Сообщение для педагогов "Роль двигательной активности в физическом развитии и здоровье детей"
консультация (средняя группа)

 Основные задачи. В сфере работы с детьми ими стали:

  • Сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;
  • Формирование у воспитанников привычки к здоровому образу жизни;
  • Формирование навыков безопасного поведения;
  • Развитие познавательного интереса детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия им. Н.В. Пушкова»

Дошкольное отделение № 2

Сообщение для педагогов на тему:

«Роль двигательной активности в физическом развитии и здоровье детей»

http://kolosok28.ru/media/k2/items/cache/71ab1197965a26d2e4379f8b23c36ebb_XL.jpg

Подготовила воспитатель

средней  группы
Кувикова Ирина Алексеевна

г. Москва, г. Троицк
апрель 2018 год

          Одним из главных условий формирования личности ребёнка является обеспечение его нормального физического развития. Что и как нужно делать для того, чтобы укрепить и сохранить здоровье ребёнка, развить его выносливость и силы, физические способности, повысить сопротивляемость организма к болезням? Чтобы ответить на все эти вопросы, нужно понимать, что для обеспечения нормального физического развития необходимо развивать двигательную активность ребенка.

Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста очень велика. Ограничение активности в этот период может привести к задержке психического и речевого развития ребенка. Важно поощрять различные формы двигательной активности: подвижные и спортивные игры, упражнения на развитие жизненно важных движений.

Основными средствами развития двигательных навыков в ДОУ является физические занятия. Кроме традиционных, в детском саду используются игровые, оздоровительные и тренирующие виды физических занятий. Помимо этого двигательная активность развивается за счет различных видов деятельности: сопровождение бытовых моментов различными потешками и движениями, двигательных разрядок во время игр, введения физических пауз во время занятий и т. д. 

Дети должны усваивать показанное взрослым движение и уметь действовать в соответствии с образом также ловко, быстро, технически правильно. Особенно важно поддерживать в детях желание и умение преодолевать препятствия (обежать, перепрыгнуть, перелезть), самостоятельно подбирая способ действия в зависимости от условий, сложившихся в данный момент.

Для разностороннего развития функций организма особую ценность приобретает сочетание разнообразных  видов движений, использование их дошкольниками. Прыжки, упражнения в ходьбе и беге способствуют при определенных условиях формированию важного для жизни качества – выносливости.

Так же необходимо активизировать родительскую роль в физическом воспитании детей, ведь именно семья, ее образ жизни во многом определяют состояние здоровья детей.

Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально физиологически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а так же необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Рост количества детских заболеваний связан не только с социально-экологической обстановкой, но и самим образом жизни семьи ребенка, во многом зависящим от семейных традиций и характера двигательного режима. Условием нормального развития организма является двигательная активность. Именно двигательная активность как основа жизнеобеспечения детского организма оказывает на рост и развитие нервно — психического состояния, функциональные возможности и работоспособность ребенка.

В последние десятилетия отмечается значительное снижение двигательной активности детей. Гиподинамия в детском возрасте приводит к снижению жизненного тонуса, уменьшению защитных сил организма, задерживает умственное развитие детей. Причин тому несколько и одна из них — излишняя заорганизованность процесса воспитания, а как следствие — недостаточный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Уже в детском возрасте встречаются заболевания, вызванные недостатком двигательной активности — плоскостопие, нарушение осанки и др. При разработке рационального двигательного режима важно не только обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности, но и спланировать содержание двигательной активности, основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учётом возраста, режима.

Я познакомилась с такими программами, как: «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р. Стёркиной, «Я — человек» С. Козловой, «Здравствуй» М. Лазарева, «Движение день за днём» М. Руновой, «Здоровый дошкольник» Ю. Змановского. Все программы направлены на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста. За основу взяла двигательную активность как источник здоровья детей, улучшения их психического и физического состояния.

Мною были определены основные направления работы:

‒ создание условий для развития двигательной активности и оздоровления ребёнка;

‒ разработка программы «Гимнастика с мячом» комплексной системы оздоровления и воспитания дошкольников в ДОУ через двигательную активность;

‒ осуществление тесного взаимодействия ДОУ, семьи, социума.

Были выделены основные задачи. В сфере работы с детьми ими стали:

  • Сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;
  • Формирование у воспитанников привычки к здоровому образу жизни;
  • Формирование навыков безопасного поведения;
  • Развитие познавательного интереса детей.

В работе с родителями решались следующие задачи:

  • Повышение компетентности родителей в вопросах организации оздоровительной работы;
  • Привлечение семей к участию в воспитательном процессе на основе педагогики сотрудничества.

Для успешной реализации целей и задач своей педагогической деятельности я отвожу время динамическим паузам – это прекрасная возможность для ребёнка сделать переход между занятиями, снять эмоциональное напряжение. Динамические паузы проводятся в течении всего дня и выполняют следующие функции:

  1. Развлекательную – создают благоприятную атмосферу;
  2. Релаксационную – снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга;
  3. Коммуникативную – объединяет детей в группы, способствует их сотрудничеству, взаимодействию между собой;
  4. Воспитательную – формирует моральные и нравственные качества;
  5. Обучающая – давать новые знания, умения, навыки, и закреплять их;
  6. Развивающую – развивает речь, внимание, память, мышление – возникшие психологические процессы;
  7. Коррекционную – «исправлять» эмоциональные, поведенческие и другие проблемы ребенка;
  8. Профилактическую – предупреждают появления психологических заболевание;
  9. Лечебную – способствовать выздоровлению.

Динамические паузы –  это подвижные, хороводные игры, проверка осанки, пальчиковые игры, физкультурные минутки, массаж лица, кистей рук (пшеном, рисом), пальцев, ритмические упражнения, игры в уголке валеологии  (ходьба по ребристым дорожкам, пробкам, пуговицам, «классики» и т.д.).

     Для малышей наиболее интересна стихотворная форма таких игр-упражнений. Стихотворные тексты заучиваются, а затем чётко проговариваются с детьми совместно воспитателем. Это сопровождается всевозможными движениями. Дети с удовольствием разучивают стихотворение и комплекс упражнений к нему. Впоследствии, запомнив слова и движения, они смогут самостоятельно выполнять упражнения.

      Утро лучше начинать с психологического тренинга «Доброе утро, дети!». Дети становятся в круг. К первому от себя ребенку воспитатель протягивает ладони: «Доброе утро, Саша!», рядом стоящий ребенок протягивает ладони воспитателю: «Доброе утро, Ирина Алексеевна». Поворачивается к рядом стоящему ребенку, встретившись ладонями, говорит: «Доброе утро, Настя», - «Доброе утро, Саша». Итак, по кругу до последнего ребенка. Игра закончилась, а настроение у детей заметно улучшилось.

Дети очень любят игру– тренинг «Человек к человеку».

Стоящих в кругу детей делятся на пары и начинается игра: ладошка к ладошке, локоть к локтю, плечо к плечу, спина к спине, щека к щеке, лоб ко лбу, нос к носу, колено к колену, носок к носку, пальчик к пальчику, ладошка к ладошке. Такие динамические паузы-тренинги лучше проводить между занятиями, т.к. они положительно настраивают детей.

Ребенок развивается в движении. С развитием двигательных навыков тесно связано звукопроизношение, поэтому очень важно в детском саду использовать динамические паузы со словами, стихотворениями по разной тематике, игры - тренинги, подвижные игры.

     При проведении динамических пауз и пальчиковых игр происходит автоматизация звуков, развиваются интонация и выразительность голоса, мимика, пластика движений, точность и координация как общей, так и мелкой моторики кистей рук и пальцев.

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития является хорошее развитие руки, кисти – мелкой пальцевой моторики. Игры-массажи «Две сороконожки», «Собираемся на бал» для девочек 4-6-лет, для мальчиков «Собираемся на охоту». Существует целая методика сохранения здоровья пальцевыми упражнениями. С двух лет рекомендуются приёмы самомассажа кисти руки, пальцев.

1.Раз, два, три, четыре, пять!

Мы идем грибы искать.

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.

2.«Вот помощники мои»

Пальцы встали дружно в ряд,

Десять маленьких ребят.

Эти два всему указка

Всё подскажут без подсказки.

Пальцы – два середнячка,

Два здоровых добрячка.

Ну а эти безымянны

Молчуны, всегда упрямы.

Два мизинца-коротышки

Непоседы и плутишки.

Пальцы главные средь них

Два больших и удалых.

3.Мальчик-пальчик, где ты был?

С этим братцем суп варил,

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

Эти стихотворения можно использовать как помощь детям запоминать, как и какой пальчик называется.

В процессе выполнения физических упражнений (двигательной активности) дети познают себя, своё тело, знакомятся с его строением, свойствами, возможностями. У ребят значительно улучшаются показатели ловкости, они овладевают более сложными движениями, быстро приспосабливаются к изменяющимся условиям.

Ежедневное использование физических упражнений организует и дисциплинирует детский коллектив, формирует интерес к физическим упражнениям, привычку их выполнять, вырабатывает такие качества, как воля, смелость, умение доводить дело до конца, решительность.

Таким образом, достаточная двигательная активность благотворно сказывается не только на физическом, но и на всех остальных сторонах развития ребёнка.

В своей работе использую и применяю принципы постепенности, повторяемости и системности физических нагрузок. Обязательными для каждого занятия являются упражнения для улучшения осанки и развития гибкости позвоночника. Непременным условием при проведении занятия является постоянное наблюдение за самочувствием детей. Все упражнения выполняются на фоне позитивных ответных реакций ребёнка.

Более подробно хочется остановиться на игре, так как это основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Она является потребностью растущего организма. При проведении игры я решаю не только задачу повышения двигательной активности, но способствую развитию сенсорно-моторной сферы детей (развитие слухового внимания, фразовой речи, дыхания и голоса, нормализация темпа и ритма речи, формирование правильного звукопроизношения). Поэтому использую подвижные народные игры (гуси-гуси, зайка беленький сидит, лохматый пёс, у медведя во бору, хитрая лиса…). Игровые действия детей повышают их двигательную активность, стимулируют память, развивают речь.

В работу включаю наглядные методы, для развития мелкой мускулатуры рук и пальцев провожу пальчиковую гимнастику (использую разработки логопеда Бардышевой «Разговорчивые пальчики», созданные на основе детских потешек). Воспитание здорового ребёнка было и остаётся актуальной проблемой образования и медицины.

Данную проблему в нашем детском саду мы решаем при помощи взаимодействия педагогов и родителей.

Исследование динамики развития двигательной активности показывает, что здоровьесберегающие технологии физической культуры положительно влияют на развитие физической подготовки детей дошкольного возраста. На основе результатов своей работы я могу утверждать, что вести работу по развитию двигательной активности детей необходимо и важно.

Нас часто удивляет, сколько же у наших детей энергии! Недаром говорят, что внутри у них «вечный двигатель, вечный бегатель, вечный прыгатель». К сожалению, нередко взрослые не выдерживают активности детей и раздражаются: «Сиди спокойно, не вертись, не бегай, не прыгай!» А ведь мозг ребёнка (особенно дошкольного возраста) получает питание и кислород, именно когда ребёнок двигается. Движение – это жизнь, развитие. Двигайтесь, играйте с детьми и будьте здоровы и счастливы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Роль двигательной активности в физическом развитии и здоровье детей"

Родительское собрание посвящено воспитанию здорового ребенка в семье и в детском саду....

Доклад к родительскому собранию «Роль двигательной активности в физическом развитии и здоровье детей»

Предлагаю доклад к родительскому собранию в подготовительной к школе группе детского сада о роли двигательной активности в физическом развитии детей...

Роль двигательной активности в физическом развитии и здоровье детей

Роль двигательной активности в физическом развитии и здоровье детей...

Роль двигательной активности в физическом развитии и здоровье детей

Каждый родитель хочет видеть своего ребёнка здоровым, весёлым, физически развитым. Формирование важной для жизнедеятельности потребности в значительной степени зависит от особенностей жизни и воспитан...