Организация предметно-пространственной среды в ДОУ
консультация (средняя группа)
Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам, т.е. организации предметно-пространственной среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mbdou_organizatsiya_predmetno-prostranstvennoy_sredy.docx | 562.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9
(МБДОУ детский сад №9)
Мастер-класс для воспитателей на тему:
«ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОУ»
Автор-составитель:
педагог Ткачева Т. В.
.
р.п.Заречье
2021г.
Содержание
- Введение
- Особенности создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждени
- Содержание группового пространства
- Дизайн и эргономика современной среды ДОУ
- Развивающее пространство для детей в групповом помещении
- Заключение
- Информационные ресурсы
Введение.
Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам, т.е. организации предметно-пространственной среды.
Основу образовательного процесса в дошкольном возрасте составляют специфические виды детской деятельности, способствующие на данном этапе полноценному развитию ребенка. К развивающим видам деятельности дошкольника относятся игровая, продуктивная и познавательно-исследовательская. Также в качестве условия полноценного физического развития детей необходимо обеспечить им двигательную активность.
Предметная среда ДОУ должна включать необходимые и достаточные предметы и оборудование, обеспечивающие каждый из этих видов деятельности. Материалы должны соответствовать возрастной специфике каждого вида деятельности и подбираться с учетом возраста детей в конкретной группе ДОУ.
Правильно организованная развивающая среда позволит каждому малышу найти свое занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это лежит в основе развивающего обучения.
Соответствие возрасту ребенка – одно из значимых условий организации предметно-развивающей среды. Связано это с тем, что материалы, сложность и доступность их содержания должны соответствовать сегодняшним закономерностям и особенностям развития детей данного конкретного возраста и учитывать те особенности зон развития, которые характерны опять же сегодня каждому отдельному ребенку.
Особенности создания предметно-развивающей среды
в дошкольном учреждении
Одним из важнейших факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности.
При организации деятельности учреждения особое внимание необходимо уделять формированию предметно-развивающей среды, исходя из возможностей каждого ребенка. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Развивающая среда – это единство социальных и природных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь ребенка.
Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание духовного и физического развития ребенка.
Можно выделить несколько компонентов развивающей среды:
- Социальный компонент.
- Преобладающее позитивное настроение;
- Авторитетность руководителей;
- Сплоченность;
- Продуктивность взаимоотношений.
- Пространственно-предметный компонент
Среда должна быть достаточно сложной, состоящей из разнообразных элементов, необходимых для оптимизации всех видов деятельности ребенка; достаточно связной, позволяющей ребенку переходя от одного вида деятельности к другому, выполнять их как взаимосвязные жизненные моменты; достаточно гибкой и управляемой как со стороны ребенка, так и со стороны взрослого.
- Психодидактический компонент
Педагогическое обеспечение развивающих возможностей ребенка – это оптимальная организация системы связей между всеми элементами образовательной среды.
Содержание группового пространства
Предметно-развивающая среда групп организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет детям объединяться небольшими подгруппами по общим интересам.
Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Они прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок.
Необходим уголок уединения, где можно полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме и просто посидеть и отдохнуть.
В группе мебель и оборудование устанавливаются так, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния. Должна использоваться различная мебель: всевозможные диванчики, пуфики, а также мягкие модули. Их достаточно легко передвигать и по-разному компоновать в группе. Такая организация пространства является одним из условий среды, которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка.
При организации предметно-развивающей среды, надо учитывать, чтобы среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Полностью изменить предметную среду в группе сложно, поэтому надо стараться пополнить ее и обновить, опираясь на принципы построения:
- принцип открытости – закрытости, т.е. готовности среды к изменению, корректировке, развитию;
- гибкого зонирования, реализующей возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу;
- полифункциональности;
- стабильности – динамичности, предусматривающей создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями;
5. принцип поло-возрастных различий как возможности для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности.
6. предметно-пространственная среда ориентирована на «зону ближайшего развития»
- содержит предметы и материалы, известные детям,
- предметы и материалы, которыми дети будут овладевать с помощью взрослого,
- совсем незнакомые предметы и материалы.
7. принцип активности – это возможность участия взрослого с ребёнком в создании окружающей среды.
8. принцип свободы достижения ребёнком своего права на игру реализуется в выборе: темы; сюжета; необходимых игрушек; места; времени.
При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высоко творческая деятельность всех педагогов ДОУ. Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.
Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
Предметно-развивающее образовательное пространство, организованное в детском саду, должно способствовать обогащенному развитию, обеспечивать эмоциональное благополучие, отвечать интересам и потребностям детей; в воспитательно-образовательном процессе помогать осуществлению комплексного подхода.
Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены.
Дизайн и эргономика современной среды ДОУ
Предметно-пространственная среда развития – организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в соответствии с целями безопасности, психологического благополучия и развития ребенка. Создание интерьера помещений, использование детской мебели, игрушек, физкультурного и другого оборудования должно базироваться на научных принципах своеобразной «Эргономики детства» (научная и проектировочная дисциплина, сформировавшаяся на стыке психологии, физиологии, гигиены труда, биомеханики, антропологии и ряда технических наук). Высокая культура интерьера применительно к ребенку не роскошь, а условие построения «развивающей среды» (Концепция дошкольного воспитания», раздел «Условия развития»). Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Организация среды должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка, давать ему возможность постоянно чувствовать себя владельцем игрушек, иметь свободный доступ к средствам изобразительной, игровой. Конструктивной и другой деятельности.
Внутреннее убранство помещений детского сада подобно большому зеркалу. Оно отражает характер, стремления, интересы и даже маленькие слабости владельцев – педагогов и детей.
Дизайн - это творческий метод, процесс и результат художественно-технического проектирования, ориентированного на достижение наиболее полного соответствия создаваемых отдельных объектов и среды в целом возможностям и потребности человека, как утилитарным, так и эстетическим.
Понятие интерьера включает статичные и сменяемые части и детали внутреннего убранства – цвет и форму пространства, мебель, элементы декора подобранные с учетом выбранного стиля.
В основе создания интерьера современного детского сада – целесообразность и красота, баланс инициатив взрослых и детей.
Цвета от фиолетово-красного до желтого известны как теплые или приближающие. Окрашенные ими поверхности стен и потолков кажутся более близкими, чем на самом деле. Остальные цвета называют холодными, или удаляющими, поскольку они создают противоположное ощущение: комната становится холодной на вид, но кажется более просторной.
Форма в дизайне детского сада ориентирована на безопасность и возраст детей. Форма занавесей, мебели и крупного игрового оборудования призвана обеспечить потребности детей в удобстве и естественности пользования, в развитии воображения и реализации игровых замыслов. Элементы декора – панно, картины и прочее можно назвать взрослой частью дизайна. Они должны соответствовать эстетическим канонам – красоте и гармонии, вызывать чувство радости и эстетического наслаждения, воспитывать умение видеть и ценить красивое.
Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
Созданная в группах обстановка должна успокаивать, уравновешивать эмоциональный фон, положительно влиять на нервную систему ребенка. Все это должно проявляться в спокойном поведении и содержательной деятельности. В среде дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учится упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, на собственном опыте приобретает знания.
Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Дизайн и эргономика предметно-развивающей среды группы
Цветовая гамма: белый потолок, светло-желтый тон групповой комнаты, окрашенной вододисперсионной интерьерной краской.
Цветовые пятна в интерьере группы: ковровые покрытия, игрушки, постеры в рамах.
Светлые пол и стены создают впечатление простора. Ковровые покрытия, мебельный кант, выдержаны в единой цветовой гамме. Открытые полки-стеллажи выполняют роль разделителей пространства. Благодаря им групповое помещение делится на центры. Использование мобильных элементов обстановки на роликах (тумбы, столы, подиумы), которые легко можно перемещать в помещении и придавать им самые различные функции.
Развивающее пространство для детей в групповом помещении
Создавая предметно-развивающую среду для детей, все пространство в группе необходимо разделить на определенные зоны или центры. В связи с этим можно выделить следующие центры:
- Учебный центр;
- Центр материалов;
- Центр ролевой игры;
- Центр искусства;
- Центр природы и экспериментальной деятельности;
- Физкультурно-оздоровительный центр;
- Центр театрализованной деятельности;
- Центр математического развития;
- Уголок уединения;
- Центр книги;
- Музыкальный центр.
Рассмотрим каждый центр и его оснащение более подробно.
Учебный центр
Это полифункциональное трансформируемое рабочее пространство. Оно с легкостью меняет свой облик. Во-первых, это «мастерская» (для занятий продуктивной деятельностью), во-вторых, «Лаборатория» (для занятий познавательно-исследовательской деятельностью) и. в-третьих, место для свободной деятельности детей по интересам вне занятий со взрослыми. Возможность свободного изменения рабочего пространства – и по конфигурации и по объему – открывается за счет разного расположения столов: соединение в общий большой рабочий стол или компоновки для четырех детей (для пар, для индивидуальной деятельности). Столы легкие, подвижные.
Центр материалов
Природный материал: песок, вода, камешки, ракушки.
Сыпучие продукты: мука, манка, бобы, горох, рис
Центр ролевой игры
Детская мебель, принадлежности к ролевым играм, различные заместители, отображающие быт взрослых. Куклы разных размеров. Комплекты одежды, постельного белья для кукол, кукольные сервизы, коляски для кукол. Атрибуты для ряжения.
Центр искусства
Угловые столы для продуктивной художественной деятельности, где дети в свободное время лепят, рисуют, выполняют аппликационные работы. Шкаф-полка наполнена необходимым изобразительным материалом. Рядом место для выставки «Наше творчество», где на натянутых декоративных шнурах, дети размещают свои рисунки, аппликационные работы. На полочке шкафа-полке, располагаются работы детей по лепке.
Рядом расположена картинная галерея: выставка репродукций картин русских художников И.И. Шишкина, Левитана, Поленова.
Рулон простых белых обоев для рисования коллективных работ, доска для рисования мелом, маленькие доски для рисования.
Центр природы и экспериментальной деятельности
На стеллаже располагается центр природы. Комнатные растения размещаются в этом центре (кашпо одного цвета). На полочках хранится инвентарь для ухода за растениями, рыбками. В центре природы расположить аквариум на уровне глаз детей. На стене находится календарь природы.
Физкультурно-оздоровительный центр
Центр расположен в нише одной из стен комнаты и вешалками-крючками для спортивного оборудования: мячи разных размеров, мячики массажные. Обручи, гимнастические палки, кольцебросы, кегли, мишени, детская баскетбольная корзина, массажные и ребристые коврики, тренажеры (постоянно меняющиеся), скакалки, нетрадиционное оборудование, и т.д.
Центр театрализованной деятельности
Большая и маленькая ширмы. Стойка-вешалка для костюмов. Шкаф с костюмами, масками, атрибутами для обыгрывания сказок, куклы и игрушки.
Диски и аудиокассеты для сопровождения театрализованных игр, грим, зеркало, парики.
Центр математического развития
Математические и логические игры для детей разных уровней развития, головоломки, комплекты цифр, математические знаки, набор геометрических фигур, объемные тела, счетные палочки, детский компьютер расположены на полке-тумбе, мольберт. Здесь дети могут производить действия с цифрами, знаками, числами, ориентироваться на листе бумаги и мольберт, решать логико-математические задачи, составлять целое из частей.
Уголок уединения
Он должен быть немного удален ото всех центров. Дуга в виде полукруга должна крепится к стене. Уголок уединения должен закрываться полупрозрачными шторами. В мягком кресле ребенок, уединившись, может рассмотреть альбом с семейными фотографиями, просто отдохнуть.
Центр книги
Книжный шкаф, в котором размещены книги для детей по программе и любимые книги для детей: энциклопедические, книги-справочники, словари и словарики, книги по интересам детей, книги по истории и культуре русского и других народов, открытая витрина для книг. Стол со стульчиками для рассматривания книг.
Музыкальный центр
В шкафу на открытых полках находятся музыкальные инструменты, звучащие предметы-заместители, магнитофон, диски и аудиокассеты с записью детских песенок, музыки для детей по программе, голосов природы.
Создавая предметно-развивающую необходимо помнить:
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма в дизайне детского сада ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе должно быть предусмотрено место для детской экспериментальной деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально-потребностной сферы.
7. Пространство группового помещения должно быть полифункционально.
8. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
9. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
10. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Заключение
Организация предметной среды в детском саду должна быть подчинена цели психологического благополучия ребенка. Создание интерьера помещений, производство детской мебели, игр и игрушек, физкультурного оборудования и спортинвентаря должно базироваться на научных принципах – своеобразной «эргономики детства». Высокая культура интерьера применительно к ребенку не роскошь, а условие построения развивающей среды. Обогащение форм жизни ребенка в детском саду требует более гибкого и вариативного использования пространства. Альтернативу жесткой функциональной закрепленности зон и уголков внутри помещений и участков составляет их приспособленность к удовлетворению потребностей и интересов самого ребенка, когда он получает возможность постоянно чувствовать себя полноправным владельцем игрушек, свободно перемещаться по детскому саду, получать удовольствие от жизни окружающих его детей и взрослых.
П.Лич, автор книги о развитии детей до 5 лет утверждает: «Если Вы отвели ребёнку место, обеспечили предметами и игрушками, о развитии своего мышления он позаботится сам. Он – экспериментатор и изобретатель, поэтому ваше дело лишь предоставить в его распоряжение лабораторию, оборудование и ассистента (себя), когда таковой ему потребуется. Что он будет делать с этим оборудованием – это уже его забота. Как любому учёному, ему нужна в его научной работе независимость».
Информационные ресурсы:
1. Анохина, Т. Как организовать современную предметно-развивающую среду// Дошкольное воспитание. - № 5. – 99. – с. 32-38.
2. Артамонова, О. Предметно-пространственная развивающая среда: ее роль в развитии личности// Дошкольное воспитание. – 2006. - № 4. – с. 37-42.
3. Волчкова, В.Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. – 392 с.
4. Нищева, Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. – Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 285 с.
5. Петровский, В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М.: Новая школа, 2007. – 198 с.
6. Создание образовательной и предметно-развивающей среды в жизнедеятельности детей дошкольного возраста: Методические рекомендации/ Авторы сост.: Кольцова О. В., Шедько С. Н. – Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышение квалификации работников образования», 2009. – 70 с.
Сетевые источники:
http://doshvozrast/ru/?cat=2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации "Организация предметно-пространственной развивающей среды ДОУ"
Данные методические рекомендации разработаны для использования специалистами системы дошкольного образования в практической деятельности...
Организация предметно-пространственной развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (из опыта работы)
В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развити...
организация предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста
Воспитание и развитие детей раннего возраста сегодня является одной из приоритетных областей дошкольного воспитания. Рационально организованная предметная среда, разнообразие игр, игрушек ...
организация предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста
Воспитание и развитие детей раннего возраста сегодня является одной из приоритетных областей дошкольного воспитания. Рационально...
"Организация предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ"
Задача педагогических работников в ДОУ состоит в умении моделировать социокультурную предметно-пространственную развивающую среду, которая бы позволила ребёнку проявлять творческие...
Организация предметно-пространственной развивающей среды ДОУ. Создание образовательного контента для организации игровых сеансов.
Построение предметно-пространственной развивающей среды ДОУ. Образовательный контент – это структурированное предметное содержание, используемое в образовательном процессе....
«Организация предметно-пространственной развивающей среды в дошкольной образовательной организации».
Ведущим видом деятельности для дошкольников является игра. Именно поэтому воспитатели испытывают повышенный интерес к обновлению развивающей предметно-пространственной среды ДОУ...