Рабочая программа средней группы № 6
рабочая программа (средняя группа)
Данная программа разработана для воспитанников средней группы №6 МКДОУ детский сад № 2на основе с нормативными документами и учебными пособиями.
Рабочая программа создана с учётом особенностей и традиций учреждения, предоставляющих возможности воспитанникам в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 46.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 2
Рабочая программа
средней группы № 3
на 2014 – 2015 учебный год
Воспитатель: Матюхина Юлия Фёдоровна IКК
(ФИО, наличие категории)
Острогожск 2018год
Пояснительная записка
Данная программа разработана для воспитанников средней группы №6 МКДОУ детский сад № 2на основе с нормативными документами и учебными пособиями.
Рабочая программа создана с учётом особенностей и традиций учреждения, предоставляющих возможности воспитанникам в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей личности.
Цель программы:планирование, организация и управление воспитательным процессом в средней группе.
Основные задачи программы:
• обеспечение ребенку возможности радостно и содержательно прожить дошкольные годы;
• обеспечение охраны и укрепление его здоровья (как физического, так и психического);
• всестороннее и своевременное психическое развитие;
• формирование активного и бережно-уважительного отношения к окружающему миру;
• приобщение к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству,
морали).
Основные принципы построения и реализации рабочей образовательной программы:
• соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования);
- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
- строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
- допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;
- строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой
Краткие сведения о детском коллективе
Большинство воспитанников средней группы № 3 воспитываются в полных семьях – 21 ребенка (из них из многодетной семьи 1 ребенок (Щербакова Настя)), 3 воспитанников - из неполной семьи, где воспитанием преимущественно занимаются матери (Мосин Артем, Курбатов Максим, Сергеев Матвей).
Дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют.
Количество детей средней группы -25, из них 13 мальчиков и 12 девочек.
Состав группы: (далее список группы по номерам)
Психолого-педагогические особенностидетей 4-5 лет.
К пяти годам складывается «психологический портрет» личности, в котором важная роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной, а также креативности.
Физическое развитие
В этом возрасте продолжается рост всех органов и систем, сохраняется потребность в движении. Двигательная активность становится целенаправленной, отвечает индивидуальному опыту и интересу, движения становятся осмысленными, мотивированными и управляемыми. Сохраняется высокая эмоциональная значимость процесса деятельности для ребенка, неспособность завершить ее по первому требованию.
Появляется способность к регуляции двигательной активности. У детей появляется интерес к познанию себя, своего тела, его строения, возможностей. У детей возникает потребность действовать совместно, быстро, ловко, в едином для всех детей темпе; соблюдать определенные интервалы во время передвижения в разных построениях, быть ведущим.
Уровень функциональных возможностей повышается.
Позитивные изменения наблюдаются в развитии моторики. Дошкольники лучше удерживают равновесии перешагивая через небольшие преграды., нанизывает бусины (20 шт.) средней величины (или пуговицы) на толстую леску.
В 4-5 лет у детей совершенствуются культурно-гигиенические навыки (хорошо освоен алгоритм умывания, одевания, приема пищи) : они аккуратны во время еды, умеют правильно надевать обувь, убирают на место свою одежду, игрушки, книги. В элементарном самообслуживании (одевание, раздевание, умывание и др.) проявляется самостоятельность ребенка.
Социально-личностное развитие
К 5 годам у детей возрастает интерес и потребность в общении, особенно со сверстниками, осознание своего положения среди них. Ребенок приобретает способы взаимодействия с другими людьми. Использует речь и другие средства общения для удовлетворения разнообразных потребностей. Лучше ориентируется в человеческих отношениях: способен заметить эмоциональное состояние близкого взрослого, сверстника, проявить внимание и сочувствие. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Совершенствуется умение пользоваться установленными формами вежливого обращения.
В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. В этом возрасте начинают появляться постоянные партнеры по игре. В общую игру может вовлекаться от двух до пяти детей, а продолжительность совместных игр составляет в среднем 15-20 мин.Ребенок начитает регулировать свое поведение в соответствии с принятыми в обществе нормами; умеет довести начатое дело до конца (соорудить конструкцию, убрать игрушки, правила игры и т. п.) - проявление произвольности.
У детей начинает формироваться способность контролировать свои эмоции в движении, чему способствует освоение ими языка эмоций (гаммы переживаний, настроений).
Эмоциональность пятилетнего ребенка отличается многообразием способов выражения своих чувств: радости, грусти, огорчения, удовольствия. Ребенок способен проявить сочувствие, сопереживание, которое лежит в основе нравственных поступков.
К 5-ти годам в элементарном выполнении отдельных поручений (дежурство по столовой, уход за растениями и животными) проявляется самостоятельность.
Познавательно-речевое развитие
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес.
В речевом развитии детей 4-5 лет улучшается произношение звуков (кроме сонорных) и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.
В познавательном развитии 4-5 летних детей характерна высокая мыслительная активность. 5-ти летние дети интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменения в живой и неживой природе, происхождение человека), профессиональной деятельностью взрослых и др., то есть начинает формироваться представление о различных сторонах окружающего мира. К 5-ти годам более развитым становится восприятие. Дети оказываются способными назвать форму на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов.
Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простыне схематизированные изображения для решения несложных задач.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
Художественно-эстетическое развитие
На пятом году жизни ребенок осознаннее воспринимает произведения художественно-изобразительно-музыкального творчества, легко устанавливает простые причинные связи в сюжете, композиции и т.п., эмоционально откликается на отраженные в произведении искусства действия, поступки, события, соотносит увиденное со своими представлениями о красивом, радостном, печальном, злом и т.д. У ребенка появляется желание делиться своими впечатлениями от встреч с искусством, со взрослыми и сверстниками. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунки становятся предметным и детализированным. В этом возрасте дети рисуют предметы прямоугольной, овальной формы, простые изображения животных. Дети могут своевременно насыщать ворс кисти краской, промывать по окончании работы. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Дети могут вырезать ножницами по прямой, диагонали, к 5 годам овладевают приемами вырезывания предметов круглой и овальной формы. Лепят предметы круглой, овальной, цилиндрической формы, простейших животных, рыб, птиц.
К 5-ти годам ребенок выполняет элементарные танцевальные движения (пружинка, подскоки, кружение и т.д.). Может петь протяжно, при этом вместе начинать и заканчивать пение. Развитию исполнительской деятельности способствует доминирование в данном возрасте продуктивной мотивации (спеть песню, станцевать танец, сыграть на инструменте). Дети делают первые попытки творчества
В основу организации образовательного процесса определен комплексно - тематический принцип с ведущей игровой деятельностью. Решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности детей и взрослых, а также в самостоятельной деятельности детей. Образовательные задачи решаются в процессе:
Совместной деятельности ребенка со взрослым в самостоятельной деятельности детей взаимодействие с семьями в ходе режимных моментов
в непосредственно образовательной деятельности(в процессе организации детских видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения)по реализации основной общеобразовательной программы.
В работе с детьми среднего дошкольного возраста используются преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности.
Воспитательно-образовательный процесс строится с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социальным заказом их родителей. Организация воспитательно-образовательного процесса обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач на достаточном материале. Образовательный процесс строится на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей.
Количество занятий, место проведений.
Непосредственно образовательная деятельность | Периодичность (в неделю, в месяц, в учебный год) | Место проведения занятий |
Физическая культура в помещении | 2 /8 /72 | универсальный зал |
Физическая культура на прогулке | 1 /4/36 | на спортивной площадке |
Познавательное развитие | 2 /8 /108 | игровая комната |
Развитие речи | 1 /4 /36 | игровая комната |
Рисование | 1 /4 /36 | игровая комната |
Лепка | 1 раз в 2 недели /2 /18 | игровая комната |
Аппликация | 1 раз в 2 недели /2 /18 | игровая комната |
Музыка | 2 /8 /72 | универсальный зал |
итого | 10 /40 /360 |
Перечень основных видов организованной образовательной деятельности
• игры дидактические, дидактические с элементами движения, сюжетно-ролевые, подвижные, психологические, музыкальные, хороводные, театрализованные, игры-драматизации, игры на прогулке, подвижные игры имитационного характера;
• просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач;
• чтение и обсуждение программных произведений разных жанров, чтение, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий;
• создание ситуаций педагогических, морального выбора; беседы социально-нравственного содержания, специальные рассказы воспитателя детям об интересных фактах и событиях, о выходе из трудных житейских ситуаций, ситуативные разговоры с детьми;
• наблюдения за трудом взрослых, за природой, на прогулке; сезонные наблюдения;
• изготовление предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности; создание макетов, коллекций и их оформление, изготовление украшений для группового помещения к праздникам, сувениров; украшение предметов для личного пользования;
• проектная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование, конструирование;
• оформление выставок работ народных мастеров, произведений декоративно-прикладного искусства, книг с иллюстрациями, репродукций произведений живописи и пр.; тематических выставок (по временам года, настроению и др.), выставок детского творчества, уголков природы;
• викторины, сочинение загадок;
• инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений, развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера;
• рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр.), произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.), обсуждение средств выразительности;
• продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) по замыслу, на темы народных потешек, по мотивам знакомых стихов и сказок, под музыку, на тему прочитанного или просмотренного произведения; рисование иллюстраций к художественным произведениям; рисование, лепка сказочных животных; творческие задания, рисование иллюстраций к прослушанным музыкальным произведениям;
• слушание и обсуждение народной, классической, детской музыки, дидактические игры, связанные с восприятием музыки;
• подыгрывание на музыкальных инструментах, оркестр детских музыкальных инструментов;
• пение, совместное пение, упражнения на развитие голосового аппарата, артикуляции, певческого голоса, беседы по содержанию песни (ответы на вопросы), драматизация песен;
• танцы, показ взрослым танцевальных и плясовых музыкально-ритмических движений, показ ребенком плясовых движений, совместные действия детей, совместное составление плясок под народные мелодии, хороводы;
•физкультурные занятия игровые, сюжетные, тематические (с одним видом физических упражнений), комплексные (с элементами развит речи, математики, конструирования), контрольно-диагностические, учебно-тренирующего характера, физкультминутки; игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, народных песенок, авторских стихотворений, считалок; сюжетные физкультурные занятия на тeмы прочитанных сказок, потешек; ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, игровые беседы с элементами движений.
Основные цели и задачи образовательной области
Цель программы– формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира.
Реализация цели происходит через решение следующих задач:
- формирования представления о количестве предметов разного цвета, размера, формы;
- развития умения определять равенства или неравенство частей множества;
- развития умения отсчитывать предметы из большого количества (на основе наглядности);
- совершенствование умения сравнивать предметы по величине;
- расширение представлений о геометрических фигурах;
- развитие умения ориентироваться в пространстве и во времени.
Календарно-тематическое планирование
непосредственно образовательной деятельности образовательной области «Познавательное развитие»
№ п/п | Дата | Тема | Цель, краткое содержание | Примечание | ||
по плану | фактическя | |||||
Формирование элементарных математических представлений (36 часов) | ||||||
1 | Адаптационный период | Подготовить детей к организованным занятиям по формированию элементарных математических представлений (способы измерения величин, количественные представления, ориентировка в пространстве и во времени и т.п.) | ||||
2 | Сравнение двух равных предметов группы | Совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов, обозначать результаты сравнения словами: поровну, столько – сколько. Закреплять умение сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами: большой, маленький, больше, меньше. Упражнять в определении пространственных направлений от себя и названии их словами: впереди, сзади, слева, справа | ||||
3 | Сравнение двух равных предметов группы | Учить: - сравнивать две группы предметов, разных по цвету; - обозначать результат сравнения словами: больше-меньше, поровну, столько-сколько. Уточнять представления о равенстве и неравенстве двух групп предметов. Закреплять умение различать и называть части суток (утро, вечер, день, ночь) | ||||
4 | Геометрические фигуры Сравнение двух равных предметов группы | Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине и ширине, обозначать результаты сравнения словами: длинный-короткий, длиннее - короче, широкий-узкий, шире-уже | ||||
5 | Ориентировка в пространстве Геометрические фигуры Сравнение двух равных предметов группы | Продолжать учить : -сравнивать две группы предметов, разных по форме; - называть отдельные части своего тела, в том числе симметричные (правая или левая рука, нога и т.д.); - использовать систему отчета пространственных направлений «на себя» в разных жизненных ситуациях при выполнении заданий на ориентировку в пространстве. Закреплять умения различать и называть плоские геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Упражнять в сравнении двух предметов по высоте, обозначая словами: высокий - низкий, выше-ниже. Помочь детям овладеть ориентировкой в окружающем «на себя» | ||||
6 | Счет Ориентировка в пространстве Геометрические фигуры Сравнение двух равных предметов группы | Учить понимать значение итогового числа, полученного в результате счета предметов в пределах 3, отвечать на вопрос «Сколько?». • Упражнять в умении определять геометрические фигуры (шар, куб, квадрат, треугольник, круг) осязательно-двигательным путем. • Закреплять умение различать левую и правую руки, определять пространственные направления и обозначать их словами: налево, направо, слева, справа. | ||||
7 | Счет Сравнение двух равных предметов группы Части суток | Учить считать в пределах 3, используя следующие приемы: при счете правой рукой указывать на каждый предмет слева направо, называть числа по порядку; согласовывать их в роде, числе и падеже. Упражнять в сравнение двух предметов по величине (длине, ширине, высоте). Расширять представления о частях суток и их последовательности |
Планируемые результаты освоения детьми программы
К концу года дети пяти лет могут:
- различать, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, форму, величину);
- считать до 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «Сколько всего?»;
- сравнивать две группы путем поштучного соотнесения предметов (составления пар);
- раскладывать 3-5 предметов различной величины (длины, ширины, высоты) в возрастающем (убывающем) порядке; рассказывать о величине, каждого предмета в ряду;
- различать и называть треугольник, круг, квадрат, прямоугольник; шар, куб, цилиндр; знать характерные отличия;
- находить в окружающей обстановке предметы, похожие на знакомые фигуры;
- определять направления движения от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз);
- различать левую и правую руки;
-определять части суток.
Диагностика освоения Программы
воспитанниками МКДОУ детский сад № 2
средней группы за 2014 /2015 учебный год
в направлении Познавательного развития
№ п/п | Ф.И. ребенка | Наименование образовательной области | ||||||||||||||
Познание. ФЭМП | ||||||||||||||||
Различает, из каких частей составлена группа предметов, называет их характерные особенности (цвет, размер, назначение) | Умеет считать до 5 (количественный счет), отвечает на вопрос «Сколько всего?» | Сравнивать количество предметов в группах на основе счета (до 5) путем штучного соотнесения предметов, определяет, каких предметов больше, меньше, равное количество | Уметь сравнивать два предмета по величине (больше – меньше, выше - ниже..) на основе приложения или наложения | Различает и называет круг, квадрат, треугольник, шар, куб, знает характерные отличия | Определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе (вверху-внизу, впереди-сзади), умеет двигаться в нужном направлении по сигналу | Определяет части суток | ||||||||||
сг | кг | сг | кг | сг | кг | сг | кг | сг | кг | сг | кг | сг | кг | |||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | ||
1 | ||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||
3 |
Список учебно-методического обеспечения
- От рождения до школы. Рабочая программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой-М.: мозаика – Синтез, 2014.
- Пономарева, И.А. , Позина, В.А. занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада-М. : Мозаика-Синтез, 2014.
- От рождения до школы. Комплексные занятия средняя группа / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой-М.: мозаика – Синтез, 2014
- Новикова В.П. математика в детском саду с детьми 4-5 лет-М.: Мозаика-Синтез. 2012..
- Рабочая тетрадь. Математика для малышей по программе «От рождения до школы» средняя группа.
- Рабочая тетрадь. Прописи для малышей по программе «От рождения до школы» средняя группа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...