ПК 5.3
учебно-методический материал (подготовительная группа)
ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технология ТРИЗ | 16.55 КБ |
Технология проектной деятельности | 17.31 КБ |
Технология исследовательской деятельности | 14.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология ТРИЗ
Изобрел учёный и писатель-фантаст Генрих Альтшуллер.
ТРИЗ, или теория решения изобретательских задач — набор методов решения задач и усовершенствования систем, в основе которых лежит креативный подход. То есть это едва ли не единственная системная теория обучения творчеству, поэтому в решении задач по ТРИЗ нет оценок и единственного правильного ответа.
Цель ТРИЗ: развитие гибкого мышления и фантазии, способности решать сложные задачи изящным и эффективным способами.
Приемы решений по ТРИЗ.
Принцип дробления
- Разделить объект на независимые части.
- Выполнить объект разборным.
- Увеличить степень дробления объекта.
Принцип объединения
- Соединить однородные или смежные объекты.
- Объединить во времени однородные или смежные операции.
- Один объект разместить внутри другого.
Принцип посредника
- Использовать промежуточный объект, передающий или переносящий действие.
- На время присоединить к объекту другой (легкоудаляемый) объект.
Принцип проскока: вести процесс или отдельные его этапы (например, вредные или опасные) на большой скорости.
Принцип дешевой недолговечности взамен долговечности: заменить дорогой объект набором дешёвых объектов, поступившись при этом некоторыми качествами (например, долговечностью).
ТРИЗ основывается на следующих методах поиска решений:
Мозговой штурм — когда проблема активно обсуждается несколькими участниками. Каждому из них нужно высказывать как можно больше вариантов решения задачи, в том числе самых фантастичных.
Синектика или метод аналогий — сравнение и нахождение сходства между объектами. Или представление себя в качестве предмета или явления в проблемной ситуации. Этот метод эффективен в паре с мозговым штурмом.
Морфологический анализ — поиск решений для отдельных частей задачи. С целью последующего сочетания этих решений.
Метод фокальных объектов — поиск ассоциаций исследуемого объекта со случайными объектами. К объекту примеряются свойства других, никак не связанных с ним объектов.
Метод Робинзона — поиск максимально разнообразных способов применений к предмету.
Системный оператор — поиск связей между объектами, которые в дальнейшем можно связать в систему
ТРИЗ – технология, как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной так и в играх и режимных моментах), например в сочинении сказок.
Предварительный просмотр:
Технологии проектной деятельности
Технология проектной деятельности основывается на методологических подходах Д. Дьюи, У.Х. Килпатрика, В.Н. Шульгина, М.В. Купенина, Б.В. Игнатьева и др.; современных ученых, исследователей – Е.С. Палат, В.Д. Симонентко, Г.И. Кругликов, В.В. Гузеев.
Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически, без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов, осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.
Проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.
Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.
Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий и проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).
Типы проектов
Актуальной для дошкольного образования является следующая типология проектов:
1.По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.
2.По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.
3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
4.По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект)
5.По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.
6.По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.
Проекты требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата.
Выделены три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих.
Первый этап – подражательско - исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет.
Второй этап – развивающий, он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь.
Третий этап – творческий, он характерен для детей 6–7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей.
1. исследовательские-творческие проекты: дети экспериментируют, азатем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
2. ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
3.информационно-практико-ориентированные проекты: дети собираютинформацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
4.творческие проекты в детском саду (оформление результата в видедетского праздника, детского дизайна, например «Неделя здоровья»).
Предварительный просмотр:
Технология исследовательской деятельности
Изобрел технологию исследовательской деятельности Веракса Н.Е., Галимов О.Р.
Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения; это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Исследовательский компонент включает в себя формирование поисково-познавательного поведения детей, которое дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества дают возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.
Цель исследовательской деятельности: формировать у дошкольников способности к исследовательскому типу мышления.
Задачи исследовательской деятельности:
- создать развивающую предметно-пространственную среду,
- расширять и систематизировать элементарные
естественнонаучные и экологические представления детей,
- формировать навыки постановки элементарных опытов и умения
делать выводы на основе полученных результатов,
- развивать стремление к поисково-познавательной деятельности,
- развивать мыслительную активность, умение наблюдать,
анализировать, делать выводы,
- способствовать овладению приемами практического
взаимодействия с окружающими предметами,
- воспитывать умения партнёрского взаимодействия.
Формы работы:
- образовательная деятельность с детьми (опыты и эксперименты),
- организация совместная деятельности с детьми (дидактические и развивающие игры, наблюдения, экскурсии и целевые прогулки, труд, художественное творчество),
- самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории, просмотр иллюстраций, альбомов, составление коллекций и т.д.),
- взаимодействие с родителями (участие в различных исследовательских проектах, пополнение развивающей среды).
Алгоритм проведения экспериментирования:
1. Выбор темы исследования и постановка проблемы, изучение
методической литературы.
2. Определение цели и задач исследования.
3. Поиск путей решения проблемы.
4. Практическая часть – проведение экспериментов, наблюдений.
5. Обобщение полученных данных (выводы по теме исследовательской работы).
Ожидаемые результаты:
В результате освоения исследовательской деятельности повысился:
- уровень познавательной активности воспитанников,
- расширился кругозор и представления воспитанников об окружающем мире;
- повысилась мотивация детей к опытно-исследовательской деятельности.
Сформированы:
- коммуникативные навыки и партнёрские взаимодействия,
- навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
Развиты:
- творческие и мыслительные способности.
Используется в наблюдений опыта, экспериментов, трудовой деятельности.