ПК 5.4.
консультация (старшая группа)

Оформлять пед разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здравствуйте уважаемая комиссия!

Свой доклад хочу начать с цитаты А, Меркушевич

«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели».

Актуальность проблемы исследования В соответствии с ФГОС ДО, одной из основных целей математического развития детей дошкольного возраста является развитие логико-математических представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях, закономерностях). Логико- математическое развитие предполагает формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.

Цели задачи и методы вы видите на данном слайде.

Глава первая: Благодаря освоению математического содержания окружающего мира в дошкольном возрасте у большинства детей развиваются предпосылки успешного обучения в школе и дальнейшего изучения математики на протяжении всей жизни. Для этого важно, чтобы освоение математического содержания на ранних ступенях образования сопровождалось позитивными эмоциями – радостью и удовольствием. А что приносит детям эти эмоции? Конечно, игра и занимательный материал, то есть педагоги должны подобрать такой материал, чтобы он соответствовал возрастным потребностям, возможностям детей и максимально способствовал их логико- математическому развитию.

Понятие «логико-математическое развитие дошкольников» является довольно сложным, комплексным и многогранным. Оно состоит из взаимосвязанных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, необходимых для формирования у ребенка бытовых и «научных» понятий. В процессе усвоения математических представлений дошкольник вступает в специфические психологические отношения со временем и пространством (как социальным, так и физическим); у него формируются представления об относительности, транзитивности, дискретности и непрерывности величины и т. п. Эти представления могут рассматриваться в качестве особого «ключа» не только к овладению свойственными возрасту видами деятельности, к проникновению в смысл окружающей действительности, но и к формированию целостной «картины мира».

Основными условиями логико-математического развития старших дошкольников считаем: средства (дидактические пособия, игры, занимательный материал), профессиональная компетентность педагогов и развивающая среда.

В дошкольных организациях массово внедряются развивающие технологии с применением палочек Кюизенера, блоков Дьенеша, игр Воскобовича.

Еще одна не менее интересная методика по развитию логико- математических представлений у детей – это игры Воскобовича.

Играя только в одну игру, ребенок имеет возможность проявлять свое творчество, всесторонне развиваться и осваивать большое количество образовательных задач (знакомиться с цифрами или буквами; цветом или формой; счетом и т.д.).

Накопление логико-математического опыта необходимо организовать таким образом, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно.

При проектировании развивающей среды, связанной с логико- математическим развитием дошкольников, необходимо уделять внимание таким компонентам как пространство, время, предметное окружение.

Правильно организованная предметно-пространственная среда формирует у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.

С целью логико-математического развития детей дошкольного возраста   целесообразно размещать в группе:

  1. игры, предметы и игровые материалы, с которыми ребенок действует преимущественно самостоятельно или в совместной со взрослым и сверстниками деятельности (геометрический конструктор, пазлы);
  2. учебно-методические пособия, модели, используемые взрослым в процессе обучения детей (числовая лесенка, модель числового ряда, обучающие книги);
  3. оборудование для осуществления детьми разнообразных деятельностей (материалы для экспериментирования, календари, часы, измерительные приборы).

Во второй главе  мы обсудим влияние дидактических игр на на логико математическое представление детей

Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов. Ф. Фребель был убежден, что задача первоначального образования состоит в организации игры,  и разработал систему дидактических игр, которая представляет собой основу воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду. М. Монтессори для обучающих игр – занятий создала интересные дидактические материалы для сенсорного воспитания. Автор одной из первых отечественных педагогических систем дошкольного воспитания Е.И. Тихеева в своих трудах отмечает, что эффективность дидактических игр в воспитании и обучении детей напрямую зависит от интересов ребенка.

Основная особенность дидактических игр определена их названием – это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, но для играющих детей воспитательно–образовательное значение дидактической игры реализуется через игровые задачи и действия, правила.

Дидактические игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения.

Дидактические игры позволяют воспитателю организовывать, расширять опыт ребенка, увеличивать запас его представлений, закрепляют знания и навыки. Ценность дидактических игр, она видела в том, что они дают пищу работе внешних чувств, наблюдению, суждению, мышлению и открывают широчайшие пути для развития языка.

Дидактическая игра способствует:

  1. развитию познавательных способностей;
  2. получению новых знаний их обобщению и закреплению;
  3. в процессе игры усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности;
  4. в процессе дидактических игр осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность;
  5. учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях.
  6. обогащению чувственного опыта ребенка, развивая при этом его умственные способности (умения сравнивать, обогащать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения).
  7. развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь; ряд игр с успехом используется для развития фонематической стороны языка: так, увлекательное игровое действие побуждает детей к многократному повторению одного и того же звукосочетания, то они выполняют роль птицы, то роль движущего автомобиля, и чем больше увлечен ребенок, тем активнее он воспроизводит нужные звуки, тем полнее педагогический эффект.
  8. социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми

Рассмотрев роль дидактической игры, следует остановиться на структуре этих игр, обозначить своеобразие и особенностей руководства ими.

Роль дидактической игры в сложном процессе мышления, состоит в том, чтобы через систему специальных заданий и упражнений организовать ситуацию, позволяющую формировать и развивать у ребенка компоненты математического мышления: гибкость, системность, пространственную подвижность, логические приемы умственных действий и т.п. При этом суть процесса сводится не к целевому обучению математики, а к всестороннему стимулированию развития логической сферы мыслительных процессов ребенка.

Комплексное использование всех методов и приемов, форм обучения поможет решить одну из главных задач - осуществить математическую подготовку дошкольников и вывести развитие их мышление на уровень, достаточный для успешного усвоения математики в школе. При организации и проведении занятий по математике необходимо всегда помнить о возрасте детей и индивидуальных особенностях каждого ребенка. В связи с этим необходимо более детально рассмотреть каждую возрастную группу и соотнести ее с методами и приемами, которые целесообразно будет использовать при обучении математике.

На основе всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод: использование различных методов и приемов при формировании элементарных математических представлений зависит от возраста детей, уровня математического развития, индивидуальных особенностей каждого ребенка.

В формировании у детей математических представлений  широко используется занимательный математический материал. Игровой материал включается в ход самого мероприятия или используется в конце, когда наблюдается снижение умственной активности детей.

1) Опыт работы воспитателей показал, что использование занимательных дидактических игр и упражнений на занятиях и в повседневной жизни благотворно влияет на усвоение элементарных математических представлений у дошкольников и способствует повышению уровня математического развития детей.

2) Элементарные знания по математике, определённые современными требованиями, в основном усваиваются детьми, но необходимо углубление и дифференциация индивидуальной работы с каждым ребёнком.

3) Обновление и качественное улучшение системы математического развития дошкольников позволяет педагогам искать наиболее интересные формы работы, что способствует развитию элементарных математических представлений.

4) Методически правильно подобранный и к месту использованный занимательный материал (загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы) способствует развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, интереса к математическим знаниям, формированию поисковых подходов к решению любой задачи

Итак, результативность дидактических игр с детьми дошкольного возраста зависит от систематического их использования и от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Таким образом, в дошкольном возрасте развивающие игры содержат разносторонние условия для формирования наиболее ценных качеств личности. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Министерство образования и науки Челябинской области ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1» Кафедра психолого-педагогических дисциплин ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОБОГАЩЕНИЯ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОПЫТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА студентка 302 ДО группы Дудина Л.А. Руководитель: Андреева Т.С. 2021

Слайд 2

Цель исследования – на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы изучить теоретические и методические особенности применения дидактических игр в обогащении логико-математического опыта детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования – процесс логико-математического развития детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования – дидактические игры как средство развития логико-математического развития дошкольников . Задачи исследования: Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме логико-математического развития детей старшего дошкольного возраста. Выяснить особенности логико-математического развития детей старшего дошкольного возраста. Определить возможность дидактических игр в обогащении логико-математического опыта детей дошкольного возраста. Сделать выводы по итогам исследования . методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования; сравнение программ для дошкольных образовательных организаций, обобщение, систематизация.

Слайд 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Е.И. Щербакова [7] среди задач по формированию элементарных математических знаний и последующего математического развития детей выделяет главные, а именно: приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основах математического развития; формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности; формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании, обще учебных умений; овладение математической терминологией; развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее интеллектуальное развитие ребенка.

Слайд 4

Рассмотрим организационно-педагогическое условие развивающую среду. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, участка и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Слайд 6

В дошкольных организациях массово внедряются развивающие технологии с применением палочек Кюизенера , блоков Дьенеша , игр Воскобовича .

Слайд 10

Глава 2. МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ОБОГАЩЕНИЯ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОКО ОПЫТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”. В.А. Сухомлинский.[ Дидактические игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения.

Слайд 11

Для дидактических игр характерно наличие обучающей задачи, которая облекается в занимательную для детей форму. Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Но, если участник дидактической игры не овладевает знаниями, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.

Слайд 12

Использование дидактической игры как средства развития умственных способностей детей дошкольного возраста уходит своими корнями далеко в прошлое. Так, традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившихся в народной педагоге, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов.

Слайд 13

И спользование различных методов и приемов при формировании элементарных математических представлений зависит от возраста детей, уровня математического развития, индивидуальных особенностей каждого ребенка. А также следует отметить и такую особенность, что для более эффективного обучения детей математике необходимо интегрирование всех методов и приемов обучения детей дошкольного возраста.

Слайд 14

В непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений применяются различные дидактические игры: с цифрами, на ориентацию в пространстве, с использованием геометрических фигур, на развитие логического мышления, путешествия во времени

Слайд 15

На основе всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод: использование различных методов и приемов при формировании элементарных математических представлений зависит от возраста детей, уровня математического развития, индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Слайд 16

Благодарю за внимание!



Предварительный просмотр:

  • Рецензия на статью
  • Большакова Л.С. Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в период подготовки к школе / Л.С. Большакова // Международный студенческий научный вестник. - 2016. - №5-2. - С. 18-20.
  •  
  • Статья Л.С. Большаковой посвящена психолого-педагогическому сопровождению детей старшего дошкольного возраста в период подготовки к обучению в школе. В статье обоснована актуальность данной тематики, которая подтверждается следующими положениями: связь трудностей в обучении в школе и школьной дезадаптации с отягощенностью раннего периода развития и недостаточной образовательно-воспитательной и коррекционно-развивающей работой с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ. Автор статьи отмечает, что основным средством подготовки детей к обучению в школе является игра, как ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста.
  • В статье Л.С. Большакова приводит характеристику и теоретическое обоснование авторской модели психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста в период подготовки к обучению в школе. Модель включает в себя три этапа: организационный, опытно-экспериментальный и заключительно-обобщающий. На организационном этапе реализации модели осуществляется изучение необходимой литературы по проблеме исследования и разработка аппарата исследования. На основном этапе организуется психодиагностическое обследование детей старшего дошкольного возраста, проводится формирующий эксперимент и вторичная диагностика готовности детей к обучению в школе. На заключительно-обобщающем этапе реализации модели психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста в период подготовки к обучению в школе осуществляется оценка состоятельности гипотезы исследования, формулируются основные выводы и рекомендации.
  • В процессе организации исследования применяются следующие методики диагностики: методика Равена «Залатай коврик», графический диктант, «Простые аналогии», «Ключи», «Нелепицы», «10 отличий», «Проставь значки», методика О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур», «Заучивание 10 слов», методика Когана «Запомни рисунки», методика Л.Н. Бернштейна «Последовательность событий», «Запрещенные слова», методика определения уровня вербального мышления.
  • Следует отметить актуальность и теоретическую обоснованность модели психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста в период подготовки к обучению в школе. В настоящее время модель проходит практическую апробацию на базе ДОУ №44 города Иваново и автором сформулированы первичные выводы относительно готовности детей к обучению в школе, а именно: в коррекционно-развивающей работе необходимо обратить особое внимание на развитие произвольного поведения, мыслительных процессов, моторики, пространственной ориентации, свойств внимания, а так же связной речи у детей.
  • Дудина Любовь 402 группа