"Портфолио-визитная карточка педагога"
консультация
Одной из форм оценки профессионально-деятельностной компетентности педагога является презентация портфолио.
С итальянского языка красивое слово «portfolio» переводится просто как «портфель». Портфель - «портфолио» сегодня — это, строго говоря, вообще не материальный предмет, а форма и процесс организации педагогического процесса, в ходе которого отбирают и анализируют некие образовательные единицы-артефакты.
Портфолио - это набор материалов, демонстрирующий умение педагога, руководителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма аттестуемого.
Педагогическое портфолио представляет собой папку-накопитель собранных аттестуемым документов и материалов, свидетельствующих об уровне профессиональной компетентности и результатах практической (учебной, социальной, творческой и др.) деятельности за последние годы работы. Это – заранее спланированная и специально организованная индивидуальная подборка материалов и документов, которая демонстрирует усилия, динамику и достижения педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 21.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
"Педагогическое портфолио- визитная карточка педагога"
Одной из форм оценки профессионально-деятельностной компетентности педагога является презентация портфолио.
С итальянского языка красивое слово «portfolio» переводится просто как «портфель». Портфель - «портфолио» сегодня — это, строго говоря, вообще не материальный предмет, а форма и процесс организации педагогического процесса, в ходе которого отбирают и анализируют некие образовательные единицы-артефакты.
Портфолио - это набор материалов, демонстрирующий умение педагога, руководителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма аттестуемого.
Педагогическое портфолио представляет собой папку-накопитель собранных аттестуемым документов и материалов, свидетельствующих об уровне профессиональной компетентности и результатах практической (учебной, социальной, творческой и др.) деятельности за последние годы работы. Это – заранее спланированная и специально организованная индивидуальная подборка материалов и документов, которая демонстрирует усилия, динамику и достижения педагога.
Портфолио дает возможность педагогу продемонстрировать те результаты практической деятельности, которые он считает наиболее значимыми для оценки своей профессиональной компетенции, позволяет демонстрировать не только результаты деятельности, но и прогресс по сравнению с предыдущими результатами.
Структура портфолио включает в себя разделы, количество и наименование которых зависит от показателей, указанных в листах оценивания:
- Введение.
- Результаты педагогической деятельности.
- Научно-методическая и инновационная деятельность.
- Обобщение опыта.
- Внеурочная деятельность педагога.
- Работа с общественностью.
- Приложения.
Рассмотрим каждый раздел отдельно.
Во введении педагог поясняет, какие материалы включены в портфолио, и обосновывает включение именно этих материалов как свидетельство своего профессионализма в соответствии с требованиями к заявленной квалификационной категории. При этом во вступлении он рассказывает о своих дальнейших действиях и перспективах, а в следующих разделах дается обоснование — почему именно эти материалы лучше всего отражают его достижения. Именно здесь педагог делает вывод о своих способностях достигать определенных результатов, дает оценку своего продвижения и потенциала. Помещение же в портфолио необоснованных материалов снижает ценность свидетельства профессионализма аттестующегося.
Следующий раздел - это результаты педагогической деятельности. Материалы данного раздела в соответствии с оценочным листом должны дать представление о динамике результатов педагогической деятельности аттестуемого за определенный период. Здесь необходимо дать оценку уровню профессиональной компетентности педагога в области решения проблем совершенствования качества дошкольного образования, знания и применения современных технологий обучения и методов диагностики.
Так же педагог должен показать свою способность обосновывать выбор образовательной программы, анализировать нестандартные ситуации, ставить цели и соотносить их с возрастными особенностями дошкольников, уровнем их интеллектуального и личностного развития, а также планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения.
Показывая реализацию проекта собственного профессионального развития – педагог представляет наиболее значимые документы: сертификаты, удостоверения курсов повышения квалификации, грамоты, благодарности, гранты, дипломы профессиональных конкурсов, соревнований и другое - то есть наличие конкретных достижений в этой области, доказывающих, что задачи успешно реализованы.
Оценивая результаты профессионально-деятельностной компетентности важно показать ее динамику (рост) за определенный период (положительная, стабильная или же отрицательная).
В третий раздел структуры портфолио - научно-методическая и инновационная деятельность, помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме и инновационной деятельности аттестуемого, (использование современных образовательных технологий в учебно-воспитательной работе), а именно:
Научно-методическая деятельность:
- Образовательные программы и описание комплектов учебно-методической литературы с обоснованием их выбора;
- Описание используемых образовательных технологий с обоснованием их выбора;
- Материалы, содержащие обоснование применения педагогом в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов;
- Описание инновационной и экспериментальной деятельности аттестуемого;
- Отчет о работе в городских методических объединениях;
- Информация об участии в профессиональных и творческих педагогических конкурсах
Инновационная деятельность
- работа над реализацией инновационного проекта;
- участие в конкурсах инновационных проектов;
- разработка методических рекомендаций, дидактических материалов;
- разработка авторских, модифицированных программ;
- выпуск каких-либо материалов;
- проведение научных исследований;
- другие документы.
При проведении экспертизы научно-методической и инновационной деятельности аттестуемого необходимо определить, использованы ли результаты его работы в деятельности образовательного учреждения, на уровне города, округа (если есть отзывы о работе, то какие и от кого получены).
В четвертом разделе – обобщение опыта - педагог предоставляет методические материалы (организация и проведение семинаров, круглых столов, мастер-классов и т.д.), авторские программы, научно-методические материалы, конспекты открытых занятий, методических разработок, публикации, и другие документы, описывающие обобщение педагогического опыта и формы его распространения и применения.
При наличии публикаций оценивается их актуальность, степень научной новизны, практическая направленность и использование в практике образовательного учреждения, округа и города.
Пятый раздел - результаты внеурочной работы это коллекция лучших наработок:
- Данные о победителях конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.
- Сценарии мероприятий, фотографии и видеоматериалы по проведенным мероприятиям, (выставки, экскурсии, КВНы и т.п.);
- Творческие работы (доклады, выступления, сценарии открытых занятий);
- Авторские программы, методики;
- Публикации.
- Другие документы.
Шестой раздел должен содержать следующие материалы:
- Анализ диагностики воспитанников
- Работа по дополнительному образованию (материалы кружковой работы)
- Сведения о работе с родителями
- Наставничество
Последний седьмой раздел структуры портфолио - приложения. В данном разделе могут быть представлены отзывы руководителей разных уровней о педагоге, отзывы коллег, родителей, отзыв о творческой работе, рецензии; отзыв об открытом занятии; благодарности, различные схемы, таблицы, графики, диаграммы и т.д.
Отзывы включают в себя характеристики отношения педагога к различным видам деятельности, представленные администрацией ДОУ, коллегами, родителями, а так же самоанализ деятельности педагога:
- отзыв о творческой работе, выступлении на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, методических объединениях, педсовете, семинаре, консультации и пр.
- рецензия на статью;
- методический бюллетень о проведенных открытых мероприятиях;
- резюме, подготовленное педагогом, с оценкой собственных профессиональных достижений.
Презентация портфолио - форма аттестационного испытания, в ходе которого аттестуемый педагог представляет экспертной группе свидетельства своего профессионализма и результатов педагогической деятельности в форме структурированного портфолио. Презентация может проходить в виде выставки учебно-методических материалов, слайд-шоу, доклада, сопровождаемого компьютерным показом с помощью мастера презентаций Power Point и других.
Для презентации методического портфолио аттестуемому педагогу отводится 25-30 минут. В ходе презентации аттестуемый должен обосновать, как представленные материалы свидетельствуют о его профессиональной компетентности. Презентация - это не сокращенное изложение разделов портфолио. Основная цель презентации - в короткое время представить основные результаты проделанной работы за определенный период времени (три года, межаттестационный период).
Качество презентации при защите портфолио оценивается по следующим показателям:
- соответствие содержания презентации содержанию портфолио;
- выделение основных результатов деятельности педагога;
- качество изложения материала.
Считается, что презентация была успешной, если она соответствовала содержанию портфолио, в ней представлены основные результаты, полученные автором, свободное владение материалом.
Членами экспертной группы задаются вопросы по существу представленных в портфолио материалов (не более 5-7 вопросов). Аттестуемый отвечает на вопросы, иллюстрируя свой ответ (при необходимости) материалами из портфолио. Ответы на вопросы должны быть краткими и касаться только существа заданного вопроса.
Обсуждение результатов защиты членами экспертной группы проводится на закрытом заседании без присутствия аттестуемого.
Оценка представленного аттестуемым педагогом портфолио производится экспертами в соответствии с требованиями, предъявляемыми к высшей, первой, второй квалификационной категории. Результаты оценки заносятся в оценочный лист, который подписывается всеми членами экспертной группы, и доводятся до сведения аттестуемого.
Таким образом, портфолио позволяет учитывать все многообразные достижения, фиксировать промежуточные и конечные результаты в самых разных видах деятельности: образовательной, творческой, социальной, коммуникативной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портфолио - визитная карточка группы.
Методические рекомендации по составлению портфолио группы....
Личная карточка педагога
Личная карточка педагога...
Портфолио. Визитная карточка.
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА Есть на свете такая профессия,Чтобы детям радость дарить.Исправляя дефекты речи,Их красиво учить говорить.Каждый день с язычком заниматься,Добиваясь все новых побед.И ошибок сво...
Портфолио – визитная карточка группы
В настоящее время технология портфолио широко применяется в сфере образования, в том числе в практике дошкольного образования. Значимость данной технологии состоит в следующем. Во-первых, она направле...
12.06.2018 Консультация для педагогов "Педагогическое портфолио- визитная карточка педагога"
Одной из форм оценки профессионально-деятельностной компетентности педагога является презентация портфолио.С итальянского языка красивое слово «portfolio» переводится просто как &laq...
Портфолио - визитная карточка профессионального мастерства педагога. Задачи, структура.
Портфолио является некой папкой, содержащей ваши достижения. Портфолио оценивается администрацией образовательного учреждения или общественным органом в зависимости от цели представления....
"Портфолио. Визитная карточка педагога"
В консультации рассматривается что такое портфолио педагога, структура портфолио педагога....