«Современное представление о благополучном переходе к школьному обучению»
статья

Рудчик Лариса Ивановна

Одно из основных условий обеспечения функционирования и развития единой непрерывной системы образования – это осуществление преемственности разных ступеней, в частности преемственности дошкольного и начального образования. Преемственность дошкольного и начального общего образования – это одна из сложнейших проблем, которая много лет обсуждается среди специалистов в области управления образованием, педагогов, родителей. В связи с этим, одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного пространства, связывающего дошкольное и школьное образование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ «Новохоперский детский сад общеразвивающего вида

 «Ласточка»

 «Современное представление о благополучном переходе к школьному обучению»

Подготовил:

Старший воспитатель,

Рудчик Л.И.

Новохоперск 2021

Одно из основных условий обеспечения функционирования и развития единой непрерывной системы образования – это осуществление преемственности разных ступеней, в частности преемственности дошкольного и начального образования. Преемственность дошкольного и начального общего образования – это одна из сложнейших проблем, которая много лет обсуждается среди специалистов в области управления образованием, педагогов, родителей. В связи с этим, одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного пространства, связывающего дошкольное и школьное образование.

Дети приходят в школу из детского сада более или менее подготовленные. Но что может пойти не так?

- непривычное образовательное содержание;

- правила поведения в школе – это что-то новое, отличное от детского сада;

- другое общение со сверстниками, теперь это общение становится деловым;

- другое общение с педагогами, оно лишено эмоциональной окраски личностных отношений. Отношения между учителем и ребенком более деловые, есть определенные правила и требования со стороны учителя;

- ребенок сталкивается с тем, что учебная деятельность – это обязательная деятельность и он обязан в ней преуспевать;

- ребенок осваивает новую позицию – позицию школьника. Из детского сада он выходит самым взрослым, подготовишкой, а в школу он приходит и становится там самым маленьким.

В итоге ситуация перехода оказывается сопряжена с риском потери достижений, накопленных на предыдущем этапе.

Очень важно при этом: как ведут себя педагоги и как ведут себя родители.

Теперь разберемся: как способствовать благополучному переходу ребенка из ДОУ в школу? Сегодня говорят о согласованности действий всех участников образовательного процесса: дети, родители, педагоги.

В первую очередь мы говорим о психологической готовности (умственной, интеллектуальной) педагоги-психологи проводят по различны методикам диагностики, коррекционно-развивающую работу – это очень хорошо, очень важно, но недостаточно. Это не гарантирует успешность обучения в 1 классе.

Что же тогда делать?

1) Как советуют специалисты в области дошкольного и начального общего образования мы начинаем организовывать качественный образовательный дошкольный опыт. Что это значит?

Для нас ведущей целью подготовки ребенка к школе является формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка, умение задавать и отвечать на вопросы;

- в процессе образовательной деятельности развиваем способность действовать по образцу, формируем умение слушать и выполнять инструкцию,  умение работать сосредоточенно и выполнять задание до конца;

- поощряем общение детей;

- способ установления дисциплины налаживаем таким образом, чтобы инициатива исходила от ребенка (детям отводится роль в формировании правил, их самоконтроль и взаимоконтроль), формируем умение оценивать как свою работу, так и работу других детей;

-уважительное партнерское отношение между педагогом и детьми;

- ясный распорядок дня.

Все это позволяет детям наиболее успешно адаптироваться к условиям 1 класса (относительно работы детского сада).

2) Согласованность усилий школы и ДОУ в выборе образовательных программ.

Есть прямая преемственность образовательной программы детского сада, программы предшкольной подготовки  и программы начального общего образования. Это когда все эти программы имеют одну концептуальную основу и разработаны одним коллективом авторов. Есть проектируемая преемственность, когда разные авторы, но имеются общие задачи, принципы построения, приоритетные направления. Доработать эти программы можно также парциальными программами. В нашем случае наблюдается проектируемая преемственность. Программа ДОУ "От рождения до школы", программа НОО "Школа России". Программа предшкольной подготовки здесь должна быть "Преемственность" Н.А. Федосовой. В нашем случае на предшкольной подготовке пока используется программа Е.В. Колесниковой "Подготовка к школе". Но школа готова рассмотреть необходимую подходящую программу.

3) Также мы считаем не лишним проводить традиционную работу по преемственности в рамках разработанной программы между МОУ "Новохоперская СОШ №91" и нашим детским садом.

Для себя мы наметили следующие этапы работы по осуществлению преемственности со школой:

1. Заключение договора о совместной работе ДОУ и школы.

2. Планирование совместных мероприятий.

3. Реализация плана преемственности ДОУ и школы.

4. Мониторинг результатов освоения детьми образовательных областей.

5. Анализ школьной успеваемости выпускников ДОУ.

Мы выделяем 3 формы осуществления преемственности:

- работа с детьми;

- взаимодействие педагогов;

- сотрудничество с родителями.

1 Работа с детьми.

В чем же она заключается?

  • экскурсии в школу (виртуальные экскурсии)

(детей знакомим со школьными классами, кабинетами, библиотекой, сенсорной комнатой. В период пандемии мы организовали виртуальную экскурсию, которую провели нам педагоги школы);

  • знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы

(дети посещают предшкольную подготовку с сентября по май, где и происходит знакомство с учителем и с детским коллективом);

  • встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада

(это происходит и в школе во время экскурсии дошкольников, и в детском саду, когда бывшие воспитанники детского сада, а теперь ученики начальных классов приходят в детский сад или с игровой программой, или с театральной постановкой);

  • совместные праздники

(День знаний, выпускной в школе, выпускной в детском саду,  совместные занятия на автогородке и др.)

2. Взаимодействие педагогов, методическая преемственность.

Методическая работа педагогов предусматривает: взаимное посещение школы и детского сада учителями и воспитателями с целью ознакомления с формами работы, взаимное консультирование, организация конференций, анализ основных образовательных программ дошкольного учреждения и школы, бесед, методических встреч для педагогов школы и детского сада.

На итоговых педсоветах обсуждается уровень освоения детьми ООП, готовность детей к обучению в школе, опираясь в данном вопросе на индивидуальные карты развития, поднимаются вопросы, касающиеся проблем адаптации детей к школе, развития у ребенка познавательного интереса к учебе, как одного из главных условий успешного обучения.

Подробнее об этом чуть позже расскажут педагоги-психологи  детского сада и школы. Что же касается индивидуальных карт развития ребенка, то мы, учитывая потребность учителей начальной школы, совместно с ними разработали макет индивидуальной карты развития ребенка. Выгладит он следующим образом  (лист презентации). Такие карты будут педагоги детского сада в этом учебном году передавать  учителям школы.

В настоящее время ведётся системная методическая работа в детском саду и школе по преемственности педагогических технологий: здоровьесберегающие технологии, технологии проектной и исследовательской деятельности, ИКТ, личностно-ориентированные технологии, технология ТРИЗ, технология личностно-ориентированного метода и др. Все это мы применяем в работе с дошкольниками в детском саду, а школа продолжают работу в этом направлении. Приведем примеры. Здоровьесберегающие технологии - это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса.

Существует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих технологий, которые реализуются в ДОУ:

физкультминутки,  дыхательная гимнастика,  гимнастика пробуждения, пальчиковая гимнастика,  гимнастика для глаз, игротерапия. Посмотрим, что в этом направлении проводится в школе:

 физкультурная минутка, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, смена видов  деятельности артикуляционная гимнастика, игры, релаксация, позы учащихся, эмоциональные разрядки. Как мы видим, очень многое воспитанник детского сада проделывает и в начальной школе.

Прослеживается преемственность и в проектно-исследовательской деятельности. Проектная деятельность в дошкольном возрасте занимает важное место в деятельности педагогов, организации образовательного процесса, взаимодействии с родителями, организации совместной деятельности детей и взрослых. Познавательно-исследовательская деятельность определена во ФГОС ДО как сквозной механизм развития ребенка. Мы в детском саду проводим большую работу в данном направлении.

Начатую работу в детском саду с воспитанниками в данном направлении продолжают и в школе. Есть тому некоторые примеры.  Как результат проектно-исследовательской деятельности могу привести примеры участия воспитанников в конкурсах этой направленности. Суббота Арина, будучи воспитанником детского сада заняла 1 место в межмуниципальном конкурсе «Умники и Умницы», Бобров; 2 место в региональном этапе Всероссийского конкурса «Я-исследователь», Козырева Арина- 3 место в региональном конкурсе «Сохраним историческую память», Телюкова Елизавета-3 место «Умники и Умницы», Рудчик Олег Победитель «Я-исследователь», Бузырева Юлиана- 2 место «Я-исследователь». Работу в данном направлении продолжают педагоги школы. Тоже имеется результат: Бузырева Юлиана участник «Я-исследователь», Рудчик Олег 2 место «Я-исследователь», 1 место Всероссийского конкурса «Первые шаги в науку», Суббота Арина- участник, Телюкова Елизавета победитель проекта «Моя малая родина» в классе, участник других школьных проектов. А также лауреат Всероссийского конкурса проектно-исследовательских «Грани науки».

3.Сотрудничество с родителями.

Очень важна информированность родителей в этом вопросе.

  •  традиционные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
  • консультации с педагогами ДОУ и школы;
  • встречи родителей с будущими учителями;
  • дни открытых дверей;
  • визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);
  • заседания родительских клубов.

        В нашем детском саду есть консультационный центр, для родителей, чьи дети не посещают детский сад. От родителей поступают обращения  в том числе и по вопросам готовности и подготовки ребенка к школе. На сайте детского сада в разделе консультационный центр размещена полезная информация, а также представлены видео консультации педагогов детского сада, а также школы по данной теме.

Ожидаемые результаты.

  1. Обеспечение оптимального бесшовного перехода ребенка от дошкольного уровня к уровню начального общего образования:
  • уменьшение периода адаптации первоклассников к условиям обучения в школе;
  • возможности для развития неповторимой индивидуальности каждого ребенка, проявления каждым ребенком творческих способностей в разных видах

деятельности;

•стабильный интерес детей к процессу обучения;

  • формирование позиции успешного первоклассника.
  1. Осуществление профессиональных взаимосвязей между воспитателями

и        учителями начальной        школы, обеспечивающих:

  • внедрение эффективной системы управления качеством образования;
  • создание возможностей для постоянного повышения уровня психологопедагогических знаний и умений, взаимообмена ими с коллегами.
  •  укрепление партнерских отношений с педагогами на этапе перехода ребенка

на новую ступень развития -         школьную;

3) Максимальное удовлетворение социального заказа, в частности запросов родителей в качественной подготовке ребенка к начальному общему образованию:

  • повышение интереса к деятельности ДОУ, школы, их активного и сознательного вовлечения в жизнь детского сада, начальной школы;
  • обеспечение свободного доступа к информации, возможности повышения

компетентности в вопросах развития и воспитания детей;

предоставление родительской общественности возможности принимать активное, заинтересованное участие в государственно-общественном управлении учреждением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Совместная деятельность ДОУ, семьи и школы по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации к школьному обучению»

Важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания — всестороннее развитие личности ребенка и подготовка к школе. Подготовка детей к школе — задача многогранная, охватывающая все сферы жи...

Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников как профилактика нарушений письменной речи при переходе к школьному обучению.

Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников как профилактика нарушений письменной речи при переходе к школьному обучению. На современном этапе, развитие графомоторных навыков ...

Консультация для родителей "Совместная деятельность ДОУ, семьи и школы по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации к школьному обучению в условиях ФГОС ДО"

В консультации описывается совместная деятельность семьи, школы и детского сада по благополучной адаптации ребенка к школьному обучению в условиях ФГОС"...

Консультация для родителей: «Совместная деятельность ДОУ, семьи и школы по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации к школьному обучению»

Детский сад, семья и школа- это триединство, которое можно образно назвать «тропинкой к морю», где «на берегу» ребёнок делает первые шаги. Там он получает первые уроки жиз...

Консультация для педагогов Совместная деятельность ДОУ, семьи и школы по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации к школьному обучению

Тема: Совместная деятельность ДОУ, семьи и школы по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации к школьному обучению в условиях ФГОС ДО.Детский сад, семья и школа- это триед...