Педагогический мониторинг
методическая разработка

Прохорова Алёна Геннадьевна

Педагогический мониторинг

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_monitoring.docx20.76 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический мониторинг

  В соответствии с ФГОС ДО (Раздел IV. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, п. 4.3) освоение ООП ДО не должно сопровождаться проведением промежуточных и итоговых  аттестаций воспитанников. Целевые ориентиры реализации Программы не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.

    Однако, ФГОС ДО (Раздел III. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, п. 3.2.3) допускает, что в Организации (группе) может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования.

   Следовательно, результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются исключительно для решения образовательных задач:

     индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

      оптимизации работы с группой детей.

      Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы является частью внутренней системы оценки качества образования дошкольной организации и представляет собой важную часть образовательной деятельности, направленную на её анализ и совершенствование.

      Целью педагогического мониторинга является определение динамики развития детей, которая проявляется в виде достижений ребенка в разных видах детской деятельности. Мониторинг обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей.

      На основе целевых ориентиров ФГОС ДО в Программе сформулированы предполагаемые результаты её освоения детьми разных возрастных групп (см. раздел «Пояснительная записка»). Произведена дифференциация данных целевых ориентиров по возрастам и направлениям организации жизнедеятельности детей (в виде показателей развития) в соответствии с направлениями развития и образования детей (образовательными областями): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Данные показатели развития ребёнка в соответствии с возрастом становятся содержательными критериями педагогической диагностики.

     Достижение детьми промежуточных результатов оценивается путём наблюдений, анализа детских работ, эпизодов из жизни группы, игр, тренингов, непосредственного общения, создания педагогических ситуаций, бесед с родителями (низкоформализованные методы оценки, доступные педагогам, непосредственно работающим с детьми). Высокоформализованные методы оценки используются специалистами: педагогами-психологами, логопедами.

    Система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанна на методе педагогического наблюдения и включает:

– педагогические наблюдения

–педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;

– детские портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной деятельности;

– карты развития ребенка;

– различные шкалы индивидуального развития.

      Программа предоставляет Организации право самостоятельного выбора инструментов  педагогической и психологической диагностики развития детей, в том числе, его динамики.

Требования к проведению диагностики:

     создание эмоционального комфорта ребёнка;

     индивидуальный подход к ребёнку, уважение его личности;

     учёт интересов и уровня развития ребёнка;

     отбор материалов для каждого ребёнка в зависимости от индивидуальной ситуации развития. 

       Педагогический мониторинг в МБДОУ представляет собой непрерывный в течение всего пребывания воспитанников в МБДОУ процесс наблюдения достижений детского развития в сравнении с критериями и показателями (приложение 1), разработанными на основе Закона «Об образовании в Российской Федерации», целевых ориентиров Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ.

   Система мониторинга включает сбор, регистрацию, анализ и хранение материалов, отражающих освоение образовательной программы дошкольного образования воспитанниками на каждом возрастном этапе.

     Целью организации педагогического мониторинга является анализ исполнения законодательства в области образования и качественная оценка образовательной деятельности МБДОУ в части освоения основной образовательной программы дошкольного образования в МБДОУ.

    Задачи мониторинга:

- Получение объективной информации о реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

- Организационное и методическое обеспечение сбора, обработки, хранения информации о состоянии и динамике достижений развития воспитанников дошкольного учреждения.

- Принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образовательного процесса в МБДОУ.

- Планирование образовательного процесса и разработка основной образовательной программы дошкольного образования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, динамики их развития.

     Педагогический мониторинг включает объективную оценку достижений развития воспитанниками в процессе освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования (динамика развития и итоговый результат).

                 Педагогический              мониторинг       основывается       на       принципах        гуманности,объективности, достаточности, оптимальности обобщения, оперативности (своевременности) и технологичности.

 

 

 

   При реализации образовательной программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическими работниками в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Организация мониторинга

    Мониторинг осуществляется в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ два раз в год (в начале и конце учебного года).

     В работе по проведению педагогического мониторинга используются следующие методы:

- наблюдение (целенаправленное и систематическое изучение, сбор информации, фиксация достижений детского развития);

анализ продуктов деятельности детей;

беседа с родителями;

специальные исследования, опросы, тесты (на усмотрение воспитателя).

    Мониторинг освоения образовательной программы осуществляется в несколько этапов:

- сбор информации (наблюдение, анализ продуктов деятельности) и её регистрация; срок – в течение года, исполнители – воспитатели групп, педагоги-специалисты;

- анализ результатов мониторинга по группам, составление аналитических справок; срок – завершение учебного года, исполнители – старший воспитатель, педагоги-специалисты.

- анализ результатов по МБДОУ, представление результатов в отчетных документах; срок – отчетный период по итогам учебного года; исполнитель – старший воспитатель МБДОУ.

       Длительность мониторинга составляет 1-2 рабочих недели. Педагоги заполняют данные по каждому воспитаннику по всем образовательным областям в формате электронной таблицы Microsoft Excel.

       Формой отчета педагогов МБДОУ по проведению мониторинга являются сводные данные по каждой возрастной группе и аналитическая справка, которая составляется по завершении анализа результатов мониторинга в конце каждого учебного года и подается старшему воспитателю для дальнейшей работы по определению уровня оценки качества образования в МБДОУ.

      Персональные данные об освоении воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования являются строго конфиденциальными. Они не подлежат разглашению и могут быть доступны для ознакомления воспитателям и педагогам, работающим с ребенком, родителям воспитанников и администрации МБДОУ.    Формализованные (обезличенные) данные, полученные в результате педагогического мониторинга, отражаются в аналитических справках о профессиональной деятельности педагогических работников и педагогического коллектива в целом, в отчетах о   результатах самообследования и иных отчетных документах МБДОУ.

     Результаты педагогического мониторинга в виде средних показателей рассматриваются на заседаниях Педагогического Совета, родительских собраниях, могут быть предоставлены по запросу в вышестоящие органы управления образования.

     По  окончании  учебного  года,  на  основании  аналитических  справок  по  итогам педагогического мониторинга, определяется эффективность образовательной деятельности, сопоставление с нормативными показателями, вырабатываются и определяются проблемы, пути их решения и приоритетные задачи МБДОУ для реализации в новом учебном году.

 

Документация

    Должностное лицо, ответственное за осуществление педагогического мониторинга в МБДОУ (старший воспитатель), составляет:

-     план проведения мониторинговых мероприятий с воспитанниками МБДОУ (программа мониторинга);

-         сообщения для выступления на методическом планерном совещании, педагогическом совете;

-        общую   справку   по   итогам   обследования   в   течение   трех   дней   после

проведения мониторинговых мероприятий, которую предоставляет заведующему МБДОУ.

 Методики:

Карты наблюдений детского развития в соответствии с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса., Т. С. Комарова. М.: Мозаика-Синтез, 2014 г. позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:

- коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.)

 - игровой деятельности;

- познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);

- проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);

 - художественной деятельности;

- физического развития.

Психологическая готовность к школе:

1. Методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина для определения сформированности у ребенка такого качества как «овладевший предпосылками учебной деятельности».

2. Беседа по определению «Внутренней позиции школьника» (Н.И. Гуткина) для определения мотивационной готовности к школе.

Анализ продуктов детской деятельности:

Методика Комаровой Т.С.

 Шкалы индивидуального развития:

1. Методика «Лесенка» В. Щур - выявление уровня развития самооценки.

 2. Метод «Социометрия» - для изучения взаимоотношений в коллективе сверстников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: "Педагогический мониторинг развития мелкой моторики у детей 5 года жизни"

Педагогический мониторинг развития мелкой моторики у детей 5 года жизни...

Система педагогического мониторинга для оценки усвоения образовательной программы

Мониторинг - система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или ее отдельных элементах, ориентированная на обеспечение управления, позволяющая судить о сост...

Система педагогического мониторинга для оценки усвоения образовательной программы

Мониторинг - система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или ее отдельных элементах, ориентированная на обеспечение управления, позволяющая судить о сост...

Педагогический мониторинг "Коммуникация" младшая группа

итоговые задания к педагогическому мониторингу по "Коммуникации" в младшей группе...

Педагогический мониторинг

Мониторинг качества образования – целенаправленное, специально организованное, непрерывное слежение за изменением основных свойств качества образования в целях своевременного принятия адекватных управ...

Система педагогического мониторинга для оценки усвоения образовательной программы

Мониторинг - система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или ее отдельных элементах, ориентированная на обеспечение управления, позволяющая судить о...