К вопросу о саморазвитии педагогов дошкольной образовательной организации
статья
В данной статье раскрывается вопрос о саморазвитии педагога дошкольной организации.Автор отмечает чем отличается саморазвитие от самообразования, раскрываются их понятия,обозначаются факторы способствующие и препятствующие саморазвитию.Сделан вывод о важности саморазвитии педагога дошкольной организации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_samorazvitie_2.docx | 38.49 КБ |
Предварительный просмотр:
К вопросу о саморазвитии педагогов дошкольной
образовательной организации
Цапаева Любовь Вячеславовна, старший воспитатель,
Муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения
детского сада № 3 «Улыбка»
г.Бор, Нижегородская область
Аннотация: В данной статье раскрываются вопросы о саморазвитии педагога дошкольной организации. Автор отмечает, чем отличается самообразование от саморазвития, раскрывает их понятия, выделяет факторы способствующие и препятствующие саморазвитию. Представлены пути саморазвития педагога. Сделан вывод о важности и необходимости саморазвития для педагога дошкольной организации.
Ключевые слова: саморазвитие, самообразование, профессионализм, мотивация, дошкольная образовательная организация, личностные качества педагога, методическая помощь.
Педагог, находясь на любом из этапов своего профессионального пути, не может считать своё образование завершённым, а свою профессиональную компетенцию полностью сформированной. В педагогической деятельности не маловажное значение уделяется личности педагога и её развитию.
В настоящее время в дошкольной педагогике внедряются новые современные технологии, такие как робототехника, финансовая грамотность, лего -конструирование, проектная деятельность и многое другое. Педагогу для того чтобы быть постоянном тренде новых веяний, необходимо самому развиваться, узнавать что- то новое и полезное для развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Педагоги любой педагогической организации всегда должны быть готовы к непрерывному профессиональному саморазвитию. Важно понять, что отличает саморазвитие от самообразования. Итак, самообразование – это самостоятельное приобретение знаний в какой- либо области, познавательная деятельность, которая управляется самой личностью[ 9,с.330]. Саморазвитие – это безотрывная работа над самим собой, всестороннее совершенствование личности. В саморазвитии нет определённых рамок, ограничений, каждый человек вправе сам выбирать в каком направлении он хочет двигаться, вправе самостоятельно выбирает пути познания. Способность человеку развиваться заложена природой.
Большой вклад в развитие теоретико- методологического анализа профессионального саморазвития педагогов внесли такие очечественные авторы как В.А. Сластёнин, В.В. Столина, А.Н. Леонтьева, Г.Г. Гадамер, Л.Д. Олейник и многие другие. Так, например, Н.А. Бердяев утверждал, что личность человека не есть готовая реальность, человек созидает, постоянно познаёт себя[1,c.79].
Зарубежный автор индивидуальной психологии А. Адлер рассматривал личностный рост педагога, как движение от зацикленность на самом себе к социально благоприятному развитию.
Основатель гуманистического направления в психологии А. Маслоу рассматривал личностный рост, как постепенное удовлетворение потребностей, на основании достигнутых базовых успехов. Развиваться, по мнению А. Маслоу, значит не оставаться в состоянии потенциальности. Психолог- гуманист К.Роджерс считал, личностный рост выражается в стремлении становиться все более компетентным и способным настолько, насколько возможно биологически.
Легендарный педагог А.С. Макаренко в своих трудах писал, что педагогическое мастерство не является свойством лишь талантливых людей, педагог достигает мастерства спустя несколько лет своей педагогической деятельности. Даже если человек успешно окончил педагогический вуз, был талантлив, ему следует учиться на опыте, иначе никогда не быть ему хорошим педагогом. Лишь при правильном выборе новатора своей профессии, а также при овладении системой нужных для работы знаний, готовности к педагогической деятельности и готовности непрерывно развиваться [ 1, c.74].
Для непрерывного профессионального самосовершенствования у педагогов должна быть сформирована устойчивая мотивация, которую многие исследователи, такие как П.И. Третьяков, К.Ю. Белая, М.М. Поташник и многие другие, рассматривают как неотъемлемая часть функций руководства[3, c.48 ].
Очень часто, руководители дошкольной организации, не могут найти нужную мотивацию для профессионального роста своих сотрудников.
Рассмотрим основные факторы, способствующие к саморазвитию педагога дошкольной образовательной организации:
- перспектива финансового стимулирования;
- заинтересованность в работе;
- образцовые показатели коллег;
- внимание руководства к возникшей проблеме;
- страх увольнения;
- новшества в деятельности;
- обучение на курсах повышения квалификации;
- квалифицированная методическая помощь в детском саду;
- влияние администрации;
- перспектива карьерного роста;
- повышение имиджа детского сада.
Так же имеют место быть факторы, препятствующие саморазвитию, к ним относятся:
- трудности в познании своего Я;
- нехватка свободного времени у педагога;
- напряжённый психологический климат в организации;
- состояние здоровья;
- имевшиеся ранее неудачи в данном вопросе;
- отсутствие поддержки со стороны руководства;
- отсутствие финансового поощрения со стороны руководства[4,с.39].
Во многих источниках, указаны следующие критерии эффективности процесса саморазвития педагога: осмысление собственных профессиональных затруднений и корректировка деятельности; самоорганизация качественных изменений в личности и деятельности; изменения в мотивационной сфере; развитие способности развить свой творческий потенциал; постановка и решение, по отношению к самому себе педагогических, организационных и психологических задач; динамика знаний и методических умений в период саморазвития, их соответствие по отношению к особенностям учебно- воспитательного процесса, оценочная позиция педагога.
Процесс саморазвития педагога дошкольной организации можно представить, как процесс изменений таких компонентов как: когнитивного, эмоционально- волевого, рефлексивного, конструктивно- деятельного, и результативного, которые можно охарактеризовать неритмичностью развития и взаимосвязанностью, поскольку изменение одного из компонентов, является условием развития другого.
В педагогическом процессе и в процессе саморазвития, важным фактором является самопринятие педагога. К.Д. Ушинский утверждал , что педагог живёт до тех пор, пока он учится. В своих трудах С.М. Рогожникова выделяет четыре основных типа педагогов, затем подразделяющиеся в зависимости от уровня самопринятия личности: первый тип- самоактуализирующийся, следующий самодостаточный, затем самоутверждающийся и четвёртый тип- внутренне- конфликтный. С.М. Рогожникова утверждает, что первый тип наиболее благоприятен, так как его самопринятие находится на более высоком уровне, чем остальные.
Отметим, что процесс саморазвития заключается не просто в изучении определённой информации, а в применении полученных знаний в дальнейшей практике и он должен продолжаться постоянно.
Рассмотрим возможные пути саморазвития педагога дошкольной организации.
1. Участие в научно- педагогической работе (обучение в магистратуре и аспирантуре под руководством опытных наставников).Научно- исследовательская деятельность является ведущим параметром повышения педагогического мастерства, так как профессиональная деятельность педагога выходит на уровень научного творчества и оказывает влияние на развитие устойчивой мотивации к саморазвитию.
2.Обучение на курсах повышения квалификации. Непрерывность профессионального образования педагога, является необходимостью для развития его творческих способностей и условием постоянного развития.
3.Работа в творческих группах. Это поможет развить кругозор и внести в сою деятельность различные новшества.
4. Аттестация педагога. Педагог получает дополнительную мотивацию для совершенствования в своём педагогическом мастерстве.
5. Участие в методических объединениях разного уровня (внутри детского сада , городское, областное). На методических семинарах педагог имеет возможность не только поделиться своим накопленным опытом, но и познакомиться с опытом работы своих коллег.
6.Ведение личного сайта, блога. Это эффективный образовательный инструмент педагога, который позволяет идти в ногу со временем, активно применять в своей работе новые технологии. Сайт – это отличный способ для общения с коллегами других городов. Место публикации различного материала для развития детей.
7. Активное участие в конкурсах профессионального мастерства. Педагогическое мастерство в профессиональных конкурсах оттачивается и считается высшим уровнем профессиональной деятельности, проявляющейся в творчестве педагога дошкольной образовательной организации.
8.Трансляция своего педагогического опыта ( публикация статьи). Делясь своими мыслями, своим педагогическим опытом, педагог зарабатывает авторитет среди коллег, руководства, тем самым приобретает мотивацию к работе и дальнейшему саморазвитию.
9.Включение в инновационную деятельность. В этом случае не только осуществляется насыщение педагога новыми знаниями и умениями, необходимых в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста, развиваются так же личностные качества педагога.
10.Развитие в дошкольной организации системы наставничества. Для наставника это профессиональный рост, поскольку он повышает свои управленческие навыки и развивает свои способности в обучении коллег. В детском саду в роли наставника, обычно выступает старший воспитатель или воспитатель- стажист. Для наставляемого- приобретение полезного опыта.
Все пути взаимосвязаны между собой, их нужно использовать регулярно. Но стоит отметить, что не один из путей не будет эффективным, если педагог не будет осознавать необходимость своего саморазвития.
Каждый педагог сам определяет наиболее значимые для него пути совершенствования своего мастерства. Принять решение самосовершенствоваться, это значит взять на себя ответственность за свой профессиональный рост.
В саморазвитии педагогов дошкольной организации не маловажное место имеет методическая помощь. Педагогу, стремящемуся к саморазвитию, самосовершенствованию, просто необходима методическая поддержка. Методическая помощь должна быть направлена на активизацию личности педагога, на совершенствование его творческой деятельности. В педагогическом коллективе очень важна организация работы по самосовершенствованию, так как развивается уровень профессионального мастерства всего коллектива в целом.
Система методической работы по созданию мотивации педагогов детского сада к профессиональному саморазвитию строится следующим образом:
1. Изучение нормативно- правовой базы.
2. Подборка и изучение методической литературы по определённой теме.
3.Выявление затруднений и интересов по выбранному направлению.
4. Построение плана работы, постановка цели, выбор форм и методов.
5.Обобщение и представление педагогического опыта.
6. Внедрение опыта в практику ( полученные знания педагога используются на практике).
Чётко выстроенная методическая работа побуждает педагога к побуждению непосредственной реализации потребности в достижении успеха, к желанию быть значимым.
Почему же самообразование педагога дошкольной организации очень важно? Первостепенным фактором развития ребёнка становится личность педагога. Профессия воспитателя в детском саду постепенно переходит в число специальностей, которые отличаются высоким уровнем мобильности. Эта профессия становится всё более сложной, поскольку связана с решением новых профессиональных задач, с необходимостью освоения новых функций, востребованных в современном обществе.
На первый план выходят личностные качества воспитателя:
- уверенные знания в области дошкольного воспитания;
- четкое видение задач дошкольного образования;
- сохранение психического и физического здоровья детей дошкольного возраста;
- умение найти индивидуальный подход к каждому ребёнку;
- умение создавать и обогащать развивающую предметно- пространственную среду детского сада;
- умение работать с содержанием обучения и разнообразными педагогическими технологиями, внося личностно- смысловую направленность;
- умение осуществлять экспериментальную деятельность новых педагогических технологий;
- умение выстраивать партнёрские взаимоотношения с семьями воспитанников и социальными партнёрами;
- способность к саморазвитию, самообразованию, самовыращиванию личностных структур сознания, которые придают гуманный смысл деятельности педагога дошкольного учреждения.
Обладая высоко- профессиональными личностными качествами, педагог может достигнуть высоких результатов, постоянно работая над собой.
Наряду с духовными, культурными и эстетическими потребностями, саморазвитие – важный компонент нормальной жизни человека. Важность самообразования педагога заключается в том, что развиваясь педагог тем самым развивает своих воспитанников. Педагог насыщается знаниями, умениями, чтобы затем применить их в своей работе, передать знания и умения своим воспитанникам, делясь с коллегами.
Что даёт саморазвитие педагогу? Саморазвитие даёт педагогу полноту знаний и их осмысленность. Его важность с приходом информационной эпохи очень возросло. Способность педагога к саморазвитию позволяет ему владеть самыми новыми знаниями и умениями, необходимые для поддержания собственной эффективности на высоком уровне. То обстоятельство, что самообразование выборочно и основано на внутреннем механизме самоактуализации, делает его весьма эффективным и результативным. Результаты, полученные в процессе саморазвития имеют очень высокую ценность для самого человека. К преимуществу занятием самообразования можно так же отнести еще и возможность продвигаться в собственном темпе, по своему собственному плану или без него, иметь возможность выбора учителя или наставника.
Занимаясь саморазвитием, педагог выполняет некую миссию, которая несёт в себе смысл жизни- развитие. Очевидно, что смысл жизни имеет эволюционное значение. В то же время, завершение всяких усилий по саморазвитию приводит человека в состояние покоя, так сказать выполненной программы. А это говорит об окончание жизни. Закончится ли она физически- не имеет значения. Важно, что в замен активной жизни остаётся лишь существование без какого- либо смысла и цели.
Как отмечает Н. Битянова, настоящий глубокий и широкий профессионализм, не может вырастать у человека из занятий только одной той деятельностью, которой он посвятил себя, в частности, если эта деятельность сложна по своему характеру. Высокий профессионализм не возможен без развития у человека специальных способностей, которые как своим содержанием, так и формой соприкасались с требованиями конкретной деятельности и без соответствующих этим требованиям знаний, важнейшим условием достижения такого профессионализма так же является мощное всестороннее развитие личности, превращение общечеловеческих ценностей в его личные ценности, что говорит о его нравственном воспитании, понимание своих личных ограничений, отношением к профессии, владение нормами профессионального мышления[
У каждого современного педагога, обладающего высоким уровнем профессиональной культуры, сформирована способность создавать свою педагогическую лабораторию, вырабатывать и постоянно обогащать собственную творческую программу, согретую ярким умом и пропитанную теплотой любви и уважения в каждому своему воспитаннику.
Итак, можно сделать вывод, что человек-автор собственной жизни, это самый основной признак саморазвития. Автор собственной жизни, а значит, только он в ответе за выбор своей профессии, только ему решать, какой путь выбрать для саморазвития.
Нужно отметить, что педагог, способный распознать свои ошибки в деятельности, будет стремиться к самосовершенствованию. Творческий подход к делу – является одним из качеств педагога- профессионала. Но творчество – это не только усовершенствование опыта, но и стремление к развитию, поиск новизны, приводящий к новаторству. Это значит, что, профессиональное саморазвитие педагога можно рассмотреть как процесс «творения» собственной личности. Современное образование должен создавать педагог творческого типа. Под творческим пониманием подразумевается не только создание нового продукта, новых технологий, приёмов и методик, но и реализации потенциальных возможностей и способностей воспитателя, его потребности в самореализации. Только там с удовольствием развиваются, где с удовольствием развивают.
Саморазвитие будет продуктивным в том случае, если педагог владеет способами самопознания и самоанализа собственного педагогического опыта, когда умеет увидеть не только положительные , но и отрицательные моменты в своей педагогической деятельности, может признать своё несовершенство, следовательно, является открытым для изменений.
Очевидно, что совершенствование качества образовательного процесса, повышение эффективности воспитания и развития детей дошкольного возраста напрямую зависит от уровня подготовки педагога. Высокая педагогическая компетентность является плодом постоянной и упорной работы над уровнем саморазвития. Необходимо уяснить, что саморазвитие, это процесс долгосрочный, продолжавшийся на всем профессиональном пути педагога.
В заключении можно сказать, что саморазвитие это одна из самых важных необходимостей в жизни любого человека. Профессионально- личностное самосовершенствование возможно при условии , принятии и понимании педагогом , что возникающие затруднения , это шанс к саморазвитию, самосовершенствованию, и успех будет обеспечен. Педагог, способный к саморазвитию получает удовлетворение от своей профессиональной деятельности, достигает в ней успехов, а это значит, что он счастлив. Счастливый педагог- счастливые дети - счастливые родители..
Список литературы
1.Беляев, В.И., Педагогика А.С. Макаренко: традиции и новаторство/ В.И. Беляев, М.: МИУПУ, 2000. - с 222.
2.Бибина, С.В. Инновации в профессионально- педагогическом образовании/
С.В. Бибина //Тезисы докладов , 15 Всероссийская научно- практическая конференция.- Екатеринбург, 2008.
3.Власова, Е.А. История становления проблемы процесса саморазвития. М.: Фолио, 2007.
4. Кухарев, Н.В.,На пути к профессиональному совершенству/Н.В. Кухарев.– М., 1990. – 159 с.
5. От рождения до школы .Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014. 326с.
6.Санникова, А.С., Ханова Т.Г.Проблемы профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования/ Санникова А.С. Ханова Т.Г. Современное дошкольное и начальное образование: проблемы и тенденции развития//Современное дошкольное и начальное образование: проблемы и тенденции развития, Сборник статей по материалам Всероссийской научно- практической конференции.- Нижний Новгород, 2020,327с.
7.Сластенин, В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.:Издательский центр «Академия», 2010.
8.Слободчиков, В.И Очерки психологии образования./ В.И. Слободчиков// 2- изд. Перераб.- Бирибиджан: БГПИ, 2005 , с 272 .
9.Сухомлинский, В.А. Разговор с молодым директором школы/В.А. Сухомлинский .М., 1988. 134с.
10.Ханова, Т.Г. Психолого-педагогические основы современного дошкольного образования/ Т.Г. Ханова, Н.В. Белинова // Общество: социология, психология, педагогика. – 2016 – №5. – С. 84–86.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по разработке рабочих программ педагогов дошкольных образовательных организаций, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования
Методические рекомендации по разработке рабочих программ педагогов дошкольных образовательных организаций...
Система саморазвития педагогов дошкольного образовательного учреждения средствами педагогического проектирования
Консультация для педагогов...
Ассоциация педагогов дошкольных образовательных организаций Московской области Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Семицветик» г.о. Протвино
Региональная предметная неделя Модуль "Экология Подмосковья 2017"...
Профессиональная компетентность педагогов дошкольной образовательной организации в вопросах инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Инклюзия на этапе дошкольного образования — это попытка придать уверенность в своих силах обучающимся с ограниченными возм...
Программа консультирования педагогов дошкольных образовательных организаций по вопросам создания благоприятного психологического климата в коллективе
Психологический климат педагогического коллектива — эмоционально-психологический настрой педагогического коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотно...
Статья "К вопросу об эффективном управлении дошкольной образовательной организацией"
В связи с изменениями, происходящими в сфере образования, особая роль уделяется управленческому мастерству руководителя. Успешность развития дошкольной образовательной организации зависит от того, как...
Статья "К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ В УСЛОВИЯХ МАЛОГО ГОРОДА"
Статья "К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ В УСЛОВИЯХ МАЛОГО ГОРОДА"...