Программа средней группы
рабочая программа (средняя группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад №322 компенсирующего вида»
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО:
Заведующий МБДОУ №322 Старший воспитатель
К. А. Мухаматгалеева А. В. Агаева
____________________ ___________________
«___»____________2018г. «__»________2018г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
СРЕДНЕЙ ГРУППЫ № 4
на 2018-2019 учебный год
Воспитатели: Э. С. Герасимовская.
Е.А. Потехина.
Красноярск 2018.
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа разработана на основе Основной Образовательной Программы МБДОУ для детей с тяжелыми речевыми нарушениями, в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами.
Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей средней группы и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.
Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи:
- Укрепление здоровья, приобщение к здоровому образу жизни, развитие двигательной и гигиенической культуры детей.
- Развитие гуманистической направленности отношения детей к миру, воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям.
- Развитие эстетических чувств детей, творческих способностей, эмоционально-ценностных ориентаций, приобщение воспитанников к искусству и художественной литературе.
- Развитие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных способностей детей, самостоятельности и инициативы, стремления к активной деятельности и творчеству.
Реализация цели осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:
- Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).
- Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;
- Самостоятельная деятельность детей.
- Взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей программы.
Таким образом, решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому.
- Возрастные особенности детей 4-5 лет.
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды.
Усложняются игры с мячом.
К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.
Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.
Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.
Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.
Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.
У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.
Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.
- Организация режима пребывания детей
в образовательном учреждении.
В детском саду разработан гибкий режим дня, учитывающий возрастные психофизиологические возможности детей, их интересы и потребности, обеспечивающий взаимосвязь планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду. Кроме того, учитываются климатические условия (в течение года режим дня меняется дважды). В отличие от зимнего в летний оздоровительный период увеличивается время пребывания детей на прогулке. Прогулка организуется 2 раза в день: в первую половину дня - до обеда и во вторую половину - после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -20°С и скорости ветра более 15 м/с. Во время прогулки с детьми проводятся игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещение МБДОУ. Дневному сну отводится 2- 2.20 часа. Самостоятельная деятельность детей (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена и др.) занимает в режиме дня не менее 3-4 часов.
Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию, составляет 11 занятий. Занятия, требующие повышенной познавательной активности детей, проводятся в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (среда, четверг). Для профилактики утомления детей такие занятия сочетаются с физкультурными, музыкальными занятиями.
Режим дня средней группы.
Время занятий и их количество в день регламентируется «Примерной Программой» и САНПиНами (не более 2-3 занятия в день не более 20 минут). Обязательным элементом каждого занятия является физминутка, которая позволяет отдохнуть, снять мышечное и умственное напряжение. Занятия с детьми, в основе которых доминирует игровая деятельность, в зависимости от программного содержания, проводятся фронтально, подгруппами, индивидуально. Такая форма организации образовательной деятельности позволяет педагогу уделить каждому воспитаннику максимум внимания, помочь при затруднении, побеседовать, выслушать ответ.
При выборе методик обучения предпочтение отдается развивающим методикам, способствующим формированию познавательной, социальной сфере развития.
Для гарантированной реализации государственного образовательного стандарта в четко определенные временные рамки образовательная нагрузка рассчитывается на 8 месяцев, без учета первой половины сентября, новогодних каникул, второй половины мая и трех летних месяцев.
Оценка эффективности образовательной деятельности осуществляется с помощью мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы. В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, дидактических игр и др.
Режим дня детей средней группы.
Режим дня составлен с расчетом на 10.5 часового пребывания детей в детском саду.
Виды деятельности | Время |
Прием, осмотр, игры, дежурство, утренняя гимнастика. | 7.30 – 8.20 |
Подготовка к завтраку, завтрак. | 8.20 – 8.50 |
Подготовка к образовательной деятельности | 8.50 – 9.00 |
Образовательная деятельность | 9.00 – 10.30 |
Игры, подготовка к прогулке. | 10.30 – 11.00 |
Прогулка. | 11.00 -12.10 |
Возвращение с прогулки. | 12.10 – 12.30 |
Подготовка к обеду, обед. | 12.30 – 13.00 |
Подготовка к сну, дневной сон. | 13.00 – 15.00 |
Подъем, воздушные и водные процедуры. | 15.00 – 15.15 |
Подготовка к полднику, полдник. | 15.15 – 15.25 |
Игры, самостоятельная художественная деятельность, индивидуальная и коррекционная работа по заданию логопеда. | 15.25 – 17.20 |
Подготовка к ужину, ужин. | 17.20 – 17.50 |
II. Перечень основных видов организованной образовательной деятельности
Виды образовательной деятельности | Количество |
Познавательное развитие: Формирование элементарных математических представлений Формирование целостной картины мира | 1 1 |
Речевое развитие: Логопедические занятия | 2 |
Художественно-эстетическое развитие: Рисование Лепка/аппликация | 1 1 |
Физическая культура | 3 |
Музыка | 2 |
Общее количество | 11 |
III. Содержание психолого-педагогической работы
Направление «Физическое развитие».
Цели: охрана и здоровье детей, формирование основы культуры здоровья:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
- воспитание культурно-гигиенических навыков;
- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья:
- Продолжать под руководством медицинских работников проводить комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов (воздух, солнце, вода) в сочетании с физическими упражнениями.
- Ежедневно проводить утреннюю гимнастику продолжительностью 8-10 минут.
- Во время образовательной деятельности, требующей высокую умственную нагрузку, и в промежутках между видами образовательной деятельности проводить физкультминутки длительностью 1 - 3 минуты.
- Приучать детей самостоятельно организовывать подвижные спортивные игры, выполнять спортивные упражнения на прогулке, используя имеющееся физкультурное оборудование: зимой кататься на санках, скользить по ледяным дорожкам, ходить на лыжах; в теплый период кататься на двухколесном велосипеде, самокате, роликовых коньках.
Воспитание культурно-гигиенических навыков:
- Воспитывать привычку быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользуясь индивидуальным полотенцем, чистить зубы, полоскать рот после еды, мыть ноги перед сном.
- Правильно пользоваться носовым платком и расческой, следить за своим внешним видом.
- Быстро раздеваться и одеваться, вешать одежду в определенном порядке, следить за чистотой одежды и обуви.
- Закреплять умение аккуратно пользоваться столовыми приборами, обращаться с просьбой, благодарить.
Формирование представлений о здоровом образе жизни:
- Мониторинг.
- Беседы:
«Урок здоровья».
«Расти здоровыми».
«Моё здоровье – моё богатство».
«Как устроен человек».
«О здоровье и чистоте».
«Умею беречь себя и свое тело»
- Игры:
«Здоровый малыш».
«Одень ребят на прогулку».
«Что сначала, что потом».
«Лабиринты здоровья».
«Опасно – не опасно».
«Вредно - полезно».
«Узнай и назови».
«Ты моя частичка».
«Полезная и вредная еда».
«Если кто – то заболел».
«Что такое хорошо, что такое плохо».
«Скорая помощь».
- Информация для родителей:
«Закаливание».
«Как предотвратить опасность?».
«Правила дорожного движения».
«Плоскостопие».
Направление «Социально-коммуникативное развитие».
Цели:
- освоение первоначальных представлений социального характера, включение детей в систему социальных отношений, развитие игровой деятельности детей;
- приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, принадлежности к мировому сообществу.
Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми:
- «Кривляки, хвастунишки и дразнилки».
- «Наше настроение».
- «Наши эмоции».
- «Хорошо ли быть злым?».
- «Цирк».
- «Учимся справляться с гневом».
- «Поговорим о доброте».
- «Радость».
- «Шаловливые игры».
- «Ссора».
- «Давайте жить дружно».
- «Мальчики и девочки».
- «Болезнь куклы».
- «Добрые и злые поступки».
Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу:
- «Такие разные и такие похожие».
- «Что мы знаем о своей Родине?».
- «Россия на шаре земном».
- «Как я отношусь к другим людям».
- «Зачем нужны правила».
- «Устное народное творчество – былины».
Дидактические игры: | Подвижные игры: | Сюжетно-ролевые игры: | Театрализованные игры: |
«Назови себя». «Назови ласково». «Волшебный стул». «Волшебная палочка». «Вот какая бабушка». «Чудесный мешочек». «Коврик примирения». «Как быть, что делать». «Посылка». «Про кого я говорю». «Опиши друга». «Обыграй превращения». «Найди ошибку». «Доскажи слово». «Так бывает или нет». «Закончи предложение». «Узнай, чей лист». «У кого кто». «Кто больше назовет действий». «Какое что бывает». «Назови лишнюю фигуру». «Подбери подходящее». «Правильный счет». «Кто где». «Ищи и находи». «Составь предмет». «Геометрическое лото». «Наш день» «Муравьи». «Бегите к цифре». «Рассеянный художник». «Магазин». «Догадайся, что я вижу». | «У медведя во бору» «Самолетики». «Через ручеек». «Лиса в курятнике». «Цветные автомобили». «Ловишки». «По ровненькой дорожке». «Зайчата». «Мышеловка». «Колпачок». «Воробышки и кот» «Лягушки». «Повар и котята». «Гуси – лебеди». «Пожарные на ученье». «Лохматый пес». | «Гости». «Детский сад». «День рождения». «Семья». «Магазин». «Ателье». «Строительная площадка». «Поликлиника». «Парикмахерская». «Путешествие». | Театр игрушек «Три поросенка». Театр игрушек «Семья». Пальчиковый театр «Колобок». Театр на фланелеграфе. Кукольный театр «Теремок» (русская народная сказка). Театр игрушек «Под грибом» В. Сутеев. Театр игрушек «Красная шапочка» пальчиковый театр. Театр игрушек «Кто сказал мяу?» В. Сутеев. Теневой театр. Театр игрушек «Лисичка со скалочкой» Театр на фланелеграфе. Театр игрушек «Репка». Пальчиковый театр. Театр игрушек «Буратино» А. Толстой. Театр игрушек «Петя и волк» С. Прокофьев. Кукольный театр. |
Направление «Познавательное развитие».
Цели:
- Обогащать математические представления через обследование и наблюдение предметов и явлений окружающего, доступные образы (зрительные, слуховые, осязательные, двигательные, словесные).
- Знакомить с параметрами величины протяженных предметов (длина, ширина, высота, толщина) и способами сравнения объектов по величине в процессе практической деятельности с наглядным материалом (путем наложения и приложения). Обозначать словом результаты своих действий.
- При наглядном восприятии и в практической деятельности показывать образование чисел в пределах 5. Знакомить с цифрами от 1 до 5. Развивать элементарные счетные навыки, используя изученные числа. Привлекать внимание к количественной характеристике объектов (сосчитай, сколько предметов, и покажи соответствующую цифру; отсчитай столько предметов, сколько показывает эта цифра).
- Конкретизировать и обогащать имеющиеся представления о количественных отношениях: сравни две группы предметов по количеству и расскажи о результатах сравнения (одних предметов больше (меньше), чем других; в одной группе предметов столько же, сколько в другой; в двух группах предметов поровну и т. п.).
- Способствовать пониманию отношений между натуральными (последовательными) числами (число 4 меньше 5 на один; число 5 больше 4 на один; число 3 меньше 4, но больше 2).
- Формировать представление о независимости числа от пространственного расположения элементов множества и величины объектов. Формировать понимание количественного и порядкового значения числа.
- Создавать условия для накопления чувственного опыта при восприятии формы. Способствовать накоплению пассивного и обогащению активного словаря при определении формы предметов окружающего мира. Обогащать представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник) и их свойствах (углы, стороны). Классифицировать предметы по заданному признаку (по форме, величине, цвету, количеству, назначению).
- Развивать элементарные пространственные ориентировки (вперед — назад, вверх — вниз, далеко — близко). Способствовать пониманию относительности пространственных характеристик. Определять и обозначать словами местоположение предметов относительно собственного тела, пространственное расположение объектов относительно друг друга, используя соответствующие грамматические формы. Использовать в общении с детьми разнообразные словесные обозначения соответствующих пространственных характеристик.
- Обогащать временные ориентировки. Расширять представления о временах года и частях суток. Формировать восприятие времени через собственную деятельность, наблюдение деятельности окружающих, изменений в природе. В повседневной жизни актуализировать и наполнять понятным детям содержанием временные характеристики.
- Формировать представления о природе (красота, многообразие, изменчивость и др.).
- Продолжать знакомство с отдельными представителями растительного и животного мира (уникальность, особенности внешнего вида, повадки), с закономерностями их жизнедеятельности в разное время года.
- Обогащать сознание информацией об отдельных объектах и явлениях неживой природы в соответствии с сезонными изменениями.
- Продолжать знакомство с качествами и свойствами объектов неживой природы (песок, вода, камень и др.) и природных материалов (дерево, глина и др.).
- Закреплять и обогащать социальные понятия (семья, город, село).
- Продолжать целенаправленно знакомить детей с различной деятельностью людей (профессиональная, бытовая (домашний труд), отдых и увлечения).
Месяц | ФЭМП | Формирование целостной картины мира | Сенсорное развитие |
Сентябрь. | Мониторинг. Сравнивать и уравнивать две группы предметов, обозначать результаты сравнения словами: столько же, поровну, больше, меньше. Упражнять в определении пространственных отношений от себя: впереди, сзади, слева, справа. Различать и называть части суток. Сравнивать предметы по разным величинам. Различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. | Наблюдение за индивидуальным развитием ребенка. «Здравствуй, здравствуй детский сад, очень он ребятам рад». «Мы игрушки выбираем, дружим с ними и играем». | Развивать восприятие; умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, расположение в пространстве). Включая разные органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Продолжать развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходства и различия. |
Октябрь. | Сравнивать две группы предметов, разных по форме, цвету, размеру. Учить считать и понимать значение итогового числа, полученного в результате счета в пределах 3. Расширять представления о частях суток и их последовательности. Развивать умение определять пространственные направления от себя: вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа. Различать и называть круг, квадрат, треугольник не зависимо от их размера. | «Осень добрая пришла, нам подарки принесла». «Есть у нас огород – посмотри, что там растет». «Фрукты радость для ребят, их в садах для нас растят». «У медведя во бору, грибы, ягоды сорву». | |
Ноябрь . | Познакомить с образованием числа 4,5 на основе сравнения двух групп предметов, считать в пределах четырех, пяти. Познакомить с порядковым значением числа, отвечать на вопросы «Который по счету?, «На каком месте?». Находить одинаковые по ширине, высоте, длине предметы. Познакомить с прямоугольником на основе сравнения с квадратом. | «О чем «рассказывает» одежда». «Я их чищу, берегу. По дорожке в них бегу». «Много разной есть посуды и нужна она нам всюду!». «Раз, два, три, четыре, много мебели в квартире». «От чистого сердца, | Продолжать знакомить с цветами спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый, серый и черный. |
Декабрь . | Счет в пределах 5, познакомить с порядковым значением числа 5. Сравнивать предметы по двум признакам величины, обозначать результаты сравнения словами. Познакомить с цилиндром; учить различать шар, куб, цилиндр. Развивать представления о последовательности частей суток. | «Серебром зима украсила все вокруг». «Настали зимние деньки - взяли лыжи и коньки». «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!». «Скоро, скоро Новый год! Скоро Дед Мороз придёт». | |
Январь. | Познакомить с пространственными отношениями, выражениями словами далеко – близко. Упражнять в счете звуков в пределах 5. Упражнять в счете предметов на ощупь в пределах 5. Объяснить значение слов вчера, сегодня, завтра. Учить сравнивать 3 предмета по величине. | «На птичьем дворе, Шум и гам на заре». «Тили-бом! Тили-бом! Приглашаем в кошкин дом!». «Кто в глуши лесной таится? Что за зверь?». | Продолжать формировать умение различать цвета. Показать детям особенности расположения цветовых тонов в спектре. Продолжать знакомить с различными геометрическими фигурами,. Формировать умение обследовать предметы разной формы; при обследовании включать движения рук по предмету. Совершенствовать глазомер. Продолжать развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходства и различия. Продолжать знакомить с цветами спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый (Хроматические) и белый, серый и черный (Ахроматические) |
Февраль. | Упражнять в счете звуков, предметов на ощупь. Познакомить с счетом движений. Упражнять в счете в пределах 5. Закреплять представления о значении слов вчера, сегодня, завтра. Учить сравнивать 3 предмета, раскладывать в возрастающем и убывающем порядке, обозначать результаты словами: самый широкий, уже, самый узкий. Узнавать и назвать знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Учить воспроизводить указанное количество движений; двигаться в заданном направлении. | «Все профессии хороши – выбирай на вкус». «Весь год, зимой и летом, в стальной костюм одеты». «Едет, плывет, летит. Кто за рулем сидит?». «Каждый мальчик может стать солдатом». | |
Март | Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от размера предметов, от расстояния между предметами. Сравнивать 4 – 5 предметов по высоте, раскладывать в возрастающем, убывающем порядке. Закреплять знания о геометрических фигурах, формах. | «Милая певунья, ласточка родная, к нам домой вернулась «Ты, весна, приходи, всю природу разбуди». «Прорастает сквозь снежок, К солнечным лучам, цветок». «Хватит звери вам скучать, уж весну пора встречать!». «Хорошо в деревне весной, куры ходят по двору, свинка шлет привет: хрю-хрю». | |
Апрель | Упражнять в умении видеть равные группы предметов при разном их расположении. Учить соотносить форму предметов с геометрическими фигурами. Закреплять навыки порядкового счета. | «Как прекрасен город наш!». «Нужно правила движения выполнять без возражения!» (ПДД). «Если дома ты один» (ОБЖ). «В зеленой стране на окне». | |
Май | «Майский праздник – День Победы, отмечает вся страна». «Аквариум, аквариум! Кусочек дна морского!». «Распускаются цветы и в саду, и на лугу, и в лесу, и в пруду». «В гостях у пчелки Майи». «Что ты мне подаришь, лето?». |
Направление «Развитие речи».
Цели:
- Обогащать, расширять и активизировать словарный запас детей. Обогащать детскую лексику новыми словами на основе углубленных представлений о предметах, явлениях и событиях окружающей действительности.
- Способствовать не только количественному росту словаря, но и его качественному совершенству. Поощрять проявления внимания детей к незнакомым словам и желание узнать, что они обозначают.
- Знакомить со словами, обозначающими качество, признаки и свойства предметов.
- Учить осуществлять подбор действий к предмету, объекту. Учить понимать обобщенное значение слов и пользоваться простейшими обобщениями в самостоятельной речи
- Знакомить с простейшими антонимами.
- Начинать знакомить с доступными детям многозначными словами разных частей речи
Речевое развитие реализуется преимущественно на занятиях коррекционного направления. В режимных моментах сохраняется общий речевой режим, предусмотренный для групп детей с нарушением речи.
«Чтение художественной литературы».
Цели:
- формирование интереса и потребности у детей;
- формирование целостной картины мира;
- развитие литературной речи;
- приобщение к словесному искусству.
Месяц | Организованная деятельность | Совместная деятельность |
Сентябрь | 1. Рассказывание русской народной сказки «Про Иванушку - дурачка». 2. Чтение рассказов об осени. 3. Рассказывание русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». 4.Заучивание стихотворения И. Бунин «Листопад» (отрывок). | Русский фольклор. Небылицы. «Наш козел…»; «Зайчишка трусишка…»; «Дон! Дон! Дон!»; «Гуси, вы гуси»; «Ножки, ножки, где вы были?»; «Сидит, сидит зайка»; «Кот на печку пошел»; «Сегодня день целый»; «Барашеньки»; «Идет лисичка по мосту»; «Солнышко-ведрышко»; «Иди весна, иди красна». Сказки: «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля; «Жихарка» обр. И. Карнауховой; «Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова; «Лиса и козел» обр. О. Капицы; «Привередница»; «Лиса-лапотница» обр. В. Даля; «Петушок и бобовое зернышко» обр. О. Капицы. Фольклор народов мира Песенки. «Рыбки»; «Утята» франц., обр. Н. Гернет и С. Гиппиус; «Чив, чив воробей» пер. с коми-пермяц. В. Климов; «Пальцы» пер. с нем. Л. Яхина; «Мешок» татар., пер. Р. Ягофарова, пересказ Л. Кузьмина. Сказки. «Три поросенка», пер. с англ. С Михалкова; «Заяц и еж» из сказок братьев Грим, пер. с нем. А. Введенского, под ред. С Маршака; «Красная шапочка», из сказок Ш. Перро, пер. с франц. Т. Габбе; братья Грим «Бременские музыканты», нем., пер. В Введенского, под ред. С Маршака. Поэзия. И, Бунин «Листопад» (отрывок); А. Фет «Мама, глянь-ка из окошка!»; Я. Аким «Первый снег»; А. Барто «Уехали»; С. Дрожжин «Улицей гуляет» (из стихотворения «В крестьянской семье»; С. Есенин «Поет зима – аукает…»; Н. Некрасов «Не ветер бушует над бором» из поэмы «Мороз, Красный нос»; С. Маршак «Багаж», «Про все на свете», «Вот, какой рассеянный», «Мяч»; С. Михалков «Дядя Степа»; Е. Баратынский «Весна, весна»; «Дом гнома, гном – дома»; Э. Успенский «Разгром»; Д. Хармс «Очень страшная история» Проза. В. Вересаев «Братишка»; А. Введенский «О девочке Маше, о собачке Петушке и о кошке Ниточке» (главы из книги); М. Зощенко «Показательный ребенок»; К. Ушинской «Бодливая корова»; С Воронин «Воинственный Жако»; С. Георгиев «Бабушкин садик»; Н. Носов «Заплатка», «Затейники»; Л. Пантелеев «На море» (главы из книги «Рассказы о Белочке и Тамарочке»); В. Бианки «Подкидыш»; Н. Сладков «Неслух». Литературные сказки. В. Осеева «Волшебная иголочка»; Р. Сев. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»; К. Чуковский «Телефон»;
|
Октябрь | 1. Чтение сказки «Зимовье» обр. И. Соколова-Микитова. 2. Ознакомление с малыми фольклорными формами. 3. Чтение сказки «Лисичка-сестричка и волк» обр. М. Булатова 4. Заучивание стихотворения А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало...». | |
Ноябрь | 1. Чтение сказки «Федорино горе». 2.Чтение басни «Мальчик стерег овец». 3. Чтение В. Бианки «Первая охота». 4. Чтение стихотворения А. Майков «Осенние листья по ветру кружат». | |
Декабрь | 1. Малые фольклорные формы. 2. Рассказывание сказки «Зимовье» обр. И. Соколова-Микитова. 3. Заучивание стихотворения И. Суриков «Зима». 4. Ю. Мориц «Песенка про сказку». | |
Январь | 1. Чтение К. Чуковские «Телефон» 2. Чтение М. Горький «Воробьишко». 3. Заучивание стихотворения С.Есенина «Береза». 4. Чтение сказки «Три поросенка». | |
Февраль | 1. Малые фольклорные формы 2. Чтение сказки Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про Камара Коморовича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий Хвост». 3. Чтение басни Л. Толстой «Хотела галка пить». 4.Чтение сказки В. Бианки «Первая охота». | Поэзия. В. Витка «Считалочка», пер. с белорус. И. Токмаковой; Ю. Тувим «Чудеса», пер. с польск. В. Приходько; «Про пана Трулялинского», пер. с польск. Б. Заходера; Ф. Губин «Слезы», пер. с чеш. Е. Солоновича Литературные сказки. А. Милн «Вини-пух и все – все – все» (главы из книги), пер. с англ. Б.Заходера; Э. Блайтон 2Знаменитый утенок Тим» (главы из книги) пер. с англ. Э. Паперной; Т. Эгнер «Приключения в лесу Елки – на горке» (главы из книги), пер. с норв. Л. Брауде; Д. Биссет «Про мальчика, который рычал на тигров», пер. с англ. Н. Шерешевской; Э. Хогарт «Мафин и его веселые друзья» (главы из книги), пер. с англ. О. Образцовой и Н. Шанько Стихи. «Дед хотел уху сварить», «Ножки, ножки, где вы были?» рус. нар. песенки; А. Пушкин «Ветер, Ветер! Ты могуч» (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»); З. Александрова «Елочка»; Л. Николаенко «Кто рассыпал колокольчики»; В. Орлов «С базара»; Е. Серова «Кошачьи лапки» (из цикла «Наши цветы»); «Купите лук», шотл. Нар. песенка, пер. И. Токмаковой |
Март | 1. Чтение рассказов стихотворений о весне. 2. Чтение басни Л. Толстой «Отец приказал сыновьям». 3.Чтение С Вангеле «Подснежники». (главы из книги «Гуруцэ – капитан коробля»), пер. с молд. В. Берестова | |
Апрель | 1. Малые фольклорные формы 2. Заучивание стихотворения «Почему медведь зимой спит». 3. Чтение сказки Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей». (главы из книги) | |
Май | 1. Чтение А. Барто «Я знаю, что надо придумать». 2. Чтение Е. Серова «Одуванчик». 3. Составление рассказов на тему «Весна». 4.Литературная викторина |
Направление «Художественно-эстетическое развитие».
Цели:
- формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении:
- развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликации, художественный труд);
- развитие детского творчества;
- приобщение к изобразительному искусству.
Месяц | Рисование | Лепка | Аппликация | |
Сентябрь | Наблюдение за индивидуальным развитием ребенка.
| Наблюдение за индивидуальным развитием ребенка.
| Наблюдение за индивидуальным развитием ребенка. | |
Октябрь | «Краски осени». «Витамины с грядки». «Фрукты на тарелочке». «Веточка рябины, гроздь калины». | «Овощи для борща». «Лукошко с грибами для белочки». | «Листья желтые летят..». «Фруктовый компот». | |
Ноябрь | «Сапоги для Кота в сапогах». «Тарелочка с узором». «Кроватка для Маши». | «Красивые сапожки для сороконожки». «Стол и стул для куклы Тани». | «Украшение платья для куклы». «Чайная пара». | |
Декабрь | «Зимнее одеяло». «Нарисуй, какую хочешь картинку». «Вот на ветках, посмотри, в красных майках снегири». «Новогодняя открытка».
| «Саночки». | «Веселый снеговик». «Птицы на ветках». | |
Январь | «Дымковский петушок». «Праздник «Коляда». «Зайка, зайка, попляши». Декоративное рисование.
| «Наши маленькие утята». «Мишенька – медведь». | «Кто сказал «Мяу». «Мы – строители». | |
Февраль | «На троллейбусе мы едем». «Я бы в летчики пошел». «Ласточка, весною в сени к нам лети» | «Вертолет». (пластилинография). «Танк».
| «Галстук для папы». «Прилетай к нам, скворушка». | |
Март | «К нам весна пришла». «Первые подснежники». «Зайка серенький». «Милый маленький цыпленок». | «Мой цветок». «Забавный поросенок». | «Цветы для мамы». «Ежик». | |
Апрель | «Мой город». «Золотая хохлома». «Каждый знает гражданин – при пожаре 01!». «Горшок с фиалкой». | «Страна дорожных знаков». «Моя любимая игрушка». | «Улицы родного города». «Хохломская вазочка». | |
Май | «День победы». «Золотая рыбка». «Весенняя полянка». «Весенние цветы». | «Пчелка Майя». | «Открытка ко Дню Победы!». «Мой цветочек». |
«Трудовая деятельность».
Цели:
- формирование положительного отношения к труду
- развитие трудовой деятельности;
- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
«Самообслуживание»:
- Совершенствовать умение одевания и раздевания в определенной последовательности.
- Приучать самостоятельно готовить и убирать рабочее место для деятельности.
- Воспитывать бережное отношение к вещам.
- Формирование основ опрятности.
«Хозяйственно – бытовой труд»:
- Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений.
- Приучать соблюдать порядок и чистоту в помещениях и на участке.
- Закреплять умение детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных.
«Труд в природе»:
- Продолжать воспитывать заботливое отношение к растениям животным, птицам, рыбам и учить ухаживать за ними.
- Приобщать к работе по выращиванию зелени для корма птиц в зимнее время.
- Привлекать детей к подкормке птиц.
- Приучать к работе на огороде и цветнике.
«Основы безопасности собственной жизнедеятельности».
Цели:
- формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, формирование предпосылок экологического сознания.
- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способов поведения в них;
- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Месяц. | Ситуации. | Совместная деятельность. | Работа с родителями. |
Сентябрь. | 1 неделя: Рассматривание альбома, беседа: «Пожар это страшное бедствие». Цель: прививать навыки осторожного обращения с огнем. Воспитывать желание помочь другому ребенку в затруднительной ситуации. 2 неделя: Ситуативная беседа: « Как себя вести с незнакомыми людьми». Цель: рассмотреть и обсудить с детьми опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице, дома. Научить детей правильно себя вести в таких ситуациях. 3 неделя: Ситуативные беседы: «Когда ты один дома». Индивидуальные беседы: «Мне страшно». Обратить внимание детей на причины возникновения страхов, их отрицательное влияние на состояние человека. Просмотр презентации: «Торопыжка на улице». 4 неделя: Игровые ситуации: «В гостях у Мойдодыра». Цель: формировать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур, интерес к здоровому образу жизни. | Рассматривание альбома. Игра словесная: «Можно, нельзя». (правила поведения вблизи дороги). Д/игра:«Отгадай загадку». закрепить знания о транспорте, дорожных знаках. Чтение сказки «Волк и семеро козлят». Д/и «Угадай транспорт» Цель: закреплять представления детей о транспорте, умение по описанию (загадке) узнавать предметы; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность. Рисование транспорта с помощью трафарета. Чтение К.И. Чуковского «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая». Рассматривание книги: «Как устроено тело человека». Ознакомить детей с тем, как устроено тело человека. Обыгрывание ситуации «Мы – пешеходы». (правила поведения при переходе улицы). | Консультация в родительском уголке: «Пожароопасные предметы дома». Совместное изготовление макета по правилам дорожного движения: «Моя дорога в детский сад». |
Октябрь. | 1 неделя: Рассматривание иллюстраций, беседы: «Предметы, требующие осторожного обращения». Цель: формировать знания об основных предметах, опасных для жизни и здоровья; помочь детям самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами. Проблемная ситуация: «Как правильно переходить улицу». 2 неделя: «Экскурсия» по групповой комнате, беседа: «Безопасность в группе». Рассмотреть с детьми различные ситуации, обсудить, какие места в группе могут быть опасными при нарушении дисциплины. Моделирование ситуации «Играем на дороге» - знакомить с тем, чем опасны игры на проезжей части дороги. 3неделя: Рассматривание картинок из серии: «Как избежать неприятностей дома?» - с чтением стихов. Ситуации — загадки (картины)— учить оценивать ситуации правильного и неправильного поведения. «Посмотри налево — посмотри направо». Цель: закрепить с детьми правила безопасности вблизи проезжей части. Воспитывать у детей культуру поведения на дороге. 4 неделя: Беседа: «В мире опасных предметов». (друзья и недруги)- продолжать учить правила безопасности в быту. Цель: закрепить с детьми правила обращения с предметами, какие нельзя брать детям вообще. Воспитывать у детей осторожность при обращении с незнакомыми предметами. Просмотр презентации: «Красный, желтый, зеленый». (закрепить представление о назначении светофора). | Д/игра: «Веселый жезл». Цель: обобщить представления о правилах поведения пешеходов на улице; активизировать знания детей; воспитывать желание выполнять ПДД в жизни. Сюжетно-ролевая игра «Автобус». Д/игра: «Собери знак». Цель: развитие мышления. Д/И: «Чего не стало» - развивать внимание, учить правильно называть предмет, называть для чего он нужен.
С, Михалков «Моя улица», «Дядя Степа— милиционер»-закреплять навыки правильного поведения на улице. «Путаница» К.И. Чуковский. Чтение потешки: «Тили- бом, тили-бом...». Коммуникативная игра: «Опасно – неопасно». Д/И: «Дорожные знаки». «Помоги Зайке перейти дорогу». | Памятка для родителей: «Мы – пешеходы». |
Ноябрь. | Беседа: «Люди вокруг нас». Уточнять знания об окружающих людях (родные и близкие, знакомые и незнакомые). Объяснить разницу во взаимоотношениях с ними. Беседа о правилах поведения в общественном транспорте. Цель: познакомить с правилами поведения в общественном транспорте; воспитывать желание соблюдать эти правила. 2 неделя: Моделирование ситуации: «Найди дорогу в группу, если ты потерялся». (учить называть свои фамилия имя, домашний адрес). Беседа: «Мигающие человечки». Цель: учить детей действовать в качестве пешеходов, соблюдать правила, познакомить с «пешеходным» светофором. 3 неделя: Беседа: «Красивая коробка». Цель: рассмотреть и обсудить причины и ситуации при нахождении неизвестного предмета. 4 неделя: Беседа: «Другие опасности дома». Рассказать детям об опасностях, подстерегающих их при неправильном поведении в доме (лифт, балкон, окно). Убедить быть осторожными.
| Рассказывание сказки Ш.Перро «Красная Шапочка»- учим правило «не говори с незнакомыми людьми». Д/И: «Подумай - отгадай». Цель: активизировать процессы мышления, внимания и речи детей; уточнить представление о транспорте и правилах дорожного движения.
С/р игра: «Семья». Чтение: М. Бородицкая «Разговор с пчелой».
Просмотр мультфильма: «Светофор», серия «Смешарики». Д/игра: «Собери картинку». Цель: систематизировать знания о профессии людей работающих на транспорте, о различных видах транспорта. Д/игра: «Беззаботный зайка». Помочь детям запомнить правила перехода дороги, пояснить, как нужно действовать в различных ситуациях. | Консультация в родительском уголке: «Приемы обучения юного пешехода». |
Декабрь. | 1 неделя: Викторина: «Огонь – друг и враг человека». 2 неделя: «Служба «02». Цель: рассказать о профессии «милиционер», познакомить с номером «02»; научить вызывать милицию по телефону в экстренных случаях. 3 неделя: Рассматривание макета дороги. Цель: закреплять знание детей о составных частях улицы (дом, тротуар, дорога), о поведении на улице вблизи дороги. Беседа: «Бенгальские огни». Цель: сформировать чувство опасности огня; довести до сознания мысль о том, что этими предметами нельзя пользоваться самостоятельно. 4 неделя: Беседа с детьми на тему: «Пусть ёлка новогодняя нам радость принесет!». Цель: довести до понимания детей, что хлопушка, гирлянда – это не игрушки. Предостеречь детей от травм. | Сюжетно-ролевая игра: «Мы пожарные». Чтение художественной литературы: С. Волков «Про правила дорожного движения». Рисование: «Трёхглазый дружок». Чтение С. Михалкова «Дядя Степа милиционер». П/игра: «Сигналы светофора». Отгадывание загадок о транспорте, правилах дорожного движения. Чтение отрывка из книги Сегал и Ильина: «Машины на нашей улице». Сюжетно-ролевая игра: «Мы пожарные». Д/игра: « Дорожные знаки для пешеходов и водителей». Чтение стихотворения Я. Пишумова «Азбука города». | Совместная выставка рисунков: «Огонь – друг, огонь – враг». |
Январь. | 3 неделя: Беседа «Как вести себя на горке». Цель: закрепить правила поведения на горке: не толкаться, не размахивать ледянками. На примерах показать к чему это может привести. Воспитывать культуру поведения на горке.
4 неделя: «Торопышка, не спеши». Правила поведения на улице. Пешеход. Цель: познакомить детей с некоторыми правилами передвижения пешеходов по улице, дать понятия: пешеход, наземный, подземный переход. «Осторожно – электроприборы!». Загадки по правилам пожарной безопасности. | Д/игра: Бульвар дорожных знаков». «Сами не видят, а другим указывают». Цель: продолжить знакомить детей с дорожными знаками, с их назначением. Учить запоминать знаки. Обратить особое внимание детей на пешеходную разметку «зебра». Словесная игра: «Найди правильное решение». | |
Февраль. | 1 неделя: Беседа: «Чужая машина». Цель: дать детям знания о том, что нельзя садиться в чужую машину и вступать в разговор с водителем, даже если это женщина- ласковая и приветливая. 2 неделя: Беседа: «Посадка в общественный транспорт». Цель: учить правилам поведения при посадке в общественный транспорт и выходе из него. Продолжать учить узнавать места остановок общественного транспорта. 3 неделя: Беседа: «Поплотнее кран закрой - осторожен будь с водой». Цель: познакомить детей с правилами пользования водой в доме. Воспитывать осторожность при обращении с водой. 4 неделя: «Путешествие в страну Безопасности». Цель: расширение знаний детей об улицах города; закрепление навыков поведения в транспорте; закрепление знаний о дорожных знаках, светофоре, о их значениях; формирование у детей наблюдательности, осторожности на дороге. | С\р игра: «Я сегодня пешеход». Цель: закрепить правила поведения пешехода на улице. Продолжать учить детей обращать внимание на дорожные знаки. Чтение сказки «Неосторожная Резвушка». Цель: довести до понимания детей как опасно брать незнакомые таблетки в рот, что это может быть опасно для здоровья. Воспитывать безопасность, осторожность. Просмотр мультфильма: «Дорожная сказка». Цель: закрепить с детьми знаки: «пешеходный переход», « подземный переход», «Внимание! Дети». «Незнакомые люди». Чтение и обсуждение сказки про незнакомцев, с которыми нельзя никуда ходить И.Гурина. | |
Март: | 1 неделя: Беседа: «Железнодорожный транспорт». Цель: формировать у детей представление о железнодорожном транспорте, познакомить с профессиями людей, работающих на железнодорожном транспорте. Беседа: «Звонок в дверь». Цель: дать знания о том, как вести себя, если в дверь позвонил незнакомый человек и как вести себя, если ребёнок подошёл к своей квартире, а дверь приоткрыта или сломан замок.
2 неделя: «Помоги Мишке стать здоровым». Цель: формировать представления у детей о правильном режиме дня и о пользе его соблюдения для здоровья. 3 неделя: Беседа: «Гуляем в парке». Цель: дать детям знания о том, что нельзя одним, без взрослых, уходить далеко от дома, убегать из садика. 4 неделя: Беседа: «Хочу тебя угостить». Цель: дать детям знания о том, что нельзя вступать в разговоры с незнакомцами, идти с ними; и , что бы они не предлагали, отвечать: «нет» и сразу уходить туда, где много людей, при необходимости кричать и звать на помощь. | П /игра «Поезд». Цель: развивать у детей умение выполнять движения по звуковому сигналу, закреплять навык построения в колонну, упражнять в ходьбе, беге друг за другом. Д/игра: «Это я, это я – это все мои друзья» Цель: закрепить правила поведения на улице и в транспорте. Д/игра: «В гостях у светофора». Цель: уточнять представление о работе светофора, учить решать проблемные ситуации, в которых оказались невнимательные пешеходы. Воспитывать внимание, умение ориентироваться в пространстве. Д/игра: « Играй, да смекай!». Цель: развивать умственные способности и зрительное восприятие; учить соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением. | |
Апрель. | 1 неделя: Беседа: «Когда мы пассажиры». Цель: закрепить понятия «пешеход», «пассажир», представление о правилах поведения в общественном транспорте, воспитывать вежливое отношение друг к другу. 2 неделя: Беседа: «Безопасное общение с домашними животными». Цель: Закрепить с детьми правила безопасного общения с домашними животными. Воспитывать осторожность при общении с домашними животными. 3 неделя: Беседа: «Если хочешь быть здоров...» Цель: знакомить с понятием «здоровье». Объяснять, что значит быть здоровым, как беречь здоровье. 4 неделя: Беседа: «Мчаться по улице автомобили» - закрепить знания о видах общественного транспорта, расширить представление о правилах поведения в нём. Дать представление специальном транспорте. | Чтение рассказа «Бумажный самолетик». Цель: помочь детям объяснить выражение «Детские шалости – малые малости, да к большой беде могут привести». Закрепить с детьми действия, которые могут привести к пожару. Воспитывать осторожность при обращении с огнем. Сюжетно/р игра:«Водители». Цель: формировать умение взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами. Чтение сказки К.И. Чуковского «Айболит». Игровой самомассаж «Чтобы горло не болело». С\р игра: «Экскурсия по нашему городу». Цель: закреплять ранее полученные знания о правилах дорожного движения. Д/ игры: «Что где лежит» «Каждой вещи свое место». Цель: Продолжать учить детей поддерживать порядок в групповой комнате, предвидеть опасность, скрытую в «опасных», ломанных и разбросанных игрушках. | Санбюлютень в родительском уголке: «Рецепты народной медицины». |
Май. | 1 неделя: Беседа: «Юный пешеход». Цель: учить детей различать дорожные знаки; развивать устойчивые навыки безопасного поведения на улице. Воспитывать в детях чувство ответственности, довести до сознания детей, к чему может привести нарушение правил дорожного движения. 2 неделя: Беседа: «Открытое окно». Цель: рассказать о правилах безопасности рядом с открытыми окнами и балконами. Побуждать детей к обсуждению и анализу конкретных ситуаций. 3 неделя: Беседа: «Колючие опасности». Цель: познакомить детей с опасными предметами и правилами обращения с ними. 4 неделя: Беседа: «Безопасность в природе». Цель: познакомить детей с теми опасностями, которые поджидают, когда они с родителями выезжают в лес, познакомить с основными правилами безопасности в лесу. Развивать внимание, память, инстинкт самосохранения. Воспитывать чувство коллективизма. | Чтение сказки: «Сказка про электрический ток» И.Гурина. Цель: Закрепить с детьми правила безопасного поведения дома: нельзя трогать розетки. Воспитывать у детей осторожность. Чтение стихотворения Ю.Яковлева «Футбольный мяч». Цель: закрепить с детьми правила безопасности: нельзя играть вблизи дорог. Воспитывать культуру поведения вблизи дорог. Д/ игры: «Можно – нельзя», «Отбери опасные предметы». П/игра: «Полоса препятствий». Цель: закрепить знания правил дорожного движения, развивать дух соревнования Д/и «Разрезные знаки». Цель: развивать умение различать дорожные знаки; закрепить название дорожных знаков; развивать у детей логическое мышление, глазомер. |
Перспективный план по взаимодействию с родителями.
Цель: Сплочение родителей и педагогов ДОУ и создание единых установок на формирование у дошкольников ценностных ориентиров.
Название мероприятия. | Цели и задачи проведения. | |
Сентябрь. | Беседа с родителями «Начинаем учиться вместе!». Индивидуальная работа: анкетирование «Давайте познакомимся», «Ваши пожелания». Родительское собрание «Путешествие в страну знаний». Семейная гостиная: «Давайте познакомимся». Совместная выставка поделок из природного материала «Осень – золотинушка». Оформление газеты «Семья вместе – душа на месте». | Ознакомление родителей с планом на год. Выявление запросов, интересов и пожеланий при организации образовательных и воспитательных услуг в МДОУ. Познакомить родителей с задачами и особенностями образовательной работы, задачами ДОУ на новый учебный год. Познакомить и сблизить родителей группы. Заинтересовать в проведении совместных мероприятий. Привлечь родителей к экологическому воспитанию детей, совместному труду; сплочение в общем деле. |
Октябрь. | Беседа с родителями: «Развитие ребенка 4-5 лет». Оформление наглядно – текстовой информации: «Если хочешь быть здоровым – закаляйся!». Совместное участие в выставке рисунков «Осенние зарисовки». Совместное проведение осеннего праздника «У медведя во бору». Памятка для родителей: «Мы – пешеходы». | Помочь родителям лучше разбираться в возрастных и индивидуальных особенностях детей 4-5 лет. Ознакомление родителей с приемами профилактики простудных заболеваний в осенне – зимний период. Вовлечение родителей в детскую деятельность, раскрытие творческих способностей и воображения детей; расширение работы с родителями воспитанников. Развивать желание проводить активно совместные праздники, получать удовлетворение от подготовленных общим коллективом развлечений, воспитывать сплочённость. Приобщение к участию в украшение группы, зала.
Распространение знаний по правилам дорожного движения среди родителей. |
Ноябрь. | Консультация: «Что делать если ребенок не хочет убирать за собой игрушки». День добрых дел: «Каждой пичужке своя кормушка!». Оформление папки-передвижки «Поздняя осень» Конкурс совместных творческих работ с детьми ко дню матери «С папой мы рисуем маму…». Фотовыставка «Мамины помощники» - ко Дню Матери. Совместное проведение праздника, посвященному Дню Матери. | Дать рекомендации родителям о способах воздействия на ребенка. Привлечь родителей к нравственному воспитанию детей, изготовлению кормушек для зимующих птиц, совместному труду; сплочение детского и взрослого коллектива. Расширить представление детей и родителей о времени года «осень». Вовлечение родителей в детскую деятельность, раскрытие творческих способностей и воображения детей; расширение работы с родителями воспитанников. Развивать желание проводить активно совместные праздники, получать удовлетворение от подготовленных общим коллективом развлечений, воспитывать сплочённость |
Декабрь. | Круглый стол «Воспитываем добротой». Родительский форум «Поговорим о нравственности». Родительское собрание «Игрушка - антиигрушка. Как наши дети играют». Праздничный новогодний карнавал: «Здравствуй, Новый год!». Папка передвижка «Зима и зимние приметы». Совместная работа с родителями и детьми «Наш волшебный городок». Совместная выставка рисунков: «Огонь – друг, огонь – враг». | Познакомить с наилучшими способами общения, наказания, поощрения детей, разъяснения им норм нравственности. Обсудить домашние проблемы в общении с детьми, предложить помощь на дому. Дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка; заинтересовать проблемой; приобщить к игре ребенка в условиях семьи; вооружить родителей знаниями о целесообразном педагогическом подборе игрушек. Развивать желание проводить активно совместные праздники, получать удовлетворение от подготовленных общим коллективом развлечений, воспитывать сплочённость. Приобщение к участию, в украшение группы, зала. Расширить представление детей и родителей о времени года «Зима». Привлечь родителей к совместной деятельности в постройке снежного городка на участке, активизация творчества родителей и детей |
Январь. | Наглядная информация «Как сделать зимнюю прогулку с малышом приятной и полезной?». Памятки для родителей: «Искусство наказывать и прощать», «Как правильно общаться с детьми». | Познакомить с наилучшими способами общения, наказания, поощрения детей, разъяснения им норм нравственности. Индивидуальные беседы, обсуждение конкретных проблем, случаев. Приобщать родителей к созданию предметно-пространственной развивающей среды |
Февраль. | Консультация: «Как провести выходной день с детьми». Индивидуальная беседа «Зимние травмы» Фотовыставка «Лучше папы друга нет». Совместное физкультурное развлечение: «Мой папа – самый лучший». | Помочь родителям организовать досуг детей, обострить восприятие детей Познакомить родителей с травмами детей на улице в зимнее время. Включение родителей в совместную деятельность. Приобщение семей к здоровому образу жизни, активному отдыху, спорту. Включение родителей в совместную деятельность. |
Март. | «Книга – лучший друг детей» (выставка любимых книг ребенка - посвященный неделе детской книги). Развлечение « Мамочки роднее нет». Тематическая выставка семейных поделок: «Золотые руки наших мам». Оформление семейных фотогазет «Мы — мамины помощники». Оформление папки-передвижки «Детские конфликты» Совместное создание в группе огорода. (Посадка лука, рассады). | Привлекать родителей и детей к совместным семейным чтениям детской дошкольной литературы, воспитывать любовь к книге, формировать желание к совместным походам и экскурсиям. Раскрыть умение родителей изготавливать поделки из бросового материала; воспитывать желание приносить детям радость, воспитывать удовлетворение от совместной работы. Дать рекомендации родителям о способах разрешения детских конфликтов. Приобщить родителей к созданию в группе огорода, знакомству детей с растениями, уходу за ними. |
Апрель. | День смеха. Наглядная информация: от детей «Смешинки от детей!». Совместная подготовка к театральной неделе. Консультация «Дисциплина на улице – залог безопасности». Музыкально–спортивный праздник на улице вместе с родителями: "Весну встречаем - здоровьем тело наполняем!". Оформление папки-передвижки «Весна».
| Продолжать приобщать родителей к активной жизни в группе и умению совместно с детьми проводить отдых, праздники. Знакомство с требованиями программы воспитания и обучения в детском саду по правилам дорожного движения разработка методического обеспечения. Развивать желание у родителей участвовать в групповых делах и развлечениях, воспитывать заинтересованность и инициативу. Расширить представление детей и родителей о времени года «весна». |
Май. | Фольклорные посиделки с родителями «В гостях у бабушки Арины». Итоговое родительское собрание: "Как повзрослели и чему научились наши дети за этот год. Организация летнего отдыха детей". Семейная акция «Мы выходим на субботник». Анкетирование «Что вы ждете от детского сада в будущем году?» | Провести весёлый фольклорный праздник с участием мам, пап, порадовать их детскими песнями, танцами, совместными играми, воспитывать чувство гордости к родным. Дать информацию об успехах детей на конец учебного года, подготовить родителей к началу следующего года. Дать возможность обдумать и предложить новые виды деятельности на следующий год. Привлечь родителей к подготовке летнего оздоровительного участка. Посадка цветника. Нацелить родителей проявлять особое внимание к особенно подвижным детям в весенний пожароопасный период по их безопасному поведению. Выявить у родителей их удовлетворенность работой детского сада |
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения рабочей программы.
Мониторинг детского развития проводится два раза в год (в сентябре , мае). В проведении мониторинга участвуют педагоги, психологи и медицинские работники. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.
Мониторинг образовательного процесса.
Мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образовательной программы) проводится педагогами, ведущими все виды образовательной деятельности с дошкольниками. Он основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов, которые описаны в каждом разделе образовательной программы.
Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом. Данные о результатах мониторинга заносятся в Диагностическую карту в рамках образовательной программы.
Анализ карт развития позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию образовательного процесса в группе детского сада.
В целях предотвращения переутомления воспитанников во время мониторингового исследования занятия не проводятся.
Итоговые результаты освоения Программы
Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения описывают интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы:
- Изображает предметы путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов.
- Передает несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов.
Выделяет выразительные средства дымковской и филимоновской игрушки. Украшает силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи.
Лепка. Создает образы разных предметов и игрушек, объединяет их в коллективную композицию; использует все многообразие усвоенных приемов лепки.
Аппликация.
- Правильно держит ножницы и умеет резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник); вырезать круг из квадрата, овал—из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы.
- Аккуратно наклеивает изображения предметов, состоящие из нескольких частей. Составляет узоры из растительных форм и геометрических фигур.
- Понимает и употребляет слова - антонимы; умеет образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница—сухарница).
- Умеет выделять первый звук в слове. Рассказывает о содержании сюжетной картинки.
- С помощью взрослого повторяет образцы описания игрушки.
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
- Может назвать любимую сказку, прочитать наизусть понравившееся стихотворение, считалку.
- Рассматривает иллюстрированные издания детских книг, проявляет интерес к ним.
- Драматизирует (инсценирует) с помощью взрослого небольшие сказки (отрывки из
сказок).
- Называет разные предметы, которые окружают его в помещениях, на участке, на улице; знает их назначение.
- Называет признаки и количество предметов.
- Называет домашних животных и знает, какую пользу они приносят человеку.
- Различает и называет некоторые растения ближайшего окружения. Называет времена года в правильной последовательности. Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе.
- Различает, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные
особенности (цвет, размер, назначение).
- Умеет считать до 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «Скольковсего?».
- Сравнивает количество предметов в группах на основе счета (впределах5),а также
путем поштучного соотнесения предметов двух групп (составления пар); определять, каких предметов больше, меньше, равное количество.
- Умеет сравнивать два предмета по величине (больше—меньше, выше—ниже, длиннее—короче, одинаковые, равные) на основе приложения их друг к другу или наложения.
- Различает и называет круг, квадрат, треугольник, шар, куб; знает их характерные отличия.
- Определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе (вверху— внизу, впереди—сзади); умеет двигаться в нужном направлении по сигналу: вперед и назад, вверх и вниз (по лестнице).
- Определяет части суток.
- Объединяясь в игре со сверстниками, может принимать на себя роль, владеет способом ролевого поведения.
- Соблюдает ролевое соподчинение (продавец—покупатель) и ведет ролевые диалоги. Взаимодействуя со сверстниками, проявляет инициативу и предлагает новые роли и действия, обогащает сюжет.
- В дидактических играх противостоит трудностям, подчиняется правилам.
- В настольно-печатных играх может выступать в роле ведущего, объяснять сверстникам правила игры.
- Адекватно воспринимает в театре (кукольном, драматическом) художественный образ.
- Имеет простейшие представления о театральных профессиях.
Библиография:
1. Программа «Воспитания и обучения в детском саду» /под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой
2. «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
3. «Я и мое тело» (тематический словарь в картинках), С.Е.Шукшина, М: Школьная Пресса, 2004г -48с.
4. Аверина И.Е. «Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ», М: Айрис – пресс, 2005г – 144с.
5. Береславский Л., БереславскаяА., «Современные игровые методы развития интеллекта», М: Школьная Пресса, 2010г – 80с.
6. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. «Раз – ступенька, два ступенька» М: « Баласс», 2005г – 256с.
7. Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми 6-7 лет», , Воронеж: ЧП Лакоценин С.С.,2006г – 117с.
8. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е. «Здравствуй, мир», , М: «Баласс», 2003г – 304с.
9. Коломина Н.В. «Занятия по экологии в детском саду», М: ТЦ Сфера, 2010г – 144с.
10. Аджи А.В. «Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада», Воронеж ТЦ «Учитель», 2006г – 333с.
11. Шумаева Д.Г. «Как хорошо уметь читать», СПб: «Детство – Пресс», 2003г -181с.
12. Павлова Л.Ю. « Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром», издательство «Мозаика-Синтез» 2011г – 80с.
13. Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», М: Гуманитар. Издат. Центр ВЛАДОС, 2006г –
14. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду», М: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА». 2009г – 208с.
15. Долженко Г.И. «100 Оригами»,, Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1999г – 224с.
16. Краснощекова Н.В. « Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста» (Школа развития), Ростов н/Д: издательство «Феникс» 2007г – 251с.
17. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста», Л.А.Венгер, О.М.ДьяченкоМ: Просвещение, 1989г – 127с.
18. Артемова Л.В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников» М: Просвещение 1992г – 96с.
19. Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. ТЦ Сфера, 2010г – 208с.
20. Авдеева Н.Н., .Князева О.Л. «Безопасность» , «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2002г -144с.
21. Шорыгина Т.А. «Основы безопасности», М: ТЦ Сфера, 2006г –
22. Куцакова Л.В. « Конструирование и художественный труд в детском саду», ООО «ТЦ Сфера»2005 – 212с.
23. Жучкова Г.Н. «Нравственные беседы с детьми», ООО «Издательство ГНОМ», 2006г – 64с.
24. Потапова Т.В. «Беседы с дошкольниками о профессиях», ООО «ТЦ СФЕРА», 2008г –
25. Мулько И.Ф. «Развитие представлений о человеке в истории и культуре», ТЦ Сфера, 2009г – 112с.
26. Данилина Г.Н. «Дошкольнику – об истории и культуре России», «АРКТИ», 2004г – 184с.
27. Журнал «Воспитатель ДОУ», ООО «ТЦ СФЕРА», 9 – 2011г – 126с.
28. Ковалько В.И. «Азбука физкультминуток для дошкольников» М.:ВАКО, 2005г – 176с. (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
29. Степаненкова Э.Я. «Сборник подвижных игр», М,:МОЗАМКА-СИНТЕЗ, 2011г – 144с.
30. Анищенкова Е.С. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», М: АСТ: Астрель, 2006г -61с.
31. Узорова О.В. «Игры с пальчиками», М:, АСТ: Астрель,2006г – 124с.
32. Анищенкова Е.С. «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников», М,: АСТ: Астрель, 2007г – 58с.
33. Семенака С.И. «Уроки добра», М,: АРКТИ, 2005г -80с.
34. Пазухина И.А. «Давай познакомимся», СПб,: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004
35 «Как обеспечить безопасность дошкольников» . К.Ю.Белая,.В.Н.Зимонина, М,: Просвещение. 2004г – 94с.
36. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. «Неизведанное рядом», М,. ТЦ «СФЕРА», 2001г – 196с.
37. Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада» Воронеж: ИП Лакоценин С.С. 2009. – 666с.
38. Программа экологического образования детей «Мы». Н.Н. Кондратьева, Т.А. Шиленок, Т.А. Маркова.
- Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева, Н.Н. Авдеева.СПб: Детство –пресс,2006 -240с.
- Программа «Я- человек» С.А. Козлова.
- Практический курс математики для дошкольников. Раз-ступенька, два-ступенька. Л.Г. Петерсон., Е.Е. Кочемасова, Ювента, 2010,224с.
- Журова Л.Е., Варенцова Н.С., ДуроваН.В., Невская Л.Н. «Обучение грамоте».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебная программа средняя группа программа"Развитие"
Данная программа разработана с учетом современных требований ФГТ. Программа предназначенна для среднегодошкольного возраста....
Рабочая программа средней группы по программе "От рождения до школы"
Рабочая программа составлена для организации воспитательно-образовательного процесса воспитателей группы с детьми среднего дошкольного возраста (с 4 до 5,5 лет), обеспечения гарантии...
Рабочая программа средней группы (по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.)
Рабочая программа воспитателя Средней группы №2 «Разноцветные бабочки» Плосковой Ирины Николаевны на 2016-2017 учебный годКалендарно-тематическое планирование(п...
Рабочая программа средней группы №11 (от 4 до 5 лет) (приложение к образовательной программе дошкольного образования)
Рабочая программа средней группы (далее Программа) спроектирована на основе образовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Д...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА средней группы №10 «Брусничка» на 2019-2020 учебный год рабочая программа (средняя группа)
Рабочая программа по развитию детей средней группы № 1 разработана в соответствии с ФЗ от 29.12.112 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе образовательной программы Д...
Годовой перспективный план работы с родителями воспитанников средней группы на 2021 – 2022 учебные года. рабочая программа (средняя группа)
Годовой перспективный план работы с родителями воспитанников средней группы на 2021 – 2022 учебные года.рабочая программа (средняя группа)Цель: Создание условий для взаимодействия с ...
Годовой перспективный план работы с родителями воспитанников средней группы на 2022 – 2023 учебные года. рабочая программа (средняя группа)
Годовой перспективный план работы с родителями воспитанников средней группы на 2022 – 2023 учебные года.рабочая программа (средняя группа)Цель: Создание условий для взаимодействия с ...