Аналитическая справка развивающей предметно-пространственной среды МБДОУ № 13 г.Красноярска
проект

Петрова Ольга Владимировна

  Аналитическая справка

развивающей предметно-пространственной среды

 МБДОУ № 13 г.Красноярска

 в соответствии с требованиями ФГОС ДО

(безопасное, трансформируемое, полифункциональное оборудование, обеспечивающее насыщенность, вариативность среды)

Оснащенность помещений МБДОУ №13 развивающей предметно- пространственной средой обеспечивает оптимальную реализацию образовательного потенциала пространства учреждения, пространства групп, пространства территории детского сада, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и  укрепления их здоровья, учёта особенностей детей.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает:

  • реализацию образовательной программы дошкольного образования МБДОУ;
  • учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Созданная в образовательной организацией развивающая предметно- пространственная среда отвечает следующим характеристикам:

  1. Безопасность предметно-пространственной среды определяется соответствием всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования. Игровая и издательская продукция, материалы для творчества сертифицированы, соответствуют требованиям технического регламента, СанПин и др. документов, имеют психолого-педагогическую ценность. Мебель в группах и других помещениях детского сада закреплена. Помещения соответствуют требованиям пожарной безопасности, экологической и пр. Уровень освещенности помещений соответствует требованиям СанПин.
  2. Содержательная насыщенность - обеспечивается наличием в учреждении средств обучения и воспитания (в том числе технических), материалов, в том числе игровых, спортивных, оздоровительного оборудования, инвентаря, соответствующих возрастным возможностям детей и содержанию образовательной программы.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) обеспечивают:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей    во    взаимодействии с предметно- пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.

Организация образовательного пространства  и разнообразие объектов среды обеспечивает:

  • активность в разных видах деятельности, проявление творчества;
  • поддержку инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
  • эмоциональное благополучие детей   во    взаимодействии с предметно- пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.

Предметно-пространственная среда организована по принципу небольших полузамкнутых микропространств, для того чтобы избежать скученности детей и способствовать играм подгруппами в 3-5 человек. Все материалы и игрушки располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей, создать условия для общения со сверстниками.

Организация развивающей среды с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Имеются материалы, учитывающие гендерные различия - интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Для мальчиков - инструменты для работы с деревом, девочкам - для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам подобраны предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п.; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки.

  1. Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. РППС изменяется:
    • в соответствии с образовательной ситуацией,
    • от меняющихся интересов и возможностей детей.

Трансформируемость среды групп связана с ее полифункциональностью – это возможность изменений, которые позволяют, по ситуации, вынести на первый план то или иное использование пространства (мы отказались от монофункционального зонирования, которое жестко закрепляло функции за определенным пространством). Таким образом материалы и оборудование из одной образовательной области дети могут более свободно использовать и в ходе реализации других областей.

  1. Полифункциональность материалов обеспечивает возможность разнообразного использования составляющих предметной среды, в том числе детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д. В каждой группе имеются полифункциональных (не обладающие жёстко закреплённым способом употребления) предметы, в том числе природные материалы, пригодные для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре. Имеется большое количество «подручных» материалов - веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем.
  2. Вариативность среды обеспечивается наличием различных пространств в детском саду и в группах (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей. Игровой материал периодически сменяется, дополняется новыми предметами, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
  • Объекты среды меняются в соответствии с темой или событием, включают материалы праздников, выставок детского художественного творчества, празднование знаменательных дат...
  • Объекты отражают культурно-художественные региональные традиции: картины, иллюстрации, фото, видеопрезентации, видеофильмы, альбомы о театрах, о достопримечательностях, памятниках, известных людях и т.п. Красноярска;
  • Объекты отражают климатогеографические особенности природы, труда и быта, историю родного края и т.п. (фото, картины, видеофильмы, презентации, репродукции, книги,    музыкальные,  литературные  произведения,    коллекции, гербарии, инструменты и пр.).
  • Объекты среды меняются в соответствии с темой или событием, связанным с решением задач приоритетных задач.
  • В центрах старших групп в соответствии с традициями имеются: материалы праздников (государственных, общественных, народных, национальных)- альбомы, фото, видеозаписи, продукты детской деятельности, костюмы, оформление; материалы с выставок детского художественного творчества; материалы, отражающие празднование знаменательных дат художников, музыкантов, писателей (книги, музыкальные произведения, репродукции, картины и т.д.); событийные недели, дни (театральные, здоровья, игры, сказки, любимой книги).
  1. Доступность среды определяет возможность свободного доступа для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность. Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды деятельности, а также возможность свободно заниматься любимым делом.

На примере нашего коворкинг – холла можно продемонстрировать соответствие требованиям ФГОС ДО (безопасное, трансформируемое, полифункциональное оборудование, обеспечивающее насыщенность, вариативность среды).

             Экспонаты и оборудование выполнены из безопасных материалов, качественны и могут использоваться долгосрочно. Всё оборудование и материалы безопасно. Электронная доска хорошо закреплена. Стеллажи устойчивы. Коворкинг - холл оформлен в едином стиле, в едином цветовом решении.

Выставки коворкинг – холла детского сада периодически меняется ( вариативны и насыщены): по тематике, экспонатам, содержанию.

В рамках реализации проекта экспозиции «Енисей – богатство города Красноярска». Экспозиция разделена на три блока: информационный, экспериментальный и интерактивный.  

1. Информационный блок:

  • баннер «Енисей – богатство Красноярска»
  • фотогалерея  « На реке Енисей зимой» по следующим направлениям:
  • - транспорт,
  • - животные и птицы,
  • - могучий Енисей,
  • - Красноярская гидроэлектростанция. (24 штуки)
    • фотоколлаж «Каскадный фонтан «Реки Сибири» (1 штука)
    • фонотека «Звуки воды (река, ручей, моря)
    • видеотека фильмы « Транспорт на Енисее», «Сила энергии воды», «Жизнь животных Сибири», «Енисейская Сибирь», « Фильм о Енисее», «Легенды о Енисее» мультфильмы «Фиксики. Фильтр», «Фиксики. Отчистка воды»
    • презентации « Енисей – большая вода», «Что мы знаем о воде»
    • макет «Набережная Красноярска»
    • альбомы « Водный речной транспорт», «Животные Сибири», Баннер «Енисей – богатство Красноярска»,

                                                           макет «Набережная Красноярска»

 

 

2. Экспериментальный блок:

  • макет «Водоочистительная станция», схема «Водоочистительной станции»
  • демонстрационное оборудование для экспериментальной деятельности с детьми
  • карты фиксации (для старшей и подготовительной групп)                    

3.Интерактивный блок:

- познавательно – интерактивные игры:

«Рыбалка» ( с использованием речной рыбы, которая обитает в реке Енисей), «Назови животных севера, тайги»,

«Собери и назови рыбу из Енисей»,

«Рассмотри и назови»,

«Поймай и назови»,

 « Измерь и узнай какая рыба самая длинная»,

«Назови и объясни полезность транспорта»,

 «Подбери нужный транспорт»,

 «Декоративная рыбка» (1 вариант – повтори узор, 2 вариант – придумай свой),

«Весёлые человечки» с элементами ТРИЗ,

«Путешествие по Красноярскому краю»;

- схемы  оригами из бумаги ( рыбки, корабли)

-подвижные игры:

«Перевезём на теплоходе людей и грузы»,

«Ручеёк» с и динамичным передвижением под музыкальное сопровождение,

«Караси и щука».

 

                                                          

 

               При подборе экспонатов учитывали необходимость поддержки детской инициативности, предоставления каждому ребенку возможность реализовать вариативные виды детской деятельности. Дети могут играть с экспонатами, дополнять собственными работами, создавать экспонаты непосредственно в центре печати, где есть неоформленный материал, а также оборудования для творчества.

         Выводы:

  • развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учреждения обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщенна, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна;
  • наблюдается положительная динамика в приведении РППС дошкольного учреждения в соответствие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. На данный момент в ДОУ соблюдены все принципы развивающей среды.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС

Аналитическая справка  развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС...

Аналитическая справка развивающей предметно - пространственной среды в соответствии с ФГОС.

Аналитическая справка развивающей предметно – пространственной среды младшей группы «Солнечные зайчики» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учрежденияд/с № 17«Здоровячок» комбиниров...

Аналитическая справка развивающей предметно – пространственной среды 1 младшей оздоровительной группы

Аналитическая справка развивающей предметно – пространственной среды 1 младшей оздоровительной группы ...

Аналитическая справка развивающей предметно-пространственной среды МБДОУ № 25 г.Красноярска

Аналитическая справка  развивающей предметно-пространственной среды МБДОУ № 25 г.Красноярска в соответствии с требованиями ФГОС ДО (безопасное, трансформируемое, полифункциональное обор...