План сотрудничества с родителями на 2017-2018 гг
рабочая программа (средняя группа)
План сотрудничества с родителями на 2017-2018 гг
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_s_roditelyami_2017-18_1.docx | 35.89 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МБДОУ
«Детский сад № 79 «Соловушка»
_____________И.А. Гращенкова
План
работы с родителями (законными представителями)
в средней группе № 8 «Сказка»
воспитателя
муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения
«Детский сад № 79 «Соловушка»
города Смоленска
на 2017 – 2018 учебный год
Составитель:
воспитатель
Федорова А.В.
Введение
Решение в дошкольном учреждении задач развития, образования и воспитания детей возможно только при систематической и целенаправленной работе воспитателя с семьёй, начиная с первых дней пребывания ребенка в детском саду.
Программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов деятельности, возрастных особенностях детей в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155);
- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 мая 2013г. № 28564;
- Образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 79 «Соловушка» на 2017-2018 учебный год.
2. Цели и задачи
Цель – формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного образования, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, объединяя усилия для достижения высоких результатов в развитии и обучении детей.
Задачи:
1. Познакомить родителей с закономерностями развития детей дошкольного возраста, методами и приемами, способствующими развитию детско-родительских взаимоотношений, созданию благоприятного климата в семье.
2. Осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам воспитания детей.
3. Формировать активную позицию родителей по отношению к процессу обучения детей с учетом индивидуальных особенностей.
4. Формировать позитивные формы общения.
5. Развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности.
6. Привлекать родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.
Принципы построения плана работы с родителями (законными представителями)
Основные принципы, определяющие концептуальные положения взаимодействия педагога и семьи воспитанника детского сада по созданию единого пространства развития ребенка
Принцип преемственности, согласованных действий.
Главный мотив взаимодействия родителей и педагогов заключается в согласованности воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон, выстроенных по принципу единства, уважения и требований к ребенку
Принцип организующей роли педагогов.
Воспитатель выступает как организатор, проявляет инициативность и творчество с первых дней прихода ребенка в группу (изучение семей, постепенное налаживание контакта...) до выпуска в школу в подготовительной к школе группе; нацеливает родителей на роль полноправных союзников с педагогами в решении поставленных задач образования и воспитания детей.
Принцип гуманного подхода к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ.
Заключается в признании достоинства, свободы личности, терпимости к мнению другого; доброе, внимательное отношение всех участников взаимодействия.
Принцип открытости.
Новые социальные изменения в обществе требуют от воспитателя детского сада открытости по отношению к семье воспитанника. Истинная открытость будет в том случае, если провозглашаемые ценности преобразуются в ценности, объединяющие социальный, интеллектуальный, культурный опыт всех взрослых, живущих в едином педагогическом пространстве: самих детей, членов их семей, воспитателей, специалистов ДОУ, социальное окружение.
Принцип индивидуального подхода к каждой семье.
Индивидуальность семьи зависит от многих факторов; от родительской и человеческой культуры, традиций семьи, социального положения, особенностей здоровья членов семьи, ее состава, жилищных условий, образовательного ценза, внутрисемейных отношений, наличия животных в семье, предпочитаемого вида отдыха и многого другого.
Принцип эффективности форм взаимодействия семьи и детского сада.
Формы выбираются в соответствии с региональными, культурно-историческими, социально-экономическими, социально-психологическими условиями, интересами семьи, возможностями детского сада и др.
Принцип обратной связи.
Она необходима для того, чтобы изучить мнение родителей по разным вопросам воспитания, деятельности детского сада, встречные предложения.
Значимые для разработки и реализации плана характеристики
Группу посещает 25 детей в возрасте от 4 до 5 лет (включительно)
Из них с I группой здоровья - 6 воспитанников, со II группой здоровья – 19 воспитанников.
В группе 12 мальчиков и 13 девочек.
4.1 Социальный статус родителей (законных представителей) воспитанников
Количество детей | Характеристики семьи | 25 |
Особенности семьи | полные семьи | 24 |
одинокие | 1 | |
в разводе | 1 | |
многодетные | 0 | |
Жилищные условия | имеют собственное жилье | 19 |
живут с родителями | 4 | |
снимают | 2 | |
Образование | высшее | 20 |
с/спец. | 5 | |
Социальный состав | интеллигенция | 4 |
рабочие | 5 | |
служащие | 15 | |
домохозяйки | 1 |
Анализ социального статуса семей выявил, что в группе 24 полные семьи, 1 ребёнок воспитывается не в полной семье. В группе 5 детей с ОВЗ.
Уровень жизни семей удовлетворительный.
Возрастные особенности детей средней группы(4-5лет)
Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма. На данном этапе существенно меняется характер ребенка, активно совершенствуются познавательные и коммуникативные способности. Существуют специфические возрастные особенности детей 4–5 лет по ФГОС, которые просто необходимо знать родителям, чтобы развитие и воспитание дошкольника было гармоничным. А это значит, что малыш по мере взросления всегда найдет общий язык со своими сверстниками.
Физические возможности ребенка значительно возрастают: улучшается координация, движения становятся все более уверенными. При этом сохраняется постоянная необходимость движения. Активно развивается моторика, в целом средний дошкольник становится более ловким и быстрым по сравнению с младшими. Нужно отметить, что возрастные особенности детей 4–5 лет таковы, что физическую нагрузку нужно дозировать, чтобы она не была чрезмерной. Это связано с тем, что мышцы в данный период растут хоть и быстро, но неравномерно, поэтому ребенок быстро устает. Следовательно, малышам необходимо давать время для отдыха. Что касается темпов физического развития, то с 4 до 6 лет они существенно не меняются. В среднем ребенок подрастает за год на 5–7 см и набирает 1,5–2 кг веса. Происходят рост и развитие всех органов и систем детского организма.
Психическое развитие ребенка в возрасте 4–5 лет быстро развиваются различные психические процессы: память, внимание, восприятие и другие. Важной особенностью является то, что они становятся более осознанными, произвольными: развиваются волевые качества, которые в дальнейшем обязательно пригодятся. 5 вещей, из-за которых вы не должны испытывать чувства стыда. Типом мышления, характерным для ребенка сейчас, является наглядно-образное. Это значит, что в основном действия детей носят практический, опытный характер. Для них очень важна наглядность. Однако по мере взросления мышление становится обобщенным и к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит в словесно-логическое. Значительно увеличивается объем памяти: он уже способен запомнить небольшое стихотворение или поручение взрослого. Повышаются произвольность и устойчивость внимания: дошкольники могут в течение непродолжительного времени (15–20 минут) сосредоточенно заниматься каким-либо видом деятельности. Учитывая вышеперечисленные возрастные особенности детей 4–5 лет, воспитатели дошкольных учреждений создают условия для продуктивной работы и гармоничного развития ребенка.
Творческие способности: Средние дошкольники с удовольствием осваивают различные виды творческой деятельности. Ребенку нравится заниматься сюжетной лепкой, аппликацией. Одной из основных становится изобразительная деятельность. Возрастные особенности детей 4–5 лет по ФГОС предполагают, что на этом этапе дошкольник уже овладевает мелкой моторикой, что позволяет рисовать подробно и уделять больше внимания деталям. Рисунок становится одним из средств творческого самовыражения. Средний дошкольник может сочинить небольшую сказку или песенку, понимает, что такое рифмы, и пользуется ими. Яркая фантазия и богатое воображение позволяют создавать целые вселенные в голове или на чистом листе бумаги, где ребенок может выбрать для себя любую роль.
Развитие речи: В течение среднего дошкольного периода происходит активное развитие речевых способностей. Значительно улучшается звукопроизношение, активно растет словарный запас, достигая примерно двух тысяч слов и больше. Речевые возрастные особенности детей 4–5 лет позволяют более четко выражать свои мысли и полноценно общаться с ровесниками. Ребенок уже способен охарактеризовать тот или иной объект, описать свои эмоции, пересказать небольшой художественный текст, ответить на вопросы взрослого. На данном этапе развития дети овладевают грамматическим строем языка: понимают и правильно используют предлоги, учатся строить сложные предложения и так далее. Развивается связная речь. Общение со сверстниками и взрослыми В среднем дошкольном возрасте первостепенную важность приобретают контакты со сверстниками. Если раньше ребенку было достаточно игрушек и общения с родителями, то теперь ему необходимо взаимодействие с другими детьми. Наблюдается повышенная потребность в признании и уважении со стороны ровесников. Общение, как правило, тесно связано с другими видами деятельности (игрой, совместным трудом). Появляются первые друзья, с которыми ребенок общается охотнее всего. В группе детей начинают возникать конкуренция и первые лидеры. Общение с ровесниками носит, как правило, ситуативный характер. Взаимодействие со взрослыми, напротив, выходит за рамки конкретной ситуации и становится более отвлеченным. Ребенок расценивает родителей как неисчерпаемый и авторитетный источник новых сведений, поэтому задает им множество разнообразных вопросов. Именно в этот период дошкольники испытывают особенную потребность в поощрении и обижаются на замечания и на то, если их старания остаются незамеченными. Порой взрослые члены семьи не замечают эти возрастные особенности детей 4–5 лет.
Эмоциональные особенности :В этом возрасте происходит значительное развитие сферы эмоций. Это пора первых симпатий и привязанностей, более глубоких и осмысленных чувств. Ребенок может понять душевное состояние близкого ему взрослого, учится сопереживать. Дети очень эмоционально относятся как к похвале, так и к замечаниям, становятся очень чувствительными и ранимыми. К 5 годам ребенка начинают интересовать вопросы пола и своей гендерной принадлежности. Как уже упоминалось, одной из отличительных особенностей данного возраста является яркая фантазия, воображение. Нужно учитывать, что это может породить самые разные страхи. Ребенок может бояться сказочного персонажа или воображаемых чудовищ. Родителям не нужно слишком волноваться: это не проблема, а лишь возрастные особенности детей 4–5 лет. Психология знает много способов борьбы с такими страхами, но важно помнить, что это всего лишь временные трудности, которые сами уйдут со временем, если родители не будут акцентировать на них внимание или использовать против ребенка в воспитательных целях. Обучение детей 4–5 лет Сотрудники дошкольных учреждений при обучении учитывают психологические и возрастные особенности детей 4–5 лет. По программе «От рождения до школы», используемой в настоящее время, акцент делается на становлении и всестороннем развитии личности. При этом с детьми проводятся тематические занятия, на которых объясняются правила поведения в коллективе, дома и в общественных местах, основы безопасности, развивается речь, совершенствуются гигиенические навыки и так далее. При этом учебный процесс строится на игре. Педагоги знакомят ребенка с новыми понятиями и правилами через доступный и привлекательный для него вид деятельности, принимая во внимание возрастные особенности детей 4–5 лет. В этом возрасте необходимо расширять кругозор ребенка и его знания об окружающем мире.
Семья – это главное. По мнению практикующих детских психологов, семья играет важнейшую роль в становлении личности ребенка. Отношения между родителями – первое, что видит подрастающий малыш, это тот эталон, который он считает единственно верным. Поэтому очень важно, чтобы у ребенка был достойный пример в лице взрослых. Родители должны помнить, что именно в дошкольном возрасте развиваются такие черты характера, как доброта, справедливость, правдивость, закладываются жизненные ценности и идеалы. Поэтому так важно учитывать возрастные особенности детей 4–5 лет. Помощь в воспитании отдельных черт характера должна также осуществляться в соответствии с полом дошкольника и ролями взрослых в семье. Так, мать учит ребенка находить общий язык, искать компромисс, от нее исходит ласка, забота и любовь. Отец является олицетворением порядка, защиты, это первый учитель жизни, который помогает быть сильным и целеустремленным. Отношения внутри семьи – важнейший фактор, оказывающий влияние на воспитание ребенка и на всю его последующую жизнь.
Реализация плана удовлетворяет потребности детей:
- формирует целостный положительный взгляд детей на окружающий мир и место в этом мире человека;
- обогащает социальный опыт воспитанников, опыт коммуникативного взаимодействия с окружающими;
- способствует успешной социализации дошкольников.
Реализация плана удовлетворяет потребности родителей (законных представителей):
- в предоставлении единой системы работы по социализации дошкольника, что способствует развитию личностного потенциала ребёнка;
- в повышении авторитета детского сада среди родителей;
- способствует включению семьи в образовательный процесс;
- способствует созданию благоприятной, эмоционально-комфортной обстановки в группе, снижает детскую тревожность, повышает самооценку воспитанников, позволяет применять индивидуальный подход в воспитании детей.
Реализация плана удовлетворяет потребности педагогов:
- способствует развитию мастерства педагогов, повышению профессионального уровня и квалификации;
- согласовывает планирование воспитателей групп, педагогов-специалистов, родителей (законных представителей) и координирует их деятельность.
К концу года ожидается:
- повысится родительская компетентность в вопросах благополучного воспитания и развития своего ребенка;
- повысится осознание родителями значимости своей педагогической деятельности;
- повысится педагогическая культура родителей (законных представителей) и воспитателей;
- возрастет посещаемость родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий детского сада
Этапы работы с родителями (законными представителями)
№ | Этапы | Задачи |
1. | Подготовительный | Заинтересовать и побудить родителей (законных представителей) включиться в воспитательно-образовательный процесс. Проведение анкетирования родителей (законных представителей) по выявлению запросов, интересов и пожеланий при организации образовательной деятельности в группе (Приложение № 1), по экологическому воспитанию (Приложение № 2), по ранней профориентации (Приложение № 3), по воспитанию культуры безопасности у дошкольников (Приложение № 4) |
2. | Просветительский | Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей), а также повышение профессионализма педагогов. Обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста: - информационный стенд; - беседы; - консультации; - рекомендации; - родительские собрания |
3. | Совместной деятельности с семьей | Формирование взаимодействия с семьей в воспитании и занятиях с детьми. Проведение семейных праздников, открытой образовательной деятельности с обеспечением возможности совместного участия родителей (законных представителей) и детей. Совместная деятельность родителей (законных представителей) и педагогов по оборудованию развивающей предметно-пространственной среды группы |
4 | Заключительный | Проведение анкетирования родителей (законных представителей) по вопросам удовлетворенности качеством образования (Приложение № 5), по готовности воспитанников к обучению в школе (Приложение № 6) |
Формы и виды работы с семьей
№ | Формы | Виды |
1. | Интерактивная | • Анкетирование |
2. | Традиционная | • Групповые родительские собрания «О приоритетных направлениях деятельности детского сада», «Возрастные особенности развития детей»; • Информирование родителей (законных представителей) о ходе образовательного процесса: «Дни открытых дверей», «Неделя здоровья», индивидуальные и групповые консультации; • Привлечение родителей (законных представителей) к семейным праздникам, развлечениям, прогулкам; • Открытая образовательная деятельность. |
3. | Просветительская | • Выпуск памяток, папок-передвижек • Информационный стенд; • Организация тематических выставок рисунков, поделок, фотографий. |
Содержание работы с родителями (законными представителями)
в средней группе № 8 «Сказка»
на 2018-2019 учебный год
№ п/п | Мероприятия | Дата |
ГРУППОВЫЕ РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ | ||
1.1 | Тема: «Особенности физического и психологического развития детей. Задачи воспитательно-образовательной работы» | сентябрь-октябрь |
1.2 | Тема: «Семейные традиции и их роль в воспитании детей» | декабрь |
1.3 | Тема: «Перелистывая страницы учебного года» | апрель-май |
КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) | ||
2.1 | Тема: «Режим и его значение в жизни ребенка» | сентябрь |
2.2 | Темы: «Сюжетно-ролевые игры детей» | сентябрь |
2.3 | Тема: «Занимательная математика» | октябрь |
2.4 | Тема: «О воспитании мальчиков и девочек» | ноябрь |
2.5 | Тема: «Берегите зрение ребёнка с детства!» | декабрь |
2.6 | Тема: «О детской дружбе» | январь |
2.7 | Тема: «Почему важно отвечать на вопросы ребенка? Развитие речи детей 5-6 лет» | февраль |
2.8 | Тема: «Развитие творческих способностей детей 5-6 лет» | март |
2.9 | Тема: «Безопасность детей на дороге» | апрель |
2.10 | Тема: «Игры с детьми в летний период» | май |
ПАПКИ-ПЕРЕДВИЖКИ, РЕКОМЕНДАЦИИ, ПАМЯТКИ | ||
3.1 | Тема: «Наблюдения в природе осенью» | сентябрь |
3.2 | Тема: «Советы доброго Доктора» | октябрь |
3.3 | Тема: «Осторожно: ГРИПП!» | ноябрь |
3.4 | Тема: «Безопасность детей зимой» | декабрь |
3.5 | Тема: «Сказки - лучшие друзья» | январь |
3.6 | Тема: «Безопасность дошкольника» | февраль |
3.7 | Тема: «Народные традиции. Интересно знать…» | март |
3.8 | Тема: «Дошкольникам о космосе» | апрель |
3.9 | Тема: «Дошкольникам о войне. День Победы» | май |
АНКЕТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) | ||
4.1 | Анкетирование по выявлению запросов родителей (законных представителей) на дополнительные образовательные услуги в 2018-2019 учебном году | август -сентябрь |
4.2 | Анкетирование родителей (законных представителей) «Моя роль в подготовке ребенка к труду и выбору профессии» | октябрь |
4.3 | Анкетирование родителей (законных представителей) «О способах воспитания» | ноябрь |
4.4 | Анкетирование родителей (законных представителей) «Удовлетворенность родителей качеством образования» | январь |
4.5 | Анкетирование родителей (законных представителей) «Здоровый образ жизни» | март |
ФОТОВЫСТАВКИ, ВЫСТАВКИ ДЕТСКОГО, СЕМЕЙНОГО ТВОРЧЕСТВА, АКЦИИ, ЧАСЫ СЕМЕЙНЫХ ВСТРЕЧ | ||
5.1 | Оформление выставки «Дом, в котором живут книги» | ноябрь |
5.2 | Акция «Письмо Деду Морозу» | декабрь |
5.3 | Час семейных встреч «Снежные постройки на участке группы» | январь |
5.4 | Фотовыставка «Наши папы» | февраль |
5.5 | Семейная фотовыставка «Раскрасит весна улыбками лица!» | апрель |
5.6 | Выставка детского творчества ко Дню Победы | май |
Список литературы
- Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду. - М.: «Сфера», 2010.
- Доронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей. - М..: «Просвещение», 2011.
- Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: пособие. - М.: «Айрис-пресс», 2010.
- Козлова А.В. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. - М.: ТЦ «Сфера», 2010.
- Лобанок Т.С. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. - М.: «Белый Ветер», 2011.
- Меренков А.В. Родители и педагоги: растим ребенка вместе / А.В. Меренков. - М.: «Дома учителя», 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план взаимодействия с родителями на 2017 – 2018 учебный год (первая младшая группа)
Перспективный план взаимодействия с родителями на 2017 – 2018 учебный год (первая младшая группа)...
План работы с родителями на 2017 – 2018 учебный год во второй младшей группе
План работы с родителями на 2017 – 2018 учебный год во второй младшей группе...
Перспективный план работы с родителями на 2017-2018 год
Перспективный план работы с родителями на 2017-2018 год...
Перспективный план работы с родителями на 2017-2018 учебный год
Перспективный план работы с родителями...
План работы с родителями на 2017-2018 учебный год
Совместная деятельность ДОУ и семьи...
План работы с родителями на 2017 - 2018; 2018 - 2019 учебный год средняя группа
Цели: - включение родителей в воспитательно-образовательный процесс; - формирование навыков взаимодействия взрослых и детей.Задачи: -...
План работы с родителями на 2017-2018 уч.год, на 2018-2019 уч.год
Разнообразные формы работы педагога с родителями...