Консультации для родителей «Сенсорное развитие ребёнка»
консультация (средняя группа)

Мохова Любовь Евгеньевна

познакомить родителей с понятием сенсорное развитие, познакомить с играми и упражнениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_dlya_roditeley_sensornoe_razvitie_rebenka.docx20.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №161"

Консультации для родителей 

 «Сенсорное развитие ребёнка»  

                                                         Подготовила:

                                                                                             воспитатель

                                                                                             Мохова Л.Е.

Нижний Новгород

2020г.

Цель: помочь родителям осуществлять целенаправленную работу по сенсорному развитию ребенка в домашних условиях.

Задачи:

1. познакомить родителей с понятием «сенсорное развитие»;

2. познакомить с играми и упражнениями, направленными на формирование сенсорных эталонов и развитие мелкой моторики руки, которые можно организовать в домашних условиях;

Ребенку все интересно, каждая мелочь имеет для него значение. Листья на дереве из зеленых превратились в желтые — разве это не чудо? Мама провела карандашом по бумаге, и получилась картинка — настоящее волшебство! Полиэтиленовые пакеты так здорово шуршат, воду так интересно переливать, а пластилин — мять! Сенсорное исследование мира характерно именно для детей раннего возраста. Во время таких игр и занятий развиваются органы чувств — в первую очередь зрение, слух и осязание, а также в некоторой степени обоняние и вкус. Помните: чтобы малыш нормально развивался, мы должны обеспечить его самой разнообразной сенсорной информацией. Активность и любознательность ребенка необходимо всячески поддерживать! Давайте научимся некоторым играм, которые сумеют превратить мир крохи в волшебную сказку, подарят вам и малышу много радостных моментов.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, формировании сенсорных эталонов – цвет, форма, величина, накопления представлений об окружающем мире.

Что любят больше всего на свете делать дети? Конечно, играть! Дети играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Через игру ребёнок познаёт окружающую его действительность, свой внутренний мир.

Сенсорными условно называются игры, цель которых — дать ребенку новые чувственные ощущения. Предлагаемые в этой статье увлекательные «развивалки» строятся не на известных методиках знакомства с цветом, формой, величиной, а на использовании самых разнообразных предметов и материалов — воды, теста, круп, свечек...

Игры с водой

Дети обожают возиться с водой. С каким удовольствием они брызгаются, плещутся в воде, переливают водичку в пузырьки и чашечки! Помимо удовольствия и радости такие игры имеют и терапевтический эффект — вода помогает малышу снять напряжение, расслабляет и успокаивает. Почаще организовывайте такие веселые занятия дома, в ванной комнате, а летом на свежем воздухе у ручья, озера или бассейна.

Приготовьте для игры небольшие пластиковые бутылки и пузырьки, чашечки, ведерко. Поставьте тазик с теплой водой и вместе с малышом наполняйте емкости и переливайте водичку из одной в другую. В следующий раз тазик с водой превратится в озеро, в котором плавают рыбки или уточки, или в море, где на волнах качаются кораблики.

Чтобы получить фонтанчик, подставьте под сильную струю воды ложку (выпуклой стороной вверх) либо пузырек с узким горлышком. Обычно такой эффект приводит детей в восторг.

Купание кукол — тоже отличная игра. Вымойте кукол-голышей в теплой водичке, потрите их мочалкой и мылом, заверните в полотенце. После кукольного обеда вымойте посуду.

Игры с красками

Для проведения игры «Цветная вода» потребуются: акварельные краски, кисточки, 5 прозрачных пластиковых стаканов (в дальнейшем количество стаканов может быть любым). Расставьте стаканы на столе и наполните водой. Опустите кисточку с краской в стакан с водой. Обычно ребенок завороженно следит за тем, как облачко краски постепенно растворяется в воде. В следующий раз можно развести краску быстро, помешивая воду кисточкой. Веселая игра, которая нравится малышу, побуждает его к активным действиям — он «заказывает» следующую краску или берет кисточку и начинает действовать сам. Можно смешивать краски, получая новые цвета. Для этого растворите в стакане с чистой водой поочередно

несколько красок. Так, из желтого и красного цветов получается оранжевый, из синего и желтого — зеленый, из красного и синего — фиолетовый.

Незабываемые сенсорные ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Для этого на стол или на пол подложите клеенку. Намочите плотный лист бумаги для акварели (просто окунув его в тазик с водой) и положите на клеенку, пригладив мокрой губкой. Окуните кисточку в одну из красок и осторожно проведите ей по бумаге. Продолжайте с использованием других цветов, не бойтесь смешивать краски. Как бы случайно можно провести по бумаге кисточкой с водой, но без краски — вода перемешается с другими красками, при этом на листе появятся нежные, размытые полутона. Экспериментируйте вместе с ребенком!

Игры с тестом

Тесто — пластичный, приятный на ощупь и к тому же безопасный материал. Дайте малышу кусочек мягкого теплого теста (чтобы оно не липло к рукам, можно смазать его небольшим количеством растительного масла). Покажите, как можно мять тесто, пошлепать по нему ладошкой, сделать в тесте ямки пальчиком. Научите ребенка лепить из теста шарики-колобки и раскатывать колбаски. А чтобы получить из теста плоский блинчик, надо много раз с силой похлопать по нему ладошкой. Чтобы разнообразить игры с тестом, можно сделать цветное тесто с помощью пищевых красок.

Игры с бумагой

Предложите малышу поиграть с бумагой. Покажите, как можно рвать бумагу на кусочки (чтобы карапузу было легче, заранее сделайте небольшие надрезы по краям листа), мять ее. Из полученных кусочков и полосок цветной бумаги можно сделать простую аппликацию — например, цветочек, полоски на теле кота. А с комочками белой бумаги легко устроить игру в снежки.

Игры со светом и тенями

Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и обратите внимание малыша, как солнечный зайчик прыгает по стене, по потолку, со стены на диван. Пусть ребенок попробует поймать убегающего зайчика, а потом сам пустит прыткого ушастика скакать по полу и потолку.

Вечером, когда стемнеет, включите настольную лампу и направьте ее свет на стену. С помощью кистей рук, различных предметов и игрушек вы получите на стене тень лающей собаки, летящей птицы, бегущего оленя. При наличии сноровки и фантазии, можно даже устроить теневой театр.

Приготовьте электрический фонарик и, когда стемнеет, походите с ним по квартире. Фонарик пригодится, если перегорела лампочка, во время вечерней прогулки по темным аллеям парка. С помощью фонарика можно устроить освещение в кукольном домике, палатке или в игрушечном замке, который несложно соорудить из большой картонной коробки.

Игры со льдом

Заранее приготовьте лед — заполните водой форму для льда и поставьте в морозильную камеру. На следующий день достаньте лед и выдавите из формы в мисочку. Предложите малышу потрогать лед, обратите внимание на то, какой он холодный и твердый. Затем налейте в прозрачную стеклянную кружку или стакан горячую воду и опустите в нее один или несколько кусочков льда. Понаблюдайте вместе с ребенком, как потрескивает и быстро тает лед: раз — и нет его. Зимой на прогулке обратите внимание малыша на заледеневшие лужи и сосульки на крышах.

Игры с крупами

Расположитесь на кухне. Высыпьте гречневую крупу в глубокую миску, опустите в нее руки и пошевелите пальцами, ощутите структуру крупы. Выражая удовольствие улыбкой и словами, предложите ребенку присоединиться: «Где мои ручки? Спрятались! Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками — так приятно! А теперь потри ладошки одну о другую. Немножко колется, да?» В следующий раз используйте другие крупы.

Можно прятать мелкие игрушки, зарывая их в крупу, а затем искать их. Или пересыпать крупу с помощью совочка, ложки из одной емкости в другую.

Игры со звуками

Обращайте внимание ребенка на звуки в окружающем мире: скрип двери, стук ложечки о стенки чашки, когда размешиваете чай, шум проезжающих машин и т. д. Извлекайте разнообразные звуки из предметов: постучите деревянными или металлическими ложками друг о друга, проведите палочкой по батарее, поскрипите пальцем по стеклу.

Насыпьте в одинаковые коробочки (для этого удобно использовать пластмассовые футляры из-под фотопленки или шоколадных яиц с сюрпризами) разные крупы. Коробочек с одинаковой крупой должно быть по две. Один набор коробочек у вас, другой — у малыша. Потрясите одну из коробочек, привлекая внимание ребенка к звучанию — пусть он найдет у себя коробочку, которая звучит точно так же.

Купите малышу разнообразные звучащие игрушки — погремушки, свистульки, пищалки, колокольчики, а также детские музыкальные инструменты — барабан, бубен, металлофон, дудочку, гармошку, пианино. Научите кроху различать их звучание. Для этого играйте за ширмой поочередно на разных инструментах, а ребенок пусть угадает, на чем вы играете. Научите малыша играть на инструментах громко и тихо, медленно и быстро, двигаться и танцевать под разные ритмы.

Оказавшись на природе, вместе с ребенком прислушайтесь к звукам вокруг — шелесту листвы, жужжанию мухи, журчанию ручейка, пению птиц. Звуки природы сами по себе несут успокоение и гармонию.

Не ограничивайтесь перечисленными играми. Экспериментируйте, выдумавайте! Только не забывайте о соблюдении мер предосторожности.

Сенсорные коробки

Это то, о чем мечтают все дети, но почему-то родители не всегда догадываются об этом. А ведь подарить ребенку тазик счастья очень просто! Так что, сенсорная коробка – это тазик? Может быть и тазик, миска, кастрюля, пластиковый контейнер или деревянный ящик. В эту емкость насыпается (наливается, крошится…) наполнитель, кладутся разные предметы и инструменты. Это миниатюрная песочница, которая не ограничена только песком. В домашней песочнице может находится любой наполнитель: пшеница, гречка, овсяные хлопья, пшено, манка, рис (обычный и окрашенный пищевыми красителями), горох, фасоль, чечевица, соль (крупная и мелкая), макароны (ракушки, спиральки, трубочки, цветочки, бантики, алфавит, звездочки и другие), семечки, мука или кукурузный крахмал, кукурузные хлопья, орехи, тесто (соленое и обычное), снег, лед, шишки, желуди, нитки (длинные и порезанные на мелкие кусочки), бумажные салфетки (порванные на кусочки, целые или скомканные в маленькие шарики), песок (сухой и мокрый), лоскуты ткани, варенные спагетти, трава, листья и другие природные материалы, галька и всякие мелкие камушки, грунт, аквагрунт, кусочки поролона, ватные шарики, нарезанная бумага, солома, мыльный раствор, вода, пена для бритья, пуговицы, деревянная стружка.

Помимо наполнителя, в сенсорную коробку кладут другие предметы, с которыми можно играть. Прекрасно подходят мелкие фигурки животных и людей, кубики, кольца, шарики, лоскуты, маленькие коробочки, камушки, игрушечные фрукты, искусственные и настоящие растения, деревянные буквы и цифры, лопатки, ложки, грабли, мисочки, чашки, щипцы, груша для воды, сито, воронка. Важно, чтобы предметов было немного. Лучше несколько раз поменять содержимое сенсорной коробки, чем выдать все предметы разом. Ведь ребенку нужно место, чтобы свободно пересыпать наполнитель, протаптывать фигурками дорожки, в общем, место для свободной игры.

Именно свободная игра так привлекает детей к сенсорной коробке. Можно исследовать свойства наполнителя, наблюдать за пересыпанием (переливанием), находить предметы и закапывать их снова или просто играть в ферму или космос.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Сенсорное развитие ребёнка с нарушением речи".

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запа­хе, вкус...

Консультация для родителей «Сенсорное развитие и воспитание ребёнка 3–4 лет»

Важной составляющей в развитии ребенка 3-4 лет является сенсорное развитие, которое направленно на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит осн...

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА"

Рекомендации для родителей по сенсорному развитию детей...

Консультация для родителей "Сенсорное развитие ребёнка"

Сенсорное развитие ребенка- это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине....

Консультация для родителей Сенсорное развитие ребёнка

Консультация для родителей "Сенсорное развитие ребёнка"...

Консультация для родителей "Сенсорное развитие ребёнка раннего возраста"

Консультация для родителей "Сенсорное развитие ребёнка раннего возраста"...

Консультация для родителей «Сенсорное развитие ребёнка 3–4 лет»

Важным элементом развития детей3-4 лет является сенсорное развитие, которое направлено на формирование целостного восприятия окружающей действительности и является основой их мироощущения. От степени ...