Программа "Эрудит"
рабочая программа (младшая группа)

Крошкина Людмила Анатольевна

Данная программа помогает развивать  интеллектуальные и творческие способности дошкольников в процессе игровой деятельности с развивающими играми Б.П. Никитина, З. Дьенеша; способствует  формированию  логического математического мышления – залога будущей жизненной успешности наших детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon erudit.doc863 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Уникален мир детства. У него своя лексика, свой фольклор, свои нормы и кодексы чести, свои забавы. Что это, как не приметы волшебной страны, имя которой — Игра.

В  младшем  дошкольном  возрасте у ребенка  развито умение и желание общаться со взрослыми, это позволяет взрослому руководить его деятельностью, направлять его в определённое русло.

Трёхлетний-четырёхлетний  ребёнок может учиться, и научить его можно очень многому. Конечно, разнообразная деятельность малыша и без нашей помощи приводит к необходимым сдвигам в умственном развитии.

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

Внимание у детей дошкольного возраста непроизвольное, неустойчивое, способность запоминать характеризуется непреднамеренностью.

Для этого необходимо сформировать познавательный интерес у детей, средство привлечения к обучению, средство активации мышления детей, средство заставляющее переживать и увлеченно работать.  Чтобы разбудить познавательный интерес – необходимо сделать обучение занимательным. Я считаю, наиболее эффективным пособием логические блоки Дьенеша. Игры с логическими блоками по методике Дьенеша учат малышей не только думать, следить за координацией движений, но и говорить, способствуют развитию речи.

Поэтому я считаю введение в жизнь детей интеллектуальных игр необходимым и

важным.

Они дают возможность раскрыться наиболее талантливым, эрудированным ребятам. Интеллектуальные игры — это не только источник знаний, но и радости, удовольствия от интеллектуальных побед, от своего умения показать запас знаний, быть находчивым и разгадывать трудное.     Интеллектуальные игры помогают скрасить досуг, развить умственные способности, расширить словарный запас, улучшить память, стать более внимательным, сообразительным, учат любить и чувствовать слово, пробуждают способность к сочинительству, развивают фантазию.

А это в жизни очень пригодится! Ведь не только руки, ноги, тело, но и мозг человека требует постоянной тренировки, упражнений. В результате упражнений ум человека становится острее, а сам он — находчивее, сообразительнее.          

Мы хотим научить детей нестандартно мыслить, развить своё упорство и сообразительность, умение находить оригинальные решения, а самое главное, пополнить свой багаж знаний.

Таким образом, мы не  учим  ребёнка чему-то необычному, а. наоборот расширяем  и углубляем  естественные  для его  возраста стороны  развития.

Актуальность  программы:       мнение, что математическое мышление совсем не обязательно в жизни,  что оно может пригодиться детям только на уроках математики, очень ошибочно! Умение верно улавливать причинно-следственные связи, находить параметры, связывающие различные на первый взгляд события и предметы, навык мыслить системно – это важнейшие условия успеха в профессиональной и личностной сфере, а значит, развитие  логического математического мышления – залог будущей жизненной успешности наших детей.

Для решения этой задачи как нельзя лучше подходят развивающие игры:

блоки Дьенеша и «Сложи узор".

      Использование в совместной деятельности педагога и дошкольников вышеуказанных  материалов  имеет большое значение для всестороннего развития детей.

Цель программы: развивать  интеллектуальные и творческие способности дошкольников в процессе игровой деятельности с развивающими играми

 Б.П. Никитина, З. Дьенеша.

Задачи:

  • Познакомить с формой, цветом, размером объектов.
  • Развивать пространственные представления.
  • Развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование).
  • Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
  • Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
  • Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

   Программа «Эрудит» предполагает использование

  следующих игровых технологий:

                   1   Игровая технология интеллектуально-творческого развития

                    детей 3-7 лет Т.Г. Харько и В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты  

                    игры», которая представляет собой форму взаимодействия детей и

                    взрослых через реализацию определенного сюжета с использованием                    

                    развивающих игр.

  1. Технология Б.П. Никитина «Ступеньки творчества»,которая предполагает развитие творческих способностей детей с помощью развивающих игр Никитина  (в частности игра «Сложи узор»).
  2. Технологии З. Дьенеша , направленная на раннее логическое развитие и подготовку мышления детей к усвоению более сложных  математических понятий.

Возраст  детей:  младший  дошкольный  возраст

 Форма  работы:  подгруппа детей (8-10 человек).

Сроки  реализации:  с 1 октября 2014г. по 30 апреля 2015г.

Описание: Описание: паровозик копия.png

Режим  образовательной деятельности: 

Программа рассчитана на дополнительное образование детей (кружок) в течение одного  года.  Включает 30 занятий в год.

Продолжительность каждого занятия с учетом возраста детей и в соответствии с требованиями СанПиНа составляет 15-20 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю

как совместная  деятельность  педагога  и детей.

Принципы   организации деятельности: 

  • принцип гуманности и оптимизации воспитательно-образовательного процесса (материал  имеет  гибкую структуру и разработан с учётом возрастных особенностей детей);
  • принцип системности  (от простого к сложному);
  • принципы интегрирования, преемственности;
  • принцип  активности предполагает  вовлечение детей  в специально разработанные  действия.  Это могут  быть активные  игры, упражнения;
  • принцип естественной  радости от чувствования и действования.

Методическое обеспечение:

Игры

-«Логические блоки»  Дьенеша;

- «Сложи узор»;

- карточки с изображением символов;

-игрушки ёжика и лисёнка.

Ожидаемые  результаты:

  • формирование у детей развитых и доброжелательных  отношений со сверстниками и педагогом,  способности к  сотрудничеству,  совместной  деятельности как одним из условий комфортного  психологического  развития ребёнка и  основой  его благополучия  в детском саду;

  • ознакомление с формой, цветом, размером объектов;

  • развитие интеллектуальных  способностей ребёнка:логического  мышления, таких мыслительных операций как анализ, синтез, классификация, обобщение;

  • совершенствование  умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, выполнять логические задания , абстрагируя и удерживая в уме 2-3 признака;

  • развитие  психических функций, связанных с речевой деятельностью.

Описание: Описание: паровозик копия.png

Программа разработана на основе:  

  • Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией  Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой, подготовленной в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программой дошкольного образования (Приказ № 655 от 23.11.2009 г.);
  • учебного пособия «Чего на свете не бывает?» под редакцией О.М. Дьяченко и Е.Л.Агаевой, Москва «Просвещение»;
  • «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста»Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Москва «Просвещение»;
  •  «Логика и математика для дошкольников» Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая СПб, М., Акцидент, 1997 г.
  •  «Развитие логического мышления детей»,  Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Ярославль, «Академия развития», 1996 г.
  •  «Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет»,  А.А.Столяр М., Просвещение, 1991 г.
  • «Ступеньки творчества или развивающие  игры» Б.П. Никитин,  Москва,

«Просвещение».

       

                                                                             

План  образовательной  деятельности

Месяц

Тема (содержание  материала)

Игр.технол.

Кол-во часов

Октябрь

«Прогулка в осеннем лесу»

СУ

1

«К нам гости  пришли»

БД

1

«Осенние  подарки»

СУ

1

«Веселый  рынок»

БД

1

Ноябрь

«Гуси-лебеди»

СУ

1

«Готовимся к зиме»

БД

1

«Путешествие Колобка»

СУ

1

«В стране веселых человечков»

БД

1

Декабрь

«Кто как к зиме готовится»

СУ

1

«Старые  друзья»

БД

1

«Зимняя царица»

СУ

1

«Куклы подружки»

БД

1

Январь

«Помогаем кукле Кате»

СУ

1

«Играем с Катей»

БД

1

«Город геометрических фигур»

СУ

1

«Заячьи  обиды»

БД

1

Февраль

«Снег-снежочек»

СУ

1

«Новые  гости»

БД

1

«На дворе мороз и ветер»

СУ

1

«1,2,3,4,5 снова будем мы играть»»

БД

1

Март

«Солнышко- вёдрышко»

СУ

1

«Путешествие с Блокиком»

БД

1

«Теремок»

СУ

1

«Путешествие с доктором Айболитом»

БД

1

Апрель

«Едем к бабушке в деревню»

СУ

1

«Страна  Солнца»

БД

1

«История про кошку Мурку и кота Цап Царапыча»

СУ

1

«Детский  сад»

БД

1

                                                                               ИТОГО :

      28

                                             

                                                                                                          

Практический  материал. 

Октябрь

Игровое занятие 1.СУ

Прогулка в осеннем лесу

Педагог:                                                                                                                        

В лес осенний на прогулку

Приглашаю вас пойти.

Интересней приключенья                                                              

Нам, ребята, не найти.

Друг за дружкой становитесь,

Крепко за руки беритесь.

По дорожкам, по тропинкам,

По лесу гулять пойдем.

Может быть, в лесу осеннем

Мы грибочек все найдем.

Дети берутся за руки и за педагогом идут хороводным шагом «змейкой» между разложенными на полу листьями.

Праздник осенью в лесу —

И светло, и весело.

Вот какие украшенья

Осень здесь развесил

Педагог предлагает  всем детям  сесть на стульчики и рассмотреть игрушки (кубики), которые она принесла ребятам на занятие.

Педагог: а сейчас я предлагаю вам  выложить дорожку, на которой лежат все желтые  листочки. Вот так.

(показ  образца).  Мы выкладываем желтую  дорожку.

-Молодцы.

-А теперь собираем красную  дорожку, на которую  нападали  красные  листочки.  (Показ  образца).

-Дорожки должны быть  одинаковыми.

-Как  проверить?  Я вам подскажу.  Надо  посчитать  сколько кубиков в желтой и красной дорожке.

(Сначала  педагог, а потом дети с помощью взрослого считают количество  кубиков).

-Что можно сказать о  кубиках на 2-х дорожках

Педагог:а еще  можно поставить кубики красной дорожки на кубики желтой. Нет лишних?

Значит дорожки одинаковые, кубиков в них  поровну, по-четыре!

-Ну а  теперь из двух дорожек  соберите одну длинную, полосатую. Да так, чтобы кубики одного цвета не стояли рядом друг с другом.

-А какого  цвета мы строили дорожки?

-Покажите все  красную сторону кубика, теперь желтую.

-Стройте одну, длинную  дорожку  (работа детей).

-Ребята, подумайте, на что похожа  полосатая  дорожка? (заборчик, паровозик,шарфик, переход).

-Какая красивая у нас получилась дорожка.  Смотрите, прибежал зайка и ходит по нашей дорожке.

(пальчиковая  гимнастика «Зайка»)

-А  еще  птички- воробьи, синички тоже тут как тут.

(пальчиковое  упражнение «Птички»)

Мы — певцы, певцы лесные.

Песни мы поем простые:

О цветах, о солнышке,

О маленьком воробышке.

Дети произносят «Чик-чирик!», помахивая руками, как крыльями.

 Педагог: лесные звери  решили проводить нас до дому. Идем мы за ним, а звери лесные нас провожают, из-за деревьев выглядывают.

(Дети поочереди выполняют пальчиковые упражнения «Птички», «Зайчики»)

Игровое занятие 2. Д

К  нам гости пришли

Педагог: ребята, сегодня  к нам в гости пришли мишка, зайчик и ежонок..

Они принесли нам свои игрушки.

      Игрушки называются фигуры. Вынимаем поочередно по одной фигуре из коробки.

- Какого  цвета фигура?

- Синяя!   и т.д., пока не разложим на столе все фигуры.

- Сколько всего мишка, зайчик и ежонок принесли фигур?

- Много!

- Какого они цвета?

- Красные, синие и желтые! (выставляем символы цвета)

      Игрушки предлагают поиграть с фигурами, построить из них паровозик.

Каждая фигура – вагончик, рядом могут лежать вагончики только разного цвета.

Игрушки начинают строить, называя цвета. Начинают делать ошибки сначала в названиях, потом в построении. Дети поправляют ошибки.

Предложить детям построить паровозик самим. Дети поочередно берут по одной фигуре и строят паровозик (классификация по цвету).

Педагог:

      - Паровозик построен, давайте покатаемся на нем!

Физкультминутка:

Загудел паровоз и вагончики повез,

Чу – чу, чу – чу, далеко я укачу.

       (двигаться друг за другом с круговыми движениями  согнутых в локтях рук)

Вагончики цветные бегут, бегут, бегут,

      (топать, стоя на месте, руки на поясе)

А круглые колесики

      (указательным пальцем правой руки  начертить в воздухе большой круг)

Тук – тук, тук – тук, тук – тук.

     ( стучать кулачком о кулачок)

      - Мишке, зайчику и ежонку очень понравилась игра. Они очень любят играть, но каждый играет в фигуры только одного цвета (около каждой игрушки выставляется символ цвета). Давайте подарим им фигуры!

      (Дети поочередно дарят фигуры игрушкам, пока коробка не опустеет.)

      - Какого цвета у Мишки фигуры?

      - Красные!

      Далее – аналогично для каждой игрушки, для каждого цвета.

Динамическое упражнение «По грибы»

Дети под песню ходят врассыпную по залу, поставив одну руку на пояс («корзинка»).

 В конце музыкальной фразы они останавливаются и делают наклон («срывают грибок») и кладут его в «корзинку».

Педагог: мы с вами   нашли в лесу  много  грибов. Давайте покажем их зверушкам.

(Работа в тетради Е. Бортниковой «Развиваем внимание и логическое мышление №1)

                                                                                       

Игровое занятие 3.СУ

  Осенние  подарки

Педагог:

Раз-два-три, раз-два-три —

По дорожке мы пошли.

Шаг марша.

Петлять тропинка начала

Среди высоких трав,

По ней шагаем мы легко,

Головушку подняв.

Ходьба «змейкой».        

Вот мы кочки увидали,

Через них мы прыгать стали

Руки в стороны расставим,

Переходить его мы станем.

Лес осенний увидали

И к нему все побежали.

Дети садятся на стульчики.

Педагог: вспомните, что мы   выкладывали на прошлом занятии?

- Какого цвета были дорожки?   Выложите их самостоятельно.

(Работа детей)

-А теперь  давайте представим, что налетел  ветер, собрал темную -претемную тучу, из которой  пошёл дождь. Дождинки летели вниз, падали на землю  и там  образовывались лужи.

 А раз капельки у нас синие, то и дорожка у нас  будет какая? (Ответы  детей).

Педагог: делайте, пожалуйста, синюю дорожку.

(Работа  детей)

Педагог:

            Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки.

Осенние листочки на веточках сидят.

Осенние листочки детям говорят:

Осиновый — а-а-а...

Рябиновый — и-и-и...

Березовый — о-о-о...

Дубовый — у-у-у...

            Пальчиковая игра «Осенний букет»  (Хором.)

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем листья собирать.

(Сжимать и разжимать кулачки.)

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба

(Загибать поочередно пальцы: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец.)

Мы соберем

Много листков

Маме осенний

Букет отнесем.

( Сжимать и разжимать кулачки. Вытянуть вперед ладошки.)

Педагог: Принесли маме красивый букет из листьев. Хочется ей сделать ещё  подарок.

                А давайте  сошьем  ей  вот такой коврик. (показ  образца)

(Работа  детей).

Педагог: посчитайте, сколько кубиков в коврике, сколько красных, синих?

Каких больше?  Меньше?

Что о них  можно сказать?  (их  поровну)

Педагог: ёжик для своей  мамы тоже собрал букет.

(Работа в тетради Е. Бортниковой «Развиваем внимание и логическое мышление №13)

Игровое занятие 4.Д

  Веселый  рынок

Педагог:

                                        Продавало солнышко на веселом рынке

Платья разноцветные, яркие ботинки

Приходил на рынок веселый народ.

Побывал на  рынке весь огород.

Динамическое  упражнение

Плавно идет капуста.

Шаг с носочка.

Важно шагает помидор.

Шаг на всей стопе.

Осторожно идет редиска.

Ходьба на носках.

Легко бежит горошек.

Легкий бег на носках.

Не спеша, вышагивает редька.

Ходьба на пятках.

Вприскачку спешит морковка.

Подскоки.

Маршируют молодцы-огурцы.

Шаг марша.

Модницы-морковки

Взяли по обновке.

Педагог: как  капусту, помидор,редиску, горошек, морковку, огурцы  назвать одним словом?

Педагог:

      - Кроме  овощей  нам в гости снова пришли мишка, зайчик и ежонок. 

Они принесли свои игрушки – фигуры.

     - Какого цвета фигуры?

     - Красного, синего и желтого! (выставляем символы цвета)

      Игрушки хвалят детей и напоминают, что каждый любит играть с фигурами только одного цвета (около каждой игрушки выставляется символ цвета).

Дети поочередно дарят фигуры игрушкам, пока коробка не опустеет.

Педагог:

      - Какого цвета у Мишки фигуры?

      - Красные!

     ( Далее – аналогично для каждой игрушки, для каждого цвета.)

      Зайчик удивляется, почему у него все игрушки одного цвета, но все равно разные, не похожие друг на друга. Остальные игрушки объясняют ему, что все фигуры разной формы.

 Есть фигуры круглые, есть квадратные, есть треугольные и есть прямоугольные

(одновременно выставляются символы формы). 

Зайчик говорит: «Не хочу сегодня в желтые фигуры играть, я хочу играть в  круглые фигуры!» Ставим около зайчика символ круга.

Остальные игрушки выбирают с помощью детей каждый свою форму, но остается лишний символ формы.

Педагог:

 Что же делать.  Позовем лисенка, он будет с нами играть!

      Собираем все формы в коробку. Дети поочередно дарят фигуры игрушкам, пока коробка не опустеет.

Педагог:

      - Какой формы у Мишки фигуры?

      - Круглые!

      (Далее – аналогично для каждой игрушки, для каждого цвета.)

      Игрушки предлагают поиграть с фигурами, построить из них паровозик.

Каждая фигура – вагончик, рядом могут лежать вагончики только разной  формы.

(Дети поочередно берут по одной фигуре и строят паровозик (классификация по форме).

 Физкультминутка:

      - Паровозик построен, поедем кататься!

Загудел паровоз и вагончики повез,

Чу – чу, чу – чу, далеко я укачу.

       (двигаться друг за другом с круговыми движениями  согнутых в локтях рук)

Вагончики цветные бегут, бегут, бегут,

      (топать, стоя на месте, руки на поясе)

А круглые колесики

      (указательным пальцем правой руки  начертить в воздухе большой круг)

Тук – тук, тук – тук, тук – тук.

     ( стучать кулачком о кулачок)

Педагог:

  -  Приехали вместе с нашими игрушками в магазин.!

А там на прилавках разные   овощи.

Придумай на какой  овощ похожа фигура и покажи  её всем.

 Игра «Похож-не похож»

Педагог:

Ну и в конце занятия  давайте еще поиграем.

Русская народная игра «Огуречик»

Выбирается «мышка». Она сидит в своей норке. Дети-огурцы подходят к ней и, грозя пальчиком, говорят:

Хором.

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик!

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет!

После окончания чтения потешки «мышка» догоняет ребят.