Рабочая программа инструктора по бассейну на 2020-2021 учебный год
рабочая программа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
инструктора по физической культуре
Для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет на 2020-2021 учебный год (плавание)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programm_plavanie.docx | 182.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 комбинированного вида
143180, Россия, Московская обл., Одинцовский городской округ, город Звенигород, ул.Почтовая, д.19А.
Е-mail: ds7@zvenobr.ru, 8 – (498) 697-43-72
ПРИНЯТО: Педагогическим советом МБДОУ детский сад № 7 комбинированного вида Протокол №1 От «31» августа 2020 г. | УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ детский сад №7комбинированного вида Круглова Л.Н. Приказ №118-2 от «31» августа2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
инструктора по физической культуре
Для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет на 2020-2021 учебный год (плавание)
Составила:
Аммятова Л.Г., инструктор пофизической культуре
Звенигород, 2020г.
№ | СодержаниеРабочейпрограммы | Стр |
I | ЦЕЛЕВОЙРАЗДЕЛ | |
1.1. | Пояснительная записка | 3 |
Актуальность, новизна Рабочей программы | ||
Педагогическая целесообразность | ||
Цели и задачи реализации Рабочей программы | ||
Принципы и подходыкформированиюРабочей программы | ||
1.2. | Характеристики особенностей развития детей | 4 |
1.3. | Планируемыерезультатыкакориентирыосвоениявоспитанниками Рабочей программы | 7 |
1.4. | Развивающееоцениваниекачестваобразовательнойдеятельностипо Программе(Системамониторингадостиженийдетейпланируемых результатов освоения программы) | 8 |
II | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙРАЗДЕЛ | |
2.1. | Основноесодержаниепсихолого-педагогическойработыпоосвоению детьми программы«Физическая культура» | 10 |
2.2. | Описаниевариативныхформ,способов,методовисредствреализации Рабочей программы | 12 |
2.3. | Особенностиобразовательнойдеятельностиразныхвидовкультурных практик | 13 |
2.4. | Способыи направления поддержки детской инициативы | 14 |
2.5. | Особенностивзаимодействия с семьямивоспитанников | 15 |
III | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙРАЗДЕЛ | |
3.1. | Методическое обеспечение иусловия реализациипрограммы | 17 |
3.2. | Особенноститрадиционных событий, праздников,мероприятий | 19 |
Списоклитературы | 20 | |
Приложения | 21 |
1. ЦЕЛЕВОЙРАЗДЕЛ
1.1.ПояснительнаязапискаАктуальностьРабочейпрограммы.
Формированиездоровьяребенка,полноценноеразвитияегоорганизмаоднаизосновных проблемсовременногообщества.Дошкольноевоспитаниедолжнобыть пронизанозаботой офизическомздоровьеребенкаиегопсихологическомблагополучиитаковаконцепция дошкольногообразования.Длярешенияэтойзадачинеобходимоещессамыхюныхлет формироватьздоровыйобразжизни,используявсесредствафизическоговоспитания, формировать жизненно необходимые двигательныеумения и навыки.
НаправленностьРабочейпрограммы–социально-педагогическая.
НовизнаРабочейпрограммы заключаетсявтом,чтоонанаправленанарешениенеодной задачи обучения, а комплексногоподходаобучения иоздоровлениявоспитанников.
ПедагогическаяцелесообразностьРабочейпрограммыобусловлена тем,что плавание являетсяоднимизважнейшихзвеньевввоспитанииздоровогоребенка-содействует разностороннему,физическомуразвитию,стимулируетдеятельностьнервной,сердечно-сосудистойидыхательнойсистем,значительнорасширяетвозможностиопорно-двигательногоаппарата,являетсяоднимизлучшихсредствзакаливанияиформирования правильной осанки ребенка.
Целиизадачирабочейпрограммы
Цель:формированиеединыхподходовксохранениюиукреплениюздоровьяи физическогоразвитиядетей,используязанятиявбассейне,какодноизэффективных средств в системеоздоровления детейв Учреждении.
Задачи:Оздоровительныезадачи:
•укрепить здоровье ребенка;
•совершенствоватьопорно-двигательныйаппарат; •формировать правильнуюосанку;
•повышать работоспособность организма,приобщать ребенкак здоровомуобразужизни. Образовательныезадачи:
•расширять представление детей обоздоровительномзначенииплавания; •формировать знание овидах и способахплавания, и собственномтеле;
•формировать двигательныеумения и навыки. Воспитательныезадачи:
•воспитывать двигательнуюкультуру;
•воспитыватьумениеработать вкоманде;
•воспитыватьнравственноволевыекачества:смелость,настойчивость,чувство собственного достоинства,уверенность в себе;
•воспитывать заботуо своем здоровье.
Принципыиподходыкорганизациизанятийпоплаванию
ПостроениезанятийплаваниемвУчрежденииосуществляетсясучётомследующих принципов:
•Принципиндивидуализации–построениеобразовательногопроцесса,вкотором учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка.
•Принципактивности–построениетакогообразовательногопроцесса,вкоторомребенок ставитсявактивнуюпозициюпознанияокружающегомира,самостоятельномпоиске
способовустановлениявзаимодействиясокружающимилюдьминаосновеобщепринятых норм и правил, соблюдению общечеловеческих ценностей.
•Принципинтеграции–решениезадачпрограммывсистемевсегообразовательного процессаивсехвидовдеятельности,обеспечивающихпроникновениеоднихэлементовв другие, создавая подвижность, гибкостьобразовательномупространству.
•Принципгуманизации–утверждающийнепреходящиеценностиобщекультурного человеческогодостоинства,обеспечивающийкаждомуребенкуправонасвободу,счастье и развитиеспособностей.
•Принциппреемственности–предполагающийобогащениесредств,формиметодов воспитания,предопределяетхарактерсвязимеждуэлементамипедагогическогопроцесса в ДОУи стилемвоспитания в семье.
•Принципдиалогичности–предполагающий,чтотольковусловияхсубъект-субъектных отношений возможноформирование гуманной личности,
нацелен наоптимизациювзаимодействия субъектовобразовательного процесса.
•Принципкультуросообразности–предполагающийориентациюнапотребности обществаиличностиребенка,адаптациюдетейксовременнымусловиямжизниобщества, приобщениедетейктрадициямнароднойкультуры,дополненнымрегиональным компонентом.
•Принципвариативности-содержанияобразованияпредполагаетвозможность существованияразличныхподходовкотборусодержанияитехнологииобученияи воспитания.
• Принцип сбалансированности совместной деятельности взрослых и детей, самостоятельнойдеятельностидетейвнепосредственнообразовательнойдеятельностиив проведениирежимных моментов.
•Принципадекватностидошкольномувозрастуформвзаимодействия с воспитанниками. Вышеперечисленныепринципы
•предусматриваютрешениепрограммныхобразовательныхзадачвсовместной деятельностивзрослогоидетейисамостоятельнойдеятельностидетейврамках непосредственнообразовательнойдеятельности и при проведении режимных моментов;
•предполагаютпостроениеобразовательногопроцессанаадекватныхвозрастуформах работысдетьми.Основнойформойработысдошкольникамииведущимвидом деятельности для нихявляется игра.
•построениедополнительнойобразовательнойдеятельностинаосновеиндивидуальных особенностейкаждогоребенка,прикоторомсамребенокстановитсяактивнымввыборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования);
•содействиеисотрудничестводетейивзрослых,признаниеребенкаполноценным участником(субъектом) образовательных отношений;
•поддержка инициативыдетей в различных видахдеятельности; •сотрудничествоУчрежденияс семьей.
1.2.Характеристикиособенностейвозрастногоразвитиядетейдошкольноговозраста
Физическиеособенностиразвитиядетей3-4лет.
Младшийвозраст–важнейшийпериодвразвитиидошкольника,которыйхарактеризуется высокойинтенсивностьюфизическогоипсихическогоразвития.Вэтовремяпроисходит переходребенкакновымотношениямсвзрослыми,сверстниками,предметныммиром.В раннемвозрастеребенокмногомунаучился:оносвоилходьбу,разнообразныедействияс предметами.Психологиобращаютвниманиена«кризистрехлет»,когдамладший дошкольник,ещенедавнотакойпокладистый,начинаетпроявлятьнетерпимостькопеке взрослого,стремлениенастоятьнасвоемтребовании,упорствовосуществлениисвоих целей.Этосвидетельствуетотом,чтопрежнийтипвзаимоотношенийвзрослогоиребенка должен быть изменен в направлении предоставления дошкольнику большей самостоятельностииобогащенияегодеятельностиновымсодержанием.Еслиженовые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельностьпостоянно ограничивается, товозникаюткризисные явления в системе ребенок–взрослый,чтопроявляетсявкапризах,упрямстве,строптивости,своеволиипо отношениюквзрослым (в контактахсо сверстникамиэтого непроисходит).
Характерноедлямладшегодошкольникатребование«ясам»отражает,преждевсего, появлениеунегоновойпотребностивсамостоятельныхдействиях,анефактический уровеньвозможностей.Поэтомузадачавзрослого,втомчислеиинструкторапо физическойкультуре–поддержатьстремлениексамостоятельности,непогаситьего критикойнеумелыхдействийребенка,неподорватьеговерувсобственныесилы, высказываянетерпениепоповодуегомедленныхинеумелыхдействий.Необходимо помочькаждомуребенкузаметитьростсвоихдостижений,ощутитьрадостьпереживания успеха вдеятельности (Я– молодец!).
Самостоятельностьформируетсяумладшегодошкольникавсовместнойдеятельностисо взрослымиинепосредственновличномопыте.Всовместнойдеятельностиинструктор помогаетребенкуосвоитьновыеспособыиприемыдействий.Онпостепеннорасширяет областьсамостоятельныхдействийребенкасучетомегорастущихвозможностейисвоей положительнойоценкойусиливаетстремлениебезпомощивзрослогодобитьсялучшего результата.
Физическиеособенностиразвитиядетей4-5лет.
Возрослифизическиевозможностидетей:движенияихстализначительноболее увереннымииразнообразными.Дошкольникииспытываютоструюпотребностьв движении.Вслучаеограниченияактивнойдвигательнойдеятельностионибыстро перевозбуждаются,становятсянепослушными,капризными.Поэтомувсреднейгруппе особенноважноналадитьразумныйдвигательныйрежим,наполнитьжизньдетей разнообразнымиподвижнымииграми,игровымизаданиями,танцевальнымидвижениями подмузыку,хороводнымииграми.Уделяявниманиеразвитиюдетскойсамостоятельности, инструкторширокоиспользуетприемыиндивидуальногоподхода,следуяправилу:не делатьзаребенкато,чтоонвсостояниисделатьсамостоятельно.Ноприэтомонисходит изреальногоуровняумений,которыемогутзначительноразличатьсяуразныхдетей. Поэтомуеслидляоднихдетейбудетдостаточнопростогонапоминанияонужном действии,совета,то длядругихнеобходимпоказилисовместноедействиесребенком–в этомпроявляетсяоднаизособенностейдетей.Примечательнойособенностьюдетей являетсяфантазирование,нередкоонипутаютвымыселиреальность.Яркостьфантазий расширяетрамкиумственныхвозможностейдетейииспользуетсяинструкторомдля обогащениядетскогоигровогоопыта:придумываниявигрефантастическихобразов животных,людей,сказочныхпутешествий.Напятом годужизнидетипроявляютинтерес квопросампола,начинаетсяосознаниесвоейполовойпринадлежности.Детиотмечают внешнееразличиемеждумальчикамиидевочками.Задачейинструкторапофизическому развитиюсовместносвоспитателямиявляетсяпостепенноеформированиепредставлений оповедениимальчикаилидевочки,ихвзаимоотношениях.Выполнениетакойзадачи успешно повлияет наинтеллектуальное и моральное развитие ребенка.
Физическиеособенностиразвитиядетей5-6лет.
Старшийдошкольныйвозрастиграетособуюрольвразвитии ребёнка:вэтотпериоджизни начинаютформироватьсяновыепсихологическиемеханизмыдеятельностииповедения. Возраст5-7летхарактеризуетсяактивизациейростовогопроцесса:загодребенокможет вырасти на 7-10 см, при этомпоказатели роста детей подготовительнойгруппынескольковыше,чемудетейшестогогодажизни.Изменяются пропорциитела.Совершенствуютсядвижения,двигательныйопытдетейрасширяется, активноразвиваютсядвигательныеспособности.Заметноулучшаетсякоординацияи устойчивостьравновесия,стольнеобходимыепривыполнениибольшинствадвижений. Приэтомдевочкиимеютнекотороепреимуществопередмальчиками.Удетейактивно развиваютсякрупныемышцытуловищаиконечностей,новсеещеслабымиостаются мелкиемышцы,особеннокистейрук.Воспитатель,инструкторпофизическойкультуре уделяетособоевниманиеразвитиюмелкоймоторики.Старшийдошкольниктехнически правильновыполняетбольшинствофизическихупражнений.Онспособенкритически оценитьдвижениядругихдетей,носамоконтрольисамооценканепостоянныи проявляютсяэпизодически.Углубляютсяпредставлениядетейоздоровьеиздоровом образежизни,означениигигиеническихпроцедур(длячегонеобходимомытьруки, чистить зубы и прочее), закаливания, занятий спортом,утреннейгимнастики. Дети проявляютинтересксвоемуздоровью,приобретаютсведенияосвоеморганизме(органы чувств, движения, пищеварения, дыхания)и практическиеумения поуходуза ним. Происходятбольшиеизменениявысшейнервнойдеятельности.Втечениешестогогода жизнисовершенствуютсяосновныенервныепроцессы–возбуждениеиособенно торможение. Это благотворно сказывается на возможностях саморегуляции. Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными, уравновешенными.Ребенокнетакбыстроутомляется,становитсяболеевынослив психически(что связано и с возрастающейфизическойвыносливостью).
Физическиеособенностиразвитиядетей6-7лет.
Наседьмомгодужизнипроисходятбольшиеизменениявфизическом,познавательном, эмоциональноми социально-личностном развитии старших
дошкольников, формируется готовность к предстоящемушкольномуобучению.Движениядетейседьмогогодажизниотличаютсядостаточнойкоординированностъюи точностью.Детихорошоразличаютнаправлениедвижения,скорость,сменутемпаи ритма.Возрославозможностьпространственнойориентировки,заметноувеличились проявления волевыхусилийпривыполненииотдельныхупражнений,стремлениедобиться хорошегорезультата.Удетейвырабатываетсяэстетическоеотношениекдвижениям,они начинаютвосприниматькрасотуигармониюдвижений.Проявляютсяличныеинтересы мальчиков и девочекв выборефизическихупражнений и подвижных игр.
Старшиедошкольникиактивноприобщаютсякнормамздоровогообразажизни.В увлекательной,наглядно-практическойформеинструкторпофизическомуразвитию
обогащаетпредставлениядетейоздоровье,оборганизмеиегопотребностях,способах предупреждениятравматизма,закаливании.Гигиеническиенавыкиудетейстаршего дошкольноговозрастастановятсядостаточноустойчивыми.Формируетсяпривычка самостоятельноследитьзасвоимвнешнимвидом,пользоватьсяносовымплатком,быть опрятными и аккуратными, причесываться.
Повышается общая осведомленность детей о здоровьесберегающем поведении: элементарныеправилабезопасности,сведенияонекоторыхвозможныхтравмирующих ситуациях,важностиохраныоргановчувств(зрения,слуха),некоторыхприемахпервой помощив случаетравмы(ушиб,порез,ссадина),правилахповедениявобществевслучае заболевания(прикашле,чиханииприкрыватьротплатком,отворачиваться,не пользоватьсяобщейпосудойсзаболевшим),некоторыхправилахуходазабольным(не шуметь, выполнять просьбы, предложить чай, подать грелку,градусникит. п.).
Переходвстаршуюиособенновподготовительнуюгруппусвязансизменениемстатуса дошкольниковвдетскомсаду–вобщейсемьевоспитанниковдетскогосадаони становятсясамымистаршими.Нарядусвоспитателеминструкторпофизическойкультуре помогает детямосознатьиэмоционально прочувствоватьсвое новое положение.
Такиемотивы,как:«Мызаботимсяомалышах»,«Мы–помощникивоспитателя»,«Мы хотимузнатьновое омире имногомунаучиться»,«Мыготовимся к школе»,выступления наспортивных,общегородскихсоревнованияхнаправляютактивностьстарших дошкольниковнарешениеновых,значимыхдляихразвитиязадач.Необходимопостоянно поддерживатьвдетяхощущениевзросления,растущихвозможностей,вызывать стремлениекрешениюновых,болеесложныхзадачпознания,общения,деятельности, вселять уверенность в своих силах. Одновременно важно развивать чувство ответственностизасвоидействияипоступки.Воздушныйитепловойрежимы, освещенностьспортивногозаладолжнысоответствоватьпринятымгигиеническим нормам.Возраст5-7летхарактеризуетсяактивизациейростовогопроцесса.Быстро увеличиваетсядлинаконечностей.Следуетпомнить,чтопозвоночникребенка5-7лет оченьчувствителенкдеформирующимвоздействиям.Поэтомупостоянныйконтрольза позойиосанкойкаждогоребенка–обязательноеусловиеегонормальногофизического развития.
Устаршихдошкольниковнаблюдаетсянезавершенностьстроениястопы.Необходимо предупреждать появление и закрепление плоскостопия. Его
причиноймогутстатьпостоянноеношениеобувибезкаблучка,нажесткой,негнущейся подошве,большего,чемнужно,размера,атакжеизлишняямассатела,перенесенные заболевания.Устаршихдошкольниковхорошоразвитыкрупныемышцытуловищаи конечностей,номелкиемышцы,особеннокистейрук,всеещеслабы.Дляихразвития инструкторчастоиспользует пальчиковуюгимнастику.
1.3.ПланируемыерезультатыкакориентирыосвоениявоспитанникамиРабочейпрограммы
ВсоответствиисФГОСДОспецификадошкольногодетстваисистемныеособенности дошкольногообразованияделаютнеправомернымитребованияотребенкадошкольного возрастаконкретныхобразовательныхдостижений.Поэтомурезультатыосвоения Программыпредставленыввидецелевыхориентировдошкольногообразованияи представляютсобойвозрастныехарактеристикивозможныхдостиженийребенкакконцу дошкольногообразования.
РеализацияобразовательныхцелейизадачПрограммынаправленанадостижениецелевых ориентировдошкольногообразования,которыеописаныкакосновныехарактеристики развитияребенка.Основныехарактеристикиразвитияребенкапредставленыввиде
изложениявозможныхдостиженийвоспитанниковнаразныхвозрастныхэтапах дошкольногодетства.
Целевыеориентирыобразованиянаэтапезавершениядошкольногообразования:
∙ребёноковладеваетосновнымикультурнымиспособамидеятельности,проявляет инициативуисамостоятельностьвразныхвидахдеятельности—игре,общении, познавательно-исследовательскойдеятельности,конструированииидр.;способен выбирать себе род занятий,участниковсовместнойдеятельности;
∙ребёнокобладаетустановкойположительногоотношениякмиру,кразнымвидам труда,другимлюдямисамомусебе,обладаетчувствомсобственногодостоинства; активновзаимодействуетсосверстникамиивзрослыми,участвуетвсовместных играх.Способендоговариваться,учитыватьинтересыичувствадругих, сопереживатьнеудачамирадоватьсяуспехамдругих,адекватнопроявляетсвои чувства, в томчислеверув себя, старается разрешать конфликты;
∙ребёнокобладаетразвитымвоображением,котороереализуетсявразныхвидах деятельности,ипреждевсеговигре;ребёноквладеетразнымиформамиивидами игры,различаетусловнуюиреальнуюситуации,умеетподчинятьсяразным правилам и социальным нормам;
∙ребёнокдостаточнохорошовладеетустнойречью,можетвыражатьсвоимыслии желания,можетиспользоватьречьдлявыражениясвоихмыслей,чувствижеланий, построенияречевоговысказываниявситуацииобщения,можетвыделятьзвукив словах,уребёнкаформируются предпосылки грамотности;
∙уребёнкаразвитакрупнаяимелкаямоторика;онподвижен,вынослив,владеет основными движениями, может контролироватьсвои движенияиуправлятьими;
∙ребёнокспособенкволевымусилиям,можетследоватьсоциальнымнормами правиламповедениявразныхвидахдеятельности,вовзаимоотношенияхсо взрослымиисверстниками,можетсоблюдатьправилабезопасногоповеденияи личной гигиены;
∙ребёнокпроявляетлюбознательность,задаётвопросывзрослымисверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумыватьобъясненияявлениямприродыипоступкамлюдей;склонен наблюдать,экспериментировать.Обладаетначальнымизнаниямиосебе,о природномисоциальноммире,вкоторомонживёт;знакомспроизведениями детскойлитературы,обладаетэлементарнымипредставлениямиизобластиживой природы,естествознания,математики,историиит.п.;ребёнокспособенкпринятию собственныхрешений,опираясьнасвоизнанияиумениявразличныхвидах деятельности.
ЦелевыеориентирыРабочейпрограммывыступаютоснованиямипреемственности дошкольногоиначальногообщегообразования.Присоблюдениитребованийкусловиям реализацииПрограммынастоящиецелевыеориентирыпредполагаютформированиеу детейдошкольноговозрастапредпосылоккучебнойдеятельностинаэтапезавершения ими дошкольного образования.
1.4.Системасвоевременноговыявленияизмененийиодновременнооценкидостиженийдошкольника,атакжепричинихвызывающих.
Уровеньразвитияосновныхнавыковплаванияопределяетсяспомощьюоценки плавательных уменийинавыковдетейпокаждойвозрастнойгруппе.Вкачествекритериев оценкивыбранрядконтрольныхупражнений,которыедетиизучаливтечениевсего
учебногогода.Оценкаплавательнойподготовленностипроводитсядваразавгод. Допустимо проводить оценкуи помере решениякаждойконкретной задачиобучения.
Втораямладшаягруппа
№ | Ф.И. ребенка | Вход в воду, плескан ия в воде | Передвижение по дну бассейна (бег, прыжки, ходьба в различно м направлении) ориентир овка в воде | Выдохи в воду | Движенияногами( потипу кроля) | Погружения в водус головой | Игры и развиваю щиеупражнения в воде | Усвоени е програм мы | |||||||
н. г. | к. г. | н. г. | к. г. | н. г. | к. г. | н. г. | к. г. | н. г. | к. г. | н. г. | к. г. | н. г. | к. г. | ||
Средняягруппа
№ | Ф.И. ребенка | Передвижение по дну бассейна разными способам и на различно | Погружение в водус открыванием глаз | Глубоки й вдохи продолжительны й выдохв воду | Лежаниев воде на грудии на спине | Сколь жениев воде на грудии на спине(свспомо | Движение ногами в воде (с опорой и без) | Свобод ноепередвижение и ориентировка в воде, игры, | Усвоен иепрограммы | ||||||||
й глубине | гательнымипредметами) | упраж нения | |||||||||||||||
н. г. | к. г. | н. г. | к. г. | н. г. | к. г. | н. г. | к. г. | н. г. | к. г. | н. г. | к. г. | н. г. | к. г. | н. г. | к. г. | ||
Старшаягруппа
№ | Ф.И. ребенк а | Выполнять глубокий вдох и продолжительный выдохв воду | Двигать ногами вверх-вниз с опоройи без | Скольз ить на груди и на спине | Лежать на воде, нагруди и наспине «Медуз а» «Поплавок» «Звезда » | Выполн ять разнооб разные упражнения и игры в воде | Открыв атьглаза в воде, доставатьигрушк и со дна | Выполн ять движения руками и ногами какпри плавании (брасс, кроль) | Усвоениепрограммы | ||||||||
н. г. | к. г. | н. г. | к. г. | н. г. | к. г. | н. г. | к. г. | н. г. | к. г. | н. г. | к. г. | н. г. | к. г. | н. г. | к. г. | ||
Подготовительнаягруппа
№ | Ф.И. ребенк а | Подныривать под обруч, нырятьв обруч | Делать глубокий вдох и продолжительный выдохв воду | Погружаться в водус головой,открыватьглаза в воде | Скольз ить на груди и на спине | Кроль нагруди и на спине | Брасс | Лежат ь на воде, на грудии на спине «Меду за» «Поплавок» «Звезд а» | Усвоени е програм мы | ||||||||
н. г. | к. г. | н. г. | к. г. | н. г. | к. г. | н. г. | к. г. | н. г. | к. г. | н. г. | к. г. | н. г. | к. г. | н. г. | к. г. | ||
При оценкедвигательных навыков детей, вводятсяследующие обозначения. Высокийуровень(3)–означает правильноевыполнение, т. е. навык сформирован, автоматизирован.Ребеноксам выполняетупражнение.
Среднийуровень(2)–говорито промежуточном положении, т.е.недостаточно правильномвыполненииупражнения.Ребеноквыполняетс помощью.
Низкийуровень(1) –указываетна неправильное выполнение движения. Ребенок не выполняетупражнение.
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙРАЗДЕЛ
2.1.Основноесодержаниепсихолого-педагогическойработыпоосвоениюдетьмипрограммы«Физическаякультура»
Занятияпроходятпо подгруппам(неболее 10чел.),всоответствиисСанПин.Комплектуя подгруппы,следуетобращатьвнимание:нафизическуюподготовкудетейиуспешность освоения ими плавательных движений.
Последовательностьпроведениязанятий: •воздушные контрастные ванны;
•душ;
•разминочныеупражнения на суше;
•разминочныеупражнения в воде, передвижения в заданных направлениях; •обучение основнымдвижениям руками, ногами,упражнения надыхание;•игровые задания применяются в различных частях занятия;
•времядля самостоятельногокупания и игр;
•релаксация (расслабляет,успокаиваеторганизм: выдохи вводу, лежание на воде); •обтирание, сушка волос.
Основнойформойработыявляетсяигроваядеятельность.Занятияпоплаванию носятигровойиразвивающийхарактер,содержатразнообразныеигрыиигровые упражненияразличнойинтенсивностиинаправленности.Приобученииплаваниюдетей дошкольноговозрастаиспользуютсяразнообразныеигры,которыепозволяютактивно двигаться в воде.
Игрынаводевносятвпрактическуюдеятельностьрадостнуюэмоциональную окраску.Созданиеположительныхэмоцийпомогаетдетямпреодолетьводобоязнь, способствуетразучиваниюупражнений.Играя,ребенокнеутомляетсяотмногократного повторенияоднихитехжедвижений.Игрыиспользуютсяспервыхзанятий,когдадети знакомятсясводнойсредой.Играя,младшиедошкольникибезболезненнопривыкают преодолеватьчувствонеуверенностиистраха,быстроадаптируютсявводе,привыкают смеловходитьипогружатьсявнее.Игрыпомогаютосвоитьвседействия,готовящие ребенкакплаванию.Вработесдетьми,начинаясостаршейступенидошкольного образования(с5лет),когдавоспитанникиужеовладелитехникойплавания,игры используютсядляповторения,закрепленияисовершенствованияотдельныхдвижений, способовплавания.
Приобучениидошкольниковплаваниюиспользуютразличныепособия,игровой материал,инвентарь.Этопозволяетсделатьзанятиеинтереснее,варьироватьигры, придумыватьновые.Имеядостаточноеколичествоинвентаря,можнопридумать несколько вариантоводной игры илиусложнитьее.
Успешностьобучениядошкольниковпрактическимнавыкамплаванияистепеньего оздоровительного влияния зависят от того,насколько четко и правильно соблюдаются все основные требования к его организации, обеспечиваются меры безопасности, выполняются необходимые санитарно- гигиенические правила.
Наличиебассейнавдетскомсадусоздаетвозможностьпривлечькобразовательной деятельностипоплаваниювсехдетей,начинаясмладшеговозраста.Обучениедетей плаваниюпредставляетсобойрядвзаимосвязанныхпроцессов,достаточносложныхв организационномиметодическомплане.Организацияобучениядетейплаваниювдетском садуосуществляетсявкомплексесовсемимногообразнымиформамифизкультурно-оздоровительнойработы,так,кактольковсочетаниенепосредственнообразовательной
деятельностивбассейнесрациональнымрежимомдеятельностииотдыхадетейможет датьположительныйрезультатвукреплении их здоровья и закаливания организма.
Режимдня,включающийнепосредственнообразовательнуюдеятельностьпо плаванию,предусматриваетдостаточноепребываниедетейнавоздухе,полноценное проведениеобщеобразовательнойдеятельности,приемапищи,сна,всехдругихформ, физкультурно-оздоровительнойивоспитательнойработы.Обязательноучитываетсявремя приемапищи.Занятияпоплаваниюдолжныпроходитьнеранее,чемчерез40минпосле еды.
Обучение плаванию проходитв форме групповой образовательной деятельности по установленномурасписанию.Группыделятнаподгруппывзависимостиотвозрастадетей и от конкретныхусловий.
Длительностьзанятийвразныхвозрастныхгруппахразная.Онаустанавливаетсяв зависимостиотвозраста,периодаобучения.Вначалеобучениязанятиякорочеповремени, затем,помере освоения детей с водой,их длительностьпостепенноувеличивается.
Отличаетсяидлительностьпребываниявводевкаждойвозрастнойгруппеизависит уженетолькоотвышеперечисленныхпричин,ноиоттого,какорганизованасовместная работа всего коллектива образовательногоучреждения.
Занятияпоплаваниюпроводитинструкторпофизическойкультуре,имеющий специальное образование.
Большаярольвподготовкеипроведениизанятийпоплаваниюотводится воспитателямгрупп.Воспитателигруппработаютвтесномконтактесинструкторомпо физическойкультуреимедицинскимперсоналом.Ониведутработувсвоейгруппе:следят завыполнениемрасписаниязанятийиготовятподгруппыкним,знакомятсправилами поведениявбассейне,непосредственнововремязанятий,учатбыстрораздеватьсяи одеваться.Вместесмедсестройопределяет,комуиздетейнеобходимщадящийрежимили освобождение от занятий, поддерживает тесную связь сродителями.
Воспитательпередзанятиемпоплаваниюпроверяетналичиеудетейвсех плавательных принадлежностей, помогает детям подготовить все необходимое, сопровождаетдетейвбассейн,подегоприсмотромдетираздеваются,принимаютдуш передипослезанятия.Особоговниманиявзрослыхтребуютдетимладшеговозраста.Им необходимапомощьиприраздевании,иприодевании,ипримытьеподдушем,ипри вытирании,таккаксамостоятельноделатьэтоониещене умеют,атакжепривходевводу ипривыходеизнее.Детимладшеговозрастаплохоещезапоминаютсвои принадлежности.Поэтому,длятого чтобыускоритьвсепроцессыинедопустить, охлаждения детей им необходимапомощь.
Санитарно-гигиенические условия проведения занятий по плаванию включают следующее:
•освещенные и проветриваемые помещения;
•текущая и генеральная дезинфекция помещений и инвентаря;
•анализкачестваводыидезинфекциипомещенийиоборудованияконтролируется санэпидстанцией.
Длительностьзанятийпоплаваниюввозрастныхгруппахвтечениегода
Возрастная группа | Количество подгрупп | Число детейв подгруппе | Длительность занятий,мин.( включая перерыв10мин.) | |
в одной группе | во всей группе | |||
Втораямладшая | 2 | 8-10 | 10-15 | 40 |
Средняя | 2 | 10 | 15-20 | 50 |
Старшая | 2 | 10 | 20-25 | 60 |
Подготовительная кшколе | 2 | 10 | 25-30 | 70 |
2.2. Описаниевариативныхформ,способов,методовисредствреализацииРабочейпрограммы
Методыобучения
Словесные:объяснения,вформеобразныхвыраженийисравнений,рассказ,беседы, команды, распоряжения иуказания.
Наглядные:показизучаемогодвижениявцелостномвиде,сразделением начасти;анализ егос помощью наглядных пособий, видеосюжетов, жестов.
Практические:предусматриваютмногократноеповторениедвиженийсначалапо элементам,азатемполностью;обучениевоблегченныхилиусложненныхусловиях, изучениедвиженийвигровойисоревновательнойдеятельности,выполнениеконтрастных движений.
Навыкиплаванияформируютсяудетей,закрепляютсяисовершенствуютсяпри использовании различных средств обучения плаванию.
Общеразвивающиеиспециальныеупражнения«суша»: - комплексподводящихупражнений;
- элементы«сухого плавания».
Подготовительныеупражнениянаводе,упражнения,знакомящиедетейсводойиеесвойствами:
- передвижение поднуи простейшие действия в воде; - погружение вводу,в том числе сголовой;
-упражнение на дыхание; - открывание глаз в воде;
- всплывание и лежание на поверхности воды; - скольжение по поверхности воды.
Упражнениядляразучиваниятехникиплавании«сопоройибез»: - движение рук и ног;
- дыхание пловца;
- согласование движений рук, ног, дыхания; - плавание вкоординации движений. Простейшиеспадыипрыжкивводу:
- спады;
- прыжкина месте испродвижением; - прыжкиногами вперед;
Игрыиигровыеупражнения,пособствующие: - развитиюумения передвигаться вводе;
- овладению навыкомпогружения и открывания глаз; - овладению выдохамв воду;
- развитиюумения всплывать; - овладению лежанием;
- овладению скольжением;
- развитиюумения выполнятьпрыжкив воду; - развитию физического качества.
Основнойпринципобучениядетей–учитьплаватьтехническиправильно,длятого чтобызаложитьпрочнуюосновудлядальнейшихзанятий,тоестьучитьдетейтехничным, экономичнымицелесообразнымдвижениям,азначитнаиболееполезнымдляздоровья.
Способыспортивногоплаваниялучшевсегоподходятдляэтого.Обучениеначинаютс кроля нагруди и на спине.
Техникуспортивныхспособовплаванияосваиваютвтакомпорядке:формируют представлениеоспортивномспособевцелом;разучиваютотдельныедвижения; соединяютсяразученныедвижения.Последовательностьпостановкизадач,подбора упражненийиприемовобучениятакова:разучиваниедвиженийног;разучивание движенийрук;разучиваниеспособаплаваниявцелом;совершенствованиеплаванияв полной координации.
Каждыйэлементтехникиизучаетсявследующемпорядке: •ознакомление с движением на суше;
•изучение движенийс неподвижной опорой; •изучение движенийс подвижной опорой;
•изучение движенийв водебез опоры.
Большуюрольвформированиидвигательныхнавыковплаванияиграеттакже использование вспомогательного материала и оборудования. Оно помогает разнообразить приемыиметодыобучения,видыупражнений,снятьпсихологическуюмонотонность, постоянно повторяющихся движений, рационально использовать обучающее пространство, повышают интерес кзанятиям, позволяют использовать дифференцированныйподходвобучении.Оборудованиедолжнобытьразнообразным, ярким,интересным,удобнымвобращенииисамоеглавноебезопасным.Бассейнтакже долженбытьоформлентакимобразом,чтобывызыватьуребенкаположительное настроение,желаниеокунутьсявэтотзагадочныйипоканепонятныймирводы,чтобыему самомузахотелось научиться плавать.
Припоследовательномрешениизадачисиспользованиемразличныхсредств,выше перечисленныхудетей,меньшеформируютсяошибкивплавании,анезначительные погрешности легко можно исправить вдальнейшемобучении.
2.3.Особенностиобразовательнойдеятельностиразныхвидовкультурныхпрактик
Задачиисодержаниеработы | Формыработы | Формыорганизациидетей |
Образовательнаядеятельность | ||
Становлениемотивации к двигательной активности иразвитие потребности в физическомсовершенствовании | -Игровая беседа с элементами движений -Чтение - Игры -Интегративная детская деятельность -Моменты радости | индивидуальная, подгрупповая, групповая |
Накопление и обогащение двигательного опыта (развитие основных движений),воспитание культуры движений | ||
Развитие физическихкачеств | -Утренняягимнастика -Совместная деятельность взрослого и детей преимущественно игровогои интегративного характера |
15
Развитиеинтересакспортивным играмиупражнениям | Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера Моментырадости Экспериментирование | |
Образовательнаядеятельность,осуществляемаявходережимныхмоментов | ||
Становлениемотивации к двигательнойактивностииразвитие потребности в физическом совершенствовании | Аналогичные формы работы во всех компонентахрежимадня | индивидуальная, подгрупповая, групповая |
Аналогичныеформыработывовсех компонентах режима дня индивидуальная, подгрупповая, групповая | ||
Накопление и обогащение двигательного опыта(развитие основных движений), воспитание культуры движений | ||
Развитиеинтересакспортивным играмиупражнениям | ||
Самостоятельнаядеятельностьдетей | ||
Становление мотивации к двигательнойактивностииразвитие потребности в физическом совершенствовании | Двигательная активность: - вутренний прием - в периодподготовки к образовательной деятельности -на прогулке - в ходе закаливающих процедур -вовторой половинедня -подвижная игра | индивидуальная, подгрупповая, групповая |
Накопление и обогащение двигательного опыта (развитие основных движений), воспитание культуры движений | ||
Развитие физическихкачеств | Игры (подвижная, сюжетно-ролевая и др.) | |
Развитиеинтересакспортивным играмиупражнениям | Самостоятельные спортивные игры иупражнения |
2.4.Способыинаправленияподдержкидетскойинициативы
∙уважениевзрослыхкчеловеческому достоинствудетей,формированиеиподдержкаих положительнойсамооценки, уверенностив собственныхвозможностяхиспособностях;
∙использованиевобразовательнойдеятельностиформиметодовработысдетьми, соответствующихихвозрастнымииндивидуальнымособенностям(недопустимостькак искусственногоускорения, так и искусственного замедления развития детей);
∙построениеобразовательнойдеятельностинаосновевзаимодействиявзрослыхс детьми,ориентированногонаинтересыивозможностикаждогоребенкаи учитывающего социальную ситуацию его развития;
∙поддержкавзрослымиположительного,доброжелательногоотношениядетейдругк другуивзаимодействия детей другс другомвразных видахдеятельности;
∙поддержка инициативы и самостоятельности детей вспецифических для них видах ∙деятельности;
∙возможностьвыборадетьмиматериалов,видовактивности,участниковсовместной деятельности и общения;
∙защита детейот всехформфизического ипсихического насилия;
∙условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующейспецификедошкольноговозраста,предполагаютобеспечение эмоциональногоблагополучиячерезнепосредственноеобщениескаждымребенком; уважительноеотношение ккаждомуребенку,кего чувствам и потребностям;
∙поддержкуиндивидуальностииинициативыдетейчерезсозданиеусловийдля свободноговыборадетьмидеятельности,участниковсовместнойдеятельностисоздание условий для принятия детьмирешений,выражения своих чувстви мыслей;
∙недирективнуюпомощьдетям,поддержкудетскойинициативыисамостоятельностив разныхвидахдеятельности(игровой,исследовательской,проектной,познавательнойи т.д.);
∙установлениеправилвзаимодействиявразныхситуацияхсозданиеусловийдля позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащимикразнымнационально-культурным,религиознымобщностями социальнымслоям,атакжеимеющимиразличные(втомчислеограниченные) возможности здоровья;
∙развитиекоммуникативныхспособностей детей,позволяющих разрешатьконфликтные ситуации со сверстниками;
∙развитиеумения детей работать в группе сверстников;
∙построениевариативногоразвивающегообразования,ориентированногонауровень развития,проявляющийсяуребенкавсовместнойдеятельностисвзрослымиболее опытнымисверстниками,нонеактуализирующийсявегоиндивидуальнойдеятельности (далее-зонаближайшегоразвитиякаждогоребенка),черезсозданиеусловийдля овладения культурными средствамидеятельности;
∙организациювидовдеятельности,способствующихразвитиюмышления,речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;
∙поддержкуспонтаннойигрыдетей,ееобогащение,обеспечениеигровоговремении пространства;
∙оценкуиндивидуального развития детей;
∙взаимодействиесродителями(законнымипредставителями)повопросамобразования ребенка,непосредственногововлеченияихвобразовательнуюдеятельность,втомчисле посредствомсозданияобразовательныхпроектовсовместноссемьейнаоснове выявления потребностей и поддержки образовательных инициативсемьи.
2.5. Особенностивзаимодействияссемьямивоспитанников Основные задачи взаимодействия ссемьей:
∙изучениеотношенияпедагоговиродителейкразличнымвопросамвоспитания, обучения, развития детей,условийорганизации разнообразной деятельностив
∙группе и семье;
∙знакомствопедагоговиродителейслучшимопытомвоспитаниявдетскомсадуисемье, атакжеструдностями,возникающимивсемейномиобщественномвоспитании дошкольников;
∙информированиедругдругаобактуальныхзадачахвоспитанияиобучениядетейио возможностяхдетскогосада и семьив решении данных задач;
∙привлечениесемейвоспитанниковкучастиювсовместныхспедагогамимероприятиях, организуемыхв Учреждении, районе;
∙поощрениеродителейзавнимательноеотношениекразнообразнымстремлениями потребностям ребенка, создание необходимыхусловий для ихудовлетворения в семье.
Основные направления и формы работы ссемьей: ∙взаимопознаниеи взаимоинформирование;
∙непрерывное образование воспитывающихвзрослых;∙совместная деятельностьпедагогов, родителей, детей; ∙пособия для занятийс ребенком дома.
Годовойпланработысродителями
Месяц | Группа | Темамероприятия |
Сентябрь | Все возрастныегруппы | Консультация«Бассейн в детскомсаду» |
Октябрь | Все возрастныегруппы | Информационный лист «Ознакомление родителей суровнем физического развития иподготовленности детей»(началоучебного года и по возрастам) |
Ноябрь | Все возрастныегруппы | Консультация «Зачемребенкуочкидля плавания?» |
Декабрь | Все возрастныегруппы | Информационный лист«Если ребенокбоится воды?» |
Январь | Все возрастныегруппы | Информационный лист «Наши любимые игры в воде»(повозрастам) |
Февраль | Все возрастныегруппы | Консультация «Включение родителей в решение задач двигательной активностидетей вдомашних условиях» |
Март | Все возрастныегруппы | Конкурсподелокдляигрв воде |
Апрель | Все возрастныегруппы | «День открытых дверей» С проведением и просмотромзанятий (по возрастам) |
Май | Все возрастныегруппы | Консультация «Олетнем отдыхедетей (правила безопасности на воде)» Информационный лист «Ознакомление родителей суровнем развития и подготовленности детей»(конецучебного года, повозрастам) |
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙРАЗДЕЛ
3.1.МетодическоеобеспечениеиусловияреализацииРабочейпрограммы.
Методическоеобеспечение:Учебно-наглядные пособия:
∙плакатыс изображением техники различных способовплавания; ∙облегченные и неспортивные способы плавания,
∙техника плавания способом кроль на груди, ∙техника плавания способом кроль на спине, ∙техника плавания способом дельфин,
∙техника плавания способом брасс. Картотеки:
∙подвижные игры (повозрастам), ∙дыхательнаягимнастика,
∙пальчиковая гимнастика, ∙игр-эстафет,
∙разминка.
Материально-техническиеусловия:
Занятияпроводятсявкрытоммалоразмерномбассейне,расположенныхвздании Учреждения.Формабассейнапрямоугольная.Размер3х8м,глубина0.8м.Ваннабассейна оснащенаудобнойлестницейдляспускадетейвводуиподъемадетейизводы.Для обеспечениябезопасностидетейипредупреждениятравматизма,привыходеизбассейна ииздушевойнаполраскладываютсярезиновыековрики,имеетсяпереливнойжелоб, регулирующийуровень воды.
Впомещениибассейнаестьраздевалка,оборудованнаяшкафчикамидляодеждыи банкетками.
Такжевпомещениибассейнаестьдушевая,длямытьядетейпередначаломзанятий, а такжетуалет.
Помещениебассейнаоборудовановентиляцией,поддерживаетсядостаточная освещенность,температуравоздухачистотаипорядок.Принимаютсявсемерыдля избежаниясквозняков,резкихперепадовтемпературы,припереходеизодногопомещения вдругое.Всреднемтемператураводыподдерживается29-32С.Температуравоздухав пределах 29С.Влажность составляет 60-65%
ВсоответствииссанитарнымиправиламикачествоводысоответствуетГОСТ«Вода питьевая»(мутность,цветность,прозрачность,запахипривкус)Дляобеспеченияохраны здоровьядетей,приобученииплаванию-бассейнсодержитсянадолжномсанитарно-гигиеническомуровне.Предусмотренапостояннаяциркуляцияводыиежедневнаяее смена.Дезинфекцияванныпроводитсяприкаждомспускеводы.Помещениебассейна регулярнопроветривается,проводитсяежедневнаяуборка,текущаядезинфекция помещений иоборудования. Один развмесяц проводитсягенеральнаяуборка.
Бассейноснащенследующим оборудованием:
№ | Наименование | Количество |
1 | Шкаф дляраздевания | 10 |
2 | Диванчики враздевалке | 3 |
3 | Шкаф для инструктора | 1 |
4 | Контейнер длячистого белья | 1 |
5 | Стол | 1 |
6 | Стул | 1 |
7 | Таз пластиковый | 1 |
8 | Зеркало | 1 |
9 | Коврикдля душа(малый) | 5 |
10 | Коврикдля душа ибассейна (большой) | 4 |
11 | Стойкадля храненияАква- игрушекиаксессуаров | 1 |
12 | Термометр комнатный | 1 |
13 | Термометр для воды | 1 |
14 | Лестница-трап дляспуска в воду | 1 |
15 | Ведро длямусора | 1 |
16 | Ведро для замачивания | 2 |
17 | Таз для замачиванияковров | 1 |
18 | Плавающиекольца для волейбола | 2 |
19 | Диспенсер для жидкого мыла | 1 |
20 | Мыльница | 3 |
21 | Нарукавники надувные | 3 |
22 | Доски для плавания | 9 |
23 | Кругнадувной | 2 |
24 | Мячнадувнойбольшой | 5 |
25 | Мяч | 10 |
26 | Обруч | 3 |
27 | Обручплавающий | 3 |
28 | Дугитонущие | 8 |
29 | Контейнер для игрушек | 1 |
30 | Шапочки резиновые | 30 |
31 | Коврикимассажные | 11 |
32 | Нудлкороткий | 9 |
33 | Нудл длинный | 8 |
34 | Соединительдлянудл | 7 |
35 | Шайба | 11 |
36 | Ведро для инвентаря | 10 |
37 | Свисток | 2 |
38 | Разделитель | 1 |
39 | Аптечка | 1 |
40 | Скамья | 1 |
41 | Банкетка | 2 |
42 | Контейнер дляшапочек | 1 |
43 | Скакалка | 1 |
44 | Тонущие игрушки | 19 |
45 | Расческа | 21 |
Кадровыеусловия:
Занятия проводит инструктор пофизической культуре соспециальнымобразованием. В помощьинструкторупривлекается воспитатель.
3.2.Особенноститрадиционныхсобытий,праздников,мероприятий
Месяц | Группа | Тема мероприятия |
Сентябрь | Все возрастныегруппы | Экскурсия вбассейн |
Октябрь | Младшиегруппы | |
Средние групп | «Светятся фонарики»досуг | |
Старшие и подготовительные группы | «Подводный лабиринт»досуг | |
Ноябрь | Младшиегруппы | |
Средние группы | «Волшебная река» развлечение | |
Старшие и подготовительные группы | «По морям, поволнам»развлечение | |
Декабрь | Младшиегруппы | |
Средние группы | «Водный новыйгод»праздник | |
Старшие и подготовительные группы | «Путешествие подводных лодок» досуг | |
Январь | Младшиегруппы | «Зимняя сказка» праздник |
Средние группы | «Мойдодыр»праздник | |
Старшие и подготовительные группы | «Новый годв подводномцарстве»праздник | |
Февраль | Младшиегруппы | «Рыбки резвятся»развлечение |
Средние группы | «Ловкие лягушата» развлечение | |
Старшие и подготовительные группы | «Веселые эстафеты» развлечение | |
Март | Младшиегруппы | «Веселыеутята»досуг |
Средние группы | «Резвые рыбки» досуг | |
Старшие и подготовительные группы | «Наша дружнаякоманда» досуг | |
Апрель | Младшиегруппы | «Водяной сад» развлечение |
Средние группы | «День здоровья»развлечения | |
Старшие и подготовительные группы | «Умею плавать»(соревнования) | |
Май | Все возрастныегруппы | «Наши любимые игры на воде»досуг |
Списоклитературы
1.Основыобщеобразовательнойпрограммыдошкольногообразования«Отрождениядо школы»под редакциейН.Е.Веракса,М.А.Васильевой,Т.С.Комаровой– М., 2010
2.Научно-методическийжурнал«Инструкторпофизкультуре»№22009.«Организация оздоровительной работыс детьми вусловиях ДОУ»
3.КарпенкоЕ.Н.,КоротноваТ.П.,КошкоданЕ.Н.Плавание:-игровойметодобучения,М., Олимпия– пресс.2006.
4.Фирсов.З.П.«Плавание для всех».М., физ-ра испорт.1983.
5. Большакова И.А.«Здоровье детей».Ижевск2003.
6.Научитеребёнкаплавать.ЕремееваЛ.Ф.Программаобученияплаваниюдетей дошкольногои младшегошкольного возраста.
Методическое пособие. – СПб.:Издательство«Детство– Пресс», 2005.
7.ОсокинаТ.И.,БогинаТ.Л.,ТимофееваЕ.А.«Обучениеплаваниювдетскомсаду»;М., Просвещение. 1991.
8.Научно–практическийжурнал«Инструкторпофизическойкультуре»№12009. «Обучение плаваниюспособом брасс»
9.ПищиковаН.Г.«Обучениеплаваниюдетейдошкольноговозраста».М.,Скрипторий 2003.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Планработына2020-2021учебныйгод
Возрастныегруппы
№1 | Группа компенсирующей направленности |
№2 | Втораямладшая |
№3 | Втораямладшая |
№4 | Старшая |
№5 | Средняя |
№6 | Подготовительная |
Целиизадачиобученияплаваниюдетейдошкольноговозраста
Правильноорганизованныйпроцессобученияплаваниюоказываетразностороннее развивающеевлияниенадетейиимеетвысокийобразовательно-воспитательныйэффект. Увеличиваетсяобъемнетолькодвигательныхуменийинавыков,ноизнаний,развиваются физическиекачестваиумственныеспособностидетей,воспитываютсянравственныеи эстетическиечувства,волевыекачества,вырабатываетсяосознанноеиответственное отношениексвоим поступкам,к взаимоотношениямсосверстниками.
Целиначальногообученияплаваниюдошкольников:
•Научить детейуверенно и безбоязненно держаться на воде.
• Максимальноиспользовать всефакторы,способствующиеукреплениюздоровьядетейи ихфизическомуразвитию.
•Заложитьпрочнуюосновудлядальнейшейобразовательнойдеятельностипообучению плаванию, привить интерес, любовькводе.
Задачиобучения:
• Учить, не бояться входитьвводу, игратьи плескатьсяв ней.
• Учитьпередвигаться по днубассейна различными способами.
•Учитьпогружатьсявводу,открыватьвнейглаза;передвигатьсяиориентироватьсяпод водой.
• Учитьвыдохув воде.
• Учитьлежать вводена груди и наспине.
• Учитьскольжениюв воде на грудии на спине.
•Учитьвыполнятьпопеременныедвиженияногамивовремяскольжениянагрудиина спине.
•Учитьвыполнятьпопеременныеиодновременныедвижениярукамивовремя скольжения нагрудии на спине.
• Учитьсочетатьдвижения рукамии ногами при скольжении на груди и на спине. • Учитьразличнымпрыжкам в воду.
Характеристикаосновныхнавыковплавания
Навык | Характеристика |
Ныряние | Помогает обрести чувство уверенности, учит произвольно, сознательноуходитьподводу,ориентироватьсятам ипередвигаться, знакомятс подъемной силой. |
Прыжки в воду | Вырабатываютумениевладетьсвоимтеломвводе,чувствоватьна негодействиеразныхсил,развиваютрешительность,самообладание и мужество. |
Лежание | Позволяет почувствовать статистическую подъемную силу, удерживатьтеловсостоянииравновесия,учитпреодолеватьчувство страха. |
Скольжение | Позволяет почувствовать статистическую подъемную силу,удерживатьтеловсостоянииравновесия,учитпреодолеватьчувство страха. |
Контролируемое дыхание | Ритмичноеправильноедыхание,согласованноесритмомдвижений, учит преодолевать давление воды, развивает дыхательную мускулатуру,он тесно взаимосвязан совсеми навыками. |
Годовойпланработыспедагогами.
Месяц | Группа | Темамероприятия |
Сентябрь | Все возрастныегруппы | Консультация– памятка «Подготовка кзанятиям по плаванию правила поведения в бассейне» |
Октябрь | Все возрастныегруппы | Консультация «Дыхательная гимнастика и ее значение для плавания» |
Ноябрь | Все возрастныегруппы | Тренинг для воспитателей «Комплексы дыхательнойгимнастики» (по возрастам) |
Декабрь | Все возрастныегруппы | Консультация «Уроки здоровья – закаливание детей дошкольноговозраста» |
Январь | Все возрастныегруппы | Информационный лист «Подвижные игры вводе»(по возрастам) |
Февраль | Все возрастныегруппы | Мастер–класс «Игры и игровыеситуации свключением разных формдвигательной активности» |
Март | Все возрастныегруппы | Информационный стенд «Игрыкоторые лечат» |
Апрель | Все возрастныегруппы | Консультация «Комплекспальчиковой гимнастикидля обучения плаванию» |
Май | Все возрастныегруппы | Консультация«Правила безопасности наводе» |
Целиизадачиобученияплаванию
2младшаягруппа
Месяц | Задачи |
Январь | ∙Учитьвходитьвводуполесенкедержасьзапоручни. Окунаться в водудоплеч, не бояться брызг. ∙Учитьввыполненииразличныхвидовдвиженийвводе, активнопередвигаться,подпрыгивать,бегать,имитировать движения по показу. ∙Развиватькоординацию движений и словарный запас. |
∙Приучатьдетейприниматьгоризонтальноеположениев воде,опираясьнаруки,передвигатьсяподнубассейнав таком положении. ∙Способствовать формированию навыков личной гигиены. ∙Провестимониторинг плавательных способностей детей. | |
Февраль | ∙Учитьсмелопогружатьлицов воду,невытиратьегоруками. ∙Продолжатьучитьбезбоязненнопередвигатьсявводе, обливатьсебя,закреплятьумениепроходитьвобруч,прыгать на двух ногах спродвижением вперед. ∙Воспитывать самостоятельность активность решительность. ∙Ознакомитьсупражнением открываниеглаз в воде. ∙Выработатьумение слушать объяснение педагога. |
Март | ∙Продолжатьзакреплятьумениеделатьвыдохвводу, приучатьдетейпроизводитьэнергичныедвижениярукамив воде,воспитыватьжеланиеактивновыполнятьупражнения, не боясь воды. ∙Учитьдетей работатьногамикак при плавании кролем. ∙Учить выполнятьдвижениявводепарами,закреплятьнавык погружения в водус головой. ∙Приучать действовать в водеуверенно, |
Апрель | ∙Продолжатьразвиватьдыхание,умениепрыгатьнадвух ногах с продвижением вперед, не бояться брызг, согласовыватьдвижение с текстом. ∙Продолжатьучитьориентироваться впространстве. ∙Продолжатьупражнятьделатьвдохивыдохвводу,подутьна воду,бурлитьв воде,окунутьсяс головой задержавдыхание. ∙Закреплятьвумениивыполнятьдвиженияногами,какпри плавании кролем на грудии на спине( с опорой одно). ∙Воспитыватьсамостоятельность,активность,решительность. |
Май | ∙Приучатьсмелопогружатьлицовводу,невытиратьего руками, не бояться брызг. ∙Воспитывать активновыполнятьупражнения не боясь воды. ∙Ходьба,бег,прыжки,вразныестороныивразных направлениях, ∙Приучать выполнятьупражнения немешая друг другу. ∙Продолжатьучитьработатьногамикакприплаваниикролем. ∙Способствовать воспитаниюсмелости. ∙Провестимониторингплавательных способностей детей. |
Средняягруппа
Месяц | Задачи |
Октябрь | ∙Приучатьвходитьвводу,самостоятельноокунаться,не бояться брызг, невытирать лицоруками. ∙Совершенствоватьразличные виды передвижений вводе. ∙Обучать самостоятельномупогружению вводус головой. ∙Способствовать закреплению приобретенных навыков личной гигиены. ∙Провестимониторинг плавательных способностей детей. |
Ноябрь | ∙Приучатьсмеловходитьвводу,самостоятельноокунаться, не бояться воды. ∙Приступитькупражнениямнапогружениелицавводу, поддерживатьинтерес детейкзанятиямвбассейне. ∙Продолжатьучитьнебояться открывать глаза в воде. ∙Приучатьпереходитьотодногобортикабассейнакдругому самостоятельно,нетолкаясь,энергичноразгребаяводу руками. ∙Приучатьдвигатьногами,какприплаваниикролем,вупоре лежа на руках, ( насуше и в воде). |
Декабрь | ∙Упражнятьвразличныхдвиженияхвводе:ходьбе,беге, прыжках, побуждать передвигаться организованно. ∙Побуждатьосваиватьвыдохвводу,упражнятьихв передвижениивводе,воспитыватьорганизованность,умение выполнятьзадания педагога. ∙Приучатьсмелопогружатьлицовводу,невытиратьего руками. ∙Совершенствоватьработуногамипотипукрольнагрудис опорой. ∙Обучать самостоятельномулежанию на груди. |
Январь | ∙Совершенствоватьразличные виды передвижений вводе. ∙Совершенствоватьв выполни выдохов вводу. ∙Совершенствоватьнавыкоткрывания главводе. ∙Совершенствоватьработуногамипотипукрольи задержкой дыхания. ∙Способствовать воспитанию организованности и самостоятельности. |
Февраль | ∙Упражнятьвпогружениивводусголовой,приучатьне боятьсяводы,выполнятьвдохивыдох,воспитывать самостоятельность,уверенностьв передвижениях в воде. ∙Воспитывать чувствоколлективизма. ∙Содействовать формированию правильнойосанки. ∙Учитьскользитьнагрудидержась за поручень. ∙Попеременные движения ногами потипукроль. |
Март | ∙Продолжатьприучатьделатьполныйвдохивыдохвводу, добиваться самостоятельной ориентировкив воде. ∙Скользитьнагрудисдоскойвруках(отталкиваясьотдна ногами) ∙Учитьлежатьнаводе,принятьположение«звезда»держась за поручень. ∙Совершенствоватьумение открывать глазав воде. |
Апрель | ∙Продолжатьукреплятьдыхательнуюсистему,делатьвдохи выдохв воду. ∙Скользить нагруди (с доской ибез). ∙Учитьработатьногамипотипу крольнаспине(у бортика,с доской). ∙Побуждать активно выполнятьзадания педагога. |
Май | ∙Лежатьнаводесвободно,положение«звезда»,делаявыдохв воду. ∙Совершенствоватьработуногпотипукроль,нагрудиина спине (с доской). ∙Совершенствоватьумение скользить нагруди «стрела». ∙Способствоватьповышениюсопротивляемостиорганизма неблагоприятным воздействиямвнешней среды. ∙Провестимониторинг плавательных способностей детей. |
Старшаягруппа
Месяц | Задачи |
Октябрь | ∙Закрепить правила поведения на воде (технику безопасности). Формировать навык личной гигиены. Рассказать (напомнить) о способах плавания. ∙Закрепитьумениевсплыватьилежатьнаводе,умение погружаться в водусголовой, открывать глаза вводе, делать полный выдох в воду. ∙Повторить скольжениенагруди,спине(сподвижнойопорой ибезнее-руки«стрелочкой»).Отрабатыватьправильность движений ногспособомкроль нагруди испине. ∙Продолжатьучитьвыдохувводувовремяскольженияна груди с плавательнойдоской. ∙Провестимониторинг плавательныхспособностей детей. ∙Воспитывать положительное отношениекзанятиям. |
Ноябрь | ∙Закрепитьумениележать наповерхностиводы,скользитьна грудииспинесплавательнойдоской.Продолжитьучить скользитьбезопоры(руки«стрелочкой»),выдохувводуво время скольжения. ∙Продолжать учитьтехникедвиженийногспособомкроль(на грудииспине)сподвижнойопоройибезнее(руки «стрелочкой). ∙Учитьдвиженийрукспособомкрольнагрудииспинес подвижной опорой (плавательная доска). ∙Приучать действовать по сигналупедагога. ∙Воспитыватьуверенность всвоихсилах,самостоятельность. |
Декабрь | ∙Совершенствоватьумение выдыхать вскольжении на груди. ∙Продолжатьучить работать ногамипотипукроль нагрудии на спине, сопорой ибез. ∙Закреплятьумениенебоятьсяоткрыватьглазавводе, доставать предметы со дна. ∙Закреплять навыки личной гигиены. |
Январь | ∙Способствовать формированию правильной осанки. ∙Выполнять круговые вращения руками в различных направлениях. ∙Учитьработать руками (кроль) ∙Учитьсогласовыватьдвижениярукамииногамикакпри плавании кролем. ∙Продолжать закреплятьумение нырятьв обруч. |
Февраль | ∙Совершенствоватьумение делатьвыдохв воду. ∙Учитьсовершенствоватьработу рукиногкролемнагрудии на спине. ∙Продолжать закреплять скольжение нагруди. ∙Развивать смелостьрешительность. |
Март | ∙Упражнять в работе руккролем нагруди. ∙Учитьплаватькролемнаспине,работаяногами,сопоройи без. ∙Продолжатьзакреплятьумениележатьнаводе«Звезда»(на груди и на спине),«Поплавок». ∙Воспитывать бережное отношение к инвентарю и оборудованию. |
Апрель | ∙Совершенствоватьумение открывать глазав воде. ∙Упражнять в работе рук и ног кролем нагруди и наспине. ∙Совершенствоватьскольжение на груди сработой ног. ∙Развивать силовые возможности. ∙Воспитывать доброжелательностьичувство товарищества. |
Май | ∙Закреплятьумениеделатьглубокийвдохипродолжительный выдохв воду. ∙Совершенствоватьтехникуплаванияоблегченнымкролемна груди и на спине. ∙Упражнять в нырянии в обруч, подныривании. ∙Способствовать закаливанию организма. ∙Провестимониторинг плавательных способностей детей. |
Подготовительнаягруппа
Месяц | Задачи |
Октябрь | ∙Закреплятьумениеделатьглубокийвдохипродолжительный выдохв воду. ∙Упражнятьнырятьвобруч,подныриватьподобруч, проплывать вобруч. ∙Упражнятьоткрыватьглазавводедоставатьигрушкисодна бассейна. ∙Совершенствоватьтехникуплавания нагрудиинаспинепри помощиработы ног кролем. ∙Воспитывать смелость ирешительность. ∙Провестимониторинг плавательных способностейдетей. |
Ноябрь | ∙Способствовать развитию силовых возможностей. ∙Продолжатьзакреплятьумениескользитьнагрудиина спине. ∙Способствоватьукреплению дыхательнойсистемы. ∙Воспитывать доброжелательностьичувствотоварищества. |
Декабрь | ∙Закреплять умениедетейплавать кролемнагрудии наспине (с руками и без). ∙Воспитывать бережноеотношение кинвентарю. ∙Продолжатьразвиватьумениедействоватьпосигналу преподавателя. |
∙Продолжатьсовершенствоватьлежаниенагрудиинаспине «Звезда», «Поплавок». | |
Январь | ∙Закреплятьумениеделатьглубокийвдохипродолжительный выдохв воду. ∙Учитьработать руками как при плавании брасс. ∙Продолжатьсовершенствоватьтехникуплаваниякролемна груди и на спине. ∙Способствоватьповышениюсопротивляемостиорганизма неблагоприятным воздействиямвнешней среды. |
Февраль | ∙Совершенствоватьскольжение на груди наспине. ∙Закреплять работурук брассом. ∙Учитьработать ногами как при плавании брассом. ∙Воспитывать смелость ирешительность. |
Март | ∙Закреплятьумениеделатьглубокийвдохипродолжительный выдохв воду. ∙Продолжатьсовершенствоватьлежаниенагрудиинаспине «Звезда», «Поплавок». ∙Продолжатьучитьплаватьбрассом. ∙Воспитывать самостоятельность и активность. |
Апрель | ∙Совершенствоватьскольжениенагрудиинаспинесработой рук и ног кролем. ∙Продолжатьумение действовать посигналупреподавателя.∙Учитьплаватьсмешаннымспособом(рукибрассом,ноги кролем). ∙Продолжать воспитыватьбережное отношение корганизму. |
Май | ∙Закреплятьумениеделатьглубокийвдохипродолжительный выдохв воду. ∙Продолжатьвоспитыватьдоброжелательностьичувство товарищества. ∙Совершенствоватьтехникуплаваниякролемнагрудиина спине. ∙Совершенствовать техникуплавания брассом.∙Способствовать повышению иммунитета детей. ∙Провестимониторинг плавательных способностей детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа младшей группы № 4 на 2020 - 2021 учебный год
Рабочая программа младшей группы № 4 на 2020 - 2021 учебный год...
Рабочая программа воспитателя средней группы на 2020-2021 учебный год
Рабочая программа (далее - Программа) средней группы общеразвивающей направленности «Бабочки» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского с...
Рабочая программа средней группы «Пчелки» на 2020-2021 учебный год
Настоящая рабочая программа разработана на основе Основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад «Рябинка», примерной общеобразовательной программы дошкольного образования...
Рабочая программа второй младшей группы на 2020-2021 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАобразовательной деятельности во второй младшей группе №3 «Солнышко» общеразвивающей направленности на 2020-2021 учебный год...
Рабочая программа средне-старшей группы на 2020-2021 учебный год
Цель: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в со...
Рабочая программа дошкольного образовательного учреждения на 2020-2021 учебный год для детей старшего дошкольного возраста
Рабочая программа образовательной деятельности в старшей группе на 2020-2021 учебный год разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ №34 с учетом инн...
Рабочая программа инструктора по физической культуре(2020-2021)
Рабочая программа инструктора по физической культуре (2020-2021)...