Качество образования: сущность понятия
статья
В статье раскрывается сущность понятия "Качество образования". Качество образования рассматривается с различных психолого-педагогических характеристик.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kachestvo_obrazovaniya.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Качество образования: сущность, основные понятия.
Изучая разнообразные источники информации, можно обнаружить, что понятие «качество образования» очень многогранное и имеет множество трактовок.
В Федеральном Законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» качество образования предстаёт нам в качестве комплексной характеристики образовательной деятельности, подготовки обучающихся, которая выражается в степени соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям или потребностям юридических или физических лиц, в интересах которых проводится образовательная деятельность, в том числе и степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
Но «качество образования» необходимо рассматривать с позиций определения понятий: «качество» и «образование».
Определение качества в системном его понимании приводится в Большой советской энциклопедии. Качество при этом предстаёт нам в виде определённости предмета или явления, когда такой предмет или процесс находится в тесной взаимосвязи с другими такими же предметами или явлениями.
О.Е. Лебедев характеризует образование как специально организованный процесс развития у воспитанников навыков самостоятельного поиска и решения возникающих педагогических проблем, на основе их вхождения в культурный социум страны.
Таким образом, можно сказать, что качество образования составляют соответствие его стандарту, ожидания заказчиков образовательных услуг и личностные ожидания.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования уточняет, что системные особенности дошкольного образования предполагают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры при этом выступают в качестве социально-нормативных и возрастных характеристик возможных достижений дошкольника на этапе завершения дошкольного образования и не подлежат специальной оценке. ФГОС ДО предлагает педагогу проводить психологическую и педагогическую диагностику воспитанников, результаты которой могут помочь педагогу скорректировать программу детского развития. Но при этом ФГОС ДО не решает проблему оценки и мониторинга качества образования в дошкольной организации, так как целевые ориентиры не служат оценкой качества дошкольной образовательной организации.
Обеспечение качества образования в дошкольной организации невозможно без кадрового потенциала, что прописывается в профессиональном стандарте воспитателя, который вступил в силу с 2017 года.
Впервые основные принципы качества дошкольного образования упоминаются в концепции дошкольного воспитания:
1)принцип гуманизации предполагает воспитание гуманистических основ личности, уважение к своей Родине, природе и семье;
2) принцип развивающего характера образования ориентирован на сохранение и укрепление здоровья ребёнка, на развитие его мышления и речи;
3) принцип дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания говорит о развитии ребёнка в соответствии с его интересами, наклонностями, увлечениями;
4) принцип деидеологизации предполагает отказ от идеологии содержания тех образовательных программ, которые используются в детском саду.
С точки зрения Л.И. Фалюшиной, качество образования составляют высокая оценка профессиональной деятельности воспитателя родителями и детьми, успешность деятельности педагога с детьми, здоровьесбережение детей, рациональное использование рабочего времени воспитателя и учебного времени воспитанников, а также полное усвоение выбранных программ и хорошая подготовка детей к школе.
С.Е. Шишов раскрывает понятие качества образования как социальную категорию, определяющую состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие ожиданиям и потребностям различных социальных групп общества; качество образования формирует гражданскую, бытовую, профессиональную компетенции личности.
Н.В. Микляева рассматривает качество образования как совершенно определённый уровень знаний и умений, физического, умственного и нравственного развития выпускников образовательной организации, которого они достигли в соответствии с планируемыми целями воспитания и обучения.
Разные исследователи, изучая качество образования, выделяют различные его показатели. Так, например, Е.И. Терзиогло, следуя теории Ю.К. Бабанского, приводит в пример такие показатели качества образования в образовательной организации как управленческая деятельность, деятельность сотрудников и динамика процесса развития детей.
Л.И. Фалюшина рассматривает показатели качества образования с позиций участников воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении: детей, родителей, воспитателей и руководителя.
В.А. Зебзеева выделяет такие показатели как психическое развитие детей, показатели здоровья дошкольников, опосредованные показатели психического развития детей и качество образовательного процесса.
Debby Cryer предлагает комплексную оценку образовательной организации по Шкале ECERS – R: развивающая предметно-пространственная среда, присмотр и уход за детьми, речь и мышление, виды детской активности, взаимодействие, структурирование образовательной деятельности, родители и персонал. С точки зрения автора программы, качество образования – это такое образовательное пространство дошкольной организации, где всё служит для детской любознательности и наблюдательности, ребёнок сам добывает знания, создаёт «своё» искусство, умеет ставить перед собой цель и добиваться результатов её разрешения.
В основе методологии управления качеством образования в дошкольной образовательной организации лежат следующие подходы:
1) кибернетический подход предполагает единство процесса и результата качества образования, его реальных (фактических) и будущих составляющих;
2) системный подход рассматривает качество образования как системное новообразование, состоящее из взаимосвязанных компонентов, которые влияют на целостность образования;
3) системогенетический подход характеризуется преемственностью в развитии системы;
4) комплексный подход, в ходе которого происходит рассмотрение объекта с различных сторон исследуемого объекта, а также с учётом всех факторов и условий;
5) синергетический подход позволяет выявить процесс зарождения системы управления качеством образования;
6) человекоцентристский подход ориентирован на человека как управленца образовательной деятельностью;
7)программно-целевой подход предполагает изменение исследуемого объекта, то есть его системное преобразование;
8) ситуационный подход характеризуется выбором средств и способов к достижению цели, исходя из сложившейся ситуации;
9) квалиметрический подход предлагает измерительно-оценочные процедуры для оценки качества образования.
Несмотря на множество различных трактовок понятия «качество образования», многие исследователи сходятся во мнении, что качество образования в образовательных организациях необходимо рассматривать с точки зрения системного подхода к его организации и оценке. Система представляет собой совокупность действующих подсистем, взаимодействующих в определённых условиях для достижения какой-либо цели.
При этом для руководителя образовательной организации системно управлять детским садом – это развивать образовательную организацию на основе системного взаимодействия всех сотрудников образовательной организации для достижения качества образования.
Оценка качества образования в дошкольной организации рассматривается как оценка образовательных достижений воспитанников, качества усвоения образовательных программ, а также условий реализации образовательного процесса в конкретной образовательной организации.
Оценка качества образования на региональном уровне представляет собой деятельность всей образовательной системы региона и её подсистем с учётом стратегических приоритетов и учётов развития системы образования конкретного региона.
Любая образовательная организация может самостоятельно разрабатывать и принимать собственную систему оценки либо мониторинга качества образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие общих способностей у детей 3-5 лет.1.1 Сущность понятия «способности». Классификация способностей.
Теоретические основы развития способностей у детей 3-5 лет Сущность понятия «способности». Классификация способностей....
Перечень понятий по теме «Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении»
«Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении»...
Сущность понятия «гендерный подход» к проведению артикуляционной гимнастики в старшей логопедической группе детского сада.
Гендерный подход в работе с детьми очень важен.И речевую коррекцию гендерный подход так же не обошел стороной....
Сущность понятия интеграции в образовательном процессе
Рассматиривается понятие иньеграция, дается её классификация...
Сущность понятия «Музыкального воспитания» в научной литературе
Необходимыми условиями формирования современного гармонически развитого человека являются богатство его внутренней культуры, высокий нравственный потенциал, хороший эстетический вкус. Поэтому одной из...
Консультация для родителей "Сущность понятия физической культуры"
Консультация для родителей "Сущность понятия физической культуры"...
Консультация для педагогов в рамкам семинара: « Повышения качества образования в дошкольной организации через эффективное взаимодействие с семьями воспитанников» «Понятие «взаимодействие»", «взаимодействие взрослого с ребенком» «педагогическое взаимод
laquo;Понятие «взаимодействие»", «взаимодействие взрослого с ребенком» «педагогическое взаимодействие» Типы взаимодейст...