Использование информационно-коммуникационных технологий в патриотическом воспитании дошкольников
статья
Патриотизм — это не значит только
одна любовь к своей родине. Это гораздо больше…
Это — сознание своей неотъемлемости
от родины и неотъемлемое переживание вместе
с ней ее счастливых и ее несчастных дней…
А.Н.Толстой
В ФГОС ДО (приказ Минобрнауки России от 17.11.2013г. № 1155) предусматривается развитие дошкольников по усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yarusova.docx | 25.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Ярусова Анастасия Алексеевна, старший воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Фонарик»
Республика Хакасия, город Саяногорск
Использование информационно-коммуникационных технологий в патриотическом воспитании дошкольников
Патриотизм — это не значит только
одна любовь к своей родине. Это гораздо больше…
Это — сознание своей неотъемлемости
от родины и неотъемлемое переживание вместе
с ней ее счастливых и ее несчастных дней…
А.Н.Толстой
В ФГОС ДО (приказ Минобрнауки России от 17.11.2013г. № 1155) предусматривается развитие дошкольников по усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых.
Патриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны. Воспитание патриотизма – это непростой и непрерывный процесс, многое зависит от окружения ребёнка, от того, что закладывается в сознание ребёнка с самого детства. Не каждый родитель считает необходимым рассказывать своему ребёнку о родной стране, своих предках, наивно думая, что маленький ребёнок ничего в этом не понимает.
Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека. Патриотизм, применительно к старшему дошкольнику, определяется исследователями как потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, живой природы, как наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознания себя частью окружающего мира. Патриотическое воспитание детей, в широком смысле, ставит своей целью различными педагогическими средствами пробудить у детей интерес к окружающему миру, любовь к Родине.
Поиск содержания, средств, методов осуществляемый сегодня педагогами в целях совершенствования патриотического воспитания дошкольников, появление новых программ и исследований – явление, несомненно, позитивное. Важная роль принадлежит информационно-коммуникационным технологиям. Они не заменяют традиционные формы и средства приобщения детей к истории и культуре родного края, а успешно их дополняют и восполняют.
Сегодня уже нет сомнений в том, что детей необходимо приобщать к миру информационной культуры, начиная с дошкольного возраста. Многие дошкольники владеют компьютером, у них формируется новый тип восприятия информации. Компьютер уже доступен пониманию ребенка пятилетнего возраста. Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий наряду с другими средствами призвано способствовать обогащению представлений детей об окружающем мире, расширению опыта и знаний, повышению мотивации к познанию.
И.Калаш в работе «Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании» приводит перечень технических средств ИКТ, применимых в детском саду: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, телевизор (для дошкольников от 5 лет и не более 5-7 минут непрерывного использования экрана, общая продолжительность – 20 минут), принтер, сканер, магнитофон, цифровые фото- и видеокамеры, программируемые игрушки и другие подобные устройства.
Исследователи выделяют критерии эффективности ИКТ: экономичность, наглядность, компактность, возможность проведения мониторинга, возможность творческого развития личности. В настоящее время нами определены следующие направления внедрения ИКТ в образование:
- создание презентаций,
- работа с ресурсами Интернет,
- использование готовых обучающих программ,
- разработка и использование собственных авторских программ.
В образовательный процесс мы включаем специально подготовленный видеоматериал и игровые задания. Тематика видеоматериалов обширна, связана с реализуемыми темами и интересами детей, дифференцирована с учетом возраста детей. Так же в своей работе мы активно используем компьютерные презентации, разработанные в программе Power Point, поскольку компьютерная презентация – удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Презентация дает возможность скомпоновать материал, исходя из индивидуальных, психических особенностей детей дошкольного возраста, темы, цели, структурных компонентов занятия. При этом соблюдается основной принцип дидактики – наглядность, что обеспечивает оптимальное усвоение материала дошкольниками и повышает мотивацию к деятельности.
Цифровые ресурсы мобильны, активны. Такая подача материала для детей более интересна, необычна и эмоционально окрашена. Стоит отметить, что именно такого рода наглядность позволяет подчеркивать важные моменты повествования, показывать явления в процессе и т.д. Отбор содержания электронных образовательных ресурсов осуществляется в соответствии с существующими психолого-педагогическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Оптимизация образовательного процесса достигается не за счет увеличения объема знаний и количества занятий, а за счет переноса основного внимания с содержания обучения на его средства. Патриотическое воспитание пронизывает все виды образовательной деятельности:
- чтение художественной литературы «Русские легенды и придания», «Хроника военных лет», «России верные сыны» и др. сопровождается просмотром иллюстраций на экране мультимедийного проектора,
- результаты продуктивной деятельности (художественное творчество) фотографируются или сканируются для составления тематических презентаций по различным видам декоративно-прикладного искусства «Гжель», «Хохлома», «Городец», «Хакасский орнамент» и т.д.,
- физическое развитие не обходится без музыкального сопровождения,
- привить трудолюбие воспитанникам помогут советские мультфильмы «Так сойдет!», «Вовка в тридевятом царстве», «Кувшин и дудочка», «Нехочуха» и т.д.
Интегрирование разных видов детской деятельности нашло свое продолжение в процессе реализации совместных проектов педагогов, детей и родителей на патриотические темы «Мой папа в армии служил», изготовление открыток «Георгиевская ленточка» и другие. Хорошо зарекомендовали себя также комплексные и интегрированные занятия «Родные просторы», «День победы», «Защитники Отечества» и другие.
Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе ДОУ способствует и росту профессионального мастерства педагогов. В современных условиях, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания требуют постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование – это непрерывный процесс. Для педагогов дошкольного учреждения это означает, что они должны владеть современными технологиями получения информации и способностью использовать ее для дальнейшей работы с детьми.
Все педагоги дошкольного учреждения владеют информационными технологиями и используют их в учебно-воспитательном процессе, а также на различных мероприятиях, проводимых в дошкольном учреждении. Для повышения профессиональной компетентности воспитателей и специалистов нашего детского сада в области теоретических основ и практических методов патриотического воспитания дошкольников нами разработаны обучающие семинары на основе презентаций (педагогическое проектирование, активные игровые методы, практикумы и тренинги, лекции, интернет-поиск в соответствии с определенным заданием). При непосредственном участии педагогов-экспериментаторов творческой группы были проведены:
– теоретические семинары «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народного творчества, как основа воспитания гражданственности и патриотизма»; «формирование нравственно-волевых качеств личности старшего дошкольника в процессе трудовой деятельности в природе».
– обмен опытом (копилка педагогического мастерства «Растим патриотов»), где творческая группа представила фото-, видео-, аудио-, наглядный материал,
– создание медиатеки по патриотическому воспитанию дошкольников «В помощь родителям»,
– мастер-класс педагога-психолога для педагогов ДОУ «Способы устранения агрессии с помощью трудотерапии».
Патриотическое воспитание детей предусматривает активное взаимодействие с семьями воспитанников. Необходимо показать родителям, как научить детей уважать и беречь семейные традиции, знать свою родословную, почитать старшее поколение. Использование возможностей мультимедийной презентации позволило в наглядной форме познакомить родителей с некоторыми педагогическими терминами, дать понятие об основных направлениях работы по патриотическому воспитанию дошкольников. Просмотр видео- и фотоматериалов, иллюстрирующих образовательную деятельность детей по ознакомлению с родным краем, является положительным опытом взаимодействия педагогов и родителей.
Также родители совместно с детьми создают мультимедийные презентации «Семейный Альбом», «Улицы родного города», «Любимые места» – электронные творческие отчеты посещения семьями воспитанников исторических мест, достопримечательностей, социально значимых событий города.
Только с привлечением всех участников образовательного процесса – педагогов, родителей, учреждений социума (музеи, школы, библиотеки и т.д.) можно говорить об успешной реализации системы нравственно-патриотического воспитания в дошкольном учреждении.
Использование компьютера в дошкольном обучении возможно, необходимо и эффективно. Критериями эффективности проводимой в ДОУ работы по патриотическому воспитанию дошкольников с использованием ИКТ являются положительная динамика личностного роста детей, повышение их информационной и краеведческой осведомленности, интереса детей, родителей и педагогов к истории и культуре России.
Библиографический список:
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников - М.: «Издательство» Скрипторий 2003», 2013
- Маханева Т.С. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. М., 2010
- Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20»), 2020
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
использование народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников
это материалы на которые можно опираться при написании опыта работы на изучаемую тему....
Анкета для родителей "Экологическое воспитание детей"(В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Вопросы для родителей с целью выявления их мнения по поводу экологического воспитания...
Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...
«Использование информационно-коммуникационных т технологий в условиях ДОУ. Сопровождение педагогов учреждения в использовании нового сайта в конструкторе E-pablich для эффективной работы с родителями»
Обновление содержания и изменение условий образовательной деятельности повлекли за собой преобразование организации управления и методической работы, потребовали совершенствования уровня профессиональ...
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий «Школа юных космонавтов»
Конспект непосредственно образовательной деятельностис детьми старшего дошкольного возрастапо формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационн...
Презентация к конспекту НОД с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий «Школа юных космонавтов»
Презентация к конспекту непосредственно образовательной деятельностис детьми старшего дошкольного возрастапо формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-комму...
Использование информационных технологий в патриотическом воспитании дошкольников.
В статье представлена система работы с детьми дошкольного возраста по воспитанию патриотических чувств с использованием информационно-коммуникационных технологий. Статья рекомендована педагогам дошкол...