«Воспитание юного патриота»
учебно-методический материал (старшая группа)
Семинар - практикум по формирование у педагогов представление о программе "Растим юного гражданина"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_nravstvennoe_vospitanie.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар
«Воспитание юного патриота»
Цель: формирование представлений у педагогов о программе «Растим юного гражданина.
Повестка:
1. О необходимости формирования нравственных ценностных ориентаций в дошкольном возрасте
2. Обсуждение критериев диагностики по первому модулю программы
1. О необходимости формирования нравственных ценностных ориентаций в дошкольном возрасте
На современном этапе, как и ранее, педагогическая общественность широко обсуждает проблему формирования нравственной личности. Факт этот обуславливается социальными запросами, предъявляемыми образовательным учреждениям, необходимостью приобщать детей к системе нравственных ценностей.
Что является ядром нравственного становления личности? Когда следует начинать ее целенаправленное формирование? Какие ценности должны формироваться системой образования? На семью или образовательные учреждения возлагается ответственность за это? Какие методы и средства следует использовать?
На эти вопросы мы попробуем найти сегодня ответы.
Вопрос: Как вы думаете, что является основой устойчивого поведения и отношения субъекта к окружающему?
Современные педагогика и психология считают основой – ценностные ориентации.(В.А.Сластенин, Г.А. Чижакова и др.) Термин этот чаще всего понимается как направленность субъекта на определенные ценности в виде системы устойчивых фиксированных установок и предпочтений, определяющих его деятельность. Установки и предпочтения выступают как центр внутреннего, духовного мира, в котором отражается весь накопленный жизненный опыт. Нравственные ценностные ориентации предлагают человеку выбор между добром и злом, который он совершает не в силу необходимости, а в силу своего собственного понимания этой необходимости.
Вопрос: С какого возраста необходимо начинать формирование нравственных ценностных ориентаций?
Проблему формирования нравственных ценностных ориентаций исследователи решают в основном начиная с младшего школьного возраста, в большей степени с подросткового и юношеского. Однако, ведущие психологи 19-20 столетий различных научных школ (З.Фрейд, А. Адле, А. Маслоу, К.Роджерс и др.) и отечественных (Л.С.Выгодский, В.В.Давыдов, Д.Б .Эльконин, П.Я.Гальперин и др.) – особое значение в становлении личности и ее смыслообразующих ценностных компонентов придают как дошкольному периоду, так и раннему детству. Суть их вывода кроется в следующем: процесс становления ядра личности – системы убеждений, ценностных ориентаций – может осуществляться не только осознанно, но и неосознанно; более того, наиболее интенсивен именно период дошкольного детства. Вот почему так важна правильная организация нравственного воспитания ребенка с самого раннего детства. В противном случае не исключается ущербность развития, последствия которой устранить чрезвычайно трудно.
Прежде чем ответить на вопрос, как следует решать эту задачу, определим систему нравственных ценностей, на которые следует ориентировать детей. Разработанная система базируется на представлениях отечественной педагогики о классификации ценностей, о гуманистических и христианских идеях педагогики и психологии.
Вопрос: Как вы думаете, какая самая высшая общечеловеческая ценность?
Высшая общечеловеческая ценность – личность человека, его неповторимость, индивидуальность.
Уважаемые педагоги, назовите нравственные ценности.
Систему нравственных ценностей мы ориентируем на благо человека – на жертвенную и деятельную любовь к людям, на добро, мир, свободу, истину, совесть, на семью, труд.
Нравственные ценности – не абстрактное понятие, они тесно связаны с нравственными качествами.
Работа в микрогруппах: определить качества к ценностям добро, красота, жизнь, любовь.
Нравственная ценность – жертвенная и деятельная любовь к людям – требует воспитания таких качеств личности, как доброжелательность, стремление совершать добрые поступки; терпимость к недостаткам и ошибкам окружающих, способность просить прощения и прощать, стремление примерять ссорящихся, ответственность за свое решение; честность, правдивость, справедливость, способность видеть свои недостатки, признавать сои ошибки, не отвечать злом на зло; человеколюбие, уважение индивидуальности личности и мнения окружающих, ответственность за свое решение; честность, правдивость, справедливость, способность видеть свои недостатки, признавать ошибки; ответственность, заботливость, чуткость к людям, сострадание, послушание; трудолюбие, бережное отношение к труду другого, желание радовать своим трудом других; совестливость, стыдливость, способность слушать «голос совести».
Вопрос: Что, на ваш взгляд, является основанием нравственных ценностных ориентаций?
Свобода выбора. Именно ценностные ориентации выступают внутренним регулятором поведения человека даже тогда, когда за ним никто не следит. Ценностные ориентации определяются сознанием или подсознанием, формируются в ходе обретения личного опыта. В сформированном состоянии они представляют индивидуальную иерархическую совокупность ценностей, определяющих направленность личности и избирательность ее поведения. Процесс формирования нравственных ценностных ориентаций графически представлен в виде модели.
Уважаемые педагоги, с помощью данной модели представьте процесс становления ценностей.
Работа в микрогруппах: представить процесс формирования нравственных ценностей по модели (любовь, жизнь, добро, красота)
Какие условия необходимы, методы и приемы для формирования нравственных ценностей?
Работа в микрогруппах: 1,2 группы - определить условия, 3,4 - методы и приемы, формы организации работы
Условия – семья, социум, профессиональные качества педагога.
2. Обсуждение критериев диагностики по первому модулю программы
Нами была разработана диагностика по первому модулю программы «Растим юного гражданина». Предлагаем вам её на рассмотрение. Какие дополнения, изменения вы предлагаете?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предметно-развивающая среда в воспитании юных патриотов
Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников....
Воспитание юного патриота.
Доклад на тему....
Консультация для родителей "Воспитание Юного Патриота своей Родины"
Дать родителям рекомендации по воспитанию у ребенка дошкольного возраста патриотических чувств....
Авторская программа мастер-класса "Воспитание юных патриотов"
Цель программы - распространение и внедрение в практическую деятельность ДОУ Республики Татарстан инновационного опыта работы МБДОУ № 3 «Эллюки» г. Набережные Челны по нравственно – патриотическ...
Тематическое планирование по патриотическому воспитанию "Юный патриот"
план работы на год...
Консультация и памятка для родителей «Воспитание юного патриота в семье"
Консультация и памятка для родителей «Воспитание юного патриота в семье" ...
Методическая разработка на тему "Воспитание юных патриотов"
Как нет человека без самолюбия, Так и нет человека без любви к своему отечеству, И эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека….К. Д. Ушинский Прежде, чем ребенок начнет воспринимать...