Круглый стол «Дополнительное образование в детском саду»
методическая разработка

Зиновьева Елена Алексеевна

Дополнительное образование в ДОУ позволяет разнообразить и углубить учебно-воспитательный процесс, сделать его более интересным для воспитанников, добиться более высоких образовательных результатов. Поскольку дополнительное образование в детском саду позволяет выявить и развить творческие способности воспитанников, оно обязательно включается в программу современных ДОУ. Кроме того, на занятиях по дополнительному образованию в дошкольных учреждениях ведется работа по углублению, расширению и практическому применению знаний, навыков, полученных во время основной образовательной деятельности. Дополнительное образование в ДОУ по ФГОС Внедрение второго поколения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) выступает одним из наиболее актуальных вопросов образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnitelnoe_obrazovanie.docx19.02 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол «Дополнительное образование в детском саду»

Дополнительное образование в ДОУ позволяет разнообразить и углубить учебно-воспитательный процесс, сделать его более интересным для воспитанников, добиться более высоких образовательных результатов. Поскольку дополнительное образование в детском саду позволяет выявить и развить творческие способности воспитанников, оно обязательно включается в программу современных ДОУ. Кроме того, на занятиях по дополнительному образованию в дошкольных учреждениях ведется работа по углублению, расширению и практическому применению знаний, навыков, полученных во время основной образовательной деятельности. Дополнительное образование в ДОУ по ФГОС Внедрение второго поколения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) выступает одним из наиболее актуальных вопросов образования. Документ предполагает, что организация учебно-воспитательного процесса в ДОУ происходит путем объединения основного и дополнительного образования. Поэтому дополнительное образованиев ДОУ должно отвечать таким требованиям: дифференцированность, то есть возможность использования при работе как с сильными, так и со слабыми детьми; деятельностный характер – ориентированность на развитие личности ребенка; направленность на повышение социализации воспитанников. Чтобы учебно-воспитательный процесс в ДОУ соответствовал требованиям ФГОС, педагогам следует перерабатывать свои программы в соответствии с требованиями времени. Организация дополнительного образованиядолжна решать такие задачи:формирование социально-востребованных знаний и навыков у детей: умений самостоятельно ставить цели и добиваться их, адаптироваться к новым социальным условиям, проявлять активность; развитие творческих способностей, любознательности и самостоятельности у воспитанников. Для реализации поставленных задач в работу следует включать метод проблемного обучения, исследовательскую и проектную деятельность, задания, предполагающие работу с информацией. Примером удачно организованной дополнительной деятельности является создание мультфильма,который для детей является очень привлекательным и включает различные виды детской деятельности: игровую, речевую, изобразительную, познавательную, музыкальную и пр. В процессе работы над мультфильмом у воспитанников развивается активность, любознательность, способность контролировать свое поведение, эмоциональная отзывчивость, умение коммуницировать с окружающими и т. д.

Чтобы образование в ДОУ отвечало потребностям детей и родителей, необходимо обеспечить вариативность его содержания, что в полной мере относится и к дополнительному образованию в ДОУ, в том числе к кружковой работе. Воспитатель самостоятельно готовит программу, учитывая запросы детей, семьи, образовательного учреждения, местные традиции, а также собственные интересы и умения.

В общем случае алгоритм разработки программы выглядит следующим образом:

анализ образовательных задач, исходных данных и потребностей;

определение целей учебно-воспитательной деятельности;

изучение требований нормативных документов;

составление программно-методического комплекта;

определение структуры программы;

планирование образовательного процесса;

выбор критериев контроля;

определение критериев освоения программы.

Результатом обучения детей по программе дополнительного образования в детском саду выступает достижение ими планируемого уровня развития личностных качеств, формирование определенного объема знаний, навыков и умений. Контроль знаний, умений и навыков позволяет выполнять обучающую, воспитательную, проверочную, корректирующую функции. При этом проверочные средства должны соответствовать содержанию учебной программы. Как определить, что программа дополнительного образования является пригодной для использования в учебном процессе?Стоит проанализировать ее на соответствие таким требуемым характеристикам: актуальность – помогает ли программа решить существующие проблемы обучения; прагматичность – соответствует ли она требованиям сегодняшнего и завтрашнего дня; реалистичность – насколько возможной является полная реализация программы; контролируемость – возможность измерить достижение результатов в процессе и после прохождения программы; вариативность – насколько программа может адаптироваться при отклонениях от намеченного плана. Организация кружков в рамках дополнительного образования ДОУ Кружки представляют собой свободное и неформальное объединение детей в группу для занятий, основанных на их интересах. Работа в кружках строится на базе дополнительного материала к задачам программы и осуществляется под руководством воспитателя. Организация кружков помогает повысить качество образовательного процесса. По ФГОС кружки, как форма дополнительного образования в ДОУ,выполняют такие функции: образовательная: воспитанники получают возможность развивать свои познавательные потребности, умения, навыки в интересной для них области;социально-адаптивная: дети приобретают социально значимый опыт взаимодействия, испытывают «ситуацию успеха», учатся правильно самоутверждаться;коррекционно-развивающая: воспитанники развивают творческие, интеллектуальные и физические способности;воспитательная: методика работы в кружке, ее содержание влияет на развитие личности, коммуникативных навыков, воспитывает социальную ответственность, чувство коллективизма. Использование кружков как формы дополнительного образованияв детском саду может преследовать следующие цели: углубление базовых знаний, опережающее или компенсирующее развитие; при работе с одаренными детьми ознакомление с областями знаний, которые не вошли в государственную Программу; развитие самопознания, саморегуляции, навыков межличностных коммуникаций. Кружки как одна из форм дополнительного образования в ДОУ регулируется такими документами, как образовательная программа ДОУ, которая утверждена приказом руководителя; уставом; Положением о кружке; планом работы кружка на год; Программой, которая включает цели и задачи, описывает планируемый результат от посещения детьми кружка; расписанием; списком воспитанников; документами, которые позволяют определить результативность работы кружка (диагностические карты).

Для успешной организации работы кружка педагогдолжен следовать такому алгоритму: Ознакомление с нормативно-правовой базой.

Поиск потребностей ДОУ, детей и родителей в дополнительных занятиях.

Анализ результатов усвоения детьми госпрограммы дошкольного образования.

Разработка программы и плана кружка на учебный год, их утверждение у руководства ДОУ. Реализация запланированной работы в кружке.

Анализ полученных результатов.

Демонстрация результативности обучения в кружках педагогам и родителям.

Стоит помнить, что участие в кружках является добровольным. Детям должно быть интересно и комфортно на занятиях, а для этого следует грамотно организовать рабочее пространство, предоставить детям возможность заниматься по силам, делать подачу материала в легкой, игровой форме.

Воспитатель, который организует кружок,может выбирать различные формы взаимодействия:с детьми:

фронтальные занятия, тематические прогулки, экскурсии, участие в конкурсах;

с педагогами: мастер-классы, консультации, семинары;

с родителями: доклады на родительских собраниях, консультации, мастер-классы, информирование через сайт.

Кружки также могут различаться по направлению развития:

физическое,

познавательно-речевое,

социально-личностное,

художественно-эстетическое.

Тематика выбирается в зависимости от интересов детей и задач педагога. При составлении программы дополнительного образования в детском саду следует учитывать возрастные особенности детей, их опыт, нормы нагрузки, а также необходимость согласования основной и дополнительной программы образования в ДОУ.Разработанная программа оформляется по такой схеме: Титульный лист. Пояснительная записка с указанием актуальности, целей, задач работы. Ожидаемые результаты. Учебно-тематическое планирование. Методы диагностики, диагностические карты. Список используемой литературы. Таким образом, дополнительное образование в ДОУ позволяет значительно расширить имеющийся методологический инструментарий педагога. Однако достижение поставленных результатов возможно, если у воспитанников сохраняется высокий интерес и мотивация. Поэтому воспитателю следует провести тщательную подготовку к дополнительным занятиям, убедиться в их эффективности и актуальности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-эстетическое воспитание дошкольников в системе дополнительного образования в детском саду.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для овладения музыкальной культурой ребёнком. Именно в детстве формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности от которого во многом зависит последующ...

Программа дополнительного образования воспитанников детских садов. :Кружок "Росток"

Перспективное планирование для  детей дошкольного возроста.  спортивной работы...

Круглый стол с родителями воспитанников детского сада

Формирование у ребенка навыков ЗОЖ как профилактика негативных зависимостей в будущем Цель: объединить усилия семьи и детского сада в решении задач, связанных с формированием навыков здорового об...

Круглый стол «Счастливая дорога из детского сада домой»

Повышать профессиональную компетентность педагогов в области безопасного поведения детей на дороге....

Круглый стол "Имидж воспитателя - имидж детского сада"

Имидж ДОУ – эмоционально окрашенный образ образовательного учреждения призванный оказывать психологическое влияние на конкретные группы социума (родителей воспитанников, социальных партнеров, сп...

Круглый стол «Театрализованная деятельность в детском саду».

Круглый стол «Театрализованная деятельность в детском саду»....