Cеминар-практикум «Развивающая предметно-пространственная среда ДОО в соответствии ФГОС»
методическая разработка

Захарова Светлана Валериевна

Разработка семинара практикума "Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации в соответствии с ФГОС" предназначена для проведения методических семинаров с педагогами ДОУ. Семинар направлен на активизацию действий воспитателей по проектированию предметной среды ДОО для обеспечения разнообразной деятельности детей и их всестороннего развития.  Практичекие упражнения и приемы, с использованием технологии критического мышления, помогут педагогам актуализировать знания  по проектированию развивающей среды с учетом требований ФГОС ДО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум «Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации в соответствии ФГОС ДО»

Цель: Создание позитивного отношения к применению и освоению нововведений, способствующих обновлению содержания развивающей предметно-пространственной среды в организации.

 Задачи:

  • Определить понятие «предметно-развивающая среда», элементы, принципы построения, особенности в соответствии с ФГОС;
  • Активизировать действия воспитателей по проектированию предметной среды ДОО для обеспечения разнообразной деятельности детей и повышения уровня их познавательного, социального и физического развития.
  • Формирование потребности к поиску и выявлению своих оригинальных находок.

Подготовка к семинару-практикуму

  • Создание презентации «Предметно-пространственная среда в ДОО в соответствии с ФГОС» 
  • Оформление зала к семинару-практикуму - воспитатели.

Оборудование: проектор, экран и ноутбук для просмотра презентаций

План семинара - практикума

1. Приветствие участников семинара-практикума

2. Актуальность семинара практикума

3. Знакомство с презентацией, выполнение практических заданий

4. Практическая работа

5. Подведение итогов семинара

Ход семинара – практикума

Педагоги объединяются в 3 подгруппы. На столах находятся таблички с указанием возрастных признаков групп, в которых работают воспитатели.

I. Организационный момент

1. Приветствие участников семинара-практикума.

2. Актуальность

Вопрос создания развивающей предметно-пространственной среды на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, вступившего в силу с 1 января 2014 года.

Я уверена, что каждый из вас уже не раз читал положения ФГОС ДО, но каждый раз мы находим что-то, с чем, оказывается, ещё не совсем знакомы, что бы следовало изучить еще раз, доработать и внедрить в свою работу. Чтобы наглядно представить уровень владения информацией, по организации предметно-пространственной развивающей среды в ДОО  в соответствии ФГОС, я предлагаю вам «окрасить» наше «Дерево «Ожиданий».

Перед вами листочки трех цветов. Если вы считаете, что вы знаете особенности организации РППС в соответствии с ФГОС ДО и применяете свои знания на практике  – приклеиваете на «дерево» - красный листочек. Если у вас уже есть представление о том, как формировать РППС своей группы в соответствии с требованиями ФГОС, но практических результатов пока мало – зеленый. Если же вы пока смутно представляете, о чем идет речь – желтый.

Обсуждение: каких листочков на нашем дереве больше, на какой стадии по изучению темы семинара наш коллектив?

3. Прием “Лови ошибку”

Подготовленный текст, содержит ошибочную информацию. Участникам семинара предлагается выявить допущенные ошибки.

Задание содержит в себе ошибки 2 уровней:  явные, которые достаточно легко выявляются педагогами, исходя из их личного опыта и знаний; скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

Педагоги анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале семинара.


Текст взят с сайта sites.google.com. ФГОС ДО. Начало пути.

Современная ситуация развития системы образования Российской Федерации характеризуется актуализацией проблем и задач дошкольного образования. Дошкольный возраст рассматривается как часть подготовки к следующему периоду в жизни ребенка – начальной ступени школьного образования  (важный  этапа в общем развитии человека, самоценность детства, рассмотрение детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас; как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности).

Организация современного педагогического процесса в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, требует от педагогических коллективов создания своеобразной материальной среды. Одним из главных показателей качества дошкольного образования является предметно–пространственная развивающая среда, созданная в соответствии с запросами родителей и приоритетным  направлением работы  ДОО (требованиями федеральных государственными образовательных стандартов дошкольного образования).

Развивающая предметно-пространственная среда, создаваемая в образовательных организациях в соответствии с требованиями учетом ФГОС ДО и учётом материальных возможностей ДОО (примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования) должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его способностей и желаний.

Предметная среда в образовательной организации выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на искусственное ускорение  развития детей    (на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка).

В образовательной организации предметная среда должна иметь характер замкнутой (открытой, незамкнутой) системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна стать не только развивающей, но и развивающейся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, в соответствии с  профессиональными умениями и возможностями педагогов (приспосабливая к новообразованиям определенного возраста).

II. Основная часть

  1. Прием «Лекция со стопами»

После каждой смысловой части лекции (информация представлена в форме презентации «Предметно-пространственная развивающая среда ДОО  в соответствии ФГОС») обязательно делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.

Слайды 1-3, 4, 5

В настоящее время нам с вами часто приходится сталкиваться с понятиями «развивающая предметно-пространственная среда» и «образовательная среда». Как вы думаете, что обозначают данные термины. Обозначают ли они схожие понятия или разные?

Слайд 6

Практическое задание соотнести понятие и его описание. Задание находится в конвертике (Приложение 1).

Организующая функция – предложить ребенку всевозможный материал для его активного участия в разных видах деятельности. Содержание и вид развивающей среды служат толчком для выбора дошкольником того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы. 

 Развивающая функция предполагает, что содержание среды каждой деятельности должно соответствовать "зоне актуального развития" самого слабого и находиться в "зоне ближайшего развития" самого сильного в группе ребенка

Воспитательная функция - наполнение и построение развивающей среды должно быть ориентировано на создание ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить помощь или пройти мимо проблем сверстника. Среда является центром, где зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения.

Слайд 7-9         

Остановимся поподробнее на последнем условии – учет при создании РППС возрастных особенностей детей.

Слайд 10, 11

Подумайте в группах и ответьте на вопрос,  какие отличительные признаки организации РППС имеются в каждой возрастной группе детского сада и заполните текст с пропусками на листочке.

Нужно вписать слова по смыслу, которых не достаёт в тексте. Речь пойдёт об организации РПП среды в соответствии с возрастными особенностями детей.

1. Младший дошкольный возраст.

 Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в ……………… Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать  с ………… и со ………….., понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль ……………. деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит ………… благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

Ответ:  Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии детей, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

2. Средний дошкольный возраст

Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать……………, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию. Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей……………………..отдельными подгруппами.  Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного ……….. дошкольника, где он может подумать, помечтать.

Ответ. Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию. Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.

3. Старший дошкольный возраст

         В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие ………………… сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя ………………. среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься ………………. делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие ………….. деятельность, …….. игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

Ответ. В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

Для того чтобы правильно организовать развивающую среду, необходимо владеть знаниями о принципах, на основе которых проходит ее организация.

Предлагаю выполнить следующее задание . Вам необходимо заполнить схему. (Демонстрация Слайда 12)

Слайды 13-17 демонстрируются при условии, если у педагогов не получилось заполнить схему «Принципы РППС»

Слайд 18-20

Педагогическая разминка

Группам предлагаются  ключевые слова относительно темы семинара. Затем от группы выбирается по одному человеку, который на планшете  будет записывать названные командой слова, словосочетания. Каждой команде нужно называть слова по очереди. Слова не повторять.

Варианты ключевых слов: (Центры развития (зона, уголок), средства наглядности)

Центры развития: игровой, природный, двигательный, познавательного развития, продуктивный, музыкально-театральный и т.д.

Средства наглядности: натуральные объекты: растения, животные, природные и производственные объекты, труд людей и самих учащихся; объемные наглядные пособия: модели, макеты, муляжи, гербарии;

 изобразительные средства обучения: картины, фотографии, рисунки, диафильмы; символические наглядные пособия: карты, схемы, таблицы,  чертежи; аудиовизуальные средства: кинофильмы, магнитофонные записи, телевизионные передачи, компьютерная техника; самостоятельно изготовленные «опорные сигналы» в виде конспектов, схем, таблиц, зарисовок и т.д.

Слайды 21-27, 28-29

 «Аукцион педагогических идей». Педагоги представляют свой опыт организации РППС групп.

Слайд 30

Точно подмечено в мудрой китайской пословице:  «Скажи мне, и я забуду.
 Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня, и я научусь», поэтому я предлагаю вам следующую практическую работу, которая позволит нам проверить свои знания, полученные на семинаре.

  1. Практическая работа

Слайд 31

  1. «Педагогический сундучок». В сундучке находятся вопросы, содержащие особенности предметно-пространственной среды. Каждая группа берет из сундучка один вопрос и отвечает на него, остальные помогают. 

Вопросы по требованиям ФГОС

  1. Что должна обеспечивать РППС?
  • РППС должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
  • Реализацию различных образовательных программ;
  • Учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
  • Учёт возрастных и гендерных особенностей детей.
  1. Как соотносятся понятия «предметно-развивающая среда» и «образовательная среда». Дайте определение этим понятиям. 

РППС является одним из аспектов образовательной среды. «Предметно-развивающая среда» – это специфические для каждой организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель и т. п., в сочетании с определенными принципами распределения пространства организации (группы). «Образовательная среда» - комплекс условий, в том числе, РППС, взаимодействие между педагогами и детьми, детская игра, развивающее предметное содержание образовательных областей и другие условия, перечисленные в стандарте.

  1. Какие требования предъявляет ФГОС к организации пространства?

(гибкого зонирования и оперативного изменения)

Слайд 32

  1. Педагогическая мастерская «Кот в мешке»

        Уважаемые педагоги предлагаю вам поучаствовать в педагогической мастерской, которая называется «Кот в мешке». Вам предлагается на выбор 3 мешка, содержимое которых известно только мне. Вы выбираете себе пакет, достаете содержимое, в течение 5 минут вам предлагается подумать, какое дидактическое пособие, игру, вы сможете сделать из этого предмета по сенсомоторному развитию детей, и как будете использовать в предметно-пространственной среде группы.

После этого в течении 2–х недель  изготавливаете задуманное вами пособие и представляете его на Педагогическом часе.

Слайд 35

Если среда организована неправильно, она не вызывает новых впечатлений, не создает условия для развития воображения, фантазии, желания играть. В ней нет элемента неожиданности: все знакомо с первого дня и остается неизменным.

Такая среда создает внутреннюю напряженность, создает у ребенка ощущение постоянного присутствия большого количества детей, и не отвечает основным детским потребностям. Пусть у ваших детей всегда горят глаза, будет бодрое и радостное настроение, а значит и с РППС у вас в группах все в порядке.

III. Рефлексия

  1. Возвращение к приему «Лови ошибку».

Выявление скрытых ошибок, при их наличии.

  1. Рисуем ладонь, каждый палец - это позиция, по которой надо высказать свое мнение:

БОЛЬШОЙ - для меня было важным и интересным…

УКАЗАТЕЛЬНЫЙ - по этому вопросу я получила конкретную информацию…

СРЕДНИЙ – мне было трудно (мне не понравилось)…

БЕЗЫМЯННЫЙ – моя оценка психологической атмосферы…

МИЗИНЕЦ – для меня было недостаточно…

Приложение 1.

Организующая функция

предложить ребенку всевозможный материал для его активного участия в разных видах деятельности. Содержание и вид развивающей среды служат толчком для выбора дошкольником того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы. 

Развивающая функция

 предполагает, что содержание среды каждой деятельности должно соответствовать "зоне актуального развития" самого слабого и находиться в "зоне ближайшего развития" самого сильного в группе ребенка

Воспитательная функция

наполнение и построение развивающей среды должно быть ориентировано на создание ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором. Среда является центром, где зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум «Предметно-пространственная развивающая среда ГБДОУ в соответствии ФГОС»

Выявить и обобщить знания педагогов о создании предметно – развивающей среде в группах в соответствии с ФГОС дошкольного образования...

Использование музейной педагогики, как инновационной технологии в создании развивающей среды ДОУ в соответствии ФГОС

Проект предполагает создание музейной базовой среды в дошкольном образовательном учреждении, целью которого является: сохранение исторического наследия и культуры , развитие краеведения дошкольника че...

Семинар-практикум «Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ, в соответствии ФГОС"

В системе дошкольного образования в связи с принятием ФГОС ДО, а также меняющихся нормативно-правовых, административных, экономических, социокультурных условий, дошкольные организации могут реально ос...

круглый стол «ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ДОУ, В СООТВЕТСТВИИ ФГОС»

Образовательная система выполняет жизненно важную функцию – а именно функцию помощи и поддержки при вхождении воспитанников в мир социального опыта. Если бы не было педагогов, то культура человечества...

Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ, в соответствии ФГОС

При создании предметно- пространственной развивающей среды в ДОУ нужно учитывать следующие принципы её организации......