"Портфолио-визитная карточка педагога"
консультация
Одной из форм оценки профессионально-деятельностной компетентности педагога является презентация портфолио.
С итальянского языка красивое слово «portfolio» переводится просто как «портфель». Портфель - «портфолио» сегодня — это, строго говоря, вообще не материальный предмет, а форма и процесс организации педагогического процесса, в ходе которого отбирают и анализируют некие образовательные единицы-артефакты.
Портфолио - это набор материалов, демонстрирующий умение педагога, руководителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма аттестуемого.
Педагогическое портфолио представляет собой папку-накопитель собранных аттестуемым документов и материалов, свидетельствующих об уровне профессиональной компетентности и результатах практической (учебной, социальной, творческой и др.) деятельности за последние годы работы. Это – заранее спланированная и специально организованная индивидуальная подборка материалов и документов, которая демонстрирует усилия, динамику и достижения педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
"Педагогическое портфолио- визитная карточка педагога"
Одной из форм оценки профессионально-деятельностной компетентности педагога является презентация портфолио.
С итальянского языка красивое слово «portfolio» переводится просто как «портфель». Портфель - «портфолио» сегодня — это, строго говоря, вообще не материальный предмет, а форма и процесс организации педагогического процесса, в ходе которого отбирают и анализируют некие образовательные единицы-артефакты.
Портфолио - это набор материалов, демонстрирующий умение педагога, руководителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма аттестуемого.
Педагогическое портфолио представляет собой папку-накопитель собранных аттестуемым документов и материалов, свидетельствующих об уровне профессиональной компетентности и результатах практической (учебной, социальной, творческой и др.) деятельности за последние годы работы. Это – заранее спланированная и специально организованная индивидуальная подборка материалов и документов, которая демонстрирует усилия, динамику и достижения педагога.
Портфолио дает возможность педагогу продемонстрировать те результаты практической деятельности, которые он считает наиболее значимыми для оценки своей профессиональной компетенции, позволяет демонстрировать не только результаты деятельности, но и прогресс по сравнению с предыдущими результатами.
Структура портфолио включает в себя разделы, количество и наименование которых зависит от показателей, указанных в листах оценивания:
- Введение.
- Результаты педагогической деятельности.
- Научно-методическая и инновационная деятельность.
- Обобщение опыта.
- Внеурочная деятельность педагога.
- Работа с общественностью.
- Приложения.
Рассмотрим каждый раздел отдельно.
Во введении педагог поясняет, какие материалы включены в портфолио, и обосновывает включение именно этих материалов как свидетельство своего профессионализма в соответствии с требованиями к заявленной квалификационной категории. При этом во вступлении он рассказывает о своих дальнейших действиях и перспективах, а в следующих разделах дается обоснование — почему именно эти материалы лучше всего отражают его достижения. Именно здесь педагог делает вывод о своих способностях достигать определенных результатов, дает оценку своего продвижения и потенциала. Помещение же в портфолио необоснованных материалов снижает ценность свидетельства профессионализма аттестующегося.
Следующий раздел - это результаты педагогической деятельности. Материалы данного раздела в соответствии с оценочным листом должны дать представление о динамике результатов педагогической деятельности аттестуемого за определенный период. Здесь необходимо дать оценку уровню профессиональной компетентности педагога в области решения проблем совершенствования качества дошкольного образования, знания и применения современных технологий обучения и методов диагностики.
Так же педагог должен показать свою способность обосновывать выбор образовательной программы, анализировать нестандартные ситуации, ставить цели и соотносить их с возрастными особенностями дошкольников, уровнем их интеллектуального и личностного развития, а также планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения.
Показывая реализацию проекта собственного профессионального развития – педагог представляет наиболее значимые документы: сертификаты, удостоверения курсов повышения квалификации, грамоты, благодарности, гранты, дипломы профессиональных конкурсов, соревнований и другое - то есть наличие конкретных достижений в этой области, доказывающих, что задачи успешно реализованы.
Оценивая результаты профессионально-деятельностной компетентности важно показать ее динамику (рост) за определенный период (положительная, стабильная или же отрицательная).
В третий раздел структуры портфолио - научно-методическая и инновационная деятельность, помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме и инновационной деятельности аттестуемого, (использование современных образовательных технологий в учебно-воспитательной работе), а именно:
Научно-методическая деятельность:
- Образовательные программы и описание комплектов учебно-методической литературы с обоснованием их выбора;
- Описание используемых образовательных технологий с обоснованием их выбора;
- Материалы, содержащие обоснование применения педагогом в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов;
- Описание инновационной и экспериментальной деятельности аттестуемого;
- Отчет о работе в городских методических объединениях;
- Информация об участии в профессиональных и творческих педагогических конкурсах
Инновационная деятельность
- работа над реализацией инновационного проекта;
- участие в конкурсах инновационных проектов;
- разработка методических рекомендаций, дидактических материалов;
- разработка авторских, модифицированных программ;
- выпуск каких-либо материалов;
- проведение научных исследований;
- другие документы.
При проведении экспертизы научно-методической и инновационной деятельности аттестуемого необходимо определить, использованы ли результаты его работы в деятельности образовательного учреждения, на уровне города, округа (если есть отзывы о работе, то какие и от кого получены).
В четвертом разделе – обобщение опыта - педагог предоставляет методические материалы (организация и проведение семинаров, круглых столов, мастер-классов и т.д.), авторские программы, научно-методические материалы, конспекты открытых занятий, методических разработок, публикации, и другие документы, описывающие обобщение педагогического опыта и формы его распространения и применения.
При наличии публикаций оценивается их актуальность, степень научной новизны, практическая направленность и использование в практике образовательного учреждения, округа и города.
Пятый раздел - результаты внеурочной работы это коллекция лучших наработок:
- Данные о победителях конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.
- Сценарии мероприятий, фотографии и видеоматериалы по проведенным мероприятиям, (выставки, экскурсии, КВНы и т.п.);
- Творческие работы (доклады, выступления, сценарии открытых занятий);
- Авторские программы, методики;
- Публикации.
- Другие документы.
Шестой раздел должен содержать следующие материалы:
- Анализ диагностики воспитанников
- Работа по дополнительному образованию (материалы кружковой работы)
- Сведения о работе с родителями
- Наставничество
Последний седьмой раздел структуры портфолио - приложения. В данном разделе могут быть представлены отзывы руководителей разных уровней о педагоге, отзывы коллег, родителей, отзыв о творческой работе, рецензии; отзыв об открытом занятии; благодарности, различные схемы, таблицы, графики, диаграммы и т.д.
Отзывы включают в себя характеристики отношения педагога к различным видам деятельности, представленные администрацией ДОУ, коллегами, родителями, а так же самоанализ деятельности педагога:
- отзыв о творческой работе, выступлении на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, методических объединениях, педсовете, семинаре, консультации и пр.
- рецензия на статью;
- методический бюллетень о проведенных открытых мероприятиях;
- резюме, подготовленное педагогом, с оценкой собственных профессиональных достижений.
Презентация портфолио - форма аттестационного испытания, в ходе которого аттестуемый педагог представляет экспертной группе свидетельства своего профессионализма и результатов педагогической деятельности в форме структурированного портфолио. Презентация может проходить в виде выставки учебно-методических материалов, слайд-шоу, доклада, сопровождаемого компьютерным показом с помощью мастера презентаций Power Point и других.
Для презентации методического портфолио аттестуемому педагогу отводится 25-30 минут. В ходе презентации аттестуемый должен обосновать, как представленные материалы свидетельствуют о его профессиональной компетентности. Презентация - это не сокращенное изложение разделов портфолио. Основная цель презентации - в короткое время представить основные результаты проделанной работы за определенный период времени (три года, межаттестационный период).
Качество презентации при защите портфолио оценивается по следующим показателям:
- соответствие содержания презентации содержанию портфолио;
- выделение основных результатов деятельности педагога;
- качество изложения материала.
Считается, что презентация была успешной, если она соответствовала содержанию портфолио, в ней представлены основные результаты, полученные автором, свободное владение материалом.
Членами экспертной группы задаются вопросы по существу представленных в портфолио материалов (не более 5-7 вопросов). Аттестуемый отвечает на вопросы, иллюстрируя свой ответ (при необходимости) материалами из портфолио. Ответы на вопросы должны быть краткими и касаться только существа заданного вопроса.
Обсуждение результатов защиты членами экспертной группы проводится на закрытом заседании без присутствия аттестуемого.
Оценка представленного аттестуемым педагогом портфолио производится экспертами в соответствии с требованиями, предъявляемыми к высшей, первой, второй квалификационной категории. Результаты оценки заносятся в оценочный лист, который подписывается всеми членами экспертной группы, и доводятся до сведения аттестуемого.
Таким образом, портфолио позволяет учитывать все многообразные достижения, фиксировать промежуточные и конечные результаты в самых разных видах деятельности: образовательной, творческой, социальной, коммуникативной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/02/picture-900555-1488438628.jpg)
Портфолио. Визитная карточка.
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА Есть на свете такая профессия,Чтобы детям радость дарить.Исправляя дефекты речи,Их красиво учить говорить.Каждый день с язычком заниматься,Добиваясь все новых побед.И ошибок сво...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/27/picture-907113-1514407548.jpg)
Портфолио – визитная карточка группы
В настоящее время технология портфолио широко применяется в сфере образования, в том числе в практике дошкольного образования. Значимость данной технологии состоит в следующем. Во-первых, она направле...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/20/picture-180870-1542738602.jpg)
12.06.2018 Консультация для педагогов "Педагогическое портфолио- визитная карточка педагога"
Одной из форм оценки профессионально-деятельностной компетентности педагога является презентация портфолио.С итальянского языка красивое слово «portfolio» переводится просто как &laq...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/16/picture-295623-1379319747.jpg)
Портфолио - визитная карточка профессионального мастерства педагога. Задачи, структура.
Портфолио является некой папкой, содержащей ваши достижения. Портфолио оценивается администрацией образовательного учреждения или общественным органом в зависимости от цели представления....
"Портфолио. Визитная карточка педагога"
В консультации рассматривается что такое портфолио педагога, структура портфолио педагога....