Рабочая программа 2020-2021 уч.год
рабочая программа (младшая группа)

Окунева Наталья Сергеевна

Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной  образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей  воспитанников ДОУ. В программе   определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx128.98 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Тополек»

Принято:                                                                                    Утверждаю:

на педагогическом совете                                              Заведующий                                                                     Протокол №  ________                                                  МБДОУ «Детский сад «Тополек»

от ___. _____. 20____г                                                    _____________________________

Приказ № ______   от_______

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учителя-логопеда

 для детей с ОНР (2ур.)

Учитель-логопед высшей категории:

Окунева Н. С.

Оглавление

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ        

Пояснительная записка……..……………………………………..………………................3

Цели и задачи программы ………………………………………………………..................4

Принципы формирования программы ……………………………………….….................5

Психолого-педагогическая характеристика воспитанников……………….………..…....6

Планируемые результаты освоения программы …………………….…………..………...6

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Содержание коррекционно-развивающей программы.……………………………...…….7

Структура программы и основные

направления коррекционно-развивающей работы ...............................................................7

Календарно – тематическое планирование ……………………………………………......13

График работы учителя-логопеда Окуневой Н.С. на 2020-2021уч.г.………….………....18

Циклограмма учителя-логопеда Окуневой Н.С. на 2020-2021уч.г..……………………...18

Взаимодействие учителя- логопеда с участниками образовательного процесса ………..19

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ……………………………………………………..21

4. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ…..22

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Министерством образования Российской Федерации определены основные подходы к созданию системы помощи детям с проблемами в развитии на основании Приказа от 31.07.2020г №373.  «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам».          Одним из таких подходов является дальнейшее развитие систем коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения, которые нацелены на создание наиболее адекватных педагогических условий для детей, имеющих проблемы в развитии.

    В этих условиях требуется повышенное внимание к вопросам охраны здоровья детей, личностно-ориентированный подход в образовательном процессе, помощь специалистов, готовых осуществлять активное взаимодействие с учётом познавательно-речевых, физических и психологических возможностей детей. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы групп для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в дошкольных образовательных учреждениях комбинированного вида. «Федеральный государственный образовательный стандарт ДО» (далее – ФГОС) ставит перед педагогами задачу интегрирования воспитательное - образовательного и коррекционно- образовательного процессов в детском саду.

Рабочая программа коррекционно-воспитательной работы во второй младшей группе для детей с ОНР (далее – Программа) разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

Программа разработана в соответствии с:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2. Приказ от 31.07.2020г №373. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам

3. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

На основании основных программ:

  • Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи) с 3 до 7 лет. Н.В. Нищева Издание 3-е, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018г.
  •  «От рождения до школы» Инновационная программа дошкольного образования/под ред. Н.Е. Векарсы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой./

В основе создания этой программы использован опыт работы в дошкольных логопедических группах с детьми с особыми возможностями здоровья, подкреплённый современными коррекционно-развивающими программами.

В Программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей младшего дошкольного возраста с ОНР.

Рабочая Программа рассчитана на один учебный год, который длится в группе комбинированной направленности с 1 сентября по 31 мая. Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер и предназначена для обучения и воспитания детей 3-4 лет:

  • с тяжёлой речевой патологией (общее недоразвитие речи II уровня);

            В Программе представлена информация по оснащению предметно-пространственной развивающей среды в логопедическом кабинете, приведены перспективные планы логопеда по осуществлению взаимодействия с родителями дошкольников и со специалистами ДОУ.

            В Программе предложена система педагогической диагностики индивидуального развития детей, представлены схемы обследования ребенка с общим недоразвитием речи (с 3 до 4 лет) учителем-логопедом.

ЦЕЛЬ Программы.

Создание оптимальных условий и системы средств для устранения речевых недостатков у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (с нормальным слухом и интеллектом), своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания коррекционно-воспитательной работы и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента.

Основные ЗАДАЧИ коррекционного обучения:

  1. Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).
  2. Развитие навыков звукового анализа (дифференциация фонем и установление звуковой структуры слова)
  3. Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса младших дошкольников с ОНР.
  4. Формирование грамматического строя речи.
  5. Развитие связной речи младших дошкольников.
  6. Развитие коммуникативной, успешности в общении.
  7. Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребёнком.
  8. Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционной

      работы с детьми в соответствии с планами индивидуальных и подгрупповых занятий.

  1. Формирование у педагогического коллектива ОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание помощи в организации полноценной речевой среды.
  2.  Координация деятельности педагогов и родителей в рамках речевого развития детей (побуждение родителей к сознательной деятельности по речевому развитию дошкольников в семье).
  3. Коррекционно-развивающая работа строится на обще дидактических и специфических принципах.

ПРИНЦИПЫ формирования программы

Одним из основных принципов программы является принцип природ сообразности, который учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с общим недоразвитием речи и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме

Коррекционно-развивающая работа строится на общедидактических и специфических принципах.

Кроме того, программа имеет в своей основе также принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп по всем направлениям работы, что позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения, и в конечном итоге обеспечивает поступательное развитие.

Таким образом, выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач обеспечивается благодаря комплексному подходу и тесной взаимосвязи работы специалистов педагогического и медицинского профилей.

Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей и предусматривает совместную работу учителя - логопеда, педагога - психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, воспитателей МБДОУ «Детский сад «Тополек».

В группе комбинированной направленности, коррекционная работа является ведущей, а общеобразовательная — подчиненной. Все педагоги, следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные логопедом. Специалисты в своей работе учитывают возрастные и личностные особенности детей, состояние их двигательной сферы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов: пространственного гнозиса и праксиса, слухового  и зрительного восприятия, внимания, памяти и т.д. Воспитатель, музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания осуществляют общеобразовательные мероприятия, предусмотренные программой массового детского сада, занимаются умственным, нравственным, эстетическим, физическим, патриотическим воспитанием, обеспечивая тем самым гармоничное всестороннее развитие детей.

Работой по образовательной области «Речевое развитие» руководит учитель-логопед, а другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда.

Объем учебного материала в рабочей программе рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации младших дошкольников.

Основной формой работы в соответствии с рабочей программой является игровая деятельность. Все коррекционно-развивающие занятия в соответствии с рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОСПИТАННИКОВ ГРУППЫ

Состав группы неоднородный по своему речевому, познавательному и психическому уровню развитию. В группу поступают дети по результатам диагностического обследования и направлению заключения ППК. Группу посещают дети 3-4 лет.

группа

Количество детей

мальчики

девочки

II младшая группа

10

8

2

В   младшую группу комбинированной направленности поступили дети с II уровнем речевого развития при ОНР.

При втором уровне речевого развития речевая активность ребенка возрастает.  Активный словарный запас рас комбинированной направленности ширяется за счет обиходной предметной и глагольной лексики.  Возможно использование местоимений, союзов и иногда простых предлогов.  В самостоятельных высказываниях ребенка уже есть простые нераспространённые предложения.  При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм.  Понимание обращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром.  Отмечается незнание не только оттенков цветов, но и 9 основных цветов.  Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звук наполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:

  • Выработать способность к устойчивому эмоциональному контакту со взрослым и сверстниками;
  • Проявлять речевую активность, способность взаимодействовать с окружающими, желание общаться с помощью слова;
  • Понимать названия предметов, действий, признаков, встречающихся в повседневной речи;
  • Понимать и выполнять словесные инструкции, выраженные различными по степени сложности синтаксическими конструкциями;
  • Различать лексические значения слов и грамматических форм слова;
  • Называть действия, предметы, изображенные на картинке, выполненные персонажами сказок или другими объектами;
  • Участвовать в элементарном диалоге (отвечает на вопросы после прочтения сказки, используя слова, простые предложения, состоящие из двух-трех слов, которые могут добавляться жестами);
  • Рассказывать двустишья и простые потешки;
  • Использовать для передачи сообщения слова, простые предложения, состоящие из двух-трех слов, которые могут добавляться жестами;
  • Произносить простые по артикуляции звуки;
  • Воспроизводить звук слоговую структуру двухсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Стандарт определяет: «Коррекционная работа и инклюзивное образование должны быть направлены на:

1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Коррекционная работа и инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в группах комбинированной направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.

СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

Программа включает два раздела:

1) Диагностическая деятельность.

2) Коррекционно-развивающая деятельность

Диагностическая деятельность:

  1. Изучение состояния здоровья ребёнка.
  2. Изучение особенностей развития речевой сферы.
  3. Выявление знаний и представлений об окружающих предметах и явлениях действительности.

Итогом изучения ребёнка является:

  • Установление чётких целей коррекционно – развивающей работы.
  • Определение уровня развития сильных положительных сторон ребёнка.
  • Анализ прогноза предполагаемого хода развития ребёнка.

Коррекционная (речевая) деятельность:

  1. Развитие правильного дыхания и артикуляции.
  2. Развитие психических процессов (восприятия, воображения, мышления, памяти, внимания).
  3. Постановка и автоматизация звуков
  4. Обогащение и расширение словаря
  5. Развитие связной речи.

Итогом является:

  • Составление мониторинга учебной деятельности.
  • Коррекция недостатков языковой системы.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ И СНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

Диагностическая деятельность

        В младшей группе комбинированной направленности, углубленное логопедическое обследование детей осуществляется учителем-логопедом.  Углубленная диагностика проводится в течение сентября. Задачами углубленного логопедического обследования являются выявление особенностей общего и речевого развития детей: состояния компонентов речевой системы, соотношения развития различных компонентов речи, импрессивной и экспрессивной речи, сопоставление уровня развития языковых средств с их активизацией (использованием в речевой деятельности). Углубленное логопедическое обследование позволяет выявить не только негативную симптоматику в отношении общего и речевого развития ребенка, но и позитивные симптомы, компенсаторные возможности, зону ближайшего развития.

Диагностика позволяет решать задачи развивающего обучения и адаптировать программу в соответствии с возможностями и способностями каждого ребенка.

Каждый ребёнок дважды в год обследуется по таким параметрам:

  • звукопроизношение;
  • фонематические процессы;
  • слоговая структура слова;
  • словарный запас;
  • грамматический строй;
  • связная речь;
  • артикуляционная моторика;
  • мелкая моторика.

Все полученные данные заносятся в речевую карту обследуемого, на основание это составляется мониторинг уровня развития ребёнка.

Мониторинг динамики речевого развития детей, их успешности в освоении коррекционной программы, корректировку коррекционных мероприятий осуществляет логопед. Мониторинг проводится по итогам полугодия, учебного года.

На основе итоговой оценки (интеллектуального и речевого развития, особенностей поведения, характера, личностных качеств, интересов и особенностей) комплектуются группы.

По результатам обследования заполняется сводная таблица и по итогам диагностики, составляется индивидуальная программа обучения для каждого ребёнка.

Критерии оценки уровня функции:

Звукопроизношение:

  1. нарушение нескольких групп звуков;
  2. недостаточное произношение одной группы звуков, изолированное произношение всех групп, но при речевой нагрузке – общая смазанность речи.
  3. звуки в речи присутствуют, но наблюдается нарушения дифференциации звуков.
  4. звукопроизношение в норме.

Фонематические процессы:

  1. не слышит данный звук в любой позиции
  2. не дифференцирует оппозиционные звуки какой – либо группы.
  3. с заданием справляется, но допускает несколько ошибок.
  4. фонематические процессы в норме.

Слоговая структура слова:

  1. слова воспроизводит с искажениями слоговой структуры
  2. слова воспроизводит в замедленном темпе, с запинками, 1-2 слова с искажениями
  3. большинство слов воспроизводит точно, однако темп воспроизведения замедлен, могут быт запинки
  4. все слова точно воспроизводятся.

Словарный запас:

  1. активный словарь ограничен бытовым уровнем.
  2. владеет простыми обобщающими понятиями, в речи в основном использует существительные и глаголы.
  3. использует все части речи, но не всегда точно отражает в речи приставочные глаголы, использует простые предлоги, в употреблении сложных допускает ошибки, пользуется антонимами, но при подборе синонимов испытывает затруднения.
  4. активный словарь близок к возрастной норме.

Грамматический строй речи:

  1. речь резко аграмматична.
  2. допускает большое количество ошибок при словоизменении и словообразовании.
  3. допускает незначительное количество ошибок при словоизменении и словообразовании.
  4. грамматический строй близок к возрастной норме.

Связная речь:

  1. фразовая речь отрывочна, малопонятна.
  2. испытывает значительные затруднения при составлении рассказа – описания, пользуется вопросно – ответной формой предложения.
  3. при составлении рассказа использует не более двух-трёх предложений, не пользуется планом при построении рассказа, при описании использует не более двух признаков.
  4. умеет построить рассказ, пользуясь простыми распространёнными предложениями и предложениями сложной синтаксической конструкции.

Артикуляционная моторика:

  1. объём артикуляционных движений ограничен (мимика бедна), наличие дефектов в строении артикуляционного аппарата.
  2. неполный объём артикуляционных движений, неточное выполнение статических артикуляционных упражнений.
  3. статические артикуляционные упражнения выполняет в полном объёме, при выполнении динамических упражнений испытывает затруднения.
  4. строение и подвижность органов артикуляции без особенностей.

Мелкая моторика:

  1. мелкая моторика ограничена (с трудом выполняет статические пробы, наблюдаются гиперкинезы, тремор).
  2. испытывает затруднения при выполнении динамических проб.
  3. точно выполняет статические и динамические пробы, но испытывает затруднения в выполнении асимметричных движений обеими руками.
  4. мелкая моторика в норме.

Средний балл по каждой речевой и неречевой функции:

  1.  низкий уровень;
  2. ниже среднего;
  3. средний;
  4. достаточный;

На основании обследования составляется мониторинг, диаграмма, сводная ведомость на коррекционную группу в целом в начале и в конце года

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Речевое развитие

РАЗВИТИЕ ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ

Работать над накоплением пассивного словаря, усвоением слов, обозначающих части тела и лица человека, предметы ближайшего окружения, простейшие игровые и бытовые действия, признаки предметов.  Формировать умение соотносить предметы, действия, признаки с их словесным обозначением. Учить понимать обобщающие слова (игрушки, туалетные принадлежности, одежда, обувь, мебель, продукты питания, посуда, домашние птицы, животные; дикие птицы, животные; цветы). Уточнять понимание личных местоимений (я, мы, ты, вы, он, она, они), притяжательных местоимений (мой, твой), притяжательных прилагательных (мамин, папин). Учить различать глаголы и прилагательные, противоположные по значению (надевать-снимать, завязывать-развязывать; большой - маленький, длинный - короткий, широкий - узкий, высокий -низкий).

Учить понимать предлоги и наречия, выражающие пространственные отношения (в, на, вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа).

Формировать различение количественных числительных (один, два, три).

Учить  дифференцировать  формы  единственного  и  множественного  числа  имен существительных  мужского  и  женского  рода  (кот-коты,  мяч-мячи,  дом-дома,  кукла-куклы,  рука-руки),  понимать  падежные  окончания  имен  существительных  мужского  и женского рода в единственном числе в винительном, родительном, дательном, творительном, предложном  падежах;  имена  существительные  с  уменьшительно-ласкательными суффиксами (-к-, -ик-, -чик-, -ок-, -чек-, -очк-, -ечк-, -ен-, -ят-).Учить  дифференцировать  формы  единственного  и  множественного  числа  глаголов (играет—играют,  спит - спят);  глаголы  прошедшего  времени  по  родам  (сидел—сидела); возвратные и невозвратные глаголы (умывает-умывается).

Работать над различением падежных форм личных местоимений (меня, мне, тебя, тебе).

Воспитывать внимание к звук слоговой структуре слова.  Учить различать на слух длинные и короткие слова.

Формировать умение вслушиваться в речь. Развивать в ситуативной речи понимание простых предложений и коротких текстов.

РАЗВИТИЕ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ

Развитие экспрессивного словаря.

Расширять, уточнять, активизировать номинативный словарь на основе обогащения представлений об окружающем по лексическим темам: «Семья», «Игрушки», «Туалетные принадлежности», «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Продукты питания», «Посуда», «Домашние птицы и животные», «Дикие птицы и животные», «Транспорт», «Цветы», «Насекомые».  Активизировать использование слов, обозначающих существенные части, детали предметов и объектов.

Формировать глагольный словарь за счет активного усвоения глаголов по изучаемым лексическим темам.

Ввести в речь прилагательные, обозначающие признаки и качества предметов: цвет (красный, синий, желтый, зеленый), свойства (сладкий, кислый), величину (большой, маленький), оценку (хороший, плохой). Ввести в речь личные местоимения (я, мы, ты, вы, он, она, они).

Обогатить активной словарь наречиями, обозначающими местонахождение предметов (там, тут, вот, здесь), сравнение (больше, меньше), количество (много, мало), оценку действий (хорошо, плохо), ощущения (тепло, холодно, вкусно).

Формирование и совершенствование грамматического строя речи

Учить образовывать и использовать в речи формы единственного и множественного числа имен существительных мужского и женского рода в именительном падеже (кот - коты, мяч - мячи, дом - дома, кукла - куклы, нога - ноги).

Учить образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-к-, -ик-, -чик-, -ок-, -чек-, -очк-, -ечк-, -ен-, -ят-).

Учить различать, образовывать и использовать формы глаголов прошедшего времени мужского и женского рода, единственного и множественного числа (упал, упала, упали). Обучать согласованию прилагательных с существительными мужского и женского рода единственного числа в именительном падеже (большой мяч, маленькая груша).

Формировать умение образовывать, использовать в речи и согласовывать с именами существительными мужского и женского рода притяжательные прилагательные (мамин, папин).

Формировать умение согласовывать числительное «один» с существительными в роде и числе в именительном падеже (один жук, одна кукла, одно ведерко).

Учить согласовывать притяжательные местоимения с существительными (моя книжка, мой мяч), правильно употреблять местоимения меня, мне.

Формировать двухсловное предложение (Дай мяч. Катя спит. Аня, иди. Я пою. Можно кубик?), фразы с прямым дополнением (Вова, дай мяч.  Аня, на кубик.  Даня ест суп.)

Формировать умение отвечать на поставленные вопросы по простым сюжетным картинкам (Кто это?  Что он делает?  Что это?), составлять предложения по небольшой сюжетной картинке с одним действующим лицом (Дети спят. Мама варит суп.)

Развитие фонематической системы речи.

Воспитывать внимание к звуковой стороне речи. Формировать умение различать гласные звуки по принципу контраста: [а] — не [а], [у] — [а], [и] — [у], [э] — [о], [и] — [о], [э]— [у]; гласные, близкие по артикуляции: [у]—[о]. Учить дифференцировать согласные раннего онтогенеза, отличающиеся по артикуляции, в открытых слогах: [б]—[н], [м]—[т], [п]—[г] и т. п. Формировать умение различать слова, сходные по звучанию (кот—кит, бочка—точка, миска—киска).

Развивать внимание к звук слоговой структуре слова в упражнениях на различение длинных и коротких слов; на простукивание, похлопывание, притопывание слогового рисунка слова.

Развитие фонетической стороны языка.

Формировать правильное речевое диафрагмальное дыхание и длительный ротовой выдох. Развивать длительность речевого выдоха. Развивать силу, динамику и модуляцию голоса. Развивать подражание речевым звукам.

Активизировать движения артикуляционного аппарата с помощью специальных упражнений и уточнить артикулированное (четкость произношения) гласных звуков [а], [о], [у], [и] и согласных раннего онтогенеза: [м], [м], [н], [н], [п], [п’], [т], [т’], [ф] [ф], [в], [в], [б], [б], [к], [к], [г], [г], [х], [х]

Воспитывать правильный, умеренный темп речи. Развивать интонационную выразительность, ритмичность речи.

Развитие речевого общения и разговорной диалогической речи. Воспитывать потребность в речевом общении. Формировать умение заканчивать фразу, учить договаривать за взрослым слова и словосочетания в потешках, упражнениях, стихотворениях. Формировать умение отвечать на вопросы по прослушанным сказкам. Учить отвечать на вопросы по предметной, сюжетной картинкам, по демонстрации действий. Развивать умение передавать содержание знакомой сказки по серии картинок с помощью логопеда.

Заучивать небольшие песенки, потешки, стихотворения с опорой на картинки. Развивать эмоционально-выразительные жесты и мимику.

Лексический материал для логопедических занятий

Имена  существительные:  мама,  папа,  бабушка,  дедушка,  сын,  дочь;  мяч,  кубик, кукла, машинка, мишка, колесо, голова, рука, нога, лапа; глаз, нос, рот,  ухо, спина, живот; мыло,  щетка,  полотенце;  брюки,  рубашка,  платье,  кофта,  куртка,  шапка,  шарф,  носки, колготки, рукав, карман, пуговица; ботинки, туфли, тапки, сапоги; стол, стул, кровать, шкаф, спина, полка; каша, суп, сок, чай, молоко, хлеб; тарелка, чашка, ложка, вилка; петух, курица, цыпленок, утка, утенок, гусь, хвост, крыло, клюв;  кот, собака, котенок, щенок, корова, коза, рога;  волк,  лиса,  лисенок,  заяц,  медведь;  грач,  грачонок,  голубь,  ворона,  воробей,  гнездо; машина, автобус, трамвай, троллейбус, метро, руль, сиденье;  мак, лютик, клевер, ромашка, одуванчик,  цветок,  лист,  трава,  дерево,  лето,  вода,  небо,  солнце,  туча,  ветер,  дождь,  лужа; бабочка, жук, муха; квадрат, круг, треугольник, куб, шар, день, ночь.

Глаголы: есть, пить, спать, сидеть, ходить, лежать, играть, одеваться, умываться, причесываться, обувать, кормить, купать, давать, петь, танцевать, прыгать, бегать, бросать, катать, летать, расти, рисовать, смотреть, говорить, считать, слушать.

Имена прилагательные: красный, желтый, зеленый, синий, большой, маленький, хороший, плохой, сладкий, кислый, вкусный, горячий, холодный, любимый, мамин, папин.

Имена числительные: один, два, три.

Местоимения: я, мы, ты, вы, он, она, они, мой, моя, мне, меня.

Наречия: вот, тут, там, здесь, вверху, внизу, впереди, сзади, хорошо, плохо, вкусно,

тепло, холодно, много, мало, больше, меньше.

Предлоги: в, на, у.

Рекомендуемые игры и игровые упражнения: «Как рычат мишки?», «Хлопки», «Поручение», «Покажи и назови», «Илюшины игрушки», «Один, одна, одно», «Что делает?», «Оденем куклу», «Большой-маленький», «Четвертый лишний», «Для чего нужны?», «Внимательные ушки», «Кто где?», «У кого?», «Кто в домике живет?», «Один, два, три», «Разноцветные флажки», «Мой, моя», «Будь внимательным», «Воробышки» и др.

Рекомендуемые картины для рассматривания: «Птичий двор», «Собака со щенятами», «Кошка с котятами», «Мы играем», «В песочнице» и др.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

образовательной деятельности во 2 мл. группе

 комбинированной направленности детей с ОНР

на 2020- 2021учебный год

Неделя

Лексическая

тема

Словарь для пассивного и активного усвоения

Развитие общих речевых навыков, пониманияи употребления грамматических форм

Сентябрь

1-я

2-я

ОБСЛЕДОВАНИЕ (заполнение логопедом речевых карт детей)

3-я

«Игрушки»

Кукла, машина, юла, неваляшка, мяч, матрешка, пирамидка, кубики, флажок. Играть, катать, качать, собирать, бросать, взять

Преодоление речевого негативизма, развитие понимания обращенной речи

4-я

«Овощи»

Капуста, морковь, лук, огурец, помидор, картошка, репа.

Дать, положить, рубить, тереть, варить, солить

Расширение пассивного словаря, его активизация

Октябрь

1-я

«Фрукты»

Яблоко, груша, лимон, банан, слива, апельсин, кожура, дольки.

Большой, маленький, кислый, сладкий.

Рвать, складывать, делить

Знакомство с понятиями «один» - «много». Закрепление в активной речи оборота «у меня» Понимание предлога «в»

2-я

«Во саду ли,

в огороде»

Сад, огород, земля, грядка, дерево,

ветка, компот. Красный, зеленый, желтый, круглый, длинный. Сажать, пахнет. Вверху, внизу

Понимание существительных с

Суффиксами уменьшительно-ласкательного значения

3-я

«Части тела»

Голова, руки, ноги, волосы, уши, глаза, нос, щеки, рот, шея, спина, живот. Поднимать, опускать, хлопать, топать

Понимание категории числа

существительных. Употребление в речи уменьшительно-ласкательных форм существительных

4-я

«Одежда.

Обувь»

Одежда, обувь, платье, юбка, брюки, колготки, носки, рубашка, шорты, сапоги, туфли, тапочки, шарф, куртка, шапка, варежки, перчатки, воротник, карман, рукав, пуговицы, капюшон,

«молния». Надевать, обувать

Понимание категории числа

существительных. Закрепление в речи оборота «у меня». Практическое усвоение предложно-падежных конструкций типа

«надевать на голову»

Ноябрь

1-я

«Дерево

(признаки

осени)»

Дерево, листья, ветка, ствол, птицы. Слабый, сильный (ветер). Качаться, гнуться, опадают, колышутся

Образование множественного числа существительных.

Практическое закрепление в речи согласования существительного с прилагательным в роде

2-я

«Дома»

Дом, стена, пол, потолок, крыша, дверь, окно, балкон, лестница.

Высокий, низкий, высоко, низко.

Строить, сломаться

Закрепление понятий «один» -«много». Образование множественного числа существительных. Понимание пространственных отношений и простых предлогов.

3-я

«Семья»

Мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, семья. Работать, подметать, стирать, полоскать, колоть(дрова)

Усвоение предложной конструкции «на работу». Образование существительных родительного падежа без предлога (нет кого?). Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных. Усвоение предложных конструкций типа «у мамы»

4-я

«Чайная

посуда»

Посуда, чайник, чашка, ложка, блюдце, сахарница, тарелка. Горячий.

Наливать, размешивать, обжечься, кипеть, пить(чай)

Образование множественного числа

существительных. Практическое усвоение предложно-падежных конструкций

Декабрь

1-я

«Мебель»

Стол, стул, шкаф, кровать, полка,

кресло, диван, ножки, спинка, сиденье. Ставить, класть, положить, ложиться, спать, отдыхать, сидеть, помогать, вытирать(пыль)

Понимание предлогов пространственного

значения. Практическое усвоение предложно- пространственных конструкций. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных

2-я

«Зима. Зимняя

одежда»

Зима, снег, шуба, пальто, валенки, шапка, шарф. Зимний, снежный(ком), теплая(одежда). Замерзнуть, погреться. Холодно

Упражнение в употреблении существительных в винительном падеже. Практическое усвоение предлога «на». Обучение пересказу со зрительной опорой

3-я

«Зима.

Зимние забавы»

Санки, горка, лыжи, коньки, лед, снеговик, снежинка. Белый, холодный,

пушистый, липкий, мокрый. Кататься, лепить

Закрепление понятий «один» - «много». Практическое усвоение предложно-падежных

конструкций

4-я

«Новогодний праздник. Елка»

Елочные(игрушки), шары, шишки, вата, мишура, иголки, фонарики, дождик, Дед Мороз, Снегурочка. Колючая, нарядная, яркая, блестящая, добрый, бородатый, старый.

Наряжать, украшать, вешать

Понимание(употребление)

Предлогов «на»,

«под». Упражнение в образовании множественного числа существительных

Январь

2-я

«Петушок с семьей»

Петух, курица, цыпленок, цыплята,

хвост, крылья, клюв, гребешок, бородка. Ходить, звать, взлетать (на забор), кормить

Развитие фразовой речи (фразы типа «У петушка голова», «Хозяйка кормит кур»)

3-я

«Домашние

птицы»

Гусь, утка, яйца. Веселый, грустный. Кукарекать, крякать, пищать, гоготать, клевать, плавать

Понимание и образование множественного числа существительных. Развитие фразовой речи

       4-я

«Птицы»

Воробей, синичка, снегирь, ворона, кормушка. Красная(желтая) грудка, черная, коричневый

Развитие фразовой речи (фразы типа «У воробья клюв»). Понимание категории числа глаголов прошедшего времени. Образование существительных множественного числа

Февраль

1-я

«Кошка с

котятами»

Кошка, кот, котенок, котята, усы, лапы, хвост, шерсть, мордочка.

Мяукать, лакать, ловить (мышей)

Развитие фразовой речи (фразы типа «Кошка спит», «Кошка лакает молоко»). Закрепление понимания существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Обучение пересказу со зрительной опорой

2-я

«Собака со щенками»

Собака, щенок, щенки. Добрая, злая, чистый, грязный. Лаять, сторожить, охранять, угощать(косточкой), причесывать, гладить

Упражнение в подборе антонимов- определений. Развитие фразовой речи (фразы типа «Таня гладит собаку», «У собаки щенки»)

3-я

«Домашние

животные»

Коза, корова, лошадь, овца, рога,

копыта.

Дает (молоко, шерсть), перевозит грузы, подает голос, приносит пользу, ухаживает

Развитие фразовой речи (фразы типа «У

Коровы рога», «Корова дает молоко», «Траву дадим козе»)

4-я

«Дикие животные. Заяц»

Заяц, зайчик. Прыгать, бегать, скакать,

Шевелить (ушами), грызть (кору, морковку), бояться (лису, волка, сову)

Развитие фразовой речи (фразы типа «Зайчик

хочет покататься», «У моего зайчика болит ухо»). Практическое усвоение предлогов «на», «под», «в»

Март

1-я

«Дикие

животные»

Медведь, лиса, волк, ежик, белка.

Косолапый, рыжая, зубастый, колючий

Обучение связному высказыванию

(описательному рассказу о животном). Практическое усвоение употребления существительных в родительном падеже с предлогом «от». Обучение пересказу сказки с опорой на иллюстрации

2-я

«Мамин

праздник»

Красивая, добрая, умная, веселая.

Готовит (обед), моет (посуду), шьет, гладит, стирает, жарит, варит, чистит, печет

Практическое усвоение согласования

Существительного женского рода с прилагательными и местоимением «моя». Практическое употребление глаголов совершенноговида.Образованиесуществительныхдательногоивинительного падежей. Развитие фразовой речи (фразы типа «Мама варит суп»)

3-я

«Продукты

питания»

Борщ, суп, каша, колбаса, макароны,

хлеб, компот. Горячий, вкусный. Наливать, резать, накрывать (на стол)

Образование существительных

Творительного падежа. Практическое усвоение предлогов «на», «в», «из», «под». Употребление глаголов совершенного вида, глаголов в прошедшем времени

4-я

«Профессии в

Детском саду»

Воспитатель, няня, логопед, повар,

музыкальный руководитель, врач (медсестра). Учить, читать, гулять, убирать, подметать, играть (на пианино), танцевать, лечить

Развитие диалогической речи. Развитие фразовой речи. Упражнение детей в употреблении глаголов повелительного наклонения

Апрель

1-я

«Весна.

Кораблик»

Кораблик, лодочка, весна, ручейки,

сосульки, проталины. Весеннее, яркое. Греть, таять, пускать, плыть

Практическое усвоение притяжательных

местоимений «мой», «моя». Упражнение детей в пересказе со зрительной опорой. Закрепление понятий «один» - «много»

2-я

«Перелетные птицы»

Ласточка, грач, скворец, крылья, перья, птенцы, гнездо. Важный, быстрая. Летать (прилетать, улетать), петь (распевать песню), шагать, устраивать (гнезда), ловить

Упражнение в понимании стихотворных текстов, связного рассказа педагога. Учить детей отвечать фразой на вопросы по прослушанному тексту

3-я

«Транспорт»

Машина, автобус, кузов, кабина,

колесо, фара, шофер, гараж.

Легковая, грузовая. Едет, гудит, везет. Быстро, медленно, тихо, громко, вперед, назад

Различение и практическое усвоение форм

Единственного и множественного числа существительных. Образование существительных родительного падежа с предлогом «без». Практическое употребление сложных глаголов будущего времени с существительным винительного падежа. Упражнение в пересказе со зрительной опорой. Практическое употребление предлога

«на» с существительным предложного падежа. Усвоение наречий-антонимов

4-я

«Самолет»

Самолет, крылья, хвост, кабина, колеса, руль, пилот, летчик, пассажиры. Лететь, взлетать, приземляться, подниматься, опускаться. Далеко, близко, высоко, низко

Образование множественного числа существительных. Практическое усвоение предлогов «на», «под», «в», «за». Практическое усвоение наречий-антонимов, приставочных глаголов

Май

1-я

«Весна»

Времена года (осень, зима, весна,

лето). Вырасти, распускаться. Тепло, жарко

Развитие словесно-логического мышления.

Развитие диалогической речи. Упражнение в употреблении предлогов пространственного значения

2-я

«Насекомые»

Бабочка, муха, жук, оса, паук, муравей,

стрекоза, комар, крылья, лапки, усики. Разноцветная.

Ползать, жужжать, прыгать, кружиться

Практическое усвоение согласования

Прилагательных с существительными, существительных с глаголами прошедшего времени. Употребление предлогов «на»,

«под», «в». Развитие фразовой речи

3-я

«Цветы»

Мак, одуванчик, василек, ландыш,

ромашка, роза, тюльпан, колокольчик, стебель, лепестки, листок. Сажать, поливать, собирать

Развитие фразовой речи (фраза типа

«Девочка сажает цветы»). Упражнение в согласовании существительного с прилагательным. Образование существительных дательного падежа

ГРАФИК РАБОТЫ

учителя-логопеда Окуневой Н. С. на 2020-2021учебный год.

Дни недели

2-я младшая группа

понедельник

08.00 -12.00

вторник

 08.00 – 12.00

среда

08.00 – 12.00

четверг

08.00 - 12.00

пятница

08.00 –12.00

Итого

20часов

ЦИКЛОГРАММА учителя – логопеда Окуневой Н.С.на 2020-2021 уч.год

 в группе комбинированной направленности

Дни недели

Время

Вид деятельности

Понедельник

08.00 – 08.45

Индивидуальная работа  

08.45-09.00

Работа с документацией

09.00 - 10.30

Индивидуальная работа

10.30 – 10.45

Коррекционный час

10.45– 11.20

Индивидуальная работа

11.20-12.00

Консультации для педагогов

Вторник

08.00 – 08.45

Индивидуальная работа

08.45 – 09.00

Работа с документацией

09.00 – 10.50

Индивидуальная работа

10.50 – 11.05

Коррекционный час

10.05 – 11.25

Индивидуальная работа

11.25 – 12.00

Консультации для родителей

Среда

08.00 – 08.45

Индивидуальная работа

08.45 - 09.00

Работа с документацией

09.00 – 10.30

Индивидуальная работа

10.30 – 10.45

Коррекционный час

10.45 – 11.20

Индивидуальная работа

11.20 – 12.00

Изготовление пособий

Четверг

08.00 –08.45

Индивидуальная работа

08.45 – 09.00

Работа с документацией

09.00 – 10.30

Индивидуальная работа

10.30 – 10.45

Коррекционный час

10.45 – 11.20

 Индивидуальная работа

11.20 – 12.00

Работа с документацией

Пятница

08.00 – 08.45

Индивидуальная работа

08.45 – 09.00

Работа с документацией

09.00 – 09.45

Индивидуальная работа

09.45 – 10.00

Групповое занятие

10.00 – 10.20

Индивидуальная работа

10.20-10.35

Коррекционный час

10.35 – 11.35

Индивидуальная работа

11.35 – 12.00

Работа с документацией

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ КОРРЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА.

       Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия педагогического коллектива ОУ и родителей.

      Были определены формы взаимодействия специалистов: педсоветы, консультации, тренинги, семинары-практикумы, психолого-медико-педагогические консилиумы, деловые игры, круглые столы, анкетирование, просмотр и анализ открытых мероприятий.

Модель взаимодействия

субъектов коррекционно-образовательного процесса

в группе для детей с ОНР 2 ур.

Педагогический коллектив ОУ представлен воспитателями, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, педагогом-психологом и другими специалистами.

Поэтому каждый из специалистов ОУ, решая свои задачи, определенные образовательными программами и положениями о ОУ, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.

Учитель-логопед:

- обследует речь детей младшего дошкольного возраста;

- проводит регулярную коррекционно-развивающую работу с детьми по исправлению различных нарушений речи, предупреждению нарушений чтения и письма;

- осуществляет взаимодействие с педагогами по вопросам освоения детьми программы дошкольного образовательного учреждения;

- информирует педагогический коллектив ОУ о задачах, содержании, результатах коррекционно-развивающей работы с детьми;

- представляет администрации ОУ, Психолого-педагогическому консилиуму ежегодный отчет, содержащий сведения о количестве детей с нарушениями речи в дошкольном образовательном учреждении и результатах коррекционно-развивающей работы;

- ведет разъяснительную и просветительскую работу среди педагогов, родителей, на педагогических советах, методических объединениях и родительских собраниях о задачах и специфике логопедической работы по коррекции нарушений речи.

Воспитатель совершенствует артикуляционную моторику, развивает мелкую моторику воспитанников во время конструирования, рисования, лепки и аппликации, общую моторику – во время прогулок; развивает внимание, память, логическое мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале; формирует связную речь, закрепляет навыки чтения и письма; закрепляет речевые навыки во время режимных моментах, при выполнении заданий логопеда во второй половине дня.

Инструктор по физической культуре проводит работу по развитию общей и мелкой моторики, постановке правильного дыхания, развитию координации речи и движения.

        Музыкальный руководитель обеспечивает развитие темпа, ритма мелодики речевых и неречевых звуков, развитие слухового восприятия, развитие силы голоса.

Основные средства и способы организации коррекционно-логопедической работы воспитателя

1. Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой): выполняется в течение дня 3-5 раз.

2. Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной 3-5 раз в день.

3. Логопедические пятиминутки дидактические игры и упражнения на совершенствование речевой функции.

 Индивидуальные занятия воспитателя по заданию логопеда, закрепляющие звукопроизношение. Содержание данных занятий определено программой коррекционно-логопедической работы:

а) проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук;

б) повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов;

в) упражнение в звуко-слоговом анализе и синтезе;

г) повторение лексико-грамматических упражнений;

д) упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.

        Формы, приёмы организации коррекционной логопедической работы

Индивидуально – подгрупповая работа с детьми

Взаимосвязь с воспитателем

Взаимодействие с родителями

-индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения

-подгрупповая работа по развитию лексики, грамматики и связной речи

-игры с предметами и сюжетными игрушками

-дидактические игры с использованием предметов и игрушек

-логопедические игры на развитие общей и мелкой моторики

-артикуляционные упражнения

-дыхательная гимнастика

-чтение, рассматривание иллюстраций

-коммуникативные тренинги

-настольно – печатные игры

-разучивание стихотворений

-речевые задания и упражнения

-работа по обучению пересказу с опорой на картинки, рассказу по серии сюжетных картинок, составлению описательного или повествовательного рассказов

-показ настольного театра

-инсценировка знакомых произведений

-открытые мероприятия для воспитателей по коррекции звукопроизношения детей

-консультации, беседы, «круглые столы» по правилам организации индивидуальной логопедической помощи детям

-оформление информационных стендов различной тематики

-логопедические пятиминутки

(игры и упражнения по заданию логопеда)

-иллюстративный материал и художественная литература

-помощь в организации логопедических уголков группы

-анкетирование

-родительские собрания

-консультации

-индивидуальная работа по запросу родителей

-оформление информационных стендов в группе для родителей

-наглядная информация различной тематики

-посещение семей, где есть дети с нарушениями речи

-помощь в организации речевой среды дома

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Учебный год в группе комбинированной направленности для детей с ОНР 2 ур. начинается первого сентября, длится девять месяцев и условно делится на три периода:

I период — сентябрь, октябрь, ноябрь;

II период —декабря, январь, февраль;

III период —март, апрель, май.

Первые две недели сентября отводится всеми специалистами для углубленной диагностики развития детей, сбора анамнеза, индивидуальной работы с детьми, совместной деятельности с детьми в режимные моменты, составления и обсуждения со всеми специалистами группы план работы.

В середине сентября специалисты, работающие в группе комбинированной направленности, на психолого-педагогическом консилиуме обсуждают результаты диагностики индивидуального развития детей и на основании полученных результатов утверждают план работы группы на учебный год.

С 16 сентября начинается организованная образовательная деятельность с детьми в группе комбинированной направленности в соответствии с утвержденным планом работы.

Формы организации:

  • индивидуальная;
  • малая подгрупповая.

Малая подгрупповая НОД приоритетно ориентированы на формирование лексико–грамматических средств языка и развитие связной речи и проводятся 3 раза в неделю, по формированию произношения 1 раза в неделю по 10минут в Iполугодие, и по 15мин. во IIполугодие. В середине каждого коррекционно-развивающего занятия педагоги проводят физкультминутку. Перерывы между коррекционно-развивающими занятиями не менее 10 минут.

В середине учебного года (январь) для воспитанников организуются 2-х недельные каникулы, во время которых проводят образовательную деятельность только эстетически-оздоровительного цикла и индивидуальные занятия со специалистами.

Индивидуальная коррекционная работа составляет существенную часть работы учителя-логопеда в течение каждого рабочего дня недели в целом. Они направлены на осуществление коррекции индивидуальных речевых недостатков и иных недостатков психофизического развития воспитанников, создающие определённые трудности в овладении программой.   План коррекционной работы составляется учителем-логопедом на основе анализа речевой карты ребёнка. В индивидуальном плане отражены направления коррекционной работы, которые позволяют устранить выявленные в ходе логопедического обследования нарушения речевой деятельности и пробелы в знаниях, умениях, навыках ребёнка с нарушениями речи. Это позволяет повысить эффективность работы и осуществлять личностно–ориентированный подход в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Каждый ребенок не менее двух раз в неделю занимается индивидуально с логопедом и воспитателем. Индивидуальные занятия не включаются в сетку занятий.

Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 10 – 15 минут. Во время физкультурных и музыкальных занятий работа с детьми учителем – логопедом не проводится.

 Программа предусматривает вечерние консультации родителей один раз в неделю.

Режим дня и сетка занятий учителя-логопеда и воспитателя строятся с учетом возрастных, речевых, индивидуальных особенностей детей данной группы, а также решаемых в процессе обучения и воспитания коррекционно-развивающих задач и регламентируются согласно нормативам Постановления от 27 октября 2020 г. № 32 об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм Санпин 2.3/2.43590-20 «санитарно-эпидемиологические Требования к организации общественного питания населения».

        IV. ИНФОРМАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

Для реализации данной программы необходимо иметь материально-техническую базу и методическое обеспечение.

Коррекционная программа построена с учетом использования в образовательном процессе следующих программ и технологий:

  • Т.Б. Филичева, В.Г. Чиркина. «Программа воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи»
  • М.Ф. Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения»;
  • Н.В НищеваПримерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО.2014г.
  • Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Под редакцией профессора Л. В. Лопатиной. 2014г.

Программы и технологии, обеспечивающие выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ

  1.  Киселева В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии. Пособие для логопедов. М.: Школьная пресса, 2007. - 48 с.

  2.  Альбом для логопеда/Иншакова О.Б. 2-е изд. испр. и дополн. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008 - 279 стр.
  3. Нищева Н.В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет). - СПб.: Детство-пресс, 2008. - 85 с.
  4.  Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста/ Коноваленко В. В., Коноваленко С. В, Дмитрова Е.Д, Павлова Н. Н., Руденко Л. Г. "Гном-Пресс", АстрельХарвест АСТ, "Генезис"2000-2008
  5.  Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Коноваленко В. В., Коноваленко С. В, Дмитрова Е.Д, Павлова Н. Н., Руденко Л. Г. "Гном-Пресс", АстрельХарвест АСТ, "Генезис"2000-2008
  6. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения: Наглядно-методическое пособие. – СПб.: «Детство-Пресс», 2004 – 72с.
  7. 7.Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. СПб.: «Детство-Пресс», 2003 – 144с.

Программы и технологии, обеспечивающие формирование лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи

1.Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Филичева Т.Б. Чиркина Г.В., Туманова Т.В. и др.2008 г.

2.Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.  – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 224 с.

3.От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.В. Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 336.

4.Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Старшая группа / авт.-сост. Н. В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2011. -399 с.

5.Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Подготовительная группа / авт.-сост. Н. В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2011. -399 с.

6.Коноваленко В.В., Коноваленко СВ. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. (I, II, III периоды) - М.: «Гном-пресс», 2005.

8.Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб.: Детство-пресс, 2007.

9.Нищева Н.В. Программа коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР (с 4 до 7 лет). – СПб, ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2006.

10.Гомзяк, О.С. Говорим правильно. Конспекты фронтальных занятий в подготовительной к школе логогруппе. I, II, III периоды обучения / О.С. Гомзяк. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.

11.Гомзяк, О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе / О.С. Гомзяк. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. — 128 с.

12.Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. Конспекты занятий. М.: ТЦ Сфера, 2009.

13.Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. СПб: «Детство-пресс», 2001.

14.Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребенка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. I, II, III периоды обучения / С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.

15.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуальная и подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М.: «Гном-пресс», 1998.

16.Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит (Приложение в 3-х тетрадях). – СПб: «Детство-пресс», 2003.

17.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР. – М.: «Гном-пресс», 1998.

18.Пожиленко Е. А. «Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов)» М.: ВЛАДОС, 2001. – 224.

19.Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 96.

20. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 96.

21.Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4-5 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 96.

22.Лаврова Г.Н. Организация системы мониторинга в специальном (коррекционном) образовании в условиях введения ФГТ: методические рекомендации / Г.Н.Лаврова. – Челябинск: Цицеро, 2012. – 160.

23.Морозова И.А, Пушкарёва М.А. Коррекционно-развивающее обучение. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР. – М.: «Мозаика-синтез», 2006.

24. Морозова И.А, Пушкарёва М.А. Коррекционно-развивающее обучение. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР. – М.: «Мозаика-синтез», 2006.

Программы, технологии, методические и дидактические пособия, обеспечивающие осуществление индивидуально-ориентированной коррекционной помощи детям с ОВЗ

1.Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. –– Спб.: Детство-Пресс, 2001. – 48 c.

2.Новикова Е.В. Зондовый массаж: Коррекция тонкой моторики руки. Наглядно-практическое пособие. Часть 2. - М.: ГНОМ и Д, 2007. 80с.

3.дизартрии. -М.:АСТ:Астрель, 2008. - 123, [1] с.: ил. - (Библиотека логопеда).

4.Дьякова Е.А. Логопедический массаж: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. — М: Издательский центр «Академия», 2005. — 96 с.

5.Самоучитель по логопедии. Полякова М.А. Айрис-пресс. 2007

6.Комарова Л.А. Автоматизация звуков в игровых упражнениях Альбом дошкольника Издательство Гном 2012г. 8 частей.

 7.Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношенияКоноваленко В.В., Коноваленко С.В.М.: Гном и Д2001 - с.136

8.Альбомы по автоматизации звуков В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко;

Игры на автоматизацию звуков: «Логопедические лото», «Логопедическое домино», «Паровоз», «Подбери и назови» и т.д.

Оборудование логопедического кабинета

  1. Письменный стол, стул для работы учителя-логопеда.
  2. Столы и стулья по количеству детей, занимающихся в одной подгруппе.
  3. Шкафы или полки в достаточном количестве для наглядных пособий, учебного материала и методической литературы.
  4. Настенное зеркало 50х100 см для индивидуальной работы над звукопроизношением, оно должно висеть возле окна со специальным освещением.
  5. Зеркала 9х12 см по количеству детей, занимающихся одновременно коррекцией произношения на подгрупповом занятии.
  6. Стол возле настенного зеркала для индивидуальной работы с ребенком и два стула — для ребенка и для учителя-логопеда.
  7. Полотенце, мыло и бумажные салфетки
  8. Ковер

Логопедический кабинет должен быть эстетично оформлен, украшен комнатными растениями. Не рекомендуется вешать на стены картины, эстампы, рисунки и таблицы, не связанные с коррекционным процессом, так как они отвлекают внимание детей во время занятий и создают ненужную пестроту обстановки.

Методическое обеспечение логопедического кабинета

  1. Дидактическое пособие «Весёлый паровоз»
  2. Дидактическое пособие «Облака – подсказки»
  3. Дидактическое пособие «Ёлочки» (определение твёрдости – мягкости согласных звуков)
  4. Дидактический материал для обследования речи ребенка.
  5. «Инструмент» для постановки звуков (ват. палочки, коктейльные палочки, пузырьки, соска резиновая, соломка и пр.)
  6. Настольные игры лексико-грамматического содержания.
  7. Настольные игры на развитие памяти, внимания, мышления, зрительного и слухового внимания.
  8. Настольные дидактические игры для развития фонематического слуха и фонематического восприятия.
  9. Настольные дидактические игры на развитие связной речи.
  10.  Аудиокассеты, аудиодиски с записями стихов, сказок, рассказов.
  11.  Пособие «Лесная азбука».
  12. Схемы для составления звукового анализа слова.
  13. Схема составления предложения.
  14. Звуковые фонарики (красные, синие, зеленые)
  15. Схемы обозначения звуков.
  16. Схемы определения места звука в слове.
  17. Кассы букв для подгрупповой работы.
  18. Счетные палочки.
  19. Цветные карандаши.
  20. Предметные картинки на каждый звук для автоматизации, дифференциации звуков, развития фонематического слуха.

21.Сюжетные картинки для развития связной речи.

22.Детские книги со сказками для развития связной речи («Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Маша и медведь» и пр.).

23.Картотека материалов для автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты).

24.Игровые пособия для выработки воздушной струи (мыльные пузыри, ветрячки, вата, снежинки и т.д.)

25.Картотеки пальчиковых игр.

26.Игровой материал для самомассажа и развития мелкой моторики

27. Мягкие, резиновые, пластмассовые игрушки.

28.Игры и игрушки для развития мелкой моторики (мозаики, шнуровки, пазлы, бусы на леске)

29.Игрушки шумовые (погремушки, барабан, телефон, дудочка, гитара).

30.Игрушки для выработки сильной воздушной струи («Поезд», «Свистульки» 3 видов, «вертушки»).

31.Фигурки животных.

32.Настольный театр

33. «Волшебный мешочек» с мелкими деревянными игрушками

33.Большие мягкие игрушки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 2020-2021 учебного года "Педагог дополнительного образования Хореограф"

Программа разработана хореографом: Жук.Е.С.Цели программыформирование творческой личности посредством обучения детей языку танца, приобщение воспитанников к миру танцевального искусства, являюще...

рабочая программа 2020-2021

рабочая программа...

Рабочая программа 2020-2021 учебный год

Воспитательная работа...

Рабочая программа 2020-2021 год

Рабочая программа на 2020-2021 учебный год для среднего возраста....

Рабочая программа 2020-2021 учебный год

Рабочая  программа  разработана в соответствии с образовательной программой МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад  №31»Программа направлена:-...

Рабочая программа 2020-2021

Рабочая программа старшей подготовительной к школе группе 2020-21...

Рабочая программа 2020-2021 учебный год

Рабочая программа для средней группы на 2020-2021 учебный год...