Как сделать, чтобы дети выросли яркими, творческими личностями, людьми, готовыми и способными проявлять нужную инициативу?_Ответ в статье "Вестника_образования"
учебно-методический материал
В соответствии с традицией, сложившейся в отечественной психологии, я буду использовать термин «творческие способности», а не «креативность». Но сначала надо определиться с этим понятием.
Творческим мы называем человека, способного создавать новое, преодолевая сложившиеся стереотипы и шаблоны. Человека, который, с одной стороны, готов и хочет делать новое без внешних побуждений и проявляет инициативу, так как сам видит проблему, которую надо решить, а с другой – может сделать это. Таким образом, «хочу» и «могу» – вот два важнейших аспекта творческих способностей.
Как же проявляется это «могу» у детей дошкольного возраста? Тут два взаимосвязанных варианта.
Во-первых, дети могут решать очень сложные парадоксальные задачи, с которыми сталкиваются в сказке или в игре.
Второй вариант творческого «могу» – создание творческих образов. Они, безусловно, проявляются в игре, но еще более отчетливо видны в историях, которые сочиняют дети.
Увы, мы, взрослые, часто игнорируем эти удивительные способности маленьких исследователей, изобретателей и сочинителей и не поддерживаем их...
Это так, и тут мы переходим к вопросу о месте творческих способностей в развитии ребенка. Если говорить о роли творческих способностей в общем развитии, то она очень велика. Как подтверждают исследования, первые ростки творчества проявляются именно в дошкольном возрасте, помогая ребенку осваивать мир через игру, превращения и опробование границ возможного. Это – способ освоить норму и подготовиться к решению более сложных задач в будущем. И в этой связи показательно, что в известнейший международный мониторинг качества образования PISA с 2021 года также вошло исследование креативности, что тоже является важным знаком для дошкольного образования.
Если же говорить о месте, которое творчество занимает в образовательном процессе, то мы обнаружим, что поддержка творческих способностей в этом процессе для ребенка-дошкольника занимает непропорционально малое место. Но пространства для развития творческих способностей в детском саду часто не остается.
Каковы особенности творческого подхода педагога в работе с дошколятами?
Базовое условие для развития детского творчества – наличие возможностей для игры, свободной деятельности и свободного экспериментирования, являющихся ведущими видами деятельности в этом возрасте. Именно в игре и свободном экспериментировании рождаются главные новообразования возраста – способность быть инициативным, предлагать, пробовать, придумывать творческие решения. А значит, условия для игры и свободной деятельности в детском саду должны создаваться не по остаточному принципу, а ставиться во главу угла и реализовываться так, чтобы дети могли играть, экспериментировать, а предметно-пространственная среда помогала им в этом, создавая места для проб и игры.
О том, насколько поддерживается детское творчество в том или ином садике, можно судить не только по созданной там среде, но даже по тому, как структурировано время и как проходят занятия: обсуждаются ли на них проблемные вопросы, предполагающие большое количество ответов, детскую аргументацию, придумывание, изобретение и т. п. Важно, что стоит во главе угла: передача ребенку техники пения и рисования или поддержка в реализации своего замысла с помощью культурных средств.
Не менее важно научить ребенка удивляться. Это может звучать странно – ведь дети славятся своим любопытством и любознательностью, но имеет значение, что делает взрослый: поддержит детское вопрошание или проигнорирует его. Дети часто сами удивляются, без всяких «подсказок», и тут важна ответная реакция взрослого: увидеть это удивление, отреагировать, удивиться вместе, помочь найти ответ – или, наоборот, усилить вопрос, чтобы он еще сильнее будоражил. Удивление – сложная культурная эмоция, которой ребенок заражается от взрослого.
Наконец, взрослый должен показывать ребенку образцы творческого поведения, азартного, инициативного действия: дети непременно должны видеть, как взрослый что-то придумываетКак создать творческую среду в системе дошкольного образования?
Три главных аспекта творческой среды – пространство, время и характер взаимодействия.
Предметно-пространственная среда должна провоцировать ребенка, ведь все виды деятельности, которые я упоминала: игра, свободная деятельность и экспериментирование – становятся развивающими лишь в той мере, в какой они развернуты и могут зарождать творческие способности. В этом смысле картонная коробка может быть лучше самых дорогих конструкторов, поскольку дети могут превратить ее во все что угодно: дом, пещеру, космический корабль, автобус. Среда обязательно должна стимулировать детскую фантазию и включать в себя материал для придумывания, например для коллажей и аппликаций, или любой другой материал, подразумевающий возможность детского творческого действия и провоцирующий действие.
Второй необходимый компонент – время для свободной инициативной деятельности: без него детская инициатива просто не проявится. Если в детских садах время на свободную инициативную деятельность остается по остаточному принципу (5, 10, 15 или даже 20 минут), у ребенка просто не будет возможности развернуть игру, экспериментирование или дискуссию. Есть, правда, еще и прогулка. Но среда на площадке часто слишком бедна, и нет материалов, с которыми ребенок может экспериментировать и играть.
Наконец, важнейший аспект творческой среды – взаимодействие детей со взрослым, который умеет интересно разговаривать, провоцировать и поддерживать детские вопросы, задавать свои. Вопрошание, вопросительность – также важные факторы развития творческих способностей. И тут имеют значение как вопросы, которые задают дети, так и те, которые задают взрослые. Главное – не делать этого дидактическим тоном: дети это отлично считывают, и в такой ситуации никакие творческие моменты не возникают.
Готовы ли нынешние воспитатели к выполнению этой миссии? Чего им не хватает?
Острый вопрос. Но прежде, чем говорить о том, чего воспитателям не хватает в подготовке или компетентности, скажу, чего им не хватает базово – свободы и инициативы. Человек несвободный, не имеющий возможности проявить инициативу и работающий по неизвестно когда разработанному календарно-тематическому плану, не может вырастить творческого ребенка. Это вопрос центральный и требующий базовых изменений. . Но все же пока основная часть детских садов следует календарно-тематическому планированию, возникшему вне детского сада, а придумывает собственную событийную линию работы с детьми меньшинство.. Поэтому сейчас очень важно на курсах повышения квалификации вооружать педагогов новым опытом: учить их играть, дурачиться и придумывать. Внутри каждого взрослого живет ребенок. И надо его разбудить – это первый, хотя и не единственный шаг к творчеству взрослых, без которого не будет и детского творчества.
Что важнее для решения этой задачи: правильная организация предметно-пространственной среды или методика работы с детьми?
Я бы сказала, что важнее всего общий уклад жизни детского сада, в котором есть место для инициативы взрослых и детской инициативы. Это базовая вещь, которая касается и пространства, и времени. И лишь следом идут специальные методики работы с детьми.
А есть ли место творческому подходу в методиках, по которым сегодня работают в детских садах?
Корректнее было бы говорить о программах. И я бы сказала так: очень часто детские сады работают по программам, в которых творческое развитие детей не акцентировано; слишком много работы по образцу, по календарно-тематическому планированию, которое не связано с детским интересом, с ситуациями, которые возникают в жизни ребенка. Дошкольник тем и интересен, что его внимание еще недостаточно произвольно и не очень управляемо извне. Конечно, можно сказать ребенку директивно: сегодня мы изучаем фрукты и овощи; и дошкольники, которые осознают свою малость рядом со взрослым, будут слушаться. Но это будет вопреки природе детства. Радует, что появляется все больше программ, в которых есть место детской инициативе, а планирование ориентировано на то, чем сейчас увлечены дети. ....такие программы и методики тоже есть. Есть, например, известный проект ТРИЗ для дошкольников, есть программа Владимира Товиевича Кудрявцева «Тропинки, направленные на развитие воображения», есть программа Веры Владимировны Брофман, где дети учатся творческому конструированию, работе с символом. «Реджио Эмилия» – знаменитый итальянский проект по поддержке и развитию детского творчества. Мы в нашей лаборатории разрабатываем программу «Превращение», в которой также сделан акцент на поддержке детского парадоксального, диалектического мышления и умение создавать художественные образы. Так что сейчас для педагогов существует выбор, и важно искать, в каких программах такая возможность предоставляется.
Как соотнести в детском дошкольном учреждении креатив со строгим расписанием и правилами, которым должны подчиняться дети?
Гибкое планирование, ориентированное на поддержку детских интересов, детской инициативы, вовсе не отменяет того, что мы называем режимом дня. Но оно делает детский сад местом игры, радости. Детский сад должен ориентироваться для детей! Только тогда в нем будет место для поддержки детского творчества.
Как не перепутать детскую «увлекаемость» с «отвлекаемостью»?
Ребенка все притягивает и привлекает, ведь его любопытство острее, чем любопытство взрослого, любознательность которого, если ее не поддерживать в школе и в последующие годы, падает. Например, если дети заинтересовались тем, как сосулька тает на улице, вокруг этого можно развернуть целый эксперимент: принести сосульку в группу; понаблюдать, как она будет себя вести, если мы спрячем ее в варежку или оставим на столе; заметить, где она растает скорее и т. п. В этом случае можно преобразовывать детскую увлекаемость в увлечение. А с отвлекаемостью мы сталкиваемся чаще всего тогда, когда предлагаем детям то, что идет вразрез с их интересом. Еще Лев Семенович Выготский говорил, что дошкольник может учиться по своей программе, но мы должны сделать так, чтобы внутри этой его программы реализовывалась программа взрослого. Важно лишь построить эту работу на детском увлечении.
Дошкольный возраст уникален, поскольку у ребенка еще очень мало знаний и понимания того, что мы называем формальной логикой, однако при этом много открытости, смелости пробовать и экспериментировать и в игре, и в реальной жизни, есть ростки умения мыслить парадоксально и образно, придумывать интересные сюжеты. В этом возрасте мы видим ростки творческих способностей, инициативы, надситуативности. Именно в этом самоценность детства. Хорошее образование не игнорирует эти особенности возраста, а поддерживает и развивает их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие воспитателя ГПД с воспитателями дошкольного образования детей в развитии творческой личности.
Выступление на методическом объединении воспитателей ГПД....
Консультация для родителей Что нужно сделать, чтобы не случился пожар?
Не применяйте неисправные или самодельные электрические предохранители....
Что нужно сделать, чтобы малыш избавился от "излишков" активности?
Что нужно сделать, чтобы малыш избавился от "излишков" активности?...
Консультация для педагогов на тему: «Формирование творческой личности дошкольника, развитие познавательных способностей на основе участия в проектной деятельности»
Дошкольный возраст - возраст почемучек. Он наиболее благоприятный для познавательного и творческого развития детей. Природные возможности каждого ребёнка велики. Если не создавать соответствующие усло...
Индивидуальный маршрут развития вокальных навыков у детей с ярко выраженными музыкально-творческими способностями
Эмоциональное состояние отлично выражается через пение. Пение создает условия для музыкального, эмоционального общения дошкольника, освобождает накопившуюся негативную энергию, эффективно снимает напр...
Доклад на тему: «Применение квест-технологий через театрализованную деятельность детей, для развития творческой личности»
Как же увлечь детей театрализованной деятельностью, снять напряжение, раскрепостить? Как современные технологии можно применить через театрализованную деятельность для развития творческой личност...
Консультация для родителей "Как сделать, чтобы дети в яслях не болели?"
Простые правила, которые помогут укрепить здоровье ребенка....