Педагогический совет "Формирование здорового образа жизни в ДОУ"
материал
Формирование здорового образа жизни через обеспечение рационального уровня двигательной активности у детей дошкольного возраста средствами физкультурно-оздоровительных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_sovet_formirovanie_zozh_2017g.docx | 33.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Формирование здорового образа жизни через обеспечение рационального уровня двигательной активности у детей дошкольного возраста средствами физкультурно-оздоровительных технологий»
Старший воспитатель: Евдокимова Анна Юрьевна
1.Вступительное слово.
2.Анализ состояния здоровья воспитанников. Рекомендации по сохранению и укреплению здоровья .
3.Итоги тематического контроля.
Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ
5. Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми:
- старшего дошкольного возраста
- среднего дошкольного возраста
-младшего дошкольного возраста
6.Решение педагогического совета.
1.Вступительное слово. Актуальность
(Старший воспитатель: А.Ю.Евдокимова)
По результатам обследования в последнее время наблюдается снижение показателей уровня здоровья детей, их физического развития.
Одним из многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, является двигательная активность. Двигательная активность — это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Потребность детей дошкольного возраста в двигательной активности достаточно высока, но не всегда она реализуется на должном уровне — увеличивается продолжительность занятий с преобладанием статических поз (компьютерные игры, просмотр мультфильмов, конструирование и т. д). В связи с этим именно у детей этого возраста уже могут сформироваться вредные привычки малоподвижного образа жизни. Дошкольники ещё не умеют соотносить свои желания со своими истинными возможностями, что может повлечь к переоценке своих сил и привести к нежелательным последствиям (переутомлению, нервному перевозбуждению, травмам). Всё это свидетельствует о том, что необходимо обеспечение рационального уровня двигательной активности детей, которого можно достигнуть путём совершенствования двигательного режима в детском саду.
В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.
Одним из путей решения этой проблемы является целенаправленное использование в процессе физического воспитания дошкольников известных физкультурно-оздоровительных технологий, адаптированных к возрастным особенностям детей.
Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании — технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. реализация этих технологий, как правило, осуществляется в детском саду вусловиях специально организованных форм оздоровительной работы.
Формы организации воспитательно-образовательного процесса
Исходя из требований ФГОС полноценное развитие детей организовано в трех основных блоках образовательного процесса:
1) на специально организованных познавательных занятиях (НОД);
2) в совместной познавательной деятельности детей с воспитателем в ходе режимных моментов (СДРМ) (утренняя гимнастика, спортивные праздники, подвижные игры, физические упражнения на прогулках, физминутки, дни здоровья, экскурсии и т.д.
3) в самостоятельной деятельности детей (СДД).
Модель организации физкультурно-оздоровительной работы.
1.Общеукрепляющая организация двигательной активности детей:
- Утренняя гимнастика;
- Спортивные праздники и развлечения;
- Физкультурные занятия;
- Подвижные игры;
- Хореография, музыкально-ритмические занятия;
- Физминутки, разминки;
- Самостоятельная подвижная деятельность ребенка.
2. Специальная коррекционно-профилактическая работа:
- Занятия ЛФК;
- Массаж;
- Физиопроцедуры;
- Закаливание;
- Фито- и витаминотерапия;
- Консультации специалистов;
- Взаимодействие с семьей по созданию специальных условий и режима.
- Здоровьесберегающие технологии:медико-профилактические технологии, физкультурно-оздоровительные технологии,здоровьесберегающие образовательные технологии
- Проектная деятельность: Оздоровительный педагогический проект предполагает ограниченную во времени оздоровительную педагогическую деятельность, предназначенную для целенаправленных изменений в физическом и физиологическом состоянии здоровья и развития детей дошкольного возраста
2.Анализ состояния здоровья воспитанников. Рекомендации по сохранению и укреплению здоровья.
(Мед.сестра О.А.Ян-Шин-Хэ)
3.Итоги тематического контроля.
Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ
5. Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми:
(Воспитателт всех возрастных групп)
- старшего дошкольного возраста
- среднего дошкольного возраста
-младшего дошкольного возраста
6.Решение педагогического совета.
Модель организации физкультурно-оздоровительной работы.
1.Общеукрепляющая организация двигательной активности детей:
- Утренняя гимнастика;
- Спортивные праздники и развлечения;
- Физкультурные занятия;
- Подвижные игры;
- Хореография, музыкально-ритмические занятия;
- Физминутки, разминки;
- Самостоятельная подвижная деятельность ребенка.
2. Специальная коррекционно-профилактическая работа:
- Занятия ЛФК;
- Массаж;
- Физиопроцедуры;
- Закаливание;
- Фито- и витаминотерапия;
- Консультации специалистов;
- Взаимодействие с семьей по созданию специальных условий и режима.
- Здоровьесберегающие технологии:медико-профилактические технологии, физкультурно-оздоровительные технологии,здоровьесберегающие образовательные технологии
- Проектная деятельность (Оздоровительный педагогический проект предполагает ограниченную во времени оздоровительную педагогическую деятельность, предназначенную для целенаправленных изменений в физическом и физиологическом состоянии здоровья и развития детей дошкольного возраста
Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ включает в себя следующие мероприятия:
- физкультурное занятие,
- утренняя гимнастика,
- гимнастика после дневного сна,
- физкультминутки,
- игры и упражнения между занятиями (динамическая пауза),
- подвижные игры и упражнения на прогулке,
- закаливающие мероприятия
Здоровьесберегающие направление предполагает формирование у дошкольников осмысленного отношения к здоровью как важной жизненной ценности, реализацию комплекса здоровьесберегающих технологий в ходе воспитательно-образовательного процесса. В своей практике мы успешно используем различные виды здоровьесберегающих технологий:
- медико-профилактические технологии – технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников; организация и контроль питания детей, физического воспитания, закаливания; организация профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в учреждении.
- физкультурно-оздоровительные технологии – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, дорожки здоровья и др.
- здоровьесберегающие образовательные технологии – это технологии обучения здоровому образу жизни, воспитания валеологической культуры дошкольников. Цель этих технологий – становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетенции, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка.
Основная задача этих технологий – обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми. К этому виду технологий мы относим технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также педагоги и специалисты учреждения.
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы.
Картотека здоровьесберегающих технологий
Существует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих технологий, которые должны находиться в картотеке воспитателя детского сада.
Физкультминутки
Одним из наиболее простых и распространенных видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ являются физкультурные минутки. Их еще называют динамичными паузами. Это кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности, во время которых дети выполняют несложные физические упражнения.
Цель таких физкультминуток заключается в:
- смене вида деятельности;
- предупреждении утомляемости;
- снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения;
- активизации кровообращения;
- активизации мышления;
- повышении интереса детей к ходу занятия;
- создании положительного эмоционального фона.
Проведение динамичных пауз имеет некоторые особенности. Они предназначены для выполнения в условиях ограниченного пространства (возле парты или стола, в центре комнаты и т.п.). Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным текстом или же выполняются под музыку.
Длятся такие динамичные паузы 1-2 минуты. К выполнению физкультминуток привлекаются все дети. Для этого не требуется спортивная форма или инвентарь. Время для проведения выбирается произвольно в зависимости от степени утомляемости ребят. Физкультминутка может включать отдельные элементы других здоровьесберегающих технологий.
Дыхательная гимнастика
Изучение опыта работы многих воспитателей дошкольных учреждений показывает, что к самым популярным видам здоровьесберегающих технологий в ДОУ относится дыхательная гимнастика. Она представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.
Использование дыхательной гимнастики помогает:
- улучшить работу внутренних органов;
- активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом;
- тренировать дыхательный аппарата;
- осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;
- повысить защитные механизмы организма;
- восстановить душевное равновесие, успокоиться;
- развивать речевое дыхание.
На занятиях по дыхательной гимнастике нужно соблюдать следующие правила. Проводить ее рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до приема пищи. Такие занятия должны быть ежедневными и длиться 3-6 минут. Для выполнения дыхательной гимнастики не требуется особая форма одежды, однако надо проследить, чтобы она не стесняла движения ребенка.
В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру производимых вдохов и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими), а выдыхать через рот (выдох долгий). Также дыхательная гимнастика включает упражнения на задержку дыхания. Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания не напрягались мышцы тела, не двигались плечи.
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого такая гимнастика способствует развитию:
- осязательных ощущений;
- координации движений пальцев и рук;
- творческих способностей дошкольников.
Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами. Используются такие виды упражнений:
- массаж;
- действия с предметами или материалами;
- пальчиковые игры.
Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме этого необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.
Гимнастика для глаз
Также к здоровьесберегающим технологиям в ДОУ относится гимнастика для глаз. Она подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика для глаз необходима для:
- снятия напряжения;
- предупреждения утомления;
- тренировки глазных мышц;
- укрепления глазного аппарата.
Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии (кроме случаев, где предусмотрены наклоны головы). Все упражнения нужно делать стоя.
Обычно образец выполнения каждого действия показывает воспитатель, а дети повторяют за ним. Часто такая гимнастика имеет стихотворное сопровождение. Она может включать упражнения с предметами, специальными таблицами или ИКТ.
Психогимнастика
Психогимнастика относится к инновационным здоровьесберегающим технологиям, которые используются в детском саду для развития эмоциональной сферы ребенка, укрепления его психического здоровья. Цель психогимнастики заключается в следующем:
- проведение психофизической разрядки;
- развитие познавательных психических процессов;
- нормализация состояния у детей с неврозами или нервно-психическими расстройствами;
- коррекция отклонений в поведении или характере.
Психогиснастика представляет собой курс из 20 специальных занятий, которые проводятся в игровой форме. Они организовываются два раза в неделю и длятся от 25 до 90 минут. Каждое занятие состоит из четырех этапов, которые предполагают разыгрывание:
- этюдов с использованием мимики и пантомимы;
- этюдов на изображение эмоций или качеств характера;
- этюдов с психотерапевтической направленностью.
Оканчивается занятие психомышечной тренировкой. В ходе занятия проводится «минутка шалости», когда дети могут выполнять любые действия, которые им захочется.
Ритмопластика
Ритмопластика это инновационный метод работы с детьми, который основан на выполнении ими под музыку специальных пластичных движений, имеющих оздоровительный характер. Цель ритмопластики:
- восполнение «двигательного дефицита»;
- развитие двигательной сферы детей;
- укрепление мышечного корсета;
- совершенствование познавательных процессов;
- формирование эстетических понятий.
Ритмопластика организовывается в форме специальных музыкальных занятий. Физические упражнения должны выполняться в медленном темпе с широкой амплитудой. Эти занятия нужно проводить дважды в неделю по 30 минут каждое. Рекомендуется заниматься ритмопластикой не раньше, чем через полчаса после приема пищи.
Игротерапия
В ФГОС указывается, что у дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Поэтому обязательным видом здоровьесберегающих технологий в ДОУ должна являться игротерапия. Эта технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность:
- проявить эмоции, переживания, фантазию;
- самовыразиться;
- снять психоэмоциональное напряжение;
- избавиться от страхов;
- стать увереннее в себе.
Игротерапия считается отличным средством для борьбы с детскими неврозами.
Ароматерапия
Ароматерапия предполагает использование в комнате, где находятся дети специальных предметов с эфирными маслами. Ее можно назвать пассивной методикой воздействия на здоровье дошкольников, поскольку сами дети никаких действий не должны выполнять. Они могут заниматься любым видом деятельности и одновременно с этим вдыхать ароматические пары. Таким образом происходит:
- улучшение самочувствия и настроения детей;
- профилактика простудных заболеваний;
- решение проблем со сном.
Эфирные масла можно наносить на фигурки из глины или необработанного дерева (доза ароматического вещества должна быть минимальна). Также рекомендуется изготовить с родителями специальные ароматические подушки, наполнив их высушенными травами, или индивидуальные аромамедальоны.
Помимо описанных здоровьесберегающих технологий в ДОУ можно использовать и другие их виды:
- фитотерапию;
- цветотерапию;
- музыкотерапию;
- витаминотерапию;
- физиотерапию;
- гелиотерапию;
- песочную терапию.
Суть таких технологий понятна исходя из их названий. Конечная цель использования здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС — сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса. Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет на тему:«Сохранение и укрепление психического здоровья дошкольников – важнейшее условие эффективности процесса формирования у детей мотивационных установок к здоровому образу жизни”
Педагогический совет был разработан в 2011 году. Предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений.Форма проведения - игра "Педагогический КВН"Цель педсовета: систематизировать знания п...
Презентация к педагогическому совету "Роль здорового питания в формировании здорового образа жизни дошкольников"
Презентация к педсовету "Роль здорового питания в формировании здорового образа жизни дошкольников". ОО "Здоровье". Раскрыто понятие ЗОЖ. Значение питания в формировании ЗОЖ дошкольников. ...
Введение понятий о здоровом образе жизни Использование игровых ситуаций в повседневной жизни в формировании понятий о здоровом образе жизни.
Здоровье - это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым, и даже животным. В формировании понятий о здоровом образе жизни. Что нужно делать, чтобы ...
Педагогический совет "Становление начальных представлений у детей о здоровье и здоровом образе жизни"
Данная разработка педагогического совета затрагивает одно из важных направлений днятельности ДОУ - здоровьесбережение. Дошкольный период является наиболее благоприятным для становления начальных предс...
Педагогический проект «Здоровый образ жизни - это просто»
Педагогический проект «Здоровый образ жизни - это просто» Семья с существующими в ней взаимоотношениями между детьми и родителями – первая школа интеллектуального, нравственного, эстетического и ...
В рамках работы Окружной инновационной площадки "Социализация личности и формирование здорового образа жизни" доклад: Неделя педагогических идей по проблеме: «Культура формирования здорового образа жизни детей».
В докладе представлен опыт работы дошкольного отделения по формированию здорового образа жизни дошкольника....
Положение открытой выставки-конкурса педагогического творчества "Здоровый образ жизни"
Цель: создание условий для физического развития детей, повышение интереса к здоровому образу жизни.Задачи: - активизация деятельности педагогов ДОУ по физическому развитию;- поиск путей оптимизации во...