Консультация для педагогов "Кукла в жизни ребенка"
методическая разработка

Афанасьева Наталья Олеговна

Кукла – самая древнейшая из всех игрушек – появилась почти одновременно с появлением человека. И всегда была рядом с ним, принимая самые разнообразные облики и выполняя любые функции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kukla_v_zhizni_rebenka.pptx1.03 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Кукла в жизни ребёнка» (консультация для педагогов) Афанасьева Наталья Олеговна, старший воспитатель, ГБДОУ детского сада № 71 Невского района Санкт-Петербурга

Слайд 2

История появления и р азвития кукол Кукла – самая древнейшая из всех игрушек – появилась почти одновременно с появлением человека. И всегда была рядом с ним, принимая самые разнообразные облики и выполняя любые функции. Многие древние народы, чтобы умилостивить своих богов, приносили в жертву людей. Был такой обычай и у славян: в жертву богине плодородия они приносили женщин. Но однажды богам вместо живой женщины отдали куклу (берёзовое полено, наряженное в сарафан и платок). И боги не отказались от этой игрушки! Так кукла спасла человека. К началу 19 века кукла стала детской игрушкой. Кукла – это отвлечённое изображение человека. На территории России куклы как игрушки существовали издавна. В княжескую эпоху положение женщины в крестьянских феодальных семьях, её обязанности и домашние занятия обусловили приверженность девочек к играм в хозяйство. Главной их игрушкой была кукла – хозяйка из дерева, глины, теста или тряпья.

Слайд 3

Очевидно, тогда же повсеместно появились различные торсы с приставными руками и ногами, рассчитанные на одевание. В 17 веке игрушечное дело достигло наибольших высот. Оно ещё не знало иностранной конкуренции. Куклы изображали людей в простейших жизненных сценах. Пробудить интерес девочек не только к материнству и роли хозяйки дома, но и этикету светской жизни – воспитательный идеал того времени. Куклы с восковыми головками конца 18 века русской работы, изображающие дам в пышных кринолинах, не уступали французским в изысканных туалетах, но не имели ничего общего с народной игрушкой России. В конце 18 века появились условия для развития керамической игрушки – открылись фарфоровые заводы. Фабричные куклы, фигурки из фаянса получили поистине массовое изготовление и распространение. Они производились в невиданном для того времени масштабе – десятками тысяч. Народные куклы всегда отображали образ взрослой женщины. Позже народные куклы начали утрачивать свою индивидуальность и наивную непосредственность. Условный белый грунт лица заменился розовым, вместо орнаментальной росписи волос вводились парики, головы увеличивались, туловище укорачивалось, кукла лишалась своих классических пропорций.

Слайд 4

Куклы подразделились на 3 сорта. У самых дешёвых одежда не снималась, делалась на клею. Куклы более высокого сорта были с фарфоровой либо с мастичной головкой. Самые искусные мастерицы изготавливали высшие сорта кукол «бебе» с одеждой тонкой работы из батиста с кружевами. По типажу большинство кукол сохраняли прежний облик взрослых нарядно одетых дам. Педагоги прошлого, подразделяли игры девочек с куклой на три категории: игры матерей, принцесс и кухарок. После революции 1917 года куклы в локонах и нарядных платьях были объявлены «отрыжкой буржуазного времени». В первые десятилетия 20 века некоторые педагоги признавали куклу вредной игрушкой. Играя в куклы, дети, считали педагоги, копируют отрицательные черты быта (пьянство, битьё детей, брань, сплетни и т.д.). Кукла, объявленная вредной игрушкой, была отобрана у детей и изгнана из детских садов. Но были и сторонники куклы. Они отмечали, что кукла должна быть самая простая, дешёвая, но красивая – такая, которую трудно испортить, изуродовать, которую ребёнок мог бы купать, одевать, раздевать, обучаясь тем самым застёгивать пуговицы и завязывать тесемки. В 60-80-е годы у советских кукол была универсальная внешность, детали, акцентирующие телесность, отсутствовали, простота конструкции стимулировала активность и воображение ребёнка, что давало возможность вкладывать в куклу разные характеры.

Слайд 5

Современные куклы

Слайд 6

Кукла Барби Кукла Барби – символ 20 века, самая продаваемая и самая интернациональная.

Слайд 7

Кукла Bratz Bratz («избалованные дети») – это забавные куколки с большими головами и огромными глазами.

Слайд 8

Пупс My Real Baby Интерактивный пупс My Real Baby («Мой настоящий малыш») реагирует на действия ребёнка, на то, как с ним обращаются, издаёт звуки.

Слайд 9

Пупс My Dream Baby Пупс My Dream Baby («Моя мечта») может даже постепенно прибавлять в росте.

Слайд 10

Классификации кукол Литературовед, историк культуры, академик Ю.М. Лотман предлагал такую типологию 1. Куклы – игрушки (куклы для игры), выполняющие активную функцию: Театральная кукла; Обрядовая кукла; Кукла для шествий (огромная кукла); Утилитарная кукла (куклы – погремушки, баба на чайник и т.д.); Телекуклы . 2. Куклы – модели ( для украшения, упражнений), играющие пассивную роль: П угало; Восковая кукла; Манекен; Сувенирные куклы; Салонные куклы; Музейные и коллекционные куклы. Искусствовед, автор книг об истории театра кукол Б.П. Голдовский разделил куклы на 4 вида: обрядовые, потешные, декоративные, игровые.

Слайд 11

Педагог Г. Тамбовская выделяет следующие типы кукол: Куклы, изображающие ребёнка , взрослого, персонажи литературных героев и сказок; Национальные куклы в этнографических и исторических костюмах; Театральные куклы . Доктор психологических наук В.С. Мухина предложила свою классификацию: Традиционная, «прекрасная» кукла . Кукла с большими глазами, обрамленными длинными ресницами, у неё короткий носик, маленький яркий рот, роскошные волосы. Характерная кукла (кукла – мальчик или кукла – девочка). В ней выражены определённые человеческие качества: наивность, глупость, озорство и т.д. Куклы – герои народных и авторских сказок несут в себе заданность образа, стабильную нравственную характеристику.

Слайд 12

Педагогические и п сихологические требования к кукле Кукла должна отражать обобщённый, жизненно-правдивый образ ребёнка, убедительный и доступный восприятию детей определённого возраста. Кукла должна быть симпатичной, красивой, но без ложной миловидности и красивости, присущей некоторым зарубежным образцам. Кукла должна быть подлинно художественной игрушкой. Кукла должна воспитывать оптимистическое отношение детей к действительности, своим эмоциональным содержанием будить мысли, чувства прекрасного. Она должна радовать, забавлять ребёнка и в то же время учить чему-нибудь полезному, жизненно необходимому.

Слайд 13

Положительное влияние к уклы на формирование л ичности ребёнка 1. Кукла развивает в детях зарождающееся родительское чувство. 2. Кукла для ребёнка – не только дочка или сынок, но и партнёр по общению в игре. 3. Кукла позволяет закрепить социальный интерес к человеку. 4. Кукла – заместитель идеального друга. 5. Кукла – объект переноса тех свойств личности, которые особенно притягательны для ребёнка. 6. Через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества. 7. Кукла – посредник между взрослыми и ребёнком.

Слайд 14

Негативное влияние куклы на формирование личности ребёнка Дорогие нарядные куклы, которых детям не разрешают раздевать, формируют у детей высокомерие, хвастовство, завистливость. Кукла ограничивает интересы девочек узким кругом вопросов семьи и материнства. Играя в куклы, дети могут копировать отрицательные черты быть (пьянство, битьё детей, брань, сплетни и т.д.). Заводные куклы, являясь развлечением для детей, оказывают двоякое влияние на личность ребёнка: с одной стороны, они развивают познавательный интерес, забавляют малышей, с другой – формируют пассивность, затрудняют развитие фантазии, не способствуют развитию игры.

Слайд 15

Особенности развития Игровой деятельности С куклой 1-й год В игре с куклой преобладают предметные игры . Это ориентировочная манипулятивная , порой непроизвольная деятельность ребёнка. Он ориентируется в формах, величинах, материалах, цвете, движениях. Кукла – предмет действия: ребёнок подползает, берёт, держит, бросает. Кукла замещается фигурками из мягких материалов. В этом возрасте рекомендуются фигурки людей 10-15 см, озвученные «неваляшки», резиновые, надувные фигурки 30-40 см. 2-й год Ребёнок продолжает манипулировать куклой , но может производить с ней действия по показу взрослых.

Слайд 16

3- й год Дальнейшее развитее игровой деятельности характеризуется способностью подражать взрослым, имитировать движения жизни . Сначала ребёнок воспроизводит действия конкретных людей, затем усваивает собственные действия, перенося их на куклу. Ребёнок превращает куклу в живое существо. Сознательно дети начинают играть с куклой с 1,5 лет. Рекомендуется иметь 1-2 куклы. Небольшие куклы должны быть из прочных мягких материалов размером 25-35 см. Возможно введение звуковых приборов и неподвижно вставленных глаз. Для дидактических занятий рекомендуется кукла размером 60 см. По виду куклы должны изображать ребёнка.

Слайд 17

4-6 лет Игра в данной возрастной группе – ведущая деятельность ребёнка. Она формирует характер. Кукла становится любимой игрушкой. Значительно развивается ролевая игра. Как правило, сюжетами игр с куклами становятся такие: Школа для кукол. Путешествие с куклой. Уход за куклой (кормление, укладывание спать, прогулка). Чтение книг куклам, рассматривание картинок. День рождения куклы. кукла заболела.

Слайд 18

Литература Е.Ю. Морозова «Кукла в жизни ребёнка и её роль в нравственном воспитании» Методическое пособие 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Значение этикета в жизни ребенка-дошкольника"

Консультация для воспитателей семейного детского сада...

Консультация "Творческие игры в жизни ребенка"

Консультация для родителей "Творческие игры в жизни ребенка"Подготовила Ледяева Т.А, воспитатель СП ГБОУ СОШ №1 "ОЦ" с.Большая Глушица детский сад №3 "Красная шапочка"...

Консультация "Слово нельзя в жизни ребенка, или как правильно запрещать".

Цель:раскрыть родителям значение запретов в жизни ребенка;познакомить их с основными правилами,которых надо придерживаться относительно запретов при воспитании детей....

Консультация "Роль сказки в жизни ребенка."

Роль сказки в жизни ребенка....

Консультация "Роль фольклора в жизни ребенка раннего возраста"

Фольклор- это народное творчество, душа русского искусства. Самых маленьких детей знакомят в первую очередь с произведениями устного народного творчества, которые ведут ребенка по всем ступеням эмоцио...

Консультация для родителей: "Эмоциональная жизнь ребенка в раннем возрасте."

Развитие эмоциональной сферы ребенка происходит постепенно и оно не менее важно, чем физическое или психическое развитие. Только благодаря положительным эмоциям совершенствуется способность запоминать...

Консультация "Математика в повседневной жизни ребенка"

Консультация для родителей "Математика в повседневной жизни ребенка". Старший дошкольный возраст....