Консультация для педагогов «Качество педагогического планирования воспитательно – образовательной работы в ДОУ»
консультация
«Качество педагогического планирования воспитательно – образовательной работы в ДОУ»
Профессиональная деятельность воспитателя, педагога всегда регламентируется законодательными и нормативно-правовыми документами, а также внутренними локальными актами учреждений в соответствии с их видом и типом :
• Федеральным Законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Конвенцией о защите прав человека и основных свобод;
• Конвенцией о правах ребенка;
• Конституцией РФ;
• Трудовым Кодексом РФ;
• Семейным кодексом;
• Приказ МО и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
• СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный N 28564);
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования”;
• региональными нормативно-правовыми документами;
• нормативно-правовыми документами вышестоящих организаций;
• локальными актами ДОУ (уставом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договором, должностной инструкцией).
В соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка своевременно заполнять и аккуратно вести установленную документацию; четко планировать свою воспитательно-образовательную деятельность, держать администрацию в курсе своих планов, соблюдать правила и режим ведения документации; уважать личность ребенка, изучать его индивидуальные особенности, знать его склонности и особенности, помогать ему в становлении и развитии личности.
Согласно приказу Министерства народного образования РСФСР от 20.09.88 № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» в целях установления строгого порядка ведения документации в дошкольных учреждениях установить следующую педагогическую документацию детских дошкольных учреждений:
Для воспитателей — план воспитательно-образовательной работы с детьми и ежедневного ведение табеля посещаемости детей, что является обязательная документацией воспитателя.
Вообще любое планирование — это «изучение будущего и набросок плана действия», центральное звено любой деятельности, оно включает постановку целей, разработку правил и последовательности действий, предвидение и прогнозирование результатов.
Планы воспитательно-образовательной работы с детьми в возрастных группах ДОУ являются обязательными нормативными документами, регулирующими деятельность воспитателей и специалистов ДОУ, разрабатываются и реализуются каждым педагогом ДО.
Планирование — основа содержания воспитательно-образовательной работы в ДОО.
Эффективность образовательного процесса в ДОО во многом зависит от качества его планирования.
Планирование помогает воспитателю равномерно распределить программный материал в течение года, своевременно закрепить его, избежать перегрузки, спешки. Благодаря наличию плана воспитатель знает, что он сегодня будет делать и как, какие пособия и атрибуты будут использованы.
Правильно составленный план работы вносит ясность, экономит время, облегчает работу.
Также важным условием при планировании работы является совместное составление плана двумя воспитателями, работающими в одной возрастной группе. Выполнение этого условия обеспечит единый подход к детям, единые требования к ним, повысит ответственность каждого воспитателя за выполнение плана и программы. У сменных воспитателей должен быть повседневный контакт в работе, постоянный обмен мнениями по результатам наблюдения за детьми: как они усваивают программный материал, как выполняют свои обязанности, каковы их навыки культурного поведения, черты характера, кто, как и с кем играет и прочее.
Существуют разные виды планирования : календарно-тематическое, перспективно-календарное, блочное, комплексное, новым видом является модульное планирование :
Блочное планирование — это способ организации дня, при котором схожие задачи объединяются в блоки. Например, водные процедуры, зарядка и завтрак объединяются в утренний блок, а задачи «пропылесосить ковер» и «протереть пыль» — в блок «Уборка».
Комплексно - тематическое планирование – это планирование в соответствии с образовательной программой дошкольного образования по всем направлениям развития ребенка (физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому) и образовательным областям («Социально- коммуникативное развитие», «Познавательно- речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»)
Модульное:
Модуль 1. «Основные направления реализации образовательных областей программы»
Модуль 2. «Взаимодействия педагога с детьми»
Модуль 3. «Самостоятельная деятельность детей»
Модуль 4. «Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников»
Мы используем в своей работе такие виды планирования :
- перспективное планирование на год, на месяц;
- и календарно-тематическое планирование (на каждый день).
В настоящее время в продаже имеются готовые перспективные и календарные планы к некоторым примерным программам дошкольного образования: «Детство» под редакцией Татьяны Игоревны Бабаевой, Гогоберидзе, к программе «Радуга» под редакцией Софьи Густавовны Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, … к программе обучения и воспитания под редакцией Маргариты Александровны Васильевой, Гербовой, Комаровой, к программе «От рождения до школы» под редакцией Николая Евгеньевича Вераксы и другим программам.
НО, стоит обратить внимание на тот факт, что такие планы не всегда учитывают ряд важных моментов: актуальную ситуацию развития детей, особенности группы детей, реализуемые технологии, региональный компонент, вариативную часть образовательной программы ( задачи вариативной части включают: Развитие у дошкольников основ национального самосознания, воспитание любви к традициям и праздникам русского народа, Родине, родного города. Квалифицированная коррекция нарушений в речевом развитии с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей., а также не всегда позволяют реализовать такие требования ФГОС ДО, как учет интересов ребенка, поддержку его инициативы и становление ребенка как субъекта образовательного процесса.
Таким образом, готовые планы лишь частично могут быть использованы для разработки собственных планов педагогов.
План воспитательно-образовательной работы в нашем ДОУ состоит из следующих частей (компонентов) :
1. Общие сведения о группе.
2. Перспективный план работы на год :
- перспективный план по внедрению регионального компонента в в/о процесс с детьми на год;
- перспективный план работы по взаимодействию с семьями воспитанников на год.
3. Перспективное планирование ООД на месяц.
4. Перспективный план работы на неделю.
5. Календарный план работы на каждый день.
Общие сведения о группе включают:
- Основные задачи;
- Список детей группы;
- Социальный паспорт группы;
- Режим дня;
- Учебный план;
- Расписание организованной образовательной деятельности.
- Лист звукопроизношения.
Перспективный план работы это…
– это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательного процесса на учебный год с определением задач и содержания деятельности на каждый месяц. Основой его является основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения.
Перспективный план составляется педагогами каждой возрастной группы на месяц, квартал, полгода или год (допустима коррекция в ходе работы в плане данного вида).
Перспективный план разрабатывается воспитателями и специалистами самостоятельно на один учебный год и осуществляется на основе учебного плана, утвержденного заведующим.
В нашем ДОУ перспективный план работы на год включает :
Перспективное проектно-тематическое планирование, которое является составной частью основной общеобразовательной программы ДОУ и разрабатывается старшим воспитателем и педагогами совместно на учебный год (с сентября по май включительно)
Данный вид планирования отражает :
• наименование темы и период ее реализации;
• примерную мотивацию (проблемную ситуацию);
• варианты примерных итоговых мероприятий.
Перспективное комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с учетом регионального компонента включает:
- тему недели,
- цели и задачи,
- материал,
- содержание работы с детьми на каждую неделю.
Перспективный план по взаимодействию с семьями воспитанников (программа социального партнерства с семьями воспитанников) представлен в виде тематики родительских собраний и форм их проведения, родительских всеобучей.
Перспективный план на месяц включает :
- 4 комплекса утренней гимнастики
- Перспективное планирование ООД (перспективное планирование ООД составляется для каждой возрастной группы с учетом проектно-тематического планирования);
- План ООД по музыкальному развитию (с опорой на тематическое планирование);
- Взаимодействие с семьями воспитанников на месяц.
Календарный план на неделю.
Календарно-тематический план составляется на каждый день в соответствии с режимом дня группы, сеткой непосредственно образовательной деятельности, учитывающей требования к максимальной нагрузке на детей в образовательной деятельности, проектно–тематическим планированием, перспективным планированием, программным содержанием по возрастным группам.
Календарный план составляется на две недели вперед и предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый день.
Календарный план начинается с :
- Темы недели;
- Задачи;
- Игровая или проблемная мотивация;
- Итоговое мероприятие;
- Ответственные за проведение итогового мероприятия;
- Организация развивающей среды.
План работы на каждый день :
• планирование первой половины дня (утреннего отрезка времени);
• планирование ООД;
• планирование утренней и вечерней прогулок;
• планирование второй половины дня,
• планирование работы с семьёй,
• создание развивающей предметно-пространственной среды.
Решаемые педагогические задачи и деятельность воспитателя с детьми в режимных моментах воспитатели планируют с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей своей группы, с учетом основной образовательной программы ДОУ.
Календарный план воспитательно-образовательной работы должен предусматривать разумное чередование организованной и самостоятельной деятельности детей основанной на детской инициативе и активности и обеспечивать организацию детской жизни в трех формах:
- непосредственно образовательная деятельность;
- нерегламентированные виды деятельности (конструирование и досуговая деятельность);
- свободное время, предусмотренное для ребенка в ДОУ в течение дня для свободной спонтанной игровой деятельности и общения со сверстниками.
Календарно-тематический план воспитательно – образовательной работы должен строиться с учетом специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности (игра, конструирование, продуктивная, музыкальная, театрализованная деятельности, коммуникативная и др., обеспечивать разнообразную деятельность, способствующую максимально возможному раскрытию потенциала каждого ребенка, и должен предусматривать возможность реализации индивидуального подхода к ребенку, работу с разными подгруппами детей, учитывать их возрастные особенности.
Данный вид планирования должен определять цели и способы их достижения, выполнять мотивирующую и активизирующую функции.
Очень важно учитывать комплексно-тематический принцип при планировании - единая тема объединяет все виды деятельности с привлечением специалистов ДОУ!
Наиболее встречаемые недостатки и ошибки в планах :
• отсутствие дат, несовпадение дней недели (план по физ. развитию)
• календарные планы представлены в виде перспективных;
• нет сноски на литературу, страницу;
• не прописывается индивидуальная работа с детьми;
• календарный план пишется вперед! (на 2 недели)
• вставлена информация из старых планов!
Не секрет, что оформлению документов часто отводится второстепенная роль, однако оформленный своевременно и корректно план может стать нашим первым помощником.
Один американский писатель, автор десятков книг о путях к успеху Брайан Трейси о планах сказал следующее : «Помните, что каждая минута, потраченная на планирование, экономит десять минут вашего труда».
Скачать:
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 103»
603064, город Нижний Новгород, переулок Райниса, д. 3а
тел./факс: (831) 250 91 64
e-mail: dou103ann@yandex.ru
Консультация для педагогов
«Качество педагогического планирования воспитательно – образовательной работы в ДОУ»
Составила: старший воспитатель
Салахетдинова И.А.
Г. Нижний Новгород
2021
«Качество педагогического планирования воспитательно – образовательной работы в ДОУ»
Профессиональная деятельность воспитателя, педагога всегда регламентируется законодательными и нормативно-правовыми документами, а также внутренними локальными актами учреждений в соответствии с их видом и типом :
• Федеральным Законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Конвенцией о защите прав человека и основных свобод;
• Конвенцией о правах ребенка;
• Конституцией РФ;
• Трудовым Кодексом РФ;
• Семейным кодексом;
• Приказ МО и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
• СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный N 28564);
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования”;
• региональными нормативно-правовыми документами;
• нормативно-правовыми документами вышестоящих организаций;
• локальными актами ДОУ (уставом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договором, должностной инструкцией).
В соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка своевременно заполнять и аккуратно вести установленную документацию; четко планировать свою воспитательно-образовательную деятельность, держать администрацию в курсе своих планов, соблюдать правила и режим ведения документации; уважать личность ребенка, изучать его индивидуальные особенности, знать его склонности и особенности, помогать ему в становлении и развитии личности.
Согласно приказу Министерства народного образования РСФСР от 20.09.88 № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» в целях установления строгого порядка ведения документации в дошкольных учреждениях установить следующую педагогическую документацию детских дошкольных учреждений:
Для воспитателей — план воспитательно-образовательной работы с детьми и ежедневного ведение табеля посещаемости детей, что является обязательная документацией воспитателя.
Вообще любое планирование — это «изучение будущего и набросок плана действия», центральное звено любой деятельности, оно включает постановку целей, разработку правил и последовательности действий, предвидение и прогнозирование результатов.
Планы воспитательно-образовательной работы с детьми в возрастных группах ДОУ являются обязательными нормативными документами, регулирующими деятельность воспитателей и специалистов ДОУ, разрабатываются и реализуются каждым педагогом ДО.
Планирование — основа содержания воспитательно-образовательной работы в ДОО.
Эффективность образовательного процесса в ДОО во многом зависит от качества его планирования.
Планирование помогает воспитателю равномерно распределить программный материал в течение года, своевременно закрепить его, избежать перегрузки, спешки. Благодаря наличию плана воспитатель знает, что он сегодня будет делать и как, какие пособия и атрибуты будут использованы.
Правильно составленный план работы вносит ясность, экономит время, облегчает работу.
Также важным условием при планировании работы является совместное составление плана двумя воспитателями, работающими в одной возрастной группе. Выполнение этого условия обеспечит единый подход к детям, единые требования к ним, повысит ответственность каждого воспитателя за выполнение плана и программы. У сменных воспитателей должен быть повседневный контакт в работе, постоянный обмен мнениями по результатам наблюдения за детьми: как они усваивают программный материал, как выполняют свои обязанности, каковы их навыки культурного поведения, черты характера, кто, как и с кем играет и прочее.
Существуют разные виды планирования : календарно-тематическое, перспективно-календарное, блочное, комплексное, новым видом является модульное планирование :
Блочное планирование — это способ организации дня, при котором схожие задачи объединяются в блоки. Например, водные процедуры, зарядка и завтрак объединяются в утренний блок, а задачи «пропылесосить ковер» и «протереть пыль» — в блок «Уборка».
Комплексно - тематическое планирование – это планирование в соответствии с образовательной программой дошкольного образования по всем направлениям развития ребенка (физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому) и образовательным областям («Социально- коммуникативное развитие», «Познавательно- речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»)
Модульное:
Модуль 1. «Основные направления реализации образовательных областей программы»
Модуль 2. «Взаимодействия педагога с детьми»
Модуль 3. «Самостоятельная деятельность детей»
Модуль 4. «Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников»
Мы используем в своей работе такие виды планирования :
- перспективное планирование на год, на месяц;
- и календарно-тематическое планирование (на каждый день).
В настоящее время в продаже имеются готовые перспективные и календарные планы к некоторым примерным программам дошкольного образования: «Детство» под редакцией Татьяны Игоревны Бабаевой, Гогоберидзе, к программе «Радуга» под редакцией Софьи Густавовны Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, … к программе обучения и воспитания под редакцией Маргариты Александровны Васильевой, Гербовой, Комаровой, к программе «От рождения до школы» под редакцией Николая Евгеньевича Вераксы и другим программам.
НО, стоит обратить внимание на тот факт, что такие планы не всегда учитывают ряд важных моментов: актуальную ситуацию развития детей, особенности группы детей, реализуемые технологии, региональный компонент, вариативную часть образовательной программы ( задачи вариативной части включают: Развитие у дошкольников основ национального самосознания, воспитание любви к традициям и праздникам русского народа, Родине, родного города. Квалифицированная коррекция нарушений в речевом развитии с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей., а также не всегда позволяют реализовать такие требования ФГОС ДО, как учет интересов ребенка, поддержку его инициативы и становление ребенка как субъекта образовательного процесса.
Таким образом, готовые планы лишь частично могут быть использованы для разработки собственных планов педагогов.
План воспитательно-образовательной работы в нашем ДОУ состоит из следующих частей (компонентов) :
1. Общие сведения о группе.
2. Перспективный план работы на год :
- перспективный план по внедрению регионального компонента в в/о процесс с детьми на год;
- перспективный план работы по взаимодействию с семьями воспитанников на год.
3. Перспективное планирование ООД на месяц.
4. Перспективный план работы на неделю.
5. Календарный план работы на каждый день.
Общие сведения о группе включают:
- Основные задачи;
- Список детей группы;
- Социальный паспорт группы;
- Режим дня;
- Учебный план;
- Расписание организованной образовательной деятельности.
- Лист звукопроизношения.
Перспективный план работы это…
– это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательного процесса на учебный год с определением задач и содержания деятельности на каждый месяц. Основой его является основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения.
Перспективный план составляется педагогами каждой возрастной группы на месяц, квартал, полгода или год (допустима коррекция в ходе работы в плане данного вида).
Перспективный план разрабатывается воспитателями и специалистами самостоятельно на один учебный год и осуществляется на основе учебного плана, утвержденного заведующим.
В нашем ДОУ перспективный план работы на год включает :
Перспективное проектно-тематическое планирование, которое является составной частью основной общеобразовательной программы ДОУ и разрабатывается старшим воспитателем и педагогами совместно на учебный год (с сентября по май включительно)
Данный вид планирования отражает :
• наименование темы и период ее реализации;
• примерную мотивацию (проблемную ситуацию);
• варианты примерных итоговых мероприятий.
Перспективное комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с учетом регионального компонента включает:
- тему недели,
- цели и задачи,
- материал,
- содержание работы с детьми на каждую неделю.
Перспективный план по взаимодействию с семьями воспитанников (программа социального партнерства с семьями воспитанников) представлен в виде тематики родительских собраний и форм их проведения, родительских всеобучей.
Перспективный план на месяц включает :
- 4 комплекса утренней гимнастики
- Перспективное планирование ООД (перспективное планирование ООД составляется для каждой возрастной группы с учетом проектно-тематического планирования);
- План ООД по музыкальному развитию (с опорой на тематическое планирование);
- Взаимодействие с семьями воспитанников на месяц.
Календарный план на неделю.
Календарно-тематический план составляется на каждый день в соответствии с режимом дня группы, сеткой непосредственно образовательной деятельности, учитывающей требования к максимальной нагрузке на детей в образовательной деятельности, проектно–тематическим планированием, перспективным планированием, программным содержанием по возрастным группам.
Календарный план составляется на две недели вперед и предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый день.
Календарный план начинается с :
- Темы недели;
- Задачи;
- Игровая или проблемная мотивация;
- Итоговое мероприятие;
- Ответственные за проведение итогового мероприятия;
- Организация развивающей среды.
План работы на каждый день :
• планирование первой половины дня (утреннего отрезка времени);
• планирование ООД;
• планирование утренней и вечерней прогулок;
• планирование второй половины дня,
• планирование работы с семьёй,
• создание развивающей предметно-пространственной среды.
Решаемые педагогические задачи и деятельность воспитателя с детьми в режимных моментах воспитатели планируют с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей своей группы, с учетом основной образовательной программы ДОУ.
Календарный план воспитательно-образовательной работы должен предусматривать разумное чередование организованной и самостоятельной деятельности детей основанной на детской инициативе и активности и обеспечивать организацию детской жизни в трех формах:
- непосредственно образовательная деятельность;
- нерегламентированные виды деятельности (конструирование и досуговая деятельность);
- свободное время, предусмотренное для ребенка в ДОУ в течение дня для свободной спонтанной игровой деятельности и общения со сверстниками.
Календарно-тематический план воспитательно – образовательной работы должен строиться с учетом специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности (игра, конструирование, продуктивная, музыкальная, театрализованная деятельности, коммуникативная и др., обеспечивать разнообразную деятельность, способствующую максимально возможному раскрытию потенциала каждого ребенка, и должен предусматривать возможность реализации индивидуального подхода к ребенку, работу с разными подгруппами детей, учитывать их возрастные особенности.
Данный вид планирования должен определять цели и способы их достижения, выполнять мотивирующую и активизирующую функции.
Очень важно учитывать комплексно-тематический принцип при планировании - единая тема объединяет все виды деятельности с привлечением специалистов ДОУ!
Наиболее встречаемые недостатки и ошибки в планах :
• отсутствие дат, несовпадение дней недели (план по физ. развитию)
• календарные планы представлены в виде перспективных;
• нет сноски на литературу, страницу;
• не прописывается индивидуальная работа с детьми;
• календарный план пишется вперед! (на 2 недели)
• вставлена информация из старых планов!
Не секрет, что оформлению документов часто отводится второстепенная роль, однако оформленный своевременно и корректно план может стать нашим первым помощником.
Один американский писатель, автор десятков книг о путях к успеху Брайан Трейси о планах сказал следующее : «Помните, что каждая минута, потраченная на планирование, экономит десять минут вашего труда».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ: «Особенности планирования воспитательно – образовательной работы в соответствии с ФГОС ДО»
Основой образовательного процесса является планирование. План — это проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса. Планирование — это научно обо...
Консультация для педагогов «Особенности планирования воспитательно–образовательной работы в соответствии с ФГОС ДО»
В консультации даны рекомендации для планирования воспитательно-образовательной работы воспитателям ДОУ в соответсвтии с требованиями ФГОС ДО...
Консультация для педагогов «Планирование воспитательно-образовательной работы»
Материал поможет педагогам методически правильно спланировать весь день в детском саду ,чередуя различные виды деятельности....
Консультация для педагогов ДОО "Планирование воспитательно - образовательной работы с детьми по ФГОС"
Что необходимо для успешного планирования воспитательно - образовательной работы с детьми. В данном материале перечислены все условия для решения этой задачи....
Консультация для педагогов «ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДОУ»
Консультация для педагогов...
Консультация для педагогов "Планирование воспитательно- образовательной работы на неделю"
Консультация для педагогов...
Консультация для педагогов «Театрализованная деятельность в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками».
Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным?Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слыша...