Консультация для педагогов "Кирилл и Мефодий - великие творцы нашей грамоты"
консультация

Значение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить. В языке. как в зеркале, отражен весь мир вся наша жизнь. Возможности письма не ограничены  ни  временем, ни расстоянием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_sayt.docx102.34 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Кирилл и Мефодий - великие творцы нашей грамоты.»

Тематический День славянской культуры и письменности.

24.05.19

Подготовила: воспитатель – Столярова С.В в.к.к..

(МДОУ детский сад общеразвивающего вида №28 «Ласточка»,2019 г)

Картинка 6 из 9779

Цель: познакомиться с событиями жизни святых Кирилла и Мефодия, составителями славянской азбуки; пробудить интерес к истории письменности и культуры своего народа, способствовать воспитанию чувства гордости за свою культуру, уважения к предкам, оставившим великое духовное наследие. 

Задачи:

1.Рассмотреть, каким образом происходило формирование мировоззрения славянских просветителей – Кирилла и Мефодия;
2. Глубже узнать жизнь и просветительскую деятельность Кирилла и Мефодия.
3.Подчеркнуть значение великих просветителей для русской культуры.
     

    Изобретение одной из первых славянских азбук, с помощью, которой были записаны славянские переводы богослужебных книг, приписывается двум братьям, родившимся в городе Фессалоники -Кириллу и Мефодию. Я с любопытством изучила историю жизни и деятельности Святых братьев, которые стоят у истоков славянской письменности, христианской культуры и духовного просвещения Руси.

 Ознакомившись с разными источниками, я заметила, что большее внимание уделяется Константину, то же наблюдаю и при описании детских и юношеских лет братьев. О Мефодии известно, что он рано поступил на военную службу и в возрасте двадцати лет был назначен управителем одной из славяно-болгарских областей, подчиняющихся Византии. Спустя десять лет он оставляет военно-административную службу, постригается в монахи и удаляется в монастырь на горе Олимп, где ведет подвижническую жизнь и, согласно «Жития», изучает книги. На рубеже 60-х годов, во время миссионерской поездки Константина в Хазарию, Мефодии побывал в Болгарии и подготовил к крещению или даже крестил болгарского князя Бориса. Ко времени возвращения Константина от хазар, Мефодии является настоятелем Полихрониева монастыря на берегу Мраморного моря, неподалеку от горы Олимп.

Сведений о детских и юношеских годах Константина значительно больше. Святой Константин с малых лет отличался большими способностями и учился вместе с малолетним императором Михаилом у лучших учителей Константинополя, в том числе и у Фотия, будущего патриарха Константинопольского. Святой Константин в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки. За свой ум и выдающиеся познания он получил прозвание Философа (мудрого), которое сопровождало его до конца жизни. За умение Константина вести богословские споры, находить нужные аргументы император Михаил, а позднее и патриарх Фотий, начинают отправлять его к соседним народам для проповедования христианского учения.

В литературных источниках я прочитала о том, что спорным остается вопрос, действительно ли в начале 50-х годов Константин побывал в Болгарии и на реке Брегальнице и обратил в христианство многих болгар. Этот факт упоминается только в одном документе «Успении Кирилла», составленном на территории Болгарии, и оспаривается большинством ученых. Но имеется документальное подтверждение участия Константина в греческой миссионерской поездке в Сирию, которая была совершена в 855 году для обмена пленными (сарацины, или арабы, и греки постоянно находились в состоянии войны). Там двадцативосьмилетний Константин вступает с сарацинскими учеными в богословские споры и одерживает победу.

Вскоре Константинопольским патриархом становится Фотий, который помнит своего талантливого ученика и делает все, чтобы он вновь смог применить невостребованные долгое время способности дипломата и полемиста. В 862 году в Константинополь явились послы от моравского князя Ростислава с просьбой прислать таких учителей, которые могли бы объяснить его народу христианскую веру на родном языке.

24 мая 863 года Константин и Мефодий прибыли в столицу Моравии, город Велеград. Князь Ростислав встретил их с радостью и почетом. Константин и Мефодий на богослужениях читали Евангелие по-славянски, и народ потянулся к братьям и к христианству. Константин и Мефодий усердно обучали учеников славянской азбуке, богослужению, продолжали переводческую деятельность. Братья пробыли в Моравии более трёх лет, а затем отправились с учениками в Рим к Папе Римскому. Среди некоторых богословов Западной Церкви сложилась точка зрения, что хвала Богу может воздаваться только на трёх «священных» языках: еврейском, греческом и латинском. Поэтому Кирилл и Мефодий, проповедовавшие христианство в Моравии, были восприняты как еретики и вызваны в Рим. Там они надеялись найти поддержку в борьбе против немецкого духовенства, не желавшего сдавать свои позиции в Моравии и препятствовавшего распространению славянской письменности. По дороге в Рим посетили они ещё одну славянскую страну- Паннонию. Здесь Братья обучали славян книжному делу славян книжному делу и богослужению на славянском языке. После того, как Кирилл передал папе Римскому Адриану II обретённые им в своём путешествии мощи святого Климента, тот утвердил богослужение на славянском языке, и переведённые книги приказал положить в римских церквях.

Вернувшись в Паннонию, Мефодий развернул кипучую деятельность по распространению славянского богослужения и письменности. В то же время, он создает ряд новых переводов на славянский язык: основные книги Ветхого Завета; книги отеческие, «Номоканон» - сборник церковного права, то есть постановления Вселенских соборов.

С большим интересом, проследив этапы жизни и деятельности солунских братьев, мне стало любопытно, забылись ли труды святых и помнят ли Кирилла и Мефодия в наши дни? Оказалось, помнят!

Существуют дни памяти и праздники этих Святых:

Февраль 4, Апрель 6, Май 11, Июль 27

В наши дни мы пользуемся пословицами и крылатыми выражениями с использованием букв славянской азбуки Кирилла и Мефодия. Например:

♦ Аз да буки избавят ли от муки?

♦ Аз да буки, да и конец науки.

♦ За аз да за буки, так и указку в руки.

Имена Кирилла и Мефодия увековечены в разных странах и городах поставлены памятники, воздвигнуты храмы, мемориальные доски и т.п.

 Памятник Кириллу и Мефодию в Охриде Памятник Кириллу и Мефодию в Самаре

А так же, я узнала интересный факт, что в честь деятельности Кирилла и Мефодия был сделан орден и предназначался для награждения болгарских и иностранных граждан за деятельность в области просвещения, культуры и науки, а также за большие заслуги в воспитании болгарского народа. К сожалению, по неизвестным причинам он был отменён в 1991 году.

Значение деятельности славянских просветителей.

Значение деятельности Кирилла и Мефодия состояло в создании славянской азбуки, разработке первого славянского литературно-письменного языка, формировании основ создания текстов на славянском литературно-письменном языке. Кирилло-мефодиевские традиции были важнейшим фундаментом литературно-письменных языков южных славян, а также славян Великоморавской державы. Кроме того, они оказали глубокое влияние на формирование литературно-письменного языка и текстов на нем в Древней Руси, а также его потомков – русского, украинского и белорусского языков. Так или иначе, кирилло-мефодиевские традиции нашли отражение в польском, серболужицком, полабском языках.

Несгибаемая вера двух людей во Христа и в свою подвижническую миссию во благо славянских народов — вот что было движущей силой проникновения письменности на Древнюю Русь. Исключительный интеллект одного и стоическое мужество другого — качества двух людей, живших очень задолго до нас, обернулись тем, что мы сейчас пишем их письменами, и складываем свою картину мира по их грамматике и правилам.

Таким образом, деятельность Кирилла и Мефодия имела общеславянское значение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и педагогов «Как рассказать нашим детям об этой великой войне»

Нужно ли рассказывать детям о войне? Этот вопрос возникает  у родителей.  Что сказать, а что оставить "за кадром" - в этом родителям следует полагаться га свой опыт и наши педагогические рек...

Презентация "Кирилл и Мефодий-великие славянские просветители"

В настоящее время в воспитании подрастающего поколения  довольно остро встал вопрос нравственного, духовного воспитания детей с самого раннего возраста. Конечно,основой воспитания ребенка являетс...

"Кирилл и Мефодий -великие славянские просветители"

Одним из проаздников, возродившимся в России является День славянской письменности.Ознакомление с историей этого праздника,его значимостью мы начинаем с детьми еще в детском саду в процессе проведения...

Проект в подготовительной группе: "Наша Великая победа, наша великая война"

Проект в подготовительной группе: "Наша Великая победа, наша великая война"...

консультация для родителей "Разбудите в ребёнке творца"

Эта статья поможет родителям найти правильное направлении в развитии у детей творческих способностей, сблизит родителей с детьми и даст возможность всей семье фантазировать....

консультация "20 советов для родителей маленьких творцов"

Редкий ребенок не любит рисовать или лепить. Родители увлеченных творчеством детей еженедельно докупают новые краски, вздыхают, заметив в ворсе ковра очередной плacтилиновый шарик, и не успевают следи...

Конспект родительского собрания во II младшей группе "Мы творцы наших детей"

Собрание направлено на поддержку семьи и повышение компетенции родителей в вопросах развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста....