Программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада "Одаренный ребенок".
Детство является очень благоприятным периодом для развития одарённости. Однако, возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлен...
Консультация для родителей "Детская одаренность. Правила общения с одаренным ребенком»
Детская одаренность.Правила общения с одаренным ребенком»...
Программа работы с одаренными детьми в ДОУ "Одаренный ребенок"
В современное время проблема одаренности и организации работы с одаренными вызывает большой интерес. В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все б...