План работы наставника с молодым специалистом в ДОУ (разные годы)
проект
План работы наставника с молодым специалистом в ДОУ
Перспективный план работы наставника-воспитателя Немченковой Светланы Александровны с молодым специалистом Великановой Мариной Васильевной на 2021-2022 уч.год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_nastavnika_s_molodym_spetsialistom_v_dou.docx | 18.36 КБ |
nastavnichestvo.docx | 32.43 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы наставника с молодым специалистом в ДОУ
Цель: развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста
Задачи:
• продолжать изучение нормативно-правовой документации;
• оказать помощь в ведении документации воспитателя (перспективный план работы, календарный план и учет воспитательной работы, табель посещаемости детьми группы детского сада, сведения о детях, план по самообразованию, диагностика);
• формы и методы работы воспитателя группы младшего возраста;
• механизм использования дидактического и наглядного материалов;
• разработка и написание календарно-тематического планирования на основе программ;
• помощь в постановке целей и задач непосредственно образовательной деятельности;
• использование здоровьесберегающих технологий во время непосредственно образовательной деятельности;
• общие вопросы организации работы с родителями (планирование по работе с родителями, проведение родительских собраний и пр.).
Содержание работы:
Сентябрь
1. Знакомство с нормативно-правовой базой учреждения.
Изучение документов:
Закон об образовании
Конвенция о правах ребенка
Гос. Стандарт.
Изучение целей и задач годового плана.
Структура перспективно-календарного планирования.
Структура комплексно-тематического планирования.
2. Мониторинг детского развития Изучение видов мониторинга, форм его проведения, подбор диагностического материала.
3. Помощь в планировании воспитательно – образовательного процесса в ДОУ.
4. Изучение всех видов планирования (перспективного, ежедневного, календарного, подбор педагогической литературы).
Октябрь:
1. Оформление и ведение документации в группе. Проверить ведение документации, обсудить, дать рекомендации по ведению документации.
2. Проведение родительского собрания Обсуждение возможных тем родительского собрания на начало учебного года.
3. Виды и организация режимных моментов в ДОУ. Просмотр молодым специалистом режимных моментов, ответы на вопросы молодого специалиста.
4. Посещение наставником занятий с целью выявления профессиональных затруднений и совместное определение путей их устранения.
Ноябрь:
1. Методика проведения праздников в детском саду «Здравствуй осень!» Участие в подготовке к осеннему празднику, просмотр мероприятия, обсуждения праздника.
2. Самообразование воспитателя. Выбор методической темы, написания плана самообразования на будущий учебный год.
3. Посещение занятий коллег с целью обмена опытом во второй младшей группе.
Декабрь:
1. Организация образовательной деятельности. Просмотр молодым специалистом организованной деятельности, обсуждение задач, технологий и результативности.
2. Формы взаимодействия с семьей (консультации «Здоровый образ жизни в семье», «Нравственное воспитание дошкольника»). Консультация, подбор литературы для изучения, совместное планирование работы с родителями.
3. Организация подготовки детей к празднику и педагогическая позиция при проведении праздника «Новый год». Познакомить с различными инструкциями в детском саду, помочь осознать серьезность их исполнения.
Январь:
1. Посещение наставником занятий с целью выявления профессиональных затруднений. В течение учебного года - консультации, просмотр, обсуждение.
2. Использование различных технологий в образовательной деятельности детей Консультации, советы по целесообразности их использования.
Февраль:
1. Основные проблемы в педагогической деятельности молодого специалиста. Консультация и ответы на интересующие вопросы.
2. Развивающая среда дошкольника во второй младшей группе детского сада. Обсуждение (принципы построения, наличие игровых зон, их оснащение, смена материала).
Март:
1. Информирование родителей о жизни детей в детском саду. Консультация о правилах оформления родительских уголков, папок передвижек, наличие материала, формах их оформления
2. Организация подготовки детей к празднику и педагогическая позиция при проведении праздника «Праздник наших мам» Познакомить с различными инструкциями в детском саду, помочь осознать серьезность их исполнения.
Апрель:
1. Наблюдение за молодым специалистом во время его общения с родителями воспитанников. Беседа.
2. Посещение организованной деятельности. Обсуждение.
3. Помощь в ведении портфолио.
Общие вопросы ведения портфолио.
Май:
1. Составление аналитической справки наставника с молодым специалистом за 2018-2019 учебный год. Составление презентации, обсуждение итогов и планы на будущий учебный год.
2. Итоговый мониторинг по образовательным областям. Изучение итогов мониторинга и их обсуждение.
Предварительный просмотр:
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ
«Детский сад №83 «Улыбка»
«____»____________2021г.
Тимофеева О.В.
Перспективный план работы наставника-воспитателя
Немченковой Светланы Александровны
с молодым специалистом
Великановой Мариной Васильевной
на 2021-2022 уч.год
Подготовила: воспитатель первой кв. категории
Немченкова С.А.
Смоленск, август 2021 г.
Пояснительная записка
В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль педагога, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Молодые специалисты имеют те же должностные обязанности и несут ту же ответственность, что и коллеги с многолетним стажем работы, а воспитанники и их родители, администрация образовательного учреждения ожидает от них столь же безупречного профессионализма. Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации молодого педагога к трудовой деятельности. Период вхождения молодого педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности. Каждый руководитель образовательной организации, старший воспитатель (методист) осознаёт тот факт, что достижение желаемых результатов в воспитании, развитии и обучении дошкольников невозможно без оптимального подхода к работе с кадрами. Для эффективной организации воспитательно-образовательного процесса необходима высокая профессиональная компетентность педагогов. Идея создания программы появилась в результате осознания необходимости сопровождения профессионально-личностного развития молодых воспитателей. При взаимодействии опытных и молодых педагогов происходит интеллектуальное единение, обмен опытом, развитие совместного творчества, развитие профессионального мастерства, самовыражения. Программа наставничества нацелена на работу с молодым педагогом–воспитателем, имеющим опыт работы в дошкольном образовании менее трех лет. Начиная свою работу в дошкольной образовательной организации, они испытывают потребность в общении с коллегами, в более глубоком знании психологии детей, методик дошкольного воспитания и обучения.
Овладение специальностью представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств.
Начинающие педагоги слабо представляют себе повседневную педагогическую практику. Проблема становится особенно актуальной в связи с переходом на ФГОС ДО, так как возрастают требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста. Решению этих стратегических задач будет способствовать создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого педагога, сформировать у него мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе должна быть отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога-наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте, повысить его профессиональную компетентность. Настоящая программа призвана помочь организации деятельности педагога наставника с молодым педагогом на уровне образовательной организации.
Срок реализации программы: 1 год.
Цель работы:
помощь молодому специалисту в адаптации к коллективу коллег, детей, родителей; повышение квалификации, уровня его профессиональных знаний и умений; поиск выхода из сложных ситуаций; развитие в нем уверенности в собственных силах и укрепление в правильности решения выбрать профессию воспитателя детского сада.
Задачи:
- оказание методической помощи молодому специалисту в повышении уровня организации воспитательно-образовательной деятельности;
- изучение нормативно-правовой документации;
- помощь в ведении документации воспитателя (перспективный и календарный план воспитательно-образовательной работы, план по самообразованию, мониторинг и т.д.);
- применение форм и методов в работе с детьми;
- организация ООД, помощь в постановке целей и задач;
- использование здоровьесберегающих технологий во время ООД и других режимных моментах;
- механизм использования дидактического и наглядного материала;
- углубленное изучение инновационных технологий;
- общие вопросы организации работы с родителями.
Формы и методы работы с молодым специалистом.
- Индивидуальные
- Консультирование
- Беседы
- Анкетирование
- Наблюдение
- Тестирование
- Участие в конкурсах
- Самообразование
- Самообучение в информационном пространстве интернет
- Групповые
- Семинары
- Практикумы
- Участие в конкурсах
- Дискуссии
- Выставки
Взаимодействие наставника и молодого специалиста
Наставник:
развивает свои деловые качества, повышает свой профессиональный уровень в процессе взаимообучения.
Молодой специалист:
получает знания, развивает навыки и умения, повышает свой профессиональный уровень и способности; развивает собственную профессиональную карьеру; учится выстраивать конструктивные отношения с наставником.
Ожидаемый результат:
По итогам данной работы воспитатель приобретет ряд профессиональных умений:
- аналитические умения, позволяющие проводить анализ выполняемых в педагогическом взаимодействии с ребенком требований, оценивать данные требования;
- умения применять психолого-педагогические знания в воспитательно-образовательной работе с ребенком;
- умение планировать, подготавливать и осуществлять процесс воспитательно-образовательной работы с ребенком;
- умение анализировать индивидуальные качества ребенка, под руководством специалиста осуществлять педагогическую диагностику, психологический анализ индивидуальных особенностей ребенка и организовывать психолого-педагогическую поддержку развития ребенка;
- прогностические умения, позволяющие учитывать специфику индивидуальности ребенка в воспитательно-образовательном процессе;
- умение анализировать развивающую среду в дошкольном образовательном учреждении и создавать эстетически грамотно организованную и психологически комфортную развивающуюся среду в нем;
- умение использовать современные инновационные технологии в образовательно-воспитательном взаимодействии с ребенком и др.
Планирование на 2021-2022 уч. гг.
№п/п | Содержание деятельности/задание | Формы взаимодействия | Сроки/ период выполнения | Отметка о выполнении | Результат, продукт деятельности |
1 | Знакомство с основными документами, регламентирующими деятельность ДОУ: - Федеральным законом «Об образовании»; - Федеральным государственным образовательным стандартом; - Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребёнка Российской Федерации»; - Конвенцией ООН о правах ребёнка; - Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами для ДОУ; - Уставом учреждения; - Локальными актами учреждения. | Консультации, ответы на интересующие вопросы. | Сентябрь |
|
|
2 | Оформление документации группы | Консультация, оказание помощи | Сентябрь |
| Составление перспективного и календарного планов |
3 | Знакомство с мониторингом развития воспитанников | Подбор диагностического материала | Сентябрь | Карты наблюдения | |
4 | Самообразование педагога, выбор темы | Консультирование, помощь в ведении портфолио педагога | Октябрь | Определение темы, создание портфолио | |
5 | Современные подходы к взаимодействию ДОО и семьи. Родительское собрание | Помощь в организации и проведении собрания, обсуждение | Октябрь | Выступление на родительском собрании | |
6 | Ведение документации педагога, формы планирования образовательного процесса | Консультация, оказание помощи | Ноябрь |
| |
7 | Методика проведения образовательной деятельности, разработка конструктов | Взаимопосещение образовательной деятельности и режимных моментов, помощь в разработке конструктов | Ноябрь |
| Конструкты ОД |
8 | Составление конструкта и проведение образовательной деятельности молодым педагогом | Посещение ОД и режимных моментов молодого педагога, обсуждение | Декабрь |
| Конструкт образовательной деятельности |
9 | Психолого-педагогические основы установления контакта с семьями воспитанников. Подготовка к новогодним мероприятиям | Составление плана работы с детьми и родителями, разработка проекта | Декабрь |
| Проект «Здравствуй, Новый год!» |
10 | Анализ педагогических ситуаций, стилей педагогического общения. | Дискуссия на тему: «Трудная ситуация в работе с детьми и ваш выход из нее» | Январь |
|
|
11 | Углубленное знакомство с локальными документами, приказами ДОУ | Знакомство с основными документами, регламентирующими деятельность ДОУ | Январь |
|
|
12 | Основные проблемы в педагогической деятельности молодого специалиста | Консультация, планирование, обмен опытом, помощь наставника | Февраль |
| |
13 | Использование современных технологий в воспитательном процессе. Использование в работе проектов. | Консультация, планирование, обмен опытом | Февраль | Проект «Защитники Отечества» и «Милые мамы» | |
14 | Использование современных технологий в образовательном процессе | Мастер-класс «Нетрадиционные техники рисования в работе с дошкольниками», ответы на интересующие вопросы | Март |
|
|
15 | Организация и руководство творческими играми детей | Консультация «Развития взаимоотношений у детей со сверстниками в театрализованной деятельности», наблюдение за работой молодого специалиста | Март | Подготовка к конкурсу театрализации | |
16 | Причины и возникновение конфликтных ситуаций, и урегулирование в процессе педагогической деятельности | Обсуждение, консультация | Апрель | ||
17 | Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями | Консультация, разработка материалов для родителей | Апрель | Мероприятие для родителей | |
18 | Организация педагогического мониторинга | Консультация, ответы на интересующие вопросы, оказание помощи | Май | Карты наблюдения | |
19 | Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе и на прогулочном участке | Консультация, мастер-класс, обсуждение | Май |
| Пополнение РППС |
20 | Подготовка к летнему оздоровительному периоду | Консультация, ответы на интересующие вопросы, оказание помощи | Май |
|
|
21 | Подведение итогов работы | Самоанализ молодого педагога | Май |
|
|
Заключение
Таким образом, можно констатировать, что для повышения эффективности работы с молодыми педагогами необходимы:
- обоснованный выбор системы методической работы на основе аналитической деятельности;
- работа на основе диагностики педагогических затруднений, учета творческой активности и информационных потребностей педагога;
- взаимосвязь всех подразделений методической службы ДОУ, форм и методов методической работы;
- оптимальное сочетание теоретических и практических форм;
- оценка педагогического труда по результатам;
- современное обеспечение методической литературой.
У молодого педагога сформируется потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскроется творческий потенциал.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Программа-анкета для изучения трудностей в работе педагога
(самооценка, оценка)
Воспитатель__________________________________________________
Виды и элементы педагогической деятельности | Степень затруднения | ||
очень сильно | сильно | средне | |
Тематическое планирование |
|
|
|
Перспективное планирование |
|
|
|
Планирование воспитательно-образовательной работы |
|
|
|
Планирование работы по самообразованию и повышению педагогического мастерства |
|
|
|
Планирование с учетом ФГОС |
|
|
|
Овладение содержанием новых программ, методик |
|
|
|
Использование разнообразных форм, методов и приемов на занятиях |
|
|
|
Предоставление самостоятельности и проявления активности детей в течение любого вида деятельности |
|
|
|
Использование методов развивающего обучения |
|
|
|
Использование новых педагогических технологий |
|
|
|
Организация исследовательской деятельности детей |
|
|
|
Осуществление индивидуального подхода к детям в процессе воспитания, обучения и развития |
|
|
|
Осуществление дифференцированного подхода к детям в процессе воспитания, обучения и развития |
|
|
|
Организация свободной деятельности детей |
|
|
|
Организация развивающей среды в соответствии с рекомендациями и требованиями программы |
|
|
|
Выявление типичных причин низкого уровня усвоения программного материала |
|
|
|
Учет и диагностика |
|
|
|
Обобщение своего опыта |
|
|
|
Внедрение передового опыта и рекомендаций психолого-педагогической науки |
|
|
|
Работа с родителями |
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПЛАН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
педагога-наставника и молодого педагога
Информация об участниках взаимодействия
| Информация о педагоге-наставнике | Информация о молодом педагоге |
ФИО
|
|
|
Дата рождения
|
|
|
Должность
|
|
|
Образование |
|
|
Педагогический стаж
|
|
|
Стаж работы по профилю педагогической деятельности |
|
|
Стаж работы в данном учреждении |
|
|
Квалификационная категория
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы наставника с молодым специалистом
Молодой педагог должен в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности. Сегодня система наставничества заслуживает самого пристального внимания, в ней о...
План работы наставника с молодыми специалистами на учебный год
Цель работы, задачи в работе наставника с молодыми специалистами...
Перспективный план работы наставника с молодым специалистом на 2014- 2015 учебный год.
Материал для наставников в ДОУ...
План работы наставника с молодым специалистом. Анализ работы.
Цель: создание в ДОУ условий для профессиональной работы молодого специалиста, вхождению в профессиональную деятельность...
План работы наставника с молодым специалистом в детском саду.
Данный материал содержит план работы,разработанный на год, с молодым специалистом - воспитателем в детском саду....
План работы наставника с молодым специалистом
Развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста....
План работы наставника с молодым специалистом
Цель работы: развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста. Задачи: - оказание методич...