«Факторы успешного речевого развития дошкольника»
методическая разработка
С введением ФГОС ДО актуальным становится внимание к одной из задач деятельности воспитателя - это развитие речи дошкольников. Поэтому повышение компетентности педагогов в области речевого развития всегда остается актуальным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://nsportal.ru/sites/default/files/filefield_paths/seminar-praktikym_rr_0.docx | 24.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Михайлова Виктория Сергеевна
Старший воспитатель,
ГБДОУ детский сад № 5 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей Кировского района Санкт-Петербурга
Конспект семинара-практикума
«Факторы успешного речевого развития дошкольника»
Цель: совершенствование профессиональной компетентности педагогов по речевому развитию детей дошкольного возраста.
Задачи:
- создать условия для осознания педагогами необходимости расширять свои знания в области развития речи у детей;
- уточнить знания педагогов культурных и методических требований к речи детей дошкольного возраста;
- развивать умения планировать, проектировать, конструировать процессы развития речи дошкольников в возрастных группах;
- создать в коллективе обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми по развитию речи.
Участники: педагоги дошкольной образовательной организации.
Форма мероприятия: семинар-практикум.
Технологии, используемые в ходе мероприятия:
- личностно-ориентированная технология;
- игровая технология;
- технология сотрудничества;
- развивающая технология;
- технология коллективного обучения;
- технология концентрированного обучения (технология «погружения).
Продолжительность мероприятия: 40 минут.
Оборудование: карточки с буквами – жеребьевка; музыкальное сопровождение; карточки – задачи речевого развития по ФГОС ДО; карточки с чистоговорками, игральный кубик; мольберт, 2 картины с изображением деревьев, в корне которых на карточках написаны слова, листья для написания слов, фломастеры; карточки с названием сказок.
Ход мероприятия:
При помощи жребия разделиться на 2 команды: у каждого участника игры на стуле лежит буква (гласные и согласные в равном количестве). Участникам игры необходимо разделиться на две команды: команду «Гласных» и команду «Согласных».
Вступительное слово:
Старший воспитатель: Здравствуйте, коллеги! Как вы думаете, что люди делают при встрече? Ответы Правильно, здороваются.
Сейчас предлагаю поиграть в одну игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро. Сейчас у вас ровно пять секунд, чтобы выбрать себе партнера и быстро-быстро пожать ему руку... А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро «поздороваться» друг с другом (под музыкальное сопровождение):
- правая рука к правой руке;
- левая нога и правое колено;
- плечо к плечу;
- спина к спине…
Ну, что ж, это вы смогли сделать быстро. Какие эмоции вызвала у вас это задание? Ответы
Радость. Улыбка способствует позитивному настроению, развитию уверенности в себе.
Вводная часть:
Ст. воспитатель: Сегодня мы поговорим о развитии речи дошкольников.
С введением Федерального государственного образовательного стандарта ДО актуальным становится внимание к одной из задач деятельности воспитателя - это развитие речи детей. В ФГОС дошкольного образования выделена как одна из основных - образовательная область «Речевое развитие». Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской. В этой связи развитие речи ребенка с раннего возраста становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.
Ответьте пожалуйста на вопрос: Что включает в себя образовательная область «Речевое развитие»? Вам необходимо из предложенных задач определить задачи, которые относятся к речевому развитию, согласно ФГОС ДО; выбрать карточку с задачей и прикрепить к «ОО речевое развитие». (Речевое развитие включает в себя владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.)
Вспомнили основные направления речевого развития.
Основная часть:
Ст. воспитатель: Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребенка.
Речь является важнейшей психической функцией человека и ярким показателем развития ребенка. Имеется много исследований, которые с большой убедительностью показали, что все психические процессы: восприятие, память, внимание, мышление, воображение - развиваются через речь (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия и другие).
Как показывает практика, большое количество детей, поступает в школу с нарушениями речи. Очень серьезно вступает вопрос о чистоте детской речи.
Каждый родитель мечтает и стремится к тому, чтобы его ребенок вырос гармонично развитым – был крепким и здоровым, умным, хорошо говорил. Даже самые маленькие и незначительные недостатки в развитии речи малыша могут оказать свое «роковое» влияние на дальнейшую жизнь ребенка. Поэтому к речевой проблеме ребенка, какова бы она ни была - неправильное произношение звуков, бедный словарный запас, отсутствие связной речи.
Чтобы эффективно решать проблему развития и воспитания ребенка, взрослому необходимо четко представлять, что ребенок должен знать и уметь в определенный период своего развития.
Чем же заинтересовать современного ребёнка?
Известно, что ведущий вид деятельности дошкольника – игра. В процессе игры у ребёнка возникает множество вопросов, а значит, он испытывает потребность в речевом общении. Педагог включается в игру и незаметно для ребенка помогает ему преодолеть речевое нарушение. В игре развитие ребенка идет гораздо быстрее, чем при использовании только традиционных приемов воспитания и обучения. Речевые игры и упражнения помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными.
Какие же факторы влияют на развитие речи детей?
Непременным условием для умственного развития ребенка является общение его со взрослыми. Взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической речи), развитие связной речи, воспитания интереса к художественному слову.
Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.
Такие исследователи, как А.И. Максаков, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, уделяли особое внимание созданию развивающей речевой среды в детском саду как фактору развития речи детей.
Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает: создание развивающей предметно-пространственной среды. Уголок речевого развития.
При организации речевого уголка необходимо соблюдать следующие требования:
- Дидактическое оснащение должно соответствовать структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям.
- Речевой уголок желательно разместить рядом с книжным уголком.
- Оформление уголка должно быть эстетичным, привлекательным для детей, и вызывать стремление к самостоятельной деятельности.
- Игровой материал должен быть доступным для ребенка.
- Не следует перегружать уголок оборудованием.
Неотъемлемым атрибутом речевого уголка возможна игрушка – «одушевленный персонаж», который помогает решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности.
Практическая часть:
Ст. воспитатель: В соответствии с ФГОС ДО до конца дошкольного периода ребенком должны быть усвоены литературные нормы и нормы культуры речи, культура общения на родном языке.
Условия для успешного развития речи:
- Интересно организованная жизнь ребенка.
- Постоянно побуждать ребенка говорить.
- Задавать детям образцы правильной речи (речь педагогов четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная).
- Педагоги обеспечивают развитие звуковой культуры речи детей в соответствии с их возрастными особенностями (используют чистоговорки, скороговорки, загадки и стихотворения; организуют звукоподражательные игры).
Для развития четкой артикуляции и дикции мы часто используем на занятиях скороговорки. Попробуем и мы с вами проговорить некоторые из них.
Поиграем в ИГРУ «Говорун»
(Командам предлагается бросить кубик и выбрать скороговорку. Их всего 6.)
Каждой команде необходимо всем вместе произнести ее быстро и слаженно 3 раза подряд.
На подготовку дается 2 минуты.
* На дворе трава, на траве дрова Не руби дрова на траве двора.
* Ехал Грека через реку, Видит Грека - в реке рак.
Сунул Грека руку в реку, Рак за руку Грека - цап!
* Четыре черненьких, чумазеньких чертенка Чертили черными чернилами чертеж.
* Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!
* Два щенка, щека к щеке, Щиплют щетку в уголке.
* Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.
- Развивают и обогащают словарь ребенка (помогают овладеть названием предметов и явлений, их свойств знакомят с синонимами, антонимами, омонимами).
ИГРА «Прилагательные ассоциации», поможет в обогащении словаря.
Сейчас каждой команде по очереди буду произносить слово, а вы должны быстро не раздумывая сказать слово прилагательное. К примеру: стол - круглый; пруд - большой.
1 команда. Список - Звезда - Книга - Счастье - Дом - Действие -
2 команда. Интерес - Музей - Страна – Собака - Жизнь - Воспитание -
- Педагоги создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи: учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами; учат формировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.
К примеру, ИГРА «Родственные (однокоренные) слова».
На мольберте стоят 2 картины с изображением деревьев, в корне которых на карточках написаны слова. Например, лес и снег.
Задание: Игрокам предлагается написать на карточках однокоренные слова и прикрепить на ветки. (оценивается по одному баллу за слово)
Лес – лесок, лесочек, лесник, лесничий, лесовод, лесные, подлесок, перелесок, полесье.
Снег – снежок, заснеженный, снеговик, снежинка, Снегурочка, снежки, снегопад, снежный.
- Развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей; поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания; организуют диалоги между детьми и со взрослыми.
Попробуем поиграть в ИГРУ «Расскажи сказку по-другому»
Каждая команда вытягивает карточку с названием сказки. Необходимо рассказывать сказку от начала и до конца от лица героя сказки или предмета. На подготовку отводится 3 мин. Выходят по 1 человеку от команды.
- «Теремок» от лица теремка;
- «Три медведя» от лица Мишутки.
Образец: сказка «Колобок» от лица тропинки, проходящей рядом с домом: «Я – тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как-то раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик …и т.п. Таким образом, рассказываем сказку до конца, применяя знания о произведениях художественной литературы на практике.
- Создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей; стимулируют детей комментировать свою речь; упражняют в умении планировать свою деятельность.
- Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка.
Установлено, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, формированию правильного произношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшает запоминание стихов. Для этого мы учим детей рассказывать стихи руками.
Педагогам предлагается пересказать стихи руками, например, «Звериная зарядка».
Раз – присядка (показать указательный палец левой руки присесть, руки на пояс)
Два – прыжок (2 пальца показать на левой руке и прыгнуть вверх)
Это заячья зарядка (руки развести перед собой в стороны, потом ладони прижать к голове, изобразить уши зайца).
А лисята как проснутся (рукой показывают лисий хвост и трут глаза руками)
Любят долго потянуться (потягиваются)
Обязательно зевнуть (зевают)
Ну и хвостиком вильнуть (покачивание бедрами из стороны в сторону)
А волчата спинку выгнуть (оскал зубов и выгибание спины)
И легонечко подпрыгнуть (прыжки)
Ну а мишка косолапый (руки согнуты в локтях, ноги расставить и слегка присесть)
Широко расставив лапы (переступание с ноги на ногу)
То одну, то обе вместе. Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало (разводят руки в стороны)
Начинаем все сначала (руки на пояс)
- Поощряют детское словотворчество.
Заключительная часть:
Ст. воспитатель: Особое внимание необходимо уделять развитию речи дошкольников. Для этого необходимо организовывать правильно построенную образовательную деятельность, на которой успешно будут решаться задачи речевого развития.
Во-первых, в ходе НОД должен решаться комплекс речевых задач.
Во-вторых, в содержание НОД должен войти новый, более трудный материал и уже знакомый детям, используемый для закрепления знаний, умений и навыков.
Структура НОД по развитию речи состоит из нескольких частей, и все они должны быть взаимосвязаны одной темой, которую определяет комплексно-тематическое планирование.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Факторы успешного речевого развитие дошкольников"
Консультация "Факторы успешного речевого развитие дошкольников"...
Презентация "Факторы успешного речевого развития детей 4-5 лет"
Развитие речи...
"Факторы успешного речевого развития"
Речь взрослого – пример для подражания....
"Речевое дыхание". Мастер- класс (упражнения и игры как фактор успешного речевого развития дошкольников)
Речь и дыхание непрерывно взаимосвязаны между собой. Речевое дыхание – это правильное сочетание вдоха и выдоха во время произнесения звуков, слов, фраз....
"Речевое дыхание".Мастер- класс (упражнения и игры как фактор успешного речевого развития дошкольников)
Речь и дыхание непрерывно взаимосвязаны между собой. Речевое дыхание – это правильное сочетание вдоха и выдоха во время произнесения звуков, слов, фраз....
Опыт работы " Использование технологии театрализованной деятельности, как фактора успешного речевого развития дошкольников в условиях ФГОС ДО"
Опыт работы «Использование технологии театрализованной деятельности, как фактора успешного речевого развития дошкольников в условиях ФГОС ДО»Актуальность опыта. Проблема р...
«Развитие мелкой моторики ребенка как фактор успешного речевого развития»
Папка передвижка для родителей о влиянии мелкой моторики рук на развитие речи....