Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для детей с нарушениями речи (проект)
материал

Ерёмина Наталья Николаевна

Все основные положения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о должны быть отражены в АООП ОО. Исключительным правом на разработку и утверждение АООП обладает образовательная организация. Согласно ч. 5 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ, "образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность". Статья 28 "Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации" подтверждает это положение. Она относит к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности разработку и утверждение образовательных программ образовательной организации. Сама же ОО решает вопрос о целесообразности проведения экспертизы разработанной АООП. Согласования образовательной программы не требуется. Таким образом, объектом внешней оценки АООП становится только в период прохождения процедуры лицензирования и государственной аккредитации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для детей с нарушениями речи (проект)

Все основные положения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о должны быть отражены в АООП ОО. Исключительным правом на разработку и утверждение АООП обладает образовательная организация. Согласно ч. 5 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ, "образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность". Статья 28 "Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации" подтверждает это положение. Она относит к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности разработку и утверждение образовательных программ образовательной организации. Сама же ОО решает вопрос о целесообразности проведения экспертизы разработанной АООП. Согласования образовательной программы не требуется. Таким образом, объектом внешней оценки АООП становится только в период прохождения процедуры лицензирования и государственной аккредитации.

Адаптированная основная общеобразовательная программа включает:

- пояснительную записку;

- планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ АООП;

- систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП обучающимися с ОВЗ;

- учебный план;

- программы отдельных учебных предметов;

- программу коррекционной работы;

- программу духовно-нравственного развития;

- программу формирования универсальных учебных действий обучающихся (базовых учебных действий);

- программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;

- программу внеурочной деятельности;

- систему условий реализации АООП.

Данные разделы могут быть представлены в АООП ОО последовательно, а могут быть объединены в блоки, например:

- целевой (пояснительная записка, планируемые результаты освоения АООП, система оценки достижений в освоении АООП);

- содержательный (отдельные программы);

- организационный (учебный план, план внеурочной работы, система условий реализации АООП).

Кроме указанных разделов АООП школы может иметь и дополнительные разделы, которые учитывают специфические особенности и возможности региона и школы. Например, в качестве дополнительных разделов в программу могут быть включены паспорт программы, основные понятия, детальная характеристика контингента обучающихся по различным параметрам, имеющим значение для дальнейшей организации обучения (например, особенности контингента по различным сопутствующим заболеваниям, требующим существенного медицинского сопровождения, или большое количество детей-инвалидов, для которых предусматривается программа реабилитации), и др. Пример АООП - Приложение 7.

При разработке АООП нужно учесть, что данный документ является локальным нормативным актом, описывающим содержание образования и механизм реализации стандартов. В ней конкретизируются положения новых образовательных стандартов применительно к особенностям образовательной организации, составу учащихся, месту расположения, педагогическим возможностям. В ОО может быть несколько АООП.

Условия и порядок разработки АООП устанавливаются отдельным локальным нормативным актом общеобразовательного учреждения, в котором указываются:

- порядок и периодичность разработки АООП или внесения изменений в действующую АООП (в соответствии с периодичностью обновления образовательных стандартов, а также в связи с изменениями в жизнедеятельности образовательного учреждения);

- состав участников разработки АООП, их полномочия и ответственность;

- порядок обсуждения проекта АООП;

- порядок утверждения АООП и ввода в действие.

АООП НОО для обучающихся с ОВЗ самостоятельно разрабатывается в соответствии со стандартом и с учетом примерной АООП НОО и утверждается организацией. АООП НОО реализуется с учетом образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся с ОВЗ на основе специально разработанных учебных планов, в том числе индивидуальных, которые обеспечивают освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

На основе стандарта организация может разработать в соответствии со спецификой своей образовательной деятельности один или несколько вариантов АООП НОО с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ. Реализация АООП НОО может быть организована как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях.

Для обеспечения освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО возможно использование сетевой формы.

АООП НОО включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Соотношение частей определяется дифференцированно в зависимости от варианта АООП НОО и составляет: 80% и 20%, 70% и 30% или 60% и 40%). Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных и коррекционно-развивающей областей по классам (годам обучения).

АООП НОО может включать как один, так и несколько учебных планов. Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП НОО определяет организация. Учебные планы обеспечивают возможность преподавания и изучения государственного языка Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации и родного языка из числа языков народов Российской Федерации, а также устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение по классам (годам) обучения. Учебный план включает предметные области в зависимости от вариантов АООП НОО. Количество учебных занятий по предметным областям за 4 учебных года не может составлять более 3039 часов, за 5 учебных лет - более 3821 часа, за 6 учебных лет - более 4603 часов. Обязательным элементом структуры учебного плана является "Коррекционно-развивающая область", реализующаяся через содержание коррекционных курсов. АООП НОО реализуется организацией через организацию урочной и внеурочной деятельности. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, включает часы на внеурочную деятельность (10 часов в неделю), предназначенные для реализации направлений внеурочной деятельности (не более 5 часов в неделю), и часы на коррекционно-развивающую область (не менее 5 часов в неделю). Для обеспечения учета индивидуальных особенностей и потребностей каждого обучающегося в данный локальный нормативно-правовой акт образовательной организации может быть включен перечень индивидуальных прав обучающихся и их родителей, которые должны быть реализованы при формировании документа, и процедуры выявления, фиксирования образовательных запросов обучающегося в разных форматах - индивидуальный учебный план в рамках образовательной программы образовательной организации, индивидуальный выбор в рамках отдельных учебных предметов, курсов, видов, направлений образовательной деятельности и др.

Внеурочная деятельность осуществляется в соответствии с планом мероприятий внеурочной деятельности в ходе организации и проведения специальных внеурочных мероприятий, таких как: игры, экскурсии, занятия по интересам, творческие фестивали, конкурсы, выставки, соревнования ("веселые старты", олимпиады), праздники, лагеря, походы, реализация доступных проектов и др.

Внеурочная деятельность должна способствовать социальной интеграции обучающихся путем организации и проведения мероприятий, в которых предусмотрена совместная деятельность детей с нарушениями развития и обучающихся, не имеющих ОВЗ, из различных организаций. Виды совместной внеурочной деятельности необходимо подбирать с учетом возможностей и интересов как обучающихся с нарушениями развития, так и их обычно развивающихся сверстников. Для результативного процесса интеграции в ходе внеурочных мероприятий важно обеспечить условия, благоприятствующие самореализации и успешной совместной деятельности для всех ее участников.

При организации внеурочной деятельности обучающихся используются возможности сетевого взаимодействия (например, с участием организаций дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта). В период каникул для продолжения внеурочной деятельности используются возможности организации отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования детей. Задачи и мероприятия, реализуемые во внеурочной деятельности, включаются в специальную индивидуальную образовательную программу.

Внеурочная деятельность не является дополнительным образованием обучающихся и может происходить не только во второй половине учебного дня, но и в другое время, включая каникулярные, выходные и праздничные дни. Например, экскурсионные поездки в другие города, лагеря, походы и др. Пример Положения о внеурочной деятельности - Приложение 8, Плана внеурочной деятельности.

Особенно стоит обратить внимание на описание методического оснащения АООП, в том числе ТСО, учебниками и другими средствами обучения, предоставляемыми школьникам бесплатно.

Характеристика каждого из вышеназванных разделов представлена в примерных АООП к ФГОС и может составляться образовательной организацией с опорой на данные документы. Еще раз необходимо обратить внимание на разнообразие возможностей организации обучения учащихся с ОВЗ по ФГОС (табл. 1):

Таблица 1

Категория детей с ОВЗ

Варианты программ ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ

Глухие дети

1.1, 1.2, 1.3, 1.4

Слабослышащие дети

2.1, 2.2, 2.3

Слепые дети

3.1, 3.2, 3.3, 3.4

Слабовидящие дети

4.1, 4.2, 4.3

Дети с речевыми нарушениями

5.1,5.2

Дети с двигательными нарушениями

6.1, 6.2, 6.3, 6.4

Дети с задержкой психического развития

7.1, 7.2

Дети с расстройствами аутистического спектра

8.1, 8.2, 8.3, 8.4

Дети с умственной отсталостью

ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - варианты 1, 2

В связи с особенностями контингента обучающихся в каждом случае у образовательной организации имеется возможность организовать обучение учащихся по учебному плану, индивидуальному плану, реализация которого может подразумевать различную меру участия родителей (законных представителей) ребенка, привлечение сторонних организаций при осуществлении сетевого взаимодействия, другие возможности совершенствования условий для достижения наилучшего результата обучения школьников с ОВЗ и их адаптации в жизни современного общества.

Как указывается во ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о и конкретизируется в АООП, обучение детей начинается в 1-м классе. В задачи этого периода обучения входит текущая диагностика состояния ребенка, призванная уточнить особенности его образовательных потребностей и затем принять ответственное решение о рекомендации того или иного варианта АООП. Другой задачей является адаптация ребенка к условиям обучения, его подготовка к осуществлению новой для ребенка учебной деятельности, снятие проблем, обусловленных педагогической депривацией и отсутствием должного опыта участия в образовательном процессе в дошкольном детстве.

В первом классе учащиеся с ОВЗ, так же как и другие обучающиеся, учатся по безотметочной системе. Согласно соответствующему локальному акту (разработанному на основе ч. 2 ст. 11, ч. 1 ст. 12, п. 13 ч. 3 ст. 28, ст. 95 ФЗ № 273-Ф3, ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС О у/о, рекомендательных писем Минобрнауки России от 3 июня 2003 г. № 13-51-120/13 "Система оценивания учебных достижений школьников в условиях безотметочного обучения", СанПиН 2.4.1.2821-10), по окончании первого класса осуществляется динамическая оценка индивидуальных достижений ребенка в области предметных и личностных результатов обучения. В качестве материалов для составления аналитических документов могут выступать продуктивные работы детей, материалы наблюдения за процессом их деятельности на занятиях и в свободной деятельности, анализ состояния их учебной деятельности и пр., собранные, например, в "портфель достижений ребенка" или другой удобный для анализа комплекс. На основании проведенного анализа педагогом, обследований и наблюдений специалистов группы сопровождения делается заключение, с которым знакомится родитель, о предполагаемых перспективах обучения школьника. Совместное обсуждение представителями образовательной организации и родителями перспектив ребенка формирует стратегию дальнейшего его обучения. Решение о переводе на другой вариант обучения, повторном обучении в первом классе оформляется на основании рекомендации ПМПК после обследования ребенка и анализа документов, представленных школой. В этой связи необходимо отметить, что ФГОС О у/о подразумевает два уровня усвоения программного содержания: минимальный и достаточный. В соответствующем ФГОС О у/о, в частности, сказано: "Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по варианту программы". Соответственно, для обучающихся с умственной отсталостью, осваивающих первый вариант АООП, предусмотрена возможность освоения некоторых дисциплин (перечень и количество которых оговорено в соответствующем локальном акте образовательного учреждения) по индивидуальному плану.

Связанной с описанной выше ситуацией является ситуация изменения рекомендованного и выбранного родителями ранее варианта обучения ребенка: перевод с обучения по ФГОС НОО на обучение по ФГОС НОО ОВЗ или наоборот, а также с одного варианта АООП на другой. Например, изменение рекомендованного варианта обучения - с третьего на второй. Также это может быть связано со снижением уровня образовательных возможностей ребенка, в том числе в связи с возникшим дополнительно заболеванием или в иных случаях, и, как следствие, изменение рекомендуемого варианта обучения (например, со второго варианта на третий согласно ФГОС НОО ОВЗ).

Проект. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для детей с тяжелыми нарушениями речи

II.3.1.3. Требования к условиям реализации основной образовательной программы на основе ФГОС для детей с нарушениями речи по первому варианту Стандарта (А)

Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования варианта Стандарта А представляют собой систему требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям получения образования обучающимися с нарушениями речи и достижения планируемых результатов начального общего образования.

Интегрированным результатом реализации указанных требований выступает создание комфортной, развивающей образовательной среды, обеспечивающей качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей); гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающегося; комфортной по отношению к обучающимся и педагогическим работникам.

Данная система требований должна включать и специфические компоненты в соответствии с общими для всех детей с нарушениями речи и особыми образовательными потребностями.

В соответствии с текстом статьи 34 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» обучающийся имеет право на:

- «выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет» (пункт 1);

- «предоставление условий для обучения с учётом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение

социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции» (пункт 2);

- «перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня, в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования» (пункт 15). При этом «Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной образовательной программе с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций медико-психолого-педагогической комиссии».

Кадровое обеспечение реализации основной образовательной программы начального общего образования предусматривает следующее.

Педагоги образовательной организации (учитель, учитель-логопед, педагог- психолог, социальный педагог), которые реализуют программу коррекционной работы (вариант А) должны иметь квалификацию/степень не ниже магистра, предполагающую получение высшего профессионального образования:

1. по направлению «Педагогика» [магистерские программы в области специальной (коррекционной) педагогики; специальной (коррекционной) психологии] или по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»;

2. по направлениям «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование» при наличии степени бакалавра по направлению «Педагогика» [один из профилей подготовки в области специальной (коррекционной) педагогики; специальной (коррекционной) психологии] или по направлению «Специальное (дефектологическое) образование».

Педагоги образовательной организации (учитель, учитель-логопед, педагог- психолог, социальный педагог), которые реализуют программу коррекционной работы (вариант А) должны иметь высшее профессиональное образование по специальности логопедия (квалификация учитель-логопед), с обязательным прохождением профессиональной переподготовки (повышения квалификации) в области инклюзивного образования, подтвержденной сертификатом установленного образца.

Педагоги (учителя начальных классов), которые реализуют основную образовательную программу (вариант А), должны иметь высшее профессиональное образование, предусматривающее:

а) получение степени/квалификации бакалавра или магистра по направлению педагогическое образование (соответствующего профиля подготовки);

б) получение специальности «Начальное образование» (квалификация - учитель начальных классов).

Для этих категорий специалистов обязательным требованием является прохождение профессиональной переподготовки (повышения квалификации) в области инклюзивного образования, подтвержденной сертификатом установленного образца.

В варианте А (инклюзивное образование) детям с нарушениями речи может потребоваться временное подключение тьютора (асссистента, помощника). Уровень его образования должен быть не ниже степени/квалификации бакалавра:

а) по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»;

б) по направлению «Педагогика» (один из профилей подготовки в области специальной (коррекционной) педагогики; специальной (коррекционной) психологии).

Музыкальный работник, учитель физкультуры, рисования и другие педагоги, занятые в начальном общем образовании детей с нарушениями речи в варианте Стандарта А, должны иметь уровень образования не ниже среднего профессионального по профилю преподаваемой дисциплины.

Финансово-экономическое обеспечение. Разрабатываемый стандарт исходит из параметров уже имеющегося финансирования школьного образования детей с нарушениями речи, не предполагает выхода за рамки уже установленных границ. Необходимо подчеркнуть, что в соответствии с конституционными правами детей с нарушениями речи на образование должно быть предусмотрено «подушевое» финансирование, размер которого сохраняется вне зависимости от выбранного уровня образования, варианта стандарта, степени интеграции ребёнка в общеобразовательную среду. Финансово-экономическое обеспечение устанавливается применительно к каждому варианту стандарта и каждой категории обучающихся с нарушениями речи.

II. 3.1.4. Требования к материально-техническому обеспечению реализации основной образовательной программы варианта Стандарта А

 В соответствии с концепцией ФГОС материально-техническое обеспечение образования детей с нарушениями речи должно отвечать как общим, так и особым образовательным потребностям данной группы детей. В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения должна быть отражена специфика требований к:

1.        организации пространства, в котором обучается ребенок с нарушениями речи;

2.        организации временного режима обучения;

3. организации рабочего места ребенка с нарушениями речи;

4.        техническим средствам обучения и обеспечения комфортного доступа ребенка с нарушениями речи к образованию;

5.        специальным учебным и дидактическим материалам, отвечающим образовательным потребностям детей и позволяющих реализовать данный вариант Стандарта;

6.        обеспечение условий для организации обучения и взаимодействия специалистов, их сотрудничества с родителями (законными представителями) обучающихся.

Требования к материально-техническому обеспечению ориентированы не только на ребенка, но и на всех участников процесса образования. Это обусловлено большей, чем в «норме», необходимостью коррекционного сопровождения процесса образования детей с нарушениями речи. Специфика данной группы требований состоит в том, что все вовлеченные в процесс образования взрослые должны иметь неограниченный доступ к организационной технике либо к специальному ресурсному центру в образовательной организации, где можно осуществить подготовку необходимых дидактических материалов для процесса обучения ребенка с нарушениями речи. Предусматривается материально- техническая поддержка, в том числе сетевая, процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля, вовлеченных в процесс образования, родителей (законных представителей) ребенка с нарушениями речи. Информационное обеспечение включает необходимую нормативно-правовую базу образования детей с нарушениями речи и характеристики предполагаемых связей участников образовательного процесса.

Вариант Стандарта А для детей с нарушениями речи (далее варианты В и С) предполагает ту или иную формы и долю обязательной социальной и образовательной инклюзии/интеграции детей, что требует координации действий, т.е. обязательного регулярного и качественного взаимодействия специалистов массового и специального образования. Предусматривается для тех и других специалистов возможность обратиться к информационным ресурсам в сфере специальной психологии и коррекционной педагогики, включая электронные библиотеки, порталы и сайты, дистанционный консультативный сервис; получить индивидуальную консультацию квалифицированных профильных специалистов. Предусматривается организация регулярного обмена информацией между специалистами разного профиля, специалистами и семьей, включая сетевые ресурсы и технологии.

Раскроем вышеперечисленные структурные элементы материально-технического обеспечения образования детей с нарушениями речи.

Организация пространства, в котором обучается ребенок с нарушениями речи.

Пространство (прежде всего здание и прилегающая территория), в котором осуществляется, образование детей с нарушениями речи должна соответствовать общим требованиям, предъявляемым к образовательным организациям, в частности:

• к соблюдению санитарно - гигиенических норм образовательного процесса (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т.д.);

• к обеспечению санитарно-бытовых (наличие оборудованных гардеробов, санузлов и т.д.) и социально-бытовых условий (наличие оборудованного рабочего места, учительской, комнаты психологической разгрузки и т.д.);

• к соблюдению пожарной и электробезопасности;

• к соблюдению требований охраны труда;

• к соблюдению своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта и др.

Материально-техническая база реализации основной образовательной программы начального общего образования для детей с нарушениями речи должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных организаций, предъявляемым к:

• участку (территории) образовательной организации (площадь, инсоляция, освещение, размещение, необходимый набор зон для обеспечения образовательной и хозяйственной деятельности образовательной организации и их оборудование);

• зданию образовательного учреждения (высота и архитектура здания);

• помещениям для осуществления образовательного процесса: классам, кабинетам учителя-логопеда, педагога-психолога и др. специалистов (необходимый набор и размещение, их площадь, освещенность, расположение и размеры рабочих, игровых зон и зон для индивидуальных занятий в учебных кабинетах образовательной организации, для активной деятельности и отдыха, структура которых должна обеспечивать возможность для организации урочной и внеурочной деятельности);

• актовому, спортивному залам, бассейну, залу лечебной физкультуры и т.д.

• кабинетам медицинского назначения;

• помещениям для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи, обеспечивающим возможность организации качественного горячего питания;

• туалетам, коридорам и другим помещениям.

Организация временного режима обучения:

Временной режим образования детей с нарушениями речи (учебный год, учебная неделя, день) устанавливается в соответствии с законодательно закрепленными нормами (ФЗ «Об образовании в РФ», Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10, приказами Министерства образования и др.), а также локальными актами образовательной организации.

Учебный день включает в себя специально организованные занятия / уроки, а также паузу, время прогулки и процесс выполнения повседневных ритуалов. Обучение и воспитание происходит как в ходе занятий / уроков, так и во время другой (внеурочной) деятельности обучающегося в течение учебного дня. Продолжительность специально организованного занятия / урока с обучающимися с нарушениями речи различна и зависит от возраста детей (от 35 до 45 минут).

Организация учебного места ребенка:

При организации учебного места учитываются возможности ребенка и создаются оптимальные условия для проведения как групповой, так и индивидуальной форм обучения. Кроме учебных зон необходимо предусмотреть места для отдыха и проведения свободного времени.

Особенности восприятия детей с нарушениями речи диктуют необходимость использования большого объема наглядного (графического) материала, для размещения которого в поле зрения обучающихся необходимы специально оборудованные места: ковролиновые и / или магнитные доски, фланелеграфы и др.

Технические средства обучения и обеспечения комфортного доступа ребенка с нарушениями речи к образованию; средства и технологии.

Успешному образованию ребенка с нарушениями речи во многом способствуют технические средства, включая специализированные компьютерные инструменты обучения. Для удовлетворения особых образовательных потребностей ребёнка необходимо подобрать вспомогательные средства и технологии с учетом степени выраженности и диапазона имеющихся у него нарушений речи.

Технические средства обучения (включая специализированные компьютерные инструменты обучения) дают возможность удовлетворить особые образовательные потребности для всех обучающихся с нарушениями речи, способствуют мотивации учебной деятельности, позволяют получить качественный результат.

Специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям детей с нарушениями речи.

Особые образовательные потребности детей с нарушениями речи вызывают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала, позволяющего эффективно осуществлять процесс обучения по всем содержательным областям.

Освоение практики общения с окружающими людьми в рамках образовательной области «Знания о языке и речевая практика» предполагает использование учебников и учебных материалов, наглядно-дидактического, иллюстративного материала, речевых упражнений в сочетании с другими приемами (пояснениями, указаниями, вопросами); знаково-символического моделирования (создания моделей и их использования в целях формирования представлений о структуре объектов, об отношениях и связях между элементами этих объектов); вербальных средств коммуникации.

Освоение образовательной области «Знание математики и применение математических знаний» предполагает использование разнообразного дидактического материала в виде:

- предметов различной формы, величины, цвета;

- изображения предметов, людей, объектов природы, цифр и др.;

- тетради по математике;

- рисунков, чертежей, схем;

- оборудования, позволяющего выполнять различные математические действия;

- программного обеспечения для персонального компьютера, с помощью которого выполняются упражнения по формированию доступных математических представлений, осуществляется решение математических задач.

Формирование доступных представлений о мире и практики взаимодействия и окружающим миром происходит с использованием традиционных дидактических средств, с применением видео, проекционного оборудования, интернет ресурсов и печатных материалов. Обогащению опыта взаимодействия с окружающим миром способствует непосредственный контакт обучающихся с нарушениями речи с миром неживой и живой природы (растительным и животным). В качестве средств обучения могут выступать комнатные растения, уголок живой природы, пришкольный учебно-опытный участок.

Для занятий в образовательной области «Искусство – знания и умения в области искусств и практика их применения в быту и творчестве» необходим большой объём расходных материалов (бумага, трафареты, шаблоны, краски, карандаши, фломастеры, пластилин, глина, клей и др.). Для развития изобразительной деятельности в доступных видах художественного ремесла (батик, керамика, ткачество, полиграфия и др.) необходимо безопасное оборудование для соответствующих мастерских, а также наличие специфических средств художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.)

На занятиях музыкой важно обеспечить обучающимся с нарушениями речи использование доступных музыкальных инструментов (маракасы, бубен, барабан и др.), театральным реквизитом, а также оснащение актовых залов воспроизводящим, звукоусиливающим и осветительным оборудованием.

Образовательная область «Знания о здоровье, своих возможностях и ограничениях и практика здорового образа жизни, физического совершенствования» должна обеспечивать обучающимся с нарушениями речи возможность физического самосовершенствования даже если их физический статус значительно ниже общепринятой нормы. Для этого оснащение физкультурных залов должно предусматривать как обычное (для спортивных залов школ), так и специальное оборудование, включая специальные тренажёры.

Освоение образовательной области «Технологии – основа трудовой деятельности, доступные и необходимые в жизни технологии и практика их применения» предполагает использование текстильных материалов, нетканных материалов, инструментов для работы с ними, древесины, инструментов для обработки древесины, металлоконструктора, проволоки, инструментов для обработки проволоки, коробок, катушек, кожи, ниток, шнуров и т.д.

II.3.2.3. Требования к условиям реализации основной образовательной программы на основе ФГОС для детей с тяжелыми нарушениями речи по второму варианту Стандарта (В)

В соответствии с текстом статьи 34 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» обучающийся имеет право на:

- «выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет» (пункт 1);

- «предоставление условий для обучения с учётом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции» (пункт 2);

- «перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня, в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно – правовому регулированию в сфере образования» ( пункт15).

Наряду с требованиями к организации образовательного процесса, описанными применительно к варианту Стандарта А, для обучающихся об по варианту Стандарта В, необходимо соблюдение следующих условий:

- пролонгирование обучения за счет введения специальных дисциплин, которые позволяют преодолеть недостатки речевого развития;

- адаптация содержания образовательной программы;

- существенное усиление компонента «жизненной компетенции», обеспечивающее развитие обучающегося и позволяющее активнее взаимодействовать с окружающими;

- наполняемость класса соответствует Приказу Министерства образования и науки РФ №1015 от30 августа 2013г Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего образования;

- ребенок с тяжелыми нарушениями речи принимается на обучение по адаптированной общеобразовательной программе с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико- педагогической комиссии;

- основанием для направления ребенка в образовательную организацию данного типа является заключение психолого-медико-педагогической комиссии края, области, города, района. В заключении определяется возможность обучения ребенка по программе и вариант обучения.

- при необходимости перевод ребенка с тяжелыми нарушениями речи из другого типа образовательной организации или зачисление осуществляется: в I отделение – до 10 лет, во II отделение – до 12 лет;

- образовательная организация создает комфортную развивающую среду для обучающих с тяжелыми нарушениями речи.

Образовательные организации предоставляют условия для обучающихся с нарушениями речи с учетом их психофизического, речевого развития и здоровья.

Специфика условий получения образования обучающимися с тяжелыми нарушениями речи проявляется в следующем:

- формировании приёмов и способов учебной, трудовой и коммуникативной деятельности;

- использовании специальных средств обучения;

- индивидуальном и дифференцированном подходе к детям.

Среда и рабочее место для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи организуются в соответствии с особенностями их развития.

Вариант Стандарта В предполагает создание коррекционно-развивающего пространства, обеспечивающего развитие механизмов компенсации каждого обучающегося с тяжелыми нарушениями речи и на этой основе решаются проблемы социальной интеграции обучающихся.

В результате освоения адаптированной образовательной Программы варианта Стандарта В дети с речевыми нарушениями также получают в полном объёме знания и учебные навыки, предусмотренные Стандартом начального общего образования. Такая возможность обеспечивается организацией обучения по специальной (адаптированной) программе (I отделение); удлинением сроков обучения, включением ряда специальных учебных предметов (произношение, развитие речи, логопедическая ритмика), обогащением образовательно-воспитательного процесса обязательными индивидуальными и фронтальными логопедическими занятиями, направленными на коррекцию речевого нарушения, развитие речи, когнитивных, коммуникативных и творческих способностей учащихся. Вся образовательная и воспитательная деятельность в рамках реализации варианта Стандарта В построена так, чтобы на всех уроках и внеклассных мероприятиях осуществлялась работа по развитию и коррекции нарушений речи детей, обеспечивающая тесную связь содержания образования с его развивающей направленностью.

Важным средством предупреждения перегрузок в I и II отделениях является пропедевтическая направленность всего процесса обучения, его индивидуализация, достигаемая за счет тщательного изучения структуры нарушения и осуществляющаяся как на специфических уроках и занятиях, так и в ходе изучения предметов общеобразовательного цикла.

Вариант Стандарта В характеризуется усилением внимания к формированию полноценной «жизненной» компетенции, недостаточная сформированность которой обусловлена выраженными ограничениями коммуникативной функции речи. В связи с неизбежной вынужденной упрощенностью специальной среды обучения и воспитания, максимально приспособленной к ребенку, но ограничивающей его коммуникативные контакты со здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по планомерному введению ребенка в более сложную социальную среду, поэтапное расширение круга общения, социальных контактов, жизненного опыта. Тем самым происходит формирование полноценной жизненной компетенции. При использовании полученных знаний в реальных условиях введения в социальную среду обучающийся расширяет жизненный опыт совместно с нормально развивающимися сверстниками.

Специфика обучения в I отделении образовательной организации для детей с тяжелыми нарушениями речи обуславливает необходимость следующего:

- общеобразовательный курс включает в себя набор основных учебных предметов образовательной организации общего назначения и призван обеспечить соответствующий Стандартам общего образования начальной школы уровень знаний, умений, навыков и сведений об окружающем мире, его социальном, естественнонаучном устройстве, нравственных ценностях;

- в области методики эти предметы адаптируются и преобразуются, приобретая коррекционную направленность в связи с особенностями речевого и личностного развития учащихся на разных этапах обучения;

- особо выделяется образовательная область «Язык – знания о языке и языковая практика», которая включает в себя как специальные предметы («Произношение», «Развитие речи»), так и общеобразовательные, адаптированные для учащихся с речевой патологией («Обучение грамоте», «Чтение», «Родной язык» и т.п.). Целью является формирование полноценной речевой деятельности как одной из важнейших предпосылок успешного обучения и средства успешной адаптации личности в обществе;

- коррекционная подготовка включает два раздела: «Коррекционные курсы» и «Индивидуальные логопедические занятия». «Коррекционные курсы» представлены уроками «Логопедическая ритмика» в подготовительном, первом и втором классах. «Индивидуальные логопедические занятия» проводятся после уроков. Их цель: преодоление речевых трудностей, препятствующих усвоению материала на уроках образовательной области «Язык – знания о языке и языковая практика» и «Общеобразовательного» курса. Эти занятия проводятся в начальной школе с одним учеником в течение 15 минут, с подгруппой (2 – 4 ученика) в течение 20 – 25 минут;

Частота посещений индивидуальных занятий детьми 2 – 3 раза в неделю, суммарная нагрузка на ученика по учебному плану из раздела «Индивидуальные логопедические занятия» составляет 1 академический час.

В учебном плане предусмотрено время для организации факультативов, основными задачами которых являются коррекция речи и сопутствующих нарушений, двигательных функций, в том числе, мелкой моторики, познавательной деятельности, памяти, внимания, логического мышления, межличностного общения и т.п.

Часы, отведенные на «Обязательные занятия по выбору», могут быть использованы:

- для увеличения количества часов, отводимых на базовые предметы;

- для организации обучения по дополнительным предметам, по выбору образовательной организации;

- для организации подгрупповой работы по базовым предметам;

- на изучение русского языка как государственного в национальных школах и в русских школах, расположенных в национальных образованиях, для изучения национального языка. Изучение более двух языков в I отделении школы для детей с тяжелыми нарушениями речи не рекомендуется;

- осуществление принципа преемственности обеспечивается единой основой учебных планов всех ступеней образования (между дошкольным образованием, начальной и основной школой; между специальной (коррекционной) и общеобразовательной школой). Вместе с тем, каждая из ступеней, решая общие задачи, имеет свои специфические функции, связанные с речевыми и возрастными особенностями учащихся.

Начальная школа обеспечивает коррекцию различных проявлений речевого нарушений и обусловленных ими отклонений в психическом развитии обучающегося, первоначальное становление его личности, целостное развитие его способностей, формирование у обучающегося умения и желания учиться.

В начальной школе обучающиеся приобретают навыки фонетически правильной разговорной речи, расширяют лексический запас, учатся грамматически правильно оформлять высказывания, обучаются чтению и письму, счету, овладевают элементами теоретического мышления, культурой поведения, основами здорового образа жизни.

Содержание начального образования ориентировано на преодоление речевого недоразвития, предупреждение нарушений письменной речи, на формирование полноценной речевой и учебной деятельности и развитие основных сторон личности. Центральное место занимает «Коррекционный курс», обеспечивающий восполнение пробелов в речевом развитии обучающихся, формирование и совершенствование речемыслительных процессов, успешное освоение детьми закономерностями родного языка. В рамках этого курса выделяются предметы: «Произношение», «Грамота», «Развитие речи», «Фонетика, грамматика, орфография», «Чтение». Каждый из этих предметов имеет специфические цели и задачи, их содержание и основные направления работы тесно взаимосвязаны между собой. В учебном плане должна быть отражена гибкая система их взаимодействия на начальных этапах обучения. В рамках этого курса тесно переплетается формирование речи и познавательной культуры: расширенная тематика курсов «Окружающий мир – Природоведение» служит предметной базой для развития лексико-грамматической стороны речи, связного устного и письменного высказывания на уроках «Развитие речи». В процессе обучения элементарной теории родного языка на уроках «Фонетика, грамматика, орфография» обучающиеся осознанно выявляют закономерности функционирования языковых единиц и учатся применять их в рамках языковых упражнений. По мере накопления орфографических, грамматических, синтаксических знаний и умений и их автоматизации к концу начальной школы появляется реальная возможность их включения в речевую деятельность обучающихся на уровне письменной речи.

Тесно взаимодействует с образовательной областью «Язык – знания о языке и языковая практика» раздел «Индивидуальные логопедические занятия». На индивидуальных занятиях преодолеваются специфичные для каждого обучающегося речевые нарушения, что обеспечивает успешность фронтального обучения детей в условиях класса.

Обучение на II отделении наряду с решением специфических целей и задач предусматривает реализацию общеобразовательных целей и задач: обучение чтению, письму, счету, овладение элементами теоретического мышления, культурного поведения. Коррекционная направленность обучения обеспечивает создание фундамента общеобразовательной подготовки, достаточного для продолжения образования, глубокое усвоение основ наук, дальнейшее развитие личности обучающегося, совершенствует навыки полноценного общения, обеспечивает формирование «жизненной» компетенции.

Особые образовательные потребности этой категории детей в целом являются сходными с приведенными выше для обучающихся по варианту Стандарта А. Однако недостатки речевого и психофизического развития детей с тяжелыми нарушениями речи приводят к трудностям использования сенсорного опыта и приемов умственной деятельности, препятствуют совершенствованию учебно-познавательной деятельности. Поэтому обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи нуждаются в определенном объеме изучаемой информации, индивидуализированной и дифференцированной помощи в его усвоении, многократном повторении и разнообразном закреплении с опорой на практические аспекты применения знаний и умений.

Неспособность учащихся к полноценному усвоению отдельных предметов школьной программы не должна служить препятствием для продолжения освоения варианта Стандарта В.

Контингент учащихся в образовательных организациях для детей с тяжелыми нарушениями речи не является постоянным по своему составу, так как он может пополняться за счет учеников, которые обучались по варианту Стандарта А и испытывают трудности, препятствующие дальнейшему обучению. У школьников, обучающихся по варианту Стандарта В, могут отмечаться случаи успешной компенсации недостатков в развитии, связанных с тяжелыми нарушениями речи. В этом случае они могут в соответствии со своими пожеланиями перейти на обучение по варианту Стандарта А.

Кадровое обеспечение. Педагоги, реализующие адаптированную программу (вариант B), имеющие квалификацию/степень не ниже бакалавра, предусматривающую получение высшего профессионального образования:

а) по направлению специальное (дефектологическое) образование; 

б) по направлению «Педагогика» [один из профилей подготовки в области специальной (коррекционной) педагогики; специальной (коррекционной) психологии];

в) по специальности логопедия.

г) по педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование») с обязательным прохождением профессиональной переподготовки по направлению специальной (дефектологическое) образование (степень/квалификация бакалавр).

 В варианте В детям с тяжелыми нарушениями речи может потребоваться временное подключение тьютора (асссистента, помощника). Уровень его образования должен быть не ниже степени/квалификации бакалавра:

а) по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»;

б) по направлению «Педагогика» (один из профилей подготовки в области специальной (коррекционной) педагогики; специальной (коррекционной) психологии).

 Музыкальный работник, учитель физкультуры, рисования и другие педагоги, занятые в начальном общем образовании детей с тяжелыми нарушениями речи в варианте В должны иметь уровень образования не ниже среднего профессионального по профилю преподаваемой дисциплины с обязательным прохождением профессиональной переподготовки или повышением квалификации в области специальной педагогики или специальной психологии, подтвержденной сертификатом установленного образца.

Финансово-экономическое обеспечение. Разрабатываемый стандарт исходит из параметров уже имеющегося финансирования школьного образования детей с тяжелыми нарушениями речи, не предполагает выхода за рамки уже установленных границ. Необходимо подчеркнуть, что в соответствии с конституционными правами обучающихся с тяжелыми нарушениями речи на образование должно быть предусмотрено «подушевое» финансирование, размер которого сохраняется вне зависимости от выбранного уровня образования, варианта стандарта, степени интеграции обучающегося в общеобразовательную среду. Финансово-экономическое обеспечение устанавливается применительно к каждому варианту Стандарта и каждой категории обучающихся с нарушениями речи.

 Образовательная организация вправе привлекать в порядке, установленном законодательством РФ в области образования дополнительные финансовые средства за счет:

- предоставления платных дополнительных образовательных и иных, предусмотренных уставом образовательной организации, услуг;

- дополнительных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц.

II.3.2.4. Требования к материально-техническому обеспечению реализации адаптированной образовательной программы в варианте Стандарта В

Материально-техническое обеспечение. В соответствии с концепцией ФГОС материально-техническое обеспечение образования детей с тяжелыми нарушениями речи должно отвечать как общим, так и особым образовательным потребностям данной группы обучающихся. В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения должна быть отражена специфика требований к:

  1. организации пространства, в котором обучаются обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи;
  2. организации временного режима обучения;
  3. техническим средствам обучения и обеспечению комфортного доступа обучающегося с тяжелыми нарушениями речи к образованию;
  4. специальным учебным и дидактическим материалам, отвечающим образовательным потребностям обучающихся;
  5. обеспечению условий для организации обучения и взаимодействия специалистов, их сотрудничества с родителями (законными представителями) обучающихся.

Раскроем вышеперечисленные структурные элементы материально-технического обеспечения образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.

  1. Организация пространства, в котором обучаются обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи.

Пространство (прежде всего здание и прилегающая территория), в котором осуществляется образование обучающихся с тяжелыми нарушениями речи должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к образовательным организациям, в частности:

- к соблюдению санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т.д.);

- к обеспечению санитарно-бытовых (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, и т.д.) и социально-бытовых условий (наличие оборудованного рабочего места, учительской, комнаты психологической разгрузки и т.д.);

- к соблюдению пожарной и электробезопасности;

- к соблюдению требований охраны труда;

- к соблюдению своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта и др.

Материально-техническая база реализации адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных организаций, предъявляемым к:

- участку (территории) образовательной организации (площадь, инсоляция, освещение, размещение, необходимый набор зон для обеспечения образовательной и хозяйственной деятельности образовательной организации и их оборудование);

- зданию образовательной организации (высота и архитектура здания);

- помещениям для осуществления образовательного процесса: классам, кабинетам учителя-логопеда, учителя начальных классов, педагога-психолога и др. специалистов (необходимый набор и размещение, их площадь, освещенность, расположение и размеры рабочих, игровых зон и зон для индивидуальных занятий в учебных кабинетах образовательной организации, для активной деятельности и отдыха, структура которых должна обеспечивать возможность для организации урочной и внеурочной деятельности);

- актовому, спортивному залам, бассейну, залу лечебной физкультуры, сенсорной комнате, т.д.

- кабинетам медицинского назначения;

- помещениям для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи, обеспечивающим возможность организации качественного горячего питания;

- туалетам, душевым, коридорам и другим помещениям.

  1. Организация временного режима обучения:

Временной режим образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (учебный год, учебная неделя, день) устанавливается в соответствии с законодательно закрепленными нормами (ФЗ «Об образовании в РФ», СанПиН, приказы Министерства образования и др.), а также локальными актами образовательной организации.

Обучение обучающихся организовано в первую смену.

Продолжительность урока: 1класс от 35мин. до 45 мин.; 2-4классы от 40мин. до 45мин.

В середине каждого урока проводится физкультурная минутка (проводимые физкультурные минутки направлены на снятие общего мышечного напряжения и коррекцию осанки обучающихся, кроме того включаются обязательные упражнения для снятия зрительного напряжения и активизации зрительной системы).

В режиме образовательной организации предусмотрено проведение прогулки (1час.) на свежем воздухе, во второй половине дня;

Во второй половине дня согласно режима образовательной организации проводятся занятия в рамках дополнительного образования.

3. Организация учебного места обучающихся:

Каждый класс должен быть оборудован партами, регулируемыми в соответствии с ростом учащихся. Номер парты подбирается тщательно, в соответствии с ростом ученика, что обеспечивает возможность поддерживать правильную позу. Каждый учебный класс может быть оборудован рабочими местами с компьютерами для обучающихся. Каждый учитель должен иметь возможность проводить уроки в соответствии с современными требованиями информатизации образовательной организации, используя видео- и аудио технику.

Кабинет информатики предназначен для проведения уроков в соответствии с учебным планом.

Логопедические кабинеты оснащены оборудованием для диагностики и коррекции нарушений речи обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, имеющими логотренажеры и т.д.

Кабинеты психологов предназначены для организации групповой и индивидуальной психологической помощи учащимся и их семьям и требуют дидактического и технического оснащения.

При организации учебного места учитываются возможности обучающиеся и создаются оптимальные условия для проведения как индивидуальной, так и групповой форм обучения. Вся мебель в классе должна соответствовать требованиям СанПиН.

В классах кроме учебных зон, необходимо предусмотреть места для отдыха (игровая зона) и проведения свободного времени.

Особенности восприятия обучающихся с тяжелыми нарушениями речи диктуют необходимость использования большого объема наглядного (графического) материала, для размещения которого в поле зрения обучающихся необходимы специально оборудованные места.

4. Технические средства обучения и обеспечение комфортного доступа обучающегося с тяжелыми нарушениями речи к образованию и технологии.

Успешному образованию ребенка с тяжелыми нарушениями речи во многом способствуют технические средства, включая специализированные компьютерные инструменты обучения. Для удовлетворения особых образовательных потребностей ребёнка необходимо подобрать вспомогательные средства и технологии с учетом степени выраженности и характера имеющихся у него нарушений речи.

Технические средства обучения (включая специализированные компьютерные инструменты обучения, компьютер, проектор, видио материалы, программы по коррекции речи, логотренажеры, лингофонные кабинеты, технические средства для мониторинговых исследований, средства для индивидуального и коллективного пользования, наличие компьютерной сети в образовательной организации, обеспечение выхода в интернет и т.д.), что дает возможность удовлетворить особые образовательные потребности для всех обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, способствует повышению мотивации учебной деятельности, позволяет получить качественный результат. Использование технических средств обучения необходимо сделать доступными для всех участников образовательного процесса, т.к. их используют в ходе образовательного процесса, так и при подготовки к нему. Технические средства обучения позволяют активизировать познавательную деятельность обучающихся упростить подготовку учителя к урокам и занятиям.

5. Информационно-методическое обеспечение.

Информационно-методическое обеспечение направлено на реализацию адаптированной образовательной программы начального общего образования, обеспечивает широкий, постоянный и устойчивый доступ всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией адаптированной образовательной программы.

Требования к информационно-методическому обеспечению:

- наличие нормативно-правовой базы образования детей с тяжелыми нарушениями речи;

- характеристика предлагаемых информационных связей участников образовательного процесса;

- получение доступа к информационным ресурсам (поиск информации в сети Интернет, работа в библиотеке и др.), в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных;

- возможность размещения материалов и работ в информационной среде образовательной организации (статьи, выступления, дискуссии и т.д.).

6. Специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям детей с тяжелыми нарушениями речи.

Особые образовательные потребности вызывают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала, позволяющего эффективно осуществлять процесс обучения по всем содержательным областям детей с тяжелыми нарушениями речи (УМК «Школа России»).

Освоение практики общения с окружающими людьми в рамках образовательной деятельности «Язык – знания о языке и языковая практика» предполагает использование как вербальных, так и невербальных средств коммуникации.

Вспомогательными средствами невербальной (неречевой) коммуникации могут являться:

  • специально подобранные предметы;
  • графические/печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм и др., а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы);
  • алфавитные доски (таблицы букв, карточки с напечатанными словами для чтения);
  • электронные средства (устройства записи на магнитную ленту, электронные коммуникаторы, планшетный или персональный компьютер с соответствующим программным обеспечением и вспомогательным оборудованием и др.).

 Вышеперечисленные и другие средства могут и должны использоваться для развития вербальной (речевой) коммуникации с обучающимися, для которых она становится доступной.

Освоение содержательной области «Математика – знание математики и практика применения математических знаний» предполагает использование разнообразного дидактического материала в виде:

  • предметов различной формы, величины, цвета;
  • изображения предметов, людей, объектов природы, цифр и др.;
  • оборудования, позволяющего выполнять различные математические задачи;
  • программного обеспечения для персонального компьютера, с помощью которого выполняются упражнения по формированию доступных математических представлений.

Формирование доступных представлений о мире и практики взаимодействия и окружающим миром происходит с использованием традиционных дидактических средств, с применением видео, проекционного оборудования, интернет ресурсов и печатных материалов. Обогащению опыта взаимодействия с окружающим миром способствует непосредственный контакт обучающихся с нарушениями речи с миром неживой и живой природы (растительным и животным). В качестве средств обучения могут выступать комнатные растения, уголок живой природы, пришкольный учебно-опытный участок.

Для занятий в образовательной области «Искусство – знания и умения в области искусств и практика их применения в быту и творчестве» необходим большой объём расходных материалов (бумага, трафареты, шаблоны, краски, карандаши, фломастеры, пластилин, глина, клей и др.). Для развития изобразительной деятельности в доступных видах художественного ремесла (батик, керамика, ткачество, полиграфия и др.) необходимо безопасное оборудование для соответствующих мастерских, а также наличие специфических средств художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.)

На занятиях музыкой важно обеспечить обучающимся с нарушениями речи использование доступных музыкальных инструментов (маракасы, бубен, барабан и др.), театральным реквизитом, а также оснащение актовых залов воспроизводящим, звукоусиливающим и осветительным оборудованием.

Образовательная область «Знания о здоровье, своих возможностях и ограничениях и практика здорового образа жизни, физического совершенствования» должна обеспечивать обучающимся с нарушениями речи возможность физического самосовершенствования даже если их физический статус значительно ниже общепринятой нормы. Для этого оснащение физкультурных залов должно предусматривать как обычное (для спортивных залов школ), так и специальное оборудование, включая специальные тренажёры.

Освоение образовательной области «Технологии – основа трудовой деятельности, доступные и необходимые в жизни технологии и практика их применения» предполагает использование текстильных материалов, нетканных материалов, инструментов для работы с ними, древесины, инструментов для обработки древесины, металлоконструктора, проволоки, инструментов для обработки проволоки, коробок, катушек, кожи, ниток, шнуров и т.д.

II.3.3.3. Требования к условиям реализации основной образовательной программы на основе ФГОС для детей с тяжелыми нарушениями речи по третьему варианту Стандарта (С)

Требования к условиям реализации адаптированной образовательной программы начального общего образования варианта Стандарта С представляют собой систему требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям получения образования обучающимися с нарушениями речи и достижения планируемых результатов начального общего образования.

Интегрированным результатом реализации указанных требований выступает создание комфортной, развивающей образовательной среды, обеспечивающей качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей); гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающегося; комфортной по отношению к обучающимся и педагогическим работникам.

Данная система требований должна включать и специфические компоненты в соответствии с общими для всех детей с нарушениями речи и особыми образовательными потребностями.

В соответствии с текстом статьи 34 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» обучающийся имеет право на:

- «выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет» (пункт 1);

- «предоставление условий для обучения с учётом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции» (пункт 2);

- «перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня, в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования» (пункт 15). При этом «Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной образовательной программе с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций медико-психолого-педагогической комиссии».

Кадровое обеспечение адаптированной образовательной программы начального общего образования предусматривает следующее.

 Педагоги, реализующие адаптированную программу (вариант С), имеющие квалификацию/степень не ниже бакалавра, предусматривающую получение высшего профессионального образования:

а) по направлению специальное (дефектологическое) образование; 

б) по направлению «Педагогика» [один из профилей подготовки в области специальной (коррекционной) педагогики; специальной (коррекционной) психологии];

в) по специальности логопедия;

г) по педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование») с обязательным прохождением профессиональной переподготовки по направлению специальной (дефектологическое) образование (степень/квалификация бакалавр).

В варианте С детям с тяжелыми нарушениями речи может потребоваться временное подключение тьютора (асссистента, помощника). Уровень его образования должен быть не ниже степени/квалификации бакалавра:

а) по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»;

б) по направлению «Педагогика» (один из профилей подготовки в области специальной (коррекционной) педагогики; специальной (коррекционной) психологии).

Музыкальный работник, учитель физкультуры, рисования и другие педагоги, занятые в начальном общем образовании детей с тяжелыми нарушениями в варианте С должны иметь уровень образования не ниже среднего профессионального по профилю преподаваемой дисциплины с обязательным прохождением профессиональной переподготовки или повышением квалификации в области специальной педагогики или специальной психологии, подтвержденной сертификатом установленного образца.

Финансово-экономическое обеспечение. Разрабатываемый стандарт исходит из параметров уже имеющегося финансирования школьного образования детей с тяжелыми нарушениями речи, не предполагает выхода за рамки уже установленных границ. Необходимо подчеркнуть, что в соответствии с конституционными правами обучающихся с тяжелыми нарушениями речи на образование должно быть предусмотрено «подушевое» финансирование, размер которого сохраняется вне зависимости от выбранного уровня образования, варианта стандарта, степени интеграции обучающегося в общеобразовательную среду. Финансово-экономическое обеспечение устанавливается применительно к каждому варианту Стандарта и каждой категории обучающихся с нарушениями речи.

 Образовательная организация вправе привлекать в порядке, установленном законодательством РФ в области образования дополнительные финансовые средства за счет:

- предоставления платных дополнительных образовательных и иных, предусмотренных уставом образовательной организации, услуг;

- дополнительных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц.

II.3.3.4. Требования к материально-техническому обеспечению реализации адаптированной образовательной программы в варианте Стандарта С

Материально-техническое обеспечение. В соответствии с концепцией ФГОС материально-техническое обеспечение образования детей с тяжелыми нарушениями речи должно отвечать как общим, так и особым образовательным потребностям данной группы обучающихся. В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения должна быть отражена специфика требований к:

- организации пространства, в котором обучаются обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи;

- организации временного режима обучения;

- техническим средствам обучения и обеспечению комфортного доступа обучающегося с тяжелыми нарушениями речи к образованию;

- специальным учебным и дидактическим материалам, отвечающим образовательным потребностям обучающихся;

- обеспечению условий для организации обучения и взаимодействия специалистов, их сотрудничества с родителями (законными представителями) обучающихся.

Раскроем вышеперечисленные структурные элементы материально-технического обеспечения образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.

Организация пространства, в котором обучаются обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи.

Пространство (прежде всего здание и прилегающая территория), в котором осуществляется образование обучающихся с тяжелыми нарушениями речи должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к образовательным организациям, в частности:

  • к соблюдению санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т.д.);
  • к обеспечению санитарно-бытовых (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, и т.д.) и социально-бытовых условий (наличие оборудованного рабочего места, учительской, комнаты психологической разгрузки и т.д.);
  • к соблюдению пожарной и электробезопасности;
  • к соблюдению требований охраны труда;
  • к соблюдению своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта и др.

Материально-техническая база реализации адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных организаций, предъявляемым к:

  • участку (территории) образовательной организации (площадь, инсоляция, освещение, размещение, необходимый набор зон для обеспечения образовательной и хозяйственной деятельности образовательной организации и их оборудование);
  • зданию образовательной организации (высота и архитектура здания);
  • помещениям для осуществления образовательного процесса: классам, кабинетам учителя-логопеда, учителя начальных классов, педагога-психолога и др. специалистов (необходимый набор и размещение, их площадь, освещенность, расположение и размеры рабочих, игровых зон и зон для индивидуальных занятий в учебных кабинетах образовательной организации, для активной деятельности и отдыха, структура которых должна обеспечивать возможность для организации урочной и внеурочной деятельности);
  • актовому, спортивному залам, бассейну, залу лечебной физкультуры, сенсорной комнате, т.д.
  • кабинетам медицинского назначения;
  • помещениям для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи, обеспечивающим возможность организации качественного горячего питания;
  • туалетам, душевым, коридорам и другим помещениям.
  1. Организация временного режима обучения:

Временной режим образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (учебный год, учебная неделя, день) устанавливается в соответствии с законодательно закрепленными нормами (ФЗ «Об образовании в РФ», СанПиН, приказы Министерства образования и др.), а также локальными актами образовательной организации.

Обучение обучающихся организовано в первую смену.

Продолжительность урока: 1 класс от 35мин. до 45 мин.; 2-4 классы от 40 мин. до 45 мин.

В середине каждого урока проводится физкультурная минутка (проводимые физкультурные минутки направлены на снятие общего мышечного напряжения и коррекцию осанки обучающихся, кроме того включаются обязательные упражнения для снятия зрительного напряжения и активизации зрительной системы).

В режиме образовательной организации предусмотрено проведение прогулки (1час.) на свежем воздухе, во второй половине дня;

Во второй половине дня согласно режима образовательной организации проводятся занятия в рамках дополнительного образования.

3. Организация учебного места обучающихся:

Каждый класс должен быть оборудован партами, регулируемыми в соответствии с ростом учащихся. Номер парты подбирается тщательно, в соответствии с ростом ученика, что обеспечивает возможность поддерживать правильную позу. Каждый учебный класс может быть оборудован рабочими местами с компьютерами для обучающихся. Каждый учитель должен иметь возможность проводить уроки в соответствии с современными требованиями информатизации образовательной организации, используя видео- и аудио технику.

Кабинет информатики предназначен для проведения уроков в соответствии с учебным планом.

Логопедические кабинеты оснащены оборудованием для диагностики и коррекции нарушений речи обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, имеющими логотренажеры и т.д.

Кабинеты психологов предназначены для организации групповой и индивидуальной психологической помощи учащимся и их семьям и требуют дидактического и технического оснащения.

При организации учебного места учитываются возможности обучающиеся и создаются оптимальные условия для проведения как индивидуальной, так и групповой форм обучения. Вся мебель в классе должна соответствовать требованиям СанПиН.

В классах кроме учебных зон, необходимо предусмотреть места для отдыха (игровая зона) и проведения свободного времени.

Особенности восприятия обучающихся с тяжелыми нарушениями речи диктуют необходимость использования большого объема наглядного (графического) материала, для размещения которого в поле зрения обучающихся необходимы специально оборудованные места.

4. Технические средства обучения и обеспечение комфортного доступа обучающегося с тяжелыми нарушениями речи к образованию и технологии.

Успешному образованию ребенка с тяжелыми нарушениями речи во многом способствуют технические средства, включая специализированные компьютерные инструменты обучения. Для удовлетворения особых образовательных потребностей ребёнка необходимо подобрать вспомогательные средства и технологии с учетом степени выраженности и характера имеющихся у него нарушений речи.

Технические средства обучения (включая специализированные компьютерные инструменты обучения, компьютер, проектор, видио материалы, программы по коррекции речи, логотренажеры, лингофонные кабинеты, технические средства для мониторинговых исследований, средства для индивидуального и коллективного пользования, наличие компьютерной сети в образовательной организации, обеспечение выхода в интернет и т.д.), что дает возможность удовлетворить особые образовательные потребности для всех обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, способствует повышению мотивации учебной деятельности, позволяет получить качественный результат. Использование технических средств обучения необходимо сделать доступными для всех участников образовательного процесса, т.к. их используют в ходе образовательного процесса, так и при подготовки к нему. Технические средства обучения позволяют активизировать познавательную деятельность обучающихся упростить подготовку учителя к урокам и занятиям.

5. Информационно-методическое обеспечение.

Информационно-методическое обеспечение направлено на реализацию адаптированной образовательной программы начального общего образования, обеспечивает широкий, постоянный и устойчивый доступ всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией адаптированной образовательной программы.

Требования к информационно-методическому обеспечению:

- наличие нормативно-правовой базы образования детей с тяжелыми нарушениями речи;

- характеристика предлагаемых информационных связей участников образовательного процесса;

- получение доступа к информационным ресурсам (поиск информации в сети Интернет, работа в библиотеке и др.), в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных;

- возможность размещения материалов и работ в информационной среде образовательной организации (статьи, выступления, дискуссии и т.д.).

6. Специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям детей с тяжелыми нарушениями речи.

Особые образовательные потребности вызывают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала, позволяющего эффективно осуществлять процесс обучения по всем содержательным областям детей с тяжелыми нарушениями речи (УМК «Школа России»).

Освоение практики общения с окружающими людьми в рамках образовательной деятельности «Язык – знания о языке и языковая практика» предполагает использование как вербальных, так и невербальных средств коммуникации.

Вспомогательными средствами невербальной (неречевой) коммуникации могут являться:

  • специально подобранные предметы;
  • графические/печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм и др., а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы);
  • алфавитные доски (таблицы букв, карточки с напечатанными словами для чтения);
  • электронные средства (устройства записи на магнитную ленту, электронные коммуникаторы, планшетный или персональный компьютер с соответствующим программным обеспечением и вспомогательным оборудованием и др.).

Вышеперечисленные и другие средства могут и должны использоваться для развития вербальной (речевой) коммуникации с обучающимися, для которых она становится доступной.

Освоение содержательной области «Математика – знание математики и практика применения математических знаний» предполагает использование разнообразного дидактического материала в виде:

  • предметов различной формы, величины, цвета;
  • изображения предметов, людей, объектов природы, цифр и др.;
  • оборудования, позволяющего выполнять различные математические задачи;
  • программного обеспечения для персонального компьютера, с помощью которого выполняются упражнения по формированию доступных математических представлений.

Формирование доступных представлений о мире и практики взаимодействия и окружающим миром происходит с использованием традиционных дидактических средств, с применением видео, проекционного оборудования, интернет ресурсов и печатных материалов. Обогащению опыта взаимодействия с окружающим миром способствует непосредственный контакт обучающихся с нарушениями речи с миром неживой и живой природы (растительным и животным). В качестве средств обучения могут выступать комнатные растения, уголок живой природы, пришкольный учебно-опытный участок.

Для занятий в образовательной области «Искусство – знания и умения в области искусств и практика их применения в быту и творчестве» необходим большой объём расходных материалов (бумага, трафареты, шаблоны, краски, карандаши, фломастеры, пластилин, глина, клей и др.). Для развития изобразительной деятельности в доступных видах художественного ремесла (батик, керамика, ткачество, полиграфия и др.) необходимо безопасное оборудование для соответствующих мастерских, а также наличие специфических средств художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.)

На занятиях музыкой важно обеспечить обучающимся с нарушениями речи использование доступных музыкальных инструментов (маракасы, бубен, барабан и др.), театральным реквизитом, а также оснащение актовых залов воспроизводящим, звукоусиливающим и осветительным оборудованием.

Образовательная область «Знания о здоровье, своих возможностях и ограничениях и практика здорового образа жизни, физического совершенствования» должна обеспечивать обучающимся с нарушениями речи возможность физического самосовершенствования даже если их физический статус значительно ниже общепринятой нормы. Для этого оснащение физкультурных залов должно предусматривать как обычное (для спортивных залов школ), так и специальное оборудование, включая специальные тренажёры.

Освоение образовательной области «Технологии – основа трудовой деятельности, доступные и необходимые в жизни технологии и практика их применения» предполагает использование текстильных материалов, нетканных материалов, инструментов для работы с ними, древесины, инструментов для обработки древесины, металлоконструктора, проволоки, инструментов для обработки проволоки, коробок, катушек, кожи, ниток, шнуров и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О проекте федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования (письмо Минобрнауки России о 17 июня 2013 г. №08-736); Готовность введения ФГОС дошкольного образования в МДОУ детский сад "Алёнушка" р.п.Дергачи.

О проекте федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования(письмо Минобрнауки России о 17 июня 2013 г. №08-736);Готовность введения ФГОС дошкольного образования ...

Коммуникативная деятельность дошкольников с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошколь-ного образования»

Коммуникативная деятельность дошкольников-это процесс направленный на развитие общения у ребенка....

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ (ФГОС) дошкольного образования

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образованияI. Общие положения1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - Станд...

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Внедрение специального государственного Стандарта образования детей с нарушениями речи позволит обеспечить реализацию прав каждого ребёнка на образование, государственную гарантию получения качественн...

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья...