Консультация для педагогов ДОУ «Разработка конспекта НОД для детей дошкольного возраста »
консультация
Цель консультации: повышение педагогической компетентности педагогов в вопросах оформления педагогической документации.
Задачи: вспомнить правила и требования к оформлению педагогической документации; закрепить полученные знания.
Актуальность
С введением ФГОС меняется подход к организации и проведению непосредственно образовательной деятельности с детьми.
Происходит отказ от традиционных занятий, построенных в логике учебной модели. Занятие понимается как увлекательное дело с детьми, в процессе которого педагог решает программные задачи. Переосмысливается роль педагога, который становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником информации.
Позиция педагога дошкольного образования по отношению к детям изменяется и приобретает характер сотрудничества, когда ребенок выступает в ситуации совместной с педагогом деятельности и общения равноправным партнером.
Конспект – основной документ воспитателя, без которого не может состояться ни одна организованная деятельность! Самое главное – конспект должен отражать современные тенденции развития дошкольников и быть методически грамотным .
Итак, как правильно составить конспект:
Давайте вспомним, как это делается.
Как правильно оформить конспект занятия?
Оформление конспекта НОД начинаем с титульного листа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация | 32.04 КБ |
00.pptx | 299.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ДС«Вишенка» г.Волгодонска
Консультация для педагогов ДОУ
«Разработка конспекта НОД для детей дошкольного возраста »
Подготовила воспитатель
Антонова Г.К.
Волгодонск, 2021 г.
Цель консультации: повышение педагогической компетентности педагогов в вопросах оформления педагогической документации.
Задачи: вспомнить правила и требования к оформлению педагогической документации; закрепить полученные знания.
Актуальность
С введением ФГОС меняется подход к организации и проведению непосредственно образовательной деятельности с детьми.
Происходит отказ от традиционных занятий, построенных в логике учебной модели. Занятие понимается как увлекательное дело с детьми, в процессе которого педагог решает программные задачи. Переосмысливается роль педагога, который становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником информации.
Позиция педагога дошкольного образования по отношению к детям изменяется и приобретает характер сотрудничества, когда ребенок выступает в ситуации совместной с педагогом деятельности и общения равноправным партнером.
Конспект – основной документ воспитателя, без которого не может состояться ни одна организованная деятельность! Самое главное – конспект должен отражать современные тенденции развития дошкольников и быть методически грамотным .
Итак, как правильно составить конспект:
Давайте вспомним, как это делается.
Как правильно оформить конспект занятия?
Оформление конспекта НОД начинаем с титульного листа.
Сверху титульного листа указывается полное название дошкольной организации. Посередине листа пишется тема конспекта, образовательная область, возрастная группа. Ниже названия конспекта справа указывается фамилия, инициалы автора, его должность, № группы. Внизу титульного листа, посередине пишется город, а еще ниже год, когда написан конспект.
Тема
Тема должна соответствовать возрасту детей с точки зрения реализации программы. В программе всегда указано, что должен знать, уметь ребенок в каждой возрастной группе. Так же тема занятия, обязательно должна соответствовать теме недели, определенной в детском саду. Это важно, поскольку, в детских садах, реализуется система блочно-тематического планирования. Например, тема недели «Бабочки», значит, считаем бабочек, рисуем, наблюдаем, учим стихи и составляем рассказы о бабочках.
Проектируя занятия, педагог должен четко представлять его конечный продукт (рисунок, аппликация, поделка из пластилина т.д.). Поэтому в теме НОД должен найти свое отражение этот продукт.
Например;
Не правильно | Правильно |
«В гости к бабушке» | «Лепка. Пирожки» |
«Путешествие в стану Математики» | «Счет в пределах 10» |
«Зима пришла» | «Составление рассказа по картине «Зимние забавы» |
Следующий лист начинается с программного содержания.
Туда входит цель и задачи.
Цель - это конечный результат, то к чему мы стремимся. Цель осуществляется через задачи, которые по отношению к цели являются средствами, т.е. как мы будем выполнять эту цель. Рекомендуется цель определять существительным от глагола: создание условий, формирование, воспитание, укрепление и т.д.
Цель бывает ОДНА, а задач может быть МНОГО. Цель всегда отвечает на вопрос: ЧТО? (Формирование, расширение, совершенствование)
Цели и задачи должны быть взаимосвязаны.
Задача – то, что требует исполнения, решения. Задача всегда отвечает на вопрос: ЧТО ДЕЛАТЬ? (обучать, формировать, приобщать)
Задачи по отношению к цели определяются по 5 образовательным областям.
Задачи бывают:
- Обучающие задачи (пишется, чему детей будем учить на данном занятии). В задачах не писать глагол «учить»! Грамотнее писать «способствовать», «формировать умение», «создавать условия», «развивать» и т.д.
- Развивающие задачи (пишется, что будем закреплять, уточнять, не забывая о развитии психических функций и различных свойств).
- Воспитывающие задачи (какие умственные, эстетические, морально- волевые качества будут формироваться на данном занятии).
Через формулировку задач должно быть видно, как решается цель. Задачи должны быть четкими и конкретными.
Предварительная работа
Когда задачи будут сформулированы, необходимо указать, какая велась предварительная работа с детьми, весь объем фронтальной и индивидуальной работы с детьми (беседы, наблюдение, чтение художественной литературы, куда ходили на экскурсию, что выучили и т.д.).
Следующее что прописываем – методы и приемы (игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям словесная, дидактическая игра, использование художественной литературы и т. д.).
Дальше мы прописываем Материалы и оборудование:
Перечисляется, какое оборудование будет использовано на данном НОД (например: магнитофон, фланелеграф, мольберт, настенная доска, и т.д.).указывается демонстрационный и раздаточный материал, реквизит.
Словарная работа планируется обязательно на каждом занятии. Конкретно перечисляются слова, планируемые в активный и пассивный словарь. Необходимо помнить, что слова из пассивного словаря включаются в активный через 2-3 занятия. На занятиях по развитию речи обязательно вписываются задачи из разделов «Грамматический строй речи», «Звуковая культура речи», «Связная речь».
Описание содержания НОД и способов организации достижения воспитанниками планируемых результатов. В НОД 3 этапа работы: вводный, основной, заключительный.
.
а. Вводная часть (мотивация к деятельности) – 8-10% от общего времени занятия
Предполагает организацию детей, переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты). Педагог должен мотивировать детей на включение в познавательную (или игровую) деятельность при помощи проблемной или игровой ситуации. В конспекте прописывается эта ситуация.
Виды мотивации:
- - Мотивация игровая. Потребность своей значимости ребёнок может реализовать, помогая различным игрушкам решать практические и интеллектуальные проблемы.
- Мотивация общения. Мотивация строится на желании ребёнка чувствовать свою необходимость и значимость в условии помощи взрослому. Взрослый обращается к ребёнку с просьбой помочь ему, он говорит, что без помощи ребёнка никак не обойтись. При этом не забывает благодарить ребёнка.
- Мотивация личной заинтересованности. Эта мотивация побуждает ребёнка к созданию разных предметов для собственного потребления.
. Основная часть – 80%
В основной части педагог:
1. Применяет педагогические методы, которые направлены на обогащение творческого воображения, мышления, памяти и речи. Педагог активизирует мышление детей при помощи поисковых и проблемных вопросов.
Поисковые вопросы: где? куда? откуда? как? когда? какой? развивают наблюдательность и внимание.
Проблемные вопросы: почему? зачем? что было бы, если бы? Эти вопросы требуют определенной мотивации ответов, осмысления причинно-следственных связей, установления смысловых ассоциаций и непосредственно связаны с развитием логического мышления.
Вопросы должны способствовать образованию суждений. Педагог помогает выдвигать предположения, гипотезы, обосновывать их и делать выводы. Благодаря применению этих вопросов повысится речевая активность детей.
2. Использует дидактические игры.
Например, творческая игра по ТРИЗ-технологии «Хорошо-плохо». Ехать в автобусе хорошо, потому что быстро, тепло и т.д. Ехать в автобусе плохо, потому что очень тесно и т.д.
Или дидактическая игра «Собери автобус» (из пазлов, нарисованных частей автобуса).
Можно предложить упражнение на развитие внимания и наблюдательности
— парные картинки с нарисованными автобусами, содержащими различия.
Желательно использовать предметные действия с моделями и схемами, а также приемы сравнения и обобщения. Возможны коллективные и индивидуальные формы работы (в парах, группах).
3. Вовлекает детей в различные виды деятельности. В процессе деятельности дети овладевают новыми знаниями и способами действия.
Например, педагог спрашивает: «Можно ли из мебели (или строительных кубиков) в группе собрать автобус?», «А из чего еще можно сделать автобус?». Дети предлагают свои варианты, конструируют автобус и на нем «едут» к Буратино.
Заключительная часть (рефлексия) – 10-12%
В конспекте написать вопросы воспитателя, при помощи которых он фиксирует у воспитанников новые понятия и новые знания, а также помогает детям анализировать собственную и коллективную деятельность в процессе НОД. В младшей группе педагог хвалит за усердие, желание выполнить работу, активизирует положительные эмоции, а в средней группе он дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей, в старшей и подготовительной к школе группах к оценке и самооценке результатов привлекаются дети. Эффективность рефлексивной части - это отношение детей к НОД и мотивация их на перспективу НОД. Таким образом, в конспекте прописываются образовательные ситуации, проблемные ситуации, игровые ситуации, ситуации общения, речевые упражнения, дидактические игры и др. В процессе данных ситуаций и игр детям даются новые знания, закрепляются уже полученные, решаются проблемные вопросы.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность С введением ФГОС меняется подход к организации и проведению непосредственно образовательной деятельности с детьми. Происходит отказ от традиционных занятий, построенных в логике учебной модели. Занятие понимается как увлекательное дело с детьми, в процессе которого педагог решает программные задачи. Переосмысливается роль педагога, который становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником информации. Позиция педагога дошкольного образования по отношению к детям изменяется и приобретает характер сотрудничества, когда ребенок выступает в ситуации совместной с педагогом деятельности и общения равноправным партнером. Многие педагоги не обращают внимания на оформление конспектов. Очень часто педагоги не видят разницу между целями и задачами, некорректно ставят цели, задачи, не согласовывают их с предполагаемым результатом .
Титульный лист конспекта 1. Вверху титульного листа указывается полное название дошкольного учреждения. 2. Примерно посередине листа идёт надпись: Конспект непосредственной образовательной деятельности по (Область) на тему: «……………..» для детей старшего дошкольного возраста. 3. Ниже названия конспекта справа указывается фамилия, инициалы автора и его должность, № группы. 4. Внизу титульного листа, посередине пишется город, а ещё ниже год, когда написан конспект . Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Вишенка» Конспект непосредственной образовательной деятельности по (Область) на тему: «…………………….» для детей возраста. Подготовила: ФИО автора, должность. № группы г. Волгодонск 2021г. Конспект – основной документ воспитателя. К онспект должен отражать современные тенденции развития дошкольников и быть методически грамотным .
Не правильно Правильно « В гости к бабушке » « Лепка . Пирожки » « Путешествие в стану Математики » « Счет в пределах 10» « Зима пришла » « Составление рассказа по картине «Зимние забавы» Тема Должна соответствовать возрасту детей с точки зрения реализации программы. Должна соответствовать теме недели , определенной в детском саду . Проектируя занятия, педагог должен четко представлять его конечный продукт (рисунок, аппликация, поделка из пластилина или другого пластического материала, и т.д.). Поэтому в теме НОД должен найти свое отражение этот продукт . Например:
Цель – это конечный результат, то к чему мы стремимся. (Что?) Рекомендуется цель определять существительным от глагола: создание условий, формирование, воспитание, укрепление Задачи – то, что требует исполнения, решения. (Что делать?) Задачи формулируются глаголами в неопределенной форме: создавать, укреплять, воспитывать, осуществлять и т.п. Обучающие задачи (способствовать, формировать умение, создавать условия, развивать и т.д. Развивающие задачи (закреплять, уточнять) Воспитывающие задачи Цель: Задачи: 1. 2. 3. Предварительная работа (беседа, рассматривание иллюстраций, книг, энциклопедий, чтение стихотворений, рассказов, подготовка шаблонов фона для рисунка и т. д.) Методы и приемы (игровой, наглядный, практическая деятельность и т. д.) Материал и оборудование ( материал демонстрационный и раздаточный) Словарная работа (активизация словаря в ходе занятия ) Цель и Задачи
Ход образовательной деятельности I часть. Вводная ( мотивация к деятельности) – 8-10% от общего времени занятия) Предполагает организацию детей, переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты). Педагог должен мотивировать детей на включение в познавательную (или игровую) деятельность при помощи проблемной или игровой ситуации. В конспекте прописывается эта ситуация. Виды мотивации Мотивация игровая. Потребность своей значимости ребёнок может реализовать, помогая различным игрушкам решать практические и интеллектуальные проблемы. Мотивация общения. Мотивация строится на желании ребёнка чувствовать свою необходимость и значимость в условии помощи взрослому. Мотивация личной заинтересованности. Эта мотивация побуждает ребёнка к созданию разных предметов для собственного потребления.
Рефлексия – это оценка себя, с объяснением причин удач и неудач. С детьми это необходимо проводить, чтобы они учились адекватно оценивать себя и свою работу, понимали, что деятельность оценивается от цели к результату и принимали для себя критерии успешной учебной деятельности, которая у них только формируется. II часть. Основная (последовательное решение всех поставленных задач ). Поисковые вопросы: Где? Куда? Откуда? Как? Когда? Какой? Проблемные вопросы: Почему? Зачем? Что было бы, если бы? Каким образом? Дидактические игры. Вовлечение детей в различные виды деятельности. III часть. Заключительная (подведение итогов занятия (рефлексия).
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Как подготовить ребенка к встрече с различными сложными, а иногда и опасными жизненными ситуациями....
Консультация для педагогов "Развитие звуковысотного слуха у детей дошкольного возраста"
Для улучшения качества пения большое значение имеет развитие музыкального слуха. У многих дошкольников недостаточно развит звуковысотный слух или совершенно отсутствует правильное воспроизведени...
Консультация для педагогов: Формирование связной речи у детей дошкольного возраста.
Чем богаче и правильнее речь, тем легче ему высказывать свои мысли,тем шире его возможности познать действительность, наладить полноценные взаимоотношения между детьми и взрослыми....
Консультация для педагогов "Профилактика орфографической зоркости у детей дошкольного возраста с ОНР"
Консультациядля педагогов детского сада(из опыта работы).тема: «Профилактика орфографической зоркости у детей дошкольного возраста с ОНР....
Консультация для педагогов «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста»
«Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольноговозраста»Влияние изобразительной деятельности на развитие творческих способностей детей очень велико. Изобраз...
Консультация для педагогов Тема : " Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста" Социально-личностное развитие детей дошко-льного возраста.
Социализация - это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, ...
Консультация для педагогов: "#СИДИМДОМА или дистанционное обучение детей дошкольного возраста в условиях самоизоляции: методические рекомендации педагогам"
В представленной консультации рассматривается понятийный аппарат, нормативная база, деятельность педагога в системе дистанционного обучения. Педагогам даны полезные ссылки для подчерпывания различной ...