Программа "Умелые ручки" 3-4 года
рабочая программа (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Программа
проведения занятий по развитию
творческих способностей у детей
«Умелые ручки»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №47 «Успех»
Принято: на педагогическом совете №1 протокол №1 от 30.08.2021 г. | Утверждаю: Заведующий МБДОУ ДС №47 «Успех» ___________О.В. Звонарева Приказ №146 от 30.08.2022г. |
Программа
проведения занятий по развитию творческих способностей у детей «Умелые ручки»
Воспитатели: Скворцова А.А
Зарипова Г.С
г. Нижневартовск, 2021 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Паспорт Программы | 4 |
2. | Пояснительная записка | 6 |
2.1. | Цель и задачи | 7 |
2.2. | Планируемые результаты | 7 |
3. | Содержание Программы | 8 |
4. | Педагогическая диагностика | 11 |
5. | Организационно-педагогические условия | 13 |
5.1. | Методическое обеспечение | 13 |
5.2. | Материально-техническое обеспечение | 15 |
6. | Кадровые ресурсы | 15 |
7. | Финансовые ресурсы | 16 |
8. | Список литературы | 16 |
Приложение 1. Смета расходов на реализацию программы | 17 | |
Приложение 2. Правила обращения с ножницами | 18 |
- Паспорт Программы
Наименование Программы | Программа проведения занятий по развитию творческих способностей у детей «Умелые ручки» |
Основание для разработки Программы | 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. 2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 3. Федеральный Закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». 4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей». 5. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. № 706 «Об утверждения правил оказания платных образовательных услуг». 6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01 2021г., №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685 – 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». 7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г., №28 «Об утверждении правил СП 2.4.3648 – 20 «Санитарно–эпидемолоические требования к организациям воспитания и обучения, отдых и оздоровления детей и молодежи». 8. Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №47 «Успех»
|
Заказчик Программы | МБДОУ ДС №47 «Успех», родители (законные представители) воспитанников. |
Составитель Программы | Педагоги закрепленные за группой №20 Воспитатели :Скворцова Александра Анатольевна , Зарипова Гузель Салаватовна |
Целевая группа | Дети дошкольного возраста 3-4 лет |
Цель Программы | Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста 3-4 лет через нетрадиционные техники изобразительного искусства |
Задачи Программы | 1. Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник изобразительного искусства; 2. Обучать приемам нетрадиционных техник изобразительного искусства с использованием различных материалов; 3. Развивать художественно – творческие способности детей (творческое воображение, фантазию, образное мышление); 4. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками изобразительного искусства. |
Срок реализации | 1 год |
Краткое содержание Программы | Данная программа нацелена на создание условий для продуктивной деятельности дошкольников с использованием различных художественных материалов и инструментов, развитие творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности, создание эмоционального отклика, интереса к коллективной творческой деятельности. На занятиях дети знакомятся с нетрадиционными приемами и техниками изобразительной деятельности. Через реализацию программы в образовательный процесс активно внедряются новые технологии, позволяющие детям раскрыться и насладиться творчеством, и в то же время развивать у них память, мышление, речь, воображение и фантазию. |
Актуальность Программы | На современном этапе изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Она вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. |
Новизна Программы | Нетрадиционные техники изобразительного искусства дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно, развивают речь. |
Планируемые результаты | 1. Дети познакомятся с нетрадиционными техниками изобразительного искусства; 2. Дошкольники овладеют доступными приемами нетрадиционных техник изобразительного искусства, научатся применять полученные ранее знания и навыки работы с нетрадиционными техниками изобразительного искусства на практике; 3. У дошкольников повысится уровень художественно-творческих способностей: творческого воображения, фантазии, образного мышления; 4. У дошкольников будет сформировано эстетическое отношение к окружающей действительности, эмоциональное восприятие красоты окружающего мира. |
2. Пояснительная записка
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), в соответствии с базисными требованиями к содержанию дошкольного образования, учитывая возрастные особенности детей, требования СанПиН, а также «Конвенции о правах ребёнка», утверждающей право каждого малыша на выбор интересного занятия для самовыражения, была создана Программа «Умелые ручки» по развитию творческих способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста. Знакомство с нетрадиционными видами техник изобразительного искусства – прекрасная возможность зажечь в ребенке огонек творчества, путь к самовыражению.
Программа «Умелые ручки» является вариативной, то есть допускается корректировка содержаний и форм занятий, времени прохождения материала.
Развивать творчество детей можно при работе с разными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов из теста, нитей, бумаги и природного материала.
Новизна программы состоит в том, что нетрадиционные техники изобразительного искусства дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно, развивают речь. В процессе работы ребёнок узнаёт мир с помощью действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности. Дошкольники учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавая поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок и т. д.
Программа «Умелые ручки» направлена на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста - процесс, который проходит все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, уверенность в себе, привычку к свободному самовыражению. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются, и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в творческом развитии. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью.
Актуальность данной программы состоит в том, что формирование творческой личности – одна из главных задач педагогической теории и практики. На современном этапе изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
Знакомство с нетрадиционными видами техник изобразительного искусства предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей, вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
2.1 Цели и задачи Программы |
Цель: Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста 3-4 лет через нетрадиционные техники изобразительного искусства
Задачи:
1. Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник изобразительного искусства.
2. Обучать приемам нетрадиционных техник изобразительного искусства с использованием различных материалов.
3. Развивать художественно – творческие способности детей (творческое воображение, фантазию, образное мышление).
4. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками изобразительного искусства.
2.2. Планируемые результаты
1. Дети познакомятся с нетрадиционными техниками изобразительного искусства.
2. Дошкольники овладеют доступными приемами нетрадиционных техник изобразительного искусства, научатся применять полученные ранее знания и навыки работы с нетрадиционными техниками изобразительного искусства на практике.
3. У дошкольников повысится уровень художественно-творческих способностей: творческого воображения, фантазии, образного мышления.
4. У дошкольников будет сформировано эстетическое отношение к окружающей действительности, эмоциональное восприятие красоты окружающего мира.
3. Содержание Программы
Программа «Умелые ручки» рассчитана для детей младшего дошкольного возраста, включает занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, включает необходимое оборудование.
Занятия с детьми проводятся в специально отведенном кабинете. Учитывается возможность вариативности в организации обстановки, в которой протекает работа с детьми. Продумывается расстановка столов (в ряд или буквой «П»). Все необходимые материалы размещены на столах и доступны каждому ребенку. Дети рассаживаются за столы свободно.
Курс занятий по программе рассчитан на 2 раза в неделю. Занятия проводятся во второй половине дня, в группе 10 человек. Продолжительность занятий: 30 минут. Общее количество занятий в год составляет: 72 занятия. Возраст детей 3-4 года.
Нетрадиционные техники:
Тычок жесткой полусухой кистью. Рисование пальчиками. Рисование ладошкой. Оттиск поролоном. Оттиск пенопластом. Оттиск смятой бумагой. Восковые мелки и акварель. Свеча и акварель. Монотипия предметная. Черно-белый граттаж. Цветной граттаж. Кляксография. Кляксография с трубочкой. Набрызг. Отпечатки листьев. Тиснение. Монотипия пейзажная.
Методика организации работы детей младшего и среднего дошкольного возраста по изобразительной деятельности основывается на дидактических принципах:
• доступность (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
• наглядность (иллюстративность, наличие дидактических материалов;
• демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
• научность (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
∙ систематичность (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ);
принцип творчества – процесс обучения ориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Методы:
- репродуктивный;
- объяснительно – иллюстративный;
- творческий;
- исследовательский.
Основные этапы работы:
1 этап «Создание интереса» - знакомство с новыми техниками изобразительной деятельности; содействие к познанию новых свойств, качеств знакомых материалов.
2 этап «Формирование практических навыков и умений» - развитие основных практических навыков с разными материалами, формирование умения создавать образ и композицию по образцу.
3 этап «Собственное творчество» - создание условия для самостоятельности в творчестве, экспериментировать с разными техниками и материалами.
Тематические разделы
- Методическое обеспечение
Программа разработана на основе методических рекомендаций следующих авторов:
1. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами.
2. Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста.
3. Курочкина Л.В., Щур Т.В., Ургард А.А. Забавные фигурки из гофрокартона.
4. Казакова Т.Г.: Детское изобразительное творчество.
5. Комарова Т.С.: Изодеятельность детей в детском саду.
6. Лыкова И.А.: Художественный труд в детском саду.
7. Лыкова И.А.: Цветные ладошки.
8. Нагибина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей.
9. Рябко Н.Б.: Занятия по изобразительной деятельности дошкольника – бумажная пластика.
Учебно-тематическое планирование по программе
№ занятия | Месяц | Тема | Количество часов |
1-2 | Сентябрь | Диагностика | 2 |
3-4 | Сентябрь | «Яблоко» | 2 |
5-6 | Сентябрь | «Цветы» | 2 |
7 | Сентябрь | «Ветка рябина» | 1 |
8 | Сентябрь | «Грибы» | 1 |
9-10 | Октябрь | «Слоненок» | 2 |
11-12 | Октябрь | «Зайка» | 2 |
13-15 | Октябрь | «Цветы для мамы» | 3 |
16-18 | Октябрь-Ноябрь | «Осеннее дерево» | 3 |
19-20 | Ноябрь | «Печенье» | 2 |
21-23 | Ноябрь | «Снеговик» | 3 |
24-26 | Ноябрь-Декабрь | «Елочка» | 3 |
27-28 | Декабрь | «Собачка» | 2 |
29-30 | Декабрь | «Зайка» (соленое тесто) | 2 |
31-34 | Декабрь-Январь | Картина «Зимний день» | 4 |
35-38 | Январь | Картина «Снегирь на ветке» (пластилин) | 4 |
39-40 | Январь | «Снежинка | 2 |
41-43 | Февраль | «Подарок папе» | 3 |
44-46 | Февраль | «Цветок для мамы» | 3 |
47-49 | Февраль-Март | «Матрешка» | 3 |
50 | Март | «Гусеница» | 1 |
51-52 | Март | «Поделка из кругов - Собачка» | 2 |
53-54 | Март | «Краб» | 2 |
55-56 | Март | Поделки из мятой бумаги (салфетки) «Мячик» | 2 |
57-58 | Апрель | Поделки из мятой бумаги (салфетки) «Зонтик» | 2 |
59-60 | Апрель | Кактус (торцевание) | 2 |
61-62 | Апрель | «Бабочка» (торцевание) | 2 |
63-70 | Апрель-Май | Изобразительная деятельность по выбору, замыслу. Свободная творческая деятельность | 8 |
71-72 | Май | Диагностика | 2 |
Итого | 72 час |
- Учебно-календарный график
Программа | Количество часов | Кол-во обучаю-щихся | Возраст обучаю-щихся | ФИО педагога |
В неделю/месяц год | Всего | |||
Программа проведения занятий по развитию творческих способностей у детей «Умелые ручки» | 2/8/72 | 17 | 3-4 лет | Скворцова А.А Зарипова Г.С |
Расписание проведения занятий по программе
Среда Пятница | 11.00-11,15 11.00-11.15 | ||
Всего: | 2 занятия в неделю по 30 минут | ||
5.2. Материально – техническое обеспечение |
Используемый материал:
- Пластилин
- Крышки от майонезных банок
- Крышки от бутылок, пластиковые бутылочки, баночки от йогуртов
- Цветная бумага для ксерокса, гофрированная бумага, салфетки, картон (белый, цветной), гофрокартон
- Ватные диски
-Клей, краски (гуашь)
-Шерстяные нитки, разноцветное мулине для вышивания.
-Мука, соль
Инструменты и приспособления:
- Ножницы,
- Шило (только для взрослого)
- Карандаш
- Линейка
- Набор стеков и доска для лепки
- Клеёнка для аппликации
- Клейкая лента
- Кисточки для клея и красок.
6. Кадровые ресурсы
№ | Наименование критерия | Количество единиц |
1 | Заведующий ДОО | 1 |
2 | Заместитель заведующего по ВМР | 1 |
3 | Главный бухгалтер | 1 |
4 | Отдел кадров | 1 |
5 | Руководитель услуги | 1 |
Итого | 5 |
7. Финансовые ресурсы
Финансовое обеспечение Программы формируется из средств, полученных от прибыли предоставления дополнительных платных услуг в группе художественно-эстетической направленности «Умелые ручки», исходя из следующего распределения:
- 65% - на развитие материально-технической базы группы;
- 35% - на социально интеллектуально-личностное развитие детей группы.
Смета расходов на реализацию программы прилагается. (Приложение 1)
8. Список литературы |
1. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами.- М.: Педагогическое общество России, 1998.- 147с.
2. Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста.- М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2010.-192с.
3. Курочкина Л.В., Щур Т.В., Ургард А.А. Забавные фигурки из гофрокартона.- М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012.-96с.
4. Казакова Т.Г.: Детское изобразительное творчество-М.: Зимородок; Карапуз,2006
5. Лыкова И.А.: Художественный труд в детском саду.- М.: Карапуз: СФЕРА,2008
6. Нагибина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей.- Ярославль: «Академия развития», 1997.- 192с.
7.
http://kladraz.ru/podelki - dlja -detei
8. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006г. № 06 – 1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013г. № 706 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»
11. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г.
Приложение 1
к Программе «Умелые ручки»
Смета расходов на реализацию программы
№ п/п | Наименование материалов, предусмотренных Программой | Количество (шт.) | Всего на период реализации Программы (руб.) |
1 | Бумага цветная | 30 | 1000 |
2 | Белый картон | 30 | 1000 |
3 | Ватман | 10 | 300 |
4 | Игрушки мягкие | 3 | 600 |
5 | Кукла | 1 | 400 |
6 | Кукольный театр | 3 | 2000 |
7 | Книги | 15 | 1000 |
8 | Клей – карандаш | 30 | 400 |
9. | Клей ПВА | 10 | 200 |
10 | Кисти | 10 | 300 |
11. | Линейки | 10 | 200 |
12 | Музыкальные диски | 3 | 500 |
13 | Мелки | 10 | 500 |
14 | Наборы карандашей | 10 | 1200 |
15 | Наборы красок | 10 | 1200 |
16 | Ножницы | 10 | 1000 |
17 | Набор «Доктор» | 1 | 300 |
18 | Пластилин | 10 | 500 |
19 | Салфетки цветные | 5 | 100 |
20 | Скрепки | 5 | 100 |
21 | фломастеры | 10 | 500 |
22 | Цветной картон | 30 | 1000 |
23 | Ширма для театрализации | 1 | 4800 |
Всего | 257 | 19100 |
Приложение 2
к Программе «Умелые ручки»
Правила обращения с ножницами.
1. Пользуйся ножницами с закругленными концами. Храни ножницы в указанном месте в определенном положении.
2. При работе внимательно следи за направлением реза.
3. Не работай тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
4. Не держи ножницы лезвиями вверх.
5. Не оставляй ножницы в открытом виде.
6. Не режь ножницами на ходу.
7. Не подходи к товарищу во время резания.
8. Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперед.
9. Во время резания удерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц.
Правила обращения с клеем.
1. При работе с клеем нужно пользоваться специальной кисточкой.
2. Наносить клей на изделия аккуратно.
3. Иметь салфетку для вытирания лишнего клея.
4. При попадания клея в глаза и рот промыть чистой водой.
5. Не пачкать клеем парты, стулья, одежду.
Правила обращения с бумагой.
1. Обводить шаблоны с обратной стороны цветной бумаги, экономно расходуя место.
2. Осторожно!!! О края бумаги можно обрезаться!
3. После работы остатки ненужной бумаги выбрасывать в мусорную корзину.