«Современное представление о благополучном переходе к школьному обучению»
статья
Одно из основных условий обеспечения функционирования и развития единой непрерывной системы образования – это осуществление преемственности разных ступеней, в частности преемственности дошкольного и начального образования. Преемственность дошкольного и начального общего образования – это одна из сложнейших проблем, которая много лет обсуждается среди специалистов в области управления образованием, педагогов, родителей. В связи с этим, одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного пространства, связывающего дошкольное и школьное образование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennoe_predstavlenie_o_blagopoluchnom_perehode_k_shkolnomu_obucheniyu.docx | 25.2 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ «Новохоперский детский сад общеразвивающего вида
«Ласточка»
«Современное представление о благополучном переходе к школьному обучению»
Подготовил:
Старший воспитатель,
Рудчик Л.И.
Новохоперск 2021
Одно из основных условий обеспечения функционирования и развития единой непрерывной системы образования – это осуществление преемственности разных ступеней, в частности преемственности дошкольного и начального образования. Преемственность дошкольного и начального общего образования – это одна из сложнейших проблем, которая много лет обсуждается среди специалистов в области управления образованием, педагогов, родителей. В связи с этим, одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного пространства, связывающего дошкольное и школьное образование.
Дети приходят в школу из детского сада более или менее подготовленные. Но что может пойти не так?
- непривычное образовательное содержание;
- правила поведения в школе – это что-то новое, отличное от детского сада;
- другое общение со сверстниками, теперь это общение становится деловым;
- другое общение с педагогами, оно лишено эмоциональной окраски личностных отношений. Отношения между учителем и ребенком более деловые, есть определенные правила и требования со стороны учителя;
- ребенок сталкивается с тем, что учебная деятельность – это обязательная деятельность и он обязан в ней преуспевать;
- ребенок осваивает новую позицию – позицию школьника. Из детского сада он выходит самым взрослым, подготовишкой, а в школу он приходит и становится там самым маленьким.
В итоге ситуация перехода оказывается сопряжена с риском потери достижений, накопленных на предыдущем этапе.
Очень важно при этом: как ведут себя педагоги и как ведут себя родители.
Теперь разберемся: как способствовать благополучному переходу ребенка из ДОУ в школу? Сегодня говорят о согласованности действий всех участников образовательного процесса: дети, родители, педагоги.
В первую очередь мы говорим о психологической готовности (умственной, интеллектуальной) педагоги-психологи проводят по различны методикам диагностики, коррекционно-развивающую работу – это очень хорошо, очень важно, но недостаточно. Это не гарантирует успешность обучения в 1 классе.
Что же тогда делать?
1) Как советуют специалисты в области дошкольного и начального общего образования мы начинаем организовывать качественный образовательный дошкольный опыт. Что это значит?
Для нас ведущей целью подготовки ребенка к школе является формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка, умение задавать и отвечать на вопросы;
- в процессе образовательной деятельности развиваем способность действовать по образцу, формируем умение слушать и выполнять инструкцию, умение работать сосредоточенно и выполнять задание до конца;
- поощряем общение детей;
- способ установления дисциплины налаживаем таким образом, чтобы инициатива исходила от ребенка (детям отводится роль в формировании правил, их самоконтроль и взаимоконтроль), формируем умение оценивать как свою работу, так и работу других детей;
-уважительное партнерское отношение между педагогом и детьми;
- ясный распорядок дня.
Все это позволяет детям наиболее успешно адаптироваться к условиям 1 класса (относительно работы детского сада).
2) Согласованность усилий школы и ДОУ в выборе образовательных программ.
Есть прямая преемственность образовательной программы детского сада, программы предшкольной подготовки и программы начального общего образования. Это когда все эти программы имеют одну концептуальную основу и разработаны одним коллективом авторов. Есть проектируемая преемственность, когда разные авторы, но имеются общие задачи, принципы построения, приоритетные направления. Доработать эти программы можно также парциальными программами. В нашем случае наблюдается проектируемая преемственность. Программа ДОУ "От рождения до школы", программа НОО "Школа России". Программа предшкольной подготовки здесь должна быть "Преемственность" Н.А. Федосовой. В нашем случае на предшкольной подготовке пока используется программа Е.В. Колесниковой "Подготовка к школе". Но школа готова рассмотреть необходимую подходящую программу.
3) Также мы считаем не лишним проводить традиционную работу по преемственности в рамках разработанной программы между МОУ "Новохоперская СОШ №91" и нашим детским садом.
Для себя мы наметили следующие этапы работы по осуществлению преемственности со школой:
1. Заключение договора о совместной работе ДОУ и школы.
2. Планирование совместных мероприятий.
3. Реализация плана преемственности ДОУ и школы.
4. Мониторинг результатов освоения детьми образовательных областей.
5. Анализ школьной успеваемости выпускников ДОУ.
Мы выделяем 3 формы осуществления преемственности:
- работа с детьми;
- взаимодействие педагогов;
- сотрудничество с родителями.
1 Работа с детьми.
В чем же она заключается?
- экскурсии в школу (виртуальные экскурсии)
(детей знакомим со школьными классами, кабинетами, библиотекой, сенсорной комнатой. В период пандемии мы организовали виртуальную экскурсию, которую провели нам педагоги школы);
- знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы
(дети посещают предшкольную подготовку с сентября по май, где и происходит знакомство с учителем и с детским коллективом);
- встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада
(это происходит и в школе во время экскурсии дошкольников, и в детском саду, когда бывшие воспитанники детского сада, а теперь ученики начальных классов приходят в детский сад или с игровой программой, или с театральной постановкой);
- совместные праздники
(День знаний, выпускной в школе, выпускной в детском саду, совместные занятия на автогородке и др.)
2. Взаимодействие педагогов, методическая преемственность.
Методическая работа педагогов предусматривает: взаимное посещение школы и детского сада учителями и воспитателями с целью ознакомления с формами работы, взаимное консультирование, организация конференций, анализ основных образовательных программ дошкольного учреждения и школы, бесед, методических встреч для педагогов школы и детского сада.
На итоговых педсоветах обсуждается уровень освоения детьми ООП, готовность детей к обучению в школе, опираясь в данном вопросе на индивидуальные карты развития, поднимаются вопросы, касающиеся проблем адаптации детей к школе, развития у ребенка познавательного интереса к учебе, как одного из главных условий успешного обучения.
Подробнее об этом чуть позже расскажут педагоги-психологи детского сада и школы. Что же касается индивидуальных карт развития ребенка, то мы, учитывая потребность учителей начальной школы, совместно с ними разработали макет индивидуальной карты развития ребенка. Выгладит он следующим образом (лист презентации). Такие карты будут педагоги детского сада в этом учебном году передавать учителям школы.
В настоящее время ведётся системная методическая работа в детском саду и школе по преемственности педагогических технологий: здоровьесберегающие технологии, технологии проектной и исследовательской деятельности, ИКТ, личностно-ориентированные технологии, технология ТРИЗ, технология личностно-ориентированного метода и др. Все это мы применяем в работе с дошкольниками в детском саду, а школа продолжают работу в этом направлении. Приведем примеры. Здоровьесберегающие технологии - это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса.
Существует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих технологий, которые реализуются в ДОУ:
физкультминутки, дыхательная гимнастика, гимнастика пробуждения, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, игротерапия. Посмотрим, что в этом направлении проводится в школе:
физкультурная минутка, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, смена видов деятельности артикуляционная гимнастика, игры, релаксация, позы учащихся, эмоциональные разрядки. Как мы видим, очень многое воспитанник детского сада проделывает и в начальной школе.
Прослеживается преемственность и в проектно-исследовательской деятельности. Проектная деятельность в дошкольном возрасте занимает важное место в деятельности педагогов, организации образовательного процесса, взаимодействии с родителями, организации совместной деятельности детей и взрослых. Познавательно-исследовательская деятельность определена во ФГОС ДО как сквозной механизм развития ребенка. Мы в детском саду проводим большую работу в данном направлении.
Начатую работу в детском саду с воспитанниками в данном направлении продолжают и в школе. Есть тому некоторые примеры. Как результат проектно-исследовательской деятельности могу привести примеры участия воспитанников в конкурсах этой направленности. Суббота Арина, будучи воспитанником детского сада заняла 1 место в межмуниципальном конкурсе «Умники и Умницы», Бобров; 2 место в региональном этапе Всероссийского конкурса «Я-исследователь», Козырева Арина- 3 место в региональном конкурсе «Сохраним историческую память», Телюкова Елизавета-3 место «Умники и Умницы», Рудчик Олег Победитель «Я-исследователь», Бузырева Юлиана- 2 место «Я-исследователь». Работу в данном направлении продолжают педагоги школы. Тоже имеется результат: Бузырева Юлиана участник «Я-исследователь», Рудчик Олег 2 место «Я-исследователь», 1 место Всероссийского конкурса «Первые шаги в науку», Суббота Арина- участник, Телюкова Елизавета победитель проекта «Моя малая родина» в классе, участник других школьных проектов. А также лауреат Всероссийского конкурса проектно-исследовательских «Грани науки».
3.Сотрудничество с родителями.
Очень важна информированность родителей в этом вопросе.
- традиционные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
- консультации с педагогами ДОУ и школы;
- встречи родителей с будущими учителями;
- дни открытых дверей;
- визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);
- заседания родительских клубов.
В нашем детском саду есть консультационный центр, для родителей, чьи дети не посещают детский сад. От родителей поступают обращения в том числе и по вопросам готовности и подготовки ребенка к школе. На сайте детского сада в разделе консультационный центр размещена полезная информация, а также представлены видео консультации педагогов детского сада, а также школы по данной теме.
Ожидаемые результаты.
- Обеспечение оптимального бесшовного перехода ребенка от дошкольного уровня к уровню начального общего образования:
- уменьшение периода адаптации первоклассников к условиям обучения в школе;
- возможности для развития неповторимой индивидуальности каждого ребенка, проявления каждым ребенком творческих способностей в разных видах
деятельности;
•стабильный интерес детей к процессу обучения;
- формирование позиции успешного первоклассника.
- Осуществление профессиональных взаимосвязей между воспитателями
и учителями начальной школы, обеспечивающих:
- внедрение эффективной системы управления качеством образования;
- создание возможностей для постоянного повышения уровня психологопедагогических знаний и умений, взаимообмена ими с коллегами.
- укрепление партнерских отношений с педагогами на этапе перехода ребенка
на новую ступень развития - школьную;
3) Максимальное удовлетворение социального заказа, в частности запросов родителей в качественной подготовке ребенка к начальному общему образованию:
- повышение интереса к деятельности ДОУ, школы, их активного и сознательного вовлечения в жизнь детского сада, начальной школы;
- обеспечение свободного доступа к информации, возможности повышения
компетентности в вопросах развития и воспитания детей;
предоставление родительской общественности возможности принимать активное, заинтересованное участие в государственно-общественном управлении учреждением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Совместная деятельность ДОУ, семьи и школы по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации к школьному обучению»
Важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания — всестороннее развитие личности ребенка и подготовка к школе. Подготовка детей к школе — задача многогранная, охватывающая все сферы жи...
Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников как профилактика нарушений письменной речи при переходе к школьному обучению.
Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников как профилактика нарушений письменной речи при переходе к школьному обучению. На современном этапе, развитие графомоторных навыков ...
Консультация для родителей "Совместная деятельность ДОУ, семьи и школы по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации к школьному обучению в условиях ФГОС ДО"
В консультации описывается совместная деятельность семьи, школы и детского сада по благополучной адаптации ребенка к школьному обучению в условиях ФГОС"...
Консультация для родителей «Совместная деятельность ДОУ, семьи и школы по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации к школьному обучению».
Консультация для родителей...
Консультация для родителей: «Совместная деятельность ДОУ, семьи и школы по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации к школьному обучению»
Детский сад, семья и школа- это триединство, которое можно образно назвать «тропинкой к морю», где «на берегу» ребёнок делает первые шаги. Там он получает первые уроки жиз...
Консультация для педагогов Совместная деятельность ДОУ, семьи и школы по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации к школьному обучению
Тема: Совместная деятельность ДОУ, семьи и школы по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации к школьному обучению в условиях ФГОС ДО.Детский сад, семья и школа- это триед...