Программа воспитания, как механизм управления воспитательным процессом в ДОУ
статья
Программа воспитания дошкольного образования является локальным документом, компонентом к основной образовательной программе дошкольного образования учреждения, не противоречит ее принципам, целям, задачам и содержанию.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа воспитания, как механизм управления воспитательным процессом в ДОУ
В настоящий момент Российская система образования находится на этапе обновления всей системы воспитания.
Начиная с 2019 года на государственном уровне предприняты серьезные шаги, направленные на усиление системного подхода к процессу воспитания.
В 2020 г. подготовлены и уже реализуются законодательные и нормативные документы, призванные упорядочить воспитательную деятельность всех образовательных организаций (школы, дошкольные учреждения, учреждения начального и высшего профессионального образования), качественно изменить содержание воспитательной деятельности и обеспечить грамотное управление этими процессами.
Наиболее значимыми нормативными документами в области воспитания на сегодняшний день являются:
-Федеральный закон № 304-ФЗ от 31 июля 2020 г. “О внесении изменений в∙ Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся”
-Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 04.08.2020∙ №ДГ-1249/06 «О внедрении примерной программы воспитания»
-Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 №2945-Р∙ «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11.12.2020∙ №712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»
В этих документах делается акцент на усиление воспитательного потенциала образовательных организаций, на создание системы воспитания не только на уровне ОО, но и на уровне муниципального образования, региона и федерации в целом.
Воспитание–деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Воспитание детей опирается на основы оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, культурно-исторического, системно-деятельностного подхода к социальной ситуации развития ребенка.
Общие задачи и принципы воспитания средствами образования представлены в Федеральных государственных образовательных стандартах на всех уровнях образования, где воспитательная деятельность педагогического процесса охватывает все составляющие образовательной системы и направлено на качественное и доступное образование и воспитание в современных условиях.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года предусматривает приоритетные направления воспитания:
- гражданское и патриотическое воспитание;
- духовно-нравственное развитие;
- приобщение детей к культурному наследию;
- физическое развитие и культура здоровья;
- трудовое воспитание и профессиональное самоопределение;
- экологическое воспитание.
Программа воспитания дошкольного образования является локальным документом, компонентом к основной образовательной программе дошкольного образования учреждения, не противоречит ее принципам, целям, задачам и содержанию.
Программа воспитания составляется с учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, путем выявления воспитательных задач основной образовательной Программы и объединения обучения и воспитания в целостный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Реализация программы обеспечивает формирование общей культуры личности детей, ценностей здорового образа жизни, развития социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности.
Программа воспитания включает приложение - календарный план воспитательной работы. Календарный план воспитательной работы составлен с целью конкретизации форм и видов воспитательных мероприятий, проводимых педагогическими работниками в учебном году.
Календарный план воспитательной работы разделен на модули, которые отражают направления воспитательной работы в соответствии с рабочей Программой воспитания.
Воспитание – сложный динамический процесс, поэтому эффективное его осуществление предполагает наличие определенной логики, основанной на четкой этапности действий. В основе подхода к воспитанию лежит понятие «система», в которой все элементы, составляющие целостность, работают на конечную цель – формирование гармонической личности.
Рабочая программа воспитания – это не перечень обязательных мероприятий, а описание системы форм и методов работы с воспитанниками.
Именно для того что бы выстроить эту систему нам с вами и необходима рабочая программа воспитания.
Важную роль в этой системе играет раздел «Самоанализ воспитательной работы», который тоже прописывается в программе воспитания.
Основные принципы осуществления самоанализа воспитательной работы:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение к воспитанникам и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между воспитанниками и педагогами;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей
воспитательной работы, правильного подбора видов, форм и содержания их совместной деятельности с детьми разного возраста;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития воспитанников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие детей – это результат как социального воспитания (взаимодействие с семьей и другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.
Основным объектом анализа воспитательного процесса, является состояние
организуемой совместной деятельности детей и взрослых.
Анализ данных о личностном развитии дошкольника на разных возрастных этапах проводится с целью объективного определения последующего индивидуального пути развития и воспитания, наиболее благоприятного для каждого ребёнка.
Критерием, на основе которого осуществляется анализ, является наличие комфортной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
Способами и формами получения информации о состоянии организуемой совместной
деятельности детей и взрослых могут быть беседы с детьми, родителями, воспитателями, педагогическое наблюдение и результаты контроля, при необходимости анкетирование.
Полученные результаты обсуждаются на заседании педагогического совета.
Особое внимание уделяется вопросам качества результатов воспитания:
• при проведении общих мероприятий;
• совместной деятельности педагогов и детей;
• взаимодействия совместной деятельности воспитателей и родителей;
• проводимых экскурсий, походов;
• организации творческих конкурсов, соревнований, праздников и других мероприятий.
Осуществляется анализ руководителем структурного подразделения, методистом и воспитателями.
Итогом самоанализа организуемой воспитательной работы является перечень выявленных проблем и достижений, которые необходимо учесть в будущей работе педагогическому коллективу.
Таким образом, из выше сказанного можно сделать вывод, что программа воспитания является механизмом управления воспитательным процессом в ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение о рабочей группе по разработке программы воспитания и календарного плана воспитательной работы
Настоящее положение регламентирует деятельность рабочей группы по разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы как структурного компонента основной образовательно...
Дорожная карта по разработке и внедрению рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы МБДОУ «Детский сад №18»
Дорожная карта является инструментом по оптимизации процесса разработки рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы МБДОУ «Детский сад №18».Цель: системная орга...
Выступление на педагогическом совете Тема: ,, Программа воспитания как основа проектирования воспитательной деятельности,, Презинтация
Доклад, презинтация...
Приказ о создании рабочей группы по разработке программы воспитания и календарного плана воспитательной работы МБДОУ№9 (2021г.)
Приказ о создании рабочей группы по разработке программы воспитания и календарного плана воспитательной работы...
Приказ о создании рабочей группы по разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы
Создать рабочую группу по разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы...
Дорожная карта по разработке и внедрению рабочей Программы воспитания и календарного плана воспитательной работы в МКДОУ д/с № 10 г. Пласта
Дорожная картапо разработке и внедрению рабочей Программы воспитания и календарного плана воспитательной работы в МКДОУ д/с № 10 г. Пласта...
Программа воспитания, как механизм управления воспитательным процессом в ДОУ
С 2020 г. подготовлены и уже реализуются законодательные и нормативные документы, призванные упорядочить воспитательную деятельность всех образовательных организаций (школы, дошкольные учреждения, учр...