Выступление на ГМО заведующих
материал
Вопрос создания предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта, в котором главное – не результат, а условия. Условия – это социальная ситуация развития ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pprs.docx | 28.09 КБ |
Презентация "Особенности организации ППРС дошкольников в условиях введения ФГОС" | 2.23 МБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию Администрации Городского округа Подольск
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №57 «Ладушки»
Городское методическое объединение
заведующих
Конспект выступления
«Особенности организации интерактивной предметно-развивающей среды дошкольников в условиях введения ФГОС ДО»
Подготовила:
заведующий высшей квалификационной категории
Логачёва Евгения Юрьевна
Г.о. Подольск, 2017
Выступление на ГМО заведующих
«Особенности организации интерактивной предметно-развивающей среды дошкольников в условиях введения ФГОС ДО»
Вопрос создания предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта, в котором главное – не результат, а условия. Условия – это социальная ситуация развития ребёнка.
На основе анализа современных разработок и исследований, выделим ряд проблем, которые присутствовали при организации предметно- развивающей среды в ДОУ:
1. Сохранение и иногда доминирование традиционного или формального подхода к определению способов организации пространства
2. Некоторая стихийность (иногда однонаправленность) при отборе игровых и учебно-методических пособий, материалов
3. Недооценка необходимости использования разных материалов и пособий, что может привести к обеднению детского опыта.
4. Непродуманность и нерациональная организация, создание среды не как целостного пространства, а как механической суммы зон и уголков, что дезорганизует детей, приводит к повышению тревожности и нарастанию признаков утомляемости.
5. Жесткое зонирование пространства, статичность среды, что провоцирует снижение интереса дошкольников к ее освоению.
6. Нарушение эстетической гармонии в оформлении
7. Непонимание изменения пространства современного ребенка. Необходимо создавать пространство, интересное современным детям, спроектированное с учетом их интересов и субкультуры.
Оценивая работу по созданию предметно-развивающей среды в период аттестации ДОУ, эксперты часто отмечали ряд нерешенных проблем:
- среда не отражает идеи и философию программ и технологий, реализуемых в ДОУ;
- слабо реализуются в оснащении среды идеи развивающего обучения и личностно ориентированная модель взаимодействия воспитателя и ребенка;
- среда в ДОУ чаще всего статична, не мобильна. Дети не принимают участие в проектировании и изменении среды.
- оснащение тематических «уголков» и «центров» носит выставочный характер, при этом мало используются продукты детской и совместной деятельности воспитателя и ребенка;
- ребенок малоактивен и не самостоятелен во взаимодействии со средой (существуют необоснованные запреты и регламенты в использовании оборудования и помещений).
Сравним понятия
предметно ‐ развивающая среда | интерактивная предметно ‐ развивающая среда: |
это система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования. | Трансформирующаяся среда, которая обеспечивает взаимодействие участников образовательного процесса. Материалы и оборудование создают оптимально насыщенную, целостную, многофункциональную среду структурными составляющими являются:
информационный компоненты;
В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность как отдельных воспитанников, так и всех детей группы |
Учитывая то, что участниками взаимодействия являются взрослый – ребенок (дети); ребенок – ребенок, интерактивность среды раскрывает характер и степень взаимодействия между ними, формирует между ними обратную связь. Большую роль в этом играет взаимообучение детей.
При создании интерактивной предметной среды важными являются автодидактические игрушки и игровые пособия, направленные на развитие сенсомоторных координаций детей и формирование у них адекватных сенсорных эталонов и способов ориентировочных действий.
Целью формирования интерактивной развивающей среды является обеспечение: максимальной реализации образовательного потенциала пространства; полноценного общения и совместной деятельности детей и взрослых; реализации различных общеобразовательных программ.
Важно отметить, что при создании такой среды необходимо осознанно решить вопрос о перспективах введения инклюзивного образования.
Проектирование РППС ДОО возможно различными способами. Достаточно эффективным является системно‐функциональный подход,
главная задача которого – выявление именно функциональных требований к составляющим интерактивной развивающей среды, а не к их техническим или иным характеристикам. Ярким примером является функциональное требование «обеспечить возможность демонстрации информации».
В зависимости от возможностей ДОО данное требование может быть реализовано через использование меловой доски, телевизора, экрана с проектором, интерактивной доски и т.п.
При формировании РППС ДОО необходимо обеспечить наличие компонентов для всех видов детской активности, повышая содержательную насыщенность игровой среды. Однообразие игр и игрушек опасно, оно не способствует разностороннему развитию ребенка.
Должны присутствовать элементы из разных материалов для развития тактильных ощущений, сенсомоторных навыков, а также разнообразные по содержанию игры, направленные на развитие памяти, внимания, мышления, усидчивости и т.д. РППС ДОО должна обеспечивать возможность гибкого зонирования и оперативной адаптации к образовательной ситуации, обеспечивая реализацию различных видов активности детей, их самовыражения и эмоционального благополучия.
Учитывая вышесказанное, при создании интерактивной игровой среды в условиях введения ФГОС основной задачей нашего ДОУ стало: совместить в едином развивающем пространстве традиционные игры, игрушки с ярким и наглядным материалом и современные технологии. Это и стало отправной точкой для работы над целым направлением.
Говоря о создании интерактивной предметно-развивающей среды, встаёт вопрос о финансировании дошкольного учреждения. Наряду с выделением средств из регионального бюджета на приобретение оборудования, мы коллективом обратились к депутату городского совета с приобретением для дошкольного учреждения блока занятий «Математика 5-7 лет», который является составной частью комплекса «Играй и развивайся». Это авторская разработка компании «Инновации детям». Так же от этой компании приобрели комплекс «Интерактивная доска», которая имеет функции интерактивной доски и является мобильной.
Комплекс «Играй и развивайся» это новая система обучения детей с применением передовых технологий. Он получил положительные отзывы от Министерства образования и науки РФ. Разработанное методическое пособие к комплексу соответствует ФГОС. В комплекс входят 4 блока занятий – «Развитие речи», «Окружающий мир», «Правила дорожного движения», «Математика 5-7 лет». В общей сумме более 70 занятий. Разработан для детей 3-7 лет. Это комплекс привлёк внимание тем, что управление осуществляется жестами рук, позами и положением частей тела. Взаимодействие происходит бесконтактно. Выполнение заданий происходит при физической активности ребёнка на удалении экрана.
Изучив методическое пособие этого комплекса и познакомив с ним педагогический коллектив, на пед.совете было принято решение о создании рабочей группы по разработке проекта по внедрению данного комплекса в образовательный процесс ДОУ.
Назвали проект «Двигаясь, познаём», цель проекта определили: повышение познавательной активности дошкольников путём использования в образовательной деятельности подвижных интерактивных заданий в условиях реализации ФГОС.
Основная идея проекта - Внедрение и использование во время образовательной деятельности с дошкольниками интерактивного комплекса подвижных развивающих занятий «Играй и Развивайся». Это яркие и красочные занятия с использованием датчика Kinect, который считывает движения детей и картинки на экране телевизора или проектора приходят в движение. Двигается ребёнок – двигается картинка. Благодаря этой технологии дети не сидят у монитора, они находятся далеко от экрана, не портят зрение и осанку, а познают окружающий мир и считают в движении.
Разработка и реализация проекта «Двигаясь, познаём» обеспечивает инновационный характер в соответствии с требованиями 21 века.
Это перспективный путь в обогащении и разнообразии детской деятельности, которая является основой для развития способностей ребёнка. С этим проектом наш детский сад в этом году участвовал в конкурсе региональных инновационных проектов Московской области и представили проект на премию Губернатора «Наше Подмосковье».
В нашем детском саду в реализации проекта принимают участие воспитанники с 5 до 7 лет в количестве 145 человек, педагоги - 16 человек и родители. До настоящего времени были проведены следующие мероприятия:
1. Приобретение инновационного оборудования
2. Проведение мониторинга дошкольников на выявление уровня познавательной активности
3. Разработка календарно-тематического планирования по комплексам.
4. Обучение педагогов работе с комплексом, проведение мастер-классов, консультаций
5. Внедрение интерактивных комплексов в практику.
Затраченные ресурсы:
Подготовка к реализации проекта - 4 месяца
Срок реализации проекта - 2 года
Приобретение комплекса интерактивных развивающих занятий «Математика 5-7 лет»
Приобретение комплекса "Интерактивная доска"
Автоматизация рабочих мест педагогов и игровых помещений
О результатах проекта говорить рано, старт проекта это январь 2017г., но наблюдая за воспитанниками во время образовательной деятельности уже с уверенностью можно говорить, что такие занятия вызывают у детей эмоциональный подъем, повышают мотивацию и познавательную активность, развивают мышление, память, координацию, воображение, обеспечивают хорошую подготовку к школе.
В заключении скажу, что интерактивная среда детского сада, как развивающая среда позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Дети с завидной легкостью овладевают способами работы с различными электронными, компьютерными новинками, но при этом важно построить образовательный процесс так, чтобы они не попали в зависимость от компьютера, а ценили и стремились к живому, эмоциональному человеческому общению!
В развитии ребенка образование и среда играют большую роль, чем наследственность… Вопрос в том, какое образование и какая среда лучше всего развивают потенциальные способности ребенка.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основные проблемы организации среды 1. Доминирование традиционного 2. Однонаправленность при отборе пособий, материалов 3. Недооценка использования разных материалов 4. Создание среды как механической суммы зон и уголков 5. Статичность среды
6. Нарушение эстетической гармонии в оформлении 7. Среда не отражает идеи программы 8. Слабо реализуется модель взаимодействия воспитателя и ребёнка 9. Дети не принимают участия в проектировании и изменении среды 10. Оснащение тематических уголков носит выставочный характер 11. Ребенок малоактивен и не самостоятелен во взаимодействии со средой
Взаимодействие участников образовательного процесса Ребёнок Ребёнок (дети) Взрослый Ребёнок (дети)
Интерактивные игрушки и игровые пособия, ИКТ
Интерактивный комплекс «Играй и развивайся»
Проект «Двигаясь, познаём» Решение педагогического совета о создании рабочей группы по внедрению комплекса
Цель проекта : Повышение познавательной активности дошкольников путём использования в образовательной деятельности подвижных интерактивных заданий в условиях реализации ФГОС Идея проекта: Внедрение и использование во время образовательной деятельности с дошкольниками интерактивного комплекса подвижных развивающих занятий
Охват аудитории проекта: Воспитанники МДОУ – 145 детей Педагогический состав – 16 человек Родительская общественность – 178 человек
В развитии ребенка образование и среда играют большую роль, чем наследственность… Вопрос в том, какое образование и какая среда лучше всего развивают потенциальные способности ребенка. Массару Ибука (автор книг по раннему развитию детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на ГМО сташих воспитателей, зам.заведующих:"Использование здоровьесберегающих технологий в условиях ФГТ"
Использование здоровьесберегающих технологий , направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, на повышение результативности воспитательно-образовательного процесса....
Выступление на заседании районного методического объединения заведующих МБДОУ Буинского муниципального района по теме: "Достижения МБДОУ в сфере здоровьесбережения на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с родителями"
Выступление на семинаре заведующих по теме: Работа с родителямипо использованию здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении....
Выступление на семинаре заместителей и заведующих "Рекомендации по заполнению карты результативности педагогов, реализующих программы дошкольного образования"
Данное выступление на семинаре может быть полезно для педагогов, аттестующихся на первую квалификационную категорию. Материал представлен экспертом городской аттестационной комиссии города Югорска, ХМ...
Выступление на Ресурсном центре для заместителей заведующих ДОУ. Тема: «Использование проектного метода в условиях коммуникативного развития дошкольников»
«Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью»Л. Н. ТолстойСоздание современной системы дошкольного образования, ориентированного на полноценное развитие личности ...
Выступление на совещании заведующих по теме: «Работа МДОУ ДС № 23 «АЛЕНУШКА» по реализации приоритетных направлений государственной политики в сфере дошкольного образования»
Одной из задач дошкольного образования озвученной в Указе президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» является: создание...
Презентация музыкального руководителя для выступления на семинаре заведующих детских садов
laquo;АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКИ»...
Выступление на семинаре заведующих детских садов
laquo;Адаптация детей раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения через использование музыки»...