Педагогический проект "Школа осознанного родительства"
материал
.Проект "Школа осознанного родителъства" будет интересен педагогам, направлен на внедрение в деятельность доу с целью повышения качества дош|кольного образования модель формирования осознанного родительства на основании выявленных психолого- педагогических и организационно-методических условий. Данный проект долгосрочный, реализуется в МБДОУ 25. Структурными компонентами модели выступают концептуальный, содержательный, технологический и результативный блоки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад № 25 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей »
Номинация «Управление ДОУ»
Педагогический проект
«Школа осознанного родителя»
Сроки реализации 2018 – 2022гг.
Иванишина Н.Б., заведующий МБДОУ№25,
Земцова Г.В., зам. заведующего МБДОУ №25,
Северина О.В., ст. воспитатель МБДОУ№25.
Красноярск, 2018
Аннотация
Проект «Школа осознанного родителя» будет интересен педагогам ДОУ, направлен на внедрение в деятельность ДОУ с целью повышения качества дошкольного образования модель формирования осознанного родительства на основании выявленных психолого-педагогических и организационно-методических условий. Данный проект долгосрочный, реализуется в МБДОУ №25. Структурными компонентами модели выступают концептуальный, содержательный, технологический и результативный блоки.
Описание проекта
Концепция модернизации российского образования, ФГОС ДО, программа ДОУ, а также работа по реализации дорожной карты августовской конференции нацеливают ДОУ на эффективное взаимодействие с семьями воспитанников, а это способствует обеспечению высокого качество образования.
Проблема заключается в том, что, во-первых, у законных представителей недостаточно развитые родительские компетенции; во-вторых, недостаточная мотивация родителей и педагогов к осуществлению данного взаимодействия; в-третьих, родители считают, что всю ответственность по воспитанию и развитию несовершеннолетних детей несёт ДОУ; в-четвертых, на момент формирования осознанного родительства, у них уже есть устоявшиеся взгляды, стереотипы, ценности, установки и модели поведения.
Одной из главных задач ФГОС ДО является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Эти задачи по-новому определяют работу ДОУ с семьей: от традиционной помощи семье в процессе воспитания детей – к формированию компетентного родителя и осознанного родительства – одним из основных условий составляющих успешную социализацию ребенка.
Цель проекта: внедрить в деятельность ДОУ с целью повышения качества дошкольного образования модель формирования, осознанного родительства на основании выявленных психолого-педагогических и организационно-методических условий.
Задачи: 1. Организовать деятельность педагогического коллектива по внедрению модели формирования, осознанного родительства в процессе партнерского взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников. 2. Собрать и проанализировать сведения о родителях (законных представителях детей), изучение семей, их трудностей и запросов; выявление готовности грамотно ответить на запросы родителей.
3.Разработать и внедрить эффективные технологии сотрудничества ДОУ с семьями в практику психолого-педагогического партнёрства, способствующих повышению потенциала взаимодоверительных и равноответственных отношений в рамках внедряемой модели. 4.Создать оптимальные условия для благополучной социализации воспитанников из различных категорий семей (неполных; многодетных; молодых семей; семей с признаками СОП; детей с ОВЗ) посредством повышения психологической культуры родителей в процессе организации партнёрского взаимодействия ДОУ и семьи. 5.Провести мониторинг результатов осуществления проектной деятельности, систематизировать и обобщить, полученные материалы.
Предполагаемый результат: повышение качества дошкольного образования через внедрение модели формирования, осознанного родительства на основании выявленных психолого-педагогических и организационно-методических условий.
Деятельность в рамках проекта Моделирование новой, уникальной реальности (модели), обеспечивающей возможность представить, выяснить интересы и запросы, а также по их результатам договориться о возможности продуктивного взаимодействия сторон, реализация и анализ, прогнозирование дальнейшего развития. Структурными компонентами модели выступают концептуальный, содержательный, технологический и результативный блоки.
Методы реализации проекта: информационно-аналитические методы; диагностические методы: иформационно-коммуникационные методы; информационно-просветительские методы; практические методы.
Материально-техническое обеспечение проекта: групповые помещения, музыкальный, спортивный залы, пункт коррекционно-педагогической помощи, кабинет педагога-психолога, коворкинг холл; компьютеры, мультимедиа, ноутбук, электронная доска; выход в сеть Интернет, сайт ДОУ.
План работы по педагогическому проекту «Школа осознанного родителя»
Концептуальный блок (июнь 2018г.-сентябрь 2018г.), (администрация ДОУ). Цель концептуального блока предполагает организацию оптимальных доверительных отношений с родителями детей дошкольного возраста, оптимизацию и выстраивание партнерских отношений с ними. 1.Изучение и анализ нормативных документов, научно-методической литературы практики по проблеме формирования осознанного родительства, организации партнерского взаимодействия ДОУ и семьи воспитанников. 2.Обоснование актуальности проблемы, уточнение темы проекта, объекта проектирования, постановка цели и задач проекта. (08.2018г.) 3.Построение и описание модели взаимодействия с семьёй: определение цели, принципов, педагогических условий, выбор способов и методов сопровождения семьи, установлению партнерских взаимоотношений. 4.Разработка поэтапного плана проектной деятельности. Обсуждение идеи проекта на педагогическом совете учреждения, переговорной площадке с родителями (09.2018г.)
Технологический блок (администрация ДОУ) нацелен на реализацию психолого-педагогического сопровождения семьи. 1.Создание банка данных о семьях воспитанников. (сентябрь-октябрь 2018г.) 2.Изучение потребностей и интересов родителей в вопросах сотрудничества с ДОУ (анкетирование, интерактив) (10.2018г.) 3.Индивидуальная диагностика родителей с целью изучения осознанности всех компонентов родительства (родительские позиции, родительские чувства, родительская ответственность, родительские установки и ожидания, стиль семейного воспитания и др.)4.Создание команды участников проекта(09.2018г.) 5.Организация работы по созданию методического комплекса проектной деятельности (календарный план, методические рекомендации, дидактические пособия, описание педагогических технологий и приёмов работы) (сентябрь-октябрь 2018г.) 6.Самообразование: изучение педагогами-участниками проектной деятельности психолого-педагогической литературы (сентябрь-октябрь 2018г.) 7.Анализ и актуализация критериев эффективности проектной деятельности для проведения диагностики. (сентябрь-октябрь 2018г.) 8.Квалификационная характеристика, анализ уровня профессионализма и компетентности педагогов педагогов-участников. (сентябрь-октябрь 2018г.)
9.Анализ готовности методической службы к сопровождению проектной деятельности. (сентябрь-октябрь 2018г.) 7. (декабрь 2018г. – март 2019г.)
Содержательный блок (в течение всего этапа), (все участники образов. процесса) направлен на наполнение сопровождения, организацию работы по реализации в семье и практике работы ДОУ. 1.Организация работы постоянно действующего семинара по теме: «Формирование осознанного родительства». Лекции, семинары, мастер-классы, интерактивы, посвященные изучению теории и методики формирования доверительных отношений с родителями воспитанников, оптимизации и выстраиванию партнерских отношений с ними. Презентация педагогических находок, фестивали педагогических идей, взаимопосещения с целью обмена опытом между участниками проекта. 2.Дни открытых дверей, информационные бюллетени, памятки, флаеры, экраны по участию и вовлечению родителей в совместную проектную деятельность. Круглые столы, семинары-практикумы, интерактивные игровые методики, тренинги по проблеме формирования осознанного родительства, оптимизации детско-родительских отношений. 3.Адресная консультативная помощь отдельным категориям семей (неполные, многодетные, молодые семьи, воспитывающие детей с ОВЗ и др.). Индивидуальные консультации, беседы по запросам. 4.Создание на странице сайта ДОУ раздела клуба «Школа осознанного родителя». 5.Разработка психолого-педагогических тем, подбор материалов, презентаций, видеофильмов для размещения в разделе сайта «Школа осознанного родителя». 6.Привлечение родителей в образовательный процесс ДОУ в качестве наблюдателей, временных и постоянных участников. «Дежурный воспитатель», «Дежурный психолог», «Дежурная бабушка», «Общественный контроль». Регулярное участие семьи в традиционных событиях группы. 7.Совместное творчество в рамках смотров-конкурсов, выставок, фестивалей. 8.Организация работы родительского клуба «Дружная семья», «Материнской школы», площадок «Мастер – класс вместе с родителями», «Вместе с мамой, вместе с папой». 9.Формирование позитивного отношения к миру, к самому себе, к значимым взрослым у воспитанников. Включение в игровые и бытовые ситуации близких родственников воспитанников. 10.Включение тренинговых игр и упражнений, игр- «оптимизаторов», игр с правилами и ритуалами, рефлексивных упражнений для оптимизации отношений детей старшего дошкольного возраста с родителями, снижению уровня тревожности в ситуациях взаимодействия.
Результативный блок (администрация ДОУ) Целью результативного блока считаем определение комплекса диагностических методик, позволяющих оценить результативность функционирования модели, когда результатом выступает высокий уровень готовности дошкольного учреждения и семьи к социальному партнерству. 1. Анализ эффективности применяемых форм и методов. Изучение и обобщение результатов внедрения проекта, применение критериальных признаков готовности семьи и ДОУ к социальному партнерству (08. 2022 г.)
2.Выявление степени удовлетворенности педагогов, родителей, детей в процессе реализации проекта (май 2022 г.) 3.Обобщение опыта работы педагогов и оформление материалов, накопленных в ходе внедрения проектной деятельности подготовка к публикации в СМИ (в течение всего этапа)
Оценка результатов реализации проекта: согласованность действий участников проекта целям и задачам проекта; согласованность действий по изучению родительских запросов, анализа выявленных психолого-педагогических и организационно-методических условий с последующей коррекцией плана работы ДОУ с семьей; апробация новых форм и методов взаимодействия семьи и ДОУ, эффективность и результативность в формировании осознанного отношения родителей, воспитателей к своей миссии; апробация критериальных признаков готовности семьи и ДОУ к социальному партнерству.
Методы отслеживания результативности: анкетирование, тестирование и отзывы родителей, посещаемость родителями различных мероприятий, участие родителей в делах ДОУ (создание экранов участия в жизни ДОУ).
Распространение результатов проекта: оформление и презентация материалов, накопленных в ходе внедрения проектной деятельности на педсоветах, в рамках РМО, фестивалях, подготовка к публикации в СМИ и на интернет-ресурсах.
Устойчивость проекта: трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях ДОУ, особенно из проблемных семей;
не всегда высокая компетентность воспитателей в вопросе организации и построении контакта с родителями в современных социальных условиях.
Предупреждение рисков: проект будет успешным, если его задачи будут реализовывать педагоги-единомышленники, стремящиеся к активному саморазвитию, изучению и внедрению нового, методическое сопровождение педагогов в повышении их компетентностей; распределение сфер ответственности в работе с родителями между участниками образовательного процесса; разработка стратегий и тактики привлечения родителей в ДОУ; устранение трудностей привлечения родителей к сотрудничеству возможно, если они будут видеть личные достижения своего ребенка, его индивидуальные проявления, фиксацию успехов в развитии; опора на помощь родительской общественности; высокий уровень подготовленности мероприятий, которые привлекают, зазывают, заинтересовывают родителей.
Бюджет проекта: не предусмотрено проектом.
Список литературы:
- Образовательная программа МБДОУ №25.
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
- Голицына Н.С. Система методической работы с кадрами. М. 2005
- Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением. Ростов-на-Дону. 2002
- сhttp://www.ya-roditel.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительский клуб: "Осознанное родительство. Зона здорового образа жизни".
Это занятие в родительском клубе обращает внимание родителей на здоровый образ жизни в целом и его психологическую составляющую в частности. Дано описание стилей воспитания. Предложена методика ...
Родительский клуб:"Осознанное родительство. Тайны детского рисунка."
Конспект заседания родительского клуба "Вы+Мы", на котором родители учились определять эмоциональное состояние ребенка по его рисункам, а также познакомились со стадиями развития детского рисунка....
Осознанное родительство.
Осознанное родительство! Что это такое? Стремиться к самосовершенствованию, гармоничному развитию себя и своей семейной пары. И в дальнейшем помочь малышу стать счастливым и самореализоваться. Ведь эт...
Осознанное родительство - компетентный родитель
работа с родителями...
Осознанное родительство. Размышления психолога.
Семья, являясь огромным человеческим ресурсом, поддерживающей и развивающей средой, создает необходимый потенциал для успешного будущего ребенка. И здесь очень важным видится скорейшее осознание кажды...
Осознанное родительство- компетентный родитель
Осознанное родительство начинается с осознанной личности, осознанной семьи, осознанной женственности и мужественности....
Педагогический совет в ДОУ «Осознанное родительство – компетентный родитель»
Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОО в вопросах взаимодействия с семьёй воспитанников...