ИКТ- компетенция педагога как составляющая педагогического мастерства
презентация

Землянская Вера Николаевна

Выступление и интерактивная презентация к нему для районного мастер-класса.

Ввиду размера презентации, превыщающего допустимый размер, представлена ссылка   на презентацию, расположенную на Яндекс-диске.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИКТ компетенция педагога

 как составляющая педагогического мастерства

(выступление для мастер-класса)

Подготовил :

Воспитатель  МК ДОУ Петровский д/с  

Землянская В.Н.

г.Павловск

23.09.2020 г

Мы живем в период становления новой системы образования.  Меняются программы, внедряются новые методы, меняется развивающая среда в дощкольных организациях. Но что бы не менялось в системе образования, какие бы нововведения не появлялись , надо понимать,  что главная фигура в реформировании образования – это педагог. Одним из основных качеств педагога в современном меняющемся мире должно стать умение и желание учиться новому.

(цитата)

Введение в действие федеральных образовательных стандартов для всех уровней образования, подготовка к введению Профессионального стандарта педагога заставляет педагогов пересмотреть привычные формы работа с воспитанниками, побуждает к изучению и поиску новых современных методов и форм работы. К таким новым формам относятся современные ИКТ технологии.

Одной из составляющих компетенций педагога, обозначенных в  Профессиональном стандарте педагога, являются ИКТ-компетенциям, т.е. умение работать с современными цифровыми технологиями. Но еще ранее, в Едином квалификационном  справочнике должностей руководителей , специалистов  (приказ №593 от 14 августа 2009 г. в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» было указано , что «педагог должен знать:   основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами,  мультимедийным оборудованием»

Итак, из чего же складывается ИКТ компетентность педагога.

Это 3 составляющие:

  • Общепользовательская компетентность
  • Общепедагогическая компетентность
  • Предметно-педагогическая компетентность (отражающая профессиональную ИКТ компетентность в соответствующей деятельности )

Общепользовательская компетентность

  • Видео-аудиофиксация процессов в окружающем мире и в образовательном процессе.
  •  Клавиатурный ввод.
  •  Аудио-видиотекстовая коммуникация (двусторонняя связь, конференция, мгновенные и отложенные сообщения, автоматизированные коррекция текста и перевод между языками).
  • Навыки поиска в Интернете и базах данных.
  • Использование приемов и соблюдение правил начала, приостановки, продолжения и завершения работы со средствами ИКТ, устранения неполадок, обеспечения расходуемых материалов, эргономики, техники безопасности и другие вопросы, входящие в результаты

освоения ИКТ в основной школе.

  • Соблюдение этических и правовых норм использования ИКТ (в том числе недопустимость неавторизованного использования и навязывания информации)

Общепедагогическая компетентность         ИКТ-комптентность педагога предполагает, что он

  • активно участвует в формировании информационно- образовательной среды образовательной организации;
  • применяет современные информационные технологии для обеспечения качества обучения и воспитания;
  • использует компьютер как средство управления информацией;
  • свободно работает с информацией в сети Интернет

Современный педагог должен

  • знать образовательные возможности основных видов телекоммуникаций — электронной почты, вебинаров, форумов, чат-конференций и т. п.;
  • владеть информацией об основных российских и зарубежных образовательных сайтах (содержание ресурсов и их качество, дидактические возможности);
  • знать наиболее популярные типы программ, классификации программ по функциональному признаку, характеристики отдельных типов обучающих программ;

— владеть методикой дистанционного обучения.

Таким образом, учитель должен быть хорошо осведомлен о различных видах информационно-коммуникационных технологий и уметь практически применять некоторые из них, уметь организовывать учебно-познавательную

деятельность.

Требования к преметно-педагогическому компоненту зависит от той предметной области, в которой работает учитель. Этот компонент включает в себя знание информационных источников по своему предмету и умение качественно их использовать.  
Для педагога- дошкольника это умение работать с современным оборудованием и программныи обеспечиванием, которое помогает в решении задач дошкольного воспитания и образования. К такому оборудованию можно отнести , например, мультстудию, цифровую лаборатория «Наураша», конструкторы для робототехники.

(картинки)

Но как правило такое оборудование есть у редкого числа дошкольных организаций. Всем остальным в своей работе по применению ИКТ технологий приходится опираться на привычно е оборудование (компьютер, принтер, фотоаппарат, проектор, иногда интерактивная доска, документ камера. Кроме того на помощь приходит Интернет и различные бесплатные программы и ресурсы.

Использование  информационно-коммуникационных  технологий   в  образовательном  процессе  ДОО  расширяет  возможности  внедрения  в

педагогическую  практику  новых  методических  разработок,  способствует

целенаправленному  развитию  информационной  культуры  детей,  позволяет повысить  уровень  взаимодействия  педагогов  с  родителями.  Однако  внедрение ИКТ в систему дошкольного образования становится возможным при повышении профессиональной информационной культуры самих педагогов. Для этого педагоги постоянно работают над повышением своего уровня  ИКТ компетенции не только на уровне курсов повышения квалификации, но на уровне своих образовательных учреждений в форме обмена опытом. Проведеения различных МК.

Я сейчас попробую поделиться своим опытом использования таких ресурсов в своей работе и работе моих коллег в нашем детском саду.

К наиболее употребимым формам использования ИКТ в работе ДОУ можно отнести следующие:

- подбор информационного и иллюстративного материала к занятиям и для оформления различных информационных стендов;

- создание презентаций в программе Power Point для повышения эффективности образовательных занятий с детьми;

- использование цифровой фото- и видеоаппаратуры и программ редактирования фотографий, видео, для использования сети Интернет не только для поиска необходимой информации, но и для обмена опытом среди своих коллег на различных образовательных сайтах.

Используя в своей работе современные ИКТ технологии , мы хотим добиться с их помощью того, чтобы процесс обучения воспитанников стал более интересным для детей, отражал современные реалии. Ведь не будем же мы при знакомстве с музыкой  слушать грампоастинки или просматривать  мультфильмы в виде диафильмов или даже на видеокассетах.

Ведущие специалисты в области дошкольного образования   (Волосовец Т.,Веракса.., Комарова высказываются свою позицию, свои аргументы «за» и «против» использования ИКТ в работе с дошкольниками. Противники использования ИКТ в качестве аргумента приводят данные о зависимости от компьютера, негативное влияние длительного использования на состояние здоровья.

 Но как бы мы все не относились к этой проблеме, современная реальность, информатизация общества  ставит перед педагогами- дошкольниками задачу стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных игр. ИКТ выступают как средство приобщения детей к современным техническим средствам сохранения и передачи информации, осуществляется это в форме компьютерных игр. Это различные компьютерные игры, которые решают различные обучающие, развивающие, развлекательные иногда диагностические задачи. Как правило , использование таких игр не предусматривается  образовательными программами, такие игры плохо интегрируются  в образовательный процесс. Педагог может использовать их лишь частично, как правило для развития различных психических процессов. Задача педагога, помочь родителям в выборе игр такого плана для использования в домашних условиях.  Воспитатель может рекомендовать специальные ресурсы в интернете, где можно позаниматься с ребенком  в игровой форме.  Такие рекомендации могут носить общий и индивидуальный характер, когда педагог дает рекомендации по подбору игр, ориентируясь на индивидуальный образовательный маршрут ребенка.

Как я уже сказала, часто такие игры трудно интегрировать в общий образовательный процесс, потому что они не в полной мере соответствуют тем целям и задачам, которые хотел достичь педагог.  Однако же компьютерные игры могут и должны выступать как средство интерактивного обучения, позволяющие активизировать детей и участвовать в усвоении новых знаний. Такую роль играет интерактивная игра.  И создавать такие игры можно с помощью привычной нам программы для презентаций  из пакета Microsoft - PowerPoint .Огромным плюсом таких игр является то, что они разрабатываются  под цели и задачи  конкретного раздела программы. Примеры игр

Иногда такие интерактивные игры разрабатываются под какое-то конкретное занятие и тогда вся образовательная деятельность строится в форме интерактивного путешествия.  

Вообще применение элементов интерактивности при создании презентаций    очень актуально при работе с дошкольниками , так как внимание у дошкольников  основано в первую очередь на интересе. А всевозможные интерактивные эффекты (анимация, триггеры, гиперссылки) создают тот элемент занимательности , который позволяет удержать внимание ребенка.

 Допустим, виртуальная экскурсия ( созданная на основе презентации) позволяет создать видимость того, что ребенок сам выбирает маршрут, дает возможность использования лишь некоторых элементов презентации, которые необходимы в конкретном случае.

Но на этом возможности  возможности этой программы не закнчиваются. На подобной основе в программе MS Office PowerPoint  можно создать интерактивные викторины,  интерактивные игры  в форме квестов.  Большим плюсом таких игр, заданий можно считать то, что уровень сложности игры можно подобрать под конкретного ребенка, чтобы в процессе работы можно было не только определить уровень усвоения того или иного материала, но провести работу над решением тех задач, которые были определены в индивидуальном  образовательном маршруте.  Это наверняка будет интересно ребенку, а то что вызывает интерес обязательно лучше усваивается.

Еще один продукт из пакета Майкрософт офис –это программа  MS Office Excel. Эта программа помогает создавать различные аналитические, сравнительные  таблицы, строить графики и диаграммы. Обычно данная программа гораздо реже используется  педагоги дошкольного звена.

Итак, две программы из пакета MS Office    Word и  Power Point являются самыми главными программами –помощниками педагога. Однако в этом комплекте есть еще одна программа, которая может помочь педагогу при его подготовке к различным образовательным мерприятиям- занятиям, выступлениям перед родителями или перед коллегами. Не секрет, что когда начинаешь готовиться к какому-либо проекту, приходится пересматривать гору информации,  материалов и в бумажном и в электронном виде. Все это мы сохраняем или копируем, а потом сами порой не можем разобраться , что конкретно мы хотели взять из того или иного материала, что показалось наиболее интересным. Кто-то пытается сразу конспектировать, кто-то раскладывает в различные папки. Но в пакете есть программа , которая поможет завести порядок в наших записях . Это записная книжка Microsoft OneNote . Это программа позволяет создать нам любое количество записных книжек по разным  областям нашей как личной так и профессиональной деятельности. В каждой книге мы можем создать различные разделы , определяющие структуру данной книги.

Вот пример использования данной программы для создания  католга имеющихся наглядно-демонстрационных материалов для использования в работе . Быоа создана записная книжка «Католог». В ней созданы различные разделы по образовательным областям. Для удобства пользования для каждой образовательной области приходится несколько разделов. Например для оОО «Познавательное развитие» созданы разделы :Мир животных, Мир растений, Человек, Предметный мир. Отдельно выделен раздел «Краеведение». Количество разделов зависит от желания того, кто работает с программой. Далее в каждом разделе были созданы страницы: Презентации, Пособия, Иллюстрация. И далее на каждой странице мы собираем название всех имеющихся пособий, игр, презентаций на данную тему.  Каждое название представляет собой ссылку, при наведении на которую мы видим расположение файла, а при клику по ссылке отрывается сам файл. Думаю, данная система сохранения информации очень удобна.

Эта программа позволяет вставлять на страницы не только текстовую информацию и картинки, но и аудиофайлы и видео. Эту программу можно установить и на сматртфон , тогда можно вводить даже рукописный текст.

Так как эта программа интегрируется только с встроенным браузером Майкрософт- Internet Explorer, т.е. из остальных браузеров информацию можно сохранять только методом копирования. Поэтому я для себя нашла другую аналогичную программу –записную книжку Evernote. Эта может быть как отдельная программа для компьютера, смартфона или планшета и расширение для браузера , которое помогает сохранять любую статью из интернета двумя щелчками мыши. Для работы создается  облачный аккаунт , где также хранятся все записи из ваших записных книжек.   По подобию OneNote количество блокнотов(так они здесь называются )может быть самое разное. Здесь нельзя создать разделы блокнотов, но можно несколько блокнотов объединить в одну группу.

В эти же блокноты я могу отправлять понравившийся материал и из телефона, т.к там установлена такое же приложение. В бесплатной версии есть ограничение на количество устройств для синхронизации- их может быть только 2, например 1 компьютер и 1 телефон. Если же использовать платную версию, то количество устройств может быть до 5.

Кроме этих программ в своей работе педагогу часто приходится использовать  различные программы для редактирования фото, аудио и видеофайлов.

Так как педагог должен уметь не только подготовиться и провести какое-то мероприятие, но и анализировать и обобщать свой опыт работы, для презентации опыта работы очень могут приходится программы для создания различных коллажей, небольших видеофайлов.

Созданные коллажи, видеофильмы могут стать хорошим подарком воспитанникам и их родителям при выпуске детей.

(пример)

Кроме того, самую простую программу видеомонтажа можно использовать для создания простых мультфильмов с детьми. Создание таких мультфильмов основано на методе покадровой съемки. Сначала вы вместе с детьми можете создавать героев мультфильма, декорации, подбирать антураж. Тезника изготовления героев мультфильма может быть самая разная : из бумаги, из ткани, фетра. Можно использовать маленькие игрушки, поделки из природного материала.

Приер  Мы с детьми в прошлом году начали такую работу, но из-за известных событий у нас не получилось довести работу до конца. Надеюсь в этом году мы все таки сможем создать с детьми свой мультфильм.

Еще несколько лет назад при работе приходилось пользоваться только теми программами, которые установлены на компьютере. Современные возможности Интернета, позволяют использовать в своей работе различные онлайн сервизы, облачные технологии. Облачные технологии существуют у всех основных  гигантов Интернета- Гугл, Яндекс, Майл. Облачное хранилище позволяет хранить свои файлы на виртуальном диске и обращаться к нему с различных устройств, даже с чужих. В данном случае можно настроить сихронизацию различных устройств.  Таким способом я пользуюсь уже много лет. Я настроила свой ЯндексДиск(облачное хранилище Яндекс) таким образом, что все файлы созданные для работы на рабочем компьютере, сохраняются в этом ЯДиске, а затем и на домашнем компьютере и наоборот.

Кроме того, возможности таких облачных дисков позволяют создавать общие папки для разных пользователей. В процессе работы все они могут добавлять, смотреть, редактировать различные файлы, что очень удобно при работе над какой-то общей темой. Кроме того, такие сервисы позволяют онлайн создавать различные документы: текстовой документ, таблицу или презентацию. Такие возможности есть и у Яндекса, и у Майла, и у Гугла. Но у Гугла есть сервис, подобного которому нет ни у Яндекса, ни у Майла. Это Гугл формы. Это очень удобный сервис который я использовала в методической работе с педагогами нашего ДОУ, но который вполне можно использовать и в работе с родителями,особенно в такую пору как сейчас, когда большая часть общения переведена в дистанционный режим.

Этот сервис позволяет создавать различные анкеты, опросы, викторины, проверочные работы.

Чем удобно использование Google-форм?

Простота в использовании. Работать с Google-формами не сложнее, чем с MS Word. Интерфейс на этом сервисе удобный и интуитивно понятный. Форму не надо скачивать, пересылать и получать обратно по почте заполненный вариант. Ответы автоматически собираются в единую базу.

Доступность 24/7. Форма хранится в облаке. Если вы работаете с разных устройств или ваш жесткий диск повредился, форма останется всегда вам доступна при наличии ссылки.

Индивидуальное оформление. Вы можете создать свой дизайн для формы. Google-формы дают возможность бесплатно выбрать шаблон из большого количества доступных или загрузить свой.

Бесплатность. Сам сервис абсолютно бесплатный. Заплатить придется только в случае, если вам вдруг понадобится расширенный вариант дополнительных надстроек. Но бесплатный вариант сервиса имеет достаточно обширный функционал и разнообразные возможности.

Мобильность. Google-формы адаптированы под мобильные устройства. Создавать, просматривать, редактировать и пересылать формы можно с телефона и планшета с помощью облегченной мобильной версии с полной функциональностью.

Понятность. Google-формы собирают и профессионально оформляют статистику по ответам. Вам не придется дополнительно обрабатывать полученные данные, можно сразу приступать к анализу результатов.

Вот, например, как выглядит часть анкеты для педагогов. На данном снимке видно, что присутствуют разные возможность для ответа . Например, можно записать свой ответ (ФИО), выбрать дату в календаре (дата рождения) или же выбрать один ответ из предложенных нескольких .

Полученные ответы собираются в одном документе, который легко просмотреть и проанализировать. Вот например , как выглядит заполненная таблица после анкетирования по возможным затруднениям.

Возможности и Гугл и Ядекса представляют также возможности  онлайн-календаря, который поможет служить органайзером, возможность создания заметок, скриншотов и много другого.

Еще один из замечательных онлайн-сервисов, который поможет в создании красивых коллажей, открыток , обложек является онлайн сервис  Канва. Создание изображений в сервисе строится на принципе перетаскивания готовых элементов и варьировании изменяемых шаблонов. Графический редактор даёт доступ к встроенной библиотеке шаблонов, различных фотографий, иллюстраций и шрифтов. Сервис адресован как рядовым пользователям, так и профессионалам дизайна и цифрового маркетинга. На платформе можно создавать как изображения для публикации в интернете, так и макеты для различной продукции.

…….

Кроме того, в интернете можно найти большое количество различных сервисов , которые служат для решения каких-то определенных задач.

Сервис  LearningApps.org, позволяет удобно и легко создавать электронные интерактивные  упражнения.   Данный социальный сервис можно использовать при организации групповой или индивидуальной работы с детьми. Служит он ля создания различных дидактических материалов.

При желании любой педагог, имеющий самые  минимальные навыки работы с ИКТ, может создать свой ресурс – небольшое упражнение для объяснения нового материала, для закрепления, тренинга, контроля. И сделать это на достаточно качественном уровне!

Для работы на сервисе необходима регистрация.

Далее для начала можно попробовать с уже созданными упражнениями, а потом на их основе создать свои похожие упражнения.

Существуют сервисы для создания презентаций, тестов,  и много другого.

Одной из важных составляющих в работе педагога является подготовка и  прохождение процедуры аттестации. Чтобы пройти успешно аттестации педагогу просто необходимо иметь свой сайт. У современных учителей, педагогов, воспитателей остро стоит вопрос, где лучше и как создать личный персональный сайт, по возможности бесплатно, самому, с нуля, не имея никакого опыта. Как сделать сайт педагогу-дошкольнику, далекому  от тесного общения с компьютером?

Варианты решения данной проблемы разные. Можно создать свой мини-сайт на страницах различных педагогических сообществ. Порталов, таких как  maam.ru , nsportal.ru, infourok.ru. Но если педагог хочет создать полностью свой сайт, со своими страницами, шаблонами, альбомами, то в этом поможет Конструктор сайтов e-Publish.Конструктор e-Publish» прост в применении, имеет удобный интерфейс и рассчитан на пользователей, не обладающих специальными техническими  навыками. Он выполнен в стиле других офисных приложений, таких как Word, Excel, PowerPoint . Любой педагог, знакомый с программой Word  без труда создаст и сможет вести свой УМК в сайт.

Вот я рассказала немножко о том, какими срествами информационных технологий мы пользуемся в нашем детском саду. Кто-то использует больше, кто-то меньше, но мы постоянно стараемся мзучать что-то новое.

И сейчас, когда все образование, и дошкольное в том числе, частично переходит в дистанционный режим, мы тоже стараемся глубже вникнуть в эту проблему и разобраться, как же реализовать данную форму работу нам.

Как вы, наверно, уже поняли для меня тема компьютерных технологий не только  необходима по работе и интересна вообще. Дважды  ( в 2017 и 2018 г) я была очным участников  Международной научно-практической конференции «Информатизация учебного процесса и управления образованием. Сетевые и Интернет-технологии» , которую организует и проводит кафедра информатики Воронежского института развития образования. В 2018 году я проводила мастер-класс.  

Кроме того, я была участником и призером регионального педагогического фестиваля «PRO-движение», который тоже проводит эта кафедра.



Предварительный просмотр:

Ссылка на презентацию для МК

https://disk.yandex.ru/i/dRK8zcaT9hQ5ug


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое мастерство. Профессиональный рост и профессиональное мастерство педагога.

Что такое педагогическое мастерство? Тысячи педагогов дадут своё определение . Начинающие свой педагогический путь за основу формирования педагогического мастерства  выдвинут  научно- теорет...

Культура речи как главная составляющая профессионального мастерства педагога.

Современный век информационных технологий предоставляет человеку возможность распоряжаться большими объемами разнообразной информации. На ряду с непосредственным общением, получают развитие опос...

Культура речи как главная составляющая профессионального мастерства педагога.

Современный век информационных технологий предоставляет человеку возможность распоряжаться большими объемами разнообразной информации. На ряду с непосредственным общением, получают развитие опос...

Культура речи как главная составляющая профессионального мастерства педагога.

Современный век информационных технологий предоставляет человеку возможность распоряжаться большими объемами разнообразной информации. На ряду с непосредственным общением, получают развитие опос...

Положение о проведении институционального конкурса педагогического мастерства «Ступени мастерства - 2020» в номинациях «Молодой специалист - 2020», «Воспитатель наставник - 2020», «Профессионал - 2020»

Конкурс педагогического мастерства «Ступени мастерства – 2020» проводится в целях повышения престижа и статуса педагогической профессии в обществе, повышения открытости образования, общественного и пр...

Муниципальный конкурс педагогического мастерства «Мастерство педагога-успех ученика»

Муниципальный конкурс педагогического мастерства«Мастерство педагога-успех ученика»Мастер-класс по речевому развитиюТема: «Использование мнемотехники в речевом развитии дошкольников...

Муниципальный конкурс педагогического мастерства «Мастерство педагога-успех ученика». 2023г.

Цель: Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста...