Программа "Умелые ручки" 3-4 года
рабочая программа (младшая группа)

Скворцова Александра Анатольевна ( Корикова А.А)

программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umelye_ruchki_programma_dop_peredelannaya_.doc884.5 КБ

Предварительный просмотр:

                     

Программа

проведения занятий по развитию

творческих способностей у детей  

«Умелые ручки»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №47 «Успех»

Принято:

на педагогическом совете №1

протокол №1 от 30.08.2021 г.

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ ДС №47 «Успех»

___________О.В. Звонарева

Приказ №146 от 30.08.2022г.

                                 

Программа

проведения занятий по развитию творческих способностей у детей  «Умелые ручки»

                                     

Воспитатели: Скворцова А.А

                     Зарипова Г.С

г. Нижневартовск, 2021 г.


СОДЕРЖАНИЕ

1.

Паспорт Программы

4

2.

Пояснительная записка

6

2.1.

Цель и задачи

7

2.2.

Планируемые результаты

7

3.

Содержание Программы

8

4.

Педагогическая диагностика

11

5.

Организационно-педагогические условия

13

5.1.

Методическое обеспечение

13

5.2.

Материально-техническое обеспечение

15

6.

Кадровые ресурсы

15

7.

Финансовые ресурсы

16

8.

Список литературы

16

Приложение 1. Смета расходов на реализацию программы

17

Приложение 2. Правила обращения с ножницами

18


  1. Паспорт Программы

Наименование

Программы

Программа проведения занятий по развитию творческих способностей у детей  «Умелые ручки»

Основание для

разработки

Программы

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.

2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

3. Федеральный Закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».

4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. № 706 «Об утверждения правил оказания платных образовательных услуг».

6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01 2021г., №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685 – 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г., №28 «Об утверждении правил СП 2.4.3648 – 20 «Санитарно–эпидемолоические требования к организациям воспитания и обучения, отдых и оздоровления детей и молодежи».

8. Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №47 «Успех»

 

Заказчик Программы

МБДОУ ДС №47 «Успех», родители (законные представители) воспитанников.

Составитель  Программы

 Педагоги закрепленные за группой №20

Воспитатели :Скворцова Александра Анатольевна ,

Зарипова Гузель Салаватовна

Целевая группа

Дети дошкольного возраста 3-4 лет

Цель Программы

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста 3-4 лет через нетрадиционные техники изобразительного искусства

Задачи Программы

1. Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник изобразительного искусства;

2. Обучать приемам нетрадиционных техник изобразительного искусства с использованием  различных материалов;

3. Развивать художественно – творческие способности детей (творческое воображение, фантазию, образное мышление);

4. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками изобразительного искусства.

Срок реализации

1 год

Краткое содержание Программы

Данная программа нацелена на создание условий для продуктивной деятельности дошкольников с использованием различных художественных материалов и инструментов, развитие творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности, создание эмоционального отклика, интереса к коллективной творческой деятельности. На занятиях дети знакомятся с нетрадиционными приемами и техниками изобразительной деятельности. Через реализацию программы в образовательный процесс активно внедряются новые технологии, позволяющие детям раскрыться и насладиться творчеством, и в то же время развивать у них память, мышление, речь, воображение и фантазию.

Актуальность Программы

На современном этапе изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Она вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Новизна Программы

Нетрадиционные техники изобразительного искусства дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно, развивают речь.

Планируемые результаты

1. Дети познакомятся  с нетрадиционными техниками изобразительного искусства;

2. Дошкольники овладеют доступными приемами нетрадиционных техник изобразительного искусства, научатся применять полученные ранее знания и навыки работы с нетрадиционными техниками изобразительного искусства на практике;

3. У дошкольников повысится уровень художественно-творческих способностей: творческого воображения, фантазии, образного мышления;

4. У дошкольников будет сформировано эстетическое отношение к окружающей действительности, эмоциональное  восприятие красоты окружающего мира.


2. Пояснительная записка

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), в соответствии с базисными   требованиями к содержанию дошкольного образования, учитывая возрастные  особенности детей, требования СанПиН, а также «Конвенции о правах ребёнка», утверждающей право каждого малыша на выбор интересного занятия для самовыражения, была создана  Программа  «Умелые ручки»   по развитию творческих способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста. Знакомство с нетрадиционными  видами техник изобразительного искусства – прекрасная возможность зажечь в ребенке огонек творчества, путь к самовыражению.

Программа «Умелые ручки» является вариативной, то есть допускается корректировка содержаний и форм занятий, времени прохождения материала.

Развивать творчество детей можно при работе с разными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов из теста, нитей, бумаги и природного материала.

Новизна программы состоит в том, что нетрадиционные техники изобразительного искусства дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно, развивают речь. В процессе работы ребёнок узнаёт мир с помощью действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности. Дошкольники учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавая поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок и т. д.

Программа «Умелые ручки» направлена на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста - процесс, который проходит все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, уверенность в себе, привычку к свободному самовыражению. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются, и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в творческом развитии. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью.

Актуальность данной программы состоит в том, что формирование творческой личности – одна из главных задач педагогической теории и практики. На современном этапе изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

Знакомство с нетрадиционными   видами техник изобразительного искусства предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей, вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.


2.1  Цели и задачи Программы

Цель: Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста 3-4 лет через нетрадиционные техники изобразительного искусства

       

Задачи:

1. Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник изобразительного искусства.

2. Обучать приемам нетрадиционных техник изобразительного искусства с использованием различных материалов.

3. Развивать художественно – творческие способности детей (творческое воображение, фантазию, образное мышление).

4. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками изобразительного искусства.

2.2. Планируемые результаты

1. Дети познакомятся с нетрадиционными техниками изобразительного искусства.

2. Дошкольники овладеют доступными приемами нетрадиционных техник изобразительного искусства, научатся применять полученные ранее знания и навыки работы с нетрадиционными техниками изобразительного искусства на практике.

3. У дошкольников повысится уровень художественно-творческих способностей: творческого воображения, фантазии, образного мышления.

4. У дошкольников будет сформировано эстетическое отношение к окружающей действительности, эмоциональное восприятие красоты окружающего мира.


3. Содержание Программы

Программа «Умелые ручки» рассчитана для детей младшего дошкольного возраста, включает занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, включает необходимое оборудование.

Занятия с детьми проводятся в специально отведенном кабинете. Учитывается возможность вариативности в организации обстановки, в которой протекает работа с детьми. Продумывается расстановка столов (в ряд или буквой «П»). Все необходимые материалы размещены на столах и доступны каждому ребенку. Дети рассаживаются за столы свободно.

Курс занятий по программе рассчитан на 2 раза в неделю. Занятия проводятся во второй половине дня, в группе 10 человек. Продолжительность занятий: 30 минут. Общее количество занятий в год составляет: 72 занятия. Возраст детей 3-4 года.

Нетрадиционные техники:

Тычок жесткой полусухой кистью. Рисование пальчиками. Рисование ладошкой. Оттиск поролоном. Оттиск пенопластом. Оттиск смятой бумагой. Восковые мелки и акварель. Свеча и акварель. Монотипия предметная. Черно-белый граттаж. Цветной граттаж. Кляксография. Кляксография с трубочкой. Набрызг. Отпечатки листьев. Тиснение. Монотипия пейзажная.

Методика организации работы детей младшего и среднего дошкольного возраста по изобразительной деятельности основывается на дидактических принципах:

доступность (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

наглядность (иллюстративность, наличие дидактических материалов;

демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

научность (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

 систематичность (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ);

    принцип творчества – процесс обучения ориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

       

Методы:

- репродуктивный;

- объяснительно – иллюстративный;

- творческий;

- исследовательский.

       

Основные этапы работы:

1 этап «Создание интереса» - знакомство с новыми техниками изобразительной деятельности; содействие к познанию новых свойств, качеств знакомых материалов.

2 этап «Формирование практических навыков и умений» - развитие основных практических навыков с разными материалами, формирование умения создавать образ и композицию по образцу.

3 этап «Собственное творчество» - создание условия для самостоятельности в творчестве, экспериментировать с разными техниками и материалами.

Тематические разделы

№ занятия

Название раздела, темы

Содержание

Сентябрь

1

Вводное занятие. «Необычные гости»

2

Правила безопасности труда

«Необычные гости»

3

Правила безопасности труда «Необычные гости»

4

Диагностика

5

                                                     Диагностика

6

«Ягоды и яблочки». 

Познакомить с техникой печатания  печаткой из картофеля. Показать прием получения отпечатка. Учить рисовать ягоды и яблочки, рассыпанные на тарелке, используя контраст размера и цвета. По желанию можно использовать рисование пальчиками. Развивать чувство композиции

7

«Мой любимый дождик».

Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приемы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий, капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство выразительности. Воспитывать аккуратность. 

8

«Дары осени»(фрукты)

«Яблоко»

Знакомство с новыми способами лепки – жгутиковая.  Правила работы с пластилином. Формировать умение детей приёму сворачивания длинной колбаски по спирали. Упражнять в раскатывании пластилина пальцами обеих рук на поверхности стола для придания предмету необходимой длины. Развивать мелкую моторику пальцев рук, цветовосприятие

9

«Дары осени»(овощи)

«Помидоры»

Знакомство с новыми способами лепки – жгутиковая.  Правила работы с пластилином. Формировать умение детей приёму сворачивания длинной колбаски по спирали. Упражнять в раскатывании пластилина пальцами обеих рук на поверхности стола для придания предмету необходимой длины. Развивать мелкую моторику пальцев рук, цветовосприятие

                                                            Октябрь

9

Яблоки в корзине

(коллективная работа).

(коллективная работа с использованием нетрадиционной художественно-графической техники).Упражнять в комбинировании различных техник при изображении простейшего натюрморта, в расположении рисунка по всей плоскости листа.

10

Веселые грибочки Обрывание

Познакомить детей с новой техникой работы с бумагой: обрыванием, выполнить работу обрывной аппликации

11

«Грибочки» (пальчиковое рисование)

Знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги. Закреплять умение ровно закрашивать шляпку гриба, окуная пальцы в краску по мере необходимости.

12

«Ёжик из семечек»

Развивать эстетические чувства передачей художественного сказочного образа ёжика в аппликационной технике. Учить создавать аппликации в нетрадиционной технике с нестандартными материалами.

13

«Цветы»

Беседа об осенних цветах. Правила работы с пластилином. Формировать умение детей приёму сворачивания длинной колбаски по спирали. Упражнять в раскатывании пластилина пальцами обеих рук на поверхности стола для придания предмету необходимой длины. Развивать мелкую моторику пальцев рук, цветовосприятие.

14

«Ветка рябина»

Подводить к образной передаче явлений и учить передавать образ осеннего дерева посредством пластилинографии. Формировать умение детей скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, делить её на мелкие равные части при помощи стеки. Развивать у детей эстетическое восприятие осенней природы, образное и пространственное восприятия «Осенние деревья»

15

«Слоненок»

Правила работы с пластилином. Формировать умение детей приёму сворачивания длинной колбаски по спирали. Упражнять в раскатывании пластилина пальцами обеих рук на поверхности стола для придания предмету необходимой длины. Развивать мелкую моторику пальцев рук, цветовосприятие.

16

«Зайка»

Правила работы с пластилином. Формировать умение детей приёму сворачивания длинной колбаски по спирали придавая круглую и овальную форму детали. Упражнять в раскатывании пластилина пальцами обеих рук на поверхности стола для придания предмету необходимой длины. Развивать мелкую моторику пальцев рук, цветовосприятие.

17

«Машина» (пальчиковое рисование)

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги. Закреплять умение ровно закрашивать машину, окуная пальцы в краску по мере необходимости

                                                        Ноябрь

18

«Осеннее дерево»

Закреплять умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями. Формировать умение прикреплять готовую форму на плоскость путём неполного расплющивания

по поверхности основы.  Развивать мелкую моторику пальцев рук, цветовосприятие

Осеннее дерево

Тычок жесткой кистью

 Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство ритма, композиции, воображение. Воспитывать аккуратность.

19

Юла» (пальчиковое

рисование)

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги. Закреплять умение ровно закрашивать юлу, окуная пальцы в краску по мере необходимости

20

«Мои любимые домашние животные».

Познакомить с техникой рисования тычком полусухой кистью – учить имитировать шерсть животного, т.е. используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги.

21

«Солнышко лучистое».

Упражнять в технике печатания. Закрепить понятие «лучик». Учить рисовать лучики, применяя технику печатания. Развивать цветовое восприятие

22

Нарисуй воздушные

шарики

Оттиск пробкой,

рисование

пальчиками

Учить рисовать предметы овальной формы.

Упражнять в украшении рисунков

23

Ежик Оттиск смятой бумагой

Совершенствовать умение в данной технике.

Развивать чувство ритма, композиции.

Декабрь

24

«Печенье»

Знакомство с новыми способами лепки –соленое тесто.  Правила работы с тестом. Из формочек вылепить печенье, после сушки, раскрашиваем гуашью по желанию детей. Развивать мелкую моторику пальцев рук, цветовосприятие

25

Рисование ладошкой и ватными палочками «Зёрнышки для птички»

Учить детей ладошкой отображать образ птички, а ватными палочками дорисовываем корм птичке.

26

Рисование мятой бумагой и ладошкой «Заснеженное дерево» .

Учить отпечатком ладошки рисовать крону дерева; из газет скатывать жгут и отпечатывать ствол и ветки дерева. Воспитывать аккуратность в работе.

27

Елочка-красавица

Коллективная работа, рисование ладошками.Учить рисовать пальчиками.Развивать внимание, мышление, память, речь.Воспитывать интерес к отображению ярких впечатлений в рисунке; вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе.

28

«Снеговик

Формировать умение детей составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине, создавая образ снеговика из соленого теста и раскрашивать детали. Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей.

29

«Елочка»

Беседа о елочке, о ее строении. Учить детей придавать конусообразную форму детали посредством соленого теста, раскрашивать в тёмно-зелёный цвет, украшать паетками

30

«Собачка»

Формировать умение детей составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине, создавая образ собачки и раскрашивать

31

Рисование пальчиками и полусухой жёсткой кистью «Ёлочка – красавица» .

 Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

                                                               Январь

32

Картина «Зимний день»

Беседа о зимних явлениях. Учить детей работать над композицией сюжетного рисунка посредством соленого теста.

33

«Два петушка ссорятся».

Развивать умение и навыки делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушка). Развивать воображение, творчество.

34

Картина «Снегирь на ветке» (пластилин

Беседа о птицах. Учить детей работать над композицией сюжетного рисунка посредством пластилина

35

«Снежинка

Обобщать знания и впечатления детей о зиме. Познакомить с разнообразием форм снежинок. Формировать умение выкладывать узор посредством шерстяных ниток. Побуждать их передавать разнообразие форм снежинок

36

Вот какая ёлочка!» (лепка рельефная из пластилина).

Создание образа ёлочки в сотворчестве с воспитателем:

раскатывание жгутиков из пластилина зеленого цвета и прикрепление к стволу (колбаске). Развитие мелкой моторики. Практическое освоение пластическихособенностей пластилина

37

«Снежок порхает,кружится»(рисование кисточкой).

Создание образа снегопада с помощью кисточки и гуашевой краски белого цвета. закрепление приема примакивания ворса кисти, развитие чувства цвета и ритма. Кисть для рисования,гуашь белого цвета, бумаг для рисования.

38

«Праздничная ёлочка»(аппликация, бумажная пластика».

Украшение ёлочки, нарисованной и вырезанной воспитателем, новогоднимиигрушками – кружками разного цвета и формы, звездочкой; закреплениетехники приклеивания

39

«Снеговик» (аппликация из ватных дисков).

Создание образа снеговика в сотворчестве с воспитателем: выкладывание и приклеивание ватных дисков: развитие чувства формы и ритма, глазомера и мелкой моторики.

Февраль

40

Поделка из кругов - Собачка

Учится делать целое из нескольких частей, делить целое на составляющие, сгибать детали, придавая нужную форму, работать с ножницами и с клеем.

41

«Гусеница»

Беседа о бумаге, о ее свойствах. Правила работы с бумагой, с ножницами

42

«Вкусное угощение» (лепка из соленого теста

Лепка угощений для игрушек; получение силуэтных изображений из теста: выдавливание формочками для выпечки, обведение и украшение форм пальчиками; развитие тактильных ощущений, чувства формы и мелкой моторики.

43

«Свитер для папы» (аппликация из крупы).

Создание образа свитера, нарисованного и вырезанного воспитателем, наклеивание крупы

44

Веселые осьминожки (коллективная работа). Рисование ладошками

Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками. Закрепить умение дополнять изображение деталями.Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь

45

«Подарок папе»

Беседа «23 февраля» Аппликация из шерстяных ниток. Сначала по контуру, затем заполняется

46

Поделки из мятой бумаги (салфетки) «Зонтик

Дети отрывают от салфетки частицу, мнут ее в комочек и приклеивают на изображение

47

Кактус (торцевание)

Дети учатся создавать образ кактуса с помощью техники торцевания

Март

48

«Матрешка»

Формировать умение выкладывать узор посредством шерстяных ниток. Побуждать их передавать разнообразие форм матрешки

49

Рисование манной крупой «Тюльпан для мамы».

изготовление открытки в технике рисования манной крупой; развивать творческое воображение, фантазию, аккуратность; закреплять умение работать с клеем, с манной крупой.

50

«Цветы для мамы».

Беседа о маме, бабушке. Закреплять умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями. Формировать умение прикреплять готовую форму на плоскость путём неполного расплющивания по поверхности основы. Развивать мелкую моторику рук.

51

Цветок для мамы»

Беседа «8 Марта» С помощью соленого теста учить создавать образ цветка, цветовосприятие.

52

Рисование коктейльными трубочками «Чудесные цветочки»

Познакомить детей с нетрадиционным видом рисования – коктейльной трубочкой; развивать образное мышление, воображение, фантазию, интерес к творческой работе.

53

«Вот какие ножки у сороконожки!» (лепка).

Освоение нового способа лепки: раскатывание жгутиков прямыми движениями ладоней. Создание выразительного образа сороконожки в сотворчестве с педагогом: прикрепление «ножек» к туловищу, вылепленному воспитателем.

54

Поделки из мятой бумаги (салфетки) «Мячик»

Дети отрывают от салфетки частицу, мнут ее в комочек и приклеивают на изображение

55

Ваза цветами» (аппликация из макарон с элементами рисования, коллективная композиция).

Познакомить детей с новым способом аппликации. Закреплять навыки рисования гуашью. Способствовать развитию мелкой моторики рук. Закреплять навыки работы с клеем. Развивать чувство формы, композиции, творческое воображение, художественный вкус, творческую инициативу.

                                  Апрель

56

«Пора в космос» (объемная аппликация).

Совершенствование навыка ручного труда средством скручивания бумаги в трубу ,развивать мелкую моторику пальцев рук.

57

Светофор»

Вызвать желание у детей создавать изображения светофора,используя три основных цвета (красный, желтый, зеленый)Закреплять умение детей прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы.

58

"Мир похож на цветной луг" (коллективная работа детей

Воспитывать у детей доброжелательность, чувство сопереживания, аккуратность в процессе рисования пластилином. Продолжать развивать познавательный интерес к природе, живым цветам. Учить отражать в изобразительной деятельности природные особенности растения: оригинальную форму и расцветку лепестков. Продолжать развивать глазомер и цветое восприятие

59

«Дерево» (пластилинография).

Создание образа дерева, раскатывание жгутиков из пластилина и прикрепление к стволу, отрывание кусочков пластилина и примазывание к фону.

60

Рисование ватными палочками «Веточка мимозы».

пражнять в технике рисования пальчиками, создавая изображение путём использования точки как средства выразительности; закреплять знания и представления о цвете - жёлтый, форме - круглый; развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

61

«Бабочки» (пластилинография

Расширить у детей знания и представления об особенностях внешнего вида бабочки. Знакомить с симметрией на примере бабочки в природе и в рисунке. Совершенствовать умение детей работать в нетрадиционной изобразительной технике – рисование пластилином, расширять знания о возможностях данного материала. Учить детей наносить мазки пластилином, плавно «вливая» один цвет в другой на границе их соединения.

62

Аппликация из ватных палочек «Ромашки для мамы»

Учить составлять композицию. Развивать мелкую моторику. Учить аккуратности при работе с клеем.

63

«Цыплята».

Закрепить умение комкать салфетки или обрывать их и делать цыплят, дорисовывать детали гуашью (травку, цветы) и черным маркером (глазки, клюв, ножки). Развивать чувство композиции

Май

64

«Бабочка» (торцевание)

Дети учатся создавать образ бабочки с помощью техники торцевания

65

Бусы для куклы Кати. Рисование пальчиками

пражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки - рисовать узор бусины на нитке.

Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь

66

"Пасхальное яичко"

Развивать у детей эмоциональное восприятие окружающего мира. Поощрять инициативу и самостоятельность в построении композиции, попытки дополнить рисунок по теме занятия

67

«Звездное небо»

Учить детей передавать образ звездного неба посредством пластилинографии. Закрепить навыки работы с пластилином: раскатывание комочков прямыми движениями, сгибание в дугу, сплющивание концов предмета.

68

«Вышла курочка гулять, а за ней цыплятки»

Учить детей составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разные по величине.

Закрепить приемы раскатывания пластилина между ладонями круговыми и прямыми движениями. Закрепить умение детей равномерно расплющивать готовые формы на основе для получения плоского изображения, изменяя положение частей тела (цыпленок гуляет, цыпленок клюет)

69

Расцвели в саду цветочки.(коллективная)

ознакомить детей с изготовлением цветка из теста. Закрепить умения украшать простые по форме предметы деталями, воспитывать аккуратность.

70

Носит одуванчик желтый сарафанчик.

Рисование пальчиками

Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение ритмично точки на всю поверхность листа.

Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику,

71

«Веселая полянка».

Упражнять в технике печатания ладошкой. Закрепить умение заполнять отпечатками всю поверхность листа, дополнять рисунок одуванчиками желтого и белого цвета пальчиковым рисованием. Развивать цветовосприятие, творчество.   

72

Цветущая ветка»

Учить детей изображать ветку цветущего дерева с помощью пластилина. Учить создавать композицию из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином — раскатывание, сплющивание, сглаживание

4. Педагогическая диагностика

Оценка результативности программы проводится по методике Г.А. Урунтаевой, Т.Н. Дороновой «Диагностика изобразительной деятельности дошкольников», которая проводится в сентябре и мае текущего учебного года.

Эффективность выполнения программы отслеживается через:

- организацию ежемесячных выставок детского творчества для родителей;

- тематических выставок в ДОО;

- участие в городских конкурсах изобразительного творчества в течение года.

Показатели освоения детьми программного материала:

- различать и называть способы нетрадиционного рисования;

- самостоятельно создавать индивидуальные художественные образы, используя различные известные ему способы изобразительной деятельности и средства выразительности (цвет, композиция, колорит и т.д.);

- самостоятельно передавать сюжетную композицию, используя разные ее

варианты с элементами перспективы;

- выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;

- давать мотивированную оценку результатам своей деятельности.

Диагностическая карта

по методике «Диагностика изобразительной деятельности» Г.А. Урунтаевой

ФИ

Технические навыки

Точность движений

Средства выразительности (цвет, форма и др.)

Наличие замысла

Проявление самостоятельности

Отношение к рисованию

Знание нетрадиционных техник

Итог

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н.

К.

Н

К

Н.

К.

Н

К

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Н.- начало года

К.- конец года

Высокий (творческое) – знает и называет нетрадиционные техники в изобразительной деятельности, использует на практике, ищет творческое  решение самостоятельно, стремится к выразительности образов, создает удачную композицию, передавая особенности формы, пропорций, динамику. Подбирает цвета.

Средний (по образцу) – знает и называет нетрадиционные техники в изобразительной деятельности с помощью педагога, обследует образец, сравнивает свою работу с образом, доводит работу до конца, работа вызывает удовлетворение. Подбирает цвета с помощью педагога.

Низкий (на уровне восприятия) – не знает и не называет нетрадиционные техники в изобразительной деятельности не самостоятелен в процессе работы, не доводит работу до конца. Не соблюдает пропорции, не создает композиции. Не называет цвета и оттенки.

Педагогическая диагностика проводится в начале и в конце учебного, фиксируются результаты развития, воспитания и обучения детей.

5. Организационно – педагогические условия

  1. Методическое обеспечение

Программа разработана на основе методических рекомендаций следующих авторов:

1. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами.

2. Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста.

3. Курочкина Л.В., Щур Т.В., Ургард А.А. Забавные фигурки из гофрокартона.

4. Казакова Т.Г.: Детское изобразительное творчество.

5. Комарова Т.С.: Изодеятельность детей в детском саду.

6. Лыкова И.А.: Художественный труд в детском саду.

7. Лыкова И.А.: Цветные ладошки.

8. Нагибина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей.

9. Рябко Н.Б.: Занятия по изобразительной деятельности дошкольника – бумажная пластика.

Учебно-тематическое планирование по программе

№ занятия

Месяц

Тема

Количество часов

1-2

Сентябрь

Диагностика

2

3-4

Сентябрь

«Яблоко»

2

5-6

Сентябрь

«Цветы»

2

7

Сентябрь

«Ветка рябина»

1

8

Сентябрь

«Грибы»

1

9-10

Октябрь

«Слоненок»

2

11-12

Октябрь

«Зайка»

2

13-15

Октябрь

«Цветы для мамы»

3

16-18

Октябрь-Ноябрь

«Осеннее дерево»

3

19-20

Ноябрь

«Печенье»

2

21-23

Ноябрь

«Снеговик»

3

24-26

Ноябрь-Декабрь

«Елочка»

3

27-28

Декабрь

«Собачка»

2

29-30

Декабрь

«Зайка» (соленое тесто)

2

31-34

Декабрь-Январь

Картина «Зимний день»

4

35-38

Январь

Картина «Снегирь на ветке» (пластилин)

4

39-40

Январь

«Снежинка

2

41-43

Февраль

«Подарок папе»

3

44-46

Февраль

«Цветок для мамы»

3

47-49

Февраль-Март

«Матрешка»

3

50

Март

«Гусеница»

1

51-52

Март

«Поделка из кругов - Собачка»

2

53-54

Март

«Краб»

2

55-56

Март

Поделки из мятой бумаги (салфетки) «Мячик»

2

57-58

Апрель

Поделки из мятой бумаги (салфетки) «Зонтик»

2

59-60

Апрель

Кактус (торцевание)

2

61-62

Апрель

«Бабочка» (торцевание)

2

63-70

Апрель-Май

Изобразительная деятельность по выбору, замыслу. Свободная творческая деятельность

8

71-72

Май

Диагностика

2

Итого

72 час

  1. Учебно-календарный график

Программа

Количество часов

Кол-во обучаю-щихся

Возраст обучаю-щихся

ФИО педагога

В неделю/месяц

год

Всего

Программа проведения занятий по развитию творческих способностей у детей  «Умелые ручки»

2/8/72

17

3-4 лет

Скворцова А.А

Зарипова Г.С

Расписание проведения занятий по программе

Среда

Пятница

11.00-11,15

11.00-11.15

Всего:

2 занятия в неделю

по 30 минут

                             

 

5.2. Материально – техническое обеспечение

     

Используемый  материал:

- Пластилин

- Крышки от майонезных банок

- Крышки от бутылок, пластиковые бутылочки, баночки от йогуртов

- Цветная бумага для ксерокса, гофрированная бумага, салфетки, картон (белый, цветной), гофрокартон

- Ватные диски

-Клей, краски (гуашь)

-Шерстяные нитки, разноцветное  мулине для вышивания.

-Мука, соль

Инструменты и приспособления:

- Ножницы,

- Шило (только для взрослого)

- Карандаш

- Линейка

- Набор стеков и доска для лепки

- Клеёнка для  аппликации

- Клейкая лента

- Кисточки для клея и красок.      

6. Кадровые ресурсы

Наименование критерия

Количество единиц

1

Заведующий ДОО

1

2

Заместитель заведующего по ВМР

1

3

Главный бухгалтер

1

4

Отдел кадров

1

5

Руководитель  услуги

1

Итого

5

7. Финансовые ресурсы

Финансовое обеспечение Программы формируется из средств, полученных от прибыли предоставления дополнительных платных услуг в группе художественно-эстетической   направленности «Умелые ручки», исходя из следующего распределения:

- 65% - на развитие материально-технической базы группы;

- 35% - на социально интеллектуально-личностное развитие детей группы.

Смета расходов на реализацию программы прилагается. (Приложение 1)

8. Список литературы

1. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами.- М.: Педагогическое общество России, 1998.- 147с.

2. Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста.- М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2010.-192с.

3. Курочкина Л.В., Щур Т.В., Ургард А.А. Забавные фигурки из гофрокартона.- М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012.-96с.

4. Казакова Т.Г.: Детское изобразительное творчество-М.: Зимородок; Карапуз,2006

5. Лыкова И.А.: Художественный труд в детском саду.- М.: Карапуз: СФЕРА,2008

6.   Нагибина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей.- Ярославль: «Академия развития», 1997.- 192с.

7.  

http://kladraz.ru/podelki - dlja -detei

8. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006г. № 06 – 1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»

9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013г. № 706 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»

11. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от      29.12.2012г.


Приложение 1

к Программе «Умелые ручки»

Смета расходов на реализацию программы

№ п/п

Наименование материалов, предусмотренных Программой

Количество

(шт.)

Всего на период реализации Программы

(руб.)

1

Бумага цветная

30

1000

2

Белый картон

30

1000

3

Ватман

10

300

4

Игрушки мягкие

3

600

5

Кукла

1

400

6

Кукольный театр

3

2000

7

Книги

15

1000

8

Клей – карандаш

30

400

9.

Клей ПВА

10

200

10

Кисти

10

300

11.

Линейки

10

200

12

Музыкальные диски

3

500

13

Мелки

10

500

14

Наборы карандашей

10

1200

15

Наборы красок

10

1200

16

Ножницы

10

1000

17

Набор «Доктор»

1

300

18

Пластилин

10

500

19

Салфетки цветные

5

100

20

Скрепки

5

100

21

фломастеры

10

500

22

Цветной картон

30

1000

23

Ширма для театрализации

1

4800

Всего

257

19100

Приложение 2

к Программе «Умелые ручки»

Правила обращения с ножницами.

1. Пользуйся ножницами с закругленными концами. Храни ножницы в указанном месте в определенном положении.

2. При работе внимательно следи за направлением реза.

3. Не работай тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.

4. Не держи ножницы лезвиями вверх.

5. Не оставляй ножницы в открытом виде.

6. Не режь ножницами на ходу.

7. Не подходи к товарищу во время резания.

8. Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперед.

9. Во время резания удерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц.

Правила обращения с клеем.

1. При работе с клеем нужно пользоваться специальной кисточкой.

2. Наносить клей на изделия аккуратно.

3. Иметь салфетку для вытирания лишнего клея.

4. При попадания клея в глаза и рот промыть чистой водой.

5. Не пачкать клеем парты, стулья, одежду.

Правила обращения с бумагой.

1. Обводить шаблоны с обратной стороны цветной бумаги, экономно расходуя место.

2. Осторожно!!! О края бумаги можно обрезаться!

3. После работы остатки ненужной бумаги выбрасывать в мусорную корзину.