план по самообразованию
методическая разработка
Предварительный просмотр:
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
на 2021-2022 учебный год
Воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №20» Шу Светлана Михайловна
Актуальность темы
Финансовое образование и экономическое воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.
Решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.
Экономическое воспитание дошкольников надо начинать не позднее пяти лет, так как это сложный и многоплановый процесс, который формирует мировоззрение, отношение к предметному миру и окружающей действительности, воспитывает положительные черты характера.
Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.
Цель: Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Помочь детям шести – семи лет войти в социально –экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.
Задачи:
– способствовать формированию первоначальных представлений о потребностях;
– способствовать формированию первоначальных представлений о труде;
– способствовать формированию первоначальных представлений о купле-продаже товаров;
– способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления;
– способствовать формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике.
– понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
– уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
– сознавать взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
– признавать авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);
– рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
– применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
Применение: применять специально подобранный по теме финансового образования детей дошкольного возраста дидактический материал для в условиях дошкольной образовательной организации и в домашних условиях воспитанниками и их родителями.
Срок реализации плана: в течении 2021 – 2022 учебного года
Предполагаемый результат:
Воспитатели:
– оформление собственных методических разработок (обобщение опыта работы);
– повышение качества воспитательно – образовательного процесса;
– участие в педсоветах, семинарах, методических мероприятия на уровне города;
– повышение уровня теоретической и педагогической компетентности по вопросам финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
Родители:
– рост показателей активности и заинтересованности родителей к совместной работе по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Дети:
– знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;
– знают российские деньги;
– знают несколько современных профессий, содержание их деятельности;
– в случае поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;
– бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий;
– проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведет хозяйство, как распределяется семейный бюджет и т.д.).
Основные формы реализации плана по самообразованию:
– Беседы.
– Непосредственно – образовательная деятельность
– Дидактические игры
– Моделирование ситуаций – тренингов
– Чтение художественной литературы
– Работа с родителями: анкетирование, опросы, досуги, беседы и консультации
– участие в работе городской творческой группы.
Этапы самообразования:
1. Подбор и изучение методической литературы
2. Участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования
3. Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.
4. Представление опыта работы по теме.
Изучение методической литературы
– ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
– изучение учебной и научно-методической литературы;
– ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
– изучение новых программ и педагогических технологий;
– ознакомление с передовой практикой дошкольных образовательных организаций на городском, региональном уровне.
Участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования
Участие в методической работе детского сада | ||
Дата | Тема | Форма мероприятия |
Октябрь 2021 год | «Квест – игра «Бюджет семьи: доходы и расходы» | Открытый показ |
Январь 2022 года | «Финансовая грамотность. Экономическое развитие дошкольников» | Консультационный материал для педагогов и родителей |
Февраль 2022 года | «Школа точных наук» | Открытый показ |
Апрель 2022 года | «Экономическое развитие дошкольников. Этапы становления в дошкольной возрасте» | Выступление на педсовете «Функциональная грамотность детей дошкольного возраста: от планируемых результатов к полученным» |
Формирование опыта по теме. Внедрение в практику с воспитанниками
Тема | Содержание работы |
Наши потребности | Чтение и обсуждение стихотворения о потребностях «Телефон» К.И. Чуковского. Показ сказки «Как коза избушку построила». Дидактическая игра «Кому что нужно?». Игра «Заветные желания». Чтение и обсуждение сказок о потребностях и возможностях: «Сивка-Бурка», «Иван-Царевич и серый волк», «Сказка о рыбаке и рыбке»; Составление морфологических таблиц «Потребности растений», «Потребности животных», «Потребности человека»; Развлечение «Путешествие» (потребности человека) |
Труд – продукт – товар | Рассказ педагога о разнообразии профессий, знакомство с понятием профессия. Беседа с детьми о профессиях их родителей, бабушек, дедушек; Знакомство детей с понятием «династия»; Чтение стихотворений: С.Михалков «А что у вас?», Д.Родари «Чем пахнут ремесла», С.Маршак «Почта», В.Маяковский «Кем быть?» Чтение и обсуждение сказки Л.Н.Толстого «Наши пряли, а ваши спали»; Игра по картинкам «Назови профессию»; Чтение и обсуждение сказок «Дикие лебеди», «Мужик и медведь»; Игра-занятие «Машины, приборы, оборудование, инструменты» |
Почему все взрослые работают? | Беседа о необходимости трудиться; Знакомство с профессиями, у которых результат труда не так нагляден (учитель, писатель, воспитатель, работник полиции); Игра «Кто больше назовет профессий». |
Работа и заработок | Чтение грузинской сказки «Заработанный рубль» и беседа по сказке; Выполнение заданий на листках «Профессии». Игровое занятие «Угадай, о ком я говорю», «Подбери то, что нужно для работы». |
Когда продукт труда превращается в товар | Чтение и обсуждение сказки о труде «Терем-теремок» с использованием проблемных ситуаций и вопросов; Игры-занятия «Кто производит товар», «Петушок и бобовое зернышко», «Я рисую свою мечту»; Обсуждение процесса изготовления товара (посуды, бумаги, книг и т.п.); Чтение сказки Т.С.Аксакова «Аленький цветочек и обсуждение прочитанного. |
Ценность и украшение товара – его качество | Рассказ педагога о том, что товары бывают разного качества (демонстрация посуды разного качества); Беседа с детьми о применении посуды разного качества в разных жизненных ситуациях; Чтение стихотворения К.И.Чуковского «Федорино горе» (почему же вся посуда сбежала от Федоры?) |
В гостях у сказки | Чтение истории 16 «Как Миша задумал ярмарку устроить» из книги Т.Поповой «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом»; Обсуждение сказки и выполнение практических заданий по теме |
Менеджер – интересная профессия. | Рассказ воспитателя о профессии «менеджер», беседа с детьми, ответы на вопросы детей; Сюжетно-дидактическая игра «Хлебозавод»; Вспоминаем поговорки и пословицы о труде |
Игровое занятие | Игра «Где пригодится» (соединить линиями кушанья и растения, из которых они готовятся), «Кто что производит» (соединить стрелочкой, кто что производит), «Кому что нужно» (разложить карточки в соответствии с профессией человека) |
Сколько заработал – столько купил | Художественная деятельность: рисование, аппликация на тему «Гжель», «Жестово», «Дымковская игрушка»; Путешествие в импровизированный магазин детских товаров за покупками (купля-продажа товара собственного приготовления) |
Игровое занятие | Игра «Хочу и надо» (определить к какому понятию «хочу» или «надо» относится изображенный на картоне предмет и приклеить картинку на соответствующее пано |
Что такое реклама? | Рассматривание рекламных газет, их ярких иллюстраций; Чтение рекламных текстов. Рассказ воспитателя об особенностях содержания этих текстов (положительная оценка достоинств товара, призыв приобрести товар, адрес, где можно купить); Чтение отрывка из книги Э.Успенского «Бизнес крокодила Гены» о рекламе; Чтение русской народной сказки «Лиса и козел», обсуждение сказки, ответы детей на вопросы воспитателя, выделение социально-нравственных качеств – хитрость, доверчивость. |
Кто делает рекламу? | Рассказ педагога, показ разных средств изготовления рекламы; Чтение и инсценирование сказки С.Михалкова «Как старик корову продавал»; Рассматривание детьми рекламных листков и буклетов. |
Реклама в сказках | Чтение истории «Как сорока Мишин товар хвалила» из книги Т.Поповой «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом»; Чтение сказок братьев Гримм «Три счастливица» и Г.Х.Андерсена «Новое платье короля» и обсуждение прочитанного. |
Если бы у меня было собственное дело | Беседа с детьми «Что такое собственное дело?» (хозяин, руководитель фирмы, директор предприятия); Придумываем рекламу своего предприятия; Чтение стихотворения Э.Успенского «Реклама», А.Беспаловой «Реклама» |
Что такое деньги? | Рассказ педагога о том, как появились деньги, что такое деньги, о заменителях денег; Чтение сказки «Бобовое зернышко» (понятие «обмен товарами»); Показ сказки «Выгодное дело» Бр. Гримм; |
Деньги счет любят | Чтение истории 8 «Как Миша понял, что такое деньги счет любят» из книги «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом»; Выполнение детьми практических заданий по теме |
Как правильно распоряжаться деньгами | Чтение истории 9 «Как Миша учился деньги делить» из книги Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом», беседа по сказке, ответы детей на вопросы педагога; Выполнение детьми практических заданий по теме |
Игровые занятия | Игровое занятие «МАГАЗИН», Комплексное занятие «Школа точных наук» и другие |
Бюджет семьи | Чтение и обсуждение детской литературы: И.Токмаковой «Купите лук», К.Ушинский «Лекарство», И.Туричик «Человек заболел»; Беседы «Зачем людям нужны деньги», «Семейный бюджет»; Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Больница», «Театр», «Парикмахерская» |
В гостях у сказки | Чтение сказки К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха», далог с детьми о прочитанном, ответы на вопросы; Показ спектакля «Муха-Цокотуха» |
Подведение итогов | Игра-занятие «Бюджет семьи, доход, расход»; Уточнение имеющихся у детей знаний о том, из чего складывается бюджет семьи; Игра «Семейный бюджет». |
Что такое экономика | Игра-беседа «Экономика и человек»; Занятие «Что такое экономика? 12 золотых правил экономики»; Игры-занятия «В гостях у семьи», «Путешествие в сказку», «Какие бывают расходы» |
Бизнес и капитал | Показ сказки «Как звери решили открыть свой бизнес»; Чтение и обсуждение сказок о купле-продаже и капитале: «Как барин овцу продавал», «Чудесная рубашка» |
Игровые занятия | Подготовка и показ детьми сказки «Репка» на новый лад (экономическая сказка) |
Что такое налоги и почему их надо платить | Чтение истории 13 «Почему Миша платит налоги» из книги «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом»; Беседа по сказке, ответы детей на вопросы педагога; Выполнение практических занятий по теме |
Бартер | Чтение и обсуждение сказок о бартере «Мена», «Лисичка со скалочкой», «Дудочка и кувшинчик»; Просмотр мультфильма «Волшебное кольцо» и его обсуждение; Игровая ситуация «Бартер»; Дидактическая игра «Бартер» |
Выгода и убыток | Показ сказки «Про мышь зубастую, да про воробья богатого» В.И.Даль; Игра-занятие «Как торговали Барин и Свинья»; Чтение и обсуждение сказок о выгоде и убытке: «Новое платье короля» Г.Х.Андерсен, «Продавец и лось» Ф.Хопер, «Как мужик гусей делил» |
Игра-занятие: Бюджет семьи, доход, расход | «Семейный совет», с целью уточнения имеющихся у детей знаний о том, из чего складывается бюджет семьи |
Благотворительная деятельность Меценаты | Рассказ воспитателя об известных русских меценатах, о спонсорах, которые в наше время помогают бедным и нуждающимся, диалог с детьми по рассказанному, ответы на вопросы; |
Благотворительность приносит не только добро, но и выгоду | Чтение истории 15 «Праздник в Машином магазине» из книги «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом»; беседа с детьми по сказке, ответы детей на вопросы педагога |
Благотворительность. Практические занятия | Выполнение задания по теме «Богатые и бедные. Благотворительность» |
Итоговое занятие | Подведение итогов, уточнение знаний детей, полученных при прохождении курса программы «Путешествие в страну Экономику» |
Список литературы
1. Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. № 4. с.55
2. Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.
3. Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8
4. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.
5. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г.
6. Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75
7. Открытия Феечки Копеечки. Авторская программа с региональным компонентом для детей дошкольного возраста. /Василюк С.Ю., Вихарева М.Б., Истомина Е.А. и др..-Пермь, 2019.-158 с.
8. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. –
Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
9. Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63
10. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Сборник методических материалов на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5-7 лет
11. Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.
12. «Путешествие в страну Экономику». Дополнительная образовательная программа экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста МАДОУ «Красноярский детский сад №141»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию
Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...
План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»
Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...
План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...
План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период с 01.0...
План по самообразованию. Тема самообразования "Развитие физических качеств дошкольников в рамках внедрения ВФСК ГТО в ДОУ
План по самообразованию для инструкоров по физической культуре в ДОУ...