Применение инновационных технологий в образовательном процессе
консультация

Наталья Александровна Маркова

Консультация "Применение инновационных технологий в образовательном процессе" рассчитана на педагогов ДОУ. МОжет быть полезна при подготовке и проведении методических мероприятий для воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание условий для опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ.

Подготовил: старший воспитатель Маркова Н.А.

Слайд 1                                                                                                                                                                        

    Сегодня мы начинаем работу Педагогической мастерской, которая будет включать в себя несколько занятий. По годовому плану срок ее работы:  декабрь 2020 – январь 2021.  Тема ее «Применение инновационных технологий в образовательном процессе ДОУ». 

Слайд 2                                                                                                                                                                        

Тема нашего первого занятия – «Организация опытно-экспериментальной деятельности» в частности – создание условий для нее в группе детского сада и обеспечение безопасности при проведении опытов и экспериментов с детьми дошкольного возраста.

Слайд 3                                                                                                                                                                        

Стремительное развитие общества диктует необходимость изменений в технологиях и методиках учебного процесса. Выпускники образовательных заведений должны быть готовы к тенденциям изменчивой современности. Поэтому внедрение технологий, направленных на индивидуальный подход, мобильность и дистанционность в образовании, представляется необходимым и неизбежным.

Что такое «инновационная технология»?

Слово «инновация» имеет латинское происхождение. «Novatio» означает «обновление», «изменение», а «in» переводится как «в направлении». Буквально «innovatio» — «в направлении изменений». Причем это не любое новшество, а после применения которого происходят значительные улучшения эффективности, качества деятельности.

Слайд 4                                                                                                                                                                      

Под технологией (греч. techne «искусство», «мастерство», logos «слово», «знание» - наука об искусстве) понимается совокупность методов и процессов, применяемых в каком-либо деле или в производстве чего-либо.

Любое нововведение находит свою реализацию через технологию. Таким образом, инновационная технология — это методика и процесс создания чего-либо нового или усовершенствования уже существующего с целью обеспечения прогресса и повышения эффективности в различных сферах деятельности человечества.

Инновационные образовательные технологии

Используемые традиционные методы работают не так эффективны применительно к новому поколению учеников. Стандартизированное обучение не учитывает индивидуальных качеств ребенка и необходимости творческого роста.

Несмотря на ряд проблем, которые не решаются старыми способами, есть затруднения с введением новшеств. Педагог должен понимать, что введение инновационных методов помогает не только его воспитанникам эффективнее усваивать материал, развивает их творческий потенциал. Но это также помогает педагогу реализовывать собственный интеллектуальный и творческий потенциал.

Инновационные педагогические технологии в ДОУ помогают «наставникам» найти подход к каждому отдельному ребенку, учитывать его особенности, черты характера и склад ума, и превращать занятия в увлекательное и необыкновенное «приключение». Благодаря этому родителям больше не приходится уговаривать своих любимых чад идти в детский сад. Малыши с удовольствием посещают ДОУ и с каждым днем обогащают свой пока еще небольшой багаж знаний.

Какие Виды педагогических инноваций вы знаете и применяете в своей практике?                                                                                        

Слайд 5                                                                                                                                                                      

Виды педагогических инноваций

В дошкольном образовании применяются самые разнообразные педагогические инновационные методики.

Наиболее распространенные новшества в процессе образования:

  • Здоровьесберегающие технологии;
  • информационно-коммуникационные технологии (ИКТ);
  • личностно-ориентированное обучение;
  • проектная и исследовательская деятельность;
  • игровые технологии.

Здоровьесберегающие технологии

Они направлены на укрепление здоровья ребенка, привитие ему здорового образа жизни. Это особенно актуально в свете ухудшения экологии, общей картины здоровья, неправильного питания.

Основной их целью является создание условий для формирования у воспитанников представления о здоровом образе жизни, об умении оказать себе и ближнему первую медицинскую помощь, а также формирование и развитие знаний, умений и навыков, необходимых для поддержания собственного здоровья. Формами работы являются спортивные праздники, физкультминутки между занятиями, утренняя гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая и динамическая гимнастика, релаксация, прогулки не только на территории детского сада, но и в лесопарковых зонах, спортивные игры, закаливание, водные процедуры.

ИКТ

Подразумевает интеграцию преподавания дисциплин с информатикой, а также компьютеризацию оценивания и коммуникации в целом. Компьютер может использоваться на любых этапах учебного процесса. Школьники обучаются работе с основными программами, изучают материал благодаря электронным учебникам и пособиям. С помощью компьютера и проектора преподаватель излагает материал. Презентации, диаграммы, аудио- и видеофайлы благодаря наглядности способствуют лучшему усвоению темы. Самостоятельное создание слайдов, схем, карт памяти помогает структурировать знания, что также помогает в запоминании.

Наличие компьютера, интернета и специальных программ делает возможным дистанционное преподавание, онлайн-экскурсии, конференции и консультации.

В конце изучения темы в качестве контроля могут быть использованы тесты на компьютере. Школы используют систему электронных журналов, в которых можно отследить результаты отдельного ребенка, класса или же успеваемость по конкретному предмету. Входят в обиход и электронные дневники, где выставляются оценки и фиксируются домашние задания. Так что родители могут узнать баллы ребенка и наличие заданий.

Важно научить школьников правильно использовать интернет, поисковые системы и социальные сети. При грамотном подходе они становятся неисчерпаемым источником информации и способом коммуникации школьников с учителем и между собой.

Популярность набирает создание педагогом собственного сайта. Благодаря ему можно делиться интересными книгами, пособиями, статьями, обучающими видео и аудио, удаленно отвечать на вопросы учеников. Может использоваться при разработке группового проекта: участники делятся друг с другом и куратором наработками, результатами и решают возникающие проблемы.

Личностно-ориентированное обучение

В этом случае главным действующим лицом в обучении признается ребенок. Целью является развитие личности воспитанника (школьника) с учетом его индивидуальных качеств. Соответственно, не ребенок подстраиваются под образовательную систему и стиль педагога, а педагог, используя свои умения и знания, организовывает обучение согласно особенностям группы (класса).

Здесь необходимо знание учителем психологических, эмоциональных и познавательных особенностей детского коллектива. Исходя из этого, он формирует планы занятий, подбирает методы и способы изложения материала. Важно суметь пробудить интерес ребенка  к излагаемому материалу и работать коллективно, выступая не столько лидером, сколько партнером и советчиком.

Игровые технологии

Ценность игровой технологии заключается в том, что, являясь по своей сути отдыхом, она выполняет образовательную функцию, стимулирует творческую реализацию и самовыражение.

Цель игровой технологии - не менять ребенка, и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам , а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Реализация игровых приемов и ситуаций в образовательном процессе происходит по следующим основным направлениям:

 • дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

• деятельность подчиняется правилам игры;

 • учебный материал используется в качестве ее средства;

• в деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

• успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Назовите виды игровых технологий:

ТРИЗ – теория решения изобретательских задач.

Игровая технология Воскобовича

Палочки Кюизинера и др.

Проектная и исследовательская деятельность

Главной целью является развитие способности самостоятельного, творческого поиска данных, постановки и решения задач, задействования информации из разных сфер знаний. Задача преподавателя заключается в пробуждении интереса к поисковой деятельности и создание условий для ее реализации.

При работе над групповым проектом повышаются и навыки работы в команде, коммуникации, умения прислушиваться к чужому мнению, критиковать и принимать критику.

Применение этой технологии в ДОУ и в школе  развивает способности познавать мир, анализировать факты, делать выводы. Это основа и помощь при поступлении в высшее учебное заведение и работе над дипломными и магистерскими диссертациями.

Что это означает понятие «исследовательская деятельность»?

Прежде всего, речь идет о том, что усилия воспитателей направлены в первую очередь на то, чтобы сформировать у детей исследовательский тип мышления.

Основной целью исследовательской деятельности является организация экспериментальной деятельности, активным участником которой выступает ребёнок. Непосредственное участие ребёнка в ходе эксперимента позволяет ему воочию увидеть процесс и результаты.

Для этого в процессе обучения дошкольников педагоги прибегают к таким распространенным методам, как: постановка проблемы, ее всесторонней анализ, моделирование, наблюдение, экспериментирование, фиксация результатов, поиск решений и выбор лучшего из них.

Исследовательская деятельность ребенку помогает выявлять актуальную проблему и посредством ряда действий ее решить. При этом ребенок подобно ученому проводит исследования, ставит эксперименты.

Слайд 6                                                                                                                                                                      

Методы и приемы организации исследовательской деятельности:

• наблюдения;

• беседы;

• опыты;

• дидактические игры;

• моделирование ситуаций;

• трудовые поручения, действия.

Слайд 7

В соответствии с ФГОС ДО одной из основных задач дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности. Эта задача решается непосредственно через познавательно-исследовательскую деятельность детей, которая направлена на исследование объектов окружающего мира и экспериментирования с ними.

Слайд 8

Экспериментирование - способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.

Слайд 9

Опыт - это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Он способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. 

Опыты имеют большое значение для установления причинно – следственных связей, раскрывают причину наблюдаемого явления, подводят к суждениям и умозаключениям. Опыт всегда строится на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда.

В детском саду проводятся опыты с предметами неживой природы, растениями и животными, причём во время  опытов недопустимо нанесение ущерба растениям и животным. Несложные опыты могут использоваться детьми в игровой деятельности и при уходе за животными и растениями уголка природы.

Слайд 10

«Исследовательское» поведение уже заложено в природе ребенка. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту. Поэтому считается, что  в дошкольном возрасте экспериментальное освоение мира имеет не меньшую роль, чем традиционно признаваемая ведущим видом детской деятельности игровая деятельность.

Академик Подъяков Н.Н.  считает, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности дошкольников: «Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается». 

Знания, взятые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Для детей дошкольного возраста экспериментирование наравне с игрой является ведущим видом деятельности, а проведение опытов и экспериментов с природным материалом способствует общему развитию и познанию дошкольников.

Слайд 11

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Поэтому поддерживать стремление детей экспериментировать, создавать условия для исследовательской деятельности важная задача для педагога.

Слова Конфуция гласят: «Перед человеком к разуму три пути: путь размышления – самый благородный; путь подражания – самый легкий; путь личного опыта – самый тяжелый путь».

Когда ребёнок слышит, видит и действует, он все усваивает прочно и надолго.

В процессе экспериментирования воспитатель должен выступать для детей не как учитель, а как равноправный партнер, незаметно направляющий детскую деятельность в нужное русло. Знания, не рассказанные воспитателем, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. 

Слайд 12

Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для детей, поэтому в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!

В зависимости от характера наблюдений и экспериментов, место их проведения в распорядке дня может быть разным:

  1. Плановые эксперименты. Воспитатель заранее определяет задачи эксперимента, выбирает объект, продумывает приёмы и методы руководства экспериментом.
  2. Случайные эксперименты. Проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в уголке природы, в группе или на участке. Случайные эксперименты специальной подготовки не требуют.
  3. Эксперименты как ответ на детские вопрос. Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а предлагает ребёнку самому найти ответ, проведя несложное наблюдение, опыт или эксперимент.

Если работа не сложная, то она проводится как случайный эксперимент, если требуется подготовка, воспитатель её планирует.

Слайд 11

Как и любая деятельность экспериментирование имеет свою структуру. Обсудите и выделите этапы в организации и проведении опытов с дошкольниками:

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

  1. постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации;
  2. прогнозирование результата (старший дошкольный возраст);
  3. уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования;
  4. уточнение плана исследования;
  5. выбор оборудования и его размещение вместе с детьми в зоне исследования;
  6. выполнение эксперимента (под руководством воспитателя);
  7. наблюдение результатов эксперимента;
  8. фиксирование результатов эксперимента;
  9. формулировка выводов (при педагогической поддержке в младшем дошкольном возрасте, самостоятельно в среднем и старшем дошкольном возрасте).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение инновационных технологий в образовательном процессе дошкольной образовательной

В презентации представлены формы  "применениея инновационных технологий в образовательном процессе дошкольной образовательной"...

Применение инновационных технологий в образовательном процессе

Презентация "Применение инновационных технологий в образовательном процессе" является дополнением к консультации для педагогов ДОУ. Может быть полезна старшим воспитателям при подготовке мет...

Межрайонный семинар"Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ, как условие повышения качества образования" от 22.09.2017г. Тема выступления: "Использование инновационных технологий в дошкольных образовательных организациях района"

Применение педагогических технологий в дошкольном учреждении имеет свою специфику. Образовательный процесс в дошкольном учреждении направлен не на обучение детей дошкольного возраста, а на развитие и ...

Презентация "Применение инновационных технологий в образовательном процессе."

Использование инновационных технологий в образовательном процессе формирует у воспитанников потребность в познании и умении учиться....

Доклад на тему: "Применение инновационных технологий в образовательном процессе ДОО"

В статье обсуждается проблема воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ, которая является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики....

Инновационные технологии"Применение игровых технологий в образовательном процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС»

Инновационные технологии "Применение игровых технологий в образовательном процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС»...

Инновационный педагогический опыт воспитателя «Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС»

Данная разработка предназначена для педагогов дошкольного образования, учителей начальных классов, руководителей учебных учреждений, а также родителей, у которых дети в дошкольном и младшем школьном в...