Педагогический мониторинг
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Педагогический мониторинг
В соответствии с ФГОС ДО (Раздел IV. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, п. 4.3) освоение ООП ДО не должно сопровождаться проведением промежуточных и итоговых аттестаций воспитанников. Целевые ориентиры реализации Программы не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.
Однако, ФГОС ДО (Раздел III. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, п. 3.2.3) допускает, что в Организации (группе) может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования.
Следовательно, результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются исключительно для решения образовательных задач:
• индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
• оптимизации работы с группой детей.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы является частью внутренней системы оценки качества образования дошкольной организации и представляет собой важную часть образовательной деятельности, направленную на её анализ и совершенствование.
Целью педагогического мониторинга является определение динамики развития детей, которая проявляется в виде достижений ребенка в разных видах детской деятельности. Мониторинг обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей.
На основе целевых ориентиров ФГОС ДО в Программе сформулированы предполагаемые результаты её освоения детьми разных возрастных групп (см. раздел «Пояснительная записка»). Произведена дифференциация данных целевых ориентиров по возрастам и направлениям организации жизнедеятельности детей (в виде показателей развития) в соответствии с направлениями развития и образования детей (образовательными областями): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Данные показатели развития ребёнка в соответствии с возрастом становятся содержательными критериями педагогической диагностики.
Достижение детьми промежуточных результатов оценивается путём наблюдений, анализа детских работ, эпизодов из жизни группы, игр, тренингов, непосредственного общения, создания педагогических ситуаций, бесед с родителями (низкоформализованные методы оценки, доступные педагогам, непосредственно работающим с детьми). Высокоформализованные методы оценки используются специалистами: педагогами-психологами, логопедами.
Система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанна на методе педагогического наблюдения и включает:
– педагогические наблюдения
–педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;
– детские портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной деятельности;
– карты развития ребенка;
– различные шкалы индивидуального развития.
Программа предоставляет Организации право самостоятельного выбора инструментов педагогической и психологической диагностики развития детей, в том числе, его динамики.
Требования к проведению диагностики:
• создание эмоционального комфорта ребёнка;
• индивидуальный подход к ребёнку, уважение его личности;
• учёт интересов и уровня развития ребёнка;
• отбор материалов для каждого ребёнка в зависимости от индивидуальной ситуации развития.
Педагогический мониторинг в МБДОУ представляет собой непрерывный в течение всего пребывания воспитанников в МБДОУ процесс наблюдения достижений детского развития в сравнении с критериями и показателями (приложение 1), разработанными на основе Закона «Об образовании в Российской Федерации», целевых ориентиров Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ.
Система мониторинга включает сбор, регистрацию, анализ и хранение материалов, отражающих освоение образовательной программы дошкольного образования воспитанниками на каждом возрастном этапе.
Целью организации педагогического мониторинга является анализ исполнения законодательства в области образования и качественная оценка образовательной деятельности МБДОУ в части освоения основной образовательной программы дошкольного образования в МБДОУ.
Задачи мониторинга:
- Получение объективной информации о реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
- Организационное и методическое обеспечение сбора, обработки, хранения информации о состоянии и динамике достижений развития воспитанников дошкольного учреждения.
- Принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образовательного процесса в МБДОУ.
- Планирование образовательного процесса и разработка основной образовательной программы дошкольного образования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, динамики их развития.
Педагогический мониторинг включает объективную оценку достижений развития воспитанниками в процессе освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования (динамика развития и итоговый результат).
Педагогический мониторинг основывается на принципах гуманности,объективности, достаточности, оптимальности обобщения, оперативности (своевременности) и технологичности.
При реализации образовательной программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическими работниками в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Организация мониторинга
Мониторинг осуществляется в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ два раз в год (в начале и конце учебного года).
В работе по проведению педагогического мониторинга используются следующие методы:
- наблюдение (целенаправленное и систематическое изучение, сбор информации, фиксация достижений детского развития);
- анализ продуктов деятельности детей;
- беседа с родителями;
- специальные исследования, опросы, тесты (на усмотрение воспитателя).
Мониторинг освоения образовательной программы осуществляется в несколько этапов:
- сбор информации (наблюдение, анализ продуктов деятельности) и её регистрация; срок – в течение года, исполнители – воспитатели групп, педагоги-специалисты;
- анализ результатов мониторинга по группам, составление аналитических справок; срок – завершение учебного года, исполнители – старший воспитатель, педагоги-специалисты.
- анализ результатов по МБДОУ, представление результатов в отчетных документах; срок – отчетный период по итогам учебного года; исполнитель – старший воспитатель МБДОУ.
Длительность мониторинга составляет 1-2 рабочих недели. Педагоги заполняют данные по каждому воспитаннику по всем образовательным областям в формате электронной таблицы Microsoft Excel.
Формой отчета педагогов МБДОУ по проведению мониторинга являются сводные данные по каждой возрастной группе и аналитическая справка, которая составляется по завершении анализа результатов мониторинга в конце каждого учебного года и подается старшему воспитателю для дальнейшей работы по определению уровня оценки качества образования в МБДОУ.
Персональные данные об освоении воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования являются строго конфиденциальными. Они не подлежат разглашению и могут быть доступны для ознакомления воспитателям и педагогам, работающим с ребенком, родителям воспитанников и администрации МБДОУ. Формализованные (обезличенные) данные, полученные в результате педагогического мониторинга, отражаются в аналитических справках о профессиональной деятельности педагогических работников и педагогического коллектива в целом, в отчетах о результатах самообследования и иных отчетных документах МБДОУ.
Результаты педагогического мониторинга в виде средних показателей рассматриваются на заседаниях Педагогического Совета, родительских собраниях, могут быть предоставлены по запросу в вышестоящие органы управления образования.
По окончании учебного года, на основании аналитических справок по итогам педагогического мониторинга, определяется эффективность образовательной деятельности, сопоставление с нормативными показателями, вырабатываются и определяются проблемы, пути их решения и приоритетные задачи МБДОУ для реализации в новом учебном году.
Документация
Должностное лицо, ответственное за осуществление педагогического мониторинга в МБДОУ (старший воспитатель), составляет:
- план проведения мониторинговых мероприятий с воспитанниками МБДОУ (программа мониторинга);
- сообщения для выступления на методическом планерном совещании, педагогическом совете;
- общую справку по итогам обследования в течение трех дней после
проведения мониторинговых мероприятий, которую предоставляет заведующему МБДОУ.
Методики:
Карты наблюдений детского развития в соответствии с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса., Т. С. Комарова. М.: Мозаика-Синтез, 2014 г. позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:
- коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.)
- игровой деятельности;
- познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
- проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
- художественной деятельности;
- физического развития.
Психологическая готовность к школе:
1. Методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина для определения сформированности у ребенка такого качества как «овладевший предпосылками учебной деятельности».
2. Беседа по определению «Внутренней позиции школьника» (Н.И. Гуткина) для определения мотивационной готовности к школе.
Анализ продуктов детской деятельности:
Методика Комаровой Т.С.
Шкалы индивидуального развития:
1. Методика «Лесенка» В. Щур - выявление уровня развития самооценки.
2. Метод «Социометрия» - для изучения взаимоотношений в коллективе сверстников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: "Педагогический мониторинг развития мелкой моторики у детей 5 года жизни"
Педагогический мониторинг развития мелкой моторики у детей 5 года жизни...
Тема «Система психолого-педагогического мониторинга в ДОУ»
КУРСОВАЯ РАБОТА...
Система педагогического мониторинга для оценки усвоения образовательной программы
Мониторинг - система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или ее отдельных элементах, ориентированная на обеспечение управления, позволяющая судить о сост...
Система педагогического мониторинга для оценки усвоения образовательной программы
Мониторинг - система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или ее отдельных элементах, ориентированная на обеспечение управления, позволяющая судить о сост...
Педагогический мониторинг "Коммуникация" младшая группа
итоговые задания к педагогическому мониторингу по "Коммуникации" в младшей группе...
Педагогический мониторинг
Мониторинг качества образования – целенаправленное, специально организованное, непрерывное слежение за изменением основных свойств качества образования в целях своевременного принятия адекватных управ...
Система педагогического мониторинга для оценки усвоения образовательной программы
Мониторинг - система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или ее отдельных элементах, ориентированная на обеспечение управления, позволяющая судить о...