Качество образования: сущность понятия
статья
В статье раскрывается сущность понятия "Качество образования". Качество образования рассматривается с различных психолого-педагогических характеристик.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Качество образования: сущность, основные понятия.
Изучая разнообразные источники информации, можно обнаружить, что понятие «качество образования» очень многогранное и имеет множество трактовок.
В Федеральном Законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» качество образования предстаёт нам в качестве комплексной характеристики образовательной деятельности, подготовки обучающихся, которая выражается в степени соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям или потребностям юридических или физических лиц, в интересах которых проводится образовательная деятельность, в том числе и степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
Но «качество образования» необходимо рассматривать с позиций определения понятий: «качество» и «образование».
Определение качества в системном его понимании приводится в Большой советской энциклопедии. Качество при этом предстаёт нам в виде определённости предмета или явления, когда такой предмет или процесс находится в тесной взаимосвязи с другими такими же предметами или явлениями.
О.Е. Лебедев характеризует образование как специально организованный процесс развития у воспитанников навыков самостоятельного поиска и решения возникающих педагогических проблем, на основе их вхождения в культурный социум страны.
Таким образом, можно сказать, что качество образования составляют соответствие его стандарту, ожидания заказчиков образовательных услуг и личностные ожидания.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования уточняет, что системные особенности дошкольного образования предполагают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры при этом выступают в качестве социально-нормативных и возрастных характеристик возможных достижений дошкольника на этапе завершения дошкольного образования и не подлежат специальной оценке. ФГОС ДО предлагает педагогу проводить психологическую и педагогическую диагностику воспитанников, результаты которой могут помочь педагогу скорректировать программу детского развития. Но при этом ФГОС ДО не решает проблему оценки и мониторинга качества образования в дошкольной организации, так как целевые ориентиры не служат оценкой качества дошкольной образовательной организации.
Обеспечение качества образования в дошкольной организации невозможно без кадрового потенциала, что прописывается в профессиональном стандарте воспитателя, который вступил в силу с 2017 года.
Впервые основные принципы качества дошкольного образования упоминаются в концепции дошкольного воспитания:
1)принцип гуманизации предполагает воспитание гуманистических основ личности, уважение к своей Родине, природе и семье;
2) принцип развивающего характера образования ориентирован на сохранение и укрепление здоровья ребёнка, на развитие его мышления и речи;
3) принцип дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания говорит о развитии ребёнка в соответствии с его интересами, наклонностями, увлечениями;
4) принцип деидеологизации предполагает отказ от идеологии содержания тех образовательных программ, которые используются в детском саду.
С точки зрения Л.И. Фалюшиной, качество образования составляют высокая оценка профессиональной деятельности воспитателя родителями и детьми, успешность деятельности педагога с детьми, здоровьесбережение детей, рациональное использование рабочего времени воспитателя и учебного времени воспитанников, а также полное усвоение выбранных программ и хорошая подготовка детей к школе.
С.Е. Шишов раскрывает понятие качества образования как социальную категорию, определяющую состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие ожиданиям и потребностям различных социальных групп общества; качество образования формирует гражданскую, бытовую, профессиональную компетенции личности.
Н.В. Микляева рассматривает качество образования как совершенно определённый уровень знаний и умений, физического, умственного и нравственного развития выпускников образовательной организации, которого они достигли в соответствии с планируемыми целями воспитания и обучения.
Разные исследователи, изучая качество образования, выделяют различные его показатели. Так, например, Е.И. Терзиогло, следуя теории Ю.К. Бабанского, приводит в пример такие показатели качества образования в образовательной организации как управленческая деятельность, деятельность сотрудников и динамика процесса развития детей.
Л.И. Фалюшина рассматривает показатели качества образования с позиций участников воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении: детей, родителей, воспитателей и руководителя.
В.А. Зебзеева выделяет такие показатели как психическое развитие детей, показатели здоровья дошкольников, опосредованные показатели психического развития детей и качество образовательного процесса.
Debby Cryer предлагает комплексную оценку образовательной организации по Шкале ECERS – R: развивающая предметно-пространственная среда, присмотр и уход за детьми, речь и мышление, виды детской активности, взаимодействие, структурирование образовательной деятельности, родители и персонал. С точки зрения автора программы, качество образования – это такое образовательное пространство дошкольной организации, где всё служит для детской любознательности и наблюдательности, ребёнок сам добывает знания, создаёт «своё» искусство, умеет ставить перед собой цель и добиваться результатов её разрешения.
В основе методологии управления качеством образования в дошкольной образовательной организации лежат следующие подходы:
1) кибернетический подход предполагает единство процесса и результата качества образования, его реальных (фактических) и будущих составляющих;
2) системный подход рассматривает качество образования как системное новообразование, состоящее из взаимосвязанных компонентов, которые влияют на целостность образования;
3) системогенетический подход характеризуется преемственностью в развитии системы;
4) комплексный подход, в ходе которого происходит рассмотрение объекта с различных сторон исследуемого объекта, а также с учётом всех факторов и условий;
5) синергетический подход позволяет выявить процесс зарождения системы управления качеством образования;
6) человекоцентристский подход ориентирован на человека как управленца образовательной деятельностью;
7)программно-целевой подход предполагает изменение исследуемого объекта, то есть его системное преобразование;
8) ситуационный подход характеризуется выбором средств и способов к достижению цели, исходя из сложившейся ситуации;
9) квалиметрический подход предлагает измерительно-оценочные процедуры для оценки качества образования.
Несмотря на множество различных трактовок понятия «качество образования», многие исследователи сходятся во мнении, что качество образования в образовательных организациях необходимо рассматривать с точки зрения системного подхода к его организации и оценке. Система представляет собой совокупность действующих подсистем, взаимодействующих в определённых условиях для достижения какой-либо цели.
При этом для руководителя образовательной организации системно управлять детским садом – это развивать образовательную организацию на основе системного взаимодействия всех сотрудников образовательной организации для достижения качества образования.
Оценка качества образования в дошкольной организации рассматривается как оценка образовательных достижений воспитанников, качества усвоения образовательных программ, а также условий реализации образовательного процесса в конкретной образовательной организации.
Оценка качества образования на региональном уровне представляет собой деятельность всей образовательной системы региона и её подсистем с учётом стратегических приоритетов и учётов развития системы образования конкретного региона.
Любая образовательная организация может самостоятельно разрабатывать и принимать собственную систему оценки либо мониторинга качества образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/12/picture-336743-1413100158.jpg)
Развитие общих способностей у детей 3-5 лет.1.1 Сущность понятия «способности». Классификация способностей.
Теоретические основы развития способностей у детей 3-5 лет Сущность понятия «способности». Классификация способностей....
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/26/picture-434143-1682486897.jpg)
Перечень понятий по теме «Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении»
«Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении»...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/22/picture-740926-1453466167.jpg)
Сущность понятия «гендерный подход» к проведению артикуляционной гимнастики в старшей логопедической группе детского сада.
Гендерный подход в работе с детьми очень важен.И речевую коррекцию гендерный подход так же не обошел стороной....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/26/picture-837865-1477506109.jpg)
Сущность понятия интеграции в образовательном процессе
Рассматиривается понятие иньеграция, дается её классификация...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/25/picture-693294-1488054265.jpg)
Сущность понятия «Музыкального воспитания» в научной литературе
Необходимыми условиями формирования современного гармонически развитого человека являются богатство его внутренней культуры, высокий нравственный потенциал, хороший эстетический вкус. Поэтому одной из...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/26/picture-952315-1506382417.jpg)
Консультация для родителей "Сущность понятия физической культуры"
Консультация для родителей "Сущность понятия физической культуры"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/06/picture-1036238-1525615174.jpg)
Консультация для педагогов в рамкам семинара: « Повышения качества образования в дошкольной организации через эффективное взаимодействие с семьями воспитанников» «Понятие «взаимодействие»", «взаимодействие взрослого с ребенком» «педагогическое взаимод
laquo;Понятие «взаимодействие»", «взаимодействие взрослого с ребенком» «педагогическое взаимодействие» Типы взаимодейст...