4К: от создания среды до театрального фестиваля. Практика ДОУ
консультация
в материалах выступления описана практика ДОУ по развитию 4К-компетенций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4k.docx | 20.74 КБ |
4k._18.08_szhataya.pdf | 2.57 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №7 «Семицветик»
4К: от создания среды до театрального фестиваля.
Практика ДОУ
(материалы выступления
«Образовательная среда ДОУ – территория возможностей)
Спикер: Русько О.П.,
Методист
Гурьевск, 2022г.
Добрый день, уважаемые коллеги, участники встречи! Благодарю за возможность поделиться с Вами нашим скромным опытом в вопросе реализации программы и внедрения 4К технологий.
Время быстротечно, оно вносит коррективы во все сферы нашей жизни и уже те привычные действия, которые мы применял раньше, не работают также эффективно. Совсем недавно, рассуждая с ребёнком о профессиях, я поняла, что, многие профессии, о которых мы часто слышали раньше, изжили себя и с каждым годом появляются новые. И мои дети, возможно, станут специалистами в совершенно новых професиональных областях, которые будут требовать новых компетенций. Что же поможет им стать успешными в новом деле?
В 2016 году президент Всемирного экономического форума в Давосе Клаус Шваб объявил, что началась Четвертая технологическая революция. Это значит, что скоро все за нас будут делать роботы, а к 2020 году каждый востребованный сотрудник должен будет уметь:
- решать комплексные задачи;
- думать критически;
- творчески мыслить;
- управлять людьми;
- работать в команде;
- распознавать эмоции других людей и свои собственные, управлять ими;
- формировать суждения и принимать решения;
- ориентироваться на клиента;
- вести переговоры;
- быстро переключаться с одной задачи на другую.
Эти умения принято называть Soft Skills (гибкие навыки, надпрофессиональные компетенции) в противовес Hard Skills — «жестким» профессиональным навыкам.
В нашей стране специалисты от образования сократили Давосскую десятку до системы из четырех ключевых навыков, которая получила название «Система 4К»:
Критическое мышление (Critical Thinking);
Креативность (Creativity);
Коммуникация (Communication);
Координация (Coordinating With Others).
Подробнее о каждом из четырех «К»
- Критическое мышление — это умение ориентироваться в потоках информации, видеть причинно-следственные связи, отсеивать ненужное и делать выводы. Чтобы находить решения даже в случае провала, надо понимать причины своих успехов и неудач.
- Креативность позволяет оценивать ситуацию с разных сторон, принимать нестандартные решения и чувствовать себя уверенно в меняющихся обстоятельствах. Человек с развитой креативностью становится творцом. Он может генерировать идеи и развивать начинания других людей. Преодоление трудностей превращается для него в увлекательную головоломку.
- Коммуникация. Сейчас все находятся на расстоянии телефонного звонка или сообщения практически круглые сутки. Умение договариваться и налаживать контакты, слушать собеседника и доносить свою точку зрения стало жизненно важным навыком.
- Координация (сотрудничество) тесно связана с коммуникацией, но относится к профессиональной сфере. Это умение определить общую цель и способы ее достижения, распределять роли и оценивать результат.
Какие из «К» мы развиваем в ДОУ? Безусловно, все, но три, выделенные (коммуникация, кооперация, креативность) развиваем напрямую с дошкольниками и критическое мышление опосредованно, через педагогов, так как педагогический ресурс – это тоже элемент развивающей среды.
В самом начале пути работы по программе и знакомства с 4К у нас в голове было много вопросов, которые зеркалили и у педагогов. Это были вопросы, страхи, возражения. Педагогам хотелось знать, будет ли это дополнительной нагрузкой, выделим ли мы это направление в дополнительную услугу, где и когда проводить. И, проработав информацию, мы на эти вопросы готовы были ответить.
Когда? - В любом режимном моменте.
Где? В каждом развивающем центре ДОУ и даже по дороге к ним (стрелочка к проекту «МИМО». Дополнительная нагрузка? – нет, это ежедневная рутина, но под другим углом зрения.
В дошкольном возрасте не рано? – нет, это сенситивный возраст, в котором мы можем заложить задатки необходимых качеств в той мере, в которой возможно.
В каком виде деятельности? – в любом! Форвардом для этой работы была выбрана театральная деятельность, и это не случайно.
Театрализация
- Доступный для понимания детей язык образов и метафор, персонажей;
- Возможность «примерить» на себя образ;
- Принятие опыта героя инсценировки, его ценностей;
- Участие в постановке – раскрытие творческих способностей ребёнка;
- Подготовка к постановке спектакля – работа по распределению ролей, объединению в микрогруппы для репетиций;
- Просмотр театральной постановки – развитие воображения, принятие идеи и смысла, норм и ценностей, заложенных в сценарии, «пища для ума»
В ходе работы сформировалось педагогическое обучающееся сообщество, разработан педагогический проект создания личностно-развивающей образовательной среды «Развитие кооперации старших дошкольников посредством игровой театрализованной деятельности». Результатом работы по проекту стало;
- Системная работа по обогащению среды, изготовление атрибутов для театральных постановок, инсценирование сказок;
- Вовлечение воспитанников с ОВЗ в театрализации;
- Объединение с родительской общественностью (совместные театральные праздники, изготовление костюмов, атрибутов)
Новые возможности для развития 4К компетенций стало внедрение в работу управленческого проекта «Педагогический дизайн «Мимо»
Цель: преобразование личностно-развивающей образовательной среды, предоставляющей каждому ребенку возможность полноценного развития, педагогам возможность продуктивного взаимодействия, сотворчества, профессионального роста, родителям возможность участия в жизни ДО
Управленческой команде был важен переход от догматической среды к среде, стимулирующей личностное развитие педагогов и воспитанников, вовлечённость родителей.
В каких же помещениях детского сада можно реализовать театрализованную деятельность?
- Групповые помещения (оборудование уголков ряжения, костюмы, маски, оборудование, ширмы)
- Театральная студия
- Библиотека
- Уголок писателя
- Горница
- «По улицам города»
- Музыкальный зал
- Художественная галерея.
Своеобразным итогом работы стало проведение семинара в рамках работы ресурсного центра «Нескучный сад». Работа семинара проходила в 2 акта и антракт. Первый акт – театрализованные представления воспитанников. Постановки были очень разноплановыми – ребята выступали в роли музыкантов и актёров. Рассматривались такие темы, как дружба и безопасное поведение. Премьерой стала для нас познавательная постановка – ребята учили правила игры в шахматы прямо на сцене. Примечательно, что на сцене были воспитанники, имеющие статус «ОВЗ», с разной степенью нарушений речи. В антракте педагоги прошли экспресс-курс актёрского мастерства «Прима», а после него участвовали в мастер-классах.
Безусловно, работа по развитию 4К компетенций – работа системная и уже запланирована на будущий учебный год как через работу ПОС, так и через подготовку и проведение семинаров-практикумов и педагогических советов в нетрадиционной форме. Акцент, в том числе, будет поставлен и на развитие этих качеств у педагогов.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Участие в театральном фестивале «Волшебный мир сказки» 2012г
Театр воздействует на ребенка комплексом художественных средств: применяется художественное слово, наглядный образ, музыкальное сопровождение. Сказки, спектакли пользуются у детей неизменной любовью. ...
Сценарий театрального фестиваля по сказкам А.С.Пушкина "Там, на неведомых дорожках..."
Сценарий рекомендован педагогам для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста....
Театральный фестиваль в гости к нам!
Мы представляем вашему вниманию небольшой план-перспективу первого информационного дня театрального фестиваля....
Театральная азбука или организация и оформление развивающей предметно-пространственной среды для театральной деятельности в ДОУ
Выступление в рамках семинара - практикума № 3 от 18.02.2015 года...
Статья на тему: «Создание среды для проведения театрально-игровой деятельности в группах»
Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих ...
Консультация Создание среды для проведения театрально- игровой деятельности в группах
Консультация Создание среды для проведения театрально- игровой деятельности в группах...
Презентация "Создание развивающей предметно пространственной среды по театральной деятельности в ДОУ"
Презентация поможет воспитателям оформить уголки в групповых комнатах, используя разновидности театров....